дения реформ в образовательной системе Российской Федерации, необходимо учитывать весь спектр проблем, обозначенных выше. Однако, чтобы все усилия были не напрасны, необходимо помнить, что успех той или иной реформы зависит, прежде всего, от цели, которая при этом ставится. Если весь педагогический процесс будет работать в русле аксиологических установок неолиберализма, то и результат будет соответствующий. Однако, авторам данной публикации, хочется видеть будущего гражданина России, воспитанного в духе патриотизма, умеющего самостоятельно и критически мыслить, способного сопереживать, имеющего нравственные идеалы и духовные ценности. Пусть многие нам возразят, скажут, что это не актуально, не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Со всем этим можно согласиться. Однако никто не станет спорить, что заявленный высокий уровень требований, пусть, отчасти, невыполнимый, покажет подрастающему поколению высоту, к которой надо стремиться.
Библиографический список
1. Ларина Т. Тестирование как фактор контроля остаточных знаний / Т. Ларина.// Межвузовский сборник научно-методических трудов. Выпуск 7. — Воронеж: ВВАИИ, — 2005. — С. 92.
Проблема зависимости спроса на интеллигентный труд
от благосостояния народа в трудах В. П. Воронцова
Пеньков А. И.,
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Василий Павлович Воронцов — идеолог реформаторского течения в народничестве. Развивая концепцию неподражательного пути развития России, основное внимание он уделял изучению экономических последствий капиталистических преобразований. Однако влияние хозяйственной деятельности на все сферы жизни общества предполагает таковое воздействие и на жизнь представителей интеллигентных профессий: врачей, учителей и прочих.
В статье «Капитализм и русская интеллигенция», опубликованной в журнале «Отечественные записки» в 1884 году, В. П. Воронцов первым поднял вопрос о сложном положении представителей интеллигентных профессий, на которое их обрекают капиталистические преобразования в стране. Если в конце 1870-х наблюдалась нехватка образованных специалистов (врачей, учителей, агрономов и др.), то по прошествии нескольких последних лет ситуация изменилась на обратную. Представители интеллигентных профессий месяцами не могут найти работу, участвуют в конкурсах на замещение должностей, соревнуясь с десятками-сотнями таких же несчастных, берутся за неквалифицированный труд и соглашаются на сокращение жалованья ради выживания [1, с. 307-320].
Наблюдаемый рост предложения интеллигентного труда над его спросом подсказывает простое решение проблемы путем сокращения образовательной
системы, плодящей невостребованных работников, однако Воронцов его не принимает. Отсутствие спроса на «высший труд» вскрывает противоречие между интересами рынка и потребностями народа. Отсутствие возможности заработка для врачей, учителей, юристов и прочих специалистов указывает не на высокую степень удовлетворения потребностей населения в различных квалифицированных услугах, а на неспособность их оплатить [1, с. 327]. Так в сравнении с другими европейскими государствами в России в 2-4 раза меньше врачей. При этом их большая часть сосредоточена в крупных городах. Ссылаясь на публикации в журналах «Врач» и «Медицинский вестник», Воронцов приводит в пример ситуацию в Екатеринославской губернии: один врач приходится на 2421 горожанина, и только один — на 47000 сельских жителей (в Воронежской губернии это отношение составляет 1 к 50000). Там же, куда еще не дошла земская реформа, врачебное дело находится в худшем положении [1, с. 325].
Исходя из того, что подобная ситуация складывается и в других отраслях высшего труда, оказывается, главным потребителем, определяющим спрос на интеллигенцию, является буржуазия. И она ответственна за то, что неудовлетворенность общественных потребностей сочетается с невозможностью для интеллигенции служить интересам народа, чем и обеспечивать свое существование и культурное развитие страны. И здесь Воронцов вскрывает то коренное отличие нашей буржуазии, что мешает прогрессивному развитию общества. Если на западе капитализм выступает «общенародным культурным агентом» — способствует просвещению, повышает производительность труда, защищает интересы личности, то в России он имеет обратное влияние: «он отмежевал себе уголок в миллион-полтора рабочих и не выходит из него, оставив десятки миллионов трудящихся на произвол судьбы... вместо оздоровления обстановки народной жизни он поставил свой миллион рабочих в такие гигиенические условия, каким, разумеется, не позавидует крестьянин, оставшийся в стороне от его цивилизующего влияния» [1, с. 328-329].
Как и при оценке кризисных явлений в хозяйственной сфере общества причиной сложного положения образовательной системы и рабочей интеллигенции Воронцов видит мертворожденность русского капитализма: сокращение национальной производительности, обеднение государства и земств не позволяют оплатить труд необходимой в народе доли образованных специалистов [1, с. 333]. Таким образом Воронцов доказал прямую зависимость спроса на интеллигентный труд от благосостояния народа. В заключении статьи «Капитализм и русская интеллигенция» он призвал представителей высшего труда «принять горячее участие» в общественно-политической борьбе против капитализма по причине его отрицательного влияния на рост народного благосостояния, а значит на их личное благополучие и выполнение культурной роли, предписанной законами истории [1, с. 337].
По мнению исследователей именно с выходом этой статьи связано развитие «теории малых дел», ставшей основной идеей народничества в 1880-х годах. Суть ее заключалась в призыве к интеллигенции послужить народу своим трудом, реализовать свои способности в практической деятельности, используя полученное профессиональное образование по назначению, тем самым отка-
заться от политической борьбы: терроризма, бунтов и других протестных акций [2, с. 196-198]. Теория малых дел объединила многих народников-реформаторов, одновременно вызывая критику со стороны революционно настроенных соратников и еще больше обвинений русских марксистов в отказе бороться за освобождение народа. Тем не менее, работа интеллигентной молодежи в земствах послужила не только удовлетворению потребности населения в труде квалифицированных специалистов, но и просвещению народа, подготовки его сознания к участию в общественных преобразованиях.
Библиографический список
1. Воронцов В. П. Капитализм и русская интеллигенция / Воронцов В. П. Интеллигенция и культура: избранные сочинения. - М.: Астрель, 2008 - 752 с.
2. Мокшин Г. Н. Эволюция идеологии легального народничества в последней трети XIX - начале XX вв. / Г. Н. Мокшин. - Воронеж: Научная книга, 2010. — 299 с.
Психолого-педагогическая деятельность преподавателя и обучаемых
в пожарной игре-тренировке
Работкина О. Е., Зайцев А. Н.,
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
При обучении сотрудников государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России одним из преимуществ игры-тренировки с пожарно-техническим вооружением, как одной из разновидностей активного обучения, является возможность использования в учебном процессе достаточно сложных экстремальных ситуаций как общеразвивающих, так и профессионально-направленных.
Пожарная игра-тренировка есть реализация контекстно-эвристического обучения, представляющая собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и психологического взаимодействия преподавателя и обучаемых с целью формирования и совершенствования навыков в действии с пожарно -техническим вооружением и психологической устойчивости разыгрыванием различных чрезвычайных ситуаций (ЧС) [6].
Если в рамках традиционных занятий преподаватель предлагает варианты решений аналогичных ЧС или сам решает эти проблемы, то в условиях пожарной игры-тренировки объединение интеллектуального потенциала, интеграция мнений разных игроков, различный жизненный опыт позволяют обучаемым в короткие сроки самим найти выход из сложившейся обстановки.
Тем самым у каждого участника игры формируются представления о характере проблем, умения анализировать ЧС в складывающейся сложной обста-