Научная статья на тему 'В. Р. Аронов. Театрализация восприятия предметной среды: дизайн в формировании художественной ауры'

В. Р. Аронов. Театрализация восприятия предметной среды: дизайн в формировании художественной ауры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. Р. Аронов. Театрализация восприятия предметной среды: дизайн в формировании художественной ауры»

В.Р. Аронов

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ: ДИЗАЙН В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ АУРЫ*

Функциональные предметные формы, которые не были изначально созданы как произведения искусства, способны аккумулировать в себе духовное начало, вложенное в них людьми, которое то приоткрывается, то на время исчезает из поля нашего зрения. Например, маски, которые надевали актеры во время спектакля в античном театре, поражали зрителя острой выразительностью и создавали вокруг себя активную художественную ауру. Но как только их по окончании спектакля снимали, они сразу же превращались в обычный постановочный реквизит.

Предметные формы, созданные людьми, обладают и другой удивительной способностью - надолго сохранять в своем материальном облике память об окружавшей их когда-то жизненной ауре. Например, проходя по улицам античных Помпей, обращаешь внимание на две глубокие параллельные линии, встречающиеся в их каменных настилах. Вначале они кажутся дефектами старого, потрескавшегося камня. Но когда объясняют, что это следы от древних повозок и что ширина между ними исторически сохранилась до наших дней в западной железнодорожной колее, их простая геометрия вдруг окутывается аурой непрерывной связи времен и эпох.

* Аронов В.Р. Театрализация восприятия предметной среды: Дизайн в формировании художественной ауры // Художественная аура: Истоки, восприятие, мифология. - М.: Индрик, 2011. - С. 251-268.

В.Р. Аронов

Вещи и интерьеры, создаваемые в наше время по всему миру бесчисленными дизайнерами в ультрасовременном стиле, несомненно, обладают сильно действующей аурой. Яркие, они сразу бросаются в глаза и обладают не только функциональными достоинствами, но и создают ощущение причастности к чему-то престижному. Этому способствует безудержная товарная реклама, повсеместно окружающая людей в городском пространстве, или, по-другому, театрализация восприятия предметных форм.

Широко распространившийся сегодня дизайн, с его мобильными телефонами, плазменными телеэкранами, компьютерами, средствами передвижения, современной мебелью и одеждой, стал неотъемлемой частью окружающей жизни. При этом стоит заострить внимание на дихотомии: функциональной утилитарности и одновременно ауры, обязательно возникающей вокруг наиболее удачных дизайнерских объектов, заставляющей воспринимать их как эстетически полноценные и даже как художественные произведения.

Дизайн начинает выступать как изначально креативная и даже главная сила в преобразовании пассивной материальной основы в активную предметную среду. Дизайнеры без всякого вмешательства художников создают невиданные по красоте предметные формы. Этим отличались первые паровозы, пароходы, аэропланы, автомобили, промышленные сооружения, многоэтажные здания на металлических каркасах.

В наши дни такая же ситуация наблюдается в связи с появлением компьютерных технологий, искусственных материалов с заранее программируемыми свойствами, а также с массовым переходом от аналоговой системы проектирования к цифровой.

Машинное формообразование позволило в ХХ в. достичь таких сложных форм и их ритмов, такой обработки поверхностей, которых нельзя добиться вручную, что, в свою очередь, серьезно повлияло на совершенно новые, небывалые ранее представления об их красоте - по-настоящему красиво то, что соединено с функциональностью.

В результате развития техники присущие ей новые формы достигли такого уровня, что начали сами создавать вокруг себя эстетически активную среду, сравнимую с художественно-образными возможностями искусства.

Театрализация восприятия предметной среды

На театрализацию восприятия предметной среды последнее время заметно влияет прямое сближение дизайна со сферой искусства, с инсталляциями и умело разыгрываемыми мизансценами на профессиональных дизайнерских выставках, а также любых зрелищных мероприятиях с участием современной техники, куда обязательно включаются так называемые «шоу-стопперы», привлекающие внимание необычностью форм и образных решений. Такое сближение дизайна и искусства получило наименование «DesignArt» (у нас его называют арт-дизайн). Те открытия, которые делали дизайнеры под влиянием научно-технического прогресса в самой системе формообразования, в цветовых решениях, в связях объектов с окружающей средой, влияли на новые выразительные возможности, открывшиеся перед современным искусством. Таким образом, искусство воздействовало на сферу дизайна, а дизайн влиял на искусство.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.