Научная статья на тему 'Дизайн как вид проектнохудожественной деятельности'

Дизайн как вид проектнохудожественной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4848
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ФОРМО ОБРАЗОВАНИЕ / ЭРГОНОМИ КА / DESIGN / DESIGN ART WORK / SHAPE / ERGONOMICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Егупова Н. В.

В статье изложены основные этапы развития дизайна как вида проектно-художественной деятельно- сти. Рассмотрены современные тенденции дизайна, стили и стилевые направления в искусстве и дизайне ХХI века. В статье раскрыто общее положение дизайна в современном мире. Анализируются особенности применения информационных технологий в дизайне. Разбираются особенности формирования творческой позиции дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AS A TYPE OF PROJECTARTISTIC ACTIVITY

The main steps of the design's development as a type of project-artistic activity are stated in the article.The modern trends of design, styles and style directions are considered in the art of the 21-th century.The general position of the design in the modern world is given in the article.The features of using the information technology are analysed. The features of forming designer's creative position are looked through.

Текст научной работы на тему «Дизайн как вид проектнохудожественной деятельности»

условиях, трудно повторить в комфортных условиях мастерской. Все эти ситуации или закаляют полярного живописца, или навсегда отлучают от «подобного» пленэра.

Проанализировать весь путь развития «в отече-

стве» северного пленэра с начала XIX века крайне важно и актуально, так как специфические особенности возможностей техники и технологии северного пленэра помогают раздвинуть рамки понятия «живопись», расширить диапазон палитры.

Библиографический список

1. БенуаА. История русской живописи в 19 веке. СПб.: Знание, 1999. 448 с.

2. Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря: путевые очерки художника А.А.Борисова. СПб: Изд. А. Ф. Девриера, 1907. 104 с.

3. БорисовН.П. Художник вечных льдов. Л.: Художник РФСР, 1983. 267 с.

4. Коровин К. Жизнь и творчество. М.: Изд. Академия художеств СССР, 1963. 563с.

5. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М.: Наука, 1967. 878 с.

References

1. Benois A. History of the Russian painting in the 19th century. SPb. : Znaniye, 1999. 448 p.

2. Borisov A.A. At Samoyeds. From Pinega to the Kara Sea: traveling sketches of artist A.A.Borisov. SPb: Prod. A.F.Devriyera, 1907. 104 p.

3. Borisov N.P. Hudozhnik of eternal ices. L. : Artist of RFSR, 1983. 267 p.

4. Korovin K. Life and creativity. M: Prod. Academy of Arts of the USSR, 1963. 563 р.

5. Eynstein A. Collection of scientific works. M: Nauka, 1967. 878 р.

УДК 747.012 Н.В. ЕГУПОВА

кандидат педагогический наук, доцент кафедры дизайна, скульптуры и теории искусства Орловского государственного университета E-mail: [email protected]

UDC 747.012 N.V. EGUPOVA

candidate of pedagogical sciences, associate professor, Chairs of design, sculpture and theory of arts, Orel state

university

E-mail: [email protected]

ДИЗАЙН КАК ВИД ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ DESIGN AS A TYPE OF PROJECT-ARTISTIC ACTIVITY

В статье изложены основные этапы развития дизайна как вида проектно-художественной деятельности. Рассмотрены современные тенденции дизайна, стили и стилевые направления в искусстве и дизайне KKI века. В статье раскрыто общее положение дизайна в современном мире. Анализируются особенности применения информационных технологий в дизайне. Разбираются особенности формирования творческой позиции дизайнера.

Ключевые слова: дизайн, проектно-художественная деятельность, конструирование, формообразование, эргономика.

The main steps of the design's development as a type of project-artistic activity are stated in the article.The modern trends of design, styles and style directions are considered in the art of the 21-th century.The general position of the design in the modern world is given in the article.The features of using the information technology are analysed. The features of forming designer's creative position are looked through.

Keywords: Design, design art work, design, shape, ergonomics.

Слово «дизайн» используется сегодня почти повсеместно: от дизайна прически - до инженерного дизайна, от дизайна кинодекораций - до дизайна кондитерских изделий, от фитодизайна и ландшафтного дизайна - до дизайна среды и даже ТВ-дизайна. Встречаются словосочетания: «дизайнерская одежда», «дизайнерская мебель», «дизайнерский светильник» и т.д. Сама про-

фессия дизайнера начинает терять свои очертания и растворяться в разных видах деятельности.

Подобная экспансия дизайна - естественный процесс. Культуре внутренне присуща проектность. Во всех видах деятельности содержатся элементы планирования и организации, структуры, последовательности действий, так или иначе характеризующие дизайн. Зна-

© Н.В. Егупова © N.V. Egupova

17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ЛЯТ СШТТСГСМ

ние истории дизайна может способствовать не только осознанию профессии, но и внедрению методов образного моделирования, планирования, рационализации в другие области профессиональной деятельности.

Дизайн стал модной профессией, поскольку ряд поколений творческих личностей сделали его привлекательным, продемонстрировали возможности дизайнеров в организации жизни, развитии культуры.

Есть традиционно дизайн-ориентированные страны - Германия, Италия, США, Япония. Производство или торговля здесь являются постоянными заказчиками дизайна. Есть страны, в которых дизайн буквально пронизывает все виды деятельности. Среди них - страны Скандинавии, Япония, Италия. Есть страны с богатой и развитой культурой художественного, предметного, научно-технического творчества, например Великобритания, Франция, Россия.

Дизайн - вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах. В своей работе дизайнер пользуется всем арсеналом проектных средств: от технического конструирования, компоновки - до композиционного формообразования, стилеобразования; от функционального анализа - до организационных, концептуальных моделей предметной среды. Однако все эти средства подчинены выявлению общекультурного, художественно- образного понимания дизайнером всего комплекса проблем предметного мира и мира коммуникации. Разработка этой «второй природы» базируется на ряде принципиальных методов - функциональном анализе, компоновке, создании пространственной или графической композиционной структуры, стилизации и т.д. Цель дизайна -удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей. Это работа художника с формой, и потому процессы формообразования здесь принципиальны. Форма интегрирует понимание дизайнером всего круга стоящих перед ним задач: и утилитарных, и социокультурных, и художественных, и технологических. Через форму дизайнер общается с потребителем (понимая под формой не только оболочку или конструкцию материальных предметов, но и структуры, сценарии действия, те или иные правила и условия).

Зарождение дизайна как самостоятельной профессиональной деятельности связано с развитием массового производства, технологий, прикладных наук. Хотя его история многогранна и включает факты из области архитектуры, техники, изобразительного искусства, теории знаковых систем, социологии, культурологии, проблем коммуникации, рекламы и маркетинга, функционального анализа и эргономики, тем не менее XX век дал ряд фундаментальных исторических исследований, посвященных именно этой профессии. Первая книга в этом ряду - «Пионеры современного движения. От

Морриса до Гропиуса» Николауса Певзнера - была издана в 1936 г. История дизайна представлена в ней как история современности - стилей, мышления, как история актуальных направлений и идей в культуре. Модернизм, художественный авангард первой трети XX в., надолго стал ассоциироваться с дизайном.

История дизайна, так же как и сам дизайн, имеет свои внутренние жанры, области. Отдельно пишется история моды и костюма, отдельно - история графического дизайна и рекламы, история интерьера и выставочного дизайна, история посуды и мебели, ткани и бытовых приборов. Однако во всех этих областях, несмотря на узкую специализацию и свои проблемы, есть нечто, что их объединяет, а именно проектный подход, проектная культура, визуальная культура, функциональные, технологические и художественные проблемы.

В истории дизайна чаще обращаются к конкретным личностям, поскольку проектная культура развивается благодаря авторским творческим концепциям. До сих пор жива традиция, заложенная Певзнером, представлять историю как движение к модернизму, показывая в художественной эволюции дизайна роль тех или иных концепций формообразования, идущих от искусства. Искусство для дизайна играло роль своеобразного разведывательного отряда, осваивающего новые творческие технологии и приемы выразительности.

Есть и другой подход. Объектом изучения становится анонимный дизайн, впервые рассмотренный исследователем дизайна и архитектором Зигфридом Гидеоном в книге «Механизация слушается». Другая его книга была целиком посвящена анонимным проектам стульев, находившихся в одном «из американских патентных бюро. Повседневная, банальная часть предметного мира часто поражает нас своей непривычной красотой. Это то, что можно назвать техническим, проектным, дизайнерским фольклором. Фольклор, наряду с вершинами искусства, всегда питал культуру, в том числе предметно-художественную.

История дизайна как вида проектно-художественной деятельности разворачивается во взаимодействии с научно-технической и визуальной, художественной культурой, поэтому она обязательно отражает влияние новаций и изобретений в технике, инженерном и художественном творчестве. Дизайн - это одновременно и продукт культуры, инструмент культурного строительства, и фактор, активно формирующий культуру.

Трудно исследовать динамику развития, когда конечная точка находится в бесконечности. История дизайна - лишь фрагмент обозримого исторического периода.

Особенно сложно рассматривать материал актуальный, да еще в такой период, как перелом тысячелетий.

В конце 1980-х гг. в мировом дизайне складывалась установка на инновационность. Дизайн становился генератором инноваций, в том числе и технико-технологических. Новизна, формально-композиционное или технологическое отличие каждой следующей разработки, наличие философского подтекста рассматривались как условие полноценного функционирования дизайна.

Все дизайнерские инновации имели социальную природу, считает К. Леман, оценивая учреждение в 1987 г. Европейской премии в области дизайна. Изделие дизайна - лишь конечный продукт, базирующийся на историческом развитии идей. В том числе и идей формально-композиционных. По образу вещи мы часто определяем ее временную принадлежность.

В 1990-х гг. в ряде изданий и устройстве выставок был использован принцип группировки материала по формально четко различимым стилям и направлениям, как когда-то это делал Эль Лисицкий. Подобное выделение микростилей позволяет не придерживаться одной концепции, а разнообразить культурный ландшафт дизайна.

В ежегоднике 2003 г., составленном участником выставок группы «Мемфис» Каримом Рашидом (Лондон), снова представлен веер стилей и направлений. На сей раз предложены такие «этикетки»: «Футу-ретро», «Неокич», «Феномены», «Органика», «Приукрашивание», «Многосложность», «Минимум», «Техно».

Ежегодник насыщен довольно странными вещами, само назначение которых нередко можно прояснить, только прочитав подпись. Пластиковая объемная форма, что-то вроде подлокотника, - для более удобного лежания на траве. Белый угловатый объект размером с квадратный диван, но треугольной формы с тремя углублениями - своеобразный шезлонг для троих. К многим предельно простым креслам или сиденьям пристроены небольшие столики для портативного компьютера. Появилось гораздо больше вещей самодостаточных, самостоятельных, вещей-технологий.

Англичанин Том Диксон экспериментирует с нитями расплавленного пластика. В зависимости от цвета и толщины пластикового шнура получается то блюдо для фруктов, то стул. Подвесной светильник над обеденным столом Карла Отто Платца из Германии совсем непохож на люстру. Фактически это горизонтально подвешенный лист толстого прозрачного пластика с впаянными внутрь маленькими светодиодами. Динамики стереосистемы, придуманные японским дизайнером Хироюки Мацусима, раскачиваются, как травинки на тонких ножках, прикрепленные к полусферической подставке. Появились предметы, облик которых напоминает коллаж, комбинацию из уже готовых технических элементов-заготовок. В них нет ни корпуса, ни начинки, иногда отсутствуют даже органы управления - лишь дистанционный пульт с кнопками.

Кажется, что дизайнеры состязаются с декораторами научно-фантастических фильмов.

Какие-то вещи напоминают изделия Филиппа Старка. Получается, что его дизайн, когда-то воспринимавшийся как отказ от дизайна и проповедь не вещей для не потребления, радостно привился как новая стилевая органическая система. На основе некоторых модных тенденций сформировался своеобразный канон дизайна начала 3-го тысячелетия, дизайна, отбросившего узнаваемость родовой принадлежности вещей.

Основным формообразующим элементом во многих изделиях становится плоскость, поверхность,

структура, даже ткань. Однако эти ткани обладают необычными свойствами: они жесткие, полупрозрачные, термостойкие, эластичные и необыкновенно прочные. От угловатости интернационального стиля мы приходим к почти повсеместной антропоморфности, био-морфности форм-оболочек.

Эксперименты в дизайне 1960-х гг. уже были интернациональными. Вернер Пантон, датский дизайнер-мебельщик, экспериментировал с мягкими, текучими формами. Раковинообразный стул, спроектированный Пантоном, выполнен из пластмассы методом экструзии, поскольку такую форму можно изготовить с помощью только такой технологии и только из такого материала. Подобные раковинообразные формы встречались в мебели Гарри Бертойя, выполненной из металлической сетки.

В конце 1950-х Эро Сааринен экспериментирует с бионическими формами - стул «151» из стеклопластика налитой алюминиевой подставке, стул как раскрывшийся цветок. Продолжение темы - детские стулья «Kartell» Саппера и Занузо. Во всех перечисленных проектах сиденье и опора представляют две отдельные детали. У Пантона это всегда единая форма.

Текучие формы пластмасс ассоциировались у многих с будущим. Крупные формы-оболочки использовали, например, в декорациях к фильму Стэнли Кубрика 1968 г. «2001: Космическая одиссея». Для создания необычной атмосферы он использовал мягкую мебель Оливье Мурга.

Все эти примеры воплощали эстетику «softline»: скругленные углы, единая форма, образующая и сиденье, и опору. Уже в 1968 г. на выставке «Визиона» в Кельне демонстрировался революционный интерьер Пантона, в котором не было ни мебели, ни стен как таковых, но единая мягкая поверхность, своими изгибами формировавшая сиденья, полки, столы и т. д.

Деление на национальные модели было весьма условным уже в конце XX в. Любой журнал благодаря Интернету имеет выход на неограниченное число читателей. Любая дизайн-идея мгновенно становится достоянием дизайн-сообщества. Национальный контекст то исчезает, то вновь возникает на интернациональном уровне как оригинальный художественный опыт всех стран.

Недавно вышедшая книга под редакцией А. Матвеева и В. Самойлова, выпускников Уральской школы дизайна, посвященная русскому промышленному дизайну, целиком составлена из созданных при помощи компьютера проектов. Эти проекты близки друг другу безукоризненностью техники, моделировкой и сложной геометрией поверхностей, плавной скругленностью и пластичностью форм.

Дизайн начала 3-го тысячелетия более чем когда-либо опирается на художественное творчество, на опыт современного искусства, на развитие эмоционально-образной составляющей. Современным технологиям доступно практически все. Ткань превращается в экран для меняющегося орнамента или информационных сообщений; объем и вес вещи исчезают, и остаются лишь полезные эффекты; вслед за модой, которая ста-

17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ART CRITICISM

ла уже частью того или иного стиля жизни, а не только одеждой, дизайн активно вторгается в манеры и формы поведения людей. Поворот современного искусства

в сторону видеоарта и видеоинсталляций сказывается на интересе дизайнеров к соединению вещественного, предметного и виртуального.

Библиографический список

1. АрнхеймР. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.

2. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М.: Советский художник, 1987.

3. Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм, критика концепций. М.: Стройиздат, 1987.

4. Архитектура и эмоциональный мир человека (Забельшанский Б.А., Минервин Г.Б. и др.). М.: Стройиздат, 1985.

5. Барташевич А.А., БогушВ.Д. Конструирование мебели: Учебник. Мн.: Выш.шк., 1988.

6. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект -зрительного восприятия. — М., 1977.

7. Величковский Б.М., ЗинченкоВ.П. Психология восприятия. М.: Изд. Московского университета., 1973.

8. Гибсон Дж Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.

9. ГинзбургМ.Я. Стиль и эпоха. М., 1924.

10. Глазычев В. О дизайне. М.: Искусство, 1970.

11. Зинченко В., Мунипов В. Эргономические основы организации труда. М.: Экономика, 1974.

References

1. Arnkheym R. Art and visual perception. M: Progress, 1974.

2. Aronov V. R. Artist and subject creativity. M: Sovetskii khudoznik, 1987.

3. Architecture of the West. Modernism and postmodernism, criticism of concepts. M: Stroyizdat, 1987.

4. Architecture and emotional world of the person (Zabelshansky B.A., Minervin G. B., etc.). M: Stroyizdat, 1985.

5. BartashevichA.A. Bogush V.D. Furniture designing: Textbook. Winsk : Vysh.Shk. 1988 .

6. Belyaeva E.L. The architectural and spatial environment of the city as object - visual perception. M, 1977.

7. Velichkovsky B.M., Zinchenko V.P. Perception psychology. M: Moscow university. 1973 .

8. Gibson Dzh Ecological approach to visual perception. M: Progress, 1988.

9. GinzburgM. Ya. Style and era. M, 1924.

10. Glazychev V. About design. M: Iskusstvo, 1970.

11. Zinchenko V., Munipov V. Ergonomic bases of the organization of work. M: Economika, 1974.

УДК 745

Л.А. КУЗНЕЦОВА

кандидат педагогических наук, доцент Орловского государственного университета

UDC 745 L.A. KUZNETSOVA

candidate of pedagogical sciences, associate professor of

the OkI state university

САМОБЫТНОСТЬ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ THE IDENTITY OF FOLK CRAFTS

В статье рассматривается самобытность народных промыслов на примере народных глиняных игрушек Орловской области: плешковской и чернышинской. Также в статье даётся обзор нынешнего состояния народных промыслов Орловщины и возможности их возрождения и развития.

Ключевые слова: самобытность, народные промыслы, традиционное искусство, народный мастер.

The article deals with the identity, otherness of folk crafts on the example of folk clay toys in Orel region: Pleshkovsky and Chernyshinsky toys. An overview of the current state of folk crafts in Orel region and their possible revival and development is given in the article as well.

Keywords: identity, folk crafts, traditional art, folk master.

Самобытность каждого народа - в его творческом потенциале, отраженном в материальной и духовной культуре. Особое место в этой культуре занимают народные промыслы. Слово «самобытный» словари толкуют как своеобразный, идущий своими путями,

© Л.А. Кузнецова © L.A. Kuznetsova

самостоятельный в своём развитии. Народные промыслы по своей сути все самобытны, они не похожи друг на друга, даже если зародились территориально очень близко. Например, в Орловской области существуют плешковский и чернышинский промыслы глиняных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.