Научная статья на тему 'В. И. Вернадский о Российском государстве'

В. И. Вернадский о Российском государстве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
946
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. И. Вернадский о Российском государстве»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2007. № 2

И.А. Козиков

В.И. ВЕРНАДСКИЙ О РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Я уверен как-то всеми силами души в выносливости и в будущем России.

В. Вернадский

Размышления В.И. Вернадского о Российском государстве относятся прежде всего к переломным, критическим периодам истории России — к периодам крушения монархического строя, Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций 1917 г., становления и укрепления советской власти, Великой Отечественной войны. И сегодня, когда Россия переживает крайне непростой период общественно-политического и социально-экономического реформирования, идеи Вернадского о Российском государстве и его судьбах не только не потеряли своего значения, но и приобрели актуальность,

Вернадский был государственником, придавал большое значение роли государства в организации общественной жизни, хотя и видел его теневые стороны: "Какая бы власть в России ни была — монархическая или республиканская, — безразлично, неизбежно то давление на внутреннюю жизнь общества, какое производилось или производится, напр[имер], монархической самодержавной властью старой России или же диктатурой коммунистов при республиканской организации власти"1. Вместе с тем он не поддерживал взгляды анархистов об отрицании государства как такового. Так, в годы Гражданской войны он видел те отрицательные последствия для страны и народа, которые были связаны с ослаблением и разрушением роли центральной власти в лице государства. В это время он стал решительнее выступать за государственно организованную власть в России, которая позволяла остановить дальнейший развал, сохранить и укрепить ее единство как целостного государства, начал критически относиться к отрицанию роли государственной власти, Так, в статье "Русская интеллигенция и новая Россия" он писал: "Никогда в истории не было примера, чтобы мозг страны — интеллигенция не понимала» подобно русской, всего блага, всей огромной важности государственности. Не ценя государственности, интеллигенция, несмотря на длительную борьбу за политическую свободу, не знала и не ценила чувства свободы личности; живя в огромном государстве, со столь же огромными естественными богатствами, интеллигенция совершенно не была свя-

1 Вернадский В.И. Публицистические статьи. М., 1995. С. 290.

зана с производительными силами страны, ничего не делая для развития тех сил"2.

Вернадский, как и Д.И. Менделеев, особое значение придавал преимуществам России как большого государства. Так, в статье "Одна из задач дня", опубликованной в Киеве 8 сентября 1919 г., он отмечал: "Одним из величайших, нами недостаточно оцениваемых благ, даваемых государством, является принадлежность наша к единому целому, к большому государству. Большое государство есть всегда явление в истории человечества прогрессивное — а свободное большое государство дает такие возможности роста и влияния человеческой личности и такие удобства жизни, какие недоступны мелким формам государственности. По мере роста мировой культуры значение граждан великих государств будет все увеличиваться, и их духовная жизнь достигнет максимально возможного размаха и широты проявления... Свободная новая Россия должна в мировой жизни стать наряду с этими созданиями человеческой истории"3. Вернадский упрекал российское общество за то, что оно не ценит огромных преимуществ большого государства для решения жизненно важных проблем. "Мы, — писал он, — недостаточно оцениваем значение огромной непрерывной нашей территории... Но и у нас придет время, когда мы, подобно Штатам, будем им пользоваться для трудноисчислимых удобств жизни. Это время придет тогда, когда наша политика будет определяться волей всех нас, т.е. волей народа... Тоновое, что дает в быту живущих в нем людей большое по размерам государство, приближается по своему укладу к тому будущему, к которому мы все стремимся, — к мировому сожительству народов. Огромная сплошная территория, добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться как общечеловеческое достижение, делающее более доступным, более исполненным единой мировой организацией человечество"4.

Вернадский решительно выступал за сохранение целостности Российского государства, его укрепление, осуждал всякий сепаратизм. Например, еще в 1913 г. в письме к А.Е. Ферсману он писал: "Я не могу здесь забыть и о той ошибке (или преступлении?!), которую сделали правительства Николая I и Александра И, отдав Русскую Америку, добытую народным старанием"5. Он отмечал, что "благодаря разноплеменности нашей страны и разнообразию ее физико-географических условий в ней сильны и могущественны центробежные силы, грозящие единому, связанному бытию этой сплошной территории... Задача сохранения единства Российского государства — умень-

2 Там же. С. 293.

3 Там же. С. 250.

4 Вернадский В.И. Очерки и речи. Вып. 1—2. Пг., 1922. С. 155—156.

5 Он же. Публицистические статьи. С. 259.

шение центробежных сил в его государственной организации — является одной из наиболее важных задач государственной политики"6. Обращаясь к властям и рядовым россиянам, он призывал к сохранению единства России как великого государства. "Больше всего, — писал он, — я боюсь развала русского государства, вновь связать разорвавшееся на части обычно никогда не удается"7. Будучи озабоченным проблемами единства России, Вернадский наметил ряд факторов, обеспечивающих сохранение этого единства. В их числе: воля народа к единству и государственности; религиозная вера; единство духовной культуры; братство качественное и количественное русской литературы, имеющей практическое применение в жизни, недостаточная распространенность других мировых языков; государственная рутина; налаженные торговые связи; значение и выгода большой государственной территории, обычно не оцениваемые, для отдельных частей России; личная связь между деятелями в различных местах и областях России, пусть и принадлежащих к разным национальностям, основанная на долгой традиции.

Важными мерами укрепления России ученый считал упрочнение единства самого российского общества, которое обеспечивается демократической формой организации государства, правильной национальной политикой и развитием образования в стране с необходимостью "возможно быстрого покрытия государственной сетью высших школ и научных учреждений". О слабом развитии образования в стране он писал: "Я думаю, что в значительной мере все переживаемое находится в тесной связи с той легкомысленной небрежностью, с какой русское общество поколениями относилось к народному образованию"8. Вернадский настаивал на том, чтобы проблемы народного образования были приоритетными в развитии страны, в обеспечении ее безопасности и прогресса. При этом он подчеркивал особую важность активного изучения азиатской части российского государства, развития там сети государственных учебных и научных заведений.

Вернадский неоднократно подчеркивал, что укрепление единства российского общества связано с установлением равноправия всех граждан России. "Для нас Сибирь, Кавказ, Туркестан — не бесправные колонии. На таком представлении не может быть построена база русского государства. Она может быть основана лишь на равноправии всех русских граждан. Мы должны чувствовать себя не только европейцами, но и азиатами, и одной из важнейших задач русской государственности должно явиться сознательное участие в том возрождении Азии — колыбели многих глубочайших и важнейших созданий

6 Цит. по: Русские ведомости. 1917. № 140.

7 Цит. по: Леонова Л С. "Я не могу уйти в одну науку". Общественно-политические взгляды В.И. Вернадского. СПб., 2000. С. 313.

8 Вернадский В.И. Очерки и речи. С. 521.

человеческого духа — которое сейчас нам приходится переживать... Для нас, в отличие от западных европейцев, возрождение Азии, т.е. возобновление ее интенсивного участия в мировой жизни человечества, не есть чуждый, сторонний процесс — это есть наше возрождение. И, несомненно, в этом всемирно-историческом процессе европеизация московской Руси в XVIII веке сыграла крупную роль"9.

Вернадский отмечал, что укрепление единства российского общества, а следовательно, и государства связано также с новой организацией государственного устройства, обеспечивающего равенство всех народов России, способствующего полноценному общению всех территорий страны. Формой этого устройства он считал именно федерализм с широкой областной автономией.

Одной из важнейших проблем государственности является, по Вернадскому, проблема государственного строя. Ее он рассматривал с позиций сформировавшихся у него либерально-демократических взглядов. Так, еще в юности в дневнике он писал: "Единственная форма общественности при свободе личности — демократия. Это высшая форма с точки зрения развития сознания". Демократию он считал высшей формой государственного строя, обращая при этом внимание на ее содержание: "Демократия, монархия — все это сейчас получило другой смысл. Кто верит этим формам жизни как формам? Важно содержание: свобода слова, мысли, веры. Обеспечение личности, собственность как необходимое условие защиты личности. Работа над будущим человечества: организация знаний"10. В своем учении о ноосфере демократизацию государственной жизни Вернадский обосновывал как одну из важнейших черт становления ноосферы для всего человечества.

Следует отметить, что в установившейся диктатуре пролетариата Вернадский выделял особую роль чиновничества, которое, как он отмечал, стремилось не к "равенству, а к господству". В то же время он высоко ценил роль ученых в преобразованиях в России. Так, в годы строительства в нашей стране социалистического общества он писал, что "социальный опыт нашего масштаба может быть удачен, если к его проведению будут привлечены не только люди огромной воли, но и люди науки, люди ума, знания таланта"11.

Свои демократические представления Вернадский распространял и на межнациональные отношения, ставя вопрос о необходимости демократического разрешения национального вопроса и выступая за то, чтобы Россия как многонациональное государство предоставляла равные права для всех населяющих ее национальностей, за культурное

9 Он же, О науке. Т. II. Научная деятельность. Научное образование. СПб., 2002. С. 64.

10 Он же. Открытия и судьбы. М., 1993. С. 145.

11 Он же. Начало и вечность жизни. М., 1989. С. 580—581.

самоопределение входящих в состав российского государства народностей. Россия, отмечал он, показывает пример другим государствам в решении национального вопроса: "Изменения в положении национального вопроса в России в духе свободы и равноправности начинают все серьезнее нарушать установившееся равновесие и могут отразиться самым глубоким образом на конституциях исторически национальных государств Запада, основанных на насилии и на порабощении отдельных народов или вероисповеданий"12.

Как уже говорилось, одной из сторон демократического устройства Российского государства Вернадский считал федеративное устройство, обеспечивающее и единство страны, и демократическое решение национального вопроса: "Теперь моя мысль крепнет, по крайней мере мне так кажется — в некоторых политических вопросах — все глубже меня интересует вопрос о федерализме как основе правильного демократического строя и о прогрессивном подоходном налоге, по-след-ний, по моему убеждению, может и должен принять иную окраску в руках федеральной демократии"13. В период Октябрьской революции и позднее, в годы гражданской войны, он снова настойчиво проводил мысль о том, что Россия должна быть федеративным государством. Теперь, писал он, очевидна "неосуществимость старого централизма — того централизма, который характеризует старую Россию и до известной степени теперешнюю советскую. Россия может быть только федералистской или состоящей из широко автономных провинций. Для организации образования это имеет огромное значение"14.

Важнейшей стороной демократического устройства государства Вернадский считал усиление роли народа в определении государственной политики. Он видел в народных массах огромную силу. В критические моменты жизни страны он обращался не только к властям, но и к народу, гражданам России с призывом сделать все, чтобы сохранить страну, обеспечить ее развитие. "Выход может быть один только тогда, — писал он, — когда в творческой государственной работе станут участвовать все живые силы страны, когда каждый русский человек сознает в себе гражданский долг, который лежит на нем в этот ответственный момент"15.

Вернадский, хотя и с оговоркой, отмечал евразийский характер российского государства. Он писал, что Россия имеет особенности своего мирового положения. «Россия по своей истории, по своему этническому составу и по своей природе — страна не только европейская, но и азиатская. Мы являемся как бы представителями двух континентов, корни действующих в нашей стране духовных сил ухо-

12 Он же. Публицистические статьи. С. 101.

13 Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., 1981. С. 135—136.

14 Вернадский В.И. Открытия и судьбы. С. 252.

15 Он же. Очерки и речи. С. 83.

дят не только в глубь европейского, но и в глубь азиатского былого; силы природы, которыми мы пользуемся, более связаны с Азией, чем с Европой, и мне кажется, что название "Восточная Европа", которое почти совпадает с понятием "Европейская Россия", далеко не охватывает всего того различия, какое представляет сейчас наше государство в общем сонме европейских стран»16.

Следует также отметить размышления Вернадского о путях и способах защиты Российского государства от внешних посягательств. Он глубоко осознавал внешние опасности для Российского государства, переживал их не один раз. "Я, — писал он в 1920 г., — не могу себе представить и примириться с падением России, с превращением русской культуры в турецкую или мексиканскую. Мне кажется, это невозможно, так как я вижу огромные возможности и тот рост, какой шел в XX столетии"17. Вернадский призывал к тому, чтобы во внешней государственной политике учитывать враждебное отношение к России со стороны других государств: "Роль других держав в русской политике — всегда роль крупных или мелких хищников"18. Вернадский постоянно призывал укреплять безопасность и обороноспособность страны, усиливать ее потенциал. "Слабая, разбитая страна должна будет расплачиваться всем достоянием, в том числе главным — землею". Использование земли связано с мировым положением. "Чернозем захвачен русским племенем почти целиком, но его продукты важны для всех"19. В годы Первой мировой и Гражданской войн он решительно выступал против интервенции. Позднее, во время Великой Отечественной войны, с самого ее начала он отмечал правильность курса страны на укрепление обороноспособности. Так, 30 июля 1941 г. он записал в дневнике, что "если правительство не сделает грубой ошибки — гибель гитлеризма в ближайшее время неизбежна... Основная линия верна. Создание сознательной мощной военной силы, независимой из вне в своем вооружении — примат в данном моменте этого создания в государственной жизни — правильная линия, взятая Сталиным". А спустя несколько дней он снова, обращаясь к этой проблеме, отмечал, что "борьба с Гитлером кончится победой — исторически Ленин и Сталин стояли на правильном пути"20.

Во внешней политике Российского государства Вернадский считал необходимым осуществлять более широкий подход к защите и реализации своих национальных интересов. "Новая Россия благодаря своей обширности и этническому составу имеет круг интересов, выходящих далеко за пределы национальной государственности, даже если

16 Он же. Публицистические статьи. С. 63.

17 Он же. Очерки и речи. С. 190.

18 Он же. Открытия и судьбы. С. 209.

19 Там же. С. 205.

20 Там же. С. 241.

расширить национальность до понятия широкой племенной группы славянства. Наша внешняя политика должна быть построена на более широком базисе общечеловеческих интересов, и в этом заключается залог чрезвычайного будущего государственного могущества России"21. При этом ученый считал важным иметь союзников. Он всегда подчеркивал, что такими союзниками являются славянские народы, интересовался их историей, считал их близкими россиянам, проявлял большую заботу об их связях с Россией. Кроме того, Вернадский весьма положительно относился к западным демократическим государствам, хотя и осуждал их интервенцию в Россию во время Первой мировой и Гражданской войн. Он отмечал, что во внешней политике Россия должна союзничать с государствами Западной Европы, политика которых построена на демократических принципах.

Одним из важных аспектов отношения Вернадского к государству являются его патриотические позиции, которым он никогда не изменял: "Исторический рок ставит особые обязанности. Он требует полного напряжения всех граждан, заставляет биться общественными интересами сердца всех, направляет и возбуждает к разрешению и к выяснению вопросов общего блага, к работе над задачами государственного строительства... Широкой волной охватило всю страну сознание государственной ответственности каждого гражданина — это высшее проявление патриотического долга"22.

Отмеченные выше особенности и тенденции в развитии российского государства Вернадский в своем учении распространял на другие государства мира, считал проявление намеченных тенденций важнейшими чертами становления ноосферы. Он полагал, что Россия естественным путем впишется в этот всемирно-исторический процесс становления ноосферы, станет действительно демократическим, гуманистическим государством, имея огромный исторический опыт организации государственной жизни в многонациональном обществе, даст образцы для подражания другим народам.

21 Вернадский В.И. Публицистические статьи. С. 107—108.

22 Там же. С. 148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.