нодорожного тарифа объем контейнерных перевозок по Транссибу из дальневосточных портов в направлении европейских стран резко сократился (в 7 раз). И одна из главных причин - отсутствие правовой базы в ситуации, когда на формирование транзита влияют 17 различных госструктур. Еще более ситуация осложняется тем, что Китай приступил к реализации трансконтинентального проекта «Шелковый путь», а казахские железные дороги готовы везти транзитные грузы в 6-7 раз дешевле, чем в Европе. Мы подошли к критической черте - убежден автор - за которой Россия может потерять право называться страной, которая является транспортным мостом между Азией и Европой.
В другом докладе Ю.В. Коваленко (Торгово-промышленная палата Приморского края, г. Владивосток) анализирует состояние приграничной торговли Приморья и провинции Хэйлунцзян (КНР). Он отмечает, что при росте интеграции экономик России и Китая российской стороне отводится роль сырьевого придатка. Так, более 50 % экспортируемых из Приморья лесоматериалов, рыбы и морепродуктов направляются в Китай. Перемещение грузов и пассажиров через российско-китайскую границу осуществляется через пограничные железнодорожные и автомобильные пункты пропуска, которые вследствие нехватки финансовых средств в большинстве своем недостаточно оборудованы для работы таможенной и пограничной служб, поэтому транспорт долго простаивает при досмотре. Основная причина их низкой эффективности - потеря коммерческого интереса к перемещению грузов через эти пункты пропуска из-за низкого уровня приграничной инфраструктуры. Несколько лучше обстановка с инфраструктурой на АПП «Краскино», но и здесь пункт пропуска недогружен по ряду причин: отсутствие долгосрочных деловых связей с китайскими партнерами, большая удаленность Краскино от основных магистральных дорог и др. Все это говорит о том, что приграничная торговля, являющаяся важной частью внешнеторгового оборота Приморья, требует пристального внимания не только со стороны государственных органов, бизнес-структур, но и научных организаций.
Значительное место на конференции было отведено также вопросам развития предприятий судоремонта и судостроения на Дальнем Востоке, повышения эффективности морского и речного флота, авиатранспорта, рыбопромысловой отрасли.
В итоге конференция показала, что научный и инженерный потенциал Дальневосточного региона достаточен для того, чтобы решать задачи самого высоко научного и технологического уровня. Необходимо только, выстраивая технологическую, организационную, экономическую политику в транспортной отрасли, проводить работу в означенных направлениях в тесном взаимодействии с властными структурами и транспортными организациями, возводя передовые идеи, пилотные проекты и предложения на уровень государственных задач.
Л. Студенчикова
В преддверии саммита АТЭС во Владивостоке
Международная научная конференция «Перспективы развития экономики российского Дальнего Востока в преддверии саммита АТЭС» прошла 17-19 октября 2007 г. в Институте менеджмента и бизнеса ДВГУ В конференции приняли участие более 100 человек, в том числе Генеральный консул Социалистической Республики Вьетнам г-жа Нгуен Тхи Као Хоа, Почетный консул Канады г-жа Т.В. Деменок, Консул по политико-экономическим вопросам Генерального консульства США во Владивостоке г-н Дэниэл Кроннен-фелд, Уполномоченный Минэкономразвития РФ по Приморскому краю г-н О.Л. Ли-паев, а также преподаватели ТГЭУ, ВГУЭС, Дальрыбвтуза, МГУ им. адм. Г.И. Невельского, сотрудники ДВО РАН и др.
Работа конференции проходила по пяти научным направлениям.
На секции «Современное состояние и тенденции развития сотрудничества России со странами АТЭС» обсуждались итоги саммита в Сиднее и перспективы участия
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
111
России в АТЭС (А.И. Фисенко), состояние и тенденции развития сотрудничества России со странами АТЭС (О.Л. Липаев), стратегическое партнерство России как модель интеграции (В.В. Карлусов, У Синьцзянь). Анализировались и актуальные для Дальнего Востока вопросы приграничного сотрудничества и его влияния на социально-экономическое развитие региона (И.В. Кравцова), взаимодействия бизнеса и власти как основы эффективного сотрудничества со странами -членами АТЭС.
Участники секции «Российский Дальний Восток в эпоху глобализации: условия и факторы конкурентоспособного развития» оценивали современное состояние региональной политики России в преддверии саммита и вектор ее развития в будущем (В.А. Останин), отдельные аспекты развития ДВФО в условиях интеграции и глобализации (А.А. Сафонов), в частности развитие морского круизного туризма на Дальнем Востоке России (Д.С. Манич), рынка гостиничных услуг в Приморском крае (Е.В. Носкова), современный инструментарий сбалансированности ТЭК в региональных системах (Л.И. Во-тинцева, В.В. Соколенко). Большое внимание было уделено современной экономической ситуации как в России, так и в ДВФО. Участники конференции обсудили возможности инвестиционного сотрудничества Приморского края со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (А.П. Латкин), проблемы малого предпринимательства (Т.Н. Попова), развития предприятий и управления ими в условиях повышения конкурентоспособности.
Следующую группу представляли доклады по теме «Социально-экономический потенциал развития региона и его эффективность». В них рассматривалось создание новой системы отношений занятости как фактор развития социально-экономического потенциала региона на базе изучения деловых практик стран АТР (О.В.Карпец). Исследовались сущность и характеристика инновационного потенциала (М.В. Радченко), а также сама инновационная деятельность и ее роль в социально-экономическом развитии территории (Н.Н. Ханчук), проблемы при-
влечения иностранной рабочей силы в системе регионального воспроизводства.
Специальный интерес вызвала тематика секции «Финансово-кредитные аспекты интеграции Дальнего Востока России в экономическое пространство стран - членов АТЭС». Здесь были обсуждены условия и факторы банковского сотрудничества стран АТР (В.М. Марченко), особенности межбанковских расчетов по приграничной торговле в зоне Благовещенск-Хайхэ (Н.Л. Симутина), проблемы формирования банковских ресурсов в условиях интеграции Дальнего Востока России в экономическое пространство стран - членов АТЭС (Л.В. Масюкова, Н.А. Пономарева). Были показаны значение финансовой устойчивости предприятия для экономического роста региона (Е.В. Белик), принципы обеспечения безопасности и прочности финансовой системы в новых экономических условиях (Н.Н. Соколова).
Немалую роль в обеспечении экономического роста региона играют маркетинговые и информационные технологии. В докладах этой секции были представлены региональные аспекты логистики и доказывалась необходимость формирования региональных транспортно-логистических систем (Н.А. Фоменко), прослеживались новые тенденции в организации корпоративных информационных систем (Г.Ф. Павленко), анализировались методологические проблемы оценки ИТ-систем (П.Г. Рагулин). Были продемонстрированы методика оценки ассортиментной политики предприятий на региональном рынке как инструмента маркетингового управления (А.А. Напалкова), разработка модели для планирования и прогнозирования в сфере общественных финансов (А.Б. Кригер).
Участники конференции, обсудив перспективы развития экономики российского Дальнего Востока, отмечают, что в условиях наличия огромного жизненного пространства и ресурсов региона в эпоху глобализации мировой экономики и нарастающего сырьевого дефицита в развитых и развивающихся странах отмечается ряд проблем, решения которых должны быть найдены в процессе подготовки к саммиту АТЭС.
Саммит АТЭС будет включать множество мероприятий различного масшта-
ба: заседания рабочих групп, конференции, симпозиумы, круглые столы, встречи представителей деловых кругов, бизнесменов, в ходе которых будут установлены деловые взаимовыгодные связи, обсуждены инвестиционные проекты, что не может не способствовать активности деловых кругов Приморского края.
Ведущим сектором народного хозяйства региона является промышленность, которая обеспечивает средствами производства все отрасли и промышленными и продовольственными товарами население. Назрела необходимость инновационного перевооружения активной части ее основных фондов, для чего потребуются значительные финансовые ресурсы (не менее трети выделяемых на проведение саммита инвестиций) и около пяти лет.
Для достижения более высоких темпов роста экономики и увеличения занятости населения регион должен ориентироваться на быстрорастущие отрасли экономики. С точки зрения устойчивого развития данные отрасли являются ресурсными, что при однобокой, сырьевой ориентации особо обостряет проблему конкурентоспособности.
Экспортно-сырьевая доминанта экономики региона означает, что производственная база общего экономического роста остается весьма узкой. Капитальные инвестиции направляются преимущественно в сырьевые отрасли, а остальные секторы промышленности по-прежнему не имеют ресурсов не только для модернизации физического увеличения производственного потенциала, но и для простого воспроизводства основных фондов.
Уровень дохода населения - главный фактор формирования устойчивости предпринимательской среды региона. Денежные доходы являются косвенным свидетельством уровня поступления налога на доходы физических лиц, которые имеют значительную долю в доходах бюджета. По этому показателю Приморский край занимает 27-е место в стране.
Важно иметь в виду не инвестиции, которые закрепляют имеющуюся технико-технологическую базу производства и экономики, а инвестиции, несущие с собой эффект
инноваций, способствующие увеличению инновационного потенциала экономики как минимум на 35 %.
Для аргументированного позиционирования Приморского края в частности и Дальнего Востока России в целом в мировом экономическом пространстве следует перейти от оказания промышленно-сервис-ных услуг к созданию перерабатывающих комплексов.
В итоге участники конференции решили: администрации Института международного бизнеса ДВГУ разработать концепцию научно-методологического семинара по актуальным проблемам экономики; обратить внимание на укрепление связей науки с реальной экономикой; рассмотреть возможность активного участия ИМБ ДВГУ в подготовке к саммиту АТЭС; разработать концепцию создания информационного центра по АТЭС.
Л. Студенчикова
Визит китайских таможенников во Владивосток
С 9 по 14 ноября 2007 г. состоялся визит во Владивосток делегации Харбинской таможни (КНР) во главе с начальником таможни Ван Суном. Цель визита - переговоры с руководством Дальневосточного таможенного управления. На переговорах российскую сторону возглавлял и. о. начальника ДВТУ Игорь Власенко.
Начало взаимодействию дальневосточных таможенников с китайскими коллегами было положено в марте 2004 г. в Харбине, где состоялась первая встреча руководства ДВТУ и Харбинской таможни. Тогда российские и китайские таможенники познакомились с принципами организации таможенного оформления на своих территориях, наметили основные пути сотрудничества. Сегодня усилия таможенников двух стран направлены на упрощение процедуры таможенного оформления грузов и пассажиров, увеличение про-