Научная статья на тему 'Образ лейтенанта Огаркова: растерянность или вина? (урок-исследование по повести Э. Казакевича «Двое в степи»)'

Образ лейтенанта Огаркова: растерянность или вина? (урок-исследование по повести Э. Казакевича «Двое в степи») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
863
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА О ВОЙНЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ / Э. КАЗАКЕВИЧ / УРОК-СЕМИНАР / «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» В ЛИТЕРАТУРЕ О ВОЙНЕ / E.KAZAKEVICH / «DIALECTICS OF SOUL» IN THE LITERATURE ON WAR / THE LITERATURE ON WAR IN A SCHOOL COURSE / A LESSON-SEMINAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гутрина Лилия Дмитриевна, Ибраимова Екатерина Сергеевна

В статье предложена разработка урока-семинара по повести Э. Казакевича «Двое в степи» (1948). В центр урока поставлена проблема авторского отношения к герою, не выполнившему военный приказ в один из драматичнейших периодов Великой Отечественной войны. Размышления над образом героя и позицией автора вписаны в разговор о социополитической ситуации в стране после окончания Великой Отечественной. Авторы предлагают проблемные вопросы и задания для групповой и фронтальной работы, ориентирующие на анализ текста («диалектика души» главного героя, система персонажей и др.) и обсуждение дискуссионных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The charachter of lieutenant Ogarkov: confusion or fault (the lesson-research of E.Kazakevich's story «Two in steppe»)

Working out of a lesson-seminar of E.Kazakevich's story «two in steppe» (1948) is offered in the article. The problem of the author's relation to the hero who has not executed the military order in one of the most dramatic of the periods of the Great Patriotic War is in the lesson center. Reflections over hero's charachter and a position of the author are entered in conversation about social-political situations in the country after the Great Patriotic War. Authors offer problem questions and tasks for the group and face-to-face work, focusing on the text analysis («the dialectician of soul» the protagonist, system of characters, etc.) and discussion of debatable questions.

Текст научной работы на тему «Образ лейтенанта Огаркова: растерянность или вина? (урок-исследование по повести Э. Казакевича «Двое в степи»)»

ИДЕТ УРОК

Л. Д. Гутрина, Е.С. Ибраимова

ОБРАЗ ЛЕЙТЕНАНТА ОГАРКОВА: РАСТЕРЯННОСТЬ ИЛИ ВИНА?

(Урок-исследование по повести Э. Казакевича «Двое в степи»)

Как бы ни сокращался школьный курс литературы - есть надежда, что неизменным в любой из программ будет существование разделов, посвященных художественному осмыслению Великой Отечественной войны.

В программе А.Г. Кутузова предусмотрен раздел «Великая Отечественная война и советская литература»; Т.Ф. Курдюмова предлагает обратиться к военной теме дважды - в разделе «Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет» и в рамках раздела «Литература 50-90-х гг.» (творчество Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева).1

В настоящей работе мы предлагаем обратить внимание одиннадцатиклассников на повесть Э. Казакевича «Двое в степи» (1948)2, главным героем которой оказался юный лейтенант Огарков, не выполнивший военного приказа, приговоренный за это к расстрелу, но помилованный. Повесть Казакевича создавалась в сложный период конца 1940-х годов, когда в СССР началась вторая волна репрессий, затронувшая прежде всего еврейскую интеллигенцию. Обращение к повести «Двое в степи» позволит акцентировать на уроке важный социокультурный смысл: очередное «закручивание гаек» стало толчком для создания Казакевичем произведения, в котором проблематизировалась вина человека, совершившего, казалось бы, поступок, не достойный никакого снисхождения. При этом учителю, обратившемуся к повести Казакевича, представляется возможность выстроить урок как исследование «диалектики души» юного героя, по возрасту близкого самим одиннадцатиклассникам.

Мы предлагаем говорить о повести Э. Казакевича в течение двух уроков (тема для двух уроков -«Растерянность или предательство? Образ главного героя повести Э. Казакевича “Двое в степи”»), которые будут ориентированы на достижение следующих познавательных и воспитательных целей:

1 Литература: 5 - 11 классы. Программно-методические материалы / Сост. Т.А. Калганова. М.: Дрофа, 2001. С. 202, 129.

2 Обращение к творчеству Э. Казакевича предусмотрено, в частности, в программе Т.Ф. Курдюмовой. См. выше.

Лилия Дмитриевна Гутрина - кандидат филологических наук, доцент кафедры современной русской литературы Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).

Екатерина Сергеевна Ибраимова - студент 5 курса Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).

1) сформировать представление о том, что повесть «Двое в степи» (1948 год) - попытка художника защитить человека, которого несправедливо карает государство; выявить авторский пафос - сочувствие, сострадание человеку, вера в его нравственные силы; 2) понять, что Огарков не выполнил приказ не по внутренней подлости, а по неготовности, по непониманию, по «растерянности»; акцентировать внимание ребят на признании Огарковым своей вины, на понимании им ответственности за свои поступки и за все, происходящее рядом с ним. Развивающая цель уроков - совершенствование навыков анализа психологии героя.

Методической формой уроков по повести Казакевича может стать урок-семинар, что мотивируется стремлением учителя вовлечь в процесс чтения и анализа максимальное количество учащихся, столкнуть ребят с коллизией нравственного выбора, который неоднократно совершает в повести юный герой. Основной задачей для урока-семинара является организация беседы по заранее данным, подготовленным вопросам. Выступления шести групп учащихся чередуются с фронтальной беседой - в тех случаях, когда необходимо обсудить спорные вопросы, прокомментировать особенно значимые фрагменты текста.

Работа с текстом повести предваряется вступительным словом учителя, акцентирующим несколько моментов. Во-первых, необходимо в нескольких словах охарактеризовать эпоху создания произведения и контекст литературы о войне, в которой существует повесть. Прежде всего следует назвать рассказ А.П. Платонова «Возвращение» (1946), в котором суровая правда о войне раскрывается через углубление в психологию воевавшего человека. В творчестве В. Некрасова («В окопах Сталинграда», 1947) правда о войне воплотилась в стиле психологического натурализма: Некрасов говорит об ужасе войны, апеллируя к шокирующей детали. В этом же ряду и творчество Э. Казакевича: сохраняя черты романтической поэтики, автор предлагает скрупулезный анализ движений души человека, оказавшегося в самом эпицентре бесчеловечной бойни, которая парадоксально является битвой за сохранение русской культуры.

Кратко следует представить одиннадцатиклассникам писателя Эм. Казакевича. В биографической «врезке» в урок подчеркнем, что родился он в 1913 году в интеллигентной семье, отец его был учителем, затем - журналистом. В июле 1941 добровольно ушел на фронт, хотя был снят с военного учета из-за близорукости, служил в войсковой разведке. Войну окончил военным комендантом немец-

кого городка в 1946. В том же году демобилизовался из армии по болезни, вернулся в Москву и возобновил прерванную войной литературную работу. Широкая литературная известность пришла к Казакевичу в 1947 после публикации повести «Звезда». Казакевич участвовал в создании «Черной книги», составленной И.Г. Эренбургом и В.С. Гроссманом из материалов об уничтожении евреев на временно оккупированных территориях СССР. Важно донести до ребят мысль об активной гражданской позиции Э. Казакевича.

Завершая вступительное слово, учитель акцентирует внимание учащихся на проблеме: почему Э. Казакевич, человек, прошедший всю войну, сделал героем своего произведения человека, проявившего слабость, человека, который подвел своих? И, главное, как сам автор относится к своему герою?

Предваряя выступления ребят, учитель должен ввести их в конкретно-историческую ситуацию, отраженную в повести Казакевича: события происходят в июле 1942 года, когда наступление немецких войск велось по всем направлениям, приоритетными из которых были направления на Баку и на Сталинград. Хутор Павловский, рядом с которым находилась дивизия Огаркова, располагался под Сталинградом. С июля 1942 года по январь 1943 года Павловский район был прифронтовым, линия фронта проходила по реке Дон. Более 25 000 жителей района ушли на фронт защищать Родину, из них 13644 человека погибли. Затем класс обращается к тексту повести и подготовленным заранее выступлениям.

Задание для первой группы. Перечитайте первую главу повести. Охарактеризуйте главного героя повести - Огаркова. Каким он представляется сам себе? Какие чувства его наполняют? Какое впечатление он производит на окружающих? Как к нему относится автор? Свои ответы аргументируйте.

Предполагаемый ответ учащегося. Огарков -двадцатилетний лейтенант, месяц назад окончивший военно-химическое училище; мы видим его офицером связи от дивизии при штабе армии. На самом деле Огарков - «молодой», «робкий», «безусый», а хочет казаться важным, опытным: «Лейтенант был горд собой и своим белым конем. Несмотря на все, что творилось вокруг, и на гнетущую тревогу, витающую над степью, он не мог, по молодости лет, не любоваться тем, что именно он, Огарков, а не кто-нибудь другой, мчится по степи на белом коне, оставляя за собой струйку серой пыли». Гордость, желание доказать свою значимость, решимость - все эти чувства держат героя в счастливом неведении войны. Огарков еще совсем не сталкивался с реальностью войны, все ему кажется не таким, каким является на самом деле: мир для Огаркова «приветлив и правилен», отсюда - состояние радости, безмятежности, несмотря на то, что он знает: где-то идут бои. Окружающие смотрят на Огаркова снисходительно, с пониманием. Изображен Огарков с любовью: автор не осуждает его за наивность и романтическое выпячивание своего «я», он объясняет поведение Огарко-ва его юным возрастом, неопытностью.

Задание для второй группы. Перечитайте вторую и третью главы. В этих главах мы видим Огар-

кова при исполнении первого серьезного поручения - он должен сообщить в штаб своей дивизии об отступлении, но приказа не выполняет. Как в штабе армии отнеслись к возвращению Огаркова, не выполнившего приказ (по главе третьей)? Кто, по-вашему, прав? Приведите аргументы, опираясь на эпизод второй главы «Огарков ищет свою дивизию»?

Отвечая на вопрос, необходимо акцентировать следующее: в штабе высказаны две основные позиции: Огарков - трус, предатель (генерал, жена командующего армией Варвара Петровна, сын которой героически погиб в бою), Огарков - «птенец, молокосос проклятый», не выполнивший приказа по неопытности (полковник Воскресенский). Содержанием главы акцентировано второе: оказавшись в тяжелой ситуации, столкнувшись с реальностью войны, Огарков приходит в состояние растерянности, он сначала совершенно не понимает, что ему надо делать: «Огарков с минуту стоял в нерешительности, не зная, куда раньше пойти: за офицерами или за ординарцами - седлать свою лошадь». Он чувствует, что совершенно одинок, что никто не поможет ему и вся ответственность за выполнение поручения лежит на нем. Огарков выглядит как маленький мальчик: он не находит себе места от страха и чуть не плачет: «Обескураженный долгими блужданиями по степи, Огарков совсем пал духом»; «Огарков чуть с ума не сошел от ужаса».

Общий вопрос классу. Если Огарков совершил приказ не из трусости и подлости, а по неопытности, освобождает ли его это от вины? В чем вина Огар-кова?

Размышляя над этим вопросом, подчеркнем, что неопытных мальчишек на войне было множество; значит, в чем-то Огарков совершает ошибку. Так, во второй главе подчеркивается, что Огарков, не зная, что ему делать, совершал поступки как бы автоматически: подошел к карте, потому что все подошли, но ушел от нее ни с чем; не задал тех вопросов, которые нужно было задать перед отправлением в штаб дивизии, опытным солдатам, и др.

Если класс сильный, то в качестве задания для второй группы или в качестве индивидуального опережающего задания можно предложить работу, устанавливающую связь с толстовской эпопеей «Война и мир». Любопытно, что и Толстой, и Казакевич в прозе о войне выступают мастерами изображения «диалектики души» своих персонажей, помещая их в сходные обстоятельства.

Задание. Сопоставьте эпизод «Огарков в эпицентре военных действий» с эпизодом «Пьер на батарее Раевского» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Сходно или различно ведут себя молодые герои? Почему? (Пьер не страшится, хотя и выглядит нелепо, так как обретает на Бородинском поле ту «живую жизнь», ту со-причастность всем, которую искал; Огарков - напуган, растерян, война «парализует» его мысли и действия).

Задание для третьей группы. Обратитесь к эпизоду «Огарков в землянке после вынесения приговора» (четвертая глава). Описывая состояние Огар-кова, Казакевич говорит о «спасительной стеклян-

ной перегородке»: как Вы понимаете, от чего она спасает Огаркова, и в какие моменты рушится?

Возможный ответ учащегося. «Стеклянная перегородка» - психологическая защита сознания от мысли о смерти, к которой приговорен герой. Она доходит до Огаркова с трудом. Толчок к этому -воспоминание о матери, о том, каково ей будет, когда она узнает, КАК умер ее сын. Ужас от того, как будет страдать мама, заставляет Огаркова кричать, плакать, в нем возникает острое желание все объяснить, доказать, что он не трус. Второй переломный момент в эпизоде - воспоминание о друзьях из своей дивизии, ведущее Огаркова к прозрению: «Значит, это я убил вас, мои дорогие?» - шепотом спросил Огарков у медленно вставшей перед его глазами вереницы лиц и имен. Сильная, неудержимая дрожь стала бить его. Дрожь, впрочем, скоро унялась, сменившись мертвой оцепенелостью. Нет, он ничего не имел сказать трибуналу. Все, что произойдет, - должно произойти, потому что это справедливо». После этого свой приговор он считает справедливым и свое наказание заслуженным.

Общий вопрос к классу. Как в описании состояний Огаркова в этом эпизоде воплощается авторское отношение к герою?

Возможные ответы. Автор сочувствует герою. Он показывает читателям, что Огарков не трус, в его душе нет подлости: им движет любовь к матери, он не хочет расстроить ее; именно со-страдание другим ведет Огаркова к нравственному прозрению, осознанию своей вины.

Задание для четвертой группы. В пятой-шестой главах Огарков и его конвоир Джурабаев ищут штаб армии и участвуют в военных действиях. Сопоставьте поведение Огаркова в главе второй (во время выполнения приказа) и в эпизодах разведки в главах 5-6 (эпизоды по выбору). Что теперь движет героем? С какой целью введен в повесть образ Тюлькина?

Предполагаемый ответ. В разведке Огарков ведет себя иначе, нежели при выполнении приказа (во второй главе). Он уже не делает скоропалительных выводов, действует, подчиняясь логике и разуму, а не чувствам, не испытывает страха: «Огарков угрюмо возразил: - Не спешите делать выводы, пока не узнаете точно». Во время этой разведки Огаркова также посещают мысли о побеге и об избавлении от своего конвоира Джурабаева. Но чувства долга и ответственности, понимание того, за что и ради кого он воюет, не дают ему подчиниться этим желаниям. Доверие к нему людей оказывается важнее эгоистичных желаний свободы: «Но при воспоминании о молоденьком солдате, который так верил в его непогрешимость и военный опыт, Огарков отказался от мысли об уходе. Нет, он не мог, не в силах был обмануть доверие Тюлькина и заслужить презрение лейтенанта в немецкой плащ-накидке». Тюлькин -двойник Огаркова, он напоминает нам самого Огар-кова из второй главы. Образ Тюлькина нужен для того, чтобы, с одной стороны, показать взросление главного героя повести, с другой - подчеркнуть типичность юного, неопытного солдата на войне.

Огаркову очень сложно почувствовать себя человеком, бойцом, равным остальным. Но постепен-

но приятие его другими людьми, уверенность в себе и своих силах меняют Огаркова и его отношение к себе. Во время боя им овладевают оживление, веселье, разговорчивость. Огарков забывает о конвое, о смерти, которая его ждет: «Огарков вдруг оживился, стал очень разговорчив и даже весел, начал расспрашивать солдат о семьях, детях, матерях. Рассказал он и о своих родных, проживающих в городе Горьком».

Задание для пятой группы. Повесть Казакевича называется «Двое в степи». Какова роль в повести второго - Джурабаева? Является ли он только конвоиром для Огаркова?

Возможные ответы учащихся. Джурабаев строго выполняет свой долг, но в его душе просыпаются простые человеческие чувства: это происходит после возвращения Огаркова из разведки. В сознании Джурабаева происходит перелом - он начинает видеть в лейтенанте не только конвоируемого, нарушителя военных законов, но и честного человека, солдата, выполняющего свой долг. Меняется и отношение Огаркова к Джурабаеву. Они начинают видеть друг в друге людей, начинают понимать, что они не враги друг другу, просто каждый выполняет свои обязанности. Параллелизм настроений и чувств героев: Огарков, «несомненно обрадованный» -Джурабаев «радовался вместе с ним»; Огарков -«молчаливый и угрюмый», «молчалив и грустен» Джурабаев. Джурабаев - не только конвоир, но и своего рода учитель, наставник Огаркова. Джураба-ев и Огарков - герои-двойники.

Общий вопрос классу (предваряется просмотром эпизода одноименного фильма А. Эфроса по повести Казакевича (1962) - эпизода, в котором показано движение по степи теней). С какой целью автор вводит в произведение мотив тени?

Возможные ответы. Интересно, что тени то идут следом друг за другом, то идут рядом. Это говорит об общности судеб Огаркова и его конвоира. Огарков и Джурабаев - люди одной судьбы, они находятся на волосок от смерти, в любой момент могут исчезнуть из жизни, как исчезают тени с исчезновением солнца. Мотив тени нужен и для того, чтоб читатель осознал авторскую позицию - сострадание, жалость к человеку на войне.

Задание для шестой группы. Перечитайте седьмую-восьмую главы. Сосредоточьтесь на эпизоде «Огарков переживает ранение и смерть Джура-баева». Что движет поступками героя? Какой нравственный выбор совершает Огарков в этом эпизоде?

Предполагаемый ответ. Осознание того, что Джурабаев ранен, заставляет Огаркова действовать быстро и решительно. Несмотря на то, что Джура-баев - его конвоир, что смерть Джурабаева освобождает Огаркова от его собственной смерти, мысль о спасении даже не приходит в голову Огаркова в эту минуту. После смерти конвоира Огарков чувствует себя «одиноким», «лишенным жизненной опоры»: «Ему казалось, что только что оборвалась последняя связь его с окружающим миром и весь мир отодвинулся в туманную глубину, оставив его, Огарко-ва, в полном одиночестве среди малинника и больших одуванчиков». Перелом в сознании героя проис-

ходит тогда, когда в его руках оказывается приговор Военного Трибунала, от которого зависит вся дальнейшая судьба Огаркова. В герое происходит внутренняя борьба между чувством долга и желанием жить. Но побеждает в Огаркове чувство долга, он понимает, что жить со своей виной, совершив подлый поступок, он не сможет. Для Огаркова важнее оказывается честь и уважение к самому себе, чем сохранение жизни путем предательства. Сделав выбор, «Огарков ощутил в душе чувство необычайной свободы и даже счастья».

Возможный комментарий учителя. Внутренний конфликт Огаркова подчеркнут Казакевичем и выбором имени и фамилии для героя. «Огарок» - презрительное прозвище человека ничтожного, невзрачного. С именем «Сергей» связаны абсолютно иные смыслы: в характере Сергея проявляются мужественные черты. Сергей предпочитает энергичные действия сентиментальным эмоциям, но у него также сохраняется способность и к сопереживанию. В работе Сергей проявляет добросовестность, обязательность, со своими проблемами Сергей справляется в одиночку, не посвящая окружающих в свои душевные переживания3.

Подведение итогов урока, эвристическая беседа с классом.

Виноват ли Огарков в том, что не выполнил поручение?

Ответы учащихся могут оказаться противоречивыми. Но, скорее всего, большинство придет к

3 Значения имени и фамилии взяты из электронных словарей: http://mirslovarei.com/content_fam/Ogarkov-8378.html, http:// mirslovarei.com/content_nam/Sergej-213.html.

выводу о том, что в значительной степени Огарков не выполнил поручение в силу своей неопытности, «растерянности» и неготовности к выполнению данного поручения. Растерянность не освобождает Огаркова полностью от его вины. На этом этапе учитель может рассказать ребятам, что в фильме «Двое в степи» отсутствует экспозиция, то есть юность героя, его наивные романтические представления о войне не акцентированы. Именно поэтому в фильме герой изначально виновен в происшедшем.

В первоначальной редакции повести дивизия Огаркова погибла. Что заставило Казакевича изменить финал повести?

Это было связано с тем, что в случае гибели дивизии вина Огаркова была бы неизмеримо большей. Казакевичу было важно показать не вину героя, а ту неопытность и «растерянность», которую проявляли иногда молодые солдаты во время боя.

Почему Э. Казакевич в конце 1940-х обращается к ситуации, в которую попал Огарков?

Казакевичу важно подчеркнуть, как важно не обвинить, а «подставить плечо», помочь человеку. Все это было чрезвычайно важно и для послевоенной жизни страны, которая вновь оказывалась в ситуации ужесточения режима; повесть Казакевича -призыв быть внимательнее, человечнее.

Домашнее задание (один из вопросов на выбор):

1) представьте, что вы режиссер фильма. Какие эпизоды повести вы выбрали бы для создания киносценария по повести «Двое в степи»? Свой выбор обоснуйте;

2) почему Огарков и после окончания войны вспоминает своего конвоира - Джурабаева?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.