Научная статья на тему 'В. П. Воронцов и возрождение народнического аполитизма в начале 1880-х гг'

В. П. Воронцов и возрождение народнического аполитизма в начале 1880-х гг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
127
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. П. Воронцов и возрождение народнического аполитизма в начале 1880-х гг»

Основным преимуществом дистанционного обучения на базе коммуникационных технологий является самостоятельное планирование времени и темпа занятий; возможность учиться дома и посредством любого компьютера, подключенного к Интернету; доступ к мировым ресурсам, виртуальным библиотекам и базам данных.

В целях более эффективной подготовки профессиональных кадров для пожарной службы в регионах, и в связи с развитием дистанционных технологий появилась потребность в переходе заочного образования в ведомственных вузах МЧС России на дистанционную форму обучения.

Дистанционное образование позволяет создать ряд методов адаптации обучения к потребностям трудовой деятельности обучаемых. При данной форме обучения им не нужно покидать регион, в котором они проживают, и нести связанные с этим расходы на дорогу и проживание.

Очевидно, что дистанционное образование в ведомственных вузах имеет ряд преимуществ, однако в настоящий момент полный переход на такую форму обучения в полном объеме является затруднительным. Отсутствие доступа в Интернет, компьютерная безграмотность, как у студентов, так и у ряда преподавателей, делает для многих дистанционное обучение затруднительным. На наш взгляд, данная форма обучения может успешно использоваться только людьми с хорошими знаниями компьютерных технологий и программ, а также обладающими высокой самоорганизацией и самодисциплиной.

Учебным заведениям, переходящим на дистанционные формы обучения, также придется оперативно решать проблемы, связанные с подбором профессорско-преподавательского состава, оптимизацией их учебной нагрузки и расписания занятий.

Список использованной литературы

1. Парахонский А. П., Венглинская Е. А. Перспективы дистанционных форм обучения // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 6 - стр. 35-36.

В. П. ВОРОНЦОВ И ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНИЧЕСКОГО АПОЛИТИЗМА В НАЧАЛЕ 1880-Х ГГ.

А. И. Пеньков

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Развитие «теории малых дел» В. П. Воронцовым по материалам статьи «Капитализм и русская интеллигенция».

Реформы, проводимые в России в 60-70 годы XIX столетия и затронувшие все стороны общественной жизни, имели целью приближение России к образцу буржуазной Европы. Назревшая необходимость коренных преобразований социально-политической системы посредством освобождения народа и развития демократии выразилась в широких масштабах законотворчества. Однако в

практической реализации декларируемые задачи имели ограниченные успехи, реформы носили половинчатый и непоследовательный характер. Преобразования, проведенные «сверху», способствовали сохранению многочисленных пережитков старого порядка. Провозглашение буржуазных принципов сокращало сословные преимущества дворянства, при этом сохранялось почти бесправное положение податных сословий. Создавались новые органы управления, но царская администрация сохраняла всю полноту власти. Искусственные попытки стремительной капитализации привели к экономической депрессии. Народным ответом великим реформам стали всплеск крестьянских бунтов и активизация террористической деятельности революционеров.

Убийство Александра II остановило процесс либерализации и стало началом контрреформ, возвращающих прежние позиции дворянства как опоры самодержавия. Цареубийство вызвало непонимание в обществе. Революционно-террористическая деятельность, оказавшаяся без народной поддержки и теперь строго пресекаемая властью, зашла в тупик. Масштабные репрессии 80-90-х и разочарования в перспективах революционного потенциала общества вызвали идейный и организационный кризис в рядах сторонников насильственных методов в борьбе за власть и политические свободы. В тоже время либеральное народничество, идеологи которого призывали к культурнической работе с народом, еще не готовым к революционному подъему, испытывает рост популярности в обществе и получает все большую возможность донести идеи мирной модернизации социально-политической системы.

В 1879 г. Н. К. Михайловский приглашает Воронцова к постоянному сотрудничеству в журнале «Отечественные записки». В этот период (до запрещения журнала в 1884 г. по причине связей его сотрудников с революционными организациями) основное внимание публикаций обращено к хозяйственной деятельности и общинной жизни народа, утверждаются преимущества крестьянского владения землей над помещичьим. Одновременно с этим Воронцов публикуется в «Вестнике Европы» и «Русском богатстве». На фоне кризиса революционно-политической деятельности народников в 1880-е посредствам этих изданий интенсивно развивается культурническая работа и «теория малых дел», где Воронцов играет роль одного из главных идеологов.

В статье «Капитализм и русская интеллигенция», опубликованной в «Отечественных записках» в 1884 году, Воронцов первым поднял вопрос о сложном положении представителей интеллигентных профессий, на которое их обрекают капиталистические преобразования в стране. По прошествии нескольких последних лет ситуация нехватки образованных специалистов (врачей, учителей, агрономов и др.) изменилась на обратную. Представители интеллигентных профессий месяцами не могут найти работу, участвуют в конкурсах на замещение должностей, соревнуясь с десятками-сотнями таких же несчастных, берутся за неквалифицированный труд и соглашаются на сокращение жалованья ради выживания [1, с. 307-320].

Наблюдаемый рост предложения интеллигентного труда над его спросом подсказывает простое решение проблемы путем сокращения образовательной

системы, плодящей невостребованных работников, однако Воронцов его не принимает. Отсутствие спроса на «высший труд» вскрывает противоречие между интересами рынка и потребностями народа. Отсутствие возможности заработка для врачей, учителей, юристов и пр. специалистов указывает не на высокую степень удовлетворения потребностей населения в различных квалифицированных услугах, а на неспособность их оплатить. Так в сравнении с другими европейскими государствами в России в 2-4 раза меньше врачей. При этом их большая часть сосредоточена в крупных городах. Ссылаясь на публикации в журналах «Врач» и «Медицинский вестник», Воронцов приводит в пример ситуацию в Екатеринославской губернии: один врач приходится на 2421 горожанина, и только один - на 47000 сельских жителей (в Воронежской губернии это отношение составляет 1 к 50000). Там же, куда еще не дошла земская реформа, врачебное дело находится в худшем положении [1, с. 325-327].

Исходя из того, что подобная ситуация складывается и в других отраслях высшего труда, оказывается, главным потребителем, определяющим спрос на интеллигенцию, является буржуазия. И она ответственна за то, что неудовлетворенность общественных потребностей сочетается с невозможностью для интеллигенции служить интересам народа, чем и обеспечивать свое существование и культурное развитие страны. И здесь Воронцов вскрывает то коренное отличие нашей буржуазии, что мешает прогрессивному развитию общества. Если на западе капитализм выступает «общенародным культурным агентом» -способствует просвещению, повышает производительность труда, защищает интересы личности, то в России он имеет обратное влияние: «он отмежевал себе уголок в миллион-полтора рабочих и не выходит из него, оставив десятки миллионов трудящихся на произвол судьбы... вместо оздоровления обстановки народной жизни он поставил свой миллион рабочих в такие гигиенические условия, каким, разумеется, не позавидует крестьянин, оставшийся в стороне от его цивилизующего влияния» [1, с. 328-329].

Как и при оценке кризисных явлений в хозяйственной сфере общества причиной сложного положения образовательной системы и рабочей интеллигенции Воронцов видит мертворожденность русского капитализма: сокращение национальной производительности, обеднение государства и земств не позволяют оплатить труд необходимой в народе доли образованных специалистов [1, с. 333].

Таким образом Воронцов доказал прямую зависимость спроса на интеллигентный труд от благосостояния народа. В заключении статьи «Капитализм и русская интеллигенция» он призвал представителей высшего труда «принять горячее участие» в общественно-политической борьбе против капитализма по причине его отрицательного влияния на рост народного благосостояния, а значит на их личное благополучие и выполнение культурной роли, предписанной законами истории.

По мнению исследователей именно с выходом этой статьи связано развитие «теории малых дел», ставшей основной идеей народничества в 1880-х годах. Необходимо отметить, что идея служения народу провозглашалась еще А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским и П. Л. Лавровым. В 1870-1880-е различ-

ные аспекты этой популярной теории разрабатывали И. И. Каблиц (Юзов), В. С. Пругавин, Г. П. Сазонов, С. Я. Капустин, С. Н. Южаков, Я. В. Абрамов [2, с. 195-197]. Традиционно исследователи истолковывают идеологию малых дел как отказ от политических задач и революционной деятельности. В этом контексте понятны обвинения в адрес Воронцова со стороны русских марксистов в реакционности и монархизме. Однако такая оценка выглядит несправедливой. Воронцов в своих публикациях на фактических данных доказывает пагубное влияние правительственных реформ на социально-хозяйственную жизнь населения с тем, чтобы инициировать «горячее участие» в общественно-политической борьбе.

Список использованной литературы

1. Воронцов В. П. Капитализм и русская интеллигенция / Воронцов В. П. Интеллигенция и культура. М.: Астрель, 2008. С. 307-337.

2. Мокшин Г. Н. Эволюция идеологии легального народничества в последней трети XIX - начале XX вв.: монография / Г. Н. Мокшин. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 299 с.

«ПЕДАГОГИКА» НИКНЕЙМОВ

А. С. Пшегорский

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж,

Ю. В. Пшегорская

Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического института,

г. Воронеж

Влияние глобализации на современное общество в России не вызывает сомнения. Это влияние сказывается по-разному на различные слои общества. Особый интерес представляет то, как глобализация влияет на молодежь. Понятно, что результаты этих процессов будут определяющими для развития нашего общества, нашей страны. Последствия этого влияния весьма наглядным образом проявляют себя в сфере виртуальной коммуникации. Речь идет о популярном в рунете явлении - никнеймах, анализ которых выявляет множество достаточно поучительных и характерных примеров влияния глобализации на культуру нашего общества.

Нами было проведено исследование с целью выявить отдельные аспекты тех изменений, которые проходят в молодежной среде под воздействием глобализирующейся культуры. Объектом исследования стали неофициальные личные наименования, используемые в виртуальной коммуникации - сетевые имена (или никнеймы), а также игровые имена, прозвища. Под сетевым именем [1, с. 15] мы понимаем любое неофициальное личное наименование в сети интернет и других сетях, включая логин, указываемый при регистрации электрон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.