от РЕДАКЦИИ
В ГОД ДЕВЯНОСТОЛЕТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЯ ПАЛЕОГРАФИИ АН СССР
Выход прошлогоднего выпуска альманаха «Фотография. Изображение. Документ» ознаменовал собой пятилетие существования нашего сборника. За прошедший период сложились круг его интересов, авторская и читательская среда. Тематика издания в целом все это время остается стабильной. Настоящий выпуск подготовлен в русле сформированной традиции. Две статьи в нем посвящены истории развития экспертного изучения исторических документов, становлению вспомогательных (ныне называемых специальными) исторических дисциплин и музейной науки (Е. И. Носова. Подготовительные материалы к «Палеографическому значению бумажных водяных знаков» Н. П. Лихачева в библиотеках и архивах Санкт-Петербурга), а также истории становления в нашей стране научной музейной реставрации (А. А. Захарова, П. А. Тихонов. Династия хранителей-реставраторов Кононовых (1890-1950-е) и ее вклад в развитие музейного дела). Еще две публикации относятся к методологии и практике идентификации и атрибуции лиц, представленных на портретных изображениях (А. М. Зинин. Методические проблемы исследования портретных изображений как видов исторических документов; Н.А. Станулевич. Атрибуция императорских фотографий из коллекции Музея Академии художеств). Не обойдена вниманием и методология экспертного исследования исторических документов, рассматриваемая как часть следо-ведческого направления в изучении памятников (Д. О. Цыпкин. Следы на рукописях. I. Следы воска). Традиционными для нашего альманаха являются и работы, рассматривающие вопросы техники и методологии предреставрационного исследования (В. В. Семикин, И. В. Конова, О. Ю. Русакова, Л. Ю. Яснова, М. А. Тронева, Л. А. Пельгунова. Результаты исследования спектральными методами материалов образцов фресок Успенского собора Троице-Сергиевой лавры; И. Н. Кулешова, Е. М. Шепилова. Предреставрационные исследования и реставрация чертежей второй половины XIX века на бумажной кальке), а также проблемы проведения мониторинговых исследований фондов исторических документов как формы экспертизы состояния их сохранности (Н. И. Подгорная, Н. Ю. Мамаева, Н. С. Волгушкина. Экспертиза состояния и паспортизация коллекции открыток из фондов отдела краеведческой информации Владимирской областной научной библиотеки). Наконец, начиная с первого выпуска, одним из приоритетов издания были и остаются вопросы развития современной экспертной техники, которым уделено внимание и в этом сборнике (Н. П. Корнышев. Новые возможности телевизионных спектральных систем).
Представляемый состав статей традиционен, однако на одно обстоятельство в структуре настоящего выпуска хочется обратить особое внимание читателей. Он не случайно открывается статьей о материалах Н. П. Лихачева по истории бумаги (Е. И. Носова. Подготовительные материалы к «Палеографическому значению бумажных водяных знаков» Н. П. Лихачева в библиотеках и архивах Санкт-Петербурга),
помещенной в разделе «История коллекций, собраний и музейного дела». Этим выбором редакция хотела еще раз подчеркнуть, что в 2015 г. исполнилось 90 лет с момента появления в системе ан ссср (1925) организованного на основе коллекции Николая Петровича Лихачева Музея палеографии, который Н. П. Лихачев, избранный в том же, 1925 г., действительным членом Академии наук ссср, сам и возглавил. О музее, как и о его основателе-директоре, написано уже достаточно много. Не осталось в стороне и наше издание, которое в 2011 г. опубликовало статью А. В. Москаленко «Музей палеографии ан ссср: от собрания древностей Н. П. Лихачева к Институту вспомогательных исторических дисциплин» (Фотография. Изображение. Документ. Вып. 2 (2). СПб., 2011. С. 17-22).
Однако роль академика Лихачева в развитии отечественной науки о памятниках письма и исторических документах еще далеко не оценена по достоинству и даже до конца не осознана. Прежде всего это относится к его вкладу в развитие экспертного знания и к оценке организованного им музея как научно-методического центра и потенциального академического института исторического источниковедения. Даже первичный обзор материалов только той части коллекции Н. П. Лихачева, которая относится к истории бумаги, приведенный в статье Е. И. Носовой, позволяет говорить о том, что это было первое в своем роде и до сих пор уникальное собрание, целостно отражающее использование бумаги как материального носителя документа. Так, до публикации работ Б. В. Томашевского, Л. Б. Модзалевского и С. А. Клепикова Н. П. Лихачев (как и его современник — коллекционер П. А. Картавов) включил в систему маркировочных знаков производителей бумаги, представление о которых необходимо для изучения исторических документов, выполненных на бумаге, не только филиграни, но и штемпели. При этом само явление штемпелевания писчебумажной продукции рассматривалось им во всей своей полноте: штемпель не только как производственная марка, но и штемпель как владельческая (личная) маркировка бумаги, и штемпель как инструмент клеймения гербовой бумаги. В последнем случае Н. П. Лихачев следует за П. А. Картавовым, который в 1899 г. опубликовал работу «Исторические сведения о гербовой бумаге в России. Выпуск I. 1699-1799 гг.» (спб., 1899). Однако в отличие от Картавова, создатель Музея палеографии собирал не русские штемпели гербовой бумаги, а иностранные.
Кроме того, в собрании своего музея Лихачев представил упаковочные этикеты бумаги, а также рекламные образцы русских и иностранных бумаг, демонстрировавшиеся отечественными поставщиками писчебумажной продукции XIX в. своим потенциальным клиентам. Очевидно, что и сегодня эта коллекция по-прежнему предоставляет фактически идеально подобранный иллюстративный ряд
ФОТОГРАФИЯ. ИЗОБРАЖЕНИЕ. ДОКУМЕНТ. ВЫП. 6(6)
для любой специализированной музейной экспозиции, раздела учебника источниковедения или методического пособия по тематике «Бумага и документ».
На одном примере собрания материалов по истории бумаги мы видим, насколько передовой была концепция Н. П. Лихачева, положенная им в основу проекта Музея палеографии Академии наук и Института исторического источниковедения, который в дальнейшем должен был образоваться на его основе. Можно уверенно сказать, что сама организация музея (экспозиции и собраний) превращала его в великолепное пособие по экспертизе исторических документов (а также по палеографии, дипломатике, филигра-новедению и другим дисциплинам этого круга).
Организации Института исторического источниковедения в том виде, в котором его замышлял Н. П. Лихачев, не суждено было состояться. На этом месте в 1931 г. возник Институт книги, документа и письма ан ссср, который в 1935 г. в свою очередь превратился (точнее влился) в Институт истории Академии наук (современный Санкт-Петербургский институт истории ран). Однако традиция Н. П. Лихачева не оказалась полностью прерванной. Достаточно отметить, что одним из первых изданий Института истории стал подготовленный в 1936 г. и увидевший свет в 1937 г. сборник «Вспомогательные исторические дисциплины». Показательно, что в редакционном предисловии, открывающем эту книгу, в систему вспомогательных исторических дисциплин была включена и «малая» наука «исследования памятников с материально-технической стороны», к которому в это время относили и реставрационные исследования
исторических документов, и лежащие в основе всей отечественной экспертизы документов фотоаналитические методы в их применении к памятникам. В самом же сборнике была помещена статья «Реставрация вавилонских клинописных табличек» (речь идет о табличках, первоначально относившихся к фондам Музея палеографии Лихачева), подготовленная Н. П. Тихоновым — организатором и руководителем Лаборатории реставрации и консервации документов ан ссср, сотрудничавшим в 1921-1922 гг. с Н. П. Лихачевым в области фотоаналитического исследования филиграней (Тихонов Н. Изучение водяного знака (филиграни) с помощью фотографии // Бюллетень секции фото-анализа Института археологической технологии. Вып. 3. 1928 (машинопись) // СпбФ АРАН. Ф. 314. Оп. 2. № 40. Л. 21об., 23, 25).
Сам сборник «Вспомогательные исторические дисциплины» (возобновленный в 1968 г.) дожил до наших дней, оставаясь авторитетнейшим отечественным источниковедческим изданием. В свою очередь, экспертная традиция Н. П. Лихачева стала одним из истоков сегодняшней историко-документной экспертизы. Можно с полным правом сказать, что и наш альманах является прямым ее продолжением, как и своеобразным продолжением идей Института исторического источниковедения.
Выпуская очередной сборник «Фотография. Изображение. Документ» в год девяностолетия Музея палеографии и открывая его статьей о материалах из собрания музея, мы хотим отдать дань памяти Н. П. Лихачеву, всю свою научную жизнь бывшего прежде всего великолепным ученым-экспертом, и посвятить этот выпуск юбилею основанного им учреждения.
От редакции Д. О. Цыпкин