Научная статья на тему '«Педагогика» никнеймов'

«Педагогика» никнеймов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
212
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Педагогика» никнеймов»

ные аспекты этой популярной теории разрабатывали И. И. Каблиц (Юзов), В. С. Пругавин, Г. П. Сазонов, С. Я. Капустин, С. Н. Южаков, Я. В. Абрамов [2, с. 195-197]. Традиционно исследователи истолковывают идеологию малых дел как отказ от политических задач и революционной деятельности. В этом контексте понятны обвинения в адрес Воронцова со стороны русских марксистов в реакционности и монархизме. Однако такая оценка выглядит несправедливой. Воронцов в своих публикациях на фактических данных доказывает пагубное влияние правительственных реформ на социально-хозяйственную жизнь населения с тем, чтобы инициировать «горячее участие» в общественно-политической борьбе.

Список использованной литературы

1. Воронцов В. П. Капитализм и русская интеллигенция / Воронцов В. П. Интеллигенция и культура. М.: Астрель, 2008. С. 307-337.

2. Мокшин Г. Н. Эволюция идеологии легального народничества в последней трети XIX - начале XX вв.: монография / Г. Н. Мокшин. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 299 с.

«ПЕДАГОГИКА» НИКНЕЙМОВ

А. С. Пшегорский

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж,

Ю. В. Пшегорская

Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического института,

г. Воронеж

Влияние глобализации на современное общество в России не вызывает сомнения. Это влияние сказывается по-разному на различные слои общества. Особый интерес представляет то, как глобализация влияет на молодежь. Понятно, что результаты этих процессов будут определяющими для развития нашего общества, нашей страны. Последствия этого влияния весьма наглядным образом проявляют себя в сфере виртуальной коммуникации. Речь идет о популярном в рунете явлении - никнеймах, анализ которых выявляет множество достаточно поучительных и характерных примеров влияния глобализации на культуру нашего общества.

Нами было проведено исследование с целью выявить отдельные аспекты тех изменений, которые проходят в молодежной среде под воздействием глобализирующейся культуры. Объектом исследования стали неофициальные личные наименования, используемые в виртуальной коммуникации - сетевые имена (или никнеймы), а также игровые имена, прозвища. Под сетевым именем [1, с. 15] мы понимаем любое неофициальное личное наименование в сети интернет и других сетях, включая логин, указываемый при регистрации электрон-

ной почты. Типичным и наиболее распространенным примером сетевого имени является никнейм. Исследование проводилось путем анонимного и неанонимного анкетирования в пяти вузах и одном колледже города Воронеж в 20082013 годах. Общее количество респондентов - 1066 человек. Из них 602 женского пола и 464 мужского.

Исследуемые наименования вместе с теми пояснениями, которые ребята давали своим вариантам наименований, позволяют вскрыть то лингвокультур-ное окружение, которое определило тот или иной выбор конкретного наименования. Это окружение является частью того комплекса идей, культурных смыслов, культур и субкультур, которые влияют на умы нашей молодежи.

Значимость данной части обусловлена особенностями функционирования, прежде всего сетевых имен. Дело в том, что и сетевые имена, и игровые имена, и частично прозвища отражают пласт окружающей человека культуры, который ближе всего к его личности. Игровые имена позволяют судить о направленности компьютерных увлечений, глубине погружения человека в эти увлечения, а значит степень значимости подобного увлечения в жизни человека. Прозвища, со своей стороны, раскрывают бытовое окружение человека, иногда указывая на принадлежность его к какой-либо субкультуре. В свою очередь сетевые имена, обеспечивая анонимность своему создателю, позволяют достичь высокого уровня самовыражения, самоидентификации, указав на приверженность человека той или иной идее, субкультуре, культуре. Можно с уверенностью сказать, что развитие части этих культур проходит в результате воздействия процессов глобализации.

Что же показывает анализ собранных данных? С большей или меньшей степенью уверенности можно утверждать об обнаружении нескольких тенденций.

Во-первых, о каком-либо принципиальном различии в популярности использования сетевых имен между девушками и юношами не приходится говорить. На 1066 опрошенных приходится 1004 сетевых имени. Из них 468 мужских сетевых имен и 536 женских сетевых имен. При этом количество опрошенных мужского пола (464) практически совпадает с количеством мужских сетевых имен (468). В то время как количество опрошенных женского пола (602) на порядок больше количества женских сетевых имен (536). Сохранится ли подобное фактически равное соотношение активного участия мужчин и женщин в виртуальном общении, с достоверностью может показать аналогичное исследование выборки респондентов этих же годов рождения лет через 15, когда они перейдут из категории молодежи в категорию среднего возраста.

Во-вторых, результаты исследования дают нам картину сетевых имен, в которой бросается в глаза различие между семантически мотивированными и остальными сетевыми именами. Основное поле для анализа составляют именно семантически мотивированные сетевые имена, то есть те неофициальные личные наименования, в которые их создатели-носители вложили какой-то смысл. Последнее обстоятельство и позволяет анализировать сетевые имена с точки зрения влияния на их авторов какой-либо идеи, субкультуры, культуры. Значимым фактом оказалось то, что далеко не все собранные нами в ходе опросов се-

тевые имена можно отнести к данной категории. Так, из общего количества сетевых имен (1004) лишь около половины (515) являются семантически мотивированными. Например, «Шоколадка» или «pepper». Большую часть остальных составляют сетевые имена, образованные от официальных имени или имени и фамилии, например, «Vadim36». Тем не менее среди российской молодежи встречаются и совсем лишенные какого-либо значения сетевые имена, такие как, «werty» или «Fics», объясняемые соответственно, как «соседние клавиши на клавиатуре» и «понравилось».

В-третьих, и это самое важное в контексте влияния глобализации, полученные данные показывают соотношение между семантически мотивированными сетевыми именами, происхождение которых связано с влиянием иноязычной культуры, и семантически мотивированными в рамках русскоязычной культуры. Причем к последним мы отнесли не только сетевые имена на русском языке (напр., «Победа»), имена исконно русского происхождения (напр., «Марья Искусница»), но и все сетевые имена, написанные на латинице и не связанные с иноязычной культурой (напр., «KSYSKA2901» - от имени Ксения, «suXxan» - от фамилии Суханов, «Kot1k»). В последнем случае очень трудно судить о возможном сознательном предпочтении латиницы перед кириллицей родного языка. Напротив легко просматривается тенденция среди пользователей рунета вложить привычный им смысл, указать привычные их менталитету понятия в качестве сетевого имени, но на латинице, так как это является обязательным техническим условием регистрации данного сетевого имени на большинстве виртуальных площадок. К примерам таких сетевых имен относятся: «PROROK», «levaklevo», «Prohogaia», «dujmovochka».

Соотношение между указанными выше двумя большими группами семантически мотивированных сетевых имен выражается следующим образом: из 515 семантически мотивированных сетевых имен под влиянием иноязычной культуры образовано 261 сетевое имя, еще 30 имен образованы буквально на стыке культур. Так, сетевое имя «Freesea» имеет вид обычного англоязычного словосочетания и как будто бы сошло к нам со страниц какого-нибудь иностранного романа. Но, как объясняет его автор, образовано оно в результате совмещения названий двух стихотворений А. С. Пушкина «Вольность» и «К морю». Последующий вольный перевод показывает, что при создании данного сетевого имени его автор мыслил не только в рамках русской литературной традиции.

Итак, происхождение чуть более половины всех семантически мотивированных сетевых имен респондентов нашего исследования тем или иным образом связано с иноязычной культурой.

В-четвертых, в ходе анализа обнаружились примеры, на наш взгляд, достаточно очевидного влияния на нашу молодежь современной западно-ориентированной масскультуры, которую можно по праву считать одним из проявлений глобализации. «Локомотивом» этой масскультуры является шоу-бизнес, ориентированный на индустрию американского Голливуда. Так, среди сетевых имен молодежи можно встретить целый ряд «киношных», причем придуманных их авторами под впечатлением только западных фильмов. Это - «Mr.

Black» (фильм «Знакомьтесь, Джо Блэк»), «Vegas363» («Мальчишник в Вега-се»), «Psixo» («Психо»), «MAXSIMUS» («Гладиатор»), «Lilu» («Пятый элемент»), «Kokskykla» (сериал «Клиника») и т. д.

Нельзя не отметить немалую долю сетевых имен, выросших из субкультуры готики, а также просто акцентирующих идеи смерти, разрушения, темного начала: «Diablo», «IzAda», «Mr. Death666», «Armagedon», «Devil» и т. п.

Заметным явлением стало влияние японских мультфильмов, японской и китайской мифологии. Например, «Kami» (японское божество), «Neko» (кошки-оборотни в японской мифологии), «Naviko» (по-японски «нежность»), «Sorano Hikari» («лучик света»).

Список использованной литературы

1. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дис. ... д-ра. филол. наук: 10.02.19 / Лутовинова Ольга Васильевна. - Волгоград, 2009. - 43 с.

2. Балкунова А. С. Языковые факторы, влияющие на формирование образа носителя никнейма / Балкунова Александра Сергеевна // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. - 2012. № 1. URL: http://www. teoriapractica.ru/-1-2012/philology/balkunova.pdf

3. Миронов В. В. Глобализация и угрозы унификации / Миронов Владимир Васильевич // Век глобализации. - Волгоград. - 2012. - № 1. - C. 18-32.

4. Суслова Т. И. Глобализация: к вопросу идентичности русской культуры / Суслова Татьяна Ивановна // Век глобализации. - Волгоград. - 2010. - № 2. -С. 154-162.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII - XIX ВВ.

О. А. Радугина, к. ф. н.

Воронежский архитектурно-строительный институт, г. Воронеж

Национальное образование, отождествлявшееся с «государственным», рассматривалось как такой идеал образования, в котором основным стержнем являлся организационно и содержательно контролируемый государством процесс обучения и воспитания и, где государство не только осуществляло централизованное управление, но и определяло основные цели, задачи, содержание и даже методы обучения и воспитания.

Уже, начиная с Петра Великого, правительство уделяло большое внимание образованию и воспитанию подрастающего поколения дворянства. В XVIII в. была разработана система дворянского обучения, в которой было предусмотрено первоначальное освидетельствование Сенатом уровня первоначальной под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.