Научная статья на тему 'Проблема формирования дизайнерского мышления'

Проблема формирования дизайнерского мышления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1006
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / ДИЗАЙНЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / DESIGN / VISUAL ARTS / CREATION / DESIGN THINKING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лугина Яна Александровна

В статье рассматриваются сущностные признаки дизайна как феномена культуры. Проводится сравнение дизайна с изобразительным искусством, в результате чего делается вывод о различии данных феноменов с позиций их цели, функций, форм бытия. В статье предлагаются принципы дизайнерского мышления: концептуальность, диалоговость, модульность. Статья определяет круг проблем, связанных с педагогикой дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of designer's cogitation formation

In the article the essence features of design as a phenomenon of culture are considered. There are compared design and visual art. Basing on that comparison it is made conclusion about difference between given phenomenon from the point of aim, functions, forms of existence. In the article are suggested the principles of designer's cogitation: conceptuality, dialogism, modularity. The article defines several issues, concerned with pedagogic design.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования дизайнерского мышления»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011

УДК 378:745/749

Я. А. ЛУГИНА

Омский государственный технический университет

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ____________________________________

В статье рассматриваются сущностные признаки дизайна как феномена культуры. Проводится сравнение дизайна с изобразительным искусством, в результате чего делается вывод о различии данных феноменов с позиций их цели, функций, форм бытия. В статье предлагаются принципы дизайнерского мышления: концептуальность, диалоговость, модульность. Статья определяет круг проблем, связанных с педагогикой дизайна.

Ключевые слова: дизайн, изобразительное искусство, творчество, дизайнерское мышление.

Дизайн — новомодное образование в системе нашей культуры. Возможно, именно поэтому не утихают споры о том, что же такое дизайн — искусство или что-то совершенно другое. Собственно, это вопрос понимания объекта и предмета дизайна, который вытекает в вопрос, чему и как учить будущих дизайнеров? Этот вопрос поднимался например в трудах Быстровой Т.Ю., Глазычева В. [1—3]. Попробуем разобраться в этом. Сторонники того, что дизайнеры в первую очередь художники, обычно приводят в качестве доказательства следующие положения:

— дизайнер рисует, то есть выражает свои мысли с помощью изобразительных средств;

— дизайнер пользуется фактически тем же языком, что и художник (линия, цвет, пятно и т.д.).

Это верно, но лишь отчасти. Дизайн и изобразительное искусство, так же как художественная гимнастика и балет, — абсолютно разные области культуры. Несомненно, у них есть генетическая связь. Так же как гимнастика родилась из танца Айседоры Дункан, так и дизайн родственно связан с изобразительным искусством. К сожалению, часто забывается, что новообразование не является продолжением, это отдельное явление, новый организм, рожденный с определенной целью.

Рассмотрим дизайн и искусство именно с этой точки зрения. Какова цель изобразительного искусства и дизайна, сходны ли они? Целью изобразительного искусства является создание художественного образа на основе чувств, переживаний и понимания мира художником. Достигается это с помощью изобразительно-выразительных средств искусства, своеобразного языка. Таким образом, главной ценностью в изобразительном искусстве является образность и степень ее достижения. Нас интересуют именно те образы, которые создал в своем произведении художник. Тут необходимо отметить, что образность достигается средствами изобразительного искусства, и материал, наряду с линией, пятном и т.д. лишь такое средство. Материал — способ достижения образности. То есть, задумывая идею произведения, художник продумывает образ, который наилучшим образом донес бы его идеи зрителю. В это время сразу определяется и выбор материала, который с этим образом неразрывно связан. От того, насколько правильно художник подобрал материал, будет зависеть и то, насколько он смог донести свои идеи в этом образе до зрителя.

Цель дизайна явно не лежит в этой плоскости. В дизайнерской вещи мы ценим удобство, красоту,

комфортность. Да, замечательно если внешним видом вещи можно наслаждаться и получать эстетическое удовольствие, если в ней присутствует некая образность, но если вещь неудобна в использовании, сложна, громоздка, то ценность ее практически нулевая. Для понимания цели дизайна обратимся к этимологии термина. «Дизайн» в переводе с английского — проектировать, чертить, задумать. Этот термин обозначает процесс проектирования предметного мира, среды, а также продукты этого проектирования. Дизайн возник в начале XX века, в эпоху стихийного становления предметной среды как явления, обладающего визуальными и функциональными свойствами. Он и призван был решить проблему соединения в одной вещи обоих свойств, то есть проблему рационального построения предметного мира таким образом, чтобы существование и функционирование человека в этом мире было наиболее комфортным. Таким образом, цель дизайна — проектирование предметной среды обладающей эстетическими свойствами и помогающей решать социально-технические проблемы комфортной жизнедеятельности людей. Можно сказать, что дизайн — это эстетическое формообразование, а изобразительное искусство — образное творение личностного мира. Проблема образа в дизайне также существует, и решается она практически теми же средствами. Существует лишь одно отличие — соподчиненность образа и средств выразительности. В отличие от изобразительной деятельности образ диктует выбор этих средств, и в первую очередь материала. Если для художника материал не является столь важной составляющей образности (мы знаем множество примеров сельских пейзажей, выполненных разным материалом и в разных техниках), то для дизайнера материал является основой создания самой вещи. Невозможно представить стул для обстановки в стиле кантри, выполненного из цветного пластика или металла. Также и изысканные линии в стиле модерн, или сочетание белого и золотого будут разрушать образ сельской простоты. В соответствии с этим уместнее было бы говорить применительно к дизайну не об образе, а о формообразовании, архитектонике, которые предполагают некую образность.

Также стоит рассмотреть и взаимодействие творца (художника или дизайнера) и зрителя. Изобразительное искусство не предполагает диалога со зрителем. Искусство является откликом, ответом художника, творца на потребность в самореализации. Воспринимающий то или иное произведение искусства пытается по-своему понять идею автора,

насладиться красотой, мастерством или проникнуть в более глубокие слои образа, в зависимости от уровня культуры, развитости, возраста и т.д. Если ему не нравится произведение, свое мнение он не может донести до автора, которому это мнение, по большому счету, безразлично. Автор высказывает свои идеи, свое понимание происходящего и свое отношение к нему. Его творчество заключается в том, что он дает импульс к творчеству зрителя, которое проявляется в творческом восприятии произведения и знаменующее создание нового мыслительного продукта в сознании этого зрителя. Дизайн — это всегда диалог, ответ на утилитарно-духовную потребность другого человека. Дизайнер не может игнорировать мнение зрителя, поскольку дизайн является частью маркетинговой системы. Вещь, не получившая одобрения у зрителя-покупателя, снимается с производства, и о ней вскоре забывают. Дизайн является примером сотворчества дизайнера и покупателя и носит материальный характер. Часто дизайн тесно связан с мнениями обычных людей: заказчик интерьера, редактор журнала, рекламодатель. В этом диалоге формируется массовая культура. Тиражность, фактически уничтожающая ценность произведения искусства, является признаком популярности произведения дизайнерской мысли. Цели изобразительного искусства и дизайна, следовательно, лежат в совершенно разных плоскостях, обладающих лишь одной точкой соприкосновения — потребностью человека в эстетическом наслаждении. Этот вывод и позволяет говорить о том, что дизайн является не областью изобразительного искусства, а самостоятельным явлением в культуре, зародившимся на стыке науки, техники и искусства.

Для дифференциации этих явлений важно рассмотреть и материальность, а вернее было бы сказать материализацию предметов этих областей культуры. Произведение искусства ценно само по себе даже в том случае, если это незаконченная работа, набросок. Самодостаточность проявляется в двух вариантах. Во-первых, подлинный мастер проявляет свой талант и в беглых зарисовках, набросках, эскизах, которые выглядят как отдельное произведение искусства. Его талант проявляется в композиционном решении наброска, в характере линии, в цветопередаче и т.д. Во-вторых, ценность работ подобного плана заключается в том, что к ним прикасалась рука мастера, в некой ауре величия таланта автора. Искусству вообще свойственна некоторая недосказанность, незавершенность. В этом заключается особая ценность искусства. Искусство не конкретно, оно не дает однозначных ответов. Более того, считается большим плюсом, если при каждом контакте со зрителем он открывает у картины или скульптуры новое, более глубокое содержание, постепенно проникая в сложный замысел художника. Набросок, эскиз самодостаточен, даже если он и не будет затем реализован в материале. Для дизайна важна лишь та вещь, которая материализовалась, воплотилась в материале. Нет реализации — нет и вещи, нет ценности. В полной мере может существовать лишь предметно реализованная задумка. Незавершенность возможна лишь в том случае, когда есть необходимость в мобильной, готовой к видоизменению, трансформации форме. Так дизайнер интерьеров всегда оставляет некоторую возможность творчества будущих обитателей проектируемого жилища. Такая незавершенность диктуется диалогом дизайнера и потребителя, учетом его вкусов, образа жизни, мировосприятия. Во всех остальных случаях дизайнерская мысль обязана найти

воплощение, обрести форму, материальность. Дизайн конкретен, и он должен дать потребителю однозначный и конкретный ответ. Более того, этот ответ должен устраивать большинство потребителей. Массовость и анонимность являются важными показателями успешности вещи.

Важно ли, что дизайн и изобразительное искусство говорят на схожем языке? Да, важно. Но это не один и тот же язык, это лишь очень похожие языки, настолько похожие, что дизайнеры и художники довольно неплохо понимают друг друга. Но у языка дизайна есть связь и с языком техники, и с языком науки. Такая универсальность языка дизайна требует глубокого и многостороннего исследования. Одно можно сказать уже сейчас — разные языки формируют разный понятийный аппарат, действительно, та же линия в графике решает иные задачи, нежели в дизайне. В изобразительном искусстве линия создает образ, она является образующим элементом. В дизайне линия играет роль вспомогательного элемента, подчеркивающего функциональность предмета. Да, и в дизайне, и в графике линия вносит некий элемент декоративности, но в разной степени.

Раз цели и язык изобразительного искусства и дизайна разные, то и говорить о них как о едином целом нельзя. Но самое главное, разные дисциплины с разными целями должны и преподаваться по-разному. Из целеполагания вытекает и вопрос о содержании и методологии изучения этих предметов.

Также для преподавания важно выяснить и наличие разницы в творческом акте и в способе творческого мышления дизайнеров и художников. Можно предположить, что суть творчества у них принципиально разная. Разберемся в этом подробнее. Поскольку художественная деятельность по своей сути является деятельностью по созданию художественного образа, то и в основе творчества лежит художественно-образное отражение действительности. Подобное отражение может проявляться в разных формах. Творчество может опираться как на реалистическое восприятие окружающей действительности и ее понимание художником, так и на весьма специфические способы отражения окружающего и внутреннего мира творца. Отсюда и существование не только многообразия жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж и т.д.), но и его стилистическое многообразие (готика, модерн, супрематизм и т.д.). Эксперименты с изобразительным искусством особенно активно начали происходить в конце XIX века и к концу XX достигли практически полного отхода от реализма, от фактического копирования действительности. Художники уже не намекали, а в полный голос стали заявлять о личностном, философском понимании красоты и уродства, явлений, происходящих в реальности. Эта тенденция не уменьшила, а наоборот, усилила образность искусства. Усилилось и творческое восприятие действительности, как самими художниками, так и зрителями. Постепенно форма настолько уступила место содержанию, что в некоторых произведениях полностью исчезла.

Творчество в дизайне, наоборот, привязано именно к форме. Форма соединяет в себе две стороны вещи — утилитарные и эстетические. Эта интеграция позволяет человеку выйти за рамки физического существования и удовлетворения простейших биологических потребностей. Творчество в дизайне призвано создавать среду, позволяющую обеспечить целостность бытия человека. Можно сказать, что дизайн начинается там, где проходит граница между человеческим телом и предметным миром. Творчество

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011

в дизайне направлено на гармонизацию предметного мира: удобство и польза позволяют нам осваивать внешний и внутренний мир на физическом уровне, а осмысление эстетических качеств — на духовном уровне.

Творчество, являясь целенаправленным процессом, предполагает какой-либо конечный результат. В изобразительном искусстве результатом творчества является некое художественно-образное отражение мира в виде произведения искусства, своеобразный духовный объект, влияющий на умы и чувства многочисленных зрителей. Результат может лежать в области образования (влияние искусства на развитие личности), в области науки (история, общество-знание, мифология, химия, математика и т.д.), других видов искусства. Влияние этого результата на предметную среду опосредовано. Функции произведений искусства осуществляют задачи воспитания и образования личности, формирования духовного, нравственного, эстетического миропонимания. Результатом дизайна является некая форма, объект, влияющий не только на эмоционально-чувственную сферу человека, но и на его самоидентификацию, самоопределение. Целостная дизайнерская вещь является не только отражением личной концепции, мировоззрения, представления о мире и человеке автора, но и формирует все вышеперечисленное у потребителя этой вещи. Таким образом, дизайн осуществляет функцию эстетизации и гармонизации действительности. Результат дизайнерской деятельности влияет на предметную среду непосредственно, формируя и корректируя ее.

Анализ отличий изобразительного искусства и дизайна показал необходимость определения специфики мышления дизайнера. Дизайн, по своей сути, является проектной деятельностью, которая, в свою очередь, является ярким примером диалогичного мышления, обладающего такими качествами, как последовательность, логичность, способность к предугадыванию. Такой тип мышления формируется в процессе проектной деятельности, для которой также характерна диалогичность. Дизайнер редко работает в одиночестве. Даже если его основная работа происходит без участия посторонних, то периодическое обсуждение проекта с заказчиками все равно совершается. Именно в диалоге формируется представление об идеях, потребностях, привычках и т.д. заказчика и возможностях их реализации в проекте со стороны дизайнера. В процессе диалога оформляется предметность, материальность идей и задумок. Диалогичное мышление позволяет дизайнеру становиться на место потребителя, предугадывать его желания.

Другим важным качеством мышления дизайнера является модульность. Понятие модуля, или модульности обычно связывается с архитектурой или композицией в дизайне. Под модулем подразумевается некий элемент целого, многократно повторенный, отраженный как в целом, так и в его частях. В то же время модуль часто предстает в нашем понятии как некая единица размерности, которой так или иначе подчинены пропорции и композиция всех элементов. Таков модуль в теории золотого сечения или «Моду-лор» Ле Корбюзье. Понятие модульности получает особое развитие в эпоху коренного изменения сути искусства вообще и его объемно-пространственных видов, которое происходит в новейшее время, когда смысловая основа отходит на второй план или исчезает вовсе, а главным становится функциональность, зрелищность, соответствие неким нормам восприятия и комфортности (к таким видам искусства относится, например, оп-арт). Модульность, которая все-

гда была основной характеристикой архитектурных сооружений, стала подчинять себе скульптуру, бытовые предметы, одежду, живопись и графику и постепенно превратилась в одну из главных характеристик пространственно-пластических видов искусства, их сущности. Но модульность — это еще и повторяемость неких элементов, характерных для совершенно других явлений. Так, пропорциональность древнегреческой архитектуры в своей основе имеет модуль — человеческое тело, человеческие пропорции. Также модулем может стать и отдельный элемент, и целостный объект. Пример такого модуля, образца для повторения — греческая колонна, которая многократно в разных вариациях использовалась во все времена архитекторами и скульпторами, а ныне и дизайнерами. Такие элементы становятся модулями в силу их особых художественных, пластических и смысловых качеств.

Модульность в мышлении вовсе не означает «шаблонность», с которой ее можно спутать. Шаблон не предполагает отражение в частях и в целом, лишь простое многократное копирование. Модуль же служит некой мерой всех элементов, связующим звеном. Модульность мышления — это качество мышления, которое позволяет в процессе решения творческих задач комбинировать некие элементы решения в соответствии с представлением о конечном результате. Например, у дизайнеров-архитекторов таким модулем может выступать некий предмет мебели, вокруг которого будет строиться среда или сам человек, пропорции которого, так или иначе, отразятся в проекте. Модульность мышления тесно связана с концептуальностью мышления. При общении с потребителями у дизайнера возникает концепция проекта. В соответствии с этой концепцией в процессе мышления у дизайнера вырабатывается несколько модулей. Один из таких модулей — цвет. Затем дизайнер будет оперировать этим модулем как целостной единицей мышления, не продумывая каждый раз, какой цвет подобрать к какому-либо элементу целого. Это не означает, что, выбрав в качестве основного цвета желтый, все элементы будут именно такого желтого цвета. Обычно подбирается несколько цветовых оттенков, гармонично сочетающихся между собой, делается цветовая карта. Желтый цвет (основной) будет разбиваться пятнами другого цвета, например, серого, оранжевого. Но доля этих цветов будет подсознательно определяться в пропорциях к главному цветовому модулю. Процесс расчетов доли будет происходить мгновенно, словно без раздумий.

Мышление дизайнеров происходит в процессе творческой деятельности. Поэтому мы вправе говорить о том, что для успешной деятельности дизайнера ему необходимо развитое творческое мышление. Специфика творчества дизайнера, о которой говорилось выше, откладывает отпечаток и на своеобразие творческого мышления. Все описанные выше виды мышления являются важной составляющей творческого мышления. Можно сказать, что и проектность, и диалогичность, и модульность, и концептуальность являются качествами творческого мышления дизайнера. Творческое мышление дизайнера опирается на интегративный характер его деятельности. Результатом мышления является форма, которая подчиняется общей концепции изделия. Можно выделить определенные качества творческого мышления, характерные именно для дизайнера:

— самостоятельность, умение мыслить без опоры на традиции, примеры. В дизайне приветствуется лом-

ка традиции, неподчиненностъ правилам, игнорирование запретов;

— концептуальность. Ломая старое, нужно представлять новое, то, что будет складываться на освободившемся месте. Дизайнер обязан выдвигать концепцию, общую идею, иначе его оригинальные идеи, скорее всего, будут иметь оттенок позерства, «ориги-нальниченья»;

— проектность. Концепция должна найти подтверждение в вещи, в проекте. Оставаясь нематериализо-ванной, идея не имеет ценности и является мертвой;

— диалогичность, открытость. В отличие от самой создаваемой вещи, которая должна быть законченной формой, мыслительный процесс, напротив, должен быть незавершенным, открытым к диалогу с потребителем, направленным на совершенствование проекта;

— модульность, рациональность, экономичность. Сворачивание мыслительных процессов до состояния гештальтов экономит силы и время на продумывание конструкции, формы предмета. Это позволяет процессу мышления быть более мобильным.

Поскольку важнейшим качеством мышления дизайнера является способность к формообразованию, к мышлению объемами, массами, то и процесс обучения необходимо строить на развитии этих качеств. Если содержание и методология изобразительного искусства более или менее ясна, изучена многими художниками и педагогами, то о дизайне это сказать нельзя. Связано это с тем, что молодая дисциплина находится в стадии формирования и становления. Несмотря на это, точно сказать можно лишь то, что содержание и сам процесс обучения должны в корне отличаться от обучения изобразительному искусству. Своя специфика должна присутствовать и в ди-

сциплинах, которые являются важными для понимания формообразования, композиции, цвета. Специфический язык откладывает отпечаток и на содержание традиционных предметов: живопись, рисунок, композиция. Особенности творческого мышления также должны найти свое отражение в преподаваемых дисциплинах. Дизайнеров нужно учить мыслить иными, отличными от художника способами [4]. Пока нет единого представления об этом содержании, и важнейшей задачей успешного развития ди-зайнобразования является всестороннее изучение специфики языка, методологии, а также разработка системы обучения будущих дизайнеров.

Библиографический список

1. Быстрова, Т. Ю. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне / Т. Ю. Быстрова. — Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2007. - 159 с.

2. Быстрова, Т. Ю. Jewellery: искуство или дизайн? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.taby27.ru/ tvorchskie_raboty/50/design (дата обращения : 10.12.10).

3. Глазычев, В. О. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. О. Глазычев. — М. : Искусство, 1970. — 191 с.

4. Рунге, В. Ф. Основы методологии и теории дизайна / В. Ф. Рун-ге, В. В. Сеньковский. — М. : МЗ-Пресс, 2003. — 252 с.

ЛУГИНА Яна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».

Адрес для переписки: е-таіі: lugina.yana@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.12.2010 г.

© Я. А. Лугина

Книжная полка

ББК 88/К68

Королев, Л. М. Психология управления [Текст] : учеб. пособие / Л. М. Королев. - М. : Дашков и К°, 2009. -187 с. - ISBN 978-5-91131-734-8.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Гос. образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей. Оно обобщает теоретический, методологический и практический материал разнообразных проблем в области психологии управления.

В работе рассматриваются психологическая структура, состав, содержание деятельности руководителя и ее главные психологические закономерности. Сформулированы фундаментальные проблемы психологии управления, раскрываются основы психологии общения и взаимодействия, характерные особенности личности руководителя и подчиненного, сущность психологии управления качеством жизни и конфликтными ситуациями, групповыми процессами и явлениями.

Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также менеджеров, предпринимателей и всех, кто интересуется психологическими аспектами управленческой деятельности.

ББК 74/К57

Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учеб. для вузов по пед. специальностям / Г. М. Коджаспирова . -М. : КНОРУС, 2010. - 740 с. - ISBN 978-5-406-00237-7.

Учебник представляет полный курс педагогики школы для педагогических вузов. В основу построения курса положена концепция целостного педагогического процесса. В учебнике сделана попытка представить курс педагогики на доступном для человека, имеющего общеобразовательную подготовку, уровне, при этом соблюдена логика и систематичность изложения. В содержании всех тем отражены новые подходы и трактовки.

Для преподавателей педагогики и студентов педагогических учебных заведений всех уровней, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.