ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013. № 3
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО
И.А. Козиков
В.И. ВЕРНАДСКИЙ - СОЗДАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ
Статья посвящена социально-политическим аспектам учения В.И. Вернадского о ноосфере.
Ключевые слова: научное мировоззрение, ноосфера, учение о ноосфере, социальные аспекты ноосферы.
Анализ процесса формирования представлений В.И. Вернадского о ноосфере в её социальном аспекте позволяет сделать вывод о том, что побудительным моментом к рассмотрению этого аспекта была неудовлетворенность существующими общественными формами бытия человечества. Принимая идеалы социализма, он разочаровался в конкретной их реализации. Проводимые в стране в 1937-1938 годах повальные репрессии, в том числе и научных кадров, его отталкивали от существующего социализма, о чем он заявлял В.М. Молотову. Именно в это время он и стал активно заниматься ноосферой и поисками новых форм социальной организации человечества, разработкой его ноосферной формы как альтернативной капитализму и реальному социализму.
Раскрывая роль науки как решающего фактора становления ноосферы в этом процессе, Вернадский рассматривал эту роль и как фактор влияния на социальные изменения. «В многотысячелетней исторической трагедии, — писал В.И. Вернадский, — для масс населения полной крови, страданий, преступлений, нищеты, тяжёлых условий жизни, которые мы называем всемирной историей, многократно возникал вопрос о лучшем устройстве жизни и о способах, которыми можно этого достигнуть. Человек не мирился с условиями своей жизни.
В истории человечества мы видим многочисленные (а сколько их исчезло бесследно!) искания — философские, религиозные, художественные и научные. Тысячелетия во всех уголках, где существует человеческое общество, они создавались и создаются»1.
1 Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2 кн. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. С. 27.
Анализируя развитие социальной научной мысли, её искания, Вернадский был неудовлетворен исследованиями проблем исторического прогресса человечества, его социальной эволюции, проблем ноосферизации, переживаемого «исторического момента — превращения биосферы в ноосферу». Его не устраивали утопические проекты и идеалы тем, что они были поверхностны, хотя он отмечал, что утопический социализм и коммунизм придавали большое значение науке в развитии общества. Признавая идеалы научного социализма, он отвергал революционные пути достижения этих идеалов, разрушительную суть революций, классовый подход к путям развития общества и практику социализма в их реализации. Например, в работе «Автотрофность человечества» (1940) Вернадский подвергал критике социалистическую мысль за недооценку науки в развитии общества: «Проблема, которая стоит в данный момент перед человечеством, перерастает социальную идеологию, выработанную социалистами и коммунистами всех школ, которые все упустили оживляющее значение науки, её социальное значение2. В дневнике 16 июня 1941 года он пишет: «В конце концов, великие идеи, "выросшие" в науке, искажаются. Надо пересмотреть с этой точки зрения Маркса; он ясно видел, что мысль человека создаёт производительную силу. Ещё больше и глубже это проявляется в ноосфере, но для этого необходимое условие — свобода мысли»3.
В.И. Вернадский отвергал и либеральные проекты. Он был разочарован в демократии, основанной на индивидуалистских принципах, в определенных условиях порождающей хаос, дезорга-низованность в обществе и борьбу в нём, мечтал об иной демократии, подобной той, которую видел в самой науке. Он не признавал обоснования капитализма в либеральных концепциях. Не принимал и анархизма, к которому, как он говорил, одно время был близок, «не видя возможности их (анархических государственников. — И.К.) проявления в реальности»4. Во всех концепциях о развитии общественно-политического развития человечества он видел отставание от реальной жизни. «Я, — писал он в дневнике в 1918 году, — ярко и сильно чувствую условность и мелочность обычных построений общественного и политического убеждений и необходимость и в этой области той же искренности, глубины и беспощадности мысли, какую я всегда считал истиной в научной области, научном искании». В 1925 году он даёт более общую оценку разработке социальной мысли: «Пока прогресс науки XIX и XX веков до сих пор имел лишь слабое влияние на современную социальную мысль... В современной
2 Он же. Открытия и судьбы. М., 1993. С. 480.
3 Он же. Из дневников 1941 года // Литературная газета. 1988. 16 марта. С. 13.
4 Он же. Открытия и судьбы... С. 246.
общественной и социальной конструкции человечество в большей степени управляется идеями, которые уже более не соответствуют реальности и выражают состояние ума и научного знания поколений, исчезнувших в прошлом»5. Особенно он был неудовлетворен развитием знаний в период формирования у него представлений о роли науки в осмыслении процессов становления ноосферы. Он отмечал, что научные исследования не соответствуют реальным процессам эволюции не только естественных условий, но и социальных условий эволюции человечества. «Исторический процесс — появление всемирной истории человечества — выявляется перед нами в одном, но основном своём следствии — как природное, огромного геологического значения явление. Это не учитывалось в истории научной мысли как неотделимый от неё основной её признак.
До сих пор история человечества и история его духовных проявлений изучается как самодовлеющее явление, свободное и незакономерно проявляющееся на земной поверхности, в окружающей её среде, как нечто, ей чуждое. Социальные силы, в ней проявляющиеся, считаются в значительной степени свободными от среды, в которой идёт история человечества... среда эта — биосфера... сам человек и в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается, пока человек существует, и ничем существенным не отличается от других биосферных явлений...»6. Разрабатывая проблемы ноосферы, Вернадский отмечал: «До сих пор историки, вообще учёные гуманитарных наук, а в известной мере и биологи, сознательно не считаются с законами природы биосферы — той земной оболочки, где может только существовать жизнь. Стихийно человек от неё неотделим. И эта неразрывность только теперь начинает перед нами точно выясняться»7. А между тем «история человечества, так же как жизнь каждой отдельной человеческой личности, не может быть оторвана и рассматриваема отдельно от среды»8. Он был неудовлетворен тем, что возникающие проблемы бытия человечества исследуются неглубоко, без учёта естественных основ эволюции социальной жизни, что в науке нет организованного поворота для глубокого исследования естественно-исторических проблем эволюции биосферы, её перехода в ноосферу. Он отмечал, что исследования этих проблем осуществляются стихийно. Они не стали предметом государственной политики, государственно организованными исследованиями. Нет
5 Он же. Открытия и судьбы... С. 167, 469.
6 Он же. Научная мысль как планетное явление. С. 32.
7 Он же. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М., 1965. С. 324.
8 Он же. Научная мысль... С. 37.
у человечества ни в государственном, ни в планетарном масштабе организованных исследований его ноосферизации. «До сих пор ни одно государство — систематически и планомерно — не затрачивает значительных государственных средств на разрешение больших научных теоретических проблем, на задачи, далекие от современной жизни, для будущего, в масштабе государственных потребностей, очень часто ошибочно за них считаемых... Но требования науки не сформулированы, конкретно их неизбежность и польза для человечества не осознаны; они не получили выражения в социальной и государственной структурах. Нет выработанных государственных форм, позволяющих быстро и удобно решать межгосударственные вопросы, какими неизбежно является большинство вопросов создания ноосферы в их бюджетном или финансовом выражении». «Наше внимание, конечно, сейчас должно быть обращено не на художественные, утопические картины будущего социального строя, а только на научную обработку социального будущего, хотя бы в художественной форме». К изучению всемирной истории человечества «можно и нужно подойти чисто научно, оставляя в стороне всякие представления, не вытекающие из научных фактов»9. Он считал необходимым преодолеть узкий подход к анализу истории человечества. Это исследование должно осуществляться на основе естественно-исторического подхода, позволяющего более глубоко исследовать основы и закономерности эволюции человечества, его социально-естественной гармонизации и самовоспроизводства биосферы, не только учитывать исторические тенденции эволюции человечества, но и рассматривать его как фактор организованности биосферы, функции которого в процессе становления ноосферы возрастают. Он подчеркивал, что исследование проблем организованности биосферы и её динамических равновесий является первейшей задачей учёных.
В связи с необходимостью разработки проблем перехода биосферы в ноосферу Вернадский определил ряд задач, обеспечивающих сознательное построение этого общества в гармонии со стихийными процессами.
Во-первых, необходимо изменить отношение к науке и положение учёных в обществе и государстве. Создать для развития науки, для учёных необходимые условия. Наука должна быть приоритетом в государстве. Учёные должны быть причастны к власти. Создать для учёных условия свободы творчества, в том числе исключить идеологическое давление. «Социально-политическое давление на свободу научного искания, — убеждал он, — не может остановить научную мысль и научное творчество надолго, так как современная
9 Он же. Размышления натуралиста... С. 27, 65-66, 67.
социально-политическая государственная жизнь в своих основаниях всё глубже и сильнее захватывается достижениями науки и всё больше зависит от неё в своей силе». Наука в государстве в ноосфере будет «в конце концов, в действительности, решающим фактором... Свобода научного искания есть основное условие максимального успеха работы... Государство, которое представляет ей максимальный размах... достигает максимальной силы в ноосфере, наиболее в ней устойчиво»10.
В свою очередь наука должна активно участвовать в решении крупномасштабных проблем как в теоретическом, так и прикладном плане. К числу таких проблем он относил решение проблем питания человечества, ресурсного обеспечения его жизнедеятельности, обеспечения естественно-социальной гармонизации его развития.
Во-вторых, В.И. Вернадский отмечал, что мы находимся на переломе, когда государственное значение науки как творческой силы, как основного элемента, ничем не заменимого в создании народного богатства, как реальной возможности быстрого и массового его создания уже проникло в общее сознание. С этого пути человечество не сможет сойти, так как реально наука есть максимальная сила создания ноосферы. Однако проблемы становления ноосферного общества требуют усиления регулирующей, организующей роли государства в развитии науки. Проблемы исследований перехода в ноосферу должны быть организованы в государственном масштабе, планово и обеспечены экономически и финансами. Следует заметить, что по этому поводу он обращался к властям в Союзе, в том числе и лично к Сталину.
В-третьих, В.И. Вернадский предлагал организовать международные исследования проблем перехода биосферы в ноосферу. Использовать целенаправленно вселенскость развития науки, организовать её в планетарном масштабе. Предлагал создать мировое сообщество учёных, чтобы общими усилиями, организованно изучать проблемы ноосферы.
В-четвертых, учёный считал необходимым осуществлять развитие науки и использование ресурсов природы в интересах народных масс. Добиваться решения важнейших для жизни человечества проблем, прежде всего проблем питания и рационального, разумного использования ресурсов планеты и их воспроизводства, а также решения проблем народонаселения, его регулирования в интересах самого человека. Решение этих проблем, отмечал он, позволит человечеству подняться на новую ступень своего развития. Однако проблемы сознательной ноосферизации человечества недооцениваются. «Ещё не вошло в общее сознание, что человечество может
10 Там же. С. 72.
чрезвычайно расширить свою силу и влияние в биосфере — создать для ближайших поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни».
В-пятых, он предлагал осуществить «государственное объединение усилий человечества» для решения практических проблем перехода биосферы в ноосферу. Превращение человечества в геологический фактор планетарного масштаба, доказывал он, требует его усилий по регулированию своей деятельности на планете в планетарном масштабе. Вернадский понимал, что пока это только идея, но идея «неизбежно, рано ли, поздно ли, но в государственно-реальное время побеждающая...»11.
Сам Вернадский, как выше было показано, часто обращался к проблемам развития человечества в целом, размышлял о его перспективах. Ещё в юности и позже в своей жизни он искал идеал для обеспечения лучшей жизни человечества, но, как неоднократно отмечал учёный, он не знал, каким этот идеал реально должен быть и как его достигать. В период разработки проблем биосферы продолжал так же активно, как и раньше, интересоваться проблемами исторического процесса. Так, например, в письме к И.И. Петрункевичу (1923) Вернадский писал, что его теперешняя работа «невольно приводит к размышлениям над ходом истории и человеческой жизни»12. Желание глубоко осмысливать исторический процесс привело его к новому пониманию эволюции биосферы под влиянием человечества, к созданию цельного учения о ноосфере, в котором он глубоко научно обосновал свой идеал, определил его реальное содержание и нашел реальные пути его достижения для всего человечества.
Раскрывая естественные основы становления ноосферы, В.И. Вернадский вместе с тем определил ряд социальных черт и тенденций становления ноосферного общества, представляющего собой новый этап, новую ступень социальной организации человечества.
Ноосферу — «царство разума», В.И. Вернадский рассматривал как сферу мысли и деятельности. Согласно его учению ноосфера — это новое геологическое явление в истории нашей планеты, новая ступень развития человечества, его отношения к природе. На этой ступени наука становится геологической силой, развивается до такой степени, что человечество всё больше и больше сознательно и бессознательно в своей трудовой деятельности, основанной на науке, воздействует рационально на биосферу, «совершает работу космического характера», разумно преобразует область своей жизни, своё социальное устройство. На этой ступени развития человечество отка-
11 Вернадский В.И. Размышления натуралиста... С. 65.
12 Он же. Открытия и судьбы... С. 282.
жется от потребительского отношения к своей среде обитания, будет регулировать свое взаимодействие с биосферой, коренным образом меняя её облик и строение, сохраняя её организованность с целью создания условий её воспроизводства и необходимых условий для собственного развития. Ноосфера — это место жизнедеятельности человека по законам, которые открывает разум в окружающей его действительности, и прежде всего в биосфере. Это новый период в истории Земли, а не только в истории человечества, новый период в истории взаимоотношения мира и человека. «Мы, — писал Вернадский, — присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого в ней по мощности... Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонный стихийный стремительный охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства — человеком... Нет на Земле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможности его размножению. Научной мыслью и государственно организованной, ею направляемой техникой, своей жизнью человек создает в биосфере новую биогенную силу... Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история... Эта новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, с историческим её прошлым. Ибо эта стадия создаёт, по существу, новое в истории Земли, а не только в истории человечества»13. «Мы переживаем не только исторический период, но и планетарный».
В этом планетарном историческом движении, отмечал Вернадский, ноосферизация человечества должна сопровождаться и сопровождается его социальной эволюцией, которая в конечном счете должна привести человечество к такой ступени развития, на которой оно достигнет социоприродной гармонии, соответствия социальной формы бытия человечества с естественным процессом эволюции биосферы. В ходе становления ноосферы в самом социуме проявляются и будут проявляться определенные тенденции, формирующие социальные черты его ноосферного состояния, определённую модель общества, соответствующую требованиям глубоких закономерностей организованности биосферы, переходу биосферы в ноосферу. Вернадский назвал основные тенденции, предпосылки и характеристики этого перехода.
Первая социальная предпосылка становления и характеристика ноосферы — «единство и равенство, по существу, в принципе всех людей, наций и рас», ликвидация всякого неравенства и гнета14. Это единство обусловливается глубокими естественными законами.
13 Он же. Биосфера и ноосфера. М., 2002. С. 16.
14 Он же. Размышления натуралиста... С. 28.
«Геологический эволюционный процесс, — отмечал он, — отвечает биологическому единству и равенству всех людей — Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus и др., потомство которых для белых, красных, жёлтых и чёрных рас — любым образом среди них всех—развивается безостановочно в бесчисленных поколениях. Это закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство»15.
В.И. Вернадский доказывал, что, поскольку движение человечества к равенству и единству всех людей планеты является объективным естественным законом эволюции биосферы, постольку с этим законом нельзя не считаться и нельзя идти против него безнаказанно.
По мнению Вернадского, единство человечества биологически выражено в геологическом процессе как единое целое по отношению к остальному живому населению планеты. Единство человечества представляет собой новую форму его существования на планете, его власти в биосфере, его большую от неё независимость. Оно складывалось стихийно и затем выявилось и осмыслилось идеологически, проявляется в таких формах жизни, «которые фактически его углубляют и укрепляют незаметно для человека, стихийно, без сознательного к нему устремления. Жизнь человечества, при всей её разнородности, стала неделимой, единой»16. В конкретных условиях своего времени Вернадский отмечал, что процессу объединения народов, а следовательно, становлению ноосферы, мешают государственные образования, идейно не признающие равенства и единства всех людей. Это проявилось в последствиях войны 1914-1918 годов, когда произошло «резкое изменение государственной идеологии, более или менее резко отошедшей от христианства, приведшее к разделению человечества на враждебные, воинствующие, идеологически непримиримые группы государств». «Государства белой расы практически вели всю колониальную политику, признавая равенство на словах, беспощадно угнетали, истребляли и эксплуатировали народы и государства небелой расы». А «государственные образования, идейно не признающие равенство и единство всех людей, пытаются, не стесняясь в средствах, остановить их стихийное проявление... эти утопические мечтания не могут прочно осуществиться. Это неизбежно скажется с ходом времени, рано или поздно, так как создание ноосферы из биосферы есть природное явление...»17. Вторая мировая война, как известно, разделила человечество на два лагеря, на
15 Он же. Химическое строение... С. 327-328.
16 Он же. Размышления натуралиста... С. 23.
17 Там же. С. 24, 34.
два стана. В одном были провозглашены великие идеи демократии, равенства всех людей без различия племен, народов и цвета кожи; в другом — выдвинуты идеалы неравенства, господства отдельных народов или рас и превращение в рабство других. В числе последних стран он отмечал гитлеровскую Германию, фашистскую Италию, милитаристскую Японию. «Их идеал построен на идеологическом признании биологического неравенства человеческих рас. Их построения не считаются с научными достижениями; философия, обосновывающая их государственные задачи, если нужно, искажает научные достижения или их отбрасывает». «При этом государства эти считают, что население их, их полноправные граждане не имеют достаточной площади для своего развития и роста»18. Их поведение противоречит естественному закону развития человечества. В фашизме Вернадский видел чудовищное порождение расизма, проповедь всяких расовых концепций, противоречащих естественно-историческому ходу развития человечества, переходу его в ноосферу.
Рассматривая движение человечества к единству и равенству всех людей как естественный закон, Вернадский ставил вопрос не о биологическом, физическом, а о социальном равенстве всех народов, рас, всех людей. В первом случае он нигде не говорил о равенстве, а считал, что его не может быть по самой природе людей.
В учении о ноосфере Вернадский впервые масштабно и глубоко выявил всемирно-историческую тенденцию эволюции человечества, то, что сегодня обозначается как современная глобализация. Он показал, что в период становления ноосферы единство человечества проявляется в усиливающемся единстве исторического процесса. «Жизнь человечества, при всей её разнородности, — отмечал он, — стала неделимой, единой». «...Впервые в истории человечества мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты»19. «Исторический процесс — проявление всемирной истории человечества выявляется перед нами в одном, но основном своём следствии как природное, огромного геологического значения явление»20. Единство исторического процесса все отчетливее прослеживается в объединении человечества, что является необходимым следствием и условием становления ноосферы, её организованности. В ХХ столетии единство человечества становится реальностью. «Проявлением той же неожиданно древней и сложной истории... может считаться в новой форме сложившаяся в ХХ веке
18 Там же. С. 34.
19 Там же. С. 63.
20 Он же. Открытия и судьбы. М, 1993. С. 504.
единая история человечества, всемирная история, в небывалом охвате синтезирующая в единое целое работу всех цивилизаций человечества... Исторический процесс сознаётся как единый для всего homo sapiens»21. В ХХ столетии это единство стало проявляться различными формами жизни. «Человечество объединилось в единое экономическое целое». Возрастают технические и экономические связи между различными народами, развиваются средства общения — транспортные, информационные и т.д.22. Происходит процесс интернационализации развития производительных сил человечества, международного разделения общественного труда, научной, культурной и других форм деятельности человечества.
Складывание единства человечества как объективный естественно-исторический процесс, отмечал Вернадский, сопровождается изменением представлений об этом процессе. Идея единства и равенства всего человечества, людей как братьев, отмечал он, возникла примерно две с половиной тысячи лет назад. Она «вышла за пределы отдельных личностей... стала двигателем жизни и быта народных масс и задачей государственных образований. Она не сошла с тех пор с исторического поля человечества, но до сих пор далека от своего осуществления. Медленно, с многосотлетними остановками, создаются условия, дающие возможность её осуществления, реального проведения в жизнь». «Идея об <...> объединении всего человечества становится реальностью только в наше время, и то, очевидно, становится пока только реальным идеалом, в возможности которого нельзя сомневаться. Ясно, что создание такого единства «есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет». Человек впервые реально стал мыслить в планетарном аспекте. В этих планетарных представлениях «выступает новая идея, неизбежно рано или поздно, но в государственно-реальное время побеждающая — идея о государственном объединении усилий человечества... В сущности — это государственное проявление перехода биосферы в ноосферу»23. Объединение усилий всего человечества для решения больших нужных задач, по утверждениям Вернадского, представляет собой мирное демократическое союзничество — содружество. Таким образом, он ставил вопрос о создании единой на планете Земля ноосферной цивилизации.
Рассматривая факторы, способствующие формированию единства человечества, Вернадский отмечал, что в этот переломный
21 Он же. Труды по всеобщей истории науки. М., 1986. С. 222.
22 Вернадский В.И. Размышления натуралиста... С. 151.
23 Там же. С. 31, 61, 65.
момент истории человечества единства исторического процесса, единства человечества не смогли создать ни философия, ни религия. «Бессильной оказалась и государственная мысль создать это жизненно необходимое единство человечества в форме единой государственной организации. Мы стоим сейчас перед готовыми к взаимному истреблению многочисленными государственными организациями — накануне новой резни». (Это он писал в конце 30-х годов. — И.К) Это единство, по мнению Вернадского, создается прежде всего наукой как усиление начал общественного интеллекта, как «проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли»24. Достижение единства и равенства всех людей приведёт к исключению войн из жизни человечества.
Важным социальным фактором, субъектом становления и развития ноосферы Вернадский считал народные массы. Проблема народных масс его интересовала ещё в начале ХХ столетия, когда Россия переживала социально-политический кризис. Например, в 1903 году он писал жене Н.Е. Вернадский: «Тема моя о прогрессе науки и народных массах все разрастается»25. В учении о ноосфере он делает вывод о том, что в процессе становления ноосферы возрастает роль народных масс в историческом процессе. С середины прошлого века, писал он, в истории человечества социально и политически выступили на первое место народные массы как политическая сознательная сила, как мощный фактор в истории человечества. «ХХ век — век возрастающего значения народных масс. Мы одновременно видим в нём энергичное, широкое развитие самых разнообразных форм народного образования»26. Народные массы получают растущую возможность сознательно влиять на ход государственных дел. Возрастает не только активность народных масс, но и значение их интересов. На сцену выступили интересы народных масс, а не отдельных семейств или лиц. «Глубокие социальные изменения, давшие опору народным массам, — писал Вернадский, — выдвинули их интересы конкретно на первое место, и вопрос о прекращении недоедания и голодания стал реально и не может сойти с поля зрения»27. Интересы и благо всех становятся реальной государственной задачей. «Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс — всех и каждого — и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. И перед ним, перед его мыслью
24 Там же. С. 51, 38.
25 Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., 1981. С. 197.
26 Вернадский В.И. Размышления натуралиста... С. 62, 151.
27 Там же. С. 109.
и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого»28. Интересы народных масс становятся лозунгом реальной жизни, важной движущей силой прогресса, изменения политики государства... становятся реальной государственной задачей. Реализацию интересов народных масс Вернадский рассматривал как решающий фактор, позволяющий объединить усилия всего человечества для решения задач построения подлинно ноосферного общества. Это объединение, писал он, «может иметь место только при широком развитии использования средств природы на благо государства, по существу — народных масс». Он подчеркивал, что «вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, встал на очередь дня. Движение повернуто быть не может, но оно может носить характер жестокой борьбы, которая, однако, опирается на глубокие корни стихийного геологического процесса, который может длиться два-три поколения, может быть, и больше (что едва ли вероятно, судя по темпу эволюции за последнее тысячелетие»29. Поэтому, отмечал он, ход исторического процесса, становление ноосферы должны быть направлены на все большее удовлетворение интересов широких народных масс.
С целью реализации интересов народных масс Вернадский считал необходимым их демократическое и социальное объединение, возрастание их организованности, развитие их образования. «Велико, — писал он, — значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных объединений и их стремление к получению максимального научного знания. До сих пор эта сторона организации трудящихся по своему темпу и глубине не отвечала духу времени и не обращала на себя достаточного внимания. Эта работа идёт на всей планете вне рамок государств и национальностей. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа».
И образование народных масс Вернадский считал важнейшим фактором становления ноосферного общества. Оно способствует укреплению организованности в обществе, росту культуры и достижению высших форм развития сознания.
Для реализации интересов масс важна новая идеология, которая возникла со второй половины XIX века во всем мире, в частности в Европе, в период, когда «значение жизненных интересов народных масс реально и идеологически, в сознании их государственных людей, впервые во всемирной истории выступило на первое место...
28 Он же. Химическое строение... С. 328.
29 Вернадский В.И. Размышления натуралиста... С. 65, 109.
Впервые новая идеология опирается на сознание народных масс, выступающих как социальная сила на исторической арене. Она начинает охватывать быстро растущими темпами всё человечество — "всяк язык" без исключения». Однако, писал Вернадский, «сейчас мы переживаем переходный период, когда огромная часть человечества не имеет возможности правильно судить о происходящем, и жизнь идёт против основного условия создания ноосферы»30. Поэтому необходимо формировать у народных масс правильное представление о социальной жизни, формировать ноосферное сознание. «Общество, — утверждал Вернадский, — тем сильнее, чем оно сознательнее, чем больше в нём места сознательной работе по сравнению с другим обществом»31.
В историческом процессе становления ноосферы В.И. Вернадский отводил большую роль личности, образованной части общества. Он ставил вопрос о том, чтобы в обществе была национально ориентированная, любящая Россию элита, защищающая интересы народных масс, «творящая творческую созидательную работу, которая имеется в каждом государстве». Власть и судьба народа, предостерегал он, не должны попадать в руки низшей расы «разрушителей или рабов»32. «Надо чтобы в народе имелись значительные группы людей, которые не ломаются бурей, но творят и созидают»33. Эти мысли перекликаются с ныне разрабатываемой в социально-политической мысли концепцией об элите как ведущей силе в обществе. Для Вернадского такой элитой, ведущей человечество по пути к ноосфере, в новых формах государства являются люди науки. По его представлениям, будущая власть в государстве, «по-видимому, будет принадлежать людям науки»34.
Важной тенденцией становления ноосферы и её главной чертой Вернадский считал демократизацию всех общественных процессов, всех форм общественного устройства, а также демократизацию отношений между государствами и народами. Основные черты демократии он рассматривал как атрибутивное ноосферное явление35. Чертой нового времени, отмечал он, «является демократизация жизни, её большая гуманность, всё увеличивающийся рост демократии, всё подымающееся значение в жизни, как общественной, так и государственной, демократических норм и принципов»36.
30 Там же. С. 27, 63, 72.
31 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989. С. 409.
32 Он же. PRO et CONTRA. СПб., 2000. С. 140.
33 Он же. Открытия и судьбы. С. 204.
34 Он же. Очерки и речи. Вып. 1-2. Пг., 1922. С. 243.
35 Он же. Дневники. 1935-1941. Кн. 1. 1935-1938. М., 2006. С. 352.
36 Он же. О науке. Т. 11. Научная деятельность. Научное образование. СПб., 2002. С. 206.
Демократизация общественной жизни человечества, усиление демократических основ государственности, согласно Вернадскому, обусловлены глубокими естественно-историческими основами эволюции биосферы. Такая тенденция является длительной во времени, но она пробивает дорогу независимо от форм общественной жизни. Ноосферизации человечества соответствует многообразие форм организации бытия человечества. При всем их многообразии тенденция их демократизации, построение демократического общества являются неизбежными. Демократизация человечества осуществляется через демократизацию государственных форм и их структур, через движение масс, их активность в социуме, через усиление роли науки учёных в обществе, через внедрение гуманистических, морально-этических принципов бытия людей. Важным условием её осуществления является организация самих народных масс. «Демократия не может существовать в сложных условиях ХХ века без такой организации народа»37.
Существенным фактором демократизации человечества Вернадский считал развитие науки. Её интенсивное и свободное развитие в процессе становления ноосферы «неизбежно должно привести к новым формам государственной жизни, так как сейчас создались государственные предприятия свободной научной мысли при одновременном чрезвычайном росте значения науки в государстве». «С поднятием значения науки в государственной жизни неизбежно, в конце концов, и другое изменение в конструкции государства — усиление его демократической основы. Ибо наука, по сути дела, глубоко демократична...»38. Наука основана на свободе человеческого разума, тесно и неразрывно связанного с демократическим духом равенства»39.
В процессе ноосферизации человечества Вернадский призывал искать демократические формы и способы разрешения назревших проблем в международных отношениях. Международное сообщество в процессе ноосферизации должно все больше и больше становится гуманным, превращаться в сожительство народов.
Одной из черт и тенденций становления ноосферы В.И. Вернадский считал нарастание свободы человеческой личности. «Нет ничего более ценного в мире и ничего, требующего большего сбережения, уважения, — писал он, — как свободная человеческая личность»40. Свободную мыслящую личность Вернадский считал важнейшим субъектом становления ноосферного общества. Напри-
37 Вернадский В.И. Публицистические статьи. М., 1995. С. 226.
38 Он же. Размышления натуралиста... С. 38, 68.
39 Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., 1981. С. 184.
40 Вернадский В.И. Очерки и речи. Вып. 1-2. С. 14.
мер, в дневнике от 13 июня 1942 года он писал: «Вчера для меня стало ясно, что в структуру ноосферы входит человеческая мысль, т.е. в реальной жизни человека свобода мысли должна стать наравне с теми экономическими свободами, которые лежат в основе всякого социализма»41.
Поэтому становление ноосферы должно сопровождаться созданием необходимых условий для свободы личности, её развития, активного проявления в жизни, в созидательной деятельности, в самовыражении, в творчестве. Вернадский постоянно выступал против того, чтобы свободная научная творческая деятельность ограничивалась идеологическими или иными рамками. «Невольно, — писал он в дневнике 16.VI.1941 года, — мысль направляется к необходимости свободы мысли как основной "составляющей", равноценной основной структуре социального строя, в котором личность не является распорядителем орудия производства. Равенство всех без этого невозможно. Но оно и невозможно без свободы мысли. Наш строй это ярко показывает...»42.
Таким образом, свободу личности в ноосфере Вернадский рассматривал как важную сторону организации бытия человека. Вместе с тем он не противопоставлял свободу личности организованности общества. Для него свобода личности реализуется в гармонии общего и индивидуального, они не противостоят друг другу. Абсолютную свободу личности он допускал лишь как свободу творчества и в интересах самого человека и человечества. Для него свобода — это свобода развития личности, её способностей в интересах её самой и всего человечества.
Важным фактором формирования нового ноосферного общества Вернадский считал его духовное развитие. В духовность, как выше было показано, он включал науку, философию, искусство, религию и другие формы сознания. Духовную ноосферизацию он рассматривал как противоречивый сложный процесс развития рациональных и иррациональных форм сознания человечества, при большем и большем онаучивании духовности, при учёте глубоких основ человеческой личности, создания ей условий всестороннего проявления. Он отмечал, что существует много разных попыток связать духовное проявление человечества и историю человечества вообще. Однако их авторы не учитывают особого строения биосферы, определяющего все происходящие в ней процессы, а также её закономерные изменения в пространстве-времени43. «И религия, и
41 Он же. Открытия и судьбы. С. 246.
42 Он же. Из дневников 1941 года // Литературная газета. 1998. 16 марта. С. 13.
43 Он же. Открытия и судьбы. С. 504.
философия, — писал Вернадский, — обе одинаково должны учесть новые научные достижения и к ним должны приспособиться»44.
Важной чертой формирования ноосферы является преобразование материально-технической базы человечества. Вернадский придавал большое значение созданию высокого уровня производительных сил, высокой интернационализации их развития и использования, международного разделения труда. Существенной особенностью содержания этой базы является превращение человека в автотрофного, что позволит ему существенным образом высвободиться из-под власти природы, решить проблему питания, болезней, намного продлить свою индивидуальную жизнь. «Сейчас, с XIX века, поставлен вопрос, который рано или поздно, но будет разрешен, — о синтезе пищи для человека вне зависимости от окружающей живой природы. И когда человек эту задачу разрешит умственным процессом, в чём едва ли можно сомневаться, он превратится в автотрофный организм с социальным трудом»45.
Важным фактором развития материально-технической базы ноосферы Вернадский считал развитие средств сообщения, связи, как мы теперь говорим «информатизации общества», а также выход человечества в космическое пространство.
В своем учении о ноосфере Вернадский отводил большую роль управленческой деятельности человечества в биосфере и в самом социуме. Он убедительно доказал, что, поскольку человек превратился в геологическую силу планетарного характера, его роль в биосфере очень велика, постольку человек должен регулировать свою деятельность в планетарном масштабе, чтобы последствия этой деятельности не нарушали воспроизводство биосферы, её динамических равновесий. Ноосфера — «земная оболочка, регулируемая разумом».
Проблему управления он связывал с организованностью биосферы как целостной системы, в которой существуют подсистемы, одной из которых является социум, человечество. Управление рассматривал как функцию человека в биосфере, как сторону её организованности. Эта функция реализуется в управленческой деятельности, основанной на науке. Целью управления является сохранение воспроизводства биосферы и её эволюции в нужном направлении для обеспечения благоприятных условий существования человечества.
В.И. Вернадский считал, что осуществление человечеством управленческой функции возможно на основе познания законов
44 Он же. О пределах биосферы // Изв. АН СССР. Сер. геол. ОМЕН. 1937. № 12. С. 6.
45 Вернадский В.И. Открытия и судьбы. С. 233.
«организованности» биосферы, её динамических равновесий и их использования в практической деятельности. «Перед учёными, — писал он, — стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности биосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания»46. При этом он обращал внимание на то, что создаваемая самим человеком природа тоже изменяется, но по своим специфическим законам, что все явления жизни историчны. «Исторически, с ходом времени, — писал он, — меняется не только человек, но и биосфера»47.
В.И. Вернадский ставил вопрос о необходимости комплексных фундаментальных исследований проблем биосферы. Чтобы управлять, необходимо знать как естественные, естественно-исторические, так и социально-исторические законы самого общества. Ученый не сомневался, что развитие науки позволит это осуществить. «Человеческая цивилизация, — писал он,—является причинным следствием стихийного планетарного процесса, законы которого доступны нашему изучению, и мы подходим к их пониманию. Она не может быть остановлена и не может переменить своё направление...»48.
Решающими субъектами осуществления управленческой функции в биосфере и ноосфере Вернадский считал государства. А в планетарном масштабе — международные организации. Он размышлял о включении мирового социума в процесс регулирования его деятельностью в биосфере, о планетарном координационном центре, едином всемирном органе управления, который планово, на основе науки мог бы управлять жизнедеятельностью растущего народонаселения и его разумной деятельностью в биосфере.
Большую роль в реализации управленческой функции в биосфере Вернадский отводил самим народным массам, их организациям. Массы, считал он, должны выступать активными субъектами ноос-ферного развития, заботиться об условиях своего существования.
В управленческой деятельности Вернадский придавал большое значение планированию. «Вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, — писал он, — стал на очередь дня»49. Положительный опыт в этом отношении он видел в деятельности социалистического государства.
46 Он же. Размышления натуралиста... С. 36.
47 Бюллетень МОИП. Новая серия. Т. 21. 1946. С. 9.
48 Вернадский В.И. Открытия и судьбы. С. 282.
49 Он же. Размышления натуралиста... С. 109.
С осуществлением человеком управленческой функции в биосфере Вернадский связывал сохранение цивилизации на планете. Он убедительно показал, что переход к ноосфере представляет собой разумное воздействие человека на природу таким образом, чтобы он умел ограничивать отрицательные последствия своей деятельности в биосфере и умел восстанавливать её естественное воспроизводство. Он подчеркивал, что переход биосферы в ноосферу усиливает роль управления в биосфере, что ноосфера представляет собой новую стадию организованности биосферы. В ноосфере урегулирование этой функции человека должно явиться одной из основных черт её будущей структуры.
В процессе ноосферизации человечества проблемы управления усложняются. Ноосферное общество означает новый, более высокий уровень организованности самого человечества. Причем в новых исторических условиях управление самим социумом, как и его отношениями с природой, должно принимать планетарный характер, обеспечивать в мировом масштабе социоприродную гармонию.
Поставленные Вернадским проблемы управления человечеством своей деятельностью в биосфере в глобальном масштабе сегодня ещё больше актуализируются. Такие факторы современной жизни человечества, как глобальные проблемы, негативное влияние на окружающую среду, возрастание потребностей народонаселения, рост затратной рыночной модели общественного производства, проблемы ресурсного обеспечения растущего народонаселения, их распределения, наличие экологического кризиса — все это не только изменяет и усложняет объект управления, но и порождает огромные трудности его осуществления, тем более в планетарном масштабе. Перед современной наукой также остро стоят в качестве главных проблемы поиска путей и механизмов спасения природы от антропогенных воздействий человечества на биосферу. Человечеству необходимо преодолеть превышение эффекта потребительско-истребительского воздействия на биосферу над эффектом разумного отношения к ней, хотя бы их уравновесить. Предстоят большие задачи по формированию у людей ноосферного сознания. Современный человек должен думать о своем будущем, должен чувствовать себя ответственным перед природой. Как говорил великий естествоиспытатель Д.И. Менделеев, «сама почва живая, жива земля, живы и воды, и воздух, лучи и организмы, всё, что нас окружает, зависит от нас и просит о помощи». Человек должен эту помощь оказывать, а не уничтожать варварски нужную для его жизнедеятельности природу. Ноосферизация человечества требует решения необходимых управленческих действий в международном масштабе, на что возлагал надежду В.И. Вернадский.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюллетень МОИП. Новая серия. Т. 21. 1946. [Bjulleten' MOIP. Novaja serija. T. 21. 1946.]
2. ВернадскийВ.И. Биосфера и ноосфера. М., 2002. [Vernadskij V.I. Biosfera i noosfera. M., 2002.]
3. Вернадский В.И. Дневники. Вып. 1935-1941. Кн. 1. 1935-1938. М., 2006. [Vernadskij V.I. Dnevniki. Vyp. 1935-1941. Kn. 1. 1935-1938. M., 2006.]
4. Вернадский В.И. Из дневников 1941 года // Литературная газета. 1988. 16 марта. [Vernadskij V.I. Iz dnevnikov 1941 goda // Literaturnaja gazeta. 1988. 16 marta.]
5. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991. [Vernadskij V.I. Nauchnaja mysl' kak planetnoe javlenie. M., 1991.]
6. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989. [Vernadskij V.I. Nachalo i vechnost' zhizni. M., 1989.]
7. Вернадский В.И. О науке. Т. 11. Научная деятельность. Научное образование. СПб., 2002. [Vernadskij V.I. O nauke. T. 11. Nauchnaja dejatel'nost'. Nauchnoe obrazovanie. SPb., 2002.]
8. Вернадский В.И. О пределах биосферы // Изв. АН СССР. Сер. геол. ОМЕН. 1937. № 12. [Vernadskij V.I. O predelakh biosfery // Izv. AN SSSR. Ser. geol. OMEN. 1937. № 12.]
9. Вернадский В.И. Открытия и судьбы. М., 1993. [Vernadskij V.I. Otkrytija i sud'by. M., 1993.]
10. Вернадский В.И. Очерки и речи. Вып. 1-2. Пг., 1922. [Vernadskij V.I. Ocherki i rechi. Vyp. 1-2. Pg., 1922.]
11. Вернадский В.И. Публицистические статьи. М., 1995. [Vernadskij V.I. Publicisticheskie stat'i. M., 1995.]
12. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2 кн. Кн. 2. Научная мышь как планетарное явление. М., 1977. [Vernadskij V.I. Razmyshlenija naturalista: V 2 kn. Kn. 2. Nauchnaja mysh' kak planetarnoe javlenie. M., 1977.]
13. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1986. [Vernadskij V.I. Trudy po vseobshhej istorii nauki. M., 1986.]
14. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. [Vernadskij V.I. Khimicheskoe stroenie biosfery Zemli i ee okru-zhenija. M., 1965.]
15. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., 1981. [Stranicy avto-biografii V.I. Vernadskogo. M., 1981.]
16. Вернадский В.И. PRO et CONTRA. СПб., 2000. [Vernadskij V.I. PRO et CONTRA. Spb., 2000.]