Научная статья на тему 'В.М. МЕТАЛЛОВ — СВЯЩЕННИК, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ'

В.М. МЕТАЛЛОВ — СВЯЩЕННИК, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.М. Металлов / С.В. Смоленский / история русского церковного пения / Московская консерватория / Синодальное училище церковного пения / Московский археологический институт / V.M. Metallov / S.V. Smolensky / history of Russian church singing / Moscow Conservatory / Synodal School of Church Singing / Moscow Archaeological Institute

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Глушкова Ольга Рейнгольдовна

Настоящая статья представляет собой опыт работы автора в жанре научной биографии и посвящена выдающемуся представителю русской культуры рубежа XIX–XX вв. священнику Василию Михайловичу Металлову, совмещавшему церковное служение с научной и педагогической музыкальной деятельностью (в меньшей степени композиторской). В.М. Металлов прошел большой путь от провинциального сельского священника до настоятеля Казанского храма на Красной площади в Москве. Развивая талант ученого-исследователя, достиг значительных результатов в области изучения древнерусской церковно-музыкальной истории, изложенной в ряде научных трудов. В обширной педагогической деятельности стремился передать свои научные знания учащимся духовных и светских учебных заведений Саратова и Москвы: Саратовской духовной семинарии, Синодального училища церковного пения, Московской консерватории Русского музыкального общества, Археологического института. Центральное место в светском служении В.М. Металлова занимала Московская консерватория. В ней он продолжил традицию преподавания духовно-музыкального учебного курса «История церковного пения», основоположником которого являлся протоиерей Димитрий Васильевич Разумовский, а преемником Степан Васильевич Смоленский. Трудами В.М. Металлова был сохранен фундамент, на котором исследователи последующих поколений продолжили воссоздание истории древнерусского церковно-музыкального искусства как «памятника» национального значения. В статье соблюдается хронологическая канва биографии В.М. Металлова, дополненная рядом малоизвестных подробностей и документальных свидетельств, открывшихся в процессе изучения архивных материалов и документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Глушкова Ольга Рейнгольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.M. METALLOV — PRIEST, SCHOLAR, EDUCATIONALIST

This article presents the experience of working in the genre of academic biography and is devoted to priest Vasily Mikhailovich Metallov, the outstanding representative of Russian culture at the turn of the 19th and 20th centuries. He combined church service with academic and pedagogical musical activities (and to a lesser extent with composing). V.M. Metallov has come a long way from a provincial rural priest to the rector of Kazan Church in the Red Square in Moscow. Developing the talent of a researcher, he achieved prominent results in the field of ancient Russian church music history which are set forth in a number of fundamental works. In his extensive educational activity, he sought to transfer his academic knowledge to students of theological and secular educational institutions in saratov and Moscow, namely Saratov Theological Seminary, Synodal School of Church Singing, Moscow Conservatory of the Russian Musical Society, Archaeological Institute. The central place in V.M. Metallov’s secular work was occupied by Moscow Conservatory. There he continued the tradition of teaching the theological and musical training course in the history of church singing, which was founded by Archpriest Dimitry Vasilyevich Razumovsky and continued by Stepan Vasilyevich Smolensky. V.M. Metallov’s works have preserved the foundation on which the following scholars continued to study the history of Old Russian art of church music as an element of the national heritage. The article gives a chronological outline of V.M. Metallov’s biography, supplemented by a number of little-known details and pieces of documentary evidence discovered during the study of archival materials and documents.

Текст научной работы на тему «В.М. МЕТАЛЛОВ — СВЯЩЕННИК, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 53. С. 133-158 БОТ: 10.15382Мш^202453Л33-158

Глушкова Ольга Рейнгольдовна, канд. искусствоведения, независимый исследователь Россия, г. Москва o57g@yandex.ru https://orcid.org/0000-0624-3834

В. М. Металлов —

СВЯЩЕННИК, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ

О. Р. Глушкова

Аннотация: Настоящая статья представляет собой опыт работы автора в жанре научной биографии и посвящена выдающемуся представителю русской культуры рубежа Х1Х—ХХ вв. священнику Василию Михайловичу Металлову, совмещавшему церковное служение с научной и педагогической музыкальной деятельностью (в меньшей степени композиторской). В. М. Металлов прошел большой путь от провинциального сельского священника до настоятеля Казанского храма на Красной площади в Москве. Развивая талант ученого-исследователя, достиг значительных результатов в области изучения древнерусской церковно-музыкальной истории, изложенной в ряде научных трудов. В обширной педагогической деятельности стремился передать свои научные знания учащимся духовных и светских учебных заведений Саратова и Москвы: Саратовской духовной семинарии, Синодального училища церковного пения, Московской консерватории Русского музыкального общества, Археологического института. Центральное место в светском служении В. М. Металлова занимала Московская консерватория. В ней он продолжил традицию преподавания духовно-музыкального учебного курса «История церковного пения», основоположником которого являлся протоиерей Димитрий Васильевич Разумовский, а преемником Степан Васильевич Смоленский. Трудами В. М. Металлова был сохранен фундамент, на котором исследователи последующих поколений продолжили воссоздание истории древнерусского церковно-музыкального искусства как «памятника» национального значения. В статье соблюдается хронологическая канва биографии В. М. Металлова, дополненная рядом малоизвестных подробностей и документальных свидетельств, открывшихся в процессе изучения архивных материалов и документов.

Ключевые слова: В. М. Металлов, С. В. Смоленский, история русского церковного пения, Московская консерватория, Синодальное училище церковного пения, Московский археологический институт.

© Глушкова О. Р., 2024.

Протоиерей Василий Металлов оставил работы по всем вопросам древнерусского певческого искусства... Ему принадлежит одно из первых в России капитальных исследований самого древнего пласта русской церковной музыки. Его работы по истории знаменного распева, палеографии и церковной археологии до сего дня являются основополагающими в этих областях.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Василию Михайловичу Металлову были дарованы многие таланты, и во всем, чем он занимался как священник, музыкальный ученый и педагог, ему удалось достичь больших успехов.

Смолоду в нем проявились такие черты, как основательность, деятельность, твердость характера, целеустремленность и практичность. Оставшись в 10 лет круглым сиротой, он с рвением погрузился в учебу, сначала в Духовном училище, затем в Саратовской духовной семинарии (1876—1882). Окончив ее с отличием, поступил в Московскую духовную академию. Но через два года (в 1884 г.) был вынужден по недостатку средств прервать свое образование и прежде времени окунуться в тяжелое служение на далеком сельском приходе Саратовской епархии. Тем не менее молодой батюшка, как ни был удручен превратностями своей жизни, все же, приступив к священническим обязанностям, нашел применение своим музыкальным способностям, открывшимся еще в семинаристские годы, когда он пел на клиросе1. Так, он «устроил из мужичков "хор"» и для него стал создавать переложения обиходных песнопений, кроме того, писать статьи, посвященные церковному пению, русским композиторам (Бортнянскому, Турчанинову, Львову, Потулову, Соловьеву, Виноградову, Георгиевскому)2. Статьи выходили в Саратовских Епархиальных ведомостях с 1888 по 1892 г. (не исключено, что при содействии ректора семинарии протоиерея Валериана Викторовича Лаврского, являвшегося редактором Ведомостей с начала 1880-х гг., т. е. когда Металлов был семинаристом).

Знаменательным для В. М. Металлова оказался 1887 год: ему посчастливилось найти человека, поддержавшего развитие его творческих задатков, что изменило русло всей дальнейшей жизни. Этим человеком был известный московский протоиерей, знаток древнерусского церковного пения Дмитрий Васильевич Разумовский.

В. М. Металлов обратился к нему письменно. И это письмо является совершенно особенным, дошедшим до наших дней документом, так как в нем раскрывается внутренний образ мыслей Василия Металлова, находившегося в самом

1 Клиросное послушание в Саратовской семинарии было традиционным, следовательно, могли в ней учить и некоторым музыкальным предметам (игре на скрипке, фортепиано, элементарной теории музыки).

2 См.: О церковном пении // Саратовские Епархиальные ведомости. 1888. № 7. С. 188—199; Духовно-музыкальные сочинения и переложения. Переложения с древних напевов прот. М. Виноградова // Саратовские Епархиальные ведомости. 1891. № 24. С. 1101-1104 и др.

начале своего жизненного и творческого пути. Чистосердечно раскрывая перед мудрым батюшкой и маститым ученым всю свою душу, глубокие переживания, Металлов демонстрирует присущую ему целеустремленность и решительность характера, уповая на добрый совет и помощь. Пожалуй, это письмо является единственным примером глубоко личного и эмоционального высказывания Василия Михайловича Металлова о себе (см. Приложение 1).

К «многоуважаемому отцу Протоиерею» он обратился сразу с несколькими просьбами: о том, чтобы тот принял его и его труды «под свое покровительство»; о содействии в получении диплома учителя пения или регента (вероятно, он рассчитывал на поступление в Синодальное училище церковного пения, как раз тогда открывшего подготовку регентов3), а также в получении разрешения на издание собственных переложений духовных песнопений. Для того чтобы познакомить Разумовского со своими «музыкальными опусами», один из них он присоединил к своему письму. Поскольку годом позже Металлов благодарил Разумовского за поддержку, можно сделать вывод о том, что тот каким-то образом смог разрешить его проблемы.

В результате перевода с одного прихода на другой4 о. Василий вновь оказался в Саратове и с 1889/1890 учебного года начал преподавать в родной семинарии церковное пение. Тогда же у него завязались деловые отношения с издательством П. И. Юргенсона. В архиве Российского национального музея музыки сохранились первые акты передачи В. М. Металловым П. И. Юргенсону права на издание 35 переложений и сочинений для Обихода (за 1891, 1892 гг.): «в полную его собственность навсегда... Ранее эти сочинения никому мною не проданы и не уступлены и я предоставляю ему, Юргенсону, исключительное право издавать их в свою пользу по своему усмотрению в неограниченном числе изданий и экземпляров»5. Следующий «пункт» договора, вероятно, типовой, гласит о предоставлении автору определенного количества изданий, что Металлова, безусловно, устраивало возможностью распространять ноты как практические пособия по истории церковного пения.

1892 год стал отправной точкой «учено-литературной деятельности» отца Василия: в Саратовских Епархиальных ведомостях вышло его первое научное исследование — «Очерк истории православного церковного пения в России», — подготовленное, как указано в авторском комментарии, «из чтений по истории церковного пения в России в V и VI классах Саратовской Духовной семинарии, применительно к программе этого предмета». Данная работа получила опреде-

3 Металлов писал о том времени в очерке: Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 1: Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика. М., 2002. С. 117. В 1886 г. училище было отделено от Синодального хора и преобразовано в среднее учебное заведение (8-классное) с тремя отделениями: низшее, среднее (5—6 классы, готовили помощников регентов) и высшее (7—8 классы для подготовки регентов и учителей пения).

4 Более подробно см.: Е. В. Андреева. В. М. Металлов // Православная энциклопедия. Т. XIV. С. 58-59.

5 РНММ. Ф. 94. № 698. Среди перечисленных Металловым сочинений указаны: Херувимские песни, «Приидите поклонимся», «Кресту Твоему покланяемся», «Елицы во Христа», «От юности моея», «С нами Бог», «Ныне отпущаеши», «Хвалите имя Господне» и др.

ленный резонанс и одобрение Учебного комитета Святейшего Синода как пособие для учащихся старших классов духовных семинарий. Сам же Василий Михайлович считал 1893 год началом своей научной деятельности, поскольку именно в этот год очерк был издан отдельной брошюрой, а в дальнейшем переиздавался неоднократно, что свидетельствовало о его практической востребованности. Когда в 1896 г. очерк издали вторично, Металлов направил экземпляр в Русскую музыкальную газету, за что редактор Н. Ф. Финдейзен выразил не только благодарность, но и, почувствовав научный потенциал автора, обратился с любезным письмом:

Многоуважаемый Василий Михайлович! От души благодарю Вас за то, что Вы почтили меня присылкой нового издания Вашего прекрасного труда. Я получил «Очерк истории православного церковного пения в России». Не откажите также с Вашей стороны принять посылаемый экземпляр «Русской Музыкальной Газеты» за настоящий год, который я просил передать Вам, вместе с сим письмом моего уважаемого Московского сотрудника Ив. Вас. Липаева. Пересылаемый экземпляр моего издания уже давно был предназначен для Вас, как знак моего глубокого уважения к Вашим трудам по истории дорогого мне православного церковного пения. Решаюсь выразить при этом еще одну почтительную просьбу, если Вы таковую, многоуважаемый Василий Михайлович, не осудите — быть может, Вы не откажетесь почтить страницы Р.М.Г. Вашими статьями, которые всегда будут приниматься с живейшей радостью и благодарностью. Еще раз приношу благодарность за присылку «Очерка», о котором своевременно будет дан отзыв, и покорнейше прошу принять уверения в моем совершеннейшем и искреннем почтении. Ник. Финдейзен6.

Позднее Металловым были переданы в РМГ очередные труды: «Синодальные, бывшие патриаршие певчие», «Старинный трактат по теории музыки, 1679 года, составленный киевлянином Николаем Дилецким» и другие.

В третьем издании, 1901 г., Очерк удостоился премии митрополита Мака-рия, учрежденной Святейшим Синодом7, в последний раз он переиздавался в 1915 г., то есть и в XX в. не утратил своей актуальности.

Важно отметить, что при написании Очерка Металлов опирался не только на свои семинаристские лекции, но и на фундаментальный известный труд Д. В. Разумовского «Церковное пение в России», что ясно видится при сравнении (см. таблицу 1) и указывает на его преемственность со «школой» Разумовского. Кроме того, переиздания не были чисто механическими. Всякий раз автор

6 ОР РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 38.

7 Премия создана в 1867 г. по завещанию митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) с целью «поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий». До 1917 г. существовали четыре Макарьевские премии: одна, присуждаемая Академией наук, — по всем отраслям науки, две — Св. Синода за выдающиеся работы русских ученых в области истории и богословия, за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам, и одна Киевской духовной академии — за работы в области духовной литературы. Макарьевскую премию имел С. В. Смоленский за книгу: Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668 года) / Издал с объяснениями и примечаниями С. В. Смоленский (1848-1909). Казань, 1888.

редактировал и совершенствовал содержание Очерка (например, в четвертом издании отмечено ремаркой: «Издание четвертое, исправленное и дополненное»). Собственный вклад Металлова — расширение исторического обозрения, дополнение сведениями о новейшем периоде в истории русского церковного пения. В будущем данная работа Металлову очень пригодилась, когда он стал вести курс истории церковного пения в Синодальном училище (1895).

Постепенно имя В. М. Металлова как ученого, занимавшегося церковно-музыкальной темой, становится известным, в частности директору Синодального училища церковного пения, профессору Московской консерватории С. В. Смоленскому, впоследствии принявшему большое участие в его жизни, став для него покровителем и учителем. Обозначить начало их научного общения конкретным годом оказалось затруднительно, но с уверенностью можно констатировать, что в 1890-х гг. Смоленский уже знал о трудах Металлова. Так 31 мая 1894 г. Степан Васильевич писал Металлову в ответ:

Достопочтеннейший отец Василий Михайлович. Вашей Азбуки (имеется в виду «Азбука крюкового пения». — О. Г.) еще не видал и ничего не могу поэтому сказать о ней. Если она еще не двинулась в поход по Петербургским канцеляриям, то пришлите мне ее дня на 3-4 и тогда с душевным удовольствием отвечу Вам на все Ваши запросы. <...> Если Вы говорите о составлении Вами Азбуки на основании редакции «Круга», т. е. изд. О-ва Любит. Др. письменности, писанного под наблюдением И. А. Фортова, то я не одобряю этого исходного пункта. Так как Фортов многое отменил, многое выдумал и многое перекроил. До какой степени «Круг» плох, видно уже из того, что он, изданный в самом. [нрзб.] центре старообрядчества, все-таки отвергнут в том же старообрядчестве. Общий уровень же научной компетентности Фортова ясно виден из его малограмотного писания без Ъ. Я считаю лучшим источником для работы Вашей какую-нибудь хорошую рукопись конца XVII века и принятого у нас текста...8

С. В. Смоленский почувствовал в Металлове соратника в деле изучения древнерусского пения, перспективного талантливого ученого и в дальнейшем подходящего кандидата на должность преподавателя курса по Истории церковного пения для Синодального училища и утвердился в своем намерении помочь перебраться ему в Москву.

29 июня 1894 г. он обратился к Металлову с судьбоносным для него предложением:

Достопочтеннейший отец Василий Михайлович. Задумался я о Вас очень, вспомнил годы своего упорного труда в Казани и пришел к такой мысли: что сказали бы Вы, если бы мне с помощью Божиею и надобных лиц удалось перетащить Вас в Москву? Если бы удалось Вам доставить здесь маленький, но приличный приход, недалеко от Синодального училища и всех зданий библиотек, да еще с Консерваторией в своей пастве? Мысль эта появилась у меня после многих искушений и вдруг озарилась как осуществимая. Судя по всем данным, которые знаю о Вас, решился напи-

8 ОР РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 36.

сать эти строки и тем взволновать Ваше саратовское уединение. Если слова мои Вам по душе — отпишите мне о Вашем образовании и службе, все, что надлежало бы докладу при предварительном ходатайстве, — о Вашем семейном положении, о Ваших материальных пожеланиях9.

В том же письме Смоленский продолжил изложение своих мыслей об «Азбуке» Металлова, о необходимости ее редактирования:

Ваша «Азбука» наконец достигла меня: Считаю более честным прямо сказать Вам: в отношении учительном она мне показалась мало удовлетворительною, т. е. не так ловко расположенною в удобствах для учащихся, чтобы крюковая мудрость могла быть постигаема в нескольких уроках и в нескольких дней практики. Особенно мне не понравились Ваши выписки в последней части, не снабженные никакими толкованиями, прямо надобными. Неужели у Вас не имеется крюковых экземпляров нами принятого Устава, несравненнейше лучших, чем самочинные измышления Фортова?10

Безусловно, для Металлова подобные замечания и пожелания Смоленского являлись бесценными советами, направлявшими работу в правильное русло. Поэтому работа растянулась еще на несколько лет и была опубликована в 1899 г.

Все хлопоты по переводу отца Василия на московский приход С. В. Смоленский взял на себя. Из переписки следует, что с этой проблемой он обратился к обер-прокурору Св. Синода К. И. Победоносцеву (состоял в должности с 1880 по 1905 г.). В одном из ответов Смоленскому, 3 марта 1895 г., он пишет:

О Металлове, помнится, желали Вы, что б он определился на приход к Малому Вознесению, предполагая, вероятно, что там вскоре очистится место. Потом от Саблера (Владимир Карлович Саблер — товарищ обер-прокурора. — О. Г.) слышал я, что он говорил с митрополитом, но митрополит не соглашается, ссылаясь на то, что у него много своих кандидатов. Пред отъездом отсюда митрополита я говорил с ним о Металлове — и услышал от него, что он не противится. Только место у Вознесения, по словам его, занято.11

* * *

17 октября 1895 г. о. Василий Металлов был переведен к Московской Василие-Кесарийской церкви12 на 1-й Тверской-Ямской улице (считалась одной из самых больших в Москве, вмещала до 5 тыс. молящихся)13. Так начался второй — московский — период его жизни, сопровождавшийся кардинальными переменами в священническом служении, педагогической и научной деятельности.

9 ОР РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 36. Л. 3.

10 Там же.

11 Там же. Л. 6.

12 Саратовские Епархиальные ведомости. № 20. С. 380.

13 Более подробно см.: Храм Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы: Крат. ист. его описание / сост. прот. Арсений Разумихин. М.: Тип. «Обществ. польза», 1912. 135 с. ил. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Arseny-Razumihin/hram-vasiiya-kesaryskogo-chto-v-tverskoj-jamskoj-slobode-gor-moskvy/ (дата обращения: 15. 05. 2023).

В Москву Металлов приехал в расцвете творческих сил со всей своей большой семьей14. Одно из сохранившихся писем в архиве Металлова передает чувства радости его бывших саратовских учеников за своего учителя, получившего возможность продолжать свою научную работу на новом уровне. Николай Васильевич Всеславинский (издатель справочной книжки православного певца-клирика, учитель Всадовской церкви-школы), поздравлял его с назначением, отмечая, что «из отдаленного Саратова вы теперь перебрались в центр Руси, где церковно-певческое искусство в большом почете...»15 Сохранились письма и других знакомых о. Василия, интересовавшихся, в частности, его новыми музыкальными сочинениями и переложениями.

В Москве деятельность В. М. Металлова развернулась с большей силой. В Синодальном училище ему было поручено ведение двух предметов: Истории церковного пения, Дидактики и методики церковного пения (с 1895 г.)16. Вскоре он вошел в Действительные члены братства Св. митрополита Петра (21 декабря 1896 г.)17, стал штатным членом Наблюдательного совета при Синодальном училище (4 февраля 1899 г.), а также участником Совета Московского общества любителей церковного пения (26 мая 1899 г.).

В течение нескольких лет (с 1897 по 1900 г.) выходят его труды, которые и получают одобрение Учебного комитета при Св. Синоде для использования в духовных семинариях, и удостаиваются премии митрополита Макария: «Строгий стиль гармонии. Опыт изложения строгого и строго-церковного стиля гармонии», 1897; «Азбука крюкового пения. Опыт систематического руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного роспева, периода киноварных помет», 1899; «Осмогласие знаменного распева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного распева по гласовым попевкам», 1899. Именно эти книги Металлов указывал в формулярных списках (Московской консерватории) как важнейшие научные работы.

Имя Металлова становится авторитетным не только в Москве, но и в Петербурге. Так, его научные заслуги отмечает крупный историк музыки, профессор Санкт-Петербургской консерватории, Л. А. Саккетти (1852-1916): «Вы меня поражаете Вашей разносторонностью, деятельностью и основательностью Ваших трудов. Изучение Ваших книг доставляет мне громадную пользу. Я Вам чрезвы-

14 В. М. Металлов был женат на дочери священника Павле Петровне Кортневой. Детей было пятеро: Всеволод (12 апр. 1883), Рафаил (3 ноября 1885), Анатолия (14 ноября 1887), Нина (20 янв. 1891), Мария (6 марта 1893).

15 ОР РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 7.

16 Историю церковного пения в Училище Металлов преподавал до сентября 1910 г., дидактику и методику церковного пения — до 1898 г. Затем некоторое время дидактику читал А. В. Преображенский, а с сентября 1902 г. до ноября 1906 г. вновь Металлов (затем курс упразднили).

17 Почетными членами организации были многие известные церковные, государственные деятели, в том числе обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев, профессор Московской духовной академии Н. И. Субботин, адвокат Ф. Н. Плевако, один из директоров Московского отделения Русского музыкального общества князь Н. П. Трубецкой, Товарищ Обер-Прокурора Св. Синода, сенатор, В. К. Саблер, прокурор Московской Конторы Св. Синода князь А. А. Ширинский-Шихматов и др.

чайно признателен!»18 Не раз в похвалах Металлову рассыпался Н. Ф. Финдей-зен, например, об «Азбуке крюкового пения» он писал: «Это труд громадный и прямо-таки радостный; Вы дали ключ к ясному и толковому пониманию нашей крюковой нотации»19.

Вероятно, единственной проблемой оставалось неоконченное высшее образование. Решить ее удалось спустя несколько лет после переезда — в 1899 г. В. М. Металлов восстанавливается в Московской Духовной академии: Указом Святейшего Синода его допустили к сдаче экзаменов по пропущенным предметам и представлению «установленного сочинения». На это ушло еще три года, и, наконец, 39-летнему священнику удалось завершить свое академическое образование со степенью кандидата богословия (утверждена 13 января 1901 г.). Каждому, желавшему окончить Академию со степенью, необходимо было написать научную работу (в наши дни таковой является дипломный проект), но вместо этого им были представлены три книги, отмеченные Макарьевскими премиями20.

Окончание Духовной академии с научной степенью дало возможность Ме-таллову занять должность профессора Московской консерватории в 1901 г., освободившуюся после отъезда С. В. Смоленского в Петербург (управляющим Придворной Капеллой). Василий Михайлович сменил его по кафедре истории церковного пения21 (с 17 октября 1901 г.), а также стал законоучителем. Таким образом, для о. Василия начался третий, «консерваторский», период его жизненного и творческого пути.

Московская консерватория на долгие годы стала для него благоприятной средой творческого развития, в окружении выдающихся музыкантов, понимавших и ценивших его научные достижения и даже заботившихся о его благополучии, как показали наступавшие тревожные времена. Все директора консерватории, под руководством которых проходила его служба, — В. И. Сафонов (1889— 1905), М. М. Ипполитов-Иванов (1906—1922), А. Б. Гольденвейзер (1922—1924), К. Н. Игумнов (1924—1929) — оказывали ему необходимую поддержку в тяжелые годы революционных и постреволюционных потрясений.

Увеличение на тот момент педагогической нагрузки для Металлова, вероятно, не было обременительным, поскольку консерваторский курс, по сравнению с училищным, был кратким, одногодичным. Интересно отметить, что занятия в консерватории, как повелось со времен Д. В. Разумовского, привлекали

18 ОР РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 32.

19 Там же. Ед. хр. 38.

20 Очерк православного церковного пения в России (1893); Азбука крюкового пения: Опыт систематического руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного распева, периода киноварных помет (1899); Осмогласие знаменного распева: Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного распева по гласовым попевкам (1890).

21 Обращаю внимание на часто встречающееся неправильное употребление термина «кафедра» и недопустимость толкования данного старого дореволюционного понятия в современном контексте. Оно означало название учебного предмета. Так, университетские факультеты состояли из деканов и профессоров по определенным кафедрам, например богословия, или химии, или анатомии и пр. Выражение «профессор кафедры» означало, что лицо, состоящее в должности профессора, читает конкретный учебный курс. В современном понимании «кафедра» — это структурное подразделение факультета.

учащихся различных классов: пианистов, струнников, духовиков, хотя предмет предназначался только для специальности «Теория музыки», т. е. для будущих композиторов. На лекции Д. В. Разумовского приходило в среднем до 10 человек, например, в 1866/1867 гг. — это были ученицы Н. Г. Рубинштейна, будущие яркие «пианистки-виртуозки» (как тогда выражались): Александра Зограф, Надежда Муромцева, ученики профессора Ф. Лауба. В 1897/1898 гг. у С. В. Смоленского в группе было восемь человек, в том числе ученики по теории музыки С. И. Танеева, ставшие крупными музыкальными деятелями: пианисты Николай Метнер и Леонид Николаев, Александр Никольский. В ряду имен учеников Металлова (группы у него тоже не были большими) немало весьма известных: Василий Аргамаков (класс К. Н. Игумнова), впоследствии преподававший в консерватории более 40 лет, ученики по классу композиции С. И. Танеева (1902/1903 гг.) — Борис Карагичев (композитор, работавший в Саратовской, Азербайджанской консерваториях) и Михаил Фивейский (композитор, дирижер). Точно назвать имена учеников регентского отделения Синодального училища оказалось затруднительно, поскольку не сохранились списки посещавших занятия. По численности классы истории церковного пения были сопоставимы с консерваторскими (в 1909/1910 уч. г. с 7 по 9-й классы курс Металлова посещали всего 17 человек — будущих регентов, хоровых дирижеров). По объему материала курс превышал консерваторский и являлся лекционно-практическим. Первые два года читались лекции, на третьем году, в IX классе, проводились практические занятия по теме: «Чтение исторических памятников православного русского пения (пение по рукописным источникам)».

Если Д. В. Разумовский завершал свой курс рассмотрением переложений Капеллы и сочинений А. Ф. Львова, М. И. Глинки, Н. М. Потулова, то у В. М. Металлова рассматривались переложения и сочинения Д. Н. Соловьева, А. А. Архангельского, Н. А. Римского-Корсакова, Е. С. Азеева, Л. Д. Малашки-на, П. И. Чайковского, Г. Ф. Львовского; обозревались работы по теории, истории и археологии церковного пения, в том числе Д. В. Разумовского, С. В. Смоленского, И. И. Вознесенского и других.

В архивах сохранились училищная программа «История православного церковного пения в России с чтением памятников», датированная 1897 г., и более поздняя консерваторская программа Металлова 1907 г. Из таблицы видно, что в них он ориентировался на труд Разумовского (в целом сохранен его тематический план, хотя некоторые темы переставлены) и собственный «Очерк», о котором речь шла выше (см. таблицу 1).

Хотя пути С. В. Смоленского и В. М. Металлова разошлись, они не прервали своего общения. Смоленский писал:

Очень меня интересует ход Ваших занятий в Консерватории. В последние годы я занимался там с сущим наслаждением, так как находились люди, глубоко и искренно интересовавшиеся древним распевом и ходом развития церковно-певческого русского искусства. Были у меня в Консерватории и раньше очень интересные аудитории, а последними двумя годами — я прямо любовался вниманием моих слушателей. Их было у меня, однако, всегда

очень немного, 6—8 человек. Как-то раз было около 10—12, а были годы и по 4 человека. Как у Вас?...22

Смоленский переживал из-за ухудшавшейся обстановки в Синодальном училище, как он считал, по вине директора В. С. Орлова и сетовал Металлову, что в училище «успеваемость и усидчивость учеников падает»23.

Служба в Синодальном училище подвигла Металлова к созданию двух исторических работ: «Синодальные, бывшие патриаршие певчие» и «Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем»24. Эти работы Василия Михайловича, как и его научные изыскания, отличает яркость и точность языка. Автор, безусловно, был наделен недюжинным литературным даром.

В первое десятилетие XX в., до наступления тяжелых для страны времен, Василий Михайлович, можно сказать, не терял активного жизненного ритма — продолжал научную и общественную деятельность. В частности, вошел в состав членов-корреспондентов Императорского общества любителей древней письменности (с 15 октября 1905 г.) по приглашению его председателя, графа Сергея Дмитриевича Шереметева:

Уважаемый Отец Василий! Это Вас связать ничем не может, — писал он, — по Уставу Общества, Вы будете получать бесплатно все издания "Памятников письменности и искусства". Для нас же чрезвычайно дорого иметь Вас в своей среде, тем более, что один из Отчетов нашего Общества специально занимается церковно-певческими рукописями. Надеюсь, когда буду в Москве, лично с Вами повидаться.25

Тогда же Василий Михайлович погружается в новое исследование, обещающее стать фундаментальным трудом — это «Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский по историческим, археологическим и палеографическим данным». На середине своего «научного пути» Металлов, не изменяя присущему ему практическому мышлению, задумался о перспективе представления своей работы в качестве магистерской диссертации и в 1906 г. решает предварительно обсудить этот вопрос с директором Императорского Археологического института Николаем Васильевичем Покровским.

Сохранился ответ Покровского о возможности представления диссертации в Петербургскую Духовную академию. В нем он высказывал слова поддержки, но в то же время давал понять, что не берется выступать его ходатаем:

22 ОР РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 36.

23 ОР РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 36.

24 Отметим, что подобные экскурсы в историю были сделаны Н. Д. Кашкиным к юбилею консерватории и Н. А. Маныкиным-Невструевым к юбилею Московского отделения РМО (см.: [Кашкин Н. Д.] Первое двадцатипятилетие Московской консерватории: Истор. очерк проф. Консерватории Н. Кашкина / Имп. Рус. муз. о-во. Моск. отд. М.: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1891; [Маныкин-Невструев Н. А.] Краткий исторический очерк Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. 1860—1900 / сост. по поручению дирекции Московского отделения Общества правитель дел Отделения Н. Маныкин-Невструев. М.: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1900).

25 ОР РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 41.

Таблица 1

Д. В. Разумовский Церковное пение в России, 1867 Протоиерей В. Металлов Очерк истории православного церковного пения в России. 1893 г. (состоит из 34 параграфов) Училищная программа В. Металлова, 1897г. История православного церковного пения в России с чтением памятников Консерваторская программа В. Металлова, 1907 г. История церковного пения (состоит из 14 параграфов)

Отделение I. Богослужебное пение древней христианской церкви. Глава I. Техническое устройство богослужебного пения христианской церкви. Значение древнегреческого пения в начале христианства. Тетрахорды. Различия тетрахордов: диатонические, хроматические и энгармонические. Древние греческие лады. Пение в ГУ—УШ в. христианской церкви I. Богослужебное пение древней христианской церкви. §1. Начало христианской музыки и пения §2. Основания древне-греческой музыки Начало христианской музыки и пения. Основания древнегреческой музыки. Тетрахорд, гептахорд, октахорд. Различия тетрахордов по расположению интервалов: тетрахорды диатонические, хроматические и энгармонические... 1. Тетрахорд, как основная система древнегреческой музыки

§3. Тетрахорд, как основная система древнегреческой музыки. §4. Соединение тетрахордов между собой Соединение тетрахордов в систему — малую, великую и неизменяемую 2. Соединение тетрахордов между собой

§5. Древнегреческие музыкальные лады 3. Древнегреческие музыкальные лады

Осмогласие, церковный глас §6. Осмогласное пение восточной церкви с 4 в. по 7 в. Осмогласное пение восточной и западной церквей с IV по VII век; пение амвро-сианское и григорианское 4. Осмогласное пение восточной и западной церкви с IV-го по VII-й век

Продолжение главы 1. Пение Амвросианское. Система Григорианского пения. Мелодия. Ритм §7. Осмогласное пение западной православной церкви с 4 в. по 7 в.

Глава II. Семиография...

§8. Состояние богослужебного пения в восточной церкви при Иоанне Дама-скине

Состояние богослужебного пения в греко-восточной церкви в век св. Иоанна Дамаскина

5. Состояние богослужебного пения в восточной церкви. Пр. Иоанн Дамаскин

Глава III. Исполнение богослужебного пения в древней христианской церкви. Исполнители пения в древней церкви. Народ. Отдельные церковные певцы

§9. Исполнители богослужебного пения в древней христианской церкви: народ и отдельные певцы

Богослужебное пение Греческой церкви до падения Византийской империи

6. Исполнители богослужебного пения в древней христианской церкви: народ и отдельные певцы

Глава IV. Преп. Иоанн Дамаскин, как церковный песнопевец

§10. Исполнение песнопений в древней христианской церкви — унисонное и антифонное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об исполнении богослужебного пения в древней христианской церкви унисоном и антифоном и об исполнителях его

7. Исполнение песнопений в древнехристианской церкви — унисонное и антифонное

Отделение II.

О мелодическом пении православной греко-российской церкви. Глава I. Общая история богослужебного пения в России

§11. Симюграфия

(нотописание) в первенствующей христианской церкви

Семиография (ното-писание) в древней христианской церкви, греческой и латинской; семиография в греко-византийской церкви и в православной русской церкви

8. Семиография (ното-писание) в древнехристианской церкви

См. Отделение I.

Глава III

II. Богослужебное пение православной русской церкви, мелодическое. §12. Начало мелодического пения русской церкви

9. Начало мелодического пения Русской церкви

§13. Знаменный распев и его история

Греко-славянский знаменный роспев и его история

10. Знаменный роспев и его история

См. Отделение I.

Глава II

§14. Руководства и пособия к чтению безлинейной семио-графии знаменного распева

11. Руководство и пособие к чтению безлинейной семиографии знаменного роспева

См. Отделение II

§15. История текста Богослужебных нотных книг знаменного распева

Историческое развитие крюкового письма. Исправление хомового текста на речь

12. История текста богослужебных нотных книг знаменного роспева

Глава V. Знаменный роспев, или церковнославянское пение Русской церкви — понятие о знаменном роспеве. История знаменного ро-спева в России §16. Исправление хомового текста на речь 13. Исправление хомо-вого текста на речь

§17. Певческие хоры и школы в северо-восточной и юго-западной Руси Певческие школы и хоры в северовосточной и юго-западной Руси. Царские и патриаршие певчие дьяки и под-дьяки 14. Певческие хоры и школы в северовосточной и юго-западной Руси

Глава I. .Умножение певческих школ. Хор царских певчих дъяков и поддъяков

Возвращаю Вам случайно оставшееся у меня оглавление Вашего сочинения. Я полагаю, что Вы могли бы представить Ваше сочинение в виде рукописи в Совет той или другой Академии, испросив на то согласие Академии. Если бы Вы представили подобное заявление в С. Петербургскую Духовную Академию, и если бы это заявление прошло чрез Совет, что вполне естественно, то я лично, даже не читавши Вашего сочинения, и зная Ваши предшествующие работы из той же области, высказался бы за принятие Вашего сочинения на степень магистра. Ручаться за успехи дела я не могу, потому что не состою уже на штатной службе в Академии и читаю лекции лишь приватно, однако продолжаю состоять членом Академического Совета. Рекомендую Вам сделать попытку; дело не совсем обычное, но вполне возможное. С совершенным уважением. Н. Покровский26.

В 1907 г. работа над «Богослужебным пением» завершилась. Свидетельством выдающегося научного достижения Металлова было присуждение Св. Синодом очередной премии Митрополита Макария (1908) и Уваровской от Академии наук27 (500 руб.).

Интересно, что исходя из содержания сохранившегося письма С. В. Смоленского Металлову (от 30 сентября того же года), в котором он упоминает и свою награду, чувствуется, что для него это внешнее признание было не слишком важным:

Уваровскую медаль я действительно получил и не раз думал о своеобразности награды за Ваш труд и за мой. Почетный отзыв как ни высок его авто-

26 Там же. Ед. хр. 28.

27 Премия Императорской Академии наук в память о бывшем Президенте графе С. С. Уварове. Присуждалась за научные и литературные произведения по русской истории (в 1860 г. Уваровской премией был награжден А. Н. Островский за пьесу «Гроза»).

ритет академический и притом по Уваровской премии, все же только слова похваления за очень большой многолетний труд; золотая медаль — все же хоть за 55 рублей — но за малый труд в несколько недель, убавляемый для меня лично тем, что я и без Академии наук все равно проштудировал бы Ваш труд вдоль и поперек.28

Степан Васильевич оставался «пристрастным читателем», бесценным доверенным советчиком и рецензентом Металлова. Написав подробный отзыв к новому труду о. Василия «Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский», к сожалению, через год он скончался (19 июля 1909 г.), до его напе-чатания29, корректура им читана не была, как указывалось в примечании первой публикации «Богослужебного пения.» (1912).

Для защиты магистерской диссертации в Московской духовной академии Металлов представил, как и требовалось, уже изданную работу30, кроме того, удостоенную высокой награды, и в 1914 г. ему было присвоено звание магистра богословия. Вскоре за нее была вручена еще одна премия — М. Н. Ахматова31 (1915). «Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский.» стало последним изданным фундаментальным сочинением Металлова. После него Василий Михайлович публиковал только различные статьи32, что-то оставалось в рукописном виде («Христианское богослужение в связи с священным песнопением и церковной музыкой. Историко-литургическое исследование»).

Тем временем продвижение о. Василия Металлова по церковной линии проходило успешно. В 1900 г. возник вопрос о переводе Металлова на приход более близкий к Синодальному училищу. Это стало известно из обнаруженного архивного документа, т. н. «Выписки Металлова», из письма К. П. Победоносцева к С. А. Рачинскому. Как возможный вариант в письме была названа Троицкая церковь на Арбате:

Вот письмо Металлова, но я ничего не могу тут сделать. О ц. у Троицы хлопочет тут Марков. что касается до расстояния, то церковь Вас. Кессарий-ского едва ли не ближе к Синодальному училищу, нежели Троица на Арбате, разница лишь та, что дорога по Тверской в гору.33

В результате дело решилось: спустя три года, 31 января 1903 г., сорокалетнего о. Василия Металлова переводят в Казанский собор на Красной площади,

28 ОР РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 36.

29 Смоленский С. В. Отзыв на сочинение В. М. Металлова «Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский» // Отчет о 49-м присуждении наград графа Уварова. СПб., 1909.

30 В 2-х частях, с приложением 12 таблиц (Facsimile) снимков с рукописей X—XII вв. (М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. 349 с.).

31 Премия Императорской Академии наук (1000 рублей), установленная в память благотворителя М. Н. Ахматова — за выдающиеся научные труды и литературные произведения.

32 П. Д. Самарин в его служении делу церковного пения // Богословский вестник. 1917. Т. 1. № 4/5. С. 453—463; Очередные задачи в изучении древнерусской музыки // История русской музыки в исследованиях и материалах. Т. 1. М., 1924. С. 91—99.

33 ОР РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 22.

спустя два года награждают наперсным крестом. Семья переезжает в дом причта Казанского собора (Б. Чернышевский переулок, 16) в двух шагах от Московской консерватории и Синодального училища. 11 мая 1908 г. Металлов пожалован саном протоиерея, 22 сентября того же года получил награду — орден св. Равноапостольного Владимира IV степени по статусу, позднее, 9 мая 1910 г., — орден св. Анны II степени.

С 1910 г. о. Василий по неустановленной причине сократил свою педагогическую деятельность: оставил преподавание в Синодальном училище34 и перешел в Императорский Московский археологический институт, где нагрузка была небольшой. Там он вел годовой лекционный курс церковно-певческой палеографии (до 1924 г.), один академический час в неделю (от 35 до 45 минут по вечерам). В Московской консерватории, как отмечалось выше, он тоже не был перегружен. Для него наступило время «пожинать плоды» предыдущей деятельности, о чем свидетельствовало ходатайство Консерватории о награждении профессора Металлова орденом Св. Владимира III степени за огромную научную деятельность, в связи с 300-летием Дома Романовых (орден был пожалован 3 января 1917 г.) (ил. 1а, б). А в год празднования 300-летия Дома Романовых Металлов награждается палицей (6 мая 1913 г.).

Незадолго до революции, 12 июня 1915 г., он получает высокое назначение настоятеля Казанского собора. По-видимому, спустя время намечалось представление В. М. Металлова к значимой награде — в личном деле священника Василия Металлова в графе: «К чему представлен», имеется запись за 1916 г.: «К награждению наперсным крестом с украшениями из кабинета Его Императорского Величества»!35

* * *

Дальнейшие события в Российской империи отозвались большими бедствиями для судеб всех и каждого. Как переживал это время отец Василий, не известно в подробностях. Не найденными остаются сведения о нем как настоятеле Казанского собора, о том, как он реагировал на исчезновение святыни — списка иконы Казанской Божией Матери (4 ноября 2023 г. произошло радостное событие: святой образ был обретен и вернулся на свое прежнее место в храме!), приход обновленцев, посягательства Исторического музея на помещения церкви.

В послереволюционные годы положение профессуры в Консерватории становится сложным, особенно это касается старейших ее сотрудников — соратников Н. Г. Рубинштейна. В бедственном материальном состоянии находится легендарная инспектриса консерватории, ученица Н. Г. Рубинштейна и П. И. Чайковского, уважаемая всеми Александра Ивановна Губерт36, первый летописец

34 Училищный курс передал священнику, композитору, исследователю и педагогу Д. В. Ал-леманову (проработал с 1910 по 1918 г.).

35 Архив Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Личное дело В. М. Метал-

лова.

36 О ней см.: Глушкова О. Р. Жизнь и деятельность Николая и Александры Губерт: по страницам неизвестных архивных материалов // Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем: сб. статей по материалам Международной научной конференции к 150-летию

ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО.

Московское Отделен х. е.

ДИРЕКТОРЪ Консерватор1и

¿м*^ т.

■ ^ Ну

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВ У, ВЫСОКОПРЕ ОСВЯЩЕННЪЙШЕМУ МИТРОПОЛИй. МОСКОВСКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ М А К А Р I Ю .

ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕН-СТВО,МИЛОСТИВ'ВЙШ1Й АРХИ-ПАСТЫРЬИ ОТЕЦЪ.

Почитая своимъ долгомъ отметить отлично-уоердную службу профессора по I с т о р 1 2 церковнаго пЬн1я.во вверенной мнЪ Консерватор1 и,магистра Богослов1я,протоиерея Васил1я Михайловича Металлов а,состоящаго въ этой должности съ 1901-го года,тринадцать лЪтъ,принимая во вниман1е,сверхъ сего,что 12 сентября сего года исполнилось тридцать лЬтъ священства о.М еталлова и,кро-мЬ того,д вадцать пять л^тъ его учено-литературной деятельности и трудовъ въ области церковнаго пЪн1я и музыки рус-кой.причемъ за это время о.М е т а л л о-в ы м ъ издано въ печати тридцать три сочинен1я,изъ которыхъ наиболее вы-даюиЦяся-" Богослужебное пЪн1е русской церкви въ перЮдъ домонгольск1й"/магистерская диссертац1я/,"Очеркъ истор1и православна-го церковнаго пЪн1я въ Россхи"/кандидатская диссертация/,"Азбука крюкового пЪн1я", "Осмоглас1е знаменнаго роспЬва"доставили автору пять прем3.й-четыре отъ СвятЪй-шаго Синода,имени Митрополита М а к а р Ь* и одну отъ Императорской Академги Наукъ имени графа Уваров а.затЬмъ изданы въ печати-"Русская сим1ограф1я","Синодальные, бывшее патр1арш1е пЬвч!е" Синодальное

Ил. 1а. Ходатайство директора Московской консерватории М. М. Ипполитова-Иванова митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию о награждении В. М. Металлова по случаю 300-летия царствования Дома Романовых. В тексте содержится перечень научных работ В. М. Металлова Архив Московской консерватории. Личное дело В. М. Металлова. Л. 21—22.

О. Р. Глушкова. В. М. Металлов — священник, ученый, педагог |

Училище церковнаго пенЛя въ его прошломъ и на- | стоящемъ","СтрогЛй стиль гармонЛи""Старинный трактатъ по теорЛи музыки 1679 года,составлен- -ный кЛевляниномъ Николаемъ Дилецкимъ"Къ вопро- 1 су объ исправлен Ли богослужебныхъ пЬвческихъ книгъ русской церкви въ 17 веке""Музыка и музыкальные инструменты у древнихъ евреевъ""0 На цЛонализме и церковности въ русской духовной музыке/памяти патрЛарха Гермогена и архимандрита ДЛонисЛя/""0 русскихъ древнихъ напЪвахъ",' "О пещномъ действе"/Церковное пЬнЛе въ Рос-оЛи въ его прошедшемъ и настоящемъ","Изъ ис-торги ру:;скаго церковнаго пенЛя 15,16 и 17 вЪ-ковъ","Къ вопросу о церковномъ пЬнЛи"."Решительный переломъ въ русской симЛографЛи съ во-царенЛемъ Дома Романовыхъ""О современномъ со- ' стоянЛи и нуждахъ православнаго русскаго церковнаго пенЛя","Церковное пенЛе,какъ предметъ преподаванЛя въ народной школе","ИсторЛЯ церки внаго пенЛя,какъ наука", "Церковное оомогласЛе и другЛя,более мелкЛя сочинёнЛя,а также цер-ковныя композиции и переложенЛя съ древнихъ церковныхъ напЬвовъ для хора,какъ"Всенощное бденЛе", "ЛитургЛя" »Причастные стихи? "Сборникъ песнопенЛй/36 пЪсноп^нЛй/""Блажени,яже избрал^ причастный стихъ въ память кончины Государя Императора АЛЕКСАНДРА И'1-го" и друг, произ-веденЛя церковной музыки,-беру на себя сыЪлось почтительнейше ходатайствовать предъ Б А III И ш1; БЫСОКОПРЕ ОСВЯЩЕН СТВОМЪо награнденЛи о.Металлова соответственно его служебному положенЛю,вне очереди и применительно къ сокращенному сроку»действующему въ силу да-рованныхъ льготъ по случаю исполнившагося т р е „ сотлйтЛя благополучнаго царствованЛя Л -МА РОМАНОВЫХЪ.

При семъ имею честь присовокупить,что въ посль^

_ - •

Ил. 1б. Страница 2

/V. ^

'X ЯЙСГГ4Я ФВДЕРАТИВаШ'

• стекля рясдвзднкж Жадный Комшсартат

по

лр о св едддевсшо

-. -Дел --иекретариат но лле г1№-парк"СШ1ро с а

...5 «.......Июня

Ней

Б ЖЗСКОВЗКЖ, гогзудлкзтизйнуь KÖH0EPBA-

ÏOPÏliu.

..... m

Щ> ' ■

л

МОСКВА, •

M, jr. Ssusciw Эш*-"

I \ /

S

î:

4

Управление Делами Народного Комиссариата по Просвещению доводит до сведения ' Консерватории о следующем постановлении Нар-компроса от 2-го июня с/г. по вопросу о неприменении к профессору Металлов/ рас поряжу Народного Комиссариата по "Просвещению о не -

I

допущении лиц духовного сана к занятию должна стей в школах.''

,, В виду совершенно специальных задач, которые преследует Консерватория,как высший

музыкальный институту во внимание к глубокие

\ к

познаниям пр. Металлова ,в области истории и

теории духовной музыки,считать возможный, в

виде исключения,допустить профессора Метал-

WAV- V " -» - • -Г ■ ,.. \

. ■ лова к ..преподаванию в Консерватории, с тем

life

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡и^^^Ити TTlIÉif .-. J-'-'¡"„«f?*

Ил. 2а. Ответ управляющего делами Народного Комиссариата по просвещению о разрешении В. М. Металлову преподавать в Московской консерватории. На документе, датированном 1919 г., имеются две расписки в получении его копий — от 1922 и 1925 г. (автограф Металлова), свидетельствующие о неоднократных попытках уволить профессора, но, по-видимому, предъявление данного разрешения

не давало им осуществиться Архив Московской консерватории. Личное дело В. М. Металлова. Л. 4а.

Ил. 2б. Страница 4 об.

Консерватории профессор Николай Дмитриевич Кашкин, спасаясь от голода, вынужденно уезжает из Москвы в Казань. Постепенно исчезают педагогические и воспитательные традиции Московской консерватории37, меняется ее учебный план. Продолжение педагогической деятельности профессора и протоиерея В. М. Металлова в Консерватории и, соответственно, читаемого им курса истории церковного пения оказывается под угрозой.

В своем выступлении на одной из научных конференций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета38 мною предложена периодизация истории предмета, и эти годы определены как 2-й этап, постреволюционный (3-й этап соответствовал советскому времени, 4-й — современному положению курса, частично вошедшему в качестве начального раздела предмета «История русской музыки»). А в те годы, о которых идет речь, он остался только в Консерватории, хотя и номинально (Синодальное училище в 1918 г. было закрыто).

Художественным советом Консерватории и В. М. Металловым все же предпринимались некоторые попытки по сохранению курса, хотя бы под другим названием: «История и теория русской духовной музыки». В 1922 г. его разделили на две дисциплины, предназначенные композиторам, — «Русское религиозное музыкальное искусство (курс историко-догматический)» и «Музыкальная археология и палеография». Первая читалась на 2-м курсе по три часа в неделю, вторая — на 3-м, час в неделю (в документе дисциплина помечена как дополнительная). До какого момента «осколки» «Истории церковного пения» существовали в Консерватории, до настоящего времени не определено, поскольку отсутствуют многие учебные планы за 1920-е годы (в то же время в энциклопедическом словаре Московской консерватории в статье о Металлове39 указано, к сожалению, без ссылки на источник, что история церковного пения читалась им вплоть до его кончины в 1926 г.). Из этого следует необходимость дальнейшего изучения вопроса.

Таким образом, после революции Консерватория оставалась единственной опорой Василия Михайловича. В 1918 г. Консерватория прилагала усилия, по результатам которых ей удалось отстоять квартиру Металлова от уплотнения. За подписью директора М. М. Ипполитова-Иванова в соответствующую организацию было направлено следующее аргументированное ходатайство: «Ввиду того, что профессор Московской консерватории протоиерей Василий Михайлович Металлов, квартирующий по Бол. Чернышевскому пер. д. 4/16, кв. 5, дает уроки музыки приходящим ученикам, коллегия профессоров и преподавателей музыкальной организации Московской консерватории обращается с просьбой

Московской консерватории / ред.-сост. К. В. Зенкин, Н. О. Власова, Г. А. Моисеев. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2018. С. 482—493.

37 См.: Глушкова О. Р. Предметы духовного образования в учебном плане Московской консерватории Русского музыкального общества. Рукопись. Готовится к изданию.

38 Глушкова О. Р. В. М. Металлов — священник, ученый, педагог. Доклад сделан на XXXIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Секция «Церковное пение». 27— 28 января 2023 года.

39 См.: Андреева Е. В. Металлов Василий Михайлович // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866—2006: Биографический энциклопедический словарь. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2007. С. 341—342.

не занимать комнату Металлова, необходимую ему как класс для приходящих учеников, что должно рассматриваться как помещение, занимаемое доктором или др. лицами, живущими профессиональным трудом»40.

Не остались равнодушными к своему коллеге и бывшие члены Дирекции Московского отделения, несмотря на то что само Русское музыкальное общество официально уже было ликвидировано декретом Совнаркома. Тем не менее бывшие члены Дирекции собрались на заседание и приняли решение о чествовании В. М. Металлова в связи с 25-летием его профессорской деятельности и ассигновании 500 руб. В протоколе заседания было записано: ассигновать «500 р. на подарочный жетон профессору В. М. Металлову»41.

В 1919 г. Консерватория вступилась за своего сотрудника, когда советскими властями была предпринята попытка уволить священнослужителя с преподавательской работы. В документах 1920-х годов (из личного дела, сохранившегося в Архиве Московской консерватории) В. М. Металлов фигурировал как профессор по истории древней русской музыки. С 1923 г. В. М. Металлов указывался как штатный профессор по истории древнего русского пения и получал почасовой оклад в 64 руб. (сведения о других источниках существования в Архиве консерватории отсутствуют). Справка об окладе за 1924/25 уч. год содержит те же сведения:

Сотрудник Московской государственной консерватории В. М. Металлов по должности профессора по истории древней русской музыки получает оклад по 17 разряду и имеет заработок по количеству проработанных часов с 1 октября по 1 апреля 1924/25 г. по 64 руб. ежемесячно42.

Таким образом, последние годы жизни и службы Василия Михайловича Металлова были нелегкими. Но его труды на ниве научной и педагогической деятельности в области истории русского церковного пения заняли достойное место в академической науке.

После ухода Василия Михайловича из жизни Московская консерватория проявила заботу о его вдове. Было составлено обращение в комиссию по назначению ей пенсии: «Правление Московской государственной консерватории поддерживает ходатайство вдовы покойного профессора и члена ЦЕКУБУ (4-й категории) В. М. Металлова о назначении ей в виду научных заслуг последнего и по ее инвалидности пенсии. Покойный 25 лет беспрерывно читал на композиторском факультете семиографию и историю древней русской музыки и в этой области был крупнейшим научным специалистом. Подобная оценка его научных трудов, сделанная специалистами, профессорами консерватории Ивановым-Борецким и Кузнецовым, прилагается в подлиннике (рукописном) и копии. Также прилагается заверенный список научных трудов и справка о времени службы в Московской государственной консерватории43.

40 Архив Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Личное дело В. М. Металлова.

41 РГАЛИ. Ф. 658. Оп. 6. Ед. хр. 9. Л. 4.

42 Архив Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Личное дело В. М. Металлова.

43 Там же. Л. 28.

Приложение 1

Письмо В. М. Металлова к Д. В. Разумовскому.

Июня 6, 1887 год44

Ваше Высокоблагословение, многоуважаемый о. Протоиерей!

Прилагая при сем почтовую марку на ответ, осмелюсь побеспокоить Вас покорнейшей просьбой дать мне совет, как мне поступить в моем положении, или, если это возможно было, принять меня и мои ничтожные труды под свое покровительство. Дело вот в чем. Благодаря случайному стечению обстоятельств (или уже такова была святая воля Провидения) я не мог окончить курса в Московской Академии (вышел из нее по недостатку средств, переведенным на третий курс в 1884 г.) и поступил за неимением других более подходящих мест на должность сельского Священника в настоящей Саратовской Епархии. Оторванный от мысли и жизни и заброшенный в такую глушь, как настоящий мой (с. Рыбное) приход, ошеломленный таким ударом судьбы, я на первых порах совершенно растерялся и не знал, за что взяться — так резок был для меня, с рыданиями водимого при посвящении вокруг престола, переход от академической атмосферы в сферу мирских сходов сельских с неизбежными их невежеством и безобразиями.

Но терпение человеческое растяжимо, и привычка в силу обстоятельств нередко берет перевес. Тут я вспомнил, что когда-то в Семинарии (священствую 3 года) был неплохим певчим и недурно играл на скрипке, а познакомившись с учебником музыки Адольфа Маркса (под ред. Фаминцына 1881 г. Москва) и учебником гармонии Рихтера и другим Чайковского, по своей страсти к музыке нередко слагал светские и духовные вещицы (которых, конечно, теперь уже нет). При этом я столкнулся с тем фактом, что дьячок мой не умел «путно» петь и я задумал и, положивши немало на то трудов, в течение двух лет устроил из мужичков «хор». Но по своему пристрастию к турчаниновской музыке и отсутствию хорошей (кроме Бортнянского и др. одобр. в печати) церковной музыки, я был поставлен в необходимость (и по практическим соображениям в отношении к моему юному «хору») слагать нужные и годные к употреблению пьесы самому. Тут явилось препятствие отсутствия проверки — отсутствие фортепиано — я стал руководиться только скрипкой. и при таких-то обстоятельствах, при новом духовном разочаровании и при всех материальных нуждах и неудобствах я выступил на поприще слишком для меня высокое, идти или не идти по которому, зависит от Вашего решения.

Я Вас прошу только помнить о том, что при всем пережитом мною и при всем моем теперешнем существовании это моя единственная услада бытия; прошу быть судьей снисходительным.

Вас я желал бы иметь покровителем и потому, что знаю, то, что Вы не отказываете в своем покровительстве людям, искренно преданным делу нашей церковной музыки (знаю из предисловия Юрия Арнольда к его книжке «Теория церковного пения». См. Приложение 2).

44 ОР РГБ. Ф. 380. Ед. хр. 90.

Моих переложений — счетом около двадцати нумеров и сделаны они мною с обихода издания 1833 года и своих работ нумеров пять, — а если я получу одобрение своих работ, то буду по мере сил и возможности продолжать свои переложения и дальше. Из всех переложений особенного внимания по моему заслуживает стихира «Тебе одеющагося» знаменного роспева из Обихода изд. 1833 г. стр. 161, сделанного мною по примеру турчаниновской (та «болгарского роспева»), хотя, признаюсь, что по выходе из Семинарии и до сих пор я еще не был в состоянии приобрести турчаниновских переложений и теперь, к сожалению, ее не имею и не могу достать, — (отчего, конечно, может быть произойти то, что я, быть может, стану перелагать те вещи, которые у Турчанинова переложено уже и гораздо лучше — но что же делать?). В моем переложении этой стихиры не все буквально изложено так, как в Обиходе, но кое-что переделано мною по своему, но только в духе самой пьесы. Сделано оно с Обихода изд. 1833 г., а более древнего я не нашел. Чтобы соблюсти экономию я Вам посылаю одно только фортепианное переложение с подписанными под ним словами, в тоне, как видите, F-dur, и в самом первоначальном, строго не отделанном виде в особенности в отношении акцентуации, как того требуют правила музыки.

Кроме авторского желания узнать, одобрите ли Вы мои работы в этом роде или нет и должен ли я продолжать трудиться в этом роде или оставить все как бесполезное времяпрепровождение, я желал бы также спросить Вас, не может ли какая-либо из моих работ, хоть бы эта и др., достать мне право на учителя пения или регента хора, а если нет, то нельзя ли мне получить разрешение на отпечата-ние этого и др. моих переложений, а Вас я покорнейше просил бы, если найдете возможным, со своей стороны посодействовать этому.

Глубокая и искренняя признательность с моей стороны к Вам будет лишь слабым проблеском моей благодарности. Если Вы найдете какие-нибудь ошибки или описки, то снисходительно исправьте, не предавая мою работу слишком строгому суду.

В настоящее время, перейдя в другой приход, я даже не имею возможности проверять свои работы иначе, как только со скрипкой, так как хора певчих здесь нет и фортепиано у меня нет, даже и турчаниновской партитуры, так что я иногда недоумеваю (знаю не все №№ партитуры Турч.) за время работы, не переложил ли уже того же Турчанинов.

Итак, в надежде приобрести Ваше милостивое внимание к моим работам (из предисловия Ю. Арнольда к своей «Теории д.р.ц. и нар. пения» я знаю, что Вы не отказываете в своем покровительстве людям, искренно преданным делу церковной музыки) честь имею пребывать Вашим покорнейшим слугой. Свящ. В. Металлов. Адрес: в г. Камышин, Сарат. Губ. Села Рыбного Священнику Василию Металлову.

Р. 8. Средств для получения учительского и регентского диплома в Петербургской капелле и разрешения на печатание работ я не имею. Поэтому пишу.

Приложение 2

Фрагмент предисловия книги Арнольда, на который ссылается В. М. Металлов в своем письме к Д. В. Разумовскому45

С особенною, сердечною благодарностью обращаясь я за тем к Протоиерею О. Дмитрию Васильевичу Разумовскому, Профессору Московской Консерватории. — Первый специалист в России по части как истории Церковнаго так и по части знания древнего склада мелодий и древних знамений, он не только показывал мне лично теплейшее сочувствие свое к труду моему, но даже прямо и ясно высказал его в публичном Заседании Общества Любителей Древне-Русскаго Искусства от 22 Апреля сего года. Не довольствуясь за тем и этим, О. Дмитрий Васильевич снабжал меня принадлежащими ему копиями с редчайших древних рукописей (напр. с трактатов Святогродца Мануила Хрисафа и др.), облегчал даже не раз и самый труд мой разъяснениями на счет труднопонятных Церковно-византийских терминов, и вообще при свиданиях всегда дружескими своими беседами старался поддерживать и оживлять мою энергию. И тем выше следует ценить (как я от всей души и ценю) эти действия О. Разумовского, что он и по сие время сам-то трудится над тем же предметом. Да, по истине! Русскаго музыканта в этом деле Русской музыки, поддерживали не собраты специалисты по музыке, но Русские священники и Русские ученые (курс. автора. — О. Г.).

Источники

Архив Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Личное дело В. М. Металлова. РГАЛИ. Ф. 658. Оп. 6. Ед. хр. 9. РНММ. Ф. 94. № 698.

ОР РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 38, 36, 22, 7, 32. Л. 16, 41, 28. ОР РГБ. Ф. 380. Ед. хр. 90.

Храм Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы: Краткое историческое его описание / сост. прот. Арсений Разумихин. М.: Тип. «Общественная польза», 1912. 135 с. ил. URL: М1р8://а2Ьука.т/01есЬт^Аг8ещ-Ка2итШт/Ьгат-уаз1Ща-кевагувково-сМо-уЧуегв^^атв^-йоЬойе-вог-товкуу/ (дата обращения: 15. 05. 2023).

Список литературы

Андреева Е. В. Металлов Василий Михайлович // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866—2006: Биографический энциклопедический словарь. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2007. С. 341—342. Андреева Е. В. В. М. Металлов // Православная энциклопедия. Т. XLV. С. 58—59. Глушкова О. Р. Жизнь и деятельность Николая и Александры Губерт: по страницам неизвестных архивных материалов // Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем: сб. статей по материалам Международной научной конференции к 150-летию Московской консерватории / ред.-сост. К. В. Зенкин, Н. О. Власова, Г. А. Моисеев. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2018. С. 482—493.

45 Арнольд Ю. Теория древле-русского церковного и народного пения на основании ав-тентических трактатов и акустического анализа. М.: Изд. ред. журнала «Православное Обозрение», 1880. С. XIX.

Глушкова О. Р. Предметы духовного образования в учебном плане Московской консерватории Русского музыкального общества. Рукопись. Готовится к изданию.

[Кашкин Н. Д.] Первое двадцатипятилетие Московской консерватории: Исторический очерк проф. Консерватории Н. Кашкина / Имп. Рус. муз. о-во. Моск. отд. М.: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1891. 81 с.

[Маныкин-Невструев Н. А.] Краткий исторический очерк Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. 1860—1900 / сост. по поручению дирекции Московского отделения Общества правитель дел Отделения Н. Маныкин-Невструев. М.: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1900. 59 с.

Металлов В. М. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 1: Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика / сост: А. А. Наумов, М. П. Рахманова, С. Г. Зверева. М., 2002. С. 117.

Русская духовная музыка. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программы. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 1124— 1127.

Саратовские епархиальные ведомости. 1888. № 7. С. 188—199.

Саратовские епархиальные ведомости. 1891. № 24. С. 1101—1104.

Саратовские епархиальные ведомости. 1895. № 20. С. 380.

Смоленский С. В. Отзыв на сочинения В. М. Металлова «Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский» // Отчет о 49-м присуждении наград графа Уварова. СПб., 1909.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2024. Vol. 53. P. 133-158

DOI: 10.15382/sturV202453.133-158

Olga Glushkova, Candidate of Sciences in Art Criticism, Independent Researcher Moscow, Russia o57g@yandex.ru https://orcid.org/0000-0624-3834

V. M. Metallov — Priest, Scholar, Educationalist

O. Glushkova

Abstract: This article presents the experience of working in the genre of academic biography and is devoted to priest Vasily Mikhailovich Metallov, the outstanding representative of Russian culture at the turn of the 19th and 20th centuries. He combined church service with academic and pedagogical musical activities (and to a lesser extent with composing). V. M. Metallov has come a long way from a provincial rural priest to the rector of Kazan Church in the Red Square in Moscow. Developing the talent of a researcher, he achieved prominent results in the field of ancient Russian church music history which are set forth in a number of fundamental works. in his extensive educational activity, he sought to transfer his academic knowledge to students of theological and secular educational institutions in Saratov and Moscow,

namely Saratov Theological Seminary, Synodal School of Church Singing, Moscow Conservatory of the Russian Musical Society, Archaeological Institute. The central place in V. M. Metallov's secular work was occupied by Moscow Conservatory. There he continued the tradition of teaching the theological and musical training course in the history of church singing, which was founded by Archpriest Dimitry Vasilyevich Razumovsky and continued by Stepan Vasilyevich Smolensky. V. M. Metallov's works have preserved the foundation on which the following scholars continued to study the history of Old Russian art of church music as an element of the national heritage. The article gives a chronological outline of V. M. Metallov's biography, supplemented by a number of little-known details and pieces of documentary evidence discovered during the study of archival materials and documents.

Keywords: V. M. Metallov, S. V. Smolensky, history of Russian church singing, Moscow Conservatory, Synodal School of Church Singing, Moscow Archaeological Institute.

References

Andreeva E. (2007) "Metallov Vasilii Mikhailovich", in Moskovskaia konservatoriia. Ot istokov do nashikh dnei. 1866—2006. Biograficheskii entsiklopedicheskii slovar', Moscow, pp. 341—342 (in Russian).

Andreeva E. (2017) "Metallov V.", in Pravoslavnaia entsiklopediia, vol. 45, pp. 58—59 (in Russian).

Glushkova O. (2018) "Zhizn' i deiatel'nost' Nikolaia i Aleksandry Gubert: po stranitsam neiz-vestnykh arkhivnykh materialov", in Moskovskaia konservatoriia v proshlom, nastoiashchem i budushchem: sbornik statei po materialam mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii k 150-letiiu Moskovskoi konservatori, Moscow, pp. 482—493 (in Russian).

Metallov V. (2002) "Sinodal'noe uchilishche tserkovnogo peniia v ego proshlom i nastoiashchem", in Naumov A., Rakhmanova M., Zvereva S. (eds) Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh, vol. 2/1: Sinodal'nyi khor i uchilishche tserkovnogo peniia. Issledo-vaniia. Dokumenty. Periodika, Moscow, p. 117 (in Russian).

Naumov A., Rakhmanova M., Zvereva S. (eds) (2004) Russkaia dukhovnaia muzyka, vol. 2/2: Sinodal'nyi khor i uchilishche tserkovnogo peniia. Kontserty. Periodika. Programmy, Moscow, pp. 1124—1127 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 23.06.2023 The article was submitted 23.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.