Научная статья на тему 'В России и СНГ легально действуют ваххабитские центры'

В России и СНГ легально действуют ваххабитские центры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петров Александр

"НГ-религии", М, 6 октября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В России и СНГ легально действуют ваххабитские центры»

ислама, реанимация идеи Самуэля Хантингтона о столкновении цивилизаций не вызвали среди российских мусульман роста радикальных настроений и не разрушили этно-конфессионального консенсуса.

Россия подтверждает свой статус поликонфессионального государства, а ее руководство при удобном случае подчеркивает, что наличие в России почти 20-миллионного мусульманского меньшинства, наличие на ее территории так называемого мусульмано-христианского пограничья, непосредственное соседство с мусульманскими странами и давние с ними связи позволяют говорить не просто о специфических российско-мусульманских отношениях, но также и о том, что Россия может быть признана своеобразной частью исламского мира. Свидетельством тому, например, стало сделанное в августе 2003 г. российским президентом Владимиром Путиным во время его визита в Малайзию заявление о готовности РФ вступить в качестве наблюдателя в Организацию Исламская конференция. Заявление это тотчас же было поддержано Советом муфтиев России, который рассчитывает, что членство РФ в ОИК будет иметь позитивное значение для российских мусульман.

«Информационный бюллетень ФМС», М., 2004 г., № 1(19), с. 42-56.

Александр Петров,

журналист

В РОССИИ И СНГ ЛЕГАЛЬНО ДЕЙСТВУЮТ

ВАХХАБИТСКИЕ ЦЕНТРЫ

Заявления о существовании ваххабитских центров, действующих под носом у спецслужб, стали раздаваться сразу после обострения политической ситуации на Северном Кавказе. К сожалению, процесс радикализации российского ислама длительное время оставался за рамками внимания не только российских спецслужб, но и ученых-исламоведов. Из целого ряда регионов России постоянно поступают сообщения о проведении летних лагерей, где под видом обучения основам ислама ведется идеологическая обработка молодежи. Причем в последнее время речь все чаще идет о регионах, где традиционный ислам никогда не был связан с радикализмом.

Профилактика исламского экстремизма осложнена целым рядом обстоятельств. В частности, в российском исламе отсутствует централизация, что приводит к конфликтам между разными региональными духовными лидерами, обвиняющими друг друга в экстремизме. Например, в Кабардино-Балкарии (КБР) действуют две параллельные структуры - Духовное управление мусульман КБР и Мусульманская община КБР, объединяющая несколько тысяч человек. В адрес общины, находящейся в оппозиции к официальному Духовному управлению мусульман, постоянно звучат обвинения в радикализме.

В России на законодательном уровне предпринимались попытки ограничить распространение ваххабизма. Например, в апреле 2004 г. заместитель генпрокурора РФ Владимир Колесников предложил ввести уголовную ответственность «за ваххабизм». Однако председатель комитета Госдумы РФ по законодательству Павел Крашенинников отнесся к подобной идее крайне негативно. Поправки в Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещающие деятельность ваххабитских сект и проповедников на территории России, в июне этого года были отклонены. Министерство юстиции России также не поддержало идею объявить приверженцев радикального исламского течения «вне закона». К нему присоединился и сопредседатель Совета муфтиев России, верховный муфтий Духовного управления мусульман азиатской части РФ Нафигулла Аширов. Он заявил, что инициатива о введении уголовной от-ветственности «за ваххабизм» абсурдна, хотя бы только потому, что пока не определено само это понятие. По его мнению, «принятие такого закона станет очень удобной дубинкой для правоохранительных органов, которые по мере своей симпатии или антипатии к тому или иному религиозному деятелю или мусульманину будут задерживать его и подвергать репрессиям». Подобного рода заявления, а такжеконтакты муфтия с генсеком Всемирной исламской лиги Абдуллахом ат-Турки вызвали волну обвинений в потворстве вах-хабизму со стороны духовных лидеров мусульман России.

На очередном заседании Совета безопасности Татарстана заместитель начальника УФСБ РФ Динар Хамитов заявил, что в крае действуют ваххабитские группировки, открыто занимающиеся вербовкой для чеченских бандформирований. Он назвал ряд районных центров республики, превратившихся, по его мнению, в оплот ваххабизма. О проведении летних лагерей по подготовке ваххабитов и о

том, что их поддерживают некоторые чиновники районных администраций республики, рассказал в интервью газете «Новый регион» первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла хазрат Якупов. В Свердловской области тоже несколько лет подряд проводятся исламистские летние лагеря, где активно распространяется экстремистская литература. Об этом заявил руководитель регионального Духовного управления мусульман муфтий Сибгатулла Хаджи. Чтобы помешать деятельности ваххабитов, в Екатеринбурге, в частности, планируется увеличение числа мусульманских воскресных школ, а также выпуск просветительской литературы.

Недавно Духовное управление мусульман Крыма приняло решение отправить в отставку имама мечети «Кебир-Джами» Руслана Мустафаева из-за его связи с радикальной организацией «Хизб ут-Тахрир». Председатель крымско-татарского меджлиса (совета) Мус-тафа Джемилев ранее неоднократно заявлял об укреплении позиций исламистов в Крыму при полном попустительстве властей. Видимо, в этой же связи меджлис заявил о своем решении взять под свой контроль все мечети Крыма.

После трагических событий в Беслане одной из мер по борьбе с распространением радикальных идей среди российских мусульман стало решение некоторых региональных муфтиятов назначать только лояльных к официальным Духовным управлениям имамов. Однако это едва ли приведет к улучшению сложившейся ситуации, так как имамы, стоящие в оппозиции, будут действовать нелегально.

Отметим, что чрезмерное рвение в борьбе с распространением ваххабитской литературы иногда приводит и к откровенным перегибам. Недавно Экспертный совет Духовного управления мусульман Дагестана в целях предотвращения экстремистской деятельности в республике принял решение запретить распространение и продажу «всех дословных переводов Корана, начиная с переводов Крачков-ского и заканчивая переводами Валерии Пороховой». Речь идет о самых известных переводах Корана на русский язык, сделанных признанными учеными-востоковедами.

Распространению ваххабизма среди российских мусульман способствуют тяжелое экономическое положение населения, а также отсутствие необходимых средств у региональных муфтиятов для ведения образовательной деятельности, направленной на развитие традиционного ислама. Сложившаяся ситуация служит пока беспрепятст-

венному проникновению радикальных течений ислама в Россию, что приводит к появлению все новых очагов напряженности.

«НГ-религии», М, 6 октября 2004 г.

Александр Хинштейн,

журналист

ПРИГОВОРЕНЫ К СВОБОДЕ

Мы никогда не замочим террористов в сортирах. И Басаева с Масхадовым нам тоже не поймать никогда. Не из-за того вовсе, что спецслужбы работают плохо; нормально работают, не хуже западных (хваленые янки ищут бен Ладена который год). Вся проблема в этих самых сортирах. Только загонишь туда террориста, только приготовишься мочить - глядь, а его уже и след простыл.

Бой с терроризмом подобен бою с тенью. Арестовать боевика -пусть даже на месте преступления - совсем не значит его обезвредить. Потому что главное оружие террористов - это не пулеметы и автоматы, а деньги. И перед таким оружием ни прокуроры, ни милиционеры, ни судьи устоять не в силах.

Страшная, сенсационная арифметика Беслана: как выясняется теперь, пятерых из восемнадцати опознанных террористов спецслужбы уже задерживали прежде. Всех их брали с поличным, но почему-то, при таинственных и престранных обстоятельствах, они неизменно обретали свободу. Еще пятеро участников теракта находились в розыске за другие преступления, однако найти их не смогли...

Когда, сразу после Беслана, газеты стали писать, что кто-то из террористов раньше уже попадал за решетку, официальные лица — представители прокуратуры, ФСБ — не проронили ни слова. А что они, собственно, могли возразить в ответ? Признать, что на бандитов работают те, кто обязан против них воевать? Расписаться в собственном бессилии?

Еще в сентябре 2004 г. группа депутатов Комитета по безопасности Госдумы — и я в их числе — направили запросы в МВД, Генпрокуратуру и ФСБ. Мы хотели знать, правду ли писали газеты; были ли среди захватчиков Беслана отпущенные спецслужбами люди? Мы получили ответы. МВД и Генпрокуратура подтверждают: двое террористов уже привлекались к уголовной ответственности. Один был освобожден прокуратурой «вследствие изменения обстановки» (!).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.