Научная статья на тему '“вечная тема” в прозе XXI века: материалы к уроку в 11 классе'

“вечная тема” в прозе XXI века: материалы к уроку в 11 классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
774
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / Д. БЫКОВ / И. САХНОВСКИЙ / Д. РУБИНА / D. BYKOV / I. SAKHNOVSKY / D. RUBINA / LESSON OF EXTRA CURRICULUM READING / MODERN LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крапивина А. В.

В статье представлена разработка урока внеклассного чтения «“Вечная тема” в прозе XXI века», проведённого в 11 классе; помимо подробного сценария, в неё вошёл краткий анализ продуктов деятельности учащихся на уроке и при подготовке к нему (отзывы, ответы на вопросы, презентация сборника рассказов, мнения, высказанные в ходе дискуссии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“The Eternal Theme” in the XXI century prose: materials for a lesson in grade 11

The article presents the detailed lesson plan of extra curriculum reading “The Eternal Theme in the XXI Century Prose” conducted in grade 11. Apart from the detailed scenario it contains a brief analysis of the students’ materials obtained during the lesson and while preparing before it (reviews, answers to questions, presentation of the collection of stories, opinions put forward during the discussion).

Текст научной работы на тему «“вечная тема” в прозе XXI века: материалы к уроку в 11 классе»

Драфт: молодая наука

А.В. КРАПИВИНА

(г. Екатеринбург, Россия)

УДК 372.882 ББК 4426.83-27

“ВЕЧНАЯ ТЕМА” В ПРОЗЕ XXI ВЕКА:

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ В 11 КЛАССЕ

Аннотация. В статье представлена разработка урока внеклассного чте-ни я «“Вечная тема” в прозе XXI века», проведённого в 11 классе; поми мо подробного сценария, в неё вошёл краткий анализ продуктов деятельности учащихся на уроке и при подготовке к нему (отзывы, ответы на вопросы, презентация сборни ка рассказов, мнения, высказанные в ходе ди скусси и ).

Ключевые слова: урок внеклассного чтения, современная литература, Д. Быков, И. Сахновски й, Д. Руби на.

То или и ное произведение искусства можно объективно назвать шедевром только по истечении значительного количества времени. Это неоспоримый факт, и именно в нём кроется вечная проблема преподавания современной литературы в школе. Именно ввиду того, что про зведен я ещё не прошл «проверку временем», к н м не смогло сформ роваться более-менее определенного отношен я со стороны ч тателей кр т ков, уч телей род телей, сам х учащ хся.

Ситуация сегодня такова: одни с восторгом отзываются о новинках на любой вкус, свободных от цензуры (выдержка из блога: «мно-г е творен я современных авторов стрем тельно получают популярность соб рают м лл оны ч тателей, соперн чая с класс ческой литературой» [Литературный блог 2013]); говорят о «литературном буме» в России, продукты которого «фильтруют» многочисленные л тературные прем , сч сляемые даже не десяткам , а сотням ; друг е вообще отказывают современной л тературе в существован : «Над русской прозой тяготеет как проклятие ненароком оброненная фраза: “У нас нет литературы”. Современникам кажется, что все самое нтересное в л тературе л уже было, л только должно про зойт . Поэтому анализ современной прозы считается чем-то вроде неприличного жеста» [Яркевич 1996].

Так м образом, перед уч телем встаёт вопрос: как преподавать современную л тературу, которая не меет однозначной оценк , устоявшейся репутац , общепр нятой трактовк ?

Помимо этого, есть и ещё одна, объективная проблема: где взять на преподаван е современной л тературы часы, ведь в программы для общеобразовательных школ она, по сут , не включена? Н по тому, н

Драфт: молодая наука

по другому вопросу на сегодня не существует с стемно разработанных рекомендаций учителю. Будем надеяться, что когда-нибудь они всё-так появятся, а пока уч теля делятся опытом проведен я конкретных уроков по произведениям последних лет. 4аще всего, это разработки уроков внеклассного чтен я. Предлагаем разработку урока внеклассного чтения в 11 классе «“Вечная тема” в прозе XXI века». Нами были выбраны следующие произведения: Д. Быков «Отпуск» (2007), И. Сахновский «Нелегальный рассказ о любви» (2005), Д. Рубина «Область слепящего света» (2003).

Учащ еся получ л опережающее задан е: проч тав предложенные тексты (уч тельск й выбор был определён общей темой малым объёмом про зведен й, чтобы дать ребятам возможность познако-м ться с тремя рассказам разных авторов, в то же время, сключ в возможность массового «непрочтен я»), нап сать о н х отзыв; пр -чём, сдать его следовало за неделю до самого урока.

Результаты анал за работ учащ хся был неож данным : практ -чески все отзывы имели в той или иной степени негативный, осуждающий характер. Встречались интересные, абсолютно противоположные откл к на каждое конкретное про зведен е, пр ведём два з н х:

1. «“Нелегальный рассказ о любви” - еди нственное произведение, которое мне немного понрав лось. Там повествуется о любв по н-тернету. Хоть здесь тоже присутствует измена, но эта современная тема любв бл же всего ко мне пр ход тся, потому что я ощущала её на своём опыте. К этой современности я приближена, поэтому верю, что такая любовь существует».

Автор этого же отзыва по поводу рассказа «Отпуск» отмечает, что рассказ «не впечатл л, потому что я не верю, что в наше время ж вёт ещё такая любовь».

2. «“Нелегальный рассказ о любв ” мне не понрав лся, потому что я не верю в любовь по интернету». А рассказ «Отпуск» этому автору, наоборот, понравился: «...только потому, что я верю в такую “высокую” любовь».

В отзывах прослеж вается общая мысль: рассказы не понрав -л сь, так как геро зменяют супругам, без романт ческого ореола показана любовь, «не понрав лся язык». Но в то же время, авторы отзывов соглашал сь с достоверностью того, что зображает автор («я пон маю, что всё это реальность 21 века») - тут же осуждал п са-теля за то, что он не оп сал возвышенные, ч стые отношен я. В одном з отзывов была рефлекс я по поводу данного прот вореч я: «Я не смогла по достоинству оценить язык Рубиной. Может, потому что она

Драфт: молодая наука

резко жестоко окунула меня в м р реальност современной любв , не украшая его крас вым словам ».

Мысл эмоц учащ хся по поводу проч танного был фрагментарно озвучены на первом этапе урока, а также послуж л матер -алом для организации дискуссии в его финале. Также для диску ссион-ного этапа урока уч телем была подобрана нформац я о разл чных, в том ч сле негат вных, отзывах кр т ков ч тателей, которые был современн кам класс ков, чтобы уч тель пр необход мост мог использовать их в качестве аргумента в защиту современной литературы. Например, можно познакомить ребят с высказыванием И.С. Тургенева - старшего современн ка Л.Н. Толстого отчаст его уч теля в литературе - о романе «Война и мир»: «Где тут черты эпохи - где краски исторические?»; «Роман Толстого плох не потому, что он тоже зараз лся “рассуд тельством”: этой беды ему бояться нечего; он плох потому, что автор н чего не зуч л, н чего не знает под менам Кутузова Баграт она вывод т нам как х-то рабск сп санных современных генеральч ков» [Б рюков 2013].

Двум ученицам было дано индивидуальное опережающее задан е, требующее осуществлен я проектной деятельност : предлагалось создать обложку для сборн ка, в который бы вход л рассказы, обсуждаемые на уроке, нап сать для сборн ка аннотац ю презентовать его на уроке. Проектная работа учащ хся была спользована на этапе д скусс .

Воссоздад м в общ х этапах лог ку урока.

1. Вступительное слово учителя, анализ отзывов и постановка цел урока:

- после вопроса к учащ мся о том, что объед няет предложенные для прочтен я рассказы, ф кс руется тема урока;

- сообщение учителем кратких сведени й об авторах с использован ем компьютерной презентац . Пр мерное содержан е уч тель-ского слова:

Дмитрий Быков родился в 1967 году в Москве; русский писатель и поэт, журналист, кинокритик, сценарист, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы, а также учитель русского языка и литературы, преподаватель в Инст туте журнал ст к л тературного творчества. Дм тр й Быков - автор десятков кн г лауреат многоч слен-ных прем й.

Игорь Сахновский - уральский писатель, поэт, член Союза росс йск х п сателей, род лся в 1958 году в городе Орске Оренбургской области. В 1981 году окончил филологический факультет Уральского государственного ун верс тета. Автор множества поэт ческ х про-

Драфт: молодая наука

за ческ х про зведен й, лауреат разл чных л тературных прем й. Книги Сахновского издаются в Германи и , Великобритани и , Франци и , Итал , Серб Болгар .

Дина Рубина родилась в 1953 году в Ташкенте. Самый издаваемый израильский автор, пишущий по-русски. Автор эссе, рассказов, повестей романов, мног е з которых автоб ограф чны. В её коп л-ке - многоч сленные л тературные прем . Адрес её персонального сайта, на котором представлены автобиография, тексты, блог, где она л чно общается с ч тателям [Д. Руб на 2013].

- анализ ученических работ и фиксация основных «за» и «против»;

- как продолжен е разговора о неоднозначност оценок - обозначение учителем специфи ки современной литературы.

- постановка проблемы урока силами учащихся (учащи мися были предложены следующ е вар анты: как зображена любовь в современной прозе? почему именно так пишут сегодня о любви ?).

2. Беседа о про зведен ях по следующ м вопросам:

- 4то в эт х рассказах говор т о том, что эт про зведен я рассказывают о ж вой современност ?

На этом этапе учащ еся ф кс руют следующ е детал подроб-ност рассказов: эт рассказы, действ тельно, о современност , в н х встречаются упом нан я о современных сполн телях, показан н-тернет как способ знакомства, подн маются злободневные проблемы, напр мер, проблема террор зма, эвтаназ . Данные черты времен призваны создать ощущение общей атмосферы драматизма, неблаго-получ я вокруг героев: он как будто ж вут «на гран », ходят рядом со смертью.

- Вопросы:

к рассказу «Отпуск» Дмитрия Быкова:

- Сразу ли вы поняли, кем является говорящи й? Почему?

- 4то затрудн ло ваше пон ман е? С какой целью автор менно так стро т рассказ?

- Подозревает л геро ня, что с ней едет не просто незнакомец?

- 4то происходит после смерти с чувствами, с любовью обоих героев? Как вы это понял ?

- В чём смысл назван я рассказа? Как в этом назван раскрывается характер ТОЙ, неземной жизни ?

Пр мерные ответы учащ хся:

То, что герой - отпускн к з загробного м ра, пон маешь не сразу. В начале рассказа будто всё перепутано, и только когда перечитываешь, чтобы разобраться, пон маешь, что даются параллельно два пласта - память (воспом нан я героя о с туац ях, когда он ещё был

Драфт: молодая наука

ж в, ждал свою жену так же, как сейчас) реальность (волн тельное ож дан е жены умерш м героем, находящ мся на земле в чужом теле). Благодаря такому построен ю рассказа, можно в деть, как герой воспр н мал те л ные с туац до смерт как воспр н мает х сейчас. 4 татель невольно пр ход т к мысл о том, что нужно цен ть бл зк х, вообще ж знь. А это уже вечные вопросы о ценност , смысле ж зн . По дее, н чего не поменялось - в основе современных про з-ведени й лежат те же вопросы, что и в классике.

Герой выдаёт себя фразам , речевым пр вычкам . Как мы говор м, так мысл м, а мысл - это, наверное, часть душ , поэтому манера говор ть остаётся у героя после смерт . Герой сам говор т, что словечк эт - это его опыт, а опыт - это уж точно часть душ .

После смерти любовь героев не умирает. Оба героя продолжают люб ть друг друга после ухода одного з н х. Вера помн т о муже, раз он смог пр йт в этот отпуск. Яркая деталь, св детельствующая о чувствах героев: «Он лежал в темноте, закрыв глаза, н как не умея осво ться в неловком, тучном теле, внаглую захваченном в Москве на сутк , - чувствовал, как худая светло-русая женщ на рядом все крепче закусывает губу; такую вещь в темноте не разгляд шь, но чувство, чувство куда денешь?». Любовь героев - несчастная з-за смер-т , но не прерванная ею, пр чём, возможно, менно после смерт это чувство, помутневшее с годам совместной ж зн , стало как-то осознаннее, с льнее.

О назван : меется в в ду отпуск душ умершего з загробного м ра на землю, через вторжен е в чужое тело; он разрешается раз в год, только в случае, есл о человеке кто-то помн т, пр том, под строжайш м запретом выдавать себя. В тексте, вроде, не сказано, что душам плохо в ном м ре, но всё равно возн кает образ некой тюрьмы, где «св дан я» с бл зк м разрешены л шь раз в год.

к рассказу «Нелегальный рассказ о любви» Игоря Сахновского:

- Как вы относитесь к способу знакомства, который описан в рассказе? Почему?

- 4ем Ирина «зацепила» Локтева? Вспомните, что автор рассказывает о героях, об х вза моотношен ях в семье.

- Найдите в тексте описание чувства, которое возни кло между героям .

- Г ерои сразу определяют свои отношения: «Мы с тобой, Локтев, не встрет мся НИКОГДА». Почему? И почему он всё-так решаются на встречу?

- Как вы понимаете последнюю фразу героини ?

- Какое значение имеет в рассказе эпизод с роди нкой?

Драфт: молодая наука

Пр мерные ответы учащ хся:

Оп санный Сахновск м способ знакомства очень распространён сейчас, есть немало пр меров создан я крепк х счастл вых семей в результате интернетных знакомств. Есть много замечательных людей, которые з-за своей стесн тельност не могут знаком ться в реально-ст . Для некоторых такой в д знакомства не пр емлем. Невозможно узнать человека, не в дя его глаз, фотограф я здесь не помощн к, тем более что в сет уйма поддельных стран ц с чуж м фотограф ям , за которым скрываются, напр мер, афер сты.

Геро оказал сь в чате случайно, з любопытства. Ир на очень отл чалась от друг х посет тельн ц чата: «На этой площадке х щного молодняка она выглядела чуть растерянной, подраненной ант лопой, которой некуда уйти от алчных бойких львят: им ещё не под силу порвать её на сахарные кусочк , но поза грывать покусаться - одно удовольств е. Она л бо не успевала реаг ровать на подколы прямые дерзости, либо отвечала на них с вяловатым простодушием. От львят не отставали их ревнивые подружки («Орхидея», «Ведьмочка», «Мулатка»), углядевш е дефектность чужачк в её недостаточной бойко-ст ». По дее, с туац я в чате очень напом нает спасен е девушк от нападен я хул ганов.

Сахновск й подчерк вает, что семейная ж знь героев переж вает не лучш е времена. Несмотря на это, геро полагают, что встречаться м не следует, полагая, что встреча будет зменой. Возможно, геро не хотят встреч еще потому, что боятся разочароваться друг в друге. Так часто происходит на самом деле в реальной жизни.

Последняя фраза геро н означает, что всё, как раньше, в х ж з-нях уже не будет. Пусть внешне всё останется как прежде, но внутренне геро змен л сь, не случайно Сахновск й акцент рует такую деталь, как род нка: х встреча - как вновь открытая род нка, о которой не забудешь. Сахновск й оставляет ф нал открытым.

К рассказу Дины Рубиной «Область слепящего света»:

- Найдите в тексте и зачитайте момент, когда между героями вспых вает чувство. Найд те пс холог ческ е детал , передающ е состоян е героев в момент первой встреч .

- Думали ли герои, что ещё когда-ни будь встретятся? Какое слово он не про зносят, но подразумевают пр прощан ?

- 4то чувствуют герои, встретившись вновь?

- 4то пон мает геро ня пр последнем прощан ?

- Почему менно так заканч вает Руб на свой рассказ?

- В чём смысл названия? (о какой области говорит писатель-н ца?)

Драфт: молодая наука

Пр мерные ответы учащ хся:

Для оп сан я первой встреч спользована метафора вспышк (невольно вспоминается «Солнечный удар» И.А. Бунина): «Этот мгновенный бл ц лунного полул ца ослеп л ее такой вспышкой любовной жалобы, словно ей вдруг показал з-за ш рмы того, кого давно потеряла и ждать уже зареклась». Д. Рубина использует детали: «слепые руки», «её растерянные руки», «его беспризорные руки» и т.д. Автору хватает одной детал варь рован я эп тетов, чтобы передать не только волнен е героев, но х неустроенность в ж зн , од ночество,

беспр зорность.

Как в предыдущем рассказе, над следующей встречей, а знач т над совместной судьбой героев, пов сло слово НИКОГДА.

Вторая встреча героев оп сана так: «Она жадно смотрела в его шевелящ еся губы, словно боясь пропуст ть нечто главное, что он сейчас про знесет тем самым спасет обо х навсегда». Но этого не про зошло, он не могут быть вместе по тем же пр ч нам, что геро предыдущего рассказа, поэтому последнее слово в этой ц тате -«навсегда» сменяется пр х расставан уже ф гур ровавш м анто-

н мом «н когда».

О назван : Это область любв счастья, но человек в ней слеп,

будто безумен. Финал глубоко трагичен, героиня погибает (это реальная катастрофа). Их отношен я не меют права на существован е, смерть геро н збавляет х от эт х отношен й.

3. Этап рефлекс .

• организация дискуссии по вопросам:

- 4то общего в раскрыт «вечной темы» у рассмотренных авторов?

- Счастливая ли любовь изображается в современной прозе? Почему?

- 4то мешает счастью в любви сегодня?

Пр мерные ответы учащ хся:

Любовь в рассказах зображена несчастная, потерянная, «нелегальная». Судьба дарует героям лишь несколько дней, даже часов счастья. Почему? «Потому, что жизнь такая...». В двух рассказах фигур рует слово НИКОГДА (да в «Отпуске» это слово, хоть не названо, но подразумевается, ведь после смерт - это есть «н когда»), оно определяет невозможность существован я счастл вой любв , то есть совместной с жизнью, не «на расстоянии », не прерванной смертью. Современный человек наход тся в многоч сленных «клетках», «сетях» обстоятельств: общественного мнения, привычек, страхов, он наход тся на гран це ж зн смерт , в любой момент может случиться непоправимое.

Драфт: молодая наука

• презентация сборника:

После того, как учащиеся выскажутся, им предлагается познакомиться с проектной деятельностью учениц - это презентация сборника рассказов о любви. На экран выведена обложка (девочки выбрали название «Нелегальные», подобрали картинку - поцелуй мужчины и женщины, головы которых обмотаны серой тканью). Также выведена на экран озвучена в качестве рекламного текста аннотац я к сборн -ку: «НЕЛЕГАЛЬНЫЕ - это слово насквозь пронизывает все три рассказа, объясняя всю суть любви, её жертвенность и запретность... Все три рассказа, вошедшие в сборник, - это зарисовки, наброски современной жизни. Они затягивают нас в пучину страстей и эмоций героев. Заставляют нас задуматься о вечных проблемах, ставящих человека, казалось бы, в безвыходное положен е. о том, что людям свойственно ош баться, порой пр н мая ложное за подл нное».

• после знакомства с продуктом проектной деятельност уча-щ мся предлагается высказать собственное мнен е по поводу ув денного: согласны ли они с такой версией? почему? как бы они оформили обложку? какой текст бы составили для рекламы?

В ходе дискуссии учащимися были высказаны следующие суж-ден я:

- Моё мнение о рассказах Сахновского и Рубиной не поменялось, мне такая любовь чужда, змена - это вечный людской порок, это предательство. В современном м ре очень легко найт того, кто несчаст-л в в браке хочет найт тепло на стороне, есть для этого даже отдельные сайты. Может, поэтому крепк х браков всё меньше, люд разучились решать проблемы и идти на компромиссы; сталкиваясь с первой же проблемой, они расстаются и ищут себе идеал дальше, а отношен я требуют работы над собой, наче ты р скуешь остаться в старост в полном од ночестве, несмотря на кучу романов , возможно, даже не один брак.

- Наверное, авторы правы, что п шут об этом, подн мают так е важные проблемы, мы ведь часто говор м, что п сатель хочет пр влечь внимание к чему-то, заставляет задумываться нас над чем-то, нужно просто делать прав льные выводы, а не пон мать всё буквально.

- Всё так есть в современном м ре, нам просто непр ятно это осознавать, пр ятнее ч тать о возвышенных чувствах, оп санных со-ответствующ м фразам .

- Рассказы Сахновского Руб ной очень похож : в н х подняты проблемы несчастл вых браков без любв , глухост к бл зкому человеку, од ночества человека, даже есл у него есть семья, невозможно-

Драфт: молодая наука

сти быть с любимым человеком из-за ряда причин. В рассказе Быкова, наоборот, показана ценность бл зкого человека, семь , которая не осознаётся людьм , пока он это не потеряют. 4увства знаш ваются, ст раются в рут не, быту, люд об жают друг друга, отдаляются, а потом каются в нят себя всю оставшуюся ж знь.

- Думаю, эти рассказы может объединять мысль о том, что нельзя «плыть по течен ю», подч няться сво м пр вычкам, страхам, общественному мнен ю. Нужно цен ть то, что даёт тебе ж знь (бл зкого человека, как в «Отпуске») делать всё для того, чтобы не потерять

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

такой дар судьбы, как любовь, бороться за него, хотя бы делать шаг навстречу (как нужно было поступ ть героям в рассказах Сахновского и Рубиной). Кто знает, может, через много лет эти рассказы будут изучать школьни ки как классику XXI века.

ЛИТЕРАТУРА

Бирюков П.И. Биография Л.Н. Толстого (том 2, глава 3). «Война и мир» (обзор критической литературы) БЯЬ: http://tolstoy.lit-info.ru/tolstoy/bio/biryukov/ Ь^гайуа-Ьцуикоу-2-3 .Мш.

Литературный блог 2013 - БЯЬ: http://www.e-progress.com.ua/category/ modem-literature.

Рубина Д. Сайт Дины Руби ной 2013 URL:http://www.dinarubina.com/ news.html.

Яркевич И. Журнальный зал 1996 URL: http://mag.russ.ru:81/voplit/1996/1/ xx_vek1 .Ыш1.

© Крапивина А.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.