Научная статья на тему 'Приоритет социальных преобразований над политическими в трудах В. П. Воронцова начала 1880-х гг'

Приоритет социальных преобразований над политическими в трудах В. П. Воронцова начала 1880-х гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
73
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритет социальных преобразований над политическими в трудах В. П. Воронцова начала 1880-х гг»

идей, сколько их распространение в системе образования. В состав РГО входят или входили умнейшие люди страны: физик Сергей Капица, покойный академик РАН, физик Виталий Гинзбург, а также общественные деятели и деятели искусства. Российское гуманистическое общество необходимо России, оно несет гуманизм в массы, ведь без него мы рискуем потерять богатство нашей великой культуры.

Список использованной литературы

1. Манн Т. Художник и общество: Статьи и письма / Томас Манн. -М.: Радуга, 1986. - 440 с.

2. Hiorth F. Introduction to Humanism. - Pune, Indian Secular Society, 1996, с. 7 // «Российское гуманистическое общество», 2008.

ПРИОРИТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

НАД ПОЛИТИЧЕСКИМИ В ТРУДАХ В.П. ВОРОНЦОВА

НАЧАЛА 1880-Х ГГ.

А.И. Пеньков, старший преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Утверждение В.П. Воронцовым необходимости участия русской интеллигенции в социально-экономических преобразованиях как приоритетных по отношению к революционно-политической деятельности.

Важным событием в развитии общественно-политического движения России стало убийство Александра II народовольцами. Ожидаемого начала народной крестьянской революции не произошло. Наоборот, люди испытали сильнейшее потрясение и скорбь в связи с неожиданной мученической гибелью царя-освободителя. Революционно-террористическая деятельность, оказавшаяся без народной поддержки и теперь строго пресекаемая властью, зашла в тупик. Масштабные репрессии 1880-1890-х и разочарования в перспективах революционного потенциала общества вызвали идейный и организационный кризис в рядах сторонников насильственных методов в борьбе за власть и политические свободы.

Если в 1870-е в народническом лагере «громче звучали голоса» сторонников политической борьбы с самодержавием, то к началу 1880-х чрезмерная активность революционной интеллигенции приводит к устойчивому росту антиинтеллигентских настроений, как в правительстве, так и в обществе в целом.

Уже в первой статье «К вопросу об условиях революции в России» в 1876 году Воронцов, будучи, как и Михайловский, учеником Лаврова, выступил против бунтов, бесполезных без народной поддержки, и хождение в народ показало: народ готов не был [1, с. 212-225]. Еще раньше Воронцов принимал активное участие в дебатах на известном собрании в квартире Таганцева (в декабре 1871 г.): «Пришли к единодушному решению, что в России некому бороться за конституцию: дворянство и буржуазия слабы, да они и без конституции с заднего крыльца прекрасно защищают свои классовые интересы. Остается одна интеллигенция, действительно заинтересованная в политических свободах, но она тоже слаба, да к тому же, в большинстве настроена социалистически, а потому за чистую конституцию бороться не будет. Остается один выход -развернуть знамя, выставив на нем социалистические требования, а вместе с тем вовлечь в борьбу широкие народные массы, к организации которых и надлежит приступить» [2, с. 202].

Каковы основные идеи Воронцова, относительно развития революционного движения в России? «На знамени современной русской молодежи написано: социальная революция через посредство народа» [3, с. 284]. Так как деятельность «партии», не имеющей большого жизненного опыта, еще не обрела основательности и целесообразности в силу большого разнообразия «фракций» - мелких подпольных кружков - ей предстояло основать свою программу на научном изучении общественных явлений. Кружковым занятиям молодежи Воронцов определил задачу так: «узнать недостатки существующего порядка вещей и найти средства к его ниспровержению». Изучение критики существующего общественного строя, «научно обработанных принципов либерализма, политического радикализма и социально-революционных партий на Западе» привело к «отрицанию политических революций и революций сверху вниз и к признанию, - как единственно рационального - принципа социальной революции через посредство народа» [3, с. 284-285].

Воронцов отмечает, что в России критическая мысль, направленная на изучение общества, развилась лишь недавно, и прогрессивные идеи потому вырабатывались подпольно и заимствовались с Запада. «Получая их, таким образом, из вторых и третьих рук, русская молодежь не могла ясно видеть связь их с умственным развитием той страны, откуда они к нам проникали, и для нее утратилась умственно-историческая преемственность различных прогрессивных идей» [3, с. 286]. Критикуя формальный подход к определению революционных задач в России, Воронцов приводит примеры «ходячих представлений» - заблуждений «армии гасителей»: «каждый народ, будучи недоволен существующим общественным строем, готов к революции, наше дело объединить возможные восстания и произвести всеобщий взрыв», «взволновать одну местность, за которой якобы поднимется и остальная Россия», «революция

есть воспитательное средство», и нужно бунтовать народ, во что бы то ни стало.

Чтобы доказать неприменимость западных методов революционной борьбы на нашей почве, Воронцов обращается к изучению опыта народных движений в России (на примере восстаний Пугачева, Разина, декабристов и др.) и приходит к следующему выводу: характерной чертой русских народных движений, является то, что все они совершались во имя царской власти. «Наблюдая общественную жизнь, русский человек видел, что всякое ее явление санкционировалось царской властью и что все изменения совершались ею же; следовательно, заключал он, царская власть есть общественная сила» [3, с. 288]. Привлечение субъективного метода социального познания и психологического подхода позволяет Воронцову заключить, что в религиозном сознании русского народа царская власть, имея божественное происхождение, обладает высшим правом и могуществом, тогда как несправедливость и неправомерность -есть проявления узурпирующих власть дворян.

Главную цель революционной деятельности в России Воронцов определяет так: «Если неудачи наших народных движений обусловливались, главным образом, отсталым миросозерцанием народа, то дело социальной революции требует изменения последнего; следовательно, все силы партии должны быть направлены именно на это дело, не развлекаясь бунтами и заговорами» [3, с. 300].

Несмотря на неуспехи «хождения в народ» Воронцов оставляет умственную переорганизацию народа приоритетной задачей. «Но и это дело распространения революционных идей в народе партия интеллигентов не может взять исключительно на себя; она должна допустить распространение этих идей в среде самого народа от одного его члена к другому и надеяться лишь на это распространение» [3, с. 300]. Аполитичность и реформаторская позиция в отношении модернизации общества в трудах Воронцова и народнической идеологии 1870-х годов является прямым продолжением идей Герцена и Чернышевского. Так Зверев В.В. выделяет в учении Чернышевского как наиболее приемлемое средство преобразований - ненасильственное и постепенное накопление количественных изменений, реформу - как главное орудие прогресса [4, с. 61].

В этих условиях внимание, обращенное преимущественно на проблемы экономики и хозяйственной деятельности крестьянства (вопросы кооперации, жизни общины, развития мелких производителей, кредитования и пр.), не нарушает цензурных ограничений и в тоже время является оптимальным способом для представителей передовой интеллигенции реализовать свои способности, знания, заботу о народе. Тем более, что состояние упадка, в котором пребывало в 1 880-е крестьянское хозяйство по вине бюрократии и зарождающейся под ее

покровительством буржуазии, требовало безотлагательных спасительных мер. «В последнее десятилетие правительство последовательно проводит идею покровительства крупному капиталистическому производству на средства, доставляемые обреченным к гибели мелким» [5, с. 310]. Своим тяжелым трудом и многочисленными лишениями простой мужик обеспечивал воплощение идей образованного меньшинства, а в благодарность получал обвинения в устарелых формах производства и культурной отсталости. «Нельзя поэтому сказать, что народ двадцать лет проспал, что у него только и было заботы: истощать землю и подготовлять сельскохозяйственный кризис. Он совершал в это время великое дело, от того или другого направления которого зависит будущее наше развитие, он боролся за высший тип общественно-экономического прогресса, и не его вина, если победа далась ему путем понижения степени развития; нельзя упрекать его за то, что принужденный вести отчаянную борьбу с обществом народ недостаточно был энергичен в своих отношениях к природе: природа от него не уйдет, а пропустить благоприятный общественно-исторический момент очень нетрудно» [5, с. 315-316].

В предисловии к «Судьбам капитализма в России» (1882) в качестве новой программы деятельности народнической интеллигенции Воронцов предлагает «изучение закона экономического развития России - основу всех остальных проявлений жизни страны» [5, с. 53]. Главной целью своих публикаций Воронцов ставит объединение социалистов через формирование прочных антикапиталистических принципов: «Народная партия много бы выиграла в практическом отношении, если бы двойственность, раздирающая ее миросозерцание, была уничтожена, если бы к ее вере в живучесть народных устоев присоединилось убеждение в исторической невозможности развития капиталистического производства в России» [5, с. 56].

Свою антикапитистическую позицию и обращение к экономическим вопросам вообще Воронцов поясняет следующим образом: дворянство утрачивает значение, кулачество невежественно, остается народ, политическая роль которого далеко впереди. Отсюда защита экономических интересов народа - есть способ достижения политических целей интеллигенции. И только экономическая же сила способна сделать народную партию сильной политически [5, с. 58]. А это прямое указание автора на истинные цели (политические) экономических изысканий. Таким образом, Воронцов обращает внимание на то, что, не имея ресурсов, политической борьбы не выиграть. Сейчас экономика служит интересам лиц, не стремящихся к революции, тогда как, выиграв борьбу в сфере экономических отношений, интеллигенция преуспела бы и в революционной деятельности.

Лозунгом последовательных народников можно считать формулу, предложенную Воронцовым: «Интересы народа как цель, формы,

вырабатываемые его коллективной мыслью или другие, соответствующие его желаниям, как средство, и самодеятельность населения как рычаг общественной эволюции - таковы три положения, характеризующие народничество, каким оно определилось в пореформенную эпоху нашей истории» [3, с. 105].

Воронцов предлагал как первоочередную задачу интеллигенции начать с развития экономического и правового сознания народа. Удовлетворив свои повседневные нужды, крестьянин мог задуматься над необходимостью политических преобразований в России. Первоочередность экономических задач перед политическим, озвученная в концепции Воронцова, послужила поводом для награждения его ярлыком «аполитичного мыслителя». Это не смотря на то, что идея замены самодержавно-бюрократического строя на демократический прослеживается во всем его творчестве. Другое дело, что он не призывал к свержению власти путем физического насилия, главным оружием интеллигенции он считал знание.

В статье «Капитализм и русская интеллигенция» Воронцов первым поднял вопрос о сложном положении представителей интеллигентных профессий, на которое их обрекают капиталистические преобразования в стране. Трудности с приложением полученных знаний и поиском «сносного заработка» толкнули автора к позиции «не спасителя отечества», а самого интеллигента-работника, ищущего занятия по специальности. Основным вопросом, выбранным автором для поиска решения проблемы интеллигенции, стало противоречие: в то время как многие стороны общественной жизни еще так мало развиты, а учителя, врачи, агрономы, техники и прочие специалисты не могут трудоустроиться. Еще несколько лет назад (в 1870-х) ощущалась острая их нехватка, то по прошествии нескольких последних лет ситуация изменилась на обратную. Представители интеллигентных профессий месяцами не могут найти работу, участвуют в конкурсах на замещение должностей, соревнуясь с десятками-сотнями таких же несчастных, берутся за неквалифицированный труд и соглашаются на сокращение жалованья ради выживания [3, с. 307-320].

Наблюдаемый рост предложения интеллигентного труда над его спросом подсказывает простое решение проблемы путем сокращения образовательной системы, плодящей невостребованных работников, однако Воронцов его не принимает. Отсутствие спроса на «высший труд» вскрывает противоречие между интересами рынка и потребностями народа. Отсутствие возможности заработка для специалистов указывает не на высокую степень удовлетворения потребностей населения в различных квалифицированных услугах, а на неспособность их оплатить. Так в сравнении с другими европейскими государствами в России в 2-4 раза меньше врачей. При этом их большая часть сосредоточена в крупных

городах. Ссылаясь на публикации в журналах «Врач» и «Медицинский вестник», Воронцов приводит в пример ситуацию в Екатеринославской губернии: один врач приходится на 2421 горожанина, и только один - на 47000 сельских жителей (в Воронежской губернии это отношение составляет 1 к 50000). Там же, куда еще не дошла земская реформа, врачебное дело находится в худшем положении [3, с. 325-327].

Приводя яркие примеры сложной ситуации, в которую наряду с врачами попадают и юристы, и агрономы, Воронцов приходит к выводу, что проблема эта не отраслевая. Оказывается, главным потребителем продуктов высшего труда, а значит, и определяющим спрос на интеллигенцию, является буржуазия. И она ответственна за то, что неудовлетворенность общественных потребностей сочетается с невозможностью для интеллигенции служить интересам народа, чем и обеспечивать свое существование и культурное развитие страны. Сокращение национальной производительности, обеднение государства и земств не позволяют оплатить труд необходимой в народе доли образованных специалистов [3, с. 333]. И наоборот, если экономические реформы приведут к успехам, повысится платежеспособность и государства и населения, то спрос на высший труд придет в соответствие с его предложением.

Таким образом, Воронцов утверждает, что основная цель интеллигенции - служение народу, но не борьба с правительством под флагом либерализма «принятым из рук» Запада, а помощь в решении насущных проблем, созданных, преимущественно, искусственными попытками государства оживить «мертворожденное дитя Запада» -русский капитализм.

Список использованной литературы

1. В.В.[Воронцов В.П.] К вопросу об условиях революции в России // Вперед! 1876. - № 31. - С. 212-225.

2. Попов И.И. «Забытые иркутские страницы: записки редактора». Иркутск, 1989. - 384 с.

3. Воронцов В.П. Интеллигенция и культура: избранные сочинения / Василий Павлович Воронцов; вступ. статья и составление А.И. Кравченко. - М.: Астрель, 2008. - 752 с.

4. Зверев В.В. Реформаторское народничество и проблема модернизации России. От сороковых к девяностым годам XIX века. М., 1997. - 365 с.

5. Воронцов В.П. Экономика и капитализм. Избранные сочинения / Василий Павлович Воронцов; вступ. статья и составление А.И. Кравченко. - М.: Астрель, 2008. - 981 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.