Научная статья на тему 'В чем революционность Сократа в истории мысли?'

В чем революционность Сократа в истории мысли? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / Сократ / антропологический поворот / philosophy / Socrates / anthropological turn

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павел Говоров

В публикации затрагивается личность античного мудреца Сократа (469-399 до н.э.), который считается одним из основателей западной философской традиции, и его вклад в историю мысли является весьма революционным. Это и диалектика и антропология, этика и критика софистики. Автор рассматривает в чем именно состоит революционность идей Сократа с истории мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What Makes Socrates Revolutionary in the History of Human Thought?

The article deals with the personality of the ancient wise man Socrates (469-399 BC), who is generally considered one of the founders of Western philosophical tradition. His contribution to the history of human thought is rather revolutionary. We are talking about dialectics and anthropology, ethics and criticism of the sophistry. The author considers the revolutionary nature of Socrates’ ideas from philosophical point of view.

Текст научной работы на тему «В чем революционность Сократа в истории мысли?»

Иерей Павел Говоров В ЧЕМ РЕВОЛюЦИОННОСТЬ СОКРАТА В ИСТОРИИ МЫСЛИ?

Аннотация: В публикации затрагивается личность античного мудреца Сократа (469-399 до н.э.), который считается одним из основателей западной философской традиции, и его вклад в историю мысли является весьма революционным. Это и диалектика и антропология, этика и критика софистики. Автор рассматривает в чем именно состоит революционность идей Сократа с истории мысли.

Ключевые слова: философия, Сократ, антропологический поворот.

Priest Pavel Govorov WHAT MAKES SOCRATES REVOLUTIONARY IN THE HISTORY OF HUMAN THOUGHT?

Abstract. The article deals with the personality of the ancient wise man Socrates (469-399 BC), who is generally considered one of the founders of Western philosophical tradition. His contribution to the history of human thought is rather revolutionary. We are talking about dialectics and anthropology, ethics and criticism of the sophistry. The author considers the revolutionary nature of Socrates' ideas from philosophical point of view.

Keywords: philosophy, Socrates, anthropological turn.

Перед нами стоит очень важная задача узнать, кем же был на самом деле один из величайших философов в истории Сократ. Протоиерей Дмитрий Предеин в своей книге «Введение в философию» характеризует Сократа так: «Сократ, которого считают олицетворением истинного философа и которого дельфийская прорицательница назвала самым мудрым человеком в Элладе». Из данного текста уже можно предположить, что мы столкнулись с историей великого человека.

В центре сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение

Почти каждый человек современного общества слышал такое имя, как Сократ. Но лишь единицы знают о том, чему он учил, какие вопросы рассматривал, каким был человеком. Сократ это, пожалуй, самый известный философ античности. Хотя до нас не дошли его труды, многие известные философы писали о манерах его характера, внешности, размышлениях о мировоззрении человека. О жизни и учении Сократа мы узнаем главным образом из сочинений его учеников и товарищей (философа Платона, историка Ксенофонта) или его идеологических соперников (комедиографа Аристофана).

В.С. Нерсесянц в своей книге пишет: «Сократ — великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К. Маркс, — стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества1.

Нерсесянц с самого начала своей книги показывает нам важность того, что открыл для мира философии Сократ. Уже на протяжении нескольких тысячелетий мы стараемся понять то, о чем говорил Сократ в древней Греции.

Сократ родился в месяц Фаргелион (май - июнь по современному календарю), в год архонта Апсе-фиона, на четвертом году 77-й Олимпиады (469 г. до Р.Х.) в семье каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты.

Несмотря на свой ум, Сократ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой, огромным выпуклым лбом.

О первых сорока годах жизни до нас дошли противоречивые сведения. По одним источникам, Сократ в начале жизни вел довольно беспорядочный образ жизни. Затем он стал простым каменотесом. Но как-то он приглянулся философу Архелаю, который избавил одаренного человека от тяжелых занятий, после чего Сократ в течении ряда лет был учеником и любимцем Архелая. Другие источники сообщают, будто от работы каменотеса Сократа избавил Критон, его сверстник и товарищ. Оба они были из одного дома.

Влюбленный в душевные качества Сократа и обладая достаточным богатством, Критон предоставил своему другу возможность совершенствоваться в философии.

Когда Сократу исполнилось 18 лет, встал вопрос о наделении его гражданскими правами и признании гражданином Афин. В те времена вопрос гражданства считался чуть ли не самым важным для жителей Афин. Гражданином Афин мог стать лишь тот, у кого оба родителя являлись гражданами Афин. Сократ успешно прошел этот немаловажный этап своей жизни. После того, как его наделили правами гражданина он, как и все другие жители, дал присягу: «Я не посрамлю священного оружия и не покину товарища, с которым буду идти в строю, но буду защищать и храмы и святыни — один и вместе со многими. Отечество оставлю после себя не умаленным, а большим и лучшим, чем сам его унаследовал. И я буду слушаться властей, постоянно существующих, и повиноваться установленным законам, а также и тем новым, которые установит согласно народ. И если кто-нибудь будет, отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их и один и вместе со всеми. И я буду чтить отеческие свлтыни. А свидетелями того да будут Аглавра, Эниалий —Арес, Зевс, Фалло, Авксо, Гегемона».

Сократ был примером порядочного гражданина. До самой своей смерти он оставался верен своему государству и своим убеждениям. Когда в возрасте 70 лет ему был вынесен принял смертный приговор он мог бежать, но не стал, объяснив это тем , что, «...если он получил все то хорошее, что могло дать ему афинское гражданство, то негоже отказываться от плохого...»2.

1 Нерсесянц В.С. Сократ. М: Издательство «Наука», 1984. С .3.О.А.

2 Донских О.А., Ивонина Ю.П. Очерки по истории философии. Новосибирск: НГУЭУ 2017. — T.1. С. 47.

Также стоит отметит, что Сократ не любил покидать родной город. В.П. Лега в своей книге «История западной философии», пишет: «Сократ, в отличие от предыдущих философов, из Афин почти никуда не выезжал. В диалоге «Федр» Платон доводит до нас слова Сократа. На вопрос: «Почему ты не выходишь даже за городскую стену?», — он говорит: «...я ведь любознателен , а местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе (230d). А если сопоставить это с его тезисом «Познай самого себя», станет понятно, что путешествия Сократу были совсем не необходимы. Он выезжал из Афин только в

" 3

молодости для участия в военных действиях в качестве тяжеловооруженного воина — гоплита»3.

Одно из величайших высказываний Сократа «Познай самого себя» берет свои корни со времен семи мудрецов. По традиции, автором этого изречения считался спартанец Хилон4. Он начертал эту надпись на храме Аполлона в Дельфах. Сократ же, высоко чтил авторитет дельфийского бога и его оракула. В молодости Сократ посетил храм, и его внимание привлекла эта надпись. Она послужила толчком к философствованию и предопределила основное направление его философских поисков истины.

Сократ понял эту надпись как призыв к познанию вообще, к выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Таким образом, речь шла не о частностях, а о принципе познания человеком своего места в мире. Интерес Сократа к данной фразе в своем роде сделал переворот в философии «...поворот от прежней натурфилософии к моральной философии»5. Человек и его место в мире стали центром глубокой философской мысли Сократа.

По некоторым сведениям, приводимым, в частности, Диогеном Лаэртским, молодой Сократ был сперва учеником знаменитого натурфилософа Анаксагора из Клазомен, а затем и Архелая, который сам ранее учился у Анаксагора. Об отношениях между Анаксагором и Сократом, следует отметить, что, независимо от того, был ли Сократ его учеником или нет, Анаксагор — далеко не безразличная фигура в судьбе Сократа. Дело не только в том, что тридцать лет спустя после обвинения Анаксагора в безбожии и изгнания из Афин то же обвинение было выдвинуто против Сократа. Забегая вперед, заметим, что афиняне считали Сократа, как ранее Анаксагора, софистом и приписывали ему анаксагоровское положение: «Солнце — камень, а Луна — земля» Платон. Апология Сократа (26 ё).

Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, как это видно из платоновского «Федона» (96-97), молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к познанию природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели. Предложенные ими объяснения явлений природы не удовлетворили молодого Сократа.

Из-за размышлений о причинах вещей и явлений, вспоминал позднее Сократ, он утратил даже свои прежние знания, перестал понимать и то, что знал раньше. В пору этого разочарования натурфилософией и состоялось знакомство Сократа с учением Анаксагора. Об этой поре Сократ вспоминает: «Но однажды мне кто-то рассказал, как он вычитал в книге Анаксагора, что всему в мире сообщает порядок и всему служит причиной Ум; и эта причина мне пришлась по душе, я подумал, что это прекрасный выход из затруднений, если всему причина — Ум».

Сократу на время почудилось, что он отыскал, наконец, учителя, который раскроет ему тайну бытия.

Однако вскоре он убедился в том, что Ум у Анаксагора — не единственная причина явлений, потому что для разъяснения конкретных событий Анаксагор наряду с ним вводит еще и другие причины эмпирического, естественнонаучного характера.

Подмеченная Сократом непоследовательность Анаксагора заключалась в том, что ум вначале провозглашается им в качестве принципа, который всему в мире сообщает порядок и всему служит причиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, так как порядок вещей и их причины определяются не этим Умом, а самими природными вещами — водой, воздухом и т. п. Тем самым Анаксагор, аналогично другим натурфилософам, подменяет, по оценке Сократа, понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы — лишь сфера приложения причины, но не ее источник.

Иными словами, Сократ понимал причину как духовное начало, которое не следует путать и смешивать с природными явлениями. В телеологической трактовке Сократа целесообразность в природе обусловлена тем, что причина бытия — божественно разумное, справедливое, благое и должное начало.

3 Лега В.П. История западной философии. М: Издательство ПСТГУ. 2014. — Ч. 1. С. 81.

4 Один из семи греческих мудрецов. К семи мудрецам обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон.

5 Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 12.

В самом начале работы мы ставили задачу разобраться, в чем же революционность философии Сократа.

Для любой системы теоретического знания принципиальными выступают два вопроса:

1) что познавать — проблема предмета;

2) как познавать — проблема метода.

Соответственно, необходимо выделить два аспекта сократовской революции. Переворот в области предмета заключается в том, что Сократ заявил: не дело философии заниматься проблемой первоначала и структурой бытия космоса, чем занимались досократики, за что их прозвали физиками и натурфилософами. Чем же должна заниматься философия? Человеком, утверждает Сократ. Но поскольку человек — существо многогранное, предметом философии провозглашается душа человека — необозримое поле исследования. Предметом своей философии Сократ делает добродетели человеческой души. По этой причине его идеология приобрела наименование морального рационализма. Морального, так как достоинства считаются областью нравственности, исследуемой этикой. По какой причине «рационализм»?

Так так каждая добродетель, согласно Сократу — это знания, стало быть, основная причина безнравственности — это невежество. Желаешь быть нравственным — просвещайся.

Определив объект философии, Сократ создал и собственно философский метод, а именно — метод диалектики. Диалектика в исторически первом значении слова — это мастерство сократовской беседы, если собеседники посредством антагонистичности приходят к истине. Искусство Сократа в широком значении слова начало называться «майевтика», что в переводе с древнегреческого обозначает «повивальное искусство». Философ сам о себе заявлял, что он, так же, как его мама, занимается повивальным делом, однако помогает рождаться не младенцам, а истине. Сократ на самом деле считается «повивальной бабкой» философии и науки, так как помог зародившейся в недрах натурфилософии науке отделиться от осознавшей собственный личный объект и метод философии.

Майевтика как искусство Сократа в широком смысле включает три основных элемента:

1) диалектику как ядро сократовского искусства и как собственно философский метод;

2) наводящие вопросы и примеры как повивальные приемы;

3) иронию.

Диалектика для Сократа предполагает собою философское мастерство осуществлять рассуждение. Она отличается от эристики — софистического способа спора. Эристик, защищая собственную правду во что бы то ни стало, возражает против другой точки зрения. Диалектик же тот, кто может ставить проблемы и давать ответы. По этой причине беседа как диалектический разбор вопроса подразумевает взаимно слаженное, дружеское рассуждение собеседников. Полемисты препираются и затемняют предмет диспута, разговаривающие же общими стараниями стремятся к прояснению возникших проблем, при этом знающий может помочь своему собеседнику в этом диалектическом пути познания.

Сократ не преподносил своих истин готовыми, однако, считая, что только то знание исключительно прочно и значимо, что добыто лично мыслящим субъектом, он вынуждал своих собеседников принимать активное участие в установлении посылок, в выведении заключений, в проверке положений — словом, во всем логическом процессе аргументации. То был известный его диалектический метод — способ перекрестных вопросов, ответов, противоречий, поправок и пр. Ум человека, согласно взгляду Сократа, чреват правдами, которые требуют только известного ухода, и — в крайнем случае операции, для того чтобы явиться на свет Божий. Данные истины аналогичны младенцам, скрытым в чреве мамы, и роль философа в том и заключается, чтобы посодействовать родительнице — разуму в ее родах. Оттого Философ любил себя сопоставлять с акушером, который может помочь родить другим, а диалектический способ был тем инструментом, при поддержке которого он получал истины из умов собственных собеседников. Ясно поэтому, что он не имел возможности выдвигать вперед свое мнение: собеседник его вынужден был лично дойти до него, уподобляясь роженице. Оттого исходной точкой Сократа почти всегда служила общепризнанная позиция по данному вопросу, которая потом целым рядом испытаний и поправок понемногу видоизменялась таким образом, чтобы охватить те или иные факты и в конечном итоге приобрести то содержание и ту форму, которых хотел Сократ.

В марте 399 г. до Р.Х. против Сократа было возбуждено дело. Против него выступил Мелет с жалобой, в которой обвинил Сократа: «Это обвинение составил и, подтвердив присягой, подал Мелет, сын Мелета из дема Питтос, против Сократа, сына Софрониска из дема Алопеки: Сократ повинен в отрицании божественных существ; повинен он и в совращении молодежи. Предлагается смертная казнь6», также

6 Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 85-86.

Нерсесянц предлагает для рассмотрения несколько других вариантов обвинения Сократа, но все они схожи в 3 пунктах обвинения:

1) безбожие Сократа;

2) введение им каких-то новых божеств (знаменитый демон Сократа, его внутренний голос7;

3) развращение молодежи8.

Дело Сократа подлежало рассмотрению в одном из отделений гелиэи9. В нее входило 6000 членов10, ежегодно избравшихся по жребию из 10 афинских фил. Судьей мог стать только гражданин Афин, достигший 30 лет, не имеющий долгов перед государством и не лишенный гражданской чести.

Председатель судебного отделения и другие руководители процессов избирались по жребию. Соблюдался строгий регламент, по которому проходила вся процедура. В день суд мог рассмотреть порядка 4 дел частного порядка или одно государственного характера. В первую очередь рассматривались дела, за которые предполагались виды наказаний такие, как заключение в тюрьму, смертная казнь, изгнание или лишение гражданства. Так же к этому разряду относились неоцененные дела, решения по которым принимал сам суд.

Таким было и дело Сократа. Слушание по делу Сократа проходило по такому порядку:

1) оглашение обвинительной жалобы Мелета;

2) выступление обвинителей11;

3) выступление обвиняемого (Сократа);

4) тайное голосование судей о виновности или невиновности подсудимого12;

5) вынесение приговора;

6) предложения сторон о мере наказания;

7) тайное голосование судей по вопросу о мере наказания;

8) оглашение приговора;

9) последнее слово осужденного.

Во время процесса Сократ защищался, приводил аргументы против своих оппонентов. Присутствовали и ученики Сократа Аполлодор, Критобул, Платон, Эпиген, Эсхин со своими взрослыми родственниками13.

На тот момент ему было уже 70 лет. После того, как ему вынесли смертный приговор, он мог совершить побег, но не стал. В невиновность Сократа верила его жена, она сказала ему: ««Ты умираешь безвинно», — говорила ему жена, когда его обрекли на смерть. Он возразил: «А ты хотела, чтобы за-служенно?»14. Через некоторое время «.он в присутствии плачущей жены и друзей выпил чашу с ядом. Это на века стало примером истинно философского поведения»15.

Влияние Сократа на учеников и последующих философов было столь великим, что практически вся дальнейшая философия развивалась под влиянием его принципов, главным образом того, что философия должна служить делу познания человеком самого себя.

Всех учеников Сократа можно разделить на 2 группы:

1) Платон, который понял полную противоположность учения Сократа и софистов и развивал учение только Сократа.

2) так называемые сократические школы, основанные его учениками, которые не увидели этого отличия и подпали под влияние не только Сократа, но и того или иного софиста.

7 В юности таинственный внутренний голос, сопровождавший Сократа в течение жизни, указал ему иное призвание — воспитывать других. В диалогах Платона этот голос называется «даймоний», на основании чего некоторые считали его демоном или бесом.

8 Протоиерей Дмитрий Предеин. Введение в философию. Санкт-Петербург: Ладан; Троицкая школа, 2009.

9 Афинский суд присяжных.

10 Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 99.

11 Мелета, Анита и Ликона.

12 В случае с Сократом было решено признать его виновным.

13 Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 106.

14 Лега В.П. Указ. соч. С. 85.

15 Донских О.А., Ивонина Ю.П. Очерки по истории философии. Новосибирск: НГУЭУ, 2017. — Т.1. —247 с. 47 с.

Сократических школ насчитывалось три:

1) Киническая

2) Мегарская

3) Киренская

Мегарская школа была основана Евклидом, учеником Сократа. Жил в городе Мегары (в 40 км. от Афин)16. Он испытывал влияние не только Сократа, но и софиста Горгия, а также Парменида и Зенона.

Целью Евклида было доказательство истинности философии Парменида — сущее едино, множественности вещей не существует. О множественности вещей нам говорят органы чувств, значит, следует дискредитировать их. Мегарики считали, чго именно так нужно понимать учение Сократа.

Вывод, который делает мегарская школа, таков: показания органов чувств являются ложными, правы Парменид и Зенон, бытие едино, множественности вещей не существует. Школа просуществовала не так долго, оказала в последующем влияние на школы скептического направления, что отличало ее от других сократических школ.

Создателем кинической школы был ученик Сократа Антисфен. Жил он в Пирее и для того, чтобы послушать Сократа,каждый день проделывал 40 стадиев (Примерно 8 км.)17.

Киники считали, что человек должен достичь внутренней свободы и, соответственно, добродетели. Свобода достигается путем борьбы с самим собой за избавление от желаний. Желания пленят человека: чем больше он желает, тем больше превращается в раба. А если человек ничего не хочет, то становится независимым. Ведь, например, если человек не хочет машину, то его уже не поймаешь на крючок, где машина является объектом подкупа, а соответственно, не заставишь делать то, что захочешь.

Киническая школа просуществовала много лет благодаря жесткому отбору и требованию высоких моральных качеств и мужества.

Основателем Киренской школы был Аристипп из Кирен18. Согласно Аристиппу и его школе, счастье достижимо только в личном плане. Каждый человек познает лишь самого себя. Передать счастье невозможно, оно индивидуально. Задачей философии они считали правильное направление человека к удовольствию.

Аристипп также говорил о том, что нужно разумно регулировать поток наслаждений. «Он называет конкретное удовольствие конечным (конкретным) благом, а высшее удовольствие — благом...»19.

Философия нужна для того, чтобы человек учился быть господином своих наслаждений, как правильно их регулировать, чтобы не оказаться у них в рабстве.

Он считал, что проблема заключается в том, что такой характер не дает гарантии, что общее количество наслаждений не превысит количество страданий. Таким образом, если количество страданий превышает, то проблема не в выборе наслаждений, а в избегании зол. Такое рассуждение приводило некоторых его учеников к мысли о самоубийстве радостный оптимизм учителя ведет к мрачному пессимизму учеников.

Итак, мы рассмотрели моменты жизни Сократа, больше узнали о некоторых его высказываниях, попробовали определить, в чем состоит революционность философии Сократа, узнали подробнее о суде философа и его смерти, а также узнали о сократических школах, которые организовали ученики и последователи Сократа.

Не могу не согласиться с Ксенофонтом: он писал о Сократе, что «.он казался наилучшим и самым счастливым из людей».

«Потомки во все времена видели в Сократе идеал философа, а в его жизни и смерти — точное исполнение предназначения философа. В нем удивительным образом сочетались холодный ум и горячее сердце. Сильная, скорее чувственная натура была подчинена сильной воле. Он обладал ровным характером, умением войти в положение, юмором и добротой»20.

В завершении своей курсовой работы я бы хотел привести высказывание великого Сократа:

«Есть только одно благо — это знание, и одно только зло — невежество».

16 Лега В.П. Указ. соч. С. 94.

17 Донских О.А., Ивонина Ю.П. Указ. соч. С. 50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Небольшой город в Северной Африке.

19 Там же. С. 50.

20 Владислав Татаркевич. История философии. Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2000. — Античная и средневековая философия. - 482 с. 109 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Нерсесянц В.С. Сократ. М: Издательство «Наука», 1984. — 188 с.

2. Татаркевич В. История философии. Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2000. — Античная и средневековая философия. — 482 с.

3. Донских О.А., Ивонина Ю.П. Очерки по истории философии. Новосибирск: НГУЭУ, 2017. — Т.1. — 247 с.

4. Лега В.П. История западной философии. М: Издательство ПСТГУ 2014.— Ч. 1. — 544 с.

5. Предеин Д., прот. Введение в философию. Санкт-Петербург: Ладан; Троицкая школа, 2009. — 432 с.

6. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М-Л., 1935.

7. Платон. Диалоги. М.: Мир книги, Литература, 2008. — 496 с. — («Великие мыслители»)

8. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., «Советская энциклопедия», 1970. Т. 5., 740 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.