Научная статья на тему 'Методический проект урока по современной прозе в среднем звене: рассказ А. Етоева «Куда впадает речка Морковка»'

Методический проект урока по современной прозе в среднем звене: рассказ А. Етоева «Куда впадает речка Морковка» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
519
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ / УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ / АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ / MODERN RUSSIAN LITERATURE / METHODS OF TEACHING LITERATURE / LITERATURE LESSONS / LITERARY ANALYSIS / TEACHING PROJECTS / LESSON CREATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Моисеев Александр Анатольевич

Предлагается методический проект урока по рассказу А. Етоева. В процессе урока исследуется своеобразие сюжета (путешествие героя), образной системы рассказа, его ассоциативный фон: мотивы смерти, нечистой силы, жары; отсылки к загадке, сказке, былине, мифу, роману В. Каверина, стихотворению А. Теннисона и др. Личностные результаты изучения рассказа: осознание важности личной, исторической, культурной памяти; ценность для человека его «малой родины»; формирование активной жизненной позиции желания ставить вопросы и находить на них ответы. Урок строится с использованием такой стратегии смыслового чтения, как «прогнозирование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PROJECT OF MODERN PROSE LESSON IN SECONDARY SCHOOL: A STORY BY A. ETOEV «WHERE DOES THE CARROT RIVER FLOW»

The methodological project of a lesson based on the story by A. Etoev is suggested. The peculiarity of the plot (the adventures of a character), the image system of a story, the associative background (motives of death, evil spirit, heat, mystery, fairy tale, Russian epic, myth, reference to the novel by Kaverin, poem by A. Tennison, etc.) are analyzed during the lesson. Personal results of studying the story are: realizing the importance of personal, historical, cultural memory; value of a homeland; organization of an active life stand the desire to ask questions and searching for the answers. The lesson is organized using such strategy of «semantic reading» as prediction.

Текст научной работы на тему «Методический проект урока по современной прозе в среднем звене: рассказ А. Етоева «Куда впадает речка Морковка»»

ИДЕТ УРОК_

УДК 372.882.161.1:371.321

ББК Ч426.839(=411.2)-270 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02

А. А. Моисеев

Екатеринбург, Россия

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА

ПО СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ:

РАССКАЗ А. ЕТОЕВА «КУДА ВПАДАЕТ РЕЧКА МОРКОВКА»

Аннотация. Предлагается методический проект урока по рассказу А. Етоева. В процессе урока исследуется своеобразие сюжета (путешествие героя), образной системы рассказа, его ассоциативный фон: мотивы смерти, нечистой силы, жары; отсылки к загадке, сказке, былине, мифу, роману В. Каверина, стихотворению А. Теннисона и др. Личностные результаты изучения рассказа: осознание важности личной, исторической, культурной памяти; ценность для человека его «малой родины»; формирование активной жизненной позиции — желания ставить вопросы и находить на них ответы. Урок строится с использованием такой стратегии смыслового чтения, как «прогнозирование».

Ключевые слова: современная русская литература, методика литературы в школе, уроки литературы, анализ литературного произведения, методические проекты, проектирование уроков.

A. A. Moiseev

Yekaterinburg, Russia METHODOLOGICAL PROJECT

OF MODERN PROSE LESSON IN SECONDARY SCHOOL: A STORY BY A. ETOEV «WHERE DOES THE CARROT RIVER FLOW»

Abstract. The methodological project of a lesson based on the story by A. Etoev is suggested. The peculiarity of the plot (the adventures of a character), the image system of a story, the associative background (motives of death, evil spirit, heat, mystery, fairy tale, Russian epic, myth, reference to the novel by Kaverin, poem by A. Tennison, etc.) are analyzed during the lesson. Personal results of studying the story are: realizing the importance of personal, historical, cultural memory; value of a homeland; organization of an active life stand — the desire to ask questions and searching for the answers. The lesson is organized using such strategy of «semantic reading» as prediction.

Keywords: modern Russian literature, methods of teaching literature, literature lessons, literary analysis, teaching projects, lesson creation.

Рассказ Александра Етоева «Куда впадает речка Морковка», несмотря на его кажущуюся простоту и «детскость», открывает вдумчивому читателю по-настоящему глубокие и важные смыслы. Большая и малая Родина, память, забвение, поиск — это лишь малая часть тем, поднятых автором в этом небольшом рассказе. Мы попробуем описать методическую модель урока по рассказу «Куда впадает речка Морковка» в седьмом классе.

Заранее дети рассказ не читают. В начале урока учитель задает детям вопросы на активизацию читательского восприятия и актуализацию известного из личного опыта: Какие ассоциации вызывает у вас слово «морковка»? (вероятно, будут названы слова овощи, лето, земля, почва и др.; хорошо, если прозвучит загадка — «Сидит девица в темнице, а коса на улице», которая в дальнейшем на уроке пригодится). А если бы Морковкой захотели что-то назвать? Что бы это могло быть? Попытайтесь не просто назвать такой объект, но и обосновать свое решение. Отвечая на вопросы, ученики будут осмыслять существенные стороны явления, размышлять над тем, как осуществляется номинация предметов.

Далее работа может идти в таком ключе: Будет ли удачным название «Морковка» для речки? Для какой? Какие маленькие речушки знаете вы? Почему они так называются? В ходе беседы осуществляется апелляция к личному опыту школьников,

связанному с «малой родиной», работа с этимологией слов-названий.

Первый этап урока может завершиться так: главный герой рассказа современного писателя Александра Етоева тоже задался вопросом о маленькой речке, протекающей в его деревне, — речке Морковке. Но он задал другой вопрос. Как Вы думаете — какой? После того как ребята выскажут свои предположения, раздадим тексты и прочитаем название рассказа. Попросим ребят оценить важность и сложность этого вопроса, а также предложить варианты того, что следует сделать, чтобы на данный вопрос ответить. Обратимся к тексту рассказа, чтобы проверить свои предположения и выяснить, получилось ли у Женьки Бабушкина ответить на важный и сложный вопрос. Так завершается первый, мотивационный, этап урока.

Учитель читает текст вслух до предложения «Я понял, что надо делать и вприпрыжку побежал к дому» [Етоев 2014: 51]. Первое предложение рассказа уже содержит проблему, указывает на противоречие: «Волга впадает в Каспийское море, об этом известно всем, а вот куда впадает наша речка Морковка, об этом в поселке не знает ни один житель» [Етоев 2014: 48]. Это предложение отсылает нас к известнейшей песне в исполнении Елены Камбуро-вой из кинофильма «Приключения Электроника»:

...А нам говорят, что Волга впадает в Каспийское море,

А я говорю, что долго не выдержу этого горя...

Герой фильма — школьник Сыроежкин — поет песню в знак протеста против засилья знаний, декларирует отказ от познания нового в угоду развлечению. Герой же рассказа Етоева, напротив, с самых первых строк задает вектор развития сюжета — поиск ответа на главный для него вопрос: куда впадает речка Морковка?

В ходе анализа прочитанного фрагмента ребятам предстоит разобраться с особенностями сюжета рассказа, системой персонажей, самой моделью мира, которая создана писателем.

Обсуждение рассказа можно начать со следующих вопросов: 1) Изобразите схематично сюжет этой части; встречались ли вы с подобным строением при чтении каких-то других произведений? 2) Какие повторы встречаются в описании деревни?

Женька Бабушкин путешествует по своему поселку, встречая на пути то одного, то другого персонажа. На протяжении всего пути мы встречаем достаточно характерные знаки, которые указывают на то, что герой путешествует не просто в мире русской провинции, но в пространстве, близком к сказочному. К примеру, соседка тетя Люба называет свой огород «чертовым»: «- Родненький, — ответила тетя Люба, обмахиваясь пучком ботвы, — я с этим чертовым огородом и фамилию-то свою забыла. Какая уж тут Морковка" [Етоев 2014: 48]; баянист Васильков фиксирует: «жарко»; даже православный священник говорит о чертовщине: «Вот же мать Пелагея, чертова кочерыжка, — бормотал он, отпирая калитку, — опять из рясы папиросы не выложила» [Етоев 2014: 49]. Последний, кого встречает на своем пути герой, — пенсионер Каляскин, стоящий с удочкой на берегу реки. Женька Бабушкин видит на его лице самых что ни на есть естественных обитателей мира иного: «Солнце отражалось от бутылочного стекла, и по лицу пенсионера Каляскина бегали зеленые чертики. Пенсионер морщился и отмахивался от них фуражкой» [Етоев 2014: 51]. Сам Женька Бабушкин постоянно замечает: «Жара, и правда, стояла адская, словно в Африке. Дождей не было вторую неделю. Дохлые, прозрачные комары уныло пели на солнцепеке, и с треском лопались в тишине сухие стручки акации... » [Етоев 2014: 48]. «Поселок по причине жары стал мертвым и спокойным, как кладбище. Сонные, ленивые воробьи вяло копошились в пыли. Листочки на березах обвисли; от сосен жарило как от печки. Всем хотелось дождя и тени — и дереву, и человеку, и птице» [Етоев 2014: 49]. В результате анализа учащиеся могут прийти к следующим выводам. Пространство рассказа — многослойное. Первый, явный слой — объективная реальность, в которой мальчик прогуливается по опаленному летним зноем поселку и разговаривает с жителями. Второй слой (возникающий за счет мотива жары, чертей) переносит нас в мир потусторонний, сказочный: герой путешествует по миру нечисти, то есть по антимиру. Особое место в этом мире занимает друг Женьки — Мишка Чуриков; следует об-

ратить внимание ребят на его фамилию, образованную от слова «чур». «Добрым демоном подворья, порубежной черты... считался Чур, божество границ... по поверью, он имел больше прочих богов власти над чертями... Заклинания "Чур меня", "Чур! Наше место свято!" дожили до наших дней» [Кузьмичев 1990: 82]. С одной стороны, Мишка «связан с чертями», с другой — стоит на границе. Именно Мишка вводит в пространство рассказа далекие края, упоминая большие, всем известные реки. Мишка как бы расширяет границы мира, вместе с тем отказывая их маленькой речке Морковке в какой бы то ни было значимости.

Путь героя по родной деревне, встречи его с разными персонажами, у которых он просит и от которых не получает помощи, очень напоминает путешествие героя волшебной сказки, с которой школьники уже знакомы и осознают сюжет путешествия героя волшебной сказки как ключевой для ее структуры. В процессе беседы акцентируем такую принципиальную особенность волшебной сказки, как наличие у путешествующего героя определенной цели: спасение возлюбленной или поиск неких волшебных предметов. У Женьки Бабушкина тоже есть четкая цель: выяснить, куда впадает речка Морковка, и он, по определению В. Проппа, вполне может быть назван «героем-искателем» [Пропп 2001: 36].

На протяжении пути Женька Бабушкин встречает самых разных людей. Предложим ребятам всмотреться в их образы. Примерные вопросы для беседы: Что необычного, странного в каждом встреченном человеке? Есть ли детали в описании героев, вызывающие наше недоумение?

Тетя Люба, живущая в поселке «с войны» (важно, чтобы ребята уточнили, о какой войне идет речь) и производящая впечатление добродушной деревенской женщины, «вздохнула и выдернула из земли свеклину; над воронкой повисло облачко сухой пыли» [Етоев 2014: 48]. Здесь интересен семантический ряд: война — взрыв — воронка. Все представляют себе из многочисленных фильмов о войне страшный образ: взрывающийся снаряд, воронка на месте разрыва, опускающаяся черная пыль. В данном случае воронка образуется оттого, что из земли выдергивается «свеклина». Страшное, трагичное как бы растворено в повседневном, рутинном. Интересно, что тетя Люба, которая должна бы «соединять» поколения, быть носителем исторической памяти войны, наоборот, эту память разрывает: во-первых, она «и фамилию-то свою забыла»; во-вторых, куда течет Морковка, она не знает и знать не хочет; и, в-третьих, подчеркнуто, что она «выдергивает из земли» корень, как бы буквально обрывая связи.

Второй персонаж не менее странен. Вот фрагмент диалога Бабушкина с баянистом Васильковым: «- Вот что, Бабушкин, — он сделал задумчивое лицо, — послезавтра в клубе у нас концерт, я там матросский танец играю. — И, перехватив поудобнее инструмент, зашагал в сторону клуба» [Етоев 2014: 49]. Традиционно сельский баянист — человек разудалый и веселый, яркий. Да и фамилия у него вроде бы подходящая: Васильков. И танец он собирается играть не простой, а матросский. Мат-

рос — человек свободный, путешественник, мир для него — безграничен и открыт. Васильков же странно, по-шпионски, озирается по сторонам, он задумчив, разговаривает тихо, и судьба Морковки его явно не интересует. Таков же и отец Нектарий. Служителю церкви совершенно не интересно, куда течет река, поскольку есть надежная отговорка на все случаи жизни: «на все воля Божья». При этом священник свободно поминает черта и переживает о таком «адском» предмете, как папиросы. Мишка Чуриков, поливающий себя из лейки и делающий вид, что ему неинтересны такие «мелкие» темы, как речка Морковка (Мишка упоминает Нил, Миссисипи и др. большие реки), на самом деле не замечает, что рядом с ним мучается от жары его собака! И, наконец, пенсионер Каляскин, стоящий с удочкой на берегу, оказывается, ловит совсем не рыбу: «На берегу в фуражке и с удочкой стоял почетный пенсионер Каляскин. Я с ним поздоровался шепотом, чтобы не распугать рыбу. Каляскин молча кивнул, нахмурился и рванул удилище вверх. На берег в белый песок зарылась горлышком пустая бутылка. Он ее вытащил из петли и аккуратно сунул в корзину. Там уже были три — две пивные и одна лимонадная" [Етоев 2014: 51].

Итак, в ходе разговора о первой части рассказа можно сделать такие выводы: 1. Текст многослоен. В нем сосуществуют мир реальности и мир сказки, точнее, антимир (жара, черти, смерть — основные характеристики этого мира). 2. Герой, как и сказочный персонаж, отправляется в путешествие для поиска ответа на ключевой для себя вопрос: куда впадает речка Морковка? 3. На пути он встречает людей, каждый из которых либо имеет в себе странность, либо прямо связывается автором с миром нечистой силы. 4. Никого из встреченных не интересует вопрос о речке, у каждого из них есть свои маленькие и странные «дела».

Следующий этап урока будет связан с творческим заданием. Учитель предлагает ребятам продолжить текст рассказа после слов: «Я понял, что надо делать и вприпрыжку побежал к дому». Здесь может быть поставлен вопрос: Как вы думаете, что же понял Бабушкин и что он собрался делать? Ребятам дается пять-семь минут на обдумывание и краткую запись продолжения рассказа. После обсуждения версий «открывается» вторая часть текста (которая была прежде учителем намеренно скрыта от учеников), которая прочитывается вслух.

Эта часть начинается с письма Жени Бабушкина, написанного им на листке бумаги и закупоренного в бутылку. Бутылка отправляется в далекое путешествие по речке Морковке, и таким образом развивается тема путешествия и расширения границ пространства рассказа.

Во второй же части рассказа автор фиксирует изменения в состоянии мира. Вместо жары наступают хмурые дни. Но дождь — такой желанный для всех поначалу — не приносит облегчения никому: «В понедельник погода схмурилась и полил дождь. Так он лил с перерывами до самого сентября, и яблоки в саду все погнили, и в лесу было воды по колено, и, кроме валуёв и волнушек, грибов почти ника-

ких не было» [Етоев 2014: 52]. При работе над этим фрагментом ребята могут увидеть яркий мифологический образ Всемирного Потопа, а в художественную ткань рассказа, кроме фольклора, входит ветхозаветная мифология.

Далее целесообразно сформулировать для ребят вопросы, касающиеся ответного письма, пришедшего Жене Бабушкину. В ответном письме капитан сухогруза «Муромец» Илья Голубцов пишет: «Бутылку с твоим письмом мы выловили случайно, на подходе к эстонскому порту Клайпеда, это в Балтийском море. Так что видишь, какое далекое путешествие она проделала» [Етоев 2014: 53]. К какому жанру народного творчества отсылает нас письмо и почему? Чем был знаменит Илья Муромец и что было его основным делом? Зачем автору нужно это сопоставление? Ребята обнаруживают, что выбор имени капитана сухогруза не случаен, оно напоминает Илью Муромца — былинного защитника Родины, символ мужества и стойкости. Так учащиеся выходят на очередной смысловой узел: море, путешествие, дальние плавания, корабли — все это начинается с малого. С родных речек, «которых даже на карте не существует», с сохранения памяти. И неудержимая жажда знания, поиск ответов на вопросы становится неотъемлемой частью полноценной жизни.

После этого учитель обращает внимание детей на то, какую книгу читает Женька Бабушкин перед получением письма от капитана Ильи Голубцова: это роман «Два капитана». Здесь важно кратко рассказать детям о романе, если они его еще не читали: о чем эта книга, кто ее главный герой, каковы качества его характера и нравственные установки. Этот фрагмент в тексте чрезвычайно важен, поскольку, дав в руки своему герою роман «Два капитана», автор сводит воедино несколько мощнейших культурных явлений. 1. Девизом главного героя романа «Два капитана» являются слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». 2. Эти слова — цитата из знаменитого стихотворения английского поэта-романтика А. Теннисона «Улисс» (1833). 3. «Улисс» — самое знаменитое произведение мировой культуры о путешествии, поиске и возвращении на Родину.

Спросим у ребят: зачем Етоев создает вокруг Женьки Бабушкина такой «высокий» ряд культурных ассоциаций? Что необычно в Женьке? Женя Бабушкин — герой, который, задавшись вопросом о том, куда впадает речка, таким образом пытается найти корни, объяснить себе и, наверное, окружающим, что их маленький мирок — часть бескрайнего мира. Как герой волшебной сказки, Женя Бабушкин спасает: спасает окружающих от потери связей, корней, от самих себя, погрязших в малом, рутинном, в беспамятстве; он сплетает мир воедино. И в этом контексте очень важно, что морковка в загадке сравнивалась с девицей в заточении; речка Морковка — и есть та красавица, ради которой предпринято путешествие сказочного героя, который и своей фамилией (Бабушкин!) связывается с прошлым.

На этапе рефлексии можно предложить ребятам придумать девиз для главного героя рассказа. А пока девиз формулируется ребятами, включить музыкальный фрагмент инструментальной компо-

зиции из начала фильма «Два капитана». Подобное эмоционально-экспрессивное завершение урока наиболее адекватно финальной части, которая начинается словами: «Я плыл на курносом ялике по прозрачной реке... Ялик спешил вперед, держа курс на Балтийское море», а заканчивается образом «синих глаз океана», которые смотрят на человека с глобуса и «улыбаются пиратской улыбкой» [Етоев 2014: 53].

ЛИТЕРАТУРА

Етоев А. Будьте счастливы, жуки и Пираты. Одна повесть и семь рассказов. — М.: ООО «Мой учебник», 2014. — 112 с.

Кузьмичев И. К. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала

есть. Эстетика Киевской Руси. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 302 с.

Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2001. — 192 с.

REFERENCES

Etoev A. Bud'te schastlivy, zhuki i Piraty. Odna povest' i sem' rasskazov. — M.: OOO «Moy uchebnik», 2014. — 112 s.

Kuz'michev I. K. Lada, ili povest' o tom, kak rodilas' ideya prekrasnogo i otkuda Russkaya krasota stala est'. Esteti-ka Kievskoy Rusi. — M.: Molodaya gvardiya, 1990. — 302 s.

Propp V. Ya. Morfologiya volshebnoy skazki. — M.: Labirint, 2001. — 192 s.

Данные об авторе

Александр Анатольевич Моисеев — учитель первой категории МАОУ лицея № 180 «Полифорум» (Екатеринбург).

Адрес: 620089, Россия, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 43. E-mail: 1399@list.ru.

About the author

Alexander Anatolievich Moiseev is a teacher of Russian Language and Literature at the lyceum № 180 «Polyforum» (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.