ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
О подготовке к саммиту АТЭС-2012 (по материалам Консультативного совета ДВТУ)
Пятнадцатого марта 2012 г. состоялось заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ), посвященное актуальным для бизнес-сообществ проблемным вопросам. На заседании присутствовали члены Консультативного совета, руководители структурных подразделений аппарата ДВТУ представители администрации Приморского края, представители деловых кругов.
О приоритетных направлениях взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД были представлены доклады на следующие темы1: о подготовке к саммиту АТЭС; организация и совершение таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки (морских судов) и перемещаемых ими товаров; перспективы развития таможенной инфраструктуры; вопросы реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ в ДФО; развитие и перспективы института уполномоченных экономических операторов; об изменениях в законодательстве в области обязательного подтверждения соответствия товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза; и др.
Первый заместитель начальника таможни по таможенному контролю Владивостокской таможни Н.В. Лощинин в докладе «О подготовке к саммиту АТЭС» рассказал следующее:
— В разрезе подготовки к мероприятиям саммита АТЭС-2012 работа Владивостокской таможни сосредоточена на двух ключевых направлениях. Во-первых, это обеспечение проведения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых для целей строительства и обустройства объектов саммита, во-вторых, это мероприятия, направленные на подготовку пунктов пропуска, расположенных в регионе деятельности Владивостокской таможни, к встрече участников саммита.
1 В настоящем номере журнала публикуются основные тезисы некоторых докладов.
Одной из важных задач, стоящих перед Владивостокской таможней в 2010— 2012 гг., является оптимизация таможенных операций в отношении грузов, ввозимых в Россию для строительства объектов саммита АТЭС.
В соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2012 № 378, товарам, перемещаемым для подготовки и проведения саммита АТЭС, присваивается код 098, что позволяет организовать достаточно эффективный контроль деклараций на товары и анализировать различные параметры таких товаров.
В целях обеспечения строительства объектов, задействованных в проведении мероприятий саммита АТЭС в г. Владивостоке, за период с 2010 по март 2012 г. Владивостокской таможней выпущено 826 деклараций, по которым под таможенные процедуры помещены товары общим весом более 640 тыс. тонн, стоимостью почти 212 млн долл. США. В виде таможенных пошлин и налогов в бюджет уплачено более 2 млрд р.
Несмотря на то, что доля деклараций на такие товары от общего количества деклараций, выпущенных таможней, не достигает и половины процента, этим декларациям, учитывая масштаб мероприятия, руководителями структурных подразделений таможни всех уровней уделяется особое внимание.
Анализ структуры товаров, ввозимых для целей строительства объектов саммита АТЭС, показывает, что по весовому показателю более 85% ввезенных товаров — штукатурные материалы, известь и цемент, относящиеся к 25 группе ТН ВЭД Таможенного союза; около 10% — изделия из камня, гипса, цемента; доля оборудования изделий из черных металлов составляет порядка 3,5%. Оставшиеся 1,5% приходятся на прочие товары.
В качестве декларантов товаров, ввозимых для целей строительства объектов саммита АТЭС, с 2010 г. по сегодняшний день выступили 25 организаций. Крупнейшими субъектами внешнеэкономической деятельности являются ЗАО «КРОКУС интернэшнл», подавший 402 декларации на товары, ООО «ДВ-инвест» — 91, ООО «НПО "Мостовик"» — 77 деклараций, а также ОАО «УСК Мост» и МУПВ «Дороги Владивостока» — по 40 деклараций. Остальные декларации распределены между двадцатью организациями.
Статистика сроков таможенных операций в отношении рассматриваемых товаров показывает, что количество деклараций, выпущенных в течение дня, в который они поданы, составляет около 30%. В течение следующего дня завершается оформление еще 44% деклараций на товары. Фактов необоснованного превышения установленных сроков выпуска товаров, связанного с бездействием таможенного органа, по рассматриваемым товарам не установлено.
В отношении перемещения товаров, необходимых для саммита АТЭС, не выявлено ни одного нарушения, которое могло бы послужить возбуждению дела об административном производстве или уголовного дела. В ходе совместных совещаний на уровне руководства таможни и организаций-импортеров,
рассматривались конкретные ситуации, влияющие на своевременность завершения таможенных операций, вырабатывались направления, позволяющие обеспечить максимальную скорость пропуска через таможенную границу Таможенного союза товаров саммита. В рабочем порядке налажено взаимодействие между таможенными постами и импортерами товаров для нужд саммита АТЭС.
В оставшееся до форума время таможне также предстоит обработать значительный объем товаров в кратчайшие сроки. Параллельно работе по таможенным операциям в отношении товаров саммита таможней реализуется комплекс подготовительных мероприятий, направленных на обеспечение цивилизованного таможенного контроля в условиях резкого увеличения пассажиропотока.
В регионе деятельности Владивостокской таможни функционируют три пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, из которых в полной мере будет задействован только воздушный пункт пропуска «Аэропорт Владивосток» (Кневичи). В целях подготовки системы пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных к мероприятиям саммита АТЭС-2012 таможней реализуются следующие мероприятия:
1. Подготовлены и направлены предложения о целесообразности включения воздушного пункта пропуска «Аэропорт Владивосток» (Кневичи) в перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система «двойного коридора» в соответствии с положениями приказа ФТС России от 09.08.2010 № 1471. Развертывание системы «двойного коридора» заложено в проектные решения аэровокзального комплекса, что, по нашему мнению, позволит реализовать такую систему практически с самого начала приема аэровокзалом международных авиалиний.
2. В целях штатного насыщения пункта пропуска «Аэропорт Владивосток» (Кневичи) и в рамках перераспределения штатной численности таможенных органов Дальневосточного региона проводятся поэтапные организационно-штатные мероприятия таможенного поста «Аэропорт Владивосток». Штатная численность его увеличена с 49 до 71 штатной единицы. Проведение организационно-штатных мероприятий позволит обеспечить круглосуточный распорядок работы пункта пропуска.
3. В целях рассмотрения возможности прикомандирования на период август-сентябрь 2012 г. на таможенный пост «Аэропорт Владивосток» должностных лиц иных структурных подразделений Владивостокской таможни проводится работа по подбору кандидатов со знанием иностранных языков.
4. Владивостокской таможней проводится работа по определению целесообразности прикомандирования на период с 15 августа по 15 сентября 2012 г. 10-20 должностных лиц иных таможенных органов Дальневосточного региона, имеющих опыт работы в воздушных пунктах пропуска.
5. Для организации с 01 апреля 2012 г. круглосуточного режима работы подразделений таможенного досмотра и специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Владивосток» издан приказ Владивостокской таможни от 01.02.2012 № 81 «Об установлении режима служебного времени должностным лицам отдела специальных таможенных процедур и отдела таможенного досмотра таможенного поста «Аэропорт Владивосток».
6. Проведен ряд учебно-методических семинаров руководителей структурных подразделений таможни. На рабочих местах организованы учебные занятия по дополнительному изучению особенностей отдельных операций относительно различных категорий товаров. В ходе учебных занятий анализируются поступающие документы, порядок декларирования таких товаров. На базе Владивостокского филиала РТА запланировано обучение 24 должностных лиц таможни на кратковременных курсах английского языка.
7. В целях выработки схемы совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых для саммита АТЭС, в ноябре 2011 г. должностные лица ДВТУ и Владивостокской таможни посетили Таможенно-пограничную службу США, где изучили опыт американских коллег по проведению международных мероприятий такого масштаба. В связи с необходимостью ввоза значительного количества специализированного оборудования и техники в целях проведения выставочных мероприятий, конференций, освещения происходящих событий прессой таможней подготовлен к применению алгоритм таможенных операций при временном ввозе таких товаров, в том числе с применением комплекса программных средств (КПС) «Карнет АТА». Должностные лица отдела специальных таможенных процедур (ОСТП) таможенного поста «Аэропорт Владивосток» прошли подготовку по оформлению товаров с применением Карнет АТА и работе с ним.
8. Несмотря на то, что морской пункт пропуска «Владивосток» не задействован в пропуске гостей саммита, таможней проработан вопрос таможенного контроля товаров, прибывающих и убывающих на судах торгового флота в сентябре 2012 г. По информации администрации морского порта Владивосток, движение в акватории порта будет ограничено в течение трех дней. В остальное время морские суда будут прибывать в порт и убывать из него. В связи с постановкой на 1-й и 2-й причалы морского порта Владивосток круизного лайнера, который будет использоваться в качестве гостиницы, пассажирский терминал Морского вокзала г. Владивостока будет временно закрыт, в связи с чем принято решение об оформлении багажа прибывающих на таких судах пассажиров непосредственно на борту судов.
Проводимые мероприятия по подготовке к саммиту АТЭС-2012 позволят Владивостокской таможне обеспечить комфортные условия при проведении таможенного контроля как для участников встречи, так и для членов экипажей и пассажиров прибывающих в порт Владивостока морских судов.
Начальник отдела приграничного сотрудничества департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края А.Н. Малик в дополнение к докладу «О подготовке к саммиту АТЭС-2012» отметил:
— Централизованное управление мероприятиями саммита: встречи глав государств и правительств стран АТЭС, совещания министров иностранных дел и министров финансов, — осуществляется оргкомитетом, организованным на центральном уровне. Основная обязанность субъекта — подготовка инфраструктуры города к саммиту.
Главным объектом внимания ДВТУ являются пункты пропуска.
В соответствии с Протоколом Государственной пограничной комиссии от 09.07.2009 № 1 в качестве пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, задействованных в подготовке и проведении саммита АТЭС-2012, определены: 1) морские пункты пропуска в морских портах — Владивосток, Восточный, Находка; 2) многосторонние автомобильные пункты пропуска — Пограничный, Краскино; 3) воздушный пункт пропуска — аэропорт Владивосток (Кневичи).
Строительство вышеуказанных пунктов пропуска включено в Федеральную целевую программу (ФЦП) «Государственная граница Российской Федерации (2003-2011)» распоряжением правительства РФ от 17.12.2010 № 1051-30 и профинансировано из федерального бюджета.
Вопросы, связанные с обустройством пунктов пропуска через государственную границу, относятся к компетенции государственной границы Российской Федерации (Росграницы). У администрации Приморского края нет соответствующих полномочий.
Вместе с тем обстановка в ходе проектирования и строительства складывалась так, что только за 2010 и 2011 годы по инициативе и с участием органов исполнительной власти края проведено более двух десятков мероприятий по различным направлениям, касающимся реконструкции пунктов пропуска, задействованных в подготовке и проведении саммита.
На последнем совещании губернатора края и руководителя Росграницы Д.А. Безделова были определены сроки введения в эксплуатацию вышеперечисленных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, реконструируемых к саммиту АТЭС-2012.
Второй важный вопрос, обсуждавшийся на совещании, — реконструкция железнодорожного перехода «Махалино-Хуньчунь» как стратегически важного направления приграничного сотрудничества с Китаем. Соответствующие предложения неоднократно подавались в Росграницу, но получали ответ, что в настоящий момент у них нет возможности включить реконструкцию перхода в ФЦП «Государственная граница Российской Федерации на 20122020 годы». ОАО «РЖД» предложили альтернативный вариант — ремонт и ввод в эксплуатацию данного пункта пропуска без реконструкции.
Третья проблема — вероятность закрытия ряда пунктов пропуска. Руководство Федерального агентства по обустройству Росграницаы в 2010-2011 гг.
неоднократно обращалось в Государственную пограничную комиссию с вопросом закрытия автомобильных пунктов пропуска «Полтавка», «Турий Рог», «Марково».
Администрация Приморского края заинтересована в сохранении всех семнадцати пунктов пропуска на территории края и рассматривает их как точки роста благосостояния жителей. В настоящее время закрытие пунктов пропуска значительно осложнит социально-экономическую обстановку в приграничье.
Выделение государством денежных средств на ввод в эксплуатацию шести расположенных на территории Приморского края пунктов пропуска, в которых оформляется более 90% следующих через государственную границу лиц и грузов, окажет значительное положительное воздействие на внешнеэкономическую и туристическую деятельность в крае. Оно будет способствовать увеличению внешнеторгового оборота со странами АТР, росту туристских потоков, росту научно-технических, культурных и иных связей, благоприятно скажется на имидже Приморского края.
Первый заместитель начальника управления по таможенному контролю ДВТУ Ю.И. Берштейн в докладе «Организация и совершение таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки (морских судов) и перемещаемых ими товаров» сказал:
— Город Санкт-Петербург принято считать «окном» в Европу, в этом случае российский Дальний Восток без преувеличения можно назвать морскими воротами в страны АТР. Здесь начинается евроазиатский транспортный маршрут, основу которого составляет Транссиб и автомагистраль Владивосток-Москва.
От уровня конкурентоспособности морского транспорта и развития морских портов зависит эффективность интеграции России в мировую транспортную систему и состояние многих смежных отраслей экономики.
Анализ работы транспортной системы на Дальнем Востоке в последние годы свидетельствует о недостатке эффективных мощностей морских портов. Угольные и лесные терминалы, а также мощности по отгрузке нефтепродуктов практически заполнены. Кроме того, интеграция в международную транспортную систему сдерживается не только количественными, но и организационными мероприятиями в работе транспорта.
В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза прибытие/убытие товаров на (с) таможенную(ой) территорию(ии) Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее — места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах. Отдельные категории товаров могут прибывать (убывать) на таможенную территорию Таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств-членов Таможенного союза.
Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств-
членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств-членов Таможенного союза (ст. 151 ТК ТС).
На сегодняшний день в регионе деятельности таможенных органов, подчиненных ДВТУ расположено 65 пунктов пропуска (ПП) через внешнюю границу Таможенного союза, в том числе 35 морских, из которых шесть ПП не функционируют. Основной объем товаров (порядка 90%), перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в ДФО, приходится на морские ПП.
Повышение привлекательности российских портов находится в прямой зависимости от организации проведения таможенных операций в порту, которая в свою очередь обеспечивается как таможенными органами, так и иными заинтересованными лицами (перевозчиками), администрацией порта, операторами морских терминалов, экспедиторами.
Поскольку основную часть товарооборота морских портов составляют таможенные грузы, таможенные органы напрямую интегрированы в транспортную инфраструктуру, а от оптимизации таможенных операций зависит создание высококонкурентных портовых мощностей.
В 2011 г. кардинально обновлена нормативно-правовая база, регламентирующая порядок совершения таможенных операций в отношении морских судов, в которой предусмотрены инновационные подходы в части оптимизации совершения таможенных операций. В основу этого положены Таможенный кодекс ТС, федеральный закон от 27.11.5011 № 311-Ф3 и приказы ФТС России.
Основной объем совершения таможенных операций в отношении судов и перемещаемых ими товаров приходится на морские порты Восточный, Владивосток, Находка, что дополнительно демонстрирует значимость указанных портов для экономики Дальневосточного региона.
Создание Таможенного союза, присоединение Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, действующей с 1974 г., потребовало изменения подходов к порядку осуществления таможенных операций в отношении морских судов и перемещаемых ими грузов, обеспечении прозрачности и стабильности таможенных формальностей во всех аспектах ВЭД.
Первым заместителем председателя правительства РФ в феврале 2012 г. поручено ФТС России рассмотреть предложения ОАО «Владивостокский морской торговый порт» об оптимизации таможенных операций, совершаемых в морских пунктах пропуска.
Первым серьёзным шагом в указанной работе было издание Минтрансом приказа от 22.12.2009 № 247 «Об утверждении типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (в редакции приказа № 239).
Указанным документом заложен базис для совершения таможенных операций в отношении судов без участия должностных лиц таможенных органов
в работе комиссии на борту судна и закреплена возможность принятия решения о совмещении грузовых операций и контролирующих действий таможенного органа.
Рассматривая вопрос совершения таможенных операций в отношении морских судов, следует сказать о предварительном информировании.
В 2011 г. основная часть таможенных органов ДВТУ оснащена комплексом программных средств «Морской пункт пропуска» (КПС МПП), позволяющим работать с информацией, представляемой в электронном виде. Также участникам перевозочного процесса предоставлена возможность представлять предварительную информацию через портал ФТС России (ШеЬ-портал «Электронное представление сведений»). В этом случае не требуется подключение систем участников ВЭД к системе таможенных органов. Предварительная информация подается через Интернет.
В случае предоставления информации через портал ФТС России перевозчик или иное заинтересованное лицо регистрируется на портале и направляет на портал документы в электронном виде, соответствующие структуре и формату, предусмотренным Альбомом форматов.
При отсутствии ошибок в пакете представленных перевозчиком электронных документов на судно, данные документы регистрируются в центральной базе данных (ЦБД ЕАИС таможенных органов), перевозчику направляется соответствующее электронное сообщение, содержащее уникальный идентификационный номер зарегистрированных предварительных сведений.
Технологические возможности КПС МПП позволяют в настоящее время по указанному номеру запрашивать предоставленную информацию.
После получения информации уполномоченное должностное лицо, к должностным обязанностям которого относится функция по регистрации уведомлений о прибытии судов, до прибытия судна в порт формирует журналы уведомлений о прибытии судов и учета прибытия судов загранплавания и анализирует предоставленную информацию.
Это позволит заранее определить объекты, подлежащие контролю, выявить возможные «риски», за счет чего сконцентрировать усилия таможенных органов на таможенном контроле товаров, исключая временные задержки судов.
Представление предварительной информации предполагает ряд упрощений, например:
— выборочное участие должностных лиц таможенных органов в комиссионном оформлении судов;
— совмещение грузовых операций и контролирующих действий таможенных органов;
— возможность совершать предварительные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
В настоящее время существует возможность предоставления перевозчиком предварительной информации любым доступным способом, в том числе
предоставлением копий документов. При том объеме документов, которые необходимы только по одному заходу судна с грузом в порт, наиболее эффективным является электронный документооборот.
Развитая система предварительного информирования ускорит работу всех государственных контролирующих органов в ПП, которые будут иметь доступ к такой информации.
В рамках рассматриваемого вопроса нельзя не сказать о режиме работы подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенные операции прибытия/убытия. В ДВТУ неоднократно поступали обращения различных транспортных организаций и администраций портов об обеспечении круглосуточного режима работы тех или иных таможенных органов, в том числе крупнейших портов Приморского края: Владивосток, Находка, Восточный.
Таможенные органы совершают таможенные операции в отношении морских (речных) судов в круглосуточном режиме, с учетом того, что в ночное время суда оформляются в заявительном порядке (порты «Владивосток», «Первомайский»). В морских портах «Восточный» и «Находка» таможенные наряды работают круглосуточно.
Вопрос совершения таможенных операций прибытия/убытия в ночное время должен решаться в рамках положений ст. 17 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» по мотивированному запросу заинтересованного лица и круглосуточной работы таможенного органа, обеспечивающей непрерывность производственного цикла работ в порту. Организация документального контроля судов позволит решить вопрос круглосуточного оформления имеющимся количеством должностных лиц.
Согласно представленным данным, в течение двух месяцев 2012 г. таможенными органами ДВТУ осуществлено 113 (3,8%) оформлений морских судов вне времени работы таможенных органов, при этом с использованием бескомиссионного оформления только 0,3%.
Рассматривая вопрос совершения таможенных операций в отношении морских судов и перемещаемых ими товаров необходимо затронуть тему контейнерных перевозок, так как в последние годы прослеживается устойчивая тенденция роста общемирового объема контейнерных перевозок, осуществляемых морским транспортом на уровне 7-8% в год. Наряду с этим рост объема перевозок грузов между Азией и Европой несколько выше и составляет, в среднем, 12% в год. Это в полной мере относится к морским портам Дальневосточного региона — «Владивосток» и «Восточный». Развитие данных портов должно производиться с более высокой степенью интеграции системы морских перевозок с системой перевозок наземных.
Одним из перспективных направлений деятельности морских портов является тенденция к увеличению их пропускной способности, а также увеличению объемов перевозок контейнеров железнодорожным транспортом. Наиболее показателен в этом отношении порт «Восточный».
В целях контроля над исполнением таможенными органами региона положений ст. 196 ТК ТС должностными лицами отдела таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля (ОТПиТК СОТК) ДВТУ обеспечивается контроль соблюдения сроков регистрации и сроков выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Факты нарушений в 2011 г. в регионе установленных законодательством Таможенного союза сроков носили единичный характер.
Следует отметить, что интенсивность совершения таможенных операций в отношении транзитных товаров напрямую обусловлена временными затратами, необходимыми для применения форм таможенного контроля, в частности, таможенного досмотра (осмотра).
При этом иногда возникают типичные для таможенных органов региона проблемы:
1) недостаточно качественная подготовка документов экспедиторами;
2) наличие фирм-посредников, специализирующихся на оказании экспедиторских услуг и удлиняющих технологическую цепочку;
3) недостаточно развитая инфраструктура морских портов и припортовых железнодорожных станций.
Практику региональных особенностей при морских грузоперевозках между портами Дальнего Востока предлагаем рассмотреть подробнее.
В целях реализации положений п. 3 ст. 233 федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» приказом ФТС России от 27.05.2011 № 1075 утверждены Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом (далее — Особенности).
Упомянутые Особенности регулируют вопросы перемещения товаров по таможенной процедуре таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом по регулярным маршрутам, затрагивают вопросы совершения таможенных операций в отношении ввозимых товаров и не ориентированы на догрузку судов в портах захода вывозимыми товарами.
В общем количестве контейнеров, оформленных с применением Особенностей, доля таможенных перевозчиков занимает незначительный объем — всего 6%.
В настоящее время в Дальневосточном регионе осуществляют свою деятельность две транспортные компании, включенные в реестр таможенных перевозчиков (ООО «ФЕСКО Интегрированный транспорт» и ОАО «СахМП»). При этом применение Особенностей разрешено шести агентирующим компаниям в отношении 36 морских судов.
В начале текущего года в ДВТУ поступали обращения участников ВЭД о возможности других перемещений товаров разными видами транспорта, например, по маршруту Республика Узбекистан-Республика Казахстан-порт «Восточный»-порт «Владивосток»-порт «Шанхай» (КНР).
С целью развития благоприятных условий для международного транзита грузов по территории государств-членов Таможенного союза, для исключения возможных вынужденных простоев морских судов, для создания привлекательных возможностей по ускорению грузооборота в морских портах СОТК ДВТУ разработан ряд предложений по внесению изменений и дополнений в Особенности:
— распространить применение Особенностей на случаи, когда декларантом таможенной процедуры таможенного транзита является таможенный перевозчик — вне зависимости от выбранного маршрута следования его судов;
— допускать догрузку морских судов в морских портах захода и совершение таможенных операций с применением Особенностей в отношении иностранных товаров в контейнерах, вывозимых этими судами через другой морской порт на территории Российской Федерации;
— допускать догрузку контейнеров с иностранными товарами, ранее ввезенными на территорию Российской Федерации морским транспортом, их декларирование с применением Особенностей при перевозках указанных товаров на морских судах таможенного перевозчика, следующих в каботажном плавании в другие морские порты Российской Федерации.
В качестве транзитных деклараций в перечисленных случаях применять отдельные комплекты дополнительных экземпляров декларации о грузе или судовых манифестов (включая прилагаемые копии коносаментов и иных документов), составляемые на перевозку всех партий товара от морского порта погрузки на территории Российской Федерации до морского порта выгрузки на территории Российской Федерации либо морского порта — места вывоза товаров с территории Российской Федерации. В последнем случае с учетом положений п. 3 ст. 225 ТК ТС предъявление товаров для идентификации осуществляется по требованию таможенного органа назначения.
Считаем, что озвученные предложения актуальны для морских перевозок в Дальневосточном регионе и ориентированы на увеличение конкурентоспособности на международном рынке транспортных услуг российских организаций — морских таможенных перевозчиков.
Упомянутые предложения направлены в ФТС России. В целом они одобрены и в настоящее время в ГУОТОиТК ФТС России ведется работа по внесению дополнений в Особенности.
Таким образом, эффективная организация совершения таможенных операций в отношении судов в морском порту зависит не только от таможенных органов, но и от всех участников транспортного процесса.