Научная статья на тему '«В ИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ЧАСТЯХ РАДИО СЧИТАТЬ ТАКИМ ЖЕ ОРУЖИЕМ, КАК ПУШКА ИЛИ КРУПНОКАЛИБЕРНЫЙ ПУЛЕМЁТ». РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)'

«В ИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ЧАСТЯХ РАДИО СЧИТАТЬ ТАКИМ ЖЕ ОРУЖИЕМ, КАК ПУШКА ИЛИ КРУПНОКАЛИБЕРНЫЙ ПУЛЕМЁТ». РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945 ГГ.) / ВВС РККА / ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ / СИСТЕМА БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ / НАЗЕМНАЯ СЛУЖБА ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ / РАДИОСТАНЦИЯ / РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ (РЛС) / РУС-2 (РАДИОУЛАВЛИВАТЕЛЬ САМОЛЁТОВ) «РЕДУТ» / GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 / RED ARMY AIR FORCE / FIGHTER AIRCRAFT / COMBAT CONTROL SYSTEM / GROUND SERVICE OF AIR OBSERVATION / RADIO STATION / RADAR / REDUT RUS-2 (AIRCRAFT RADIO-LOCATOR)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулейманов Курбан Маллаевич, Гуйдалаев Мамми Гамзатович

В статье на основе анализа опыта Великой Отечественной войны предпринята попытка показать причинно-следственную связь между развитием авиационной техники, организационно-штатной структурой истребительных авиационных частей и подразделений ВВС РККА и тактикой их действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сулейманов Курбан Маллаевич, Гуйдалаев Мамми Гамзатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«IN FIGHTER AIRCRAFT UNITS THE RADIO SHALL BE VIEWED AS MUCH OF A WEAPON AS A GUN OR A LARGE-CALIBER MACHINEGUN». PROGRESS IN THE SYSTEM OF COMBAT CONTROL AND METHODS OF COMBAT BY FIGHTER AIRCRAFT IN THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945

The paper falls back on analysis of the experience of the Great Patriotic War to show the cause-and-effect relationship between the development of aircraft, the organizational-staff structure of fighter aircraft units and subunits of the Red Army Air Force, and the tactics they employed.

Текст научной работы на тему ««В ИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ЧАСТЯХ РАДИО СЧИТАТЬ ТАКИМ ЖЕ ОРУЖИЕМ, КАК ПУШКА ИЛИ КРУПНОКАЛИБЕРНЫЙ ПУЛЕМЁТ». РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)»

К.М. СУЛЕЙМАНОВ, K.M. SULEIMANOV,

М.Г. ГУЙДАЛАЕВ M.G. GUYDALAEV

«В ИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ЧАСТЯХ РАДИО СЧИТАТЬ ТАКИМ ЖЕ ОРУЖИЕМ, КАК ПУШКА ИЛИ КРУПНОКАЛИБЕРНЫЙ

ПУЛЕМЁТ»

Развитие системы боевого управления и способов боевых действий

истребительной авиации в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.)

«IN FIGHTER AIRCRAFT UNITS THE RADIO SHALL BE VIEWED AS MUCH OF A WEAPON AS A GUN OR A LARGE-CALIBER MACHINEGUN»

Progress in the system of combat control and methods of combat by fighter aircraft

in the Great Patriotic War of 1941—1945

Сведения об авторах. Сулейманов Курбан Маллаевич — преподаватель отдельной дисциплины (тренажная подготовка) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, полковник запаса (г. Краснодар. E-mail: nabruk50@mail.ru);

Гуйдалаев Мамми Гамзатович — преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, кандидат технических наук, полковник запаса (г. Краснодар. E-mail: gujdalaev@bk.ru).

Аннотация. В статье на основе анализа опыта Великой Отечественной войны предпринята попытка показать причинно-следственную связь между развитием авиационной техники, организационно-штатной структурой истребительных авиационных частей и подразделений ВВС РККА и тактикой их действий.

Ключевые слова: Великая Отечественная война (1941—1945 гг.); ВВС РККА; истребительная авиация; система боевого управления; наземная служба воздушного наблюдения; радиостанция; радиолокационная станция (РЛС); РУС-2 (радиоулавливатель самолётов) «Редут».

Information about authors. Kurban Suleimanov — simulation training teacher at the Krasnodar Higher Military Pilots School, Colonel (res.) (city of Krasnodar. E-mail: nabruk50@mail.ru);

Mammi Guydalaev — Lecturer at the All-arms Disciplines Department of the Krasnodar Higher Military Pilots School, Cand. Sc. (Tech.), Colonel (res.) (city of Krasnodar. E-mail: gujdalaev@bk.ru).

Summary. The paper falls back on analysis of the experience of the Great Patriotic War to show the cause-and-effect relationship between the development of aircraft, the organizational-staff structure of fighter aircraft units and subunits of the Red Army Air Force, and the tactics they employed.

Keywords: Great Patriotic War of 1941—1945; Red Army Air Force; fighter aircraft; combat control system; ground service of air observation; radio station; radar; Redut RUS-2 (aircraft radio-locator).

В СВОЕЙ книге «Четвёртая воздушная» главный маршал авиации К.А. Вершинин приводит потери сторон в первый день Великой Отечественной войны, которые убедительно показывают и доказывают, что борьба в воздухе с самого первого дня приобрела ожесточённый характер: «К началу войны немцы имели группировку (авиационную. — Прим. авт.) численностью 4950 самолётов из 10 980 боевых самолётов (имевшихся в составе люфтваффе к началу войны. — Прим. авт.). Всего немцы имели 20 700 самолётов. 22 июня 1941 года удару

подверглись 66 аэродромов, в т.ч. 49 аэродромов Западного и Киевского особых военных округов. Мы потеряли 1200 самолётов, в т.ч. 900 на аэродромах. Потери немцев составили около 200 самолётов»1. Исходя из сказанного главнокомандующим ВВС СССР в воздушных боях в первый день немцы потеряли 200 самолётов, а СССР — 300. Соотношение потерь 1 : 1,5 указывает на вполне приемлемую эффективность нашей авиации в первый день войны с учётом фактора внезапности немецкого удара. Тем не менее большинство военных историков,

кроме ультралиберальных, ясно и однозначно понимают и подчёркивают, что эффективность действий нашей истребительной авиации до 1943 года оставалась недопустимо низкой. В силу ряда причин наша авиация действительно несла несравнимо большие потери, что подтверждают результаты работы, проведённой кубанскими поисковыми отрядами в районе станицы Крымской Краснодарского края.

Определить фактические причины таких потерь для того, чтобы не повторять их в будущем, для профессиональных военных лётчиков становится крайне важным.

а

Ш

Главной причиной больших потерь и сравнительно низкой эффективности истребительной авиации Военно-воздушного флота СССР в оборонительном периоде Великой Отечественной войны считается отставание от противника в техническом оснащении истребительных авиационных частей. В 1941 году основной немецкий истребитель Б!109 «мессершмитт» по сравнению с основным советским истребителем И-16 фактически являлся самолётом нового поколения, превосходил его по всем параметрам и боевым возможностям. Тактика его боевого применения и система боевого управления в корне отличались от советской, были отточены и апробированы, а командный и лётный состав имел двухлетний опыт ведения боевых действий.

Накануне войны базовые принципы боевого применения, боевые задачи и система боевого управления советской истребительной авиации также были разработаны исходя из боевых возможностей стоявших на вооружении самолётов. Боевой устав истребительной авиации (БУИА-40), вышедший в 1940 году, указывал, что «истребительная авиация является главным средством борьбы с воздушным противником и имеет своим основным назначением уничтожение его на земле и в воздухе»2. Главным принципом боевого применения истребительной авиации следовало считать действия в интересах боя и операций сухопутных войск в тесном взаимодействии с ними, при этом не исключая самостоятельных действий.

Основной задачей истребительной авиации считалось прикрытие войск и важных объектов тыла, фронта и территории страны, а основным способом боевых действий истребительной авиации — патрулирование в воздухе. К патрулированию рекомендовалось прибегать при слабо организованной службе воздушного наблюдения, оповещения и связи и при наличии достаточных сил истребителей. Для управления истребителями, выполнявшими задачи по прикрытию своих войск, командиру авиасоединения (части) рекомендовалось находиться на КП одного из стрелковых корпусов и иметь радиосвязь с самолётами, находившимися в воздухе, а также проводную и радиосвязь с глав-

ным аэродромом и КП соседних корпусов, на которых должны были быть его наблюдатели.

Такой порядок управления должен был обеспечить наблюдение и анализ воздушной обстановки и своевременное принятие решения. При вылете основных сил дивизии (части) или всего состава соединения (части) на выполнение боевой задачи командир соединения (части) должен был лично находиться в боевых порядках соединения (части) в воздухе и управлять подчинёнными с флагманского самолёта. В отличие от немцев в истребительной авиации СССР сложность выполнения указаний БУИА-40 на практике в 1940 году и до лета и осени 1943 года заключалась в отсутствии средств связи на самолётах, а также в том, что технические средства, стоявшие на вооружении системы воздушного наблюдения, оповещения и связи,устарели.

Организация системы боевого управления истребительной авиацией СССР в оборонительном периоде Великой Отечественной войны показана на схеме 1. Материальной основой боевого управления истребительной авиацией была система воздушного наблюдения, оповещения о воздушном противнике и связи (ВНОС).

Организация наземной службы воздушного наблюдения, оповещения и связи в Красной армии к началу Великой Отечественной оставалась такой же, как и в Первую мировую войну. Её основу со-

ставляли посты воздушного наблюдения, оповещения и связи, оборудованные звукоулавливателями, оптическими средствами наблюдения и наземными, в основном проводными, средствами связи с командными пунктами авиации и сухопутных войск.

Пост ВНОС разворачивался в районе патрулирования истребителей, с помощью звукоулавливателей или визуально с помощью оптических средств должен был обнаружить воздушного противника, определить его координаты и параметры, передать их на заинтересованные пункты управления и осуществить целеуказание истребителям в воздухе путём выкладки полотнищ на земле. Дальность звукопеленгации воздушного противника при этом составляла от 5 до 15 км. Радиосвязь с экипажами отсутствовала. Лётчик, первым обнаруживший противника или сигнал оповещения поста ВНОС, должен был визуальными знаками или действиями самолёта оповестить всех остальных лётчиков группы о воздушном противнике. Отсутствие радиосвязи между экипажами в свою очередь приводило к плотным боевым порядкам истребителей и не позволяло рассредоточить их в районе патрулирования как по дальности, так и по высотам. В целом существовавшая система боевого управления не соответствовала требованиям, нуждалась в переоснащении материальной базы,комплектовании обученными боевыми расчётами

Схема 1

Организация боевого управления истребительной авиацией при прикрытии сухопутных войск до 1943 г.

Схема 2

Организация боевого управления истребительной авиацией при прикрытии сухопутных войск с 1943 г.

и апробированной в боевых условиях методике управления.

Патрулирование в районе прикрытия предполагалось осуществлять эшелонированно в три яруса на высотах 600—2000—3500 м силами 1—2 эскадрилий. Однако из-за большого боевого напряжения и больших потерь патрулирование чаще всего велось в одном ярусе и недостаточным для выполнения задачи нарядом. Низкая оперативность системы оповещения (большое пассивное время оповещения) исключала своевременное наращивание сил истребителей в районе патрулирования.

Вылет на патрулирование осуществлялся по графику. Замена патрульного наряда была возможна только в районе патрулирования для обеспечивания непрерывности прикрытия войск в течение всего периода боевых действий. Вызов сил усиления предполагался только по наземным средствам связи и решением старшего начальника, находившегося на переднем крае, как правило, на одном из постов ВНОС. Всё это требовало большого перерасхода сил,приводило к изматыванию лётного состава, последовательному (по частям) вводу в бой истребителей и неоправданно высоким потерям.

Одной из главных причин подобного состояния дел и низкой эффективности нашей истребительной авиации до лета 1943 года оставалось существенное

отставание в оборудовании самолётов средствами радиосвязи, а систем боевого управления и оповещения о воздушном противнике — радиолокационными средствами. В отличие от немцев, англичан и американцев к началу войны на вооружении Красной армии такого оборудования не было, или были опытные образцы подобной техники.

Радиостанции истребителя (РСИ) к началу войны выпускались в трёх модификациях: РСИ-3, РСИ-4 и РСИ-6. РСИ-3 была принята на вооружение в 1939 году. Станция использовалась на самолётах МиГ-1 и МиГ-3. Её диапазон — пять фиксированных частот. С 1942 года РСИ-4 устанавливали на самолёты МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5, И-16, И-15, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9. Всего было выпущено не менее 120 тыс. станций всех видов. ТТХ передатчика РСИ-3М были следующими: диапазон частот — 3,7—5 МГц; выходная мощность — 3,5 Вт; дальность связи — 150 км; режимы работы — ТЛФ; масса — 12,3 кг. Станция РСИ-6 принята на вооружение в 1943 году. Она использовалась на самолётах Ла-7, Як-3 и Ил-10. Всего было выпущено не менее 11 тыс. станций. ТТХ: диапазон частот — 3,7—5 МГц; режимы работы — ТЛФ; масса — 9,3 кг; выходная мощность — до 8 Вт; дальность связи3 — до 120 км.

Фактически, как пишет в своей книге историк Андрей Смирнов, «вплоть до конца 1942 г. абсолютное большинство машин советской

истребительной авиации было в принципе не приспособлено к воздушным боям Второй мировой войны, ибо не располагало радиосвязью. В 1941 г. передатчиками был оборудован лишь каждый третий из тех МиГ-3, что были оснащены радиоприёмниками, и каждый десятый из имевших приёмники ЛаГГ-3; из радиофицированных Як-1 весной—летом 1942 г. передатчиками были оснащены лишь каждый десятый (т.е. сначала 1%, затем 2% и под конец 3,3% вновь выпускавшихся машин этого типа). В сентябре 1942 г. передатчиками стали оснащать 20% выходивших из заводских цехов Як-1 (а также 33% только что запущенных в серию Ла-5), а с октября — 50%; только на 50% снабжались передатчиками и Як-9 в начале 1943-го.

В 5-м гвардейском истребительном авиаполку 207-й истребительной авиадивизии 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта на самолётах Ла-5 радиопередатчики ещё в июле 1943 года стояли только на командирских машинах. И даже на новейших Ла-5ФН, полученных 5-м гвардейским авиаполком с завода в сентябре 1943-го, передатчики пришлось ставить уже в полку, силами технического состава. Только в конце 1943 года каждый вновь выпускавшийся истребитель стал получать и приёмник, и передатчик.

Впрочем, и при наличии радиостанций советские истребители далеко не всегда могли связаться друг с другом! Теми радиостанциями, что устанавливались в 1941—1942 гг., лётчики попросту "не могли пользоваться из-за больших помех радиоприёму, создаваемых системой зажигания мотора и другими самолётными источниками"»4. Эти помехи «вызывали страшный шум и треск в наушниках». Кроме того, советская радиоаппаратура «часто расстраивалась, не обладала достаточной стабильностью частот, не обеспечивала должной слышимости». Всё это порождало к радиосвязи недоверие, а некоторые лётчики вообще наотрез отказывались применять её в бою. «В 41-м году, — прямо заявляет летавший тогда на МиГ-3 в 10-м истребительном авиаполку В.И. Клименко, — никакой радиосвязи, можно сказать, не было. Один треск в наушниках стоял, никто радио не пользовался»5.

И

Ш

По отзывам других лётчиков, нормально радио стало работать только в середине 1943 года. Характерно, что, по наблюдениям немцев, чёткое взаимодействие в бою в советских ВВС впервые стали демонстрировать полки, летавшие на американских истребителях «Аэрокобра», которые имели «устойчивую, с незначительными помехами радиосвязь». «Мы в группе переговаривались между собой в воздухе, как по телефону...»6, — вспоминал третий по официальной результативности советский воздушный ас Г.А. Речкалов, воевавший на «Аэрокобрах» в 16-м гвардейском истребительном авиаполку 9-й гвардейской истребительной авиадивизии.

Андрей Петрович Калинин в своей книге «Истребители над "Голубой линией"» также указывает, как осваивался опыт использования радио в небе Кубани: «Военно-воздушные силы Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота, действовавшие на Кубани весной и летом 1943 года, в то время ещё значительно уступали вражеской авиации по количеству и качеству самолётов. В авиационных частях фронта, особенно в истребительной авиации,наряду с новейшими типами самолётов были устаревшие типы И-16 и И-153, больше половины самолётов истребительной авиации не имели радиосвязного оборудования, а из тех, что были оснащены радиосвязным оборудованием, большинство имели только приёмники»7.

Превосходство вражеской истребительной авиации и хорошо организованное боевое управление не только позволяли противнику осуществлять своевременное ма-

неврирование силами,добиваться количественного и качественного перевеса на главных направлениях в решающие моменты, но и обеспечивали немцам тактические преимущества в опережающем обнаружении наших самолётов и достижении внезапности атак. Советские истребители долгое время в воздушных боях вынуждены были придерживаться оборонительной тактики, что само по себе являлось одной из причин больших потерь.

С появлением же в наших частях новых самолётов, превосходивших по лётно-тактическим данным самолёты противника, перед лётным составом встали другие задачи, и в первую очередь — овладение воздушным боем в составе пары, умение вести воздушный бой с применением вертикального манёвра одиночно, в паре и группе, сочетать огонь и манёвр, научиться применять радио в бою. Но, чтобы прийти к этим выводам, командирам и авиационным штабам потребовалось провести большую работу. Новое в тактике внедрялось с трудностями. Несмотря на положительный опыт, некоторые лётчики недооценивали роль радиосвязи в бою, не выполняли команды офицера наведения и нередко, ссылаясь на то, что «радио только мешает в бою»8, выключали его. В связи с этим директива командующего ВВС Красной армии от 7 июля 1943 года требовала «в истребительных авиационных частях радио считать таким же оружием, как пушка или крупнокалиберный пулемёт»9. Ещё хуже обстояло дело с оснащением системы боевого управления авиацией и обучением личного состава истребительной авиации методике боевого применения радиолокационных станций.

Зарождение и развитие радиолокации относится к более позднему по сравнению с радиосвязью предвоенному периоду. И тем не менее Англия, Германия, США и СССР к началу Второй мировой войны имели на вооружении РЛС различного назначения, обеспечивавшие в первую очередь противовоздушную оборону.

В системе ПВО Германии использовались РЛС дальнего обнаружения воздушных целей «Фрея» (дальность действия до 200 км) и «Большой Вюрцбург» (дальность действия до 80 км). Несколько позже были введены в строй мощные стационарные РЛС типа «Вассерман» (дальность действия до 300 км). Наличие этих средств позволило Германии к концу 1941 года создать довольно стройную систему оповещения и боевого управления истребительной авиацией. За годы Второй мировой войны в Третьем рейхе было произведено около 20 тыс. РЛС различного назначения. В ходе воздушной войны с Германией Англия построила радиолокационное поле южного и восточного побережий.Так возникла линия радиолокационных постов «Чейн Хоум» вдоль побережья Ла-Манша и восточного побережья Англии, состоявшая из 20 РЛС. Благодаря созданной системе, работавшей в тесном взаимодействии с другими видами разведки, англичане получили возможность маневрировать силами и средствами ПВО, сосредоточивая основные усилия в нужный момент на решающем направлении, своевременно поднимая в воздух истребительную авиацию и приводя в готовность средства зенитной артиллерии. При этом отпала необходимость беспрерывного воздушного па-

Таблица 1

Количество РЛС, поступивших на вооружение действующей армии в 1940—1945 гг.

Тип РЛС 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего

РУС-2 (двухантенная) 2 10 — — — — 12

РУС-2(одноантенная) — 15 14 39 43 21 132

РУС-2с(стационарная) — 12 39 29 110 273 463

Итого 2 37 53 68 153 294 607

Составлена по: Лобанов М.М. Начало советской радиолокации. М.: Советское радио, 1975. С. 394.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 - 2021 31

трулирования, вследствие чего истребители использовались с большей эффективностью. Потери немецкой авиации резко возросли. Так, лишь 15 сентября 1940 года немцы лишились 185 самолётов из 500, участвовавших в налёте. За годы Второй мировой войны в Англии было произведено более 22 тыс. РЛС различного назначения.

В советских войсках наблюдения, оповещения и связи радиолокационные средства обнаружения воздушных целей (РЛС РУС-1 «Ревень») появились в сентябре 1939 года и впервые были использованы во время Советско-финляндской войны. К началу Великой Отечественной войны было изготовлено всего 45 комплектов РЛС10 РУС-1, которые впоследствии действовали в системе ПВО Закавказья и Дальнего Востока. Основными недостатками РУС-1 считались наличие в его составе отдельных друг от друга передатчика и приёмника, сложности в синхронизации их работы и в техническом обслуживании. РЛС дальнего обнаружения РУС-2 («Редут») была принята на вооружение в июле 1940 года. К началу Великой Отечественной войны в войска поступила только опытная партия в расчёте на то, что производство одноантенного варианта этой станции под названием РУС-2с («Пегматит») после прохождения полигонных испытаний будет запущено в серию. К началу Великой Отечественной войны всего в СССР было собрано 37 РЛС11, которые использовались в войсках ВНОС в Московской и Ленинградской зонах ПВО. На вооружение фронтовой истребительной авиации они начали поступать только к осени 1942 года.

Во время войны РЛС находились на вооружении отдельных радиовзводов ВНОС. Такой взвод являлся отдельной войсковой частью, состоял из радиолокатора с боевым расчётом и оперативно подчинялся штабу ВВС фронта (ВА), а с лета 1943 года они появились на вооружении корпусов и дивизий истребительной авиации.

Таким образом, за годы войны в СССР было произведено всего 607 РЛС обнаружения и наведения, а по ленд-лизу получено ещё 580. Наибольшее количество РЛС за годы Второй мировой войны было произведено в США — более 96 тыс.12

Опыт противовоздушной защиты Москвы был первым, в котором радиолокационная техника полностью проявила свои боевые качества. Дальнее обнаружение самолётов противника, наведение на них истребителей ПВО, управление огнём зенитной артиллерии — вот важнейшие задачи, успешно решавшиеся с помощью РЛС.

Особую значимость радиолокация имела для обороны Ленинграда в тяжёлых условиях блокады. В начале блокады авиация противника обладала тактическим преимуществом, что позволяло ей наносить внезапные бомбовые удары по городу. В борьбе с бомбардировщиками Ленинградская ПВО не имела бы времени на подготовку к отражению налётов, если бы в первые же месяцы войны не была оснащена радиолокационными станциями дальнего обнаружения.

Только в течение ноября 1941 года станции РУС-2 и РУС-2с Ленинградской зоны ПВО обнаружили свыше 1800 целей с общим количеством около 3300 самолётов, т.е. в среднем за сутки 60 целей (110 самолётов)13. С начала войны по 1 декабря 1942 года здесь было уничтожено всего 2020 вражеских самолётов, в т.ч. истребительной авиацией 97214. На основе опыта боевых действий частей ПВО Ленинграда с начала войны и до снятия блокады были сделаны следующие общие выводы:

1. РУС-2 и РУС-2с были наиболее надёжными и достоверными средствами обнаружения самолётов в воздухе при любых атмосферных условиях дня и ночи. Благодаря им противнику не удавались внезапные налёты на город, несмотря на непосредственную близость фронта на южных подступах к городу.

2. Среди некоторой части командного состава частей ПВО Ленинграда в первый период боевой эксплуатации РЛС обнаружения существовало недоверие к новой технике. Однако в тяжёлых условиях блокады достоверность сведений о воздушном противнике, поступавших от РЛС, и повышение эффективности действий истребительной авиации при взаимодействии с постами ВНОС развеяли это недоверие.

3. Применение РУС-2 и РУС-2с и управление своими самолётами

по радио значительно повысили эффективность наведения истребителей на самолёты противника. На КП командиров истребительных авиационных полков устанавливались два радиоприёмника: один принимал донесения о самолётах противника с постов ВНОС, а второй — от станций РУС-2. Такое дублирование данных оповещения позволяло командирам авиаполков быть всегда в курсе воздушной обстановки. 31 марта 1942 года командир одного из истребительных авиаполков, ночью получив донесение от станции РУС-2 об обнаруженной цели, поднял в воздух два истребителя МиГ-3 и нацелил их на перехват фашистского разведчика. Лётчики-истребители, обнаружив вражеский самолёт по огню выхлопных патрубков и открыв огонь, сбили его в районе станции Валя. Наведение истребителей на цель осуществлялось по данным станции обнаружения волховской артиллерийской группы.

В донесениях командования Ладожского района ПВО отмечались особенно хорошие результаты по радионаведению с помощью РУС-2, которых добился в феврале—марте 1942 года 154-й истребительный авиационный полк. Представитель этого авиаполка находился непосредственно на РУС-2 и оттуда через радиостанцию наведения подавал команды лётчикам-истребителям,находившимся в воздухе, одновременно наблюдая на экране индикатора РЛС положение наших истребителей и их сближение с самолётами противника. При такой организации наведения только за один месяц состоялось 23 перехвата и было сбито 11 самолётов противника15.

К осени 1942 года интенсивность боевых действий в районе Ленинграда уменьшилась, но критическая обстановка сложилась в Сталинграде. Маршал авиации С.И. Руденко в своих воспоминаниях о Сталинградской битве писал, что важную роль в борьбе с авиацией противника сыграла развёрнутая сеть пунктов управления и наведения истребителей с земли. Радиостанции наведения располагались вдоль всей линии фронта. Они вызывали истребителей с аэродромов, информировали лётчиков о воздушной обстановке, наводили их на самолёты противника и перенацеливали на более

И

Ш

важные объекты. Результат этой целенаправленной деятельности не замедлил сказаться. Если за первые 30 дней битвы под Сталинградом было уничтожено 567 вражеских самолётов, то за последующие 27 дней враг потерял 655 машин16.

Радиосвязь и радиолокационные средства способствовали революционному изменению способов боевых действий истребительной авиации при прикрытии сухопутных войск, их боевых порядков и тактики действий в целом. Постоянное патрулирование больших групп истребителей над прикрываемыми войсками или объектами становилось, как правило, ненужным. Начиная с лета и осени 1943 года новая система боевого управления истребительной авиацией предполагала применение совершенно новых средств: радиосвязи и радиолокационных средств разведки воздушного пространства,которые позволяли надёжно обнаруживать, распознавать и определять параметры (дальность, азимут, высоту, курс и скорость) полёта воздушного противника.

Командование и авиационные штабы получили возможность для своевременной оценки воздушной обстановки, принятия решений и непосредственного боевого управления имевшимися силами при прикрытии войск и объектов фронта. Начали появляться элементы планирования и моделирования воздушного боя. Появились новые способы ведения боевых действий истребителей:

одновременный или последовательный ввод в бой из положения дежурства в воздухе и на аэродромах из готовности № 1, 2 и 3. Стало возможным свободно маневрировать истребителями путём увеличения параметров боевых порядков (вплоть за пределы визуальной видимости), экономить силы и средства, уменьшить боевое напряжение и предоставить личному составу, в первую очередь лётчикам, время на подготовку к очередному боевому вылету и для отдыха17.

В своей документальной повести «Познай себя в бою» трижды Герой Советского Союза А.И. По-крышкин пишет о том, как в 1943 году зарождались структура новой системы боевого управления и новая тактика истребительного авиационного полка18.

Во время подготовки к освобождению Крыма от немецко-фашистских захватчиков туда прибыл командующий 8-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации Т.Т. Хрюкин. Командующий поставил задачу полку: «...прикрытие плацдарма на Сиваше и переправы армии Крейзера, сосредоточиваемой для освобождения Крыма»19. Условия там были очень сложные. Многие стрелковые части переправлялись вброд, а вода была холодная. Надо было не допустить бомбёжку наших войск.

Для прикрытия переправы и отражения налётов был использован одновременный ввод в бой сил всего полка, не расходуя их на барражирование мелкими группами с рассвета и до темноты. До

обнаружения противника эскадрильи держали в положении на дежурстве, в готовности к немедленному вылету по тревоге. Этот метод был возможен только при наличии локатора и радиостанции, после одобрения таких действий штабом дивизии. Об этом А.И. По-крышкин доложил командующему 8-й воздушной армией20: «Через два дня у КП полка радисты развернули локатор РУС-2. Планшет обстановки был вынесен на КП полка. Эскадрилья Фёдорова перелетела на полевой аэродром. Это была засада у самого берега Сиваша. Её задачей было дежурить звеньями для вылета "по зрячему" или по команде с КП полка. Две эскадрильи, по восемь самолётов каждая, выполняли попеременно дежурство в первой и второй готовности на аэродроме Аскании-Нова.

Руководящий состав полка изучил локатор и его возможности по обнаружению воздушного противника. Нам было важно знать, что может дать локатор, уметь грамотно ставить задачи его расчёту.

В первый же день прикрытия переправы новым методом локатор выдал засечки сбора группы вражеских бомбардировщиков над Джанкоем. В эти же секунды над КП взвилась красная ракета — вылет по тревоге дежурной восьмёрки. Тут же другая эскадрилья заняла её положение в первой готовности.

В ходе этого боя, атакуя последовательно три девятки Ю-87 и сопровождавших "Мессершмиттов", лётчики полка сбили семь бом-

Таблица 2

ТТХ основных типов РЛС времен Второй мировои воины

Характеристики РУС-2с MRV, Англия SCR 270, США «Фрейя F-L», Германия «Вассерман», Германия «Ягдшлосс-А», Германия

Дальность обнаружения, км 150 100 200 200 300 100

Время развёртывания,ч 8 60 40 48 — —

Длина волны,м 4 7 2,7 2,4 1,9—4 1,2—2,9

Мощность импульса, кВт 70—120 200 100— 300 25 80—150 150

Точность по 1,5 7 1 1

дальности, км

Точность по азимуту, градусы 3 — 4 0,5 0,25 —

Составлена по: Лобанов М.М. Начало Советской радиолокации. М.: Советское радио, 1975. С. 306.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 - 2021 33

бардировщиков и одного Ме-109, заставили противника сбросить бомбы над территорией своих войск. Потерь мы не имели. Все вернулись на аэродром в радостном возбуждении»21.

О значении надёжно организованной системы боевого управления истребительной авиации при прикрытии войск и объектов тыла фронта в ходе фронтовой наступательной операции в районе ст. Крымская весной 1943 года в своих воспоминаниях «Четвёртая воздушная» говорит командовавший в тот период 4-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации (с 17 марта 1943 г.) К.А. Вершинин: «Готовясь к наступлению, мы провели большую работу по организации чёткого управления всей авиацией Северо-Кавказского фронта, создали вспомогательный пункт управления воздушной армии (ВПУ). Развернули его в районе станицы Абинской, где находился КП фронта. Для более тесного взаимодействия наметили послать своих представителей в стрелковые дивизии.

Неподалёку от ВПУ мы расположили пункт управления истребительной авиацией,которым руководил генерал А.В. Борман. Там находилась главная радиостанция наведения истребительной авиации. В этом же районе были развёрнуты и четыре вспомогательные.

Для командиров авиационных полков и дивизий были организованы выезды на главную станцию наведения. Наблюдая за воздушными боями, они быстро подмечали всё положительное и отрицательное в действиях подчинённых.

Одновременно шла подготовка лётчиков. Мы провели дивизионные лётно-тактические конференции, на которых было изучено всё передовое и поучительное из накопленного в предшествующих операциях...

Что же определило успех боевых действий нашей авиации, что помогло ей завоевать, а затем и прочно удерживать господство в воздухе?

Прежде всего, хорошо организованное управление, эффективное использование для этой цели радио. Появление у нас новых скоростных машин вызвало необходимость перейти к глубоко эшелонированным боевым порядкам, увеличить дистанции и интервалы

между самолётами и парами. В таких условиях уже нельзя было управлять боем эволюциями истребителя, требовалось широко использовать радиосвязь.

Немаловажную роль, как я уже говорил, сыграли наземные радиостанции наведения. Главная из них располагалась в трёх километрах отлинии фронта, а в пяти километрах от неё базировался полк истребителей, который являлся резервом командира 216-й авиадивизии и использовался в основном для наращивания сил в бою.

Одна из эскадрилий резервного полка постоянно находилась в готовности номер один, остальные

— в готовности номер два. Первая в случае необходимости появлялась над полем через восемь—девять минут, успев набрать высоту 3000—4000 метров, остальные

— через 15—20.

Ежедневно командиры авиасоединений выделяли по 15—20 истребителей лично в моё распоряжение. Этот резерв я использовал для наращивания сил в наиболее критические моменты воздушного боя. Мог вызывать его и генерал А.В. Борман, который управлял истребителями, прикрывавшими наземные войска. В конце каждого дня он представлял мне письменный доклад о выявленных недостатках и положительных сторонах в действии нашей истребительной авиации. После тщательного анализа фактов делалось заключение, на основе которого отдел боевой подготовки составлял специальный бюллетень и рассылал в полки. Опыт, таким образом, становился достоянием всех лётчиков.

Таким образом, чётко организованное управление авиацией, активное и умелое использование радио, хорошо налаженное взаимодействие с наземными войсками сыграли первостепенную роль в успешном исходе воздушных боёв на Кубани»22.

К осени 1943 года советская истребительная авиация по своим боевым возможностям сравнялась с немецкой: стали более эффективными её тактика действий и система боевого управления; лётный состав приобрёл боевой опыт; была оптимизирована организационно-штатная структура. В конечном итоге эти изменения позволили переломить ситуацию, завоевать господство в воздухе и

создать благоприятные условия для сухопутных войск.

Опыт локальных войн и военных конфликтов послевоенного периода — в Корее, Вьетнаме, арабо-израильских войн,войн в Ираке, Югославии, Ливии и в Сирии подтверждает, что одним из обязательных условий успеха в современных сражениях остаётся хорошо организованная и устойчивая система боевого управления войсками и силами. Также обязательным условием успеха в современных войнах (пятого поколения) считается вывод из строя и подавление системы боевого управления войсками противника, особенно его авиации и ПВО.

Опыт боевого управления истребительной авиацией остаётся актуальным и на современном этапе развития военного искусства, и его изучение — необходимая составляющая образовательного процесса в вузах ВВС РФ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Вершинин К.А. Четвёртая воздушная. М.: Военное издательство, 1975. С. 121, 122.

2 Боевой устав истребительной авиации Красной армии (БУИА-40). М.: Народный комиссариат обороны Союза ССР, 1940. С. 5.

3 Военная радиосвязь. Радиостанции РСИ. Интернет-ресурс: https://military. trcvr.ru (дата обращения: 6 марта 2019 г.).

4 Смирнов А.А. «Соколы», умытые кровью: почему советские ВВС воевали хуже Люфтваффе? С. 35 // ЛитМир — электронная библиотека. Интернет-ресурс: https:// www.litmir.me.

5 Там же.

6 Там же.

7 Калинин А.П. Истребители над «Голубой линией». М.: Воениздат, 1963. С. 36.

8 Там же. С. 10.

9 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 362. Оп. 6169. Д. 57. Л. 241—247.

10 Военное обозрение. История: из истории радиолокации и радиоэлектронной войны // Интернет-ресурс: https://topwar. ru (дата обращения: 6 марта 2019 г.).

11 Там же.

12 ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 277. Л. 33.

13 Лобанов М.М. Начало советской радиолокации. М.: Советское радио, 1975. С. 312.

14 Там же.

15 Там же. С. 312—315.

16 ЦАМО РФ. Ф. 336. Оп. 5953. Д. 2. Л. 304—307.

17 Зимин Г.В. Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия. М.: Воениздат, 1982. С. 7.

18 Покрышкин А.И. Познай себя в бою. М.: Издательство ДОСАФ СССР, 1986. С. 188.

19 Там же.

20 Там же. С. 189.

21 Там же.

22 Вершинин К.А. Указ. соч. С. 124. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.