Научная статья на тему 'К 150-летию В. И. Вернадского. Гражданская позиция ученого и мыслителя'

К 150-летию В. И. Вернадского. Гражданская позиция ученого и мыслителя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
527
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.И. ВЕРНАДСКИЙ / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / V.I. VERNADSKY / MOSCOW UNIVERSITY / CONSTITUTIONAL-DEMOCRATIC PARTY / SOCIAL-POLITICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонова Лира Степановна

В статье характеризуются общественно-политические взгляды выдающегося ученого и мыслителя В.И. Вернадского. Прослежены истоки и эволюция его воззрений, выявлены факторы, влиявшие на формирование его гражданской позиции. Проанализирована разносторонняя публицистическая деятельность Вернадского, его размышления о российской государственности, роли культуры и науки в развитии общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the 150th anniversary of V.I. Vernadsky. Civil position of the scientist and thinker

The article covers the socio-political views of the outstanding scientist and thinker V.I. Vernadsky. The origins and evolution of his views were traced, the factors which had influenced the formation of his civil position were identified. The author analyzes publicistic activity of Vernadsky, and his thoughts on Russian statehood, the role of culture and science in social development.

Текст научной работы на тему «К 150-летию В. И. Вернадского. Гражданская позиция ученого и мыслителя»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2013. № 1

Л.С. Леонова

(доктор ист. наук, профессор, зав. кафедрой истории общественных движений

и политических партий России исторического факультета МГУ имени

М.В. Ломоносова)*

К 150-ЛЕТИЮ В.И. ВЕРНАДСКОГО. ГРАЖДАНСКИЕ

ПОЗИЦИИ УЧЕНОГО И МЫСЛИТЕЛЯ

В статье характеризуются общественно-политические взгляды выдающегося ученого и мыслителя В.И. Вернадского. Прослежены истоки и эволюция его воззрений, выявлены факторы, влиявшие на формирование его гражданской позиции. Проанализирована разносторонняя публицистическая деятельность Вернадского, его размышления о российской государственности, роли культуры и науки в развитии общества.

Ключевые слова: В.И. Вернадский, Московский университет, конституционно-демократическая партия, общественно-политическая деятельность.

The article covers the socio-political views of the outstanding scientist and thinker VI. Vernadsky. The origins and evolution of his views were traced, the factors which had influenced the formation of his civil position were identified. The author analyzes publicistic activity of Vernadsky, and his thoughts on Russian statehood, the role of culture and science in social development.

Key words: V.I. Vernadsky, Moscow University, constitutional-democratic party, social-political activity.

* * *

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) широко известен как разносторонний исследователь-естествоиспытатель, оригинальный мыслитель, организатор и историк науки. Но Вернадский никогда не отделял себя от судеб страны, никогда, по его собственным словам, не жил одной наукой. В 1943 г., анализируя прожитые годы, он следующим образом определил главные направления своей деятельности: «В центре моей семьи на первом месте всегда стояла моя научная работа. Прежде принимал большое участие в общественной жизни, в научных обществах, в политической жизни, вел всегда большую переписку как в России, так и за границей»1.

Идеологическая ангажированность исторической науки долгое время не позволяла всесторонне осветить общественно-политические взгляды, гражданские позиции В.И. Вернадского, порой не совпадавшие с официальной идеологической доктриной. Издаваемые в советское время источники содержали много купюр и не

* Леонова Лира Степановна, тел. (495) 939-24-25.

1 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989. С. 622.

давали полного представления об общественной деятельности В.И. Вернадского. Со второй половины 1980-х гг. возрос интерес к этой стороне деятельности Вернадского, началось преодоление сложившихся идеологических стереотипов2.

Огромное значение для освещения малоисследованных страниц деятельности В.И. Вернадского имеют опубликованные в основном в последние десятилетия источники — его публицистические статьи, дневники, переписка, воспоминания о нем и др. В данной статье сосредоточено внимание на гражданских позициях В.И. Вернадского — их истоках, особенностях в различные периоды жизни.

В.И. Вернадский родился 12 марта 1863 г. в Петербурге в семье потомственного дворянина. Его отец Иван Васильевич (1821—1884) в 1849 г. стал профессором Киевского университета; в 1850—1856 гг. был профессором политической экономии и статистики в Московском университете; в 1856—1868 гг. служил в Петербурге — в Министерстве внутренних дел, где принимал участие в осуществлении ряда реформ в начале царствования Александра II. В 1868 г. в связи с болезнью Ивана Васильевича семья переезжает в Харьков, где он служит директором Харьковской конторы Государственного банка. В 1876 г. Вернадские вновь возвращаются в Петербург. Мать Владимира Ивановича, Анна Петровна, урожденная Константинович (1837—1898), принадлежала к помещичьему роду, в котором было много военных; ее отец был генералом, губернатором одной из южных провинций.

В семье, по свидетельству Вернадского, «был культ декабристов и резко отрицательное отношение к самодержавию и крепостному праву». С самого детства Владимир Иванович вращался среди людей, обладавших широкими научными интересами, чутко откликавшихся на явления духовной культуры и общественного движения.

В семье были сильны национальные украинские традиции. В 1918 г. В.И. Вернадский характеризовал себя как «русского по культуре и по всему укладу моей духовной жизни, —правда, русского, вся жизнь которого непрерывно была связана и с Украиной, и с украинским движением, — украинское движение не есть что-нибудь чуждое и стороннее, а есть проявление жизни единого целого — русского племени»3.

2 См.: ЛеоноваЛ.С. «Я не могу уйти в одну науку...» Общественно-политические взгляды В.И. Вернадского. СПб., 2000; В.И. Вернадский: Pro et contra. СПб., 2000; Ремизов И.Н. Патриотическое служение академика Владимира Ивановича Вернадского. Краснодар, 2005; Филимонов С.Б. Интеллигенция в Крыму (1917—1920): поиски и находки источниковеда. Симферополь, 2006; Вернадский В.И. Пережитое и передуманное. М., 2007; Никитенко С.М. Политические и гражданские взгляды В.И. Вернадского // Науч. труды Моск. гуманитарного ун-та. Вып. 103. М., 2009; Козиков И.А. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, В.И Вернадский о России. М., 2011 и др.

3 Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., 1981. С. 11.

В 1876 г. Вернадский поступает в третий класс первой гимназии в Петербурге. Отец предложил ему выбор — продолжить учебу в гимназии или перейти в Александровский (Царскосельский) лицей, что открывало широкие возможности для карьеры государственного чиновника. Но Владимир предпочел остаться в гимназии. «В нашей семье, — писал Вернадский, — "профессор"... было понятие важное, несравнимое с чиновником, и этот культ постоянно поддерживался матерью и отцом, все время много читавшим по политическим, экономическим и статистическим наукам, выписывавшим иностранные журналы и мечтавшим вернуться в академическую среду».

Огромную роль в становлении Вернадского как ученого и гражданина сыграл Петербургский университет. На естественном отделении физико-математического факультета университета в те годы преподавали Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев, А.И. Воейков, А.С. Фа-минцын, Н.А. Меншуткин, А.Н. Бекетов, Н.П. Вагнер, И.М. Сеченов, Ф.В. Овсянников, А.М. Бутлеров, Ф.Ф. Петрушевский, М.Н. Богданов, А.А. Иностранцев, Д.П. Коновалов, П.А. Костычев, чьи лекции открывали новый мир, стимулировали активные занятия научной работой. Научные интересы Вернадского были многогранны. Он посещал лекции и на других факультетах — по истории, филологии, юриспруденции, математике и др.

Вернадский принимал участие в деятельности студенческого Научно-литературного общества. Оно объединило «на почве научных, философских и литературных интересов» много талантливых студентов различных факультетов, некоторые стали впоследствии известными историками, естествоиспытателями, юристами, медиками, писателями.

К середине 1880-х гг. в университете сформировался кружок, получивший название «Братство». В него входили В.И. Вернадский, историки И.М. Гревс, А.А. Корнилов, историк и литературовед Д.И. Шаховской, востоковед С.Ф. Ольденбург, филолог Ф.Ф. Оль-денбург, биологи Н.Г. Ушинский, А.Н. Краснов и др. Члены «Братства» поддерживали дружеские связи в течение всей жизни.

Значительная часть усилий «Братства» была сосредоточена на просветительской деятельности. В приобщении широких народных масс к культуре Вернадский и его друзья видели путь развития демократии в обществе, укрепления государства. Обращает на себя внимание фундаментальность подхода Вернадского к просвещению масс, обоснованность принципов, содержания просветительской деятельности, заинтересованность в ее результатах. По мнению Вернадского, школа «кроме грамотности, цифири и т.п. должна приготовлять человека к вполне гражданской жизни.»4. Он пола-

4 Там же. С. 38.

гал, что их кружок должен следить за тем, что делается для народного образования в России, знакомиться с народной литературой, с постановкой народного образования в Западной Европе (школы масс во Франции, читальники в Галиции и т.п.), быть в курсе правительственных мероприятий в школьном строительстве, устраивать библиотеки, писать книги5.

Вначале кружок не был политической организацией. Но, как свидетельствуют воспоминания Вернадского, Гревса, Корнилова, в кружке обсуждались актуальные вопросы общественной жизни, сочетания научной и общественной деятельности6.

В 1885 г. Вернадский окончил Петербургский университет со степенью кандидата естественных наук. Был оставлен в университете при Минералогическом кабинете, а в марте 1886 г. утвержден в должности его хранителя.

В сентябре 1886 г. состоялось венчание Владимира Ивановича Вернадского и Натальи Егоровны Старицкой (1860—1943). Их взаимные симпатии питала широкая образованность, общность духовных интересов, совместная просветительская деятельность. Отец Натальи Егоровны — государственный деятель, выступавший за прогрессивные реформы. Он был председателем Коммерческого суда в Тифлисе, председателем Межевой палаты, около 20 лет — членом Государственного совета, председателем департамента законов. Мать Натальи Егоровны, Мария Ивановна Старицкая (урожденная Зарудная), происходила из помещичьего рода, получила прекрасное домашнее образование.

В Научно-литературном обществе, где Вернадский продолжал активно работать, его выбрали в состав Научного отдела — руководящего центра общества. Членами общества были казненные 8 мая 1887 г. за покушение на Александра III А.И. Ульянов (секретарь общества), В.Д. Генералов, П.А. Андреюшкин, П.Я. Шевырев. Впоследствии Вернадский писал, что «не подозревал долго [об их тайной деятельности], однако потом Шевырев проговорился, и я спорил с ним против террора». Вернадский был и председателем Совета объединенных землячеств — нелегальной студенческой организации, члены которой нередко собирались на его квартире. Как писал впоследствии Вернадский, «может быть, по моему характеру и моим общественным и философским идеалам я очень был в курсе студенческого движения»7.

Вернадскому были близки народнические настроения. Среди его родственников, друзей, знакомых было немало народовольцев.

5 Там же. С. 38-39.

6 Там же. С. 54.

7 Там же.

Взгляды молодого ученого были тогда достаточно радикальными, однако он принципиально отвергал террор.

В 1887 г. на него поступил донос, и Вернадскому было передано «пожелание» министра народного просвещения И.Д. Делянова подать в отставку из столичного университета. Близость с казненными народовольцами, возмущение циркуляром «о кухаркиных детях» привели к тому, что он был зачислен в «неблагонадежные». Выйти из сложной ситуации помог тесть Е.П. Старицкий: Вернадскому была предоставлена заграничная командировка.

К концу 80-х — началу 90-х гг. XIX в. в основном сформировались социально-этические принципы Вернадского. Это высокая гражданственность, гуманизм, свобода личности, служение благу человечества. Вернадский осуждал произвол властей, давление цензуры, засилье бюрократии, преследование свободной мысли. Он приходит к выводу: «есть времена, когда без вреда для самого научного знания нельзя стоять в стороне от кипучих вопросов жизни». Он составляет свой план принуждения правительства поступать целесообразно в интересах прогресса в России. Поступательное развитие страны Вернадский связывал с демократическим устройством общества: «Ясно, что можно сплотить, можно оживить русское общество лишь пропагандой идеи. Но идеей этой может быть что-нибудь широкое. Такова демократия»8.

Искренняя сопричастность к жизни своего Отечества, активная жизненная позиция были характерны для гражданского сознания Вернадского: «Тихая семейная жизнь, простое довольство, достигаемое упорным трудом изо дня в день, отдых в семье или среди простых сердцем людей, вдали от вечных, глубоких, мучительных, но прекрасных вопросов, поставленных человеческой историей. Как-то не тянет меня к такой жизни, и кажется она мне медленной смертью»9.

Ответственность за судьбу страны органически сочеталась у Вернадского с гражданским мужеством. Для него был неприемлем конформизм; он выступает за открытое изложение своих взглядов10.

Выступая за демократическое устройство общества, Вернадский в качестве центрального лозунга выдвигал требование свободы личности. Однако определенных представлений о путях политического преобразования общества у него еще не было.

В размышлениях Вернадского очень большое место занимает вера в могущество науки и в ее преобразующую роль, убежденность, что распространение знаний поможет осознанию массами своего

8 Там же. С. 127.

9 Там же. С. 166.

10 Там же. С. 126.

положения, своей силы в обществе, повлияет на изменение социальных отношений.

С сентября 1890 г. начинается работа Вернадского в Московском университете. С января 1891 г. он систематически читает лекции по минералогии и кристаллографии на физико-математическом и медицинском факультетах, ведет практические занятия. Авторитет его в университете неуклонно растет.

И в то же время Вернадский не может уйти от социальных проблем научного творчества и образования, не реагировать на волнующие общество вопросы.

90-е гг. XIX в. — период активного становления либерально-оппозиционных взглядов Вернадского, приведших его в кадетскую партию. В либерализме видел он силу, способную создать правовое государство. Он выступает за оформление либерального движения — организационно и идейно-политически. По его мнению, история русского общества не способствует формированию представлений о значении, роли политических партий в государстве: «Совсем мало традиции в русском обществе и совсем среди самых светлых людей неуменье представления о государственном значении партий. Оттого ли, что никогда определенная партия не имела у нас власти?» Партия должна, по мысли Вернадского, выработать ясную программу, где были бы четко сформулированы ее цели с учетом исторического развития России11.

Гражданские качества Вернадского глубоко проявились в 1891— 1892 гг., когда он активно участвовал в борьбе с голодом. Общение с крестьянами помогало узнать их нужды, способствовало осознанию единства со своим народом. Находясь в Вернадовке (небольшое имение в Моршанском уезде Тамбовской губернии досталось Вернадскому после смерти старшего брата), он записывает в своем дневнике: «Я как-то всем существом сознал, что мне дорог этот народ, что я неразрывная часть его».

Вернадский ведет активную культурно-просветительскую работу. Его не покидает мысль о достижении поголовной грамотности крестьянства. Задачи образования, повышения культурного уровня народа он рассматривает в неразрывном единстве с воспитанием в нем гражданских качеств. Весной 1892 г. Вернадский стремится наладить издание журнала, популяризирующего научные знания и выражающего «известное стремление положительных идеалов».

Особое место в общественной деятельности Вернадского занимала его земская деятельность. В 1892 г. он был избран земским гласным Тамбовского губернского собрания.

11 См.: Вернадский В.И. Основою жизни — искание истины // Новый мир. 1988. № 3. С. 211.

Критика самодержавных порядков вызывала соответствующую реакцию царской охранки. В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) сохранились материалы, свидетельствующие о наблюдении царской охранки за В.И. Вернадским, его семьей, коллегами, друзьями12. Московское охранное отделение подготовило ответ на запрос Департамента полиции Министерства внутренних дел о посетителях В.И. Вернадского (документ датирован 23 декабря 1890 г.). Ряд материалов относится к 1895 г. — о кружке, собиравшемся издавать дешевую «научно-образовательную библиотеку»; о благонадежности жены В.И. Вернадского в связи с ее намерением открыть в г. Москве воскресную школу.

В начале ХХ в. Вернадский активно включился в борьбу за автономию университета, которую он рассматривал как проявление и фактор демократии в обществе. В Записке «Об основаниях Университетской реформы» (1901) он изложил свой взгляд на принципиальные проблемы университетской жизни. Он считал необходимым учитывать менталитет университетской корпорации ученых, «по самой основе вещей» привыкших «иметь дело с свободной областью мысли, обсуждать с точки зрения разума все основы природных и общественных явлений, а тем более основы организации своего родного главного дела, своей alma mater». Считая невозможным политическое и административное давление на университет со стороны государства, Вернадский указывает на особый характер взаимосвязи между университетом и государством и обществом: «Университеты представляют особые организации, которые только частью своих интересов связаны с государством или обществом. Основы их строя покоятся в вечных областях мысли и истины... они могущественно влияют на государство и общество, до известной степени неизбежно отражают происходящие там течения, но в то же время имеют независимую от них вековую

13

жизнь, связанную с созидательным научным вековым трудом»13. По его мнению, университетская реформа должна предусматривать полную автономию университетской профессорской корпорации; четкое определение полномочий попечителя учебного курса; право студентов на создание своих организаций; ликвидацию инспекции с полицейскими функциями; расширение доступа в университет при предоставлении университету права определения условий приема; улучшение финансирования университета14.

12 См.: Сорокина М.Ю. Вернадский глазами царской охранки // Природа. 2003. № 11. С. 1-8.

13 Вернадский В.И. Об основаниях Университетской реформы. М., 1901. С. 16.

14 Подробнее см.: Леонова Л.С. Борьба В.И. Вернадского за автономию высшей школы России (дооктябрьский период) // Тысячелетняя история России. Проблемы, противоречия и перспективы развития. М., 2004. С. 138-160.

Революция 1905—1907 гг. — целая эпоха в общественно-политической биографии В.И. Вернадского. «Жизнь заставляет, и теперь она не дает уйти в тихую научную и философскую работу, к которой все влечет меня, и вызывает на общественное дело»15, — пишет он Я.В. Самойлову. В фонде В.И. Вернадского архива Российской Академии наук имеется большой пласт разнообразных материалов, свидетельствующих о его внимании к различным сторонам общественной жизни в 1905—1907 гг., о тщательном наблюдении за ходом событий в стране. В архиве — вырезки из газет («Московские ведомости», «Земство и провинция», «Русская жизнь», «Русские ведомости», «Речь» и др.), прокламации тех лет, обращения различных социально-политических сил к гражданам России, к властям, резолюции съездов и других форумов представителей различных общественно-политических слоев и групп, материалы, связанные с выработкой Положения об Учредительном собрании и других законодательных актов, документы, касающиеся создания конституционно-демократической партии, разнообразные материалы, связанные с работой научных организаций и содержащие их оценки развертывающихся событий, переписка с родственниками, коллегами и др.

В октябре 1905 г. была образована партия конституционных демократов. В.И. Вернадский — ученый с мировым именем, последовательный борец за демократизацию высшей школы, земский деятель, член Государственного совета Российской империи, имел большой авторитет и среди ученых, и среди политиков. Государственное мышление, талант и эрудиция ученого, высокие нравственные качества определяли постоянное делегирование его в ЦК — высший руководящий орган кадетской партии. На учредительном съезде партии (12—18 октября 1905 г.) он был избран в состав ЦК, в состав Московского комитета партии и в состав редакционного комитета, созданного при ЦК для рассмотрения издаваемой партией литературы. Вернадский входил в состав культурной комиссии, сформированной ЦК в январе 1906 г. по решению второго съезда партии кадетов16. 3 июня 1906 г. он был введен в состав комиссии по международным отношениям, которой было поручено разработать соответствующий раздел программы кадетов17. 30 сентября 1906 г. ЦК поручает комиссии «по сношениям с иностранными органами печати», в которую рекомендован Вернадский, разработать программу деятельности и представить доклад ЦК18.

15 Страницы автобиографии... С. 202.

16 Протоколы Центрального комитета конституционно-демократической партии 1905-1911 гг. Т. 1. С. 48.

17 Там же. С. 79.

18 Там же. С. 133.

1 февраля 1907 г. ЦК поручает Вернадскому подготовить доклад «об университетском вопросе». 4 марта 1907 г. ЦК обсуждает вопрос «о более близкой связи с примыкающими к к.д. парламентскими фракциями» и уполномочивает Вернадского вести переговоры от имени ЦК «с украинцами»19.

В апреле 1906 г. Вернадский был избран членом Государственного Совета от Академии наук. Статус члена Государственного совета не помешал Вернадскому выступить с критикой принципов формирования Совета, его социального состава, внутреннего регламента, не согласующихся с задачами демократического реформирования России и перспективой конституционного устройства страны. Вернадский оценил реорганизованный Государственный совет «с точки зрения государственной целесообразности» как «одно из самых неудачных и самых бесцельных созданий бюрократического законодательного творчества последних месяцев»20. Он считает, что «патриотизм и сознание государственного блага» должны быть выше узких классовых и сословных интересов, выше мелких личных интересов членов Государственного совета.

Публицистическая деятельность Вернадского в годы революции носила ярко выраженный общественно-политический характер. В.И. Вернадский регулярно публиковал статьи, в которых поднимались актуальные вопросы общественной жизни. Только в газете «Новь», по подсчетам В.П. Волкова, за полгода ее существования в 1907 г. Вернадский опубликовал 20 передовых статей21.

В идейно-политическом наследии Вернадского революционных и послереволюционных лет большое место занимает проблема российского парламентаризма. Он характеризует особенности создания, характер и опыт деятельности российского парламента, верхней и нижней палат.

Много внимания уделяет он партии кадетов — целям ее деятельности в Думе, средствам реализации программы, участию в избирательных кампаниях, блокировке кадетов с другими оппозиционными силами. Вернадский был уверен, что именно Партия народной свободы обладает программой, «верно отвечающей историческим условиям русской жизни» и способна, придя к власти, осуществить программные требования.

Роспуск Думы в 1906 г. Вернадский расценивает как «акт безумия и самоубийства»22. Он участвует в редактировании подготовленного П.Н. Милюковым «Выборгского воззвания». Депутаты призвали население в знак протеста против разгона Думы к неповиновению

19 Там же. С. 171, 188.

20 Вернадский В.И. Публицистические статьи. М., 1995. С. 68.

21 Там же. С. 15.

22 Страницы автобиографии... С. 213.

власти — предлагали прекратить выплату налогов, не признавать займов правительства, не являться новобранцам на призывные пункты и т.д. до тех пор, пока не будут объявлены выборы во вторую Государственную думу.

Вместе с коллегами по академической курии Вернадский подал официальное заявление о выходе из Государственного совета.

11 июля 1906 г. в письме Н.Е. Вернадской он пишет: «.я думаю, что теперь начнется битва, которая, в конце концов может вызвать гораздо более коренное изменение строя России, чем предвиделось несколько недель тому назад»23.

Начавшийся спад революционного движения сопровождался активизацией реакционных сил, террором, погромами. В своих статьях, отличающихся глубиной анализа политической ситуации, содержащих конкретные предложения по выводу страны из тяжелого кризиса, Вернадский размышляет о существующих в обществе вариантах преодоления «смуты и анархии». Одна из идеоло-гем, по его мнению, заключается в «идеализации прошлого». Согласно ей, прежняя практика государственного бытия должна сохранить свое неизменное значение, жизнь государства должна идти и впредь по тому же пути, по которому так долго совершалось развитие Российской империи. В стремлении подавить народное движение, направленное против старого режима, власть вступила на путь террора, принявшего огромные масштабы. Однако «великое народное движение» «не может быть остановлено такими примитивными, хотя бы жестокими и ужасными средствами»24. Но если сторонники старого строя «раздавят движение», «не подорвут ли они в случае успеха все живые силы страны?»25 — ставит вопрос Вернадский.

Вторая идейно-политическая платформа — это платформа социалистических партий. Следуя ей, пишет Вернадский, надо захватить власть, установить диктатуру тех классов населения, в интересах которых должен быть изменен государственный и общественный строй. «Достигнуть этого, как всякой диктатуры, можно только силой, путем вооруженного восстания или террора». Вернадский осуждает насильственные действия, запрограммированные левыми политическими силами, сомневается в их позитивном результате. «Не приведут ли они в конце концов к бесцельной гибели живых сил русского народа, к торжеству темных сил реакций? Не работают ли они в конце концов. на пользу идеологов прошлого?»26.

23 Там же.

24 Вернадский В.И. Публицистические статьи. С. 58.

25 Там же. С. 59.

26 Там же. С. 59-60.

Вернадский предлагает свое решение выхода страны из кризиса: «На больной вопрос общественной этики, что должен делать отдельный человек для того, чтобы помочь стране выйти из бедствия, чем он может помочь общей беде — .ответ один: он должен войти в политическую партию, он должен участвовать в ее работах, в ее деятельности.

В конечном результате совместной работы всех партий получается политическая организация народа, та сила, которая в конце концов совершенно реорганизует государство, придает ему новую форму, в которой задачи и цели государственной политики определяются волей организованного народа. Чем энергичнее будет организация партий, чем шире она охватит русскую жизнь, тем скорее и полнее прекратится анархия»27. Неучастие в выборах Вернадский считает противообщественным явлением, а о занявших такую позицию гражданах пишет, что они «живут иностранцами в своем отечестве». До осознания ими необходимости вступления в какую-либо политическую партию «они должны решать практический вопрос выборов. С нравственной точки зрения для них здесь один выход — на этот момент они должны войти в ряды политических партий, подать голоса по их спискам и по их указаниям. В этом теперь патриотический долг каждого русского гражданина». Вернадский высказывает свою точку зрения на причины игнорирования частью населения избирательной кампании: «...трудно отнестись к этому противообщественному явлению с достаточно сильным осуждением. Это порождение долгого рабства, результат векового, развращающего действия бюрократии на широкие слои русского общества»28. Вернадский апеллирует к гражданским обязанностям, нравственному долгу населения, постоянно подчеркивая, что «от того, как мы поведем себя в эти месяцы и годы, во многом зависит будущее нашей страны», что «может быть никогда еще не стояла перед отдельным человеком такая ответственная нравственная задача, какая стоит теперь перед нами. Ибо теперь. мы участвуем в строении будущего, кладем камни сооружения, которое определит судьбу поколения». «Общее благо должно стоять впереди личных интересов и привычек»; «.нередко один голос решает судьбу выборов.», — пишет Вернадский. Призывая народ вступать в политические партии, он сознавал невозможность объединения всего народа в одну партию, нереальность ситуации, когда бы весь народ «имел одну мысль и одну душу, — партий будет несколько»29.

27 Там же. С. 61.

28 Там же. С. 66-67.

29 Там же. С. 63-64.

Публицистическая деятельность Вернадского в годы революции 1905-1907 гг. — страстный призыв к сохранению Думы. Возможный роспуск новой Думы Вернадский отождествляет с государственным переворотом, предупреждает о его последствиях. Он осуждает «придворные и дворянские круги», заинтересованные в роспуске Государственной думы. Глубокая боль сквозит в его словах о возможном падении государственного могущества страны, ее авторитета в мире: «В пылу партийной борьбы правые не останавливаются перед медленной распродажей государственного достояния. Они забывают об интересах государства, защищая мелкие — по существу — интересы своего класса или сословия. Неужели нам предстоит перейти через унижение иностранного вмешательства? Лица, ищущие денег у иностранных банкиров для того, чтобы с помощью этих денег произвести в стране государственный переворот, способны на все. В их руках судьба России находится в огромной опасности»30.

В публицистике Вернадского 1908-1916 гг. значительное внимание уделяется проблемам высшей школы, которые рассматриваются во взаимосвязи с ситуацией в стране, политикой власти, действиями партий. Эффективность государственного управления, военную мощь России, ее независимость, благосостояние населения Вернадский ставил в прямую зависимость от уровня образованности стоящих у власти людей, понимания ими значения образования и науки в жизни страны. На мировой арене с каждым годом все больше и больше значения приобретает научное знание, пишет он, и в борьбе государств и рас побеждает тот, кто является более образованным, более владеющим научной техникой и научной мыслью нашего времени31.

Он вновь напоминает русскому обществу о роли образования в развитии страны, в обеспечении ее безопасности и авторитета. Спасение России, считал Вернадский, заключается в расширении образования и знания. «Каждый удар высшей школе, каждое стеснение ее автономии есть удар национальной силе, есть удар русской культуре. Ибо высшая школа совершает национальную работу первостепенной важности: в ней сосредоточивается работа и куется все будущее великого народа.

В ней слагается молодое поколение — будущее России; она распространяет знания в стране. Но в ней сверх того сосредоточивается работа нации в области научной мысли и научного искания. Страна, которая не работает самостоятельно в области научной

30 Там же. С. 161.

31 Вернадский В.И. Публицистические статьи. С. 173.

мысли, которая только усваивает образование — чужую работу — есть страна мертвая.»32.

В феврале 1911 г. в знак протеста против введения полицейского режима в Московском университете Вернадский вместе с большой группой ученых ушел из университета. В сентябре 1911 г. он переезжает в Санкт-Петербург, где сосредоточивается на научной деятельности в Академии наук. 12 марта 1912 г. его избрали ординарным академиком по минералогии Санкт-Петербургской Академии наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Служение науке всегда было для Вернадского выполнением гражданского долга, делом государственной важности.

В годы Первой мировой войны научная и общественная деятельность Вернадского тесно переплетались. Он активно работает в созданной по его инициативе Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), являясь председателем Совета этой комиссии. Продолжается его деятельность в Тамбовском земстве. В сентябре 1915 г. он вновь становится членом Государственного совета.

Уже вскоре после начала войны стало ясно, что Россия испытывает дефицит сырья, необходимого для обороны, для поддержания жизнедеятельности тыла. «Необходимо знать, где в России можно найти или где надо искать вольфрам, молибден, серный колчедан, серу, свинец, селитру и т.д. — все те продукты, которые раньше ввозились к нам из ныне вражеских стран или шли через них в сыром виде или в форме продуктов, для получения которых они являются необходимыми»33.

Отчетливо сознающий научный потенциал России, ее природные богатства, Вернадский не приемлет ситуации, когда Россия оказывается в качестве сырьевой базы западных стран. Он отмечает, что, например, «платиновые руды доставляются на мировой рынок почти исключительно Россией», а «обработка их производится почти только на Западе в Англии, Франции и Германии». «Такое положение дел не только неправильно с чисто хозяйственной государственной точки зрения, оно неправильно и с точки зрения интересов научного знания, роста научной мысли и научной работы в России... Неиспользование этих возможностей для собственной научной работы государства наносит огромный ущерб культурной работе составляющей его нации, не меньший (если не больший), чем предоставление иностранцам исключительного использования принадлежащих стране естественных богатств»34.

32 Там же. С. 169.

33 См.: Вернадский В.И. О ближайших задачах Комиссии по изучению производительных сил России. Пг., 1915. С. 3.

34 Страницы автобиографии. С. 282.

Ставя задачу составления и издания сборника материалов, содержащих оценку «белого угля, руд, источников, животных и растительных продуктов нашей страны», Вернадский преследует также цель активизации гражданских качеств народа, воспитания в нем сознательного отношения к проблемам, вставших перед Россией.

26 февраля 1917 г. ряд членов Государственного Совета и среди них Вернадский послали царю в Ставку телеграмму, в которой предлагали Николаю II отречься от престола, сместить правительство и передать власть Временному комитету Государственной думы. Вернадский считал Временное правительство демократическим. Он призывал соотечественников к гражданской ответственности, организованности, объединению в политические партии. Вернадский резко осуждал политику большевиков, направленную на переход всей власти к Советам, обострявшим социальное и политическое противоборство.

В марте 1917 г. Вернадский вновь был избран ординарным профессором Московского университета по кафедре минералогии и геологии. Указом Временного правительства от 11 августа 1917 г. он был утвержден в должности товарища министра народного просвещения. Он проявляет инициативу в создании новых учебных и научных центров, широкой организации внешкольного образования. Основной тезис его выступлений по вопросам науки и образования — государственные интересы России, государственное строительство и научные искания, научная работа неразделимы.

В Октябрьской революции Вернадский увидел разрушительную, а не созидательную силу. По мнению ученого, в стране развертывалась «небывалая в истории катастрофа или, может быть, новое мировое явление»35. В записях 1917 г. нашли отражение боязнь анархии, опасение развала государства, кровавой междоусобицы, возмущение в связи с фактами уничтожения культурных ценностей, тревога за будущее России. Аналитический ум Вернадского позволил ему определить реальную расстановку классовых и партийно-политических сил в стране. Он отмечал, размышляя о событиях в Москве, что «в сущности, массы за большевиков», что, «несомненно, в большевистском движении очень много глубокого, народного», что «большевистское движение, несомненно, имеет корни в населении — в черни, толпе. Она не верит интел-лигенции»36.

Неоднократно возвращался Вернадский к мысли о том, что русский народ не подготовлен к жизни в условиях демократии. И в контексте тревожных размышлений — оптимистическая нота: «Вместе

35 Вернадский В.И. Из дневников октября-ноября 1917 г. // Огонёк. 1990. № 49. С. 13.

36 Там же. С. 13, 14.

с тем и очень ясно чувствую силу русской нации, несмотря на ее антигосударственное движение. Что бы ни случилось в государственных формах, великий народ будет жить»37. Вернадский убежден, что поворот в развитии России в 1917 г. настолько «глубок, что то, что за ним сохранится, само по себе огромно38. 6 ноября 1917 г. он фиксирует в своем дневнике: «Думается о новых научных работах»39.

После Октябрьской революции Вернадский, чтобы избежать ареста, уезжает в Полтаву, где проживали родственники жены.

Несмотря на неприятие идей социализма и власти большевиков, одобрение белого движения, Вернадский после Октябрьской революции интенсивно занимается научной работой, отдавая свои знания на благо родины. В октябре 1918 г. он был избран первым президентом Украинской Академии наук, в октябре 1920 г. избирается ректором Таврического университета. Сразу же после избрания президентом АН он публично заявил о своем выходе из конституционно-демократической партии с мотивировкой, что глава Академии должен быть беспартийным, отказаться от политической деятельности.

Прервав политическую деятельность, Вернадский не мог отказаться от политических оценок происходивших событий. В его раздумьях значительное место занимает проблема российской государственности. Он убежденный сторонник сохранения единства России «в смысле великого государства, что является великим благом для общества». Он пишет: «Большое государство есть всегда явление в истории человечества прогрессивное, — а свободное большое государство дает такие возможности роста и влияния человеческой личности и такие удобства жизни, какие недоступны мелким формам государственности». Акцентируя внимание на проблеме «единой неделимой России», Вернадский подчеркивает, что это не старый, а новый лозунг. Речь идет о воссоздании России — «новой, великой, свободной и демократической с прочно владеющим землею крестьянством. Такой России еще не было».

Остро переживая русско-украинские распри, Вернадский выступает за русско-украинское единение как залог воссоздания единой, великой, неделимой России. «Культура украинская. вполне и целиком соединена с идеей единой и неделимой России и может найти в ее великих рамках полную возможность своего самого широкого проявления»40.

37 Вернадский В.И. Дневники 1917-1921. Октябрь 1917 — январь 1920. Киев, 1994. С. 32.

38 Там же. С. 43.

39 Там же. С. 32.

40 Век XX и мир. 1990. № 1. С. 26.

Вернадский выступает за национальное примирение, сплочение общества на базе служения русской культуре. В статье, посвященной памяти К.А. Тимирязева, он целенаправленно проводит эту мысль: «В тяжелые годы гражданской войны мы не можем и не должны рассматривать все явления жизни только со стороны злобы дня. Мы должны в разрозненной, разоренной, страдающей России искать не элементов вражды и разъединения, но элементов примирения и единства. Всем партиям и всем людям в пределах русской культуры должны быть дороги ее интересы; на этой почве может быть найдено общее и единое, которое должно связывать и обуздывать политических и социальных противников.

Всякий, кто глубоко подходил и жизнь свою отдавал служению русской культуре, знает, какая огромная мощь в ней скрыта. В ней мы должны видеть основной, спаивающий элемент нашего будущего, нашего возрождения. Ее работники должны стоять вне временного и преходящего, вне оценки их с точки зрения гражданских междоусобиц, ибо в их работе все наше спасение, все наше будущее»41.

Вернадский вспоминал в 1928 г.: «Я взял в это время (будучи ректором. — Л.Л.) определенный путь — не разбирая красных и белых помогать всем: массу [людей] принял, не разбирая, по старым студенческим билетам — и красных (из армий) и белых (оставшихся) — в первые 3 дня — до 700 человек. Никто не пострадал — не из тех, не из других»42.

Вернадский резко осуждал «красный террор», но призывал не к мести, а к «нравственному возрождению».

Вернадский видит новую Россию единым и великим государством, федеративным или с автономными провинциями. Он противник любой диктаторской власти и не мыслит эффективного развития государства «при бесправном de jure или de farto — положении творческих производительных сил страны, из них главнейшие — крестьянство и интеллигенция»43.

Реалии гражданской войны приводят Вернадского к выводу о невозможности реставрации дореволюционных порядков: «старая Россия не вернется», «мечтать о реставрации могут только люди, абсолютно лишенные чутья реальной действительности» (ноябрь 1920 г.).

После установления в Крыму советской власти (ноябрь 1920 г.) ректорская работа Вернадского продолжалась недолго (по февраль

41 Вернадский В.И. Памяти проф. Климента Аркадьевича Тимирязева // Филимонов С.Б. Интеллигенция в Крыму (1917—1920): поиски и находки источниковеда. Симферополь, 2006. С. 104.

42 «Чувство такое, что мы на вулкане». Из дневника В.И. Вернадского. 1928 г. // Исторический архив. 1999. № 1. С. 182.

43 Век XX и мир. 1990. № 1. С. 26; 1989. № 6. С. 42.

1921 г.). Революционное правительство отстранило его от этой должности как политически неблагонадежного.

Вчитываясь в дневники Вернадского, отражающие его жизнь в годы гражданской войны, невозможно не поражаться не только широте его научного и культурного кругозора, непреодолимой тяге к научным изысканиям, но и умению вести научную работу в любых условиях, независимо от ситуации — политической, военной, бытовой и т.д., стремлению поставить результаты научных исследований на службу своей стране, во имя воссоздания и укрепления Российского государства, во имя его будущего. 11 августа 1918 г. он писал: «Война становится поистине мировой, а Россия, пока поверженная в прах, объектом ее. А между тем я ясно чувствую, что в конце концов она является силой гораздо более значительной, чем это многие считают»44. В конце декабря 1919 г. он размышляет: «Исполняю свой долг доведения до конца дела исследования Азовского моря, но не очень верю в успех при нынешнем положении фронта. Однако, по существу, я считаю правильным производить такое исследование даже при тяжелом положении фронта: 1. война междоусобная, следовательно, каждая власть, обе борющиеся стороны должны охранять и поддерживать центры культурной работы страны. 2. нельзя откладывать исполнение таких задач, как поднятие производительных сил на после установления нормального порядка вещей. Этот порядок, может быть, установится через годы»45.

Вернадский думал о России, верил в ее будущее даже тогда, когда она была разорена, разделена на части, когда она была охвачена гражданской войной, когда в стране были холод и голод. Показательной в этом отношении является его реакция на начатую Крымревкомом реорганизацию Таврического университета, а по сути — ликвидацию университета в его классическом понимании: упразднение гуманитарных факультетов, дробление других факультетов с целью придания им прикладного характера, проверку политической лояльности преподавателей и студентов. Вернадский адресует в январе 1921 г. развернутую Записку о сохранении Таврического университета «правительству Крыма». Он доказывал необходимость фундаментальной подготовки студентов, убеждал не исходить из интересов минуты, развивая только прикладную науку, которая «кажется в данный момент политическим деятелям практически важной», предупреждал: «то, что сегодня не имеет значения в приложении к жизни, завтра может явиться самой насущной ее потребностью». «И было бы величайшей ошибкой для всякого

44 Вернадский В.И. Дневники. 1917-1921. С. 120.

45 Там же.

народного правительства, вырывая из всей науки ее часть, давать народу полузнание как раз в тот момент, когда можно дать ему полное знание».

Вернадский резко возражал против «уничтожения» факультета общественных наук и философско-словесного. Он доказывал, что «установление нового социалистического или коммунистического строя требует систематического и непрерывного научного изучения всех основных вопросов, связанных с этим строем, что только в этом случае возможно правильное влияние «на научное мировоззрение и научную мысль»46.

Возвратившись в апреле 1921 г. в Петроград, Вернадский отдает все свои силы научной работе. 4 июля 1921 г. на его квартире был произведен обыск (изъят ряд писем и бумаг), а сам он был арестован, но вскоре освобожден.

Летом 1922 г. Вернадский уезжает по приглашению в Париж для чтения лекций по геохимии в Сорбонне. Три с половиной года он занимается там научными изысканиями и педагогической деятельностью.

В этот период он окончательно склоняется к пересмотру своих кадетских взглядов. Тогда же укрепляется и вера Вернадского в возрождение России. В письме И.И. Петрункевичу — единомышленнику-кадету он пишет 15 ноября 1924 г.: «.в политическую работу я не вмешиваюсь. И мое неучастие в политической борьбе основано на моей критике прошлого и на сознании, что всякая культурная и бытовая работа в данный исторический момент гораздо важнее»47. В 1923 г. он писал: «... ни в каком случае нельзя было соединяться в действиях с социалистической по партийности или с социалистической по существу толпой. «Демократия» социализма и «демократия», о которой мы говорили, была разная. Я вижу в прошлой своей политической деятельности большие ошибки: видел опасного врага культурной работе не там, где он был.»48.

Письма Вернадского к Петрункевичу окрашены пессимизмом в отношении идейной, моральной, политической обстановки в России. Однако его настрой меняется, когда речь заходит о научной жизни в стране, преобразованиях в сфере культуры. Он горд и одновременно удивлен тем, что в России в ряде областей науки, несмотря ни на что, «получаются крупные результаты, совершенно сравнимые с работой Запада» (21 августа 1924 г.). И дальше: «Любопытны указания — которые я имею с разных сторон — в области точного знания — на появление молодых талантов из народ-

46 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989. С. 570.

47 Вернадский В.И. «Я верю в силу свободной мысли.». Письма В.И. Вернадского И.И. Петрункевичу // Новый мир. 1989. С. 207.

48 Там же. С. 209, 210.

ной страны [среды]. Может быть, в этом главная возможность возрождения. Если действительно на смену идут новые силы — а факты, к моему совершенному удивлению, как будто начинают на это указывать, — возрождение России может совершиться скорее, чем я думаю». «Когда говоришь с некоторыми из приезжающих. видишь, что они говорят о «чуде» — о будущем расцвете. Едва ли может быть расцвет в связи со всякой революцией, а особенно с такой, как коммунистическая. Но, по-видимому, страна справляется с этим несчастьем духовно лучше, чем я думал.». «В силу свободной мысли я верю как в единственную реальную силу, более могущественную, чем мы это думаем в политических наших расчетах». Ведущаяся в стране научная работа была для Вернадского «глубоким признанием жизненной силы нации». «Всюду сообщают о страстном стремлении к знанию и его исканию при невероятных трудностях жизни. И, несомненно, среди этих людей есть люди низов, которые вышли на поверхность благодаря революции» (январь 1925 г.) 49.

Вернадский продолжал: «Вы чувствуете огромный исторический сдвиг: для меня ясно, что вековое — поколениями шедшее — стремление народа освободиться от помещиков — навсегда — и получить землю исполнилось».

«Огромно и интересно решение национального вопроса. Вся азиатская Россия находится в очень сильном движении»50.

В раздумьях Вернадского о судьбе своего Отечества — сомненья, противоречия, пессимизм, оптимизм. Любовь к Родине, гражданская совесть, убеждение в силе творческой личности определяют поведение Вернадского в этот сложнейший исторический период.

Вернувшись в начале марта 1926 г. в СССР (в Ленинград), Вернадский активно включился в научную жизнь. Он полон творческих планов. Основное место его работы — Государственный радиевый институт и КЕПС. Он проявляет инициативу в восстановлении работы Комиссии по истории знаний, замершей в связи с его командировкой, участвует в работе Геологического съезда. Неуклонно возрастает его авторитет среди мировой научной общественности. Он подчеркивает необходимость при осуществлении научных работ принимать во внимание «интересы нашей страны и нашего народа». Широкая организация исследовательской работы «в области прикладного к жизни знания», по мнению Вернадского, особенно необходима по двум соображениям: «Во-первых, в связи с тем, что в нашей стране сейчас идет — в небывалом масштабе — опыт создания и действования государства и быта на новых социалистических основаниях. Во-вторых, потому, что годы

49 Там же. С. 214, 218.

50 Там же. С. 218, 220.

войны, междоусобия, связанные с этим годы голода и обнищания требуют в нашей стране особого напряжения сил в общей работе над подъемом глубоко потрясенного народного благосостояния. Необходимо быстро увеличить народное богатство нашей страны». В феврале 1930 г. Вернадский напишет: «Социальный опыт нашего масштаба может быть удачен, если к его проведению будут привлечены не только люди огромной воли, но и люди науки, люди ума, знания и таланта»51.

Все его дела, выступления, статьи — свидетельство глубокой и искренней заботы о престиже СССР, о настоящем и будущем родной страны.

В начале 1930-х гг. творчество Вернадского, пытавшегося сопротивляться вмешательству партийно-государственного аппарата в работу Академии наук, стало объектом предвзятой критики. Утверждалось, что теории и прогнозы Вернадского «объективно» «отражают и укрепляют позиции классовых врагов, позиции международной буржуазии, с ненавистью стремящейся выбить из рук пролетариата основные рычаги науки, необходимые для социалистического преобразования общества»52. Как писал впоследствии Вернадский, вмешательство «малообразованных философов» задержало работу Радиевого института, который он возглавлял, года на два»53.

Убежденный приверженец свободы мысли, идей права, веры в самоценность свободной личности, Вернадский многое не принимал в политической жизни, идеологии тех лет. Так, в письме В.М. Молотову 17 февраля 1932 г. он отмечает, что не является сторонником ни капиталистического («Я идеологически чужд — был и есьм — основам капиталистического строя и всю жизнь стоял — и стою — на стороне угнетенных народных масс»), ни «социалистического или коммунистического, в частности, строя» и считает, что «реально выявится нечто новое»54.

От имени Вернадского неотделима разработка проблемы радиоактивности, атомной энергии. На разных этапах своей деятельности он стремился привлечь внимание правительства, общества, научной корпорации к этим вопросам. Патриотический пафос пронизывает его выступление на Общем собрании Академии наук 29 декабря 1910 г. Убежденный в том, что будущее принадлежит атомной энергии, что работа в этом направлении «имеет общече-

51 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. С. 382, 383, 580, 581.

52 Под знаменем марксизма. 1931. № 7-8. С. 203; Известия АН СССР. Сер. 7. 1932. № 4. С. 586.

53 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991. С. 250.

54 Вернадский В.И. Из писем разных лет // Вестник Академии наук СССР. 1990. № 5. С. 89-90.

ловеческое значение», Вернадский в то же время обращает внимание на силу государств, в которых будет изучена эта проблема. «Ибо владение большими запасами радия даст владельцам его силу и власть, перед которыми может побледнеть то могущество, какое получают владельцы золота, земли, капитала.

Для нас совсем не безразлично, кем они будут изучены. Они должны быть исследованы нами, русскими учеными. Во главе работы должны стать наши ученые учреждения государственного или общественного характера»55. В предвоенное время он принимает меры, касающиеся недопущения отставания СССР в этой области от других стран.

В 1937-1938 гг. были арестованы родственники, друзья, коллеги, ученики Вернадского. Записи в дневниках отражают его восприятие морально-политической атмосферы тех лет. Он пишет о ложных доносах, страхе тех, кто был знаком с арестованными, травле ученых, гибели целых научных направлений, фальши политических процессов, лести и подхалимстве к власть имущим, невиновности знакомых ему людей, нервных стрессах под влиянием террора, «о терроре, разрушающем основу страны как безумии» и т.д. 56

Вернадский видел, что наряду с утверждением новых форм жизни, обогащением ее содержания в обществе шли процессы, несовместимые с провозглашаемыми социалистическими принципами. Беззаконие, приоритет «политических качеств» кадров перед деловыми порождали соответствующий подход к их подбору, формировали психологию, снижавшую возможности творчества из-за боязни высказать оригинальные мысли, принять на себя ответственность.

Сложившиеся в стране порядки Вернадский критиковал с позиции патриота своей Родины, будущее которой ему «дорого и велико»57. «Интересы народных масс — во всем их реальном значении (кроме свободы мысли и свободы религиозной) — стоят действительно в основе государства». «Тревога в том, в здравом ли уме сейчас власть — беспечная власть, делающая нужное и большое дело и теперь его разрушающая, может иметь пагубное значение для всего будущего»58. По мнению Вернадского, в стране «двойное на словах правительство — Центральный Комитет партии и Совнарком. Настоящая власть — Центрального Комитета партии, и даже диктатура Сталина»59.

55 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. С. 219.

56 Вернадский В.И. Дневник 1938 года // Дружба народов. 1991. № 2, 3; Он же. Дневник 1939 года // Дружба народов. 1992. № 11, 12.

57 Вернадский В.И. Дневник 1939 года // Дружба народов. 1992. № 11-12. С. 19.

58 Вернадский В.И. Дневник 1938 года // Дружба народов. 1991. № 2. С. 240.

59 Вернадский В.И. Коренные изменения неизбежны. Дневник 1941 г. // Новый мир. 1995. № 5. С. 215.

Особенно угнетал Вернадского «деспотизм» в духовной жизни, «в области непризнания идей свободы» — свободы совести, слова, научного, философского, религиозного искания. Этот гнет «может разложить и уничтожить то, что сейчас создается нового и хорошего».

Великая Отечественная война советского народа, осознание роли СССР в разгроме фашизма укрепили патриотические позиции Вернадского. Никогда у него не было сомнения в победе СССР и гибели гитлеризма.

15 июля 1941 г. В.И. Вернадский обратился по радио к ученым Англии с призывом способствовать победе над общим врагом: «.Я глубоко убежден, что наш общий враг будет вскоре разбит и что справедливость восторжествует»60. Московское общество испытателей природы, президентом которого был академик Н.Д. Зелинский, а вице-президентом — В.И. Вернадский, обратилось через Королевское общество в Лондоне и Линнеевское общество к ученым-естествоиспытателям Великобритании с письмом, где также выражалась уверенность в разгроме фашизма: «.союз науки и культуры двух величайших стран мира будет всемерно способствовать скорейшему уничтожению гитлеризма, тяжелого кошмара всего человечества, и создает условия для счастливого расцвета науки и культуры во всем мире»61.

Под влиянием становления сильной советской государственности, уверенности в победе над фашистами Вернадский приходит к выводу о конструктивном потенциале большевизма: «Сейчас исторически ясно, что <большевики> несмотря на многие грехи и ненужные — их разлагающие — жестокости, в среднем вывели Россию на новый путь. Если — как я уверен — есть все основания думать, что борьба с Гитлером кончится победой, — исторически Ленин и Сталин стояли на правильном пути»62.

В письмах, дневниках Вернадский неоднократно поднимал вопрос о цене победы в Отечественной войне, считая, что она могла бы быть иной, если бы не массовые репрессии, в том числе и против военных кадров. Он пишет: «Крупные неудачи нашей власти — результат ослабления ее культурности: средний уровень коммунистов — и морально, и интеллектуально — ниже среднего уровня беспартийных. Он сильно понизился в последние годы — в тюрьмах, ссылке и казнены лучшие люди партии, делавшие революцию, и лучшие люди страны. Это сказалось очень ярко уже в пер-

60 Цит. по: Аксенов Г. Вернадский. М., 1994. С. 501.

61 Вернадский В.И. Публицистические статьи. С. 304.

62 Вернадский В.И. Дневники 1941—1949. М., 2010. С. 31.

вых столкновениях — в финляндской войне, и сейчас сказывается катастрофически»63.

Уверенный в победе, Вернадский в самые тяжелые годы войны думает о послевоенных перспективах страны. В письме к Б.Л. Лич-кову от 6 ноября 1942 г. он сообщает: «Я сейчас очень думаю о Записке, которую я представлю Академии о необходимости обсуждения вопроса о реконструкции страны после нашествия немецких варваров»64.

Вернадский возлагал большие надежды на трансформацию тоталитарного государства (каким было, по его мнению, советское государство) в демократическое. Он прогнозировал «коренные изменения» в развитии нашей страны в связи с победой в войне и влиянием союза с «англосаксонскими государствами — демократиями, в которых в жизнь вошли глубоким образом идеи свободы мысли, свободы веры и формы больших экономических изменений с принципами свободы»65.

Забота Вернадского о будущем страны, о развитии науки проявлялась у него и в стремлении сохранить научные кадры, которые потребуются в самом ближайшем будущем.

Находясь в эвакуации в Казахстане (г. Боровое), он составляет «Записку о необходимости возобновления работ урановой комиссии» и адресует ее 13 марта 1943 г. как заместитель председателя урановой комиссии Президенту АН СССР В. Л. Комарову, вице-президенту АН СССР А.Ф. Иоффе, председателю Урановой комиссии В.Г. Хлопину. В.И. Вернадский обосновывает необходимость немедленного восстановления деятельности комиссии и ориентирование ее «прежде всего на выяснение запасов урана, на систематическое искание новых месторождений и на организацию добычи достаточного количества урановых руд». Эту работу он считал «делом первостепенной государственной важности»66. До сих пор, отмечал Вернадский, «не выяснено нахождение у нас сколько-нибудь значительных необходимых для этой цели запасов урановых руд. Для меня ясно, что урановые руды должны существовать на территории нашего Союза, и надо быстро в этом же году их найти и организовать их добычу». Он видит «возможность использования урана для военных нужд», а также для «быстрой реконструкции последствий разрушений от гитлеровских варваров, произведенных в нашей стране. Для этого необходимо ввести в жизнь источники новой мощной энергии»67.

63 Там же. С. 59.

64 Цит. по: Личков Б.Л. Владимир Иванович Вернадский. М., 1948. С. 41.

65 Вернадский В.И. Дневники 1941—1943. С. 69.

66 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. С. 610-611.

67 Там же. С. 609-610.

Оглядываясь на пройденный жизненный путь, Вернадский делал вывод, что «пережил — как в науке, так и в жизни — огромные сдвиги»68.

Для Вернадского наука была неотделима от морали. Уже в начале 1920-х гг. он предвидел опасность, с которой связано овладение атомной энергией, предупреждал ученых об ответственности за последствия сделанных ими открытий. «Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до уменья использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука? Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества. Мысль и внимание должны быть направлены на эти вопросы. А нет ничего в мире сильнее свободной научной мысли!», - писал он в феврале 1922 г.69

* * *

Идут годы, но интерес к личности В.И. Вернадского не ослабевает. Вернадский жил и работал в эпоху, насыщенную величайшими историческими событиями. «Мы пережили такое удивительное время, значение которого далеко еще не понято»70, — отмечал он. В идейном наследии Вернадского отразились сложности и противоречия советской действительности.

Вернадский хотел видеть свою Родину великим, независимым государством свободных и образованных людей. Он всю жизнь неустанно боролся за свободу личности, свободу научной мысли, демократизацию науки и культуры, духовный рост общества. Работу в сфере науки Вернадский рассматривал как патриотическое служение. Он был патриотом, до конца дней своих работавшим на благо своей страны и народа. Какими бы ни были отталкивающими отдельные стороны советской жизни, для Вернадского Россия, СССР всегда оставались его Родиной. Он не стал ни сторонним наблюдателем при строительстве нового общества, ни эмигрантом. Он был со своим народом и активной научной работой, в которой видел мощный фактор укрепления государства, способствовал росту его экономического и культурного потенциала, обеспечению независимости, росту международного авторитета.

68 Вернадский В.И. Дневники 1941—1943. С. 59.

69 Вернадский В.И. Предисловие к книге «Очерки и речи» // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. С. 331-332.

70 Цит. по: Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. 1863-1945. М., 1982. С. 364.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аксенов Г. Вернадский. М., 1994.

2. Вернадский В.И. Pro et contra. СПб., 2000.

3. Козиков И.А. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, В.И Вернадский о России. М., 2011.

4. Леонова Л.С. «Я не могу уйти в одну науку..» Общественно-политические взгляды В.И. Вернадского. СПб., 2000.

5. Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. 1863—1945. М., 1982.

6. Никитенко С.М. Политические и гражданские взгляды В.И. Вернадского // Науч. труды Моск. гуманитарного ун-та. Вып. 103. М., 2009.

7. Ремизов И.Н. Патриотическое служение академика Владимира Ивановича Вернадского. Краснодар, 2005.

8. Филимонов С.Б. Интеллигенция в Крыму (1917—1920): поиски и находки источниковеда. Симферополь, 2006.

Поступила в редакцию 5 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.