Научная статья на тему 'Россия - Таджикистан: сложный путь интеграции'

Россия - Таджикистан: сложный путь интеграции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
257
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Файзуллаев Д.А.

В последние годы пристальное внимание ряда государств мирового сообщества (России, США, Китая, Индии и Ирана), стремящихся к усилению своего влияния в центральноазиатском регионе, обращено к Таджикистану. В статье показаны основные причины этого, на первый взгляд, весьма необычного интереса, рассмотрены аспекты экономического, военного сотрудничества Таджикистана и России, проблемы пресечения наркоторговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия - Таджикистан: сложный путь интеграции»

В последние годы пристальное внимание ряда государств мирового сообщества (России, США, Китая, Индии и Ирана), стремящихся к усилению своего влияния в центральноазиатском регионе, обращено к Таджикистану. В статье показаны основные причины этого, на первый взгляд, весьма необычного интереса, рассмотрены аспекты экономического, военного сотрудничества Таджикистана и России, проблемы пресечения наркоторговли.

Россия - Таджикистан: сложный путь интеграции

Д. А. ФАЙЗУЛЛАЕВ, кандидат экономических наук, Финансовая академия при правительстве РФ, Москва

Таджикистан - одна из беднейших стран Центральной Азии с крайне низким уровнем жизни и высоким процентом безработных. Экономика этой страны, нуждающаяся в огромных инвестициях, пока сильно зависит от иностранной помощи. Таджикистан не обладает сколько-нибудь существенными разведанными или потенциальными запасами нефти и газа, так привлекательными для иностранных инвесторов. Кроме того, республика участвует в работе таких экономических, военных и политических интеграционных объединений, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), что в целом достаточно четко очерчивает сферу ее экономических и военно-политических интересов.

Самым серьезным внешнеполитическим фактором, определяющим интерес к Таджикистану, является его географическое положение. Республика имеет общие границы с Афганистаном, Китаем, Узбекистаном, Киргизией и рассматривается как выгодный плацдарм для усиления влияния в регионе в целом.

© ЭКО 2007 г.

РЕГИОН 6 9

Россия проявила серьезный экономический интерес к Таджикистану относительно недавно - в 2004 г. во время официального визита в республику президента России В. В. Путина был подписан ряд соглашений, составляющих основу российско-таджикского сотрудничества в настоящий период. Ранее основным направлением сотрудничества было взаимодействие в военной сфере.

На войне - как на войне...

Военное сотрудничество России и Таджикистана всегда носило взаимовыгодный характер. В момент распада СССР в 1991 г. в Таджикистане находился ряд стратегических советских военных объектов. Это, прежде всего, подразделения Гатчинской 201-й мотострелковой дивизии, расквартированные в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулибе, вертолетно-ремонтный завод в Айни, а также оптико-электронный комплекс космических войск «Нурек» («Окно») в стадии сооружения. Долгое время Россия не имела возможности обсуждать долгосрочную перспективу этих объектов ввиду гражданской войны в 1992-1997 гг. в республике.

Однако для дислокации 201-й дивизии на территории независимого государства необходимы были юридические основания. В мае 1993 г. она стала частью Коллективных миротворческих сил СНГ, состоящих в основном из российских войск, а также подразделений Узбекистана, Киргизии и Казахстана. Тогда же было подписано пятилетнее соглашение о статусе группировки российских погранвойск в Таджикистане, задачей которой стала охрана таджико-афганской границы. В 2004 г. на основе 201-й мотострелковой дивизии была создана первая военная база сухопутных войск России в Центральной Азии1.

Во время войны Россия оказывала Таджикистану разнообразную помощь военного, гуманитарного и посреднического характера. На российские военные части была возложена задача по нормализации обстановки на таджико-афганской

1 Гушер А. Таджикистан - война и мир // Азия и Африка сегодня, 1998. № 3. С. 10-11; Орлов А. Российско-таджикское сотрудничество // Военно-промышленный курьер. 2004 г. № 5 (22).

границе. Также они обеспечивали доставку, охрану и помощь в распределении гуманитарной помощи, защиту жизненно важных народнохозяйственных объектов республики. Российское руководство способствовало заключению итогового соглашения о политическом урегулировании, подписанного в декабре 1996 г. в Москве2.

В настоящее время Россия совместно с Таджикистаном и Индией оборудует новую авиабазу - вторую в Центральной Азии после развернутой авиабазы в Канте (Киргизия) - на аэродроме Айни в 25 км от Душанбе. Во времена СССР здесь располагался вертолетно-ремонтный завод, а в годы независимости - таджикская авиабаза «Айни». Теперь здесь планируется разместить авиагруппу 201-й военной базы (6 штурмовиков Су-25 и 12 вертолетов Ми-8 и Ми-24), а также таджикскую и индийскую авиационную технику. Индия, для которой авиабаза «Айни» станет первой зарубежной военной базой, разместит там 12 боевых самолетов МиГ-29. Кроме того, индийские ВВС разместят в Айни учебно-боевой самолет, предназначенный для обучения таджикских летчиков3.

Комплекс «Нурек» был заложен в 1979 г., но распад СССР помешал закончить сооружение. Комплекс расположен на высоте 2200 м над уровнем моря в горах Санглок (горная система Памир), где небо остается ясным практически 365 дней в году. Он предназначен для автоматического обнаружения космических объектов на высотах 2000-40000 км, сбора по ним координатной и фотометрической информации, расчета параметров движения объектов и передачи результатов на командные пункты. Кроме того, комплекс способен обслуживать низкоорбитальные космические объекты с высотой полета 120-2000 км. Работа комплекса полностью автоматизирована, проходит в пассивном режиме при крайне низком энергопотреблении, сравнимом с энергопотреблением одного жилого дома на 150 квартир. В режиме боевого дежурства он работает с марта 2004 г.

2 Лавров С. Россия - Таджикистан: новый этап взаимовыгодного сотрудничества // Парламентская газета. 25.11.05.

3 Мясников В. Дели теснит Москву // Независимое военное обозрение. 25.04.06.

Система, аналогичная «Нуреку», существует и у США. Наземная электрооптическая система наблюдения дальнего космоса (GEODSS) состоит из четырех станций, расположенных почти равномерно вдоль экватора: США (штат Нью-Мексико), остров Диего-Гарсия (Великобритания), Южная Корея и Гавайские острова, что обусловливает высокие затраты на ее обслуживание. Кроме того, американский комплекс требует большего энергопотребления, так как наблюдение ведется с лазерной подсветкой.

В 2004 г. комплекс «Нурек», оцененный в 242,5 млн дол., был передан Таджикистаном российской стороне в счет погашения долга (300 млн дол.). Оставшиеся 50 млн дол. республика должна инвестировать в российскую долю акций строящейся Сангтудинской ГЭС-1. Вся земля и недвижимость на территории оптико-электронного узла, так же как и 201-й военной базы, переданы России безвозмездно4.

Проблемы военного сотрудничества

Активное российско-таджикское военно-техническое сотрудничество обусловлено рядом серьезных проблем, связанных с решением Душанбе отказаться от помощи России в охране таджико-афганской границы и осуществлять эту функцию самостоятельно. С учетом послевоенной ситуации в республике представляется, что это решение было преждевременным.

Москва и представители Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью добились постепенного вывода войск в течение 1999-2005 гг., а также присутствия в республике оперативной группы погранслужбы ФСБ РФ численностью 300 чел. Без сомнения, эффективность их деятельности несопоставима с присутствием 11 тыс. российских пограничников, охранявших Пянджский рубеж.

Для России вывод пограничников означал не только сокращение ее геополитического влияния в республике и регионе, но и опасность усиления роста наркотрафика, про-

4 Оптико-электронный узел «Нурек» (Материалы посольства РФ в Республике Таджикистан). www.rusembassy.tajnet.com; ДавиденкоВ. В Нуреке открыто «Окно» в космос // Красная звезда. 23.07.02.; Абдулатипов Р. Таджикистан становится ближе // Экспо Ведомости. 21.09.05.

никновение на ее территорию международных террористов и исламских экстремистов.

Во-первых, возникало сомнение в профессиональной и эффективной организации охраны границы с Афганистаном. В 1993-2005 гг. срочную службу в российской погран-группировке прошли более 40 тыс. таджикских солдат-срочников, не занимавшихся организацией процесса. Во-вторых, вставал вопрос о новых источниках средств на охрану границы. Согласно заключенному в 1993 г. соглашению, таджикская сторона была обязана финансировать пребывание российских пограничников на 50%, однако этот показатель никогда не поднимался выше 5%5.

В связи с этим обращают на себя внимание объемы финансовой помощи, предоставляемой в 2003-2005 гг. Таджикистану США: 2003 г. - 49 млн дол., 2004 г. - 50,7 млн дол., 2005 г. - 59,9 млн дол. Значительная часть этих средств направлялась на поддержку деятельности Государственного комитета по охране госграниц и Агентства по контролю за наркотиками. Так, в 2005 г. в целях обеспечения контроля и безопасности на таджико-афганской границе Таджикистан получил от США помощь в размере 25 млн дол. Кроме того, в 2005 г. в Душанбе открыт учебный центр ОБСЕ-НАТО, предназначенный для переподготовки сотрудников пограничных служб стран Центральной Азии. К середине 2006 г. в нем прошли подготовку 500 таджикских пограничников6.

Но совместные усилия Таджикистана и НАТО мало влияют на ухудшающуюся ситуацию с контрабандой наркотиков. Следует учитывать, что таджико-афганский наркотрафик тесно связан с коррупцией во всех эшелонах таджикской власти, в том числе в пограничной службе и органах таможни.

Еще до конца 2005 г. таджикское руководство осознало собственную неспособность гарантировать эффективную

5 Плугатарев И. Душанбе добивается контроля над наркотрафиком // Независимое военное обозрение. 04.06.04; Плугатарев И. У Душанбе недостаточно сил для охраны пянджского рубежа // Независимое военное обозрение. 02.12.05.

6 Мухин В. Интересы США и России сталкиваются в Таджикистане // Независимое военное обозрение. 12.08.03; Краснов Н. Таджикистан стоит перед выбором. Иллюзии не заменят реальных инвестиций // Парламентская газета. 21.07.06.

охрану границы и обратилось к России с просьбой о помощи. Теперь на особо опасных участках границы эту функцию осуществляют подразделения 201-й военной базы.

Экономическое сотрудничество

Энергетическая отрасль является наиболее инвестиционно привлекательной в экономике любого государства. Перспективный источник энергии в Таджикистане - уникальные гидроэнергоресурсы, доля которых в общей структуре энергоресурсов составляет более 95%. По их общим запасам республика занимает 8-е место в мире (около 4% гидроэнергопотенциала планеты).

В настоящее время потенциал таджикских гидроэнергоресурсов используется всего на 10%, что объясняет только третье место экспорта электроэнергии после алюминия и хлопка. Для энергосистемы характерна относительно небольшая общая мощность - 4,4 млн кВт, притом, что основная доля гидроэнергопотенциала приходится на реки Вахш (48%) и Пяндж (23,2%); а также комплексный ирригационный характер. В услугах ирригации заинтересованы и соседние страны - Узбекистан, Казахстан и Туркменистан. К существующим недостаткам гидроэнергосистемы следует отнести неполное регулирование речного стока, что приводит к сезонной неравномерности выработки электроэнергии.

Освоение гидроресурсов Таджикистана началось еще во времена СССР. Так, на реке Вахш был сооружен каскад, включающий пять ГЭС: Нурекскую, Байпазинскую, Пере-падную, Головную и Центральную. Из них выделяется Ну-рекская ГЭС мощностью 2700 МВт, входящая в 30 самых мощных гидроэлектростанций мира. Высота плотины -300 м над уровнем моря - уникальна до настоящего времени. В 1980-х годах на реке Вахш велось активное сооружение еще двух ГЭС - Рогунской и Сангтудинской. Однако в связи с распадом Союза финансирование и строительство объектов было приостановлено7.

7 Энергетические ресурсы Таджикистана (Материалы выставки Power Tajikistan 2006, 19-21 сентября 2006 г.). www.tajikpower.iteca.kz; Электроэнергетика Республики Таджикистан // Электроинфо. 2005. № 3. С. 32-39.

Освоение гидроэнергетического потенциала - одно из основных направлений развития экономики республики, однако для реализации этих планов необходимо привлечение иностранных инвестиций. Интерес к энергетическим ресурсам Таджикистана проявляют инвесторы Ирана, США, Казахстана, Пакистана и России.

Российско-таджикское сотрудничество в энергетической сфере вступило в активную фазу в октябре 2004 г., когда были подписаны соглашения об участии российских компаний в строительстве ГЭС в Таджикистане.

В частности, РАО «ЕЭС России» в настоящее время продолжает сооружение Сангтудинской ГЭС-1 на реке Вахш, заложенной в 1986 г. Строительство должно быть закончено до 2009 г., а общая годовая выработка электроэнергии составит 2,7 млрд кВт-ч. Оценочная стоимость проекта -482 млн дол., доля российской стороны - 75%, таджикской - 25%8. Как отмечалось выше, часть российской доли инвестиций (50 млн дол.) должна быть внесена Таджикистаном в счет погашения долга перед Россией. Вторым крупным совместным проектом должна стать достройка Рогун-ской ГЭС, где основным инвестором стремится стать компания «Русский алюминий» (РУСАЛ).

В целом в 2006-2008 гг. Россия планирует инвестировать в экономику Таджикистана около 2 млрд дол. Из них более 1,5 млрд дол. приходится на проекты компании РУСАЛ. В 2006 г. началась работа по реализации соглашения между российской компанией «Газпром» и правительством республики о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли (от 15.05.03). «Газпром» начал проведение сейсморазведочных работ на газовых месторождениях Рен-ган и Саргазан. В целом считается, что запасы нефти и газа на территории республики незначительны, но возможно обнаружение более существенных ресурсов на глубине 5 км и более.

8 Поспелов П. Время правильных приоритетов (Интервью Бражникова Ю.. директора департамента международной деятельности МЧС России) // Независимая газета. 21.07.06.

Дойдет ли РУСАЛ?

Проект достройки Рогунской ГЭС с участием компании РУСАЛ связан с ее участием в приватизации бюджетофор-мирующего ведущего предприятия цветной металлургии центральноазиатского региона - Таджикского алюминиевого завода.

ТадАЗ, построенный в 1979 г., был третьим по объему производства алюминиевым заводом в СССР. Таджикистан с его огромными гидроэнергоресурсами обеспечивал электроэнергией чрезвычайно энергоемкое алюминиевое производство, что позволяло снизить себестоимость продукции. Предполагалось, что завод будет способствовать индустриализации аграрной экономики Таджикистана и обеспечит занятость.

Сырье для производства алюминия поставлялось на ТадАЗ из других республик, прежде всего, с Украины, но после 1991 г. его пришлось покупать и транспортировать по рыночным ценам. Государство было вынуждено частично компенсировать и обеспечивать рентабельность производства путем субсидирования затрат на электроэнергию.

Проектная мощность ТадАЗа составляет 517 тыс. т алюминия в год, но она так и не была достигнута. В 1996-1998 гг. объем производства сократился более чем вдвое и составил менее 200 тыс. т в год. Начиная с 1998 г. объем производства постепенно наращивался и в 2004 г. составил 368 тыс. т9. Уже очевидно, что без существенных вложений в модернизацию завода проектной мощности достигнуть не удастся.

Компания РУСАЛ пришла на рынок Таджикистана в 2003 г. как поставщик сырья для ТадАЗа, вытеснив компанию «Ансол Лтд.» (Британские Виргинские острова). К 2008 г. РУСАЛ планирует ввести в строй два новых цеха электролиза стоимостью 160 млн дол., которые должны увеличить производительность предприятия на 100 тыс. т алюминия в год. Кроме того, в планы РУСАЛа входит строительство нового алюминиевого завода стоимостью 600 млн дол. проектной мощностью 200 тыс. т алюминия в год в Хатлон-

9 Николаева А. РУСАЛ идет в Таджикистан // Ведомости. 18.10.04; Энергетические ресурсы Таджикистана. www.tajikpower.iteca.kz

ской области на юге Таджикистана. Реализация этих проектов означает значительный рост энергопотребления, вследствие чего РУСАЛ решил принять участие в достройке Рогунской ГЭС. Первый этап проекта, оцениваемый в 560 млн дол., предполагается завершить к 2010 г.10

Рогунская ГЭС, заложенная в 1976 г., должна была стать одной из самых мощных в мире (проектная мощность -3600 МВт) с рекордной высотой плотины - 325 м. Но в

1992 г. финансирование стройки прекратилось, а весной

1993 г. 40-метровая плотина была разрушена в результате резкого повышения воды в Вахше11. Таким образом, фактически речь идет о возведении объекта заново.

Реализация этого проекта пока не продвинулась даже на уровне принятия технико-экономического обоснования, подготовленного по заказу РУСАЛа немецкой инжиниринговой компанией Lahmeyer и представленного на согласование в правительство Таджикистана еще в октябре 2005 г.

Стороны не пришли к единому мнению относительно технических параметров проекта и, прежде всего, высоты плотины. Специалисты РУСАЛа считают, что ее высота не должна превышать 285 м, что соответствует проектной мощности 2400 МВт. Руководство Таджикистана настаивает на параметрах советского проекта из-за необходимости увеличения выработки электроэнергии и возможности сооружения водохранилища большего объема для решения вопросов ирригации в республике и соседних государствах. Такое изменение проекта приведет к росту объема инвестиций с 2,0 до 2,8 млрд дол., а также к увеличению сроков сооружения ГЭС и изменению срока реализации проектов РУСАЛа в области цветной металлургии в Таджикистане.

Более того, Таджикистан заявил, что не намерен допускать РУСАЛ к приватизации ТадАЗа, и обратился к России с просьбой расторгнуть соглашение о совместной достройке Рогунской ГЭС, мотивируя это желанием осуществить проект самостоятельно. Предложение это неприемлемо и юридичес-

10 Черкасова М. РУСАЛ не взял таджикскую высоту // Коммерсантъ. 30.10.06.

11 Дубров И. Коварные чиновники - они везде... // Российская газета. 26.05.06.

ки несостоятельно, так как ГЭС стоимостью 802 млн дол. является советским наследием и принадлежит на паритетных началах России и Таджикистану. Скорее всего, Таджикистан стремится выйти из проекта потому, что им активно интересуются другие инвесторы - Китай, Пакистан, Иран.

Российское руководство рассмотрело два варианта дальнейшего развития проекта. Первый предусматривает продолжение проекта с участием РУСАЛа. Но, с учетом непреодолимых противоречий с таджикским руководством и невозможности участия в приватизации ТадАЗа, компании он, возможно, уже неинтересен.

Предпочтение пока отдается второму варианту, фактически являющемуся уступкой Душанбе. Он предусматривает увеличение технических параметров, а также выделение Россией 1 млрд дол. государственных инвестиций в обмен на 51% акций Рогунской ГЭС (контрольный пакет), что юридически обезопасит от принятия Таджикистаном нежелательных предложений.

Финансовых средств, предлагаемых российской стороной, будет достаточно для сооружения плотины высотой 180 м и запуска первой очереди ГЭС. Остальные средства будут получены от продажи электроэнергии и реинвестированы в завершение проекта. Россия также рассматривает возможную замену оператора проекта на РАО «ЕЭС России». Представляется, что Россия должна быть готова к серьезной борьбе за Рогунскую ГЭС, так как Таджикистан уже начал переговоры с Пакистаном о вхождении в данный проект12.

Журавль в небе?

Нынешнее отношение таджикского руководства к России легко объяснимо. Душанбе, осознавая уникальность своего гидроэнергопотенциала и привлекательность географического положения, стремится ослабить свою зависимость от России, диверсифицировать внешнеполитические и внешнеэкономические связи.

Самую серьезную конкуренцию российским интересам в Таджикистане составляет Иран. Это объясняется этноязы-

12 Черкасова М. Рогунскую ГЭС отдадут в новые руки // Коммерсантъ. № 206 (3537).

ковой, исторической и культурной общностью таджиков и иранцев, а также готовностью иранских компаний инвестировать средства в таджикские экономические проекты.

Так, в декабре 2005 г. подписано и в январе 2007 г. ратифицировано таджико-иранское соглашение о строительстве Сангтудинской ГЭС-2 общей стоимостью 220 млн дол. Вклад Таджикистана в этот проект составит 40 млн дол., остальное финансирование предоставит иранская сторона. Строительные работы начинаются в марте 2007 г. и завершатся к концу 2009 г. Иранская сторона планирует окупить свои вложения в проект в течение первых 10 лет эксплуатации ГЭС, продавая электричество государственной энергетической компании Таджикистана «Барки Точик». После этого ГЭС станет собственностью Таджикистана13.

Большую часть вырабатываемой ГЭС энергии Таджикистан планирует продавать. Уже сейчас республика готова поставлять на экспорт 1,5 млрд кВт-ч. В целом к 2020 г. Душанбе планирует довести выработку гидроэнергии до 60 млрд кВт-ч, при этом потребность в электроэнергии самой республики составит 28,3 млрд кВт-ч14.

Однако серьезным препятствием для экспорта является отсутствие высоковольтных линий электропередач (ЛЭП), поэтому Таджикистан ищет инвесторов для строительства ЛЭП мощностью 500 кВт с юга на север Таджикистана с последующим транзитом в Казахстан и Россию, а также из Таджикистана в Афганистан и далее до Пакистана и Ирана15. Иран уже сейчас готов обсуждать сооружение ЛЭП по маршруту Таджикистан - Афганистан - Иран.

Результатом визита главы Таджикистана Э. Рахмонова в Китай в январе 2007 г. явилось таджико-китайское соглашение об участии китайской компании Sinohydro в сооружении Зерафшанской ГЭС на реке Зерафшан в северной части республики мощностью 150 МВт16. Это не самый зна-

13 Гуркина Е. Чубайс и Тегеран разделят «либеральную империю» // РБК daily. 13.01.05.

14 Электроэнергетика Республики Таджикистан // Электроинфо. 2005. № 3. С. 38.

15 Нурмахматов Д. ЛЭП уходят в горы // Электроинфо. 2005. № 4. С. 26.

16 Панфилова В. В ожидании экспансии // Независимая газета. 15.01.07.

чительный гидроэнергетический объект в республике, но с учетом дефицита энергоносителей в Китае можно предположить, что соглашение станет началом китайской инвестиционной экспансии в Таджикистан.

Традиционным геополитическим оппонентом России в Центральной Азии и в Таджикистане выступают США. Впрочем, несмотря на активность представителей американской администрации, скорее всего, период «таджико-американского альянса» продлится недолго.

Об этом свидетельствуют предыдущие попытки США закрепиться посредством «экспорта демократии» в Узбекистане и Киргизии. С того времени методы США не претерпели существенных изменений: они все так же предпочитают ограничиваться выделением кредитов и финансовой помощи, главным образом, на достижение политических целей. Так, значительная часть средств, выделяемых США Таджикистану, приходится на такие направления, как «содействие развитию демократии», «повышение уровня безопасности и правоприменения», «развитие независимых радиостанций».

Не умаляя значимость этих целей, все же подчеркнем, что в настоящее время государства Центральной Азии в гораздо большей степени нуждаются в экономическом сотрудничестве с развитыми мировыми державами и ведущими компаниями мира. Это должна быть не только финансовая помощь, а прежде всего, совместная реализация приоритетных экономических проектов на территории этих государств, что будет способствовать развитию их экономического потенциала. В настоящее время большинство американских компаний не готово инвестировать средства в крупные проекты в государствах Центральной Азии. Это вполне понятно - риски достаточно высоки.

Именно поэтому заявления о готовности США вложить 8 млрд дол. в развитие гидроэнергетики Таджикистана и принять участие в сооружении Даштиджумской ГЭС на реке Пяндж стоимостью 3,2 млрд дол. выглядят сомнительными. В то же время ведущие российские компании - мировые лидеры в своих отраслях - уже сегодня готовы вкладывать значительные средства в развитие экономики Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.