Научная статья на тему 'Приграничная инфраструктура Приморского края накануне саммита АТЭС-2012'

Приграничная инфраструктура Приморского края накануне саммита АТЭС-2012 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приграничная инфраструктура Приморского края накануне саммита АТЭС-2012»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В.В. ГОРЧАКОВ

Приграничная инфраструктура Приморского края накануне саммита АТЭС-2012

Весной 2009 г. принято решение о создании Комиссии по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по проблемам межрегионального сотрудничества с зарубежными странами.

Комиссия является постоянно действующим консультативным органом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, решениями Совета законодателей.

Основные задачи Комиссии:

- сбор, анализ и обобщение информации о приоритетных и перспективных направлениях сотрудничества субъектов Российской Федерации с зарубежными региональными партнерами в экономической, социальной, культурной и информационной областях;

- совершенствование и мониторинг законодательства Российской Федерации по вопросам межрегионального сотрудничества с зарубежными странами;

- подготовка рекомендаций по вопросам сотрудничества с зарубежными странами в части, касающейся межрегионального сотрудничества;

- оказание помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в налаживании внешних связей с зарубежными региональными партнерами и в обеспечении координации между субъектами Российской Федерации в данной области;

ГОРЧАКОВ Виктор Васильевич — доктор технических наук, профессор, председатель Законодательного Собрания Приморского края, г. Владивосток,

- выработка совместных с зарубежными региональными партнерами мер и шагов по преодолению глобального экономического и финансового кризиса, законодательное содействие их практической реализации; и другие направления.

Комиссия будет взаимодействовать по вопросам своей деятельности с комитетами и комиссиями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, консультативными органами при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями Государственной Думы ФС РФ, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с научными и иными организациями.

Решения Комиссии могут направляться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство иностранных дел и другие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иным адресатам.

Надеюсь, что создание этой Комиссии будет способствовать дальнейшему развитию межрегиональных и приграничных связей. Нам хорошо известно, что в значительной степени несоответствие объема пассажирского и грузового потока возможностям пунктов пропуска через государственную границу на Дальнем Востоке тормозят развитие связей. Их необустроенность, низкая пропускная способность, неудобства при пересечении границы физическими лицами и транспортными средствами продолжают оставаться сдерживающими факторами, негативно влияющими на развитие внешнеэкономической деятельности. В то же время на сопредельной китайской территории построены пункты пропуска, позволяющие контролировать и пропускать пас-сажиро- и грузопотоки, на порядок превышающие существующие потоки.

Проблема совершенствования приграничной инфраструктуры для Приморского края особенно актуальна ввиду предстоящего саммита АТЭС-2012. В процессе его подготовки и проведения в той или иной степени будут задействованы практически все пункты пропуска, в том числе и расположенные на российско-китайском участке границы.

В настоящее время в пределах территории края проводятся проектные и предпроектные работы по строительству автомобильных пунктов пропуска «Краскино» и «Пограничный», что позволит увеличить их пропускную способность в 3-4 раза.

Краевые власти, в рамках выделенных полномочий, участвуют в развитии приграничной инфраструктуры. В частности, ведется строительство и ре-

30

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(47)/2009

конструкция дорог от населенного пункта Раздольное до пунктов пропуска «Краскино» и «Хасан» и от Уссурийска до пункта пропуска «Пограничный».

В 2007-2008 гг. был решен вопрос об увеличении времени работы пунктов пропуска «Пограничный» и «Полтавка». Однако указанные меры лишь частично снимают остроту накопившихся проблем.

Известно, что решение вопросов, связанных с функционированием пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти. Для нас важно, чтобы Росграница, Минтранс России, с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, включили мероприятия по обустройству пунктов пропуска на российско-китайском участке государственной границы Российской Федерации в Федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)».

Важным направлением работы Комиссии должно стать продвижение закона «О приграничном сотрудничестве». Много лет кочует он из кабинета в кабинет, третий созыв Государственной Думы продолжает его изучать, редактировать, переделывать. Субъекты вдоль границы Российской Федерации ждут такой закон. Цели его благородные.

Основные задачи приграничного сотрудничества:

- социально-экономическое развитие территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации, повышение благосостояния населения этих территорий;

- развитие доверительных и добрососедских отношений между органами власти, деловыми кругами, жителями территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств;

- расширение и укрепление экономических, культурных и гуманитарных связей приграничных субъектов Российской Федерации, приграничных муниципальных образований с субъектами сопредельных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями сопредельных государств;

- обеспечение поддержки соотечественников, проживающих на приграничных территориях сопредельных государств;

- создание условий для совместного решения экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств.

В 2008 г. в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Приморского края внешнеэкономическую деятельность (далее - ВЭД) осуществляли 9109 участников ВЭД. К уровню 2007 г. их количество увеличилось на 3,9 % (на 343 участника ВЭД), а доля от общего числа

в Дальневосточном регионе составила 65,2 %. Деятельность участников ВЭД Приморского края осуществлялась с 89 странами, в том числе 8 стран СНГ и 81 страна дальнего зарубежья.

В целом внешнеторговый оборот Приморского края в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился на 26,8 % (5882,9 млн долл., в том числе экспорт -1604,5, импорт - 4278,4 млн долл.) и составил 7460 млн долл. США. При этом экспорт уменьшился на 2,6 %, импорт увеличился на 37,8 % .

Наибольший объем внешнеторговых операций в 2008 г. традиционно пришелся на КНР - 34,8 %, Японию - 30,7 %, Республику Корея - 9,4 % и США - 3,3 %. Торговый оборот этих стран с Приморьем составляет 78 % от всего внешнеторгового оборота края.

На 1 октября 2008 г. в экономике Приморского края накоплено иностранных инвестиций на сумму 1 млрд 17,9 млн долл. США, из которых прямые инвестиции составили 74 % или 750,5 млн долл., портфельные - 16 % или 166,5 млн долл., прочие - 10 % или 100,9 млн долл. В 2008 г. в экономику края инвестировано 799 млн долл., что в 25,7 раза больше, чем за весь 2007 год. Прямые инвестиции составили 80 %, портфельные - 1,4 %, прочие - 18,6 %. Наиболее значимые объемы иностранных инвестиций вложены в транспорт и связь (80 % всех поступлений), сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (16 %), обрабатывающие производства (2 %), рыболовство (1,3 %).

В 2009 г. вряд ли удастся подтвердить этот результат. Несоответствие темпов роста потоков внешнеэкономической деятельности и туризма пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации является сдерживающим фактором развития края. Так, проектная пропускная способность имеющих наибольшее значение для экономики Приморского края морских пунктов пропуска «Морской порт Владивосток», «Морской порт Находка» и «Порт Восточный» на грузовых направлениях достигла своего предела в 2006-2008 годах. Подобная ситуация сложилась и на пассажирских направлениях.

В связи с предстоящим проведением в г. Владивостоке саммита АТЭС-2012 данные проблемы приобретают особую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.