Научная статья на тему 'В геополитических лабиринтах'

В геополитических лабиринтах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Файзуллаев Д.

«Азия и Африка сегодня», М., 2007 г., № 8, с. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В геополитических лабиринтах»

нить беспрецедентный для Ташкента скачок цен на 300-500% можно двумя основными факторами. Первый: все, кто хотел и мог, уехали, и предложений на вторичном рынке стало меньше, а новое доступное жилье в Ташкенте почти не строится. Второй: увеличился спрос на квартиры со стороны российских (и, возможно, казахских инвесторов).

Россияне же составляют значительную долю покупателей земли в курортной зоне, в 60-80 км от столицы, где начинаются красивейшие предгорья Тянь-Шаня с водопадами, арчовыми лесами и горнолыжными спусками. В свое время, в начале XX в., русская деловая хватка и передовые технологии, помноженные на коммерческую жилку и трудолюбие узбеков, сделали Ташкент одним из самых быстрорастущих центров империи. Спустя 100 лет капитал из России снова приходит в Узбекистан.

«Московские новости», М., 2007 г., № 37.

Д. Файзуллаев,

кандидат экономических наук

В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ЛАБИРИНТАХ

Таджикистан является одной из беднейших стран Центральной Азии с крайне низким уровнем жизни населения и высоким процентом безработицы. Экономика Таджикистана нуждается в весьма значительных инвестиционных вливаниях и находится пока в сильной зависимости от иностранной помощи. В отличие от соседей по региону, Таджикистан не обладает сколько-нибудь существенными запасами энергоносителей, способными заинтересовать иностранных инвесторов. Однако у Таджикистана есть другие плюсы. Самым серьезным из них является его географическое положение. Республика имеет общие границы с Афганистаном, Китаем, Узбекистаном, Киргизией и может рассматриваться как выгодный плацдарм для держав, заинтересованных в усилении своего влияния в регионе.

Таджикистан является членом таких региональных объединений, как ЕврАзЭс, ОДКБ и ШОС, что в какой-то степени определяет сферу его экономических и военно-политических приоритетов. Тем не менее нельзя сказать, что таджикское руководство имеет четко очерченный внешнеполитический курс. На первый план для него выступает не политический, а экономический фактор, а

потому Таджикистан проявляет заинтересованность в сотрудничестве со всеми государствами, которые готовы предоставить республике реальную финансовую и экономическую помощь.

Россия стала проявлять серьезный экономический интерес к Таджикистану сравнительно недавно. В 2004 г., во время официального визита президента России В.Путина в эту республику, был подписан ряд экономических соглашений. До этого доминирующим направлением российско-таджикского сотрудничества было взаимодействие в военной сфере.

В момент распада Союза ССР в 1991 г. в Таджикистане находился ряд советских военных частей и объектов стратегического значения. Это, прежде всего, подразделения Гатчинской 201-й мотострелковой дивизии, расквартированные в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе; вертолетно-ремонтный завод в Айни и оптикоэлектронный комплекс космических войск «Нурек» («Окно»), находившийся на тот момент в стадии сооружения. Долгое время Россия не имела возможности обсуждать долгосрочную перспективу этих объектов ввиду сложной военно-политической ситуации в Таджикистане, где в период 1992-1997 гг. шла гражданская война. Однако некоторые вопросы требовали решения даже несмотря на весьма нестабильную обстановку в республике. Это касалось статуса 201-й дивизии, для дислокации которой на территории независимого государства были необходимы соответствующие юридические основания. В мае 1993 г. было заключено соглашение, согласно которому дивизия вошла в состав Коллективных миротворческих сил СНГ. Эти силы состояли из российских войск, подразделений Узбекистана, Киргизии и Казахстана. Тогда же было подписано соглашение о статусе в республике группировки российских погранвойск, задачей которой стала охрана таджикско-афганской границы. Срок действия этого соглашения составлял пять лет с возможным продлением на следующий пятилетний период.

Присутствие российских войск в Таджикистане в этот сложнейший для республики период трудно переоценить. Россия оказывала Таджикистану разнообразную помощь - не только военного, но и гуманитарного характера. Москва способствовала также налаживанию диалога между противоборствующими сторонами и поиску путей политического решения конфликта. Итоговое соглашение о политическом урегулировании было подписано в Москве в декабре 1996 г. В 2004 г. статус 201-й мотострелковой дивизии был изменен. На ее основе была создана российская военная база,

ставшая первой военной базой сухопутных войск России в Центральной Азии.

Все годы существования независимого Таджикистана самое пристальное внимание российского военного руководства было обращено на уникальный комплекс контроля космического пространства «Нурек», входящий в систему космических войск РФ. Географическое расположение комплекса уникально (расположен на высоте 2200 м в горах Санглок, входящих в горную систему Памира). Небо здесь остается ясным практически 365 дней в году. Это позволяет эффективно наблюдать за космосом, а именно, каждый космический аппарат, выведенный на орбиту с высотой более 2 тыс. км с любого полигона мира, на первых же витках оказывается в зоне видимости «Окна». По внешним целеуказаниям комплекс способен обслуживать даже низкоорбитальные космические объекты с высотой полета 120-2 тыс. км. Работа комплекса полностью автоматизирована. Он может функционировать без операторов в реальном масштабе времени, передавая информацию обо всех обнаруженных космических объектах. Принадлежность «Окна» была урегулирована во время визита президента России в Таджикистан в 2004 г. Комплекс, оцененный в 242,5 млн. долл., был передан российской стороне в счет погашения долга Таджикистана перед Россией, составляющего 300 млн. долл. Земля и недвижимость, находящиеся на территории узла «Нурек» и российской военной базы, были переданы России безвозмездно.

Несмотря на активное развитие российско-таджикского военного и военно-технического сотрудничества, имеется и ряд серьезных проблем. Прежде всего, они связаны с решением Душанбе отказаться от помощи России в охране таджикско-афганской границы и осуществлять эту функцию самостоятельно. В 1998 г., когда истек 5-летний срок соглашения с Россией по этому вопросу, Таджикистан решил его не продлевать. Безусловно, каждое государство имеет право на самостоятельную охрану собственных границ, но, принимая во внимание тогдашнюю ситуацию в республике, представляется, что решение таджикского руководства было несколько преждевременным. Весьма характерно, что такого мнения придерживалась не только Москва, но и Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью. Совместными усилиями они пытались убедить президента Э. Рахмонова отложить вывод российских погранвойск из республики. Однако добиться удалось немногого. Душанбе согласился лишь на постепенный вывод в те-

чение 1999-2005 гг. и присутствие в республике небольшой оперативной группы Погранслужбы ФСБ РФ численностью 300 человек. Но, конечно, эффективность этой группы нельзя сравнить с присутствием 11 тыс. российских пограничников, охранявших Пяндж-ский рубеж прежде.

Вывод российских пограничников означал не только сокращение геополитического влияния России в республике и регионе в целом, но и опасность резкого роста наркотрафика через таджикско-афганскую границу и далее в Россию, проникновение на ее территорию международных террористов и исламских экстремистов. И основания для таких опасений у России были серьезные. Москва понимала, что на нынешнем этапе Душанбе едва ли под силу организовать охрану границы с Афганистаном профессионально и эффективно. В том числе и по причине недостатка выделяемого на это финансирования. Так, согласно заключенному в 1993 г. соглашению об охране границы, таджикская сторона обязалась покрывать 50% расходов на содержание несущих службу в республике российских пограничников. На деле же этот показатель никогда не поднимался выше 5%. Естественно, вставал вопрос, из каких источников Таджикистан будет финансировать собственных пограничников. В этой связи определенные надежды Душанбе связывал с финансовой помощью США.

Однако, несмотря на помощь США и НАТО, погранслужба Таджикистана пока не смогла наладить надежный заслон контрабанде наркотиков из Афганистана, которая остается серьезнейшей проблемой. Здесь следует учитывать, что таджикско-афганский наркотрафик тесно связан с коррупцией во всех эшелонах таджикской власти, в том числе в пограничной службе и органах таможни, что в значительной степени объясняется низким уровнем жизни населения и мизерными зарплатами офицеров пограничной службы и таможни.

Осознав для себя всю сложность задачи самостоятельно обеспечить эффективную охрану таджикско-афганской границы, руководство республики еще до окончания 2005 г. (дата окончательного вывода российских погранвойск) обратилось к России с просьбой оказать помощь таджикским пограничникам на особо опасных участках границы. Эту функцию выполняют сегодня специальные подразделения 201-й военной базы.

По общему мнению, наиболее инвестиционно привлекательной в экономике Таджикистана является гидроэнергетическая от-

расль. Доля гидроэнергетики в общей структуре энергоресурсов республики составляет более 95%. Гидроэнергоресурсы Таджикистана можно, без сомнения, охарактеризовать как уникальные. По некоторым данным, на долю Таджикистана приходится около 4% гидроэнергопотенциала планеты. Однако в настоящее время этот громадный потенциал используется только на 10%, что, тем не менее, позволяет Таджикистану экспортировать вырабатываемую электроэнергию за пределы республики (электроэнергия занимает 3-е место в экспорте республики после алюминия и хлопка). К числу особенностей гидроресурсной системы Таджикистана относится ее комплексный характер - гидроэнергетический и ирригационный. При этом ирригационной системой Таджикистана пользуются и соседние страны - Узбекистан, Казахстан, Туркменистан.

В настоящее время Таджикистан рассматривает освоение собственного гидроэнергетического потенциала в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики. Однако реализовать эти планы можно, лишь привлекая значительные иностранные инвестиции. В число потенциальных инвесторов, проявляющих интерес к энергетическим ресурсам Таджикистана, входят Иран, США, Казахстан, Пакистан и Россия.

Сотрудничество с Россией в энергетической сфере не ограничивается только гидроэнергетикой. С 2006 г. реализуется соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли, заключенное еще в мае 2003 г. Обнаруженные запасы нефти и газа на территории республики незначительны, но «Газпром» полагает, что вполне возможно обнаружение существенных нефтегазовых ресурсов на глубинах 5 и более километров.

Участие компании РУСАЛ в достройке Рогунской ГЭС на первый взгляд кажется странным. Зачем компании, входящей в тройку крупнейших в мире производителей алюминия, инвестировать в гидроэнергетику Таджикистана? Однако данный проект -следствие основного интереса компании РУСАЛ в Таджикистане -участия в приватизации Таджикского алюминиевого завода -крупнейшего предприятия цветной металлургии в Центральной Азии. Несмотря на то что в республике отсутствуют залежи бокситов, Таджикистан с его огромным гидроэнергопотенциалом мог обеспечить чрезвычайно энергоемкое производство алюминия необходимой электроэнергией. Это распространенная мировая практика - сооружать подобные энергоемкие производства рядом с дешевыми источниками энергии, что позволяет снижать себестои-

мость продукции. Компания РУСАЛ на рынок Таджикистана пришла в 2003 г., вытеснив прежнего поставщика сырья для ТадАЗа -компанию «Ансол Лтд», зарегистрированную на Виргинских островах. В планы РУСАЛа входит также строительство нового алюминиевого завода на юге Таджикистана стоимостью около 600 млн. долл. и проектной мощностью 200 тыс. т алюминия в год.

Отношения, выстраиваемые таджикским руководством в отношении России, в какой-то степени объяснимы. Душанбе стремится ослабить свою сильную зависимость от России и диверсифицировать внешнеполитические и внешнеэкономические связи. Наиболее серьезную конкуренцию России в Таджикистане может составить Иран. Это объясняется как этноязыковой, исторической и культурной общностью таджиков и иранцев, традиционностью таджико-иранских связей, так и готовностью иранских компаний инвестировать в таджикские экономические проекты. Так, в декабре 2005 г. подписано и в январе 2007 г. ратифицировано таджикско-иранское соглашение о строительстве Сангтудинской ГЭС-2 стоимостью 220 млн. долл. Финансовый вклад Таджикистана составит 40 млн. долл., остальное финансирование обеспечит иранская сторона. Строительные работы должны начаться в 2007 г. и завершиться к концу 2009 г. Иранская сторона планирует окупить вложения в проект в течение первых десяти лет с ввода ГЭС в эксплуатацию, продавая электричество государственной энергетической компании Таджикистана «Барки Точик», после чего ГЭС станет собственностью Таджикистана. Большую часть вырабатываемой на Сангтудинской ГЭС электроэнергии Таджикистан планирует экспортировать. Однако серьезным препятствием для этих планов является отсутствие высоковольтных линий электропередач (ЛЭП).

Нельзя обойти вниманием и визит Э. Рахмонова в Китай в январе 2007 г., результатом которого явилось таджикско-китайское соглашение об участии компании 8тоЬуёго в сооружении Зераф-шанской ГЭС мощностью 150 МВт. Это, безусловно, не самый значительный гидроэнергетический проект в республике, но, учитывая дефицит энергоносителей в Китае, это может стать началом китайской инвестиционной экспансии в Таджикистане.

Еще одним традиционным геополитическим оппонентом России в Центральной Азии выступают США. Впрочем, несмотря на активность представителей американской администрации, регулярно наносящих визиты в Душанбе, России, как представляется,

пока не следует особенно тревожиться по этому поводу, поскольку возможный «таджикско-американский альянс», скорее всего, проживет недолго. Особенно если США будут продолжать действовать в регионе прежними методами, пытаясь закрепиться там посредством «экспорта демократии». А пока что методы США не претерпели существенных изменений. Так, значительная часть средств, выделяемых США Таджикистану, идет по таким статьям, как «содействие развитию демократии», «повышение уровня безопасности и правоприменения», «развитие независимых радиостанций».

Что же касается крупных экономических проектов, то в настоящее время американские компании в большинстве своем не готовы инвестировать значительные средства в государства Центральной Азии, поскольку риски таких проектов весьма высоки. В этой связи заявления американского посла в Душанбе о готовности США вложить 8 млрд. долл. в развитие гидроэнергетики Таджикистана и принять участие в сооружении Даштиджумской ГЭС на реке Пяндж стоимостью 3,2 млрд. долл. являются, скорее, политической декларацией, нежели реальными обещаниями. В то же время ведущие российские компании уже сегодня проявляют готовность вкладывать значительные средства в экономику Таджикистана.

«Азия и Африка сегодня», М., 2007 г., № 8, с. 27-30.

Аскар Абдрахманов, политолог (Казахстан) ТУРКМЕНИСТАН: ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ПОЛИТИКИ

Получить достоверную информацию о каком-либо аспекте политической жизни Туркменистана крайне сложно: природа правящего режима гарантирует невозможность его обстоятельного изучения. Тем не менее последние события, происходившие в республике, открыли внешним наблюдателям многие ранее скрытые стороны политики Ашхабада. После кончины президента С. Ниязова в стране сложилась принципиально иная политическая ситуация. Впервые на постсоветском пространстве руководство военносиловых структур в лице Совета Безопасности (СБ) взяло на себя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.