Научная статья на тему '«в начале жизни школу помню я…» (урок-беседа по повести Б. Путилова «Сокрушение Лехи Быкова» в 8 классе)'

«в начале жизни школу помню я…» (урок-беседа по повести Б. Путилова «Сокрушение Лехи Быкова» в 8 классе) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1537
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМА / ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ / НРАВСТВЕННОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ / ЦЕЛЬ УРОКА / ХОД УРОКА / ВЫВОДЫ ПО УРОКУ / TOPIC / THE PROTAGONIST / SPIRITUAL MATURITY / LESSON AIM / PROGRESS OF THE LESSON / LESSON CONCLUSIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Овчинникова Марина Николаевна

В статье предлагается образец конспекта урока, посвященного изучению художественного своеобразия повести Б. Путилова через призму нравственного взросления главного героя. Отдельный этап урока связан с погружением учащихся в историко-культурную атмосферу военных и послевоенных лет, которое обогащает восприятие художественного текста. Автором прицельно отобраны эпизоды для анализа, предложены конкретные вопросы и возможная логика рассуждений учащихся с опорой на конкретные фрагменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I remember school at the Beginnign of My Life… (a Lesson Based on the Discussion of the Novelette Lyokha Bykov's Regret by B. Poutilov in the 8th Form)

The article suggests a sample lesson outline devoted to studying the specific literary features of the novelette by B. Poutilov through the prism of the main character becoming mature. A certain stage of the lesson is connected with immersing the students into the cultural and historical atmosphere of the wartime and after-wartime years, which enriches the perception of the text. The contributor purposefully selects particular episodes for analysis, suggests definite questions and approximate logic of students' speculation on the fragments in question.

Текст научной работы на тему ««в начале жизни школу помню я…» (урок-беседа по повести Б. Путилова «Сокрушение Лехи Быкова» в 8 классе)»

ИДЕТ УРОК..

М.Н. Овчинникова

«В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛУ ПОМНЮ Я.»

(УРОК-БЕСЕДА ПО ПОВЕСТИ Б. ПУТИЛОВА «СОКРУШЕНИЕ ЛЕХИ БЫКОВА» В 8 КЛАССЕ)

В 2007 году ушел из жизни Б.А. Путилов, оставивший заметный след в литературе Урала. Его повести «Сокрушение Лехи Быкова», «На Пароходной улице» стали материалом для серьезных размышлений подростков о человеческом достоинстве, о ценностях подлинных и мнимых, о выборе своего места в жизни. Мое знакомство с этой книгой произошло в 1982 году. Во время педагогической практики мне ее подарила Лидия Ивановна Лосева с надписью: «Марине Николаевне с самыми добрыми пожеланиями в будущей работе после первого урока литературы». Я берегу эту книгу, она стала моим талисманом. И если я чего-то достигла в своей работе, то во многом благодаря тому, что в меня (тогда еще студентку) поверили. С тех пор все классы, в которых я работаю, не проходят мимо этой книги, с удовольствием читают и обсуждают не потому, что «задано», а потому, что хочется об этом говорить.

Тема: Б. Путилов. «Сокрушение Лехи Быкова»: этапы нравственного взросления героя.

Цели:

• проследить этапы нравственного взросления героя;

• обратить внимание на важность разговора о самоопределении, о поисках собственного «Я»;

• помочь учащимся почувствовать колорит уральского городка, в котором происходят события повести, погрузиться в его атмосферу;

• совершенствовать у учащихся навыки работы с текстом.

Оформление доски: портрет Б. Путилова, фотографии из личного семейного архива (на снимках — учащиеся 1-х, 3-х, 4-х классов школы № 28 г. Свердловска военного времени).

Ход урока.

I этап - подготовительный.

В начале урока, чтобы заявить о своей личной заинтересованности в разговоре, показываю книгу Б. Путилова «Сокрушение Лехи Быкова» 1982 года, вышедшую в СреднеУральском книжном издательстве с дарственной надписью Л.И. Лосевой.

Овчинникова Марина Николаевна — учитель высшей категории МОУ СОШ № 22 (г. Верхняя Пышма).

Слово учителя.

Говорю о том, что это особая книга, у нее особая миссия: она может помочь самоопределиться, ответить на непростые вопросы, сделать правильный выбор на всю жизнь. Ведь все хорошее в нас, по словам Д.С. Лихачева, формируется в юности. «Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят ее и затруднят... И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать». Всегда легче учиться на чужих ошибках, и Борис Путилов в своей автобиографической повести предоставляет нам возможность вместе с ним пройти трудными дорогами взросления.

Борис Путилов родился в г. Кунгуре Свердловской области. Он из поколения «подранков» - детей войны. Ваши прабабушки и прадедушки тоже родом из военного детства.

В качестве домашнего задания вам было предложено расспросить их о том, как они учились в трудное военное время, чем занимались в свободное от учебы время.

(Очень важно, чтобы дома состоялся этот разговор, который впишет жизнь близких ребятам людей одного из уральских городков в общегосударственный контекст. Те рассказы, которыми поделились ребята, во многом предвосхитят заинтересованный разговор о повести).

Далее читаю отрывки из книги «Прошедшее стучится в сердце к нам...», куда собраны воспоминания учителей - детей войны, в разное время работавших в г. Верхняя Пышма и близлежащих поселках (Золотова А.А. Прошедшее стучится в сердце к нам. Верхняя Пышма. С. 176-178, 225).

II этап - обсуждение повести.

1) Какие приметы военного детства ге-роя-рассказчика нашли отражение в повести?

Ребята зачитывают и комментируют эпизоды из повести:

- «1943 год - год великого перелома»;

- «...Отцы нашего просвещения ввели, как в доисторические времена, раздельное обучение. Чтобы сподручнее было готовить из нас суровых воинов-спартанцев, а из девчонок, ог-

ражденных от пагубного мужского влияния, формировать высоконравственных боевых под-руг».(Обращаю внимание на фотографии на доске: группа учениц 4 класса школы № 28 г. Свердловска со своей учительницей Верхогля-довой Елизаветой Гранитовной. Говорю ребятам, что этому снимку 62 года, а из памяти моей мамы не стерлось имя любимого учителя).

- уход отца на фронт;

- «...В тимуровцев мы играли почти каждый день, до обморочной усталости пиля сучковатые мокрые дрова на школьном дворе»;

- однорукий военрук Юрка-Палка (Юрий Павлович);

- «...Обычный военный завтрак: страна, как могла, поддерживала свое будущее».

- «...Раньше она (Екатерина Захаровна) читала стоя, но сейчас ноги уже не держали ее: она, бессемейная и бездомная Жаба, голодала не меньше самых голодных из нас»;

- «...Вот ведь война, голодуха, а не портятся ребята. Дюжат...»;

- «...Мы шастали по нашим окраинным улицам, пустырям и железнодорожным насыпям, рвали листья мать-и-мачехи, подорожника, цветы белены. А осенью уходили в ближние леса, собирали рябину, калину, смородину, но больше - продолговатые лопающиеся в пальцах красные ягоды шиповника, витамин “С”. Собирали и сушили... сдавали... в госпитали или аптеки - как могли, работали для фронта...»;

- ребята душой болеют за исход войны. Стоя у четырехугольного усилителя, герой «плакал... ревел от непонятного, надвигаю ще-гося на нас и неотвратимого ужаса, я оплакивал прекрасный город (Киев), город... русских богатырей».

На этом этапе урока можно включить запись сводки Совинформбюро. Голос Левитана усилит эмоциональное воздействие повести на учащихся.

2) Далее задаем уточняющий вопрос:

Какой представлена атмосфера жизни уральского городка? По каким приметам он становится для нас узнаваем?

- в черных бараках «в дальнем и грязном конце Заречной улицы жили раскулаченные, свезенные туда с многих дальних концов страны»;

- школы отдаются под госпиталь. Так, и в нашем городе госпиталь был устроен в школе № 1, школе № 7 п. Исеть;

- большинство заводов было эвакуирорва-но на Урал, и отец Пылаева «в войну работал... по воскресеньям»; старшеклассники уходили на фронт или «на завод за большой хлебной карточкой».

Приходим к выводу: мы не знаем, в каком уральском городке происходят события, да это и неважно - так жила вся страна.

3) Г лавный герой автобиографической повести Б. Путилова - подросток. Годы его взросления пришлись на суровое лихолетье. Испытание силой, страхом - первое испытание, которое предстоит ему пройти. Установить, какие этапы проходит герой на пути к нравственному взрослению - цель нашего урока.

Дальнейший ход урока представлен в виде таблицы, состоящей из вопросов учителя и возможных ответов учащихся. Данная таблица может послужить материалом для оформления записи в тетради (что является важной составляющей урока).

Вопросы

учителя

Какие чувства испытывает герой в начале повести?

Какую роль играет в повествовании рассказ Таси-Маковки о Тимуре Самарканд-ском, «железном хромце, покорителе мира»?

Ответы учащихся, цитатный материал

Главный герой скован страхом, страхом перед Витяем Кукуши-ным со страшной Заречной ули-

цы, который вместе со своими «шестерками» перешел в Зыев-скую «огромную и ветхую деревяшку». «Слух о них, особенно о Витьке Кукушине, летел впереди, загодя нагоняя страх».

Подробный рассказ о том, как «маленький пастушок... низринул и вырезал Дели и Тифлис... сровнял с землей... великий Са-рай-Берке» - возможный исход событий, свидетелями которых станут читатели. Сравнение Ви-тяя с Тимерленгом усиливает страх ребят перед тираном. Схожи и их пути прихода к власти: один был слаб физически, другой - «шестерил у своего двоюродного брата Митяя Кукиша». Герой повести говорит: «А я уже тогда знал, что нету злее, изощреннее и подлее того, кто вышел в главари-тираны из бывших слуг и «шестерок»: они пытаются компенсировать свои бывшие рабские унижения сегодняшними злодеяниями... »

Средством создания образа Ви-тяя и его дружков является речь: бранная лексика, воровской жаргон. Так демонстрирует свою власть «хозяин»: «доходяга»,

«рванем когти», «Москва - Во-

Как насаждает свою власть Ви-тяй Куку-шин?

Как принял класс нового хозяина? Все ли подчинились злому влиянию Витяя?

ронеж, хрен догонишь...», «гнида», «падло» и т.д.

Портрет также способствует раскрытию замысла автора: «презрительная улыбка» Витяя, «косая челочка и лисий, сплющенный вечной улыбкой подбородок», «бритый, костистый череп Ваньки Хрубилы», «голый череп палача». И вызывающие сострадание жертвы: «обессилевший

Мишка Беляев... кусая пальцы, начинал голодно выть... , глотал вместе со слезами жесткую булочку, а Витяй хохотал».

Конечно, главным в характеристике литературного персонажа является его поведение, поступки. Как когда-то его брат, Витяй окружил себя «шестерками», исполняющими его волю. Чтобы держать класс в страхе, он «нашел... жалкие, безответные жертвы»: «Мишку Беляева, в

свои 11 лет уже покрывшегося по опухшим щекам длинными бледными волосиками - страшной дистрофической бородой. И еще одного... - смешного, нелепого Далина».

В повести подробно описываются «представления», которые ежедневно устраивал «новый хозяин». Страх заставил надолго замолчать ребят, и не только замолчать, но и поддерживать тирана. Во время представлений Мишки Далина «хохотал Витяй, и мы, жестокие, тоже смеялись». Но были и такие, кто посмел не подчиниться Витяю. Далин - доход-дистрофик - «один из нас всех не ползал по полу, воюя за свой завтрак», а продолжал сидеть за партой». «Тирана обидел и даже оскорбил такой стоицизм». И даже тогда, когда Хру-била поднял «легкое, словно бесчувственное тело Далина и опустил на кнопку, тот не издал ни звука, не дрогнул - он сидел такой же прямой, иссиня-

бледный» ...Витяй засмеялся. Но странно, класс не поддержал его».

Сможет ли наш герой подняться до сопротивления Витяю и его прихлебателям?

Значит, делают вывод ребята,

можно сопротивляться тиранам. Значит, есть сила, которая сильнее «писки» (бритвы, зажатой между средним и указательным пальцем). Сила эта в человеческом достоинстве, во внутреннем стержне, и ни при чем здесь сила физическая.

Обнадеживающим является тот факт, что Пылаев стыдится своего малодушия, но страх заставляет его вместе со всеми смеяться над «потехами» Витяя. Трудно сказать «НЕТ» тому, кто сильнее тебя, но выбор сделать необходимо. И вот в один из дней «класс не поддержал» Витяя, «молчали даже “шестерки”, ведь несмотря на испорченную и злую свою душонку, они тоже были дети».

Смерть Мишки Беляева - еще один этап на пути к нравственному взрослению. «Мы ошарашенно молчали», и в этом молчании чувствовалось «зарождение бунта».

Кульминацией взаимоотношений Витяя и класса является эпизод расправы над голубем. Жестокость настолько поразила ребят, что «кто-то крикнул: “Фа-

шист!”». И, определив для себя, что свергнуть тирана нужно сейчас, Пылаев ударил Витяя кулаком, «добивал его на полу. За голубку. За Мишку Беляева. За Киев. За отца...» И теперь герою повести не страшно даже исключение из школы. «Я смеялся. Я глядел на ползающего в слезах и соплях Витьку Кукушина и смеялся. Я стоял на ногах и чувствовал себя освободителем. А что может быть выше, святее и пре-краснеее этого чувства?! Нет ничего естественней и благородней, чем свержение злого владычества».

Вывод: Так наш герой проходит сложный путь от подчинения злой силе к избавлению от страха и обретению внутренней свободы. Этот путь можно изобразить в следующей схеме:

Смех - молчание - «не поддержали» - «злое молчание» - поступок: «свержение злого владычества» - обретение внутренней свободы.

III. Заключительный этап урока.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы обсудили лишь первую часть повести, заключительные строки которой указывают на то, что поиски собственного «Я» для героя повести на этом не заканчиваются. Какие еще соблазны встретятся на его пути, и сможет ли Пылаев преодолеть их, мы обсудим на следующем уроке.

Завершая сегодняшний разговор, хочу у вас спросить, встречались ли вам проблемы, поднятые Б. Путиловым в повести, в других произведениях современной литературы?

Ребята вспоминают повесть В. Тендрякова «Весенние перевертыши», рассказ Ф. Искандера

«Тринадцатый подвиг Геракла», рассказ В. Бахревского «Пятерка по нелюбимому предмету», Ю. Бондарева «Простите нас».

Как можно соотнести историю, рассказанную Б. Путиловым, с теми событиями, которые переживала в эти годы страна?

Ребята высказывают мысль о том, что страх перед силой Витяя и страх перед врагом позволили пасовать, отступать: пятиклассникам - перед Витяем Кукушиным, а Красной Армиии - перед фашистами.Неслучайно действие повести происходит в 1943 году, который стал годом великого перелома в ходе войны и в сознании людей: нас бьют, пока мы боимся.

Домашнее задание:

- письменно обосновать выбор названия темы сегодняшнего урока;

- подготовить рассказ о том, какую роль сыграли учителя в нравственном становлении героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.