Научная статья на тему 'Становление творческой личности Г. В. Вернадского'

Становление творческой личности Г. В. Вернадского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
670
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.В. ВЕРНАДСКИЙ / ЛИЧНОСТЬ / ЕВРАЗИЙСТВО / ЭМИГРАЦИЯ / G.V. VERNADSKY / PERSONALITY / EURASIANISM / EMIGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сутормин Сергей Олегович

Статья посвящена изучению жизни и деятельности выдающегося историка-евразийца Г.В. Вернадского. Особое внимание уделено субъективным и объективным факторам, повлиявшим на научное становление личности, прежде всего влиянию отца, В.И. Вернадского, на деятельность Вернадского-младшего. Этот аспект в свою очередь поможет осветить те или иные поступки историка, понять источники возникновения его евразийских и геополитических суждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the creative personality of G.V. Vernadsky

The paper is devoted to Eurasian historian G.V. Vernadsky (August 20, 1887 June 13, 1973). In the introduction the fundamental milestones of scientific formation of G.V. Vernadsky are given. The scholar grew in an environment that awoke his interest in intellectual work. His father, V.I. Vernadsky, substantially supported G.V. Vernadsky and helped him with determination of professional interests of the future scholar. Communication with outstanding historians, such as A.N. Savin, D.M. Petrushevsky, M.M. Bogoslovsky, A.A. Kizeveter, R.Yu. Vipper and V.O. Klyuchevsky influenced him, too. The Revolution of 1917 radically affected the further life of the historian, and his creative search. In 1917 he moved to Perm where he was elected the Professor of Perm University. When being there, G.V. Vernadsky paid attention to the subject of development of Siberia and Orthodoxy. Later Vernadsky moved to Simferopol where Byzantium became the sphere of his research interests, but there the scholar experienced some financial problems, and his father and friends helped to solve them. In 1920 G.V. Vernadsky emigrated from Russia to Constantinople, then to Athens, and in 1922 to Prague. He did not quit his research and teaching work, on the contrary, he deepened the subject of the research, especially concentrating on the relationship of Ancient Russia with the East. In 1923 the historian got acquainted with the leader of the Eurasian movement P.N. Savitsky whose ideas played the key role in G.V. Vernadsky's academic works. G.V. Vernadsky's first Eurasian work was published in 1923. ''Connection of Churches in Historical Reality'' was written for the collection ''Russia and the Latin''. In 1925 G.V. Vernadsky wrote two more articles ''Two Feats of Alexander Nevsky'' and ''The Mongolian Yoke in the Russian History'' published only in 1927. The detailed analysis shows that the articles sooner express patriotic views of the historian than the Eurasian ones. It should be noted that his father did not support Vernadsky in his participation in Eurasianism. As the subsequent letters show, V.I. Vernadsky, on the contrary, subjected the Eurasian aspect in historical works of the scholar to criticism. Despite the father's opinion, G.V. Vernadsky continued to study the history of Russia in the Eurasian course. For example, in 1927 G.V. Vernadsky's monograph ''The Outline of the Russian History'' was published. A remarkable fact is that this monograph has an article by P.N. Savitsky, ''Geopolitical Notes on the Russian History''. In his work G.V. Vernadsky fully reflected the concept Russia-Eurasia, applied the theory of ''developmental site'', and put forward two Eurasian schemes ''wood and steppe ratio'' and ''rhythmic of state-development process''. The same year the Eurasian scholar emigrated to the USA where a new stage of the historian's life began.

Текст научной работы на тему «Становление творческой личности Г. В. Вернадского»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 374. С. 110-113

УДК 930(092)

С.О. Сутормин

СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Г.В. ВЕРНАДСКОГО

Статья посвящена изучению жизни и деятельности выдающегося историка-евразийца Г.В. Вернадского. Особое внимание уделено субъективным и объективным факторам, повлиявшим на научное становление личности, прежде всего влиянию отца, В.И. Вернадского, на деятельность Вернадского-младшего. Этот аспект в свою очередь поможет осветить те или иные поступки историка, понять источники возникновения его евразийских и геополитических суждений.

Ключевые слова: Г.В. Вернадский; личность; евразийство; эмиграция.

Георгий Владимирович Вернадский (20 августа 1887 г. — 13 июня 1973 г.) — крупнейший отечественный, а затем и американский историк, внесший значительный вклад в изучение истории России, прежде всего в понимание процесса формирования географического и культурного пространства на территории Евразии. В настоящей работе анализируются основополагающие факторы творческого развития Г.В. Вернадского: условия воспитания, ближайшее окружение, уровень образования, заложившие основу научного круга интересов, а также взаимоотношения с отцом —

В.И. Вернадским, так как именно мнение отца было для Г.В. Вернадского определяющим в его научной деятельности.

Георгий Владимирович Вернадский родился в Санкт-Петербурге в семье ученого [1. C. 157]. Его отец Владимир Иванович уже в то время был широко известен как крупный специалист в области геологии и естествознания. На протяжении всей жизни отец давал советы и был замечательным другом своему сыну. Вот как вспоминает сам Г.В. Вернадский: «Под его влиянием я, будучи, кажется, еще в 5-м классе гимназии, заинтересовался геологией. Позже это увлечение сменилось интересом к истории» [2. C. 131]. Воспитанный в семье ученого, Г.В. Вернадский с юных лет испытывал уважение к интеллектуальной деятельности и научному творчеству. В 1889 г. семья Вернадских переехала в Москву. Здесь в 1905 г. Георгий окончил 5-ю Московскую гимназию с золотой медалью. Помимо этого, Вернадский-младший последовательно перепробовал традиционные для интеллигенции «искания»: кружок «самоусовершенствования», «хождение» к Льву Толстому в Ясную Поляну, дискуссии с социал-демократами [3. C. 322].

По окончании 5-й Московской гимназии, осенью того же года, он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где посещал курсы профессоров А.Н. Савина, Д.М. Петрушевского, М.М. Богословского, А.А. Кизеветтера, Р.Ю. Виппера. Большое впечатление на Вернадского произвели лекции В.О. Ключевского [2. C. 132]. Позднее Георгий назвал себя его учеником [3. C. 323]. В первый год обучения он выезжал в Германию во Фрейбургский университет для научных занятий и слушания лекций, где он увлекся идеями Генриха Риккерта. Там же окончательно оформилось желание молодого Вернадского посвятить себя науке. «С нетерпением жду начала университетских занятий, — писал он матери. — Ужасно рад возможности заниматься, и чувствую в себе достаточно твердости для научной работы» [3. C. 324].

Научным занятиям способствовали склонность Г.В. Вернадского к академическому, несуетному образу жизни, отсутствие публичного темперамента, он никогда не был лидером, скорее ведомым и, следовательно, не склонным к конфронтации, особенно с родителями [4. С. 91]. Отец, перед которым он преклонялся, был членом центрального комитета кадетской партии. Практически всю жизнь Г.В. Вернадский прислушивался к мнению своего отца. Например, в 1913 г. выходят первые его по замыслу «евразийские» работы, вызвавшие суровую критику академика Вернадского, который и в дальнейшем тщательно рецензировал все сочинения сына [4. С. 92].

Еще одной характерной особенностью творческой деятельности Г.В. Вернадского является изучение проблем распространения русских по евразийскому материку. В 1912 г. на материалах Московского архива Министерства юстиции (МАМЮ) он начал изучение истории Якутского края, которое должно было, по первоначальному замыслу, составить основу магистерской диссертации. Даже была намечена структура работы: «1. Открытие реки Лены и ее притоков и первые шаги русских на Лене до основания Якутского уезда. 2. Хозяйственная жизнь Якутского края приблизительно 1640—1650 гг. 3. Административная и всякая другая жизнь русских в Якутском крае за те же годы» [5. С. 11]. Запланированное исследование в полном объеме не было подготовлено. Но его первая часть легла в основу работ, посвященных «движению русского племени на восток» [6. С. 630]. Весной 1913 г. Георгий переехал в Санкт-Петербург, где познакомился и начал сотрудничать с С.Ф. Платоновым, под его руководством стал писать магистерскую диссертацию по теме «Русское масонство при Екатерине II» и одновременно собирал материалы, касающиеся отношений России с Востоком [2. С. 140-141; 6. С. 625-626]. Весной 1914 г. он получил звание приват-доцента Санкт-Петербургского университета [7. С. 27-28].

Вскоре в его судьбе произошел коренной перелом. Защита диссертации была назначена на 22 октября 1917 г., в Петербурге тогда царила атмосфера надвигающейся катастрофы, однако академическая среда жила своей автономной жизнью. Защита диссертации состоялась и прошла успешно. 25 октября Г.В. Вернадский выехал в Пермь, где его ждала жена и где сам он незадолго до защиты диссертации получил должность исполняющего обязанности профессора русской истории в местном университете. Лишь в Перми Г.В. Вернадский узнал, что в день его отъезда из столицы про-

изошел большевистский переворот, которого ни Георгий, ни его отец не приняли.

Некоторое время Пермский университет оставался в стороне от политических событий, как вспоминает сам Г.В. Вернадский: «В политическом отношении до средины зимы Пермь (и Пермская область) управлялась местным Советом Рабочих и Солдатских Депутатов и была автономна. Некоторые из декретов советского правительства принимались, другие отвергались. Большевики были в меньшинстве в Пермском совете, большинство были эс-эры и меньшевики. Так продолжалось до января 1918 года... вообще же говоря, я в Перми политической деятельностью не занимался» [2. С. 143]. Вернадский деятельно участвовал в становлении университетского образования на Урале, выполнял большой объем методической работы, содействовал созданию в университете «Общества “исторических”, философских и социальных знаний» [7. С. 27-28], в работе которого активно участвовал и редактировал первый выпуск трудов этого общества, где поместил, в частности, свою работу «Императрица Екатерина II и законодательная комиссия 17671768 гг.» [7. С. 28]. Попутно он изучал материалы по истории Урала и Сибири, овладел татарским языком: «В Перми - на пороге Сибири - возобновился мой интерес к Сибири, хотя я научно ей не успевал заниматься. Но я начал заниматься татарским языком у местного муллы» [2. С. 143].

В то время Пермь жила интенсивной церковнорелигиозной жизнью, здесь Г.В. Вернадский открыто и осознанно обратился к православным ценностям. В воспоминаниях ученый пишет: «В Перми я, можно сказать, вернулся к церкви. Во время моего студенчества в Москве и позже до 1917 года я как-то отошел от религии и церкви, хотя и не сделался атеистом и почти всегда ходил на 12 Евангелий и на Пасхальную заутреню» [2. С. 144]. Как отмечает Н.Н. Болховитинов, «Г.В. Вернадский протестовал против грубых антицер-ковных выпадов воинствующих атеистов и гонений на православие» [8. С. 44]. С ужесточением большевистского режима ученому пришлось скрываться от преследований ЧК, вот что сам Г.В. Вернадский пишет: «В мае 1918 года друзья меня предупредили, что ЧЕКА собирается меня арестовать» [2. С. 145].

В середине 1918 г. ему удалось выбраться в Москву, а оттуда - в Киев, где его отец В.И. Вернадский стал первым президентом Академии наук Украины [2. С. 146-149]. Георгий Владимирович Вернадский при содействии отца был избран профессором Симферопольского филиала Киевского университета и уехал в Крым. Но вскоре Крымский полуостров стал ареной жесточайшего вооруженного противостояния между красными и белыми, власть там не раз менялась. Г.В. Вернадский вспоминал: «В России уже начиналась гражданская война, подымалось против большевиков донское казачество, образовалась Добровольческая армия во главе с Деникиным. При таких условиях нельзя было думать о возвращении в Пермь, и я решил вызвать Нину в Киев и остаться на юге. Отец одобрил мое решение. Я предпочел Симферополь Екатерино-славу. Историко-филологический факультет Киевского университета избрал меня профессором Симферополь-

ского филиала. Затем этот филиал превратился в самостоятельный университет, названный Таврическим» [9. С. 103]. Г.В. Вернадский не мог не задумываться о причинах русской смуты, как считает историк Николаев Б.А.: «Г.В. Вернадский связывал данные события с нигилизмом интеллигенции, ее оторванностью от интересов основной массы народа» [5. С. 12]. Что же касается научной деятельности ученого в Крыму, то он пишет: «В Таврической ученой архивной комиссии я принял деятельное участие. Кроме преподавания я с увлечением изучал ордеры и письма Потемкина и другие материалы Тавельского архива и на основании их сделал несколько докладов на заседаниях архивной комиссии... Я продолжал свои занятия татарским языком у местного муллы» [9. С. 104-105]. В самом Симферополе в этот период времени власть переходила то в руки красной армии, то в руки белой армии, Г.В. Вернадский замечает: «Еще в конце существования крымского правительства в Крыму начались затруднения с продовольствием. При большевиках стало еще гораздо хуже. При добровольцах стало сначала немного лучше» [9. С. 106]. В Крыму ученый встретил некоторых давно знакомых друзей, в том числе Сергия Булгакова и М.И. Петрункевича, с которым еще в Москве у него сложились приятельские отношения [9. С. 106-107].

По примеру отца Г.В. Вернадский сотрудничал с администрацией генерала А. Деникина, а затем - барона П.Н. Врангеля. В сентябре 1920 г. он согласился принять должность начальника отдела печати в правительстве последнего [9. С. 110]. Но поработать ему в ставке Врангеля в Севастополе пришлось совсем недолго. Уже в октябре, после окончательного поражения белых, Вернадскому вместе с женой пришлось эвакуироваться. С.В. Рыбаков отмечает: «Если Вернадскому-старшему определенные гарантии от большевистских преследований давало его всемирно известное имя, то Георгий реальных шансов избежать репрессий не имел» [1. С. 162]. На протяжении 1920-1921 гг. Вернадский, находясь в Константинополе, испытывал тяжкую нужду. В августе этого года он записал в своем дневнике: «Тоска о России и боль в душе невыносимая» [1. С. 163; 9. С. 116].

Переезд в Афины дал возможность вернуться к научной деятельности, он стал работать в библиотеке Греческой археологической ассоциации, изучая источники по истории Византии. Конечно же, здесь присутствует определенное влияние отца, в одном из писем сыну В.И. Вернадский пишет: «Что касается общественно-политической деятельности эмиграции - она мне представляется ненужной и печальной. Корней в России нет: там идет свой процесс. Задача эмиграции: подготовка личностей и работа научная и культурная» [10]. Последующее мнение отца, высказанное в письме от 13 октября 1924 г., значительно направило творческие искания Г.В. Вернадского: «Я очень рад и твоему занятию Византией и твоему желанию слушать Нидер-ле - но я совсем не могу понять, отчего опять ходить около? Отчего не взять главной и прямой работой татарское нашествие? Ведь опять ты уходишь в сторону и не углубляешься в предмет...» [11].

В феврале 1922 г. Г.В. Вернадский перебрался в Прагу, где приступил к чтению лекций на русском

юридическом факультете Карлова университета. Здесь он издал курс лекций по российскому праву «Очерк истории права Русского государства ХУШ-ХЕХ вв.» [4. С. 94], ставший его первой книгой в эмиграции. В дальнейшем Г.В. Вернадский присоединился к евразийскому движению, близко сойдясь с его лидером П.Н. Савицким. Историк также установил доверительные отношения с такими известными евразийцами, как Л.Н. Карсавин, Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский [8. С. 37-38]. Статьи Вернадского внесли существенный вклад в развитие исторической концепции евразийства, но он не был сторонником чрезмерной политизации евразийского движения. Попутно Г.В. Вернадский принимал активное участие в работе семинара (а впоследствии института) известного историка средневекового искусства и византиниста Н.П. Кондакова [12.

С. 156]. В 1925 г. Н.П. Кондаков возглавил этот институт. Идеи Кондакова о взаимосвязи степной, византийской и славянской культур повлияли на исторические воззрения Г.В. Вернадского. С учетом его интереса к истории российской колонизации вполне естественным представляется присоединение Г.В. Вернадского к евразийскому движению - вопреки мнению отца, который не одобрял его участия в евразийстве. В одном из писем сыну В.И. Вернадский писал: «Я нисколько не сомневаюсь, что евразийцы (кстати, в Индии так называют метисов англичан) хорошие и, может быть, интересные люди — но они плохие мыслители — с неясной головой, с религиозно-философскими априориями - но самое главное — скучные и неживые, по статьям своим. По поводу Евразийства хочется еще отметить, что мне представляется странным и фактически и исторически неверным отождествлять православие и Россию» [13]. В следующем письме В.И. Вернадский делает замечание, которое указывает на его знакомство с научными замыслами сына: «Я особенно хочу в твоей исторической работе, чтобы ты отошел от публицистики, взял исследование крупной исторической эпохи и дал волю твоему художественному таланту. Конечно, всякий историк тенденциозен, отражает свою личность и свою эпоху - но углубленная работа над большим явлением и художественное воссоздание служат коррективом. А я боюсь, что твоя оценка чужих исторических работ (например, то, что ты не видишь слабости мысли евразийских произведений - за исключением Н. Трубецкого - или Лаппы) является недостаточно научной» [14].

Рождество и лето 1923-го, Пасху 1924-го Вернадские провели в Париже, где появляется возможность помочь друзьям и знакомым. Благодаря усилиям Г.В. Вернадского в Прагу приехали Н.П. Толь и о. Сергий (Булгаков), с которым Георгий Вернадский сблизился еще в Таврическом университете [4. С. 94-95]. Что же касается самой жизни в Париже, то из письма

В.И. Вернадского можно узнать, что сын испытывал серьезные материальные трудности и частично откладывал научную деятельность [13]. При этом в 1923 г. выходит в свет статья Г.В. Вернадского «Соединение церквей в исторической действительности» [15], написанная для сборника «Россия и латинство». Анализ данной работы показал, что статья содержит патриотические взгляды Г.В. Вернадского. Необходимо под-

черкнуть, что В.И. Вернадский ее не поддержал, а напротив, подверг конструктивной критике, которую выразил в письме сыну: «Меня поразило материалистическое обоснование происходившего; из твоей статьи получается впечатление, что основными пружинами были политические расчеты византийцев и других политических деятелей и злостные стремления к власти пап. Но если даже они воспользовались идейным течением — то ведь было все-таки и идейное течение! А оно исчезло в твоем изложении — идея единения церквей все-таки великая идея — но ее истории у тебя нет и ее деятелей в твоей статье не видно... С другой стороны, в твоей статье исчезло необходимое беспристрастие: если ты говоришь о гонениях и преследованиях православных, которыми достигалась уния, и упоминаешь о воссоединении XIX в., то нельзя скрывать пути — того же преследования и гонения униатов — таким было достигнуто это “воссоединение”» [14]. Конечно же, на дальнейшем научном творчестве Г.В. Вернадского отразилось это мнение Вернадского-старшего.

До 1925 г. Вернадские проживают в Збраславе, где появляются его первые ученики — А.Б. Эфрон и

С.Г. Пушкарев. В начале 1925 г. Вернадские переезжают в Прагу, в русский «профессорский дом» [4. C. 95], в этом же году историк выпускает несколько работ, одна из них «Два подвига св. Александра Невского» (1925) [16], другой, вышедшей в 1927 г. в «Евразийском временнике», является «Монгольское иго в русской истории» [17]. Как отмечает А.Н. Полухин, эта работа была написана значительно ранее, чем ее опубликовали [18]. В начале исследования ученый подвергает критике работу «La Russie en 1839», автором которой был маркиз де Кюстин. Данный факт доказывает, что Г.В. Вернадский не утратил патриотических чувств, а напротив, формирует их, постепенно приходя к евразийским идеям. Свидетельствует об этом следующий тезис, который в дальнейшем и направил историка к научным исканиям: «Развернувшаяся на великой восточно-европейской равнине, как особый культурный мир между Европой и Азией, Русь в XIII веке попадает в тиски, так как подвергается грозному нападению обеих сторон — латинской Европы и монгольской Азии. Предстояло выбирать между Востоком и Западом...» [16. C. 229, 230]. Безусловно, в этот период научного творчества на Г.В. Вернадского оказывает колоссальное влияние общение с П.Н. Савицким. Впоследствии историк во многом заимствовал и развивал евразийские идеи П.Н. Савицкого: они были ярко представлены в монографии Г.В. Вернадского «Начертание русской истории» (1927) [19].

Другая проблема, которая занимала Г.В. Вернадского в ранний период научного творчества, это проблема лидеров колонизационного движения русских в XVII в. В статье «Государевы служилые и промышленные люди», которую он сам считал наиболее серьезным среди своих первых сочинений, историк путем обстоятельного исторического анализа прослеживает соотношение двух основных колонизационных сил — частных и служилых людей. В этой статье Вернадский пытался также определить тип зависимости русских колоний (окраин) от метрополии (государственного центра). Его интересовал характер государствен-

ной администрации, действовавшей в Сибири, роль частных промышленных людей [20. С. 11-12]. С переездом Г.В. Вернадского в США (1927 г.) началась новая фаза его жизни. Благодаря стараниям его друзей М. Ростовцева и Ф. Голдера он получил место преподавателя в Йельском университете (вне состава профессуры). Поначалу он испытывал психологический дискомфорт, ощущая себя чужаком среди американ-

ских коллег, но, несмотря на все трудности, продолжал заниматься научной работой [6. С. 631].

Таким образом, Г.В. Вернадский прошел нелегкий, тернистый жизненный путь. Находясь в эмиграции, он не оставлял научной и преподавательской деятельности, продемонстрировав тем самым волевые качества, целеустремленность, упорство и трудолюбие, которые помогли ему добиться всеобщего признания как выдающегося историка.

ЛИТЕРAТУРA

1. Рыбаков С.В. Историк - евразиец Георгий Вернадский // Вопросы истории. 2006. № 11. С. 152-165.

2. Вернадский Г.В. Из воспоминаний // Вопросы истории. 1995. № 1. С. 129-148.

3. Дуровцев В.И., Соничева Н.Е. Георгий Владимирович Вернадский // Портреты историков: время и судьбы : в 2 т. Т. 1: Отечественная исто-

рия / отв. ред. Г.Н. Севостьянов и Л.Т. Мильская. М., 2000. С. 322-331.

4. СорокинаМ.Ю. Георгий Владимирович Вернадский // Природа. 1999. № 2. С. 89-103.

5. НиколаевБ.А. Вступительная статья // Вернадский Г.В. Русская история. М. : Аграф, 2001. С. 5-14.

6. Соничева Н.Е. Георгий Владимирович Вернадский // Историки России. Биографии / сост., отв. ред. А.А. Чернобаев. М. : Российская полити-

ческая энциклопедия, 2001. С. 625-641.

7. Ажврас Н.Н., Серебрякова И.И. Г.В. Вернадский: в контексте творческой судьбы. Евразийство и культура // Вестник Библиотечной Ассамб-

леи Евразии. 2007. № 1. С. 26-32.

8. Болохвитинов Н.Н. Русские ученые - эмигранты (Г.В. Вернадский, М.М. Карпович, М.Т. Флоринский) и становление русистики в США.

М. : Российская политическая энциклопедия, 2005. 142 с.

9. Вернадский Г.В. Из воспоминаний // Вопросы истории. 1995. № 3. С. 103-121.

10. Письмо Г.В. Вернадскому от В.И. Вернадского от 09.VI.1923. Paris, Rue Toullier // Публикация и примечания к.и.н. М.Ю. Сорокиной. URL: http://arran.m/mdex.php?page=publications/vemad/vemad3&ARFOND=3fssf4n7vuj14n0yj9qarpdnu7 (дата обращения: 26.01.2013).

11. Письмо Г.В. Вернадскому от В.И. Вернадского от 13.XI.1924. Bourg la Reine (Seine). Rue du Chemine de fer // Публикация и примечания к.и.н. М.Ю. Сорокиной. URL: http://arran.m/mdex.php?page=publications/vemad/vemad3&ARFOND=3fssf4n7vuj14n0yj9qarpdnu7 (дата обращения: 26.01.2013).

12. Соничева Н.Е. Вернадский Г.В. Соединение церквей в исторической действительности // Вопросы истории. 1994. № 7. С. 156-158.

13. Письмо Г.В. Вернадскому от В.И. Вернадского от 01.VIII.1924 г. Париж, Rue Toullier // Публикация и примечания к.и.н. М.Ю. Сорокиной. URL: http://arran.ru/index.php?page=publications/vemad/vemad3&ARFOND=3fssf4n7vuj14n0yj9qarpdnu7 (дата обращения: 26.01.2013).

14. Письмо Г.В. Вернадскому от В.И. Вернадского от 15.IV.1925 // Публикация и примечания к.и.н. М.Ю.Сорокиной. URL: http://arran.m/mdex.php?page=publications/vemad/vemad3&ARFOND=3fssf4n7vuj14n0yj9qarpdnu7 (дата обращения: 26.01.2013).

15. Вернадский Г.В. Соединение церквей в исторической действительности // Вопросы истории. 1994. № 7. С. 155-175.

16. Вернадский Г.В. Два подвига Святого Александра Невского // Русский узел евразийства: Восток в русской мысли : сб. трудов евразийцев / отв. ред. Н И. Толстой ; сост. вступ. ст. и примеч. С.Л. Ключникова. М. : РОС. АН, 1997. С. 223-251.

17. Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской истории // Русский узел евразийства: Восток в русской мысли : сб. трудов евразийцев / отв. ред. Н И. Толстой ; сост., вступ. вт. и примеч. С.Л. Ключникова. М. : РОС. АН, 1997. С. 251-274.

18. Полухин А.Н. Турано-татарский элемент в евразийской концепции // V Чтения, посвященные памяти Р.Л. Яворского (1925-1995) : материалы Междунар. науч. конф. Новокузнецк : РИО КузГПА, 2010. С. 239-244.

19. Вернадский Г.В. Начертание русской истории : учеб. пособие для вузов. СПб. : ЛЕАН, 2000. 318 с.

20. АпеврасН.А. Начала евразийской концепции в раннем творчестве Г.В. Вернадского и П.Н. Савицкого // Вестник Евразии. 1999. № 1. С. 5-17.

Статья представлена научной редакцией «История» 28 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.