Научная статья на тему 'В маленькой Адыгее наметились большие проблемы'

В маленькой Адыгее наметились большие проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цветков Олег

«Кавказский эксперт», М., 2006 г., № 5, с. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В маленькой Адыгее наметились большие проблемы»

спровоцированных властью, уверен, не будет. Если Вы под членами старой команды имеете в виду близкое окружение Магомедали Магомедова, то, думаю, такие акции исключены.

«Кавказский эксперт», М., 2006 г., № 5, с. 43-46.

Олег Цветков публицист (г. Майкоп)

В МАЛЕНЬКОЙ АДЫГЕЕ НАМЕТИЛИСЬ БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ

Президент Адыгеи заявляет об уходе в отставку и не уходит, оппозиционные фракции парламента демонстративно покидают парламентскую сессию, адыгейские общественные организации прогнозируют наступление «непредсказуемых последствий» и даже «войны», а славянская организация собирает подписи за объединение республики с Краснодарским краем. Эти и другие удивительные события говорят о том, что в провинциальной, внешне благостной Адыгее появились противоречия, способные привести к качественному изменению ситуации. Противоречия фокусируются, в основном, в сфере межэтнических отношений. Особенно ярко они проявляются в кадровой политике. Доля адыгейцев в составе населения составляет 24%, русских - 64%. Однако все три главные республиканские должности - президента, премьер-министра и председателя парламента - занимают адыгейцы. Адыгейцами являются также глава администрации президента, четыре из восьми министров. Люди титульной национальности явно преобладают на руководящих должностях в судебной системе, науке, образовании и других сферах. На жалобы русских на «несправедливую кадровую политику» адыгейцы, как правило, отвечают, что «русские могут сделать карьеру где угодно - в Рязани, Туле, Москве, а у адыгейцев есть только одна республика». (Здесь и далее, разумеется, речь идет не обо всех русских и не обо всех адыгейцах, а лишь о некоторой их части, вовлеченной в межэтническую полемику и отражающей типичные точки зрения полемизирующих сторон.) Данный аргумент не вполне справедлив, поскольку число адыгейцев, сделавших успешную карьеру вне республики, весьма значительно. Так, Хазрет Совмен, президент

Адыгеи, до того как стал президентом, сделал блестящую карьеру в золотодобывающей промышленности, много лет проработав в районах Крайнего Севера. Он вошел в элиту российских золотопромышленников, стал богатым. Его личный капитал, по оценкам «Forbes», примерно равен 430 тыс. долл. Мурат Ахеджак, выходец из Адыгеи (и адыгеец), стал заместителем главы администрации Краснодарского края. Можно привести много других подобных примеров.

Адыгейцы приводят и другой аргумент - что на «своих исконных землях», завоеванных Россией в результате Кавказской войны (1817-1864), они должны иметь чуть-чуть больше прав занимать те или иные должности, и это, с их точки зрения, справедливо. Тем более это справедливо, говорят они, что адыгейцы стали меньшинством «не по своей вине, а в результате геноцида адыгов (черкесов) в ходе Русско-Кавказской войны». Они также указывают на то, что ключевые федеральные должности - прокурора, начальников республиканской милиции и управления ФСБ - занимают русские люди. Они подтверждают справедливость проводимой кадровой политики и тем, что в Майкопе, столице республики с населением около 160 тыс. человек, абсолютное большинство руководящих должностей в городской администрации занимают русские. Русские с этими доводами не соглашаются и приводят другие аргументы. Так, Нина Коновалова, руководитель влиятельного Союза славян Адыгеи, депутат Госсовета, говорит: «В министерстве ЖКХ нет ни одного русского руководителя, в министерстве сельского хозяйства из 11 руководителей русских трое. В министерстве культуры и печати, в подразделении, занимающемся культурой, русских нет вообще». Широкий список подобных примеров кадровой политики Коновалова приводила на съезде Союза славян. Все постсоветские годы эта организация настаивает на необходимости соблюдения равенства прав граждан при назначении на должности, независимо от их национальности.

Широкой России мало известен опыт адыгейской бюрократии в сфере кадровой политики. Приведем наиболее яркие примеры. В то время когда в ельцинской демократической «Большой России» считалось неприличным даже говорить о пропорциональном этническом квотировании при назначении на должности в системе госвласти, в Адыгее было законодательно закреплено не-

пропорциональное этническое квотирование. Действовали законы о «паритете», т.е. о необходимости назначения примерно равного количества адыгейцев и русских на государственные посты. Действовал языковой ценз для кандидатов в президенты республики. От соискателя президентского кресла требовалось свободное владение адыгейским языком (умение свободно писать, читать и говорить). Это практически исключало возможность избрания пре-зидента-неадыгейца, ограничивало пассивное избирательное право (право быть избранным) подавляющего числа жителей республики, включая и самих адыгейцев, многие из которых не владеют свободно родным языком.

С приходом Путина законодательно оформленные ограничения на занятия должностей по этническому признаку, языковый ценз, а также так называемый «ценз оседлости» для кандидатов в президенты отменили. Но количество русских на руководящих постах не увеличилось, а сократилось. Любопытно, что в настоящее время «паритет» соблюдается и в территориальных органах федеральной власти, т.е. там, где назначения на должности осуществляют не республиканские, а федеральные чиновники. По подсчетам Союза славян, адыгейцев, находящихся на федеральных должностях, даже несколько больше, чем неадыгейцев.

В предшествующие годы с требованием прекратить дискриминацию русских при осуществлении кадровой политики выступал только Союз славян. Зимой и весной 2006 г. тема кадров впервые громко зазвучала в политических партиях и республиканском парламенте. В Заявлении оппозиционных фракций парламента, распространенном 4 апреля 2006 г., говорится: «Завершился процесс замещения высших государственных должностей - президента, премьер-министра и председателя парламента - представителями одной (адыгейской. - Авт.) национальности»; «в результате большинству населения, не представленному в высшем руководстве Адыгеи, ничего не остается, как переходить к политической борьбе за достойное национальное представительство во властных структурах республики, <...> центром политической жизни становится <...> противостояние в сфере кадровой политики». Игнорирование мнений парламентской оппозиции, как сказано в Заявлении, «вызовет бойкот парламентских заседаний со стороны оппозиционных фракций и заставит напрямую обратиться ко

всем оппозиционным политическим партиям, общественным организациям и населению начать протестные акции против ущемления его политических интересов и прав». Заявление подписано руководителями всех парламентских фракций (КПРФ, Аграрной партии и Промпартии), кроме фракции «Единой России», составляющей парламентское большинство. Поводом для написания Заявления стало несогласие оппозиционеров с фракцией «Единой России» по вопросу о распределении должностей председателей парламентских комитетов. Фракция «Единой России» проголосовала за решение, в соответствии с которым председателями десяти парламентских комитетов назначены представители партии парламентского большинства, и только два комитета достались оппозиционерам (по одному коммунистам и аграриям). Решение еди-нороссов вызвало категорическое несогласие других фракций, которые в знак протеста покинули зал заседаний. Объясняя свою позицию представителям СМИ на экстренно созванной пресс-конференции, депутаты оппозиционных фракций приводили разные аргументы. Так, например, Игорь Ческидов, депутат от Промпартии и бизнесмен, обратил внимание на то, что республиканская «Единая Россия» собрала на выборах в Госсовет меньше голосов, чем партии, формально оказавшиеся в парламентском меньшинстве. Он сказал правду, так как даже, по официальным данным, «Единая Россия» набрала по партийным спискам 51 292 голоса. В то время как коммунисты, аграрии и Промпартия набрали в сумме 59 362 голоса. Ческидов сказал, что «Они (единороссы. - Авт.) говорят, что берут на себя ответственность потому, что они большинство. Но реальное большинство - за нами, а не за ними». В целом депутаты-оппозиционеры продемонстрировали решимость переломить ситуацию в парламенте и ограничить «монополию» единороссов. «Если нас не услышат в парламенте, то нас услышат на улице», -заявил Валентин Мельник, депутат Госсовета, руководитель влиятельной левой организации «Союз рабочих Майкопа». Евгений Салов, другой влиятельный депутат, избранный в республиканский парламент в третий раз, огласил «минимальные требования» депутатов-оппозиционеров к «Единой России» - «три поста председателя комитетов и пост заместителя председателя Госсовета». Если эти требования не будут выполнены, то оппозиционеры будут и дальше бойкотировать заседания парламента.

Существует вероятность того, что в парламенте наряду с темой кадровой политики возникнут острые споры по другому чувствительному для межэтнических отношений вопросу - объединению Адыгеи с Краснодарским краем. Территория Адыгеи расположена внутри территории Краснодарского края и в годы Советской власти входила в его состав на правах автономной области. Коновалова считает, что объединение республики и края -последняя, хотя и слабая, надежда на то, что политика в отношении адыгейских русских изменится. О выдвижении требования объединения регионов заявил 6-й съезд Союза славян, состоявшийся в декабре 2005 г. Это требование поддержало республиканское отделение Объединенной российской промышленной партии. Как полагают местные наблюдатели, Промпартии удалось пройти в парламент (набрать 13% голосов) благодаря обещаниям избирателям добиваться объединения. Принципиальными противниками объединения являются Черкесский конгресс и Адыгэ Хасэ, влиятельные адыгейские общественные организации. В этих организациях считают, что республика - форма самоопределения адыгейского народа. Право на самоопределение гарантировано международным правом, а наличие «своей государственности» -хоть какая-то гарантия от ассимиляции и исчезновения адыгейцев. В одном из последних номеров газеты, издаваемой Черкесским конгрессом, высказывается мнение о том, что РФ организовала чуть ли не экономическую блокаду Адыгеи с целью принудить ее к объединению с краем. Тезис о «блокаде», однако, не объясняет, почему все годы своего существования (а не только в сравнительно короткий период «политики укрупнения») республиканский бюджет дотировался из российского бюджета более чем на половину. В настоящее время размер дотаций Адыгее из федерального бюджета составляет 63%. По этому показателю республика уступает только Ингушетии, Чечне и Дагестану:

Острые споры между сторонниками и противниками объединения, использование ими эмоционально насыщенных аргументов, задевающих болезненные аспекты межэтнических отношений, существенно повышают градус межэтнической напряженности. Между тем дискуссии вокруг темы «укрупнения регионов» были спровоцированы федеральной властью. О вероятности объединения Адыгеи и Краснодарского края в 2005 г. публично гово-

рил Александр Вешняков, председатель ЦИК РФ. На то, что «станет лучше», если Адыгея объединится с Краснодарским краем, намекал в 2005 г. в интервью «Известиям» Анатолий Одейчук, бывший главный федеральный инспектор по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (за что и был подвергнут бойкоту со стороны республиканской бюрократии и вскоре уволен с должности Дмитрием Козаком, полпредом Президента РФ в ЮФО). И хотя представители федеральной власти заявили о том, что об «укрупнении регионов» на Северном Кавказе «никто речи не ведет» (Александр Починок, заместитель Козака), в Адыгее эта тема стала одной из самых актуальных. Противоречия между сторонниками и противниками объединения резко обострились. Союз славян начал сбор подписей в пользу объединения. Собрано более 15 тыс. подписей. Адыгейские организации развили большую активность, выступая за сохранение «статуса» республики, вовлекают в республиканские споры зарубежных граждан северокавказского происхождения. Республику наводнили журналисты центральных изданий, которые подливают масло в разгорающийся огонь своими репортажами из Адыгеи, грешащими множеством фактических и логических несуразностей. В самой республике проводятся различные массовые мероприятия, на которые в добровольнопринудительном порядке собирается много людей. Состоявшийся 6 апреля антифашистский митинг прошел под лозунгами «сохранения республики», поддержки президента X. Совмена и протеста против избиений кавказцев в Москве. Если следовать логике этого митинга, то получается, что критика адыгейского президента и политика федерального центра по «укрупнению» «национальных» регионов - это тоже фашистская политика. Представители Черкесского конгресса выходят за рамки темы «объединения» и требуют признания «геноцида адыгов (черкесов) в Русско-Кавказской войне». Обращаются в международные инстанции с требованием признать геноцид. Дело дошло до того, что стали говорить о «деколонизации» Адыгеи и новой национально-освободительной войне. Ситуация усугубляется вследствие экстравагантного поведения Совмена, президента Адыгеи. Он в очередной раз объявил о своей отставке - на этот раз, как многим показалось, вполне серьезно. Но через два с половиной часа его пресс-служба заявила, что он «заявления с просьбой об отставке не подавал». Публичное само-

отречение Совмена от должности произошло 4 апреля, на той же самой сессии парламента, которую покинули оппозиционные фракции. (Когда оппозиционеры давали пресс-конференцию, они были в полной уверенности, что президент от должности отрекся.)

На фоне страстей, грозящих перерасти в более серьезные конфликты, федеральная власть не подает признаков существования. Временами кажется, что ее нет. Она, например, даже не попыталась объяснить жителям Адыгеи, почему укрупнение «национальных» регионов на Урале и в Сибири - это «хорошо», а на Кубани - «плохо». Она ни разу публично не указала республиканской власти на то, что в полиэтнической республике крайне необходимо следовать принципам политкорректности при назначении на должности. Она просмотрела, как господствующие адыгейские группировки взяли под контроль республиканскую «Единую Россию», вступив в нее чуть ли не в полном составе, и превратили партийное отделение в инструмент достижения узкогрупповых бюрократических интересов. Она недооценила готовность парламентариев сопротивляться бесцеремонному подавлению их воли фракцией «Единой России», так же как и готовность части населения стремиться к «укрупнению» региона. И, самое главное, она не дала внятных конкретных ответов на принципиальные вопросы, обусловленные асимметричностью Российской Федерации - наличием в ней особых национально-территориальных единиц и вытекающей из этого фактической разницей статусов этнических групп. Особенно досадны молчание, бездействие и промахи федеральной власти потому, что такая политика ставит под угрозу отношения между русскими и адыгейцами, которые на бытовом уровне (за пределами прений о кадровой политике и других сравнительно частных вопросов) пока вполне дружелюбны. Представляется, что при сохранении федеральным центром такой, условно говоря, региональной политики, межэтническая напряженность в Адыгее будет нарастать. Она будет увеличиваться также по мере истечения срока полномочий действующего президента Адыгеи (январь 2007). Скорее всего, предстоящие бюрократические ритуалы наделения президентскими полномочиями нового (или старого) президента будут сопровождаться дискуссиями по «национальному вопросу». Как и в других республиках Северного Кавказа, в центре общественного внимания здесь находится этническая при-

надлежность кандидата на должность, а не его профессиональные и моральные качества.

Несмотря на явный рост межэтнической напряженности, вероятность масштабного (большого) насильственного межэтнического конфликта в Адыгее низка. У подавляющего большинства людей разных национальностей хватает внутренней культуры, чтобы не убивать друг друга из-за антропологических различий. Локальные конфликты возможны, потому что они возможны (почти) всегда. Вероятность распространения «русского фашизма», борьба с которым подменяет федеральному центру серьезную межэтническую политику, в Адыгее ничтожна. Однако рост межэтнической напряженности в Адыгее, если его не остановить, приведет к оттоку русских из республики. Практика показывает, что отток русских из национально-территориальных образований пропорционален степени укрепления титульных «суверенитетов» и размаху чиновничьего беспредела. Славяне, проживающие в кавказских республиках, мало надеются на заступничество Российского государства. После трагедии сотен тысяч русских в Чечне, как бы не замеченной властью, и их бегства из этой республики надежда кавказских русских на государство умерла. Русские, проживающие на Кавказе, вопреки распространенному мнению о «русском фашизме», не сбиваются в банды скинхедов. Они просто собирают нажитый скарб в чемоданы и пускаются в скорбный путь, в Россию. Исход русских из большинства республик Северного Кавказа (тоже как бы не замечаемый властью) продолжается все постсоветские годы. В Адыгее доля русских сократилась пока незначительно - на 5%. Войдет ли республика в ближайшее время в число территорий, которые активно покидают русские люди, -зависит от кремлевских политиков, от их умения и желания эффективно воздействовать на региональные процессы.

Дальнейшее молчание федеральной власти на фоне разгорающейся в Адыгее межэтнической полемики становится явно неприличным и все более безответственным. Самоустранение государства от роли верховного и беспристрастного арбитра не к лицу власти, претендующей хотя бы на минимальное уважение со стороны граждан. А регулирование межэтнических отношений, в том числе и внедрение рамочных правил межэтнического общежи-

тия, - ее непосредственная обязанность, за которую она несет прямую ответственность.

«Кавказский эксперт», М., 2006 г., № 5, с. 27-30.

Вадим Дубнов,

публицист

АЗЕРБАЙДЖАН СЕГОДНЯ

Именем Гейдара Алиева в Азербайджане названы: международный аэропорт, центральный республиканский стадион, университет, столичный проспект, фонд, которым руководит нынешняя первая леди страны, дворец, одновременно являющийся главным концертным залом, высший государственный орден, а также академия Министерства национальной безопасности. Рассматриваются предложения назвать его именем трубопровод Баку-Джейхан и одно из перспективных нефтегазовых месторождений Шахдениз. Портрет вождя украшает самую дорогую азербайджанскую купюру, почти каждый перекресток, каждый пункт пересечения границы. И чтобы все это окончательно убедило последнего скептика в том, что эпоха Гейдара Алиевича Алиева безвозвратно стала историей, к увековечиванию приступили рекламщики: Гейдар Алиев -в полный рост над модным бутиком. В очень дорогом костюме, успешный денди выбрасывает ноги в танцующей походке. Наверное, монтаж. Вопрос о роли личности закрыт, боги, живые и умирающие, творят историю не более, чем обжигают горшки, все происходит само собой, день за днем, Алиев за Алиевым...

Скальпелем, которым осторожно вскрывается кожура времени, могут быть простые конфеты. «У вас есть конфеты “Чинар”?». Ими бессмысленно интересоваться в фешенебельных супермаркетах, их надо спрашивать в гастрономах неистребимого советского типа, где взгляды продавцов теплеют. «Вы, наверное, приезжий? “Чинара” уже давно нет...». Хозяин маленькой лавчонки Яшар стал закадычным другом и все рассказал про Баку забытых конфет. «Есть похожие, с фундуком. А с арахисом - это профанация. Старые бакинцы тебе за них в глаза плюнут...». Старые бакинцы, впрочем, не в восторге и от фундука. У них вообще пропал даже тот задор, с которым они еще недавно вспоминали свой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.