Научная статья на тему 'В ЧЕМ ИСКУССТВО ПЕДАГОГА?'

В ЧЕМ ИСКУССТВО ПЕДАГОГА? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В ЧЕМ ИСКУССТВО ПЕДАГОГА?»

РАСКРЫВАТЬ ТЕМУ НОМЕРА В ФОРМАТЕ ЕМКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОДОЛЖАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ И ЗНАЧИМЫЕ В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРСОНЫ

В Год педагога и наставника, объявленного президентом РФ в 2023 году, мы решили на страницах нового выпуска представить мнения признанных в разных областях науки и искусства экспертов.

В чем искусство педагога? Какие качества педагогов актуальны сегодня? - над этими вопросами размышляли наши эксперты в рамках нового проекта журнала -ПОДКАСТА «КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ».

Владимир Пахомов

Лингвист, научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, главный редактор портала «Грамота. ру», председатель Филологического совета Тотального диктанта.

Я не педагог, и вообще не представляю, как вы работаете. Если говорить о преподавателях русского как иностранного, то считаю их божествами, потому что не понимаю, как русский язык, в котором столько тайн, загадок, сложностей удается объяснять людям другой культуры. Для меня это - магия, волшебство, чудо. Преподаватели русского как иностранного - это высшая педагогическая и филологическая элита. Мне кажется, что педагогу требуется терпение и любовь к людям, постоянный поиск чего-то нового, постоянное творчество и желание открывать, «бороться и искать, найти и не сдаваться».

@

Авигдор Эскин

Израильский публицист, философ и общественный деятель.

Педагог - это не просто набор знаний. Он должен быть носителем и духовных знаний. Это может быть хороший человек или сейчас, как правило, «хорошая человека», мужчин мало в этой профессии. (У нас, кстати, в израильских религиозных школах для мальчиков преподают мужчины, в других школах главенствует женская половина человечества).

Педагог может быть добрым, человечным, тонким. Педагогика может быть искусством, но этого недостаточно. Ты должен быть сам обладателем духовного пути и должен заниматься самосовершенствованием. Если ты уже давным давно превратился в заскорузлого и окаменелого человека, если твое развитие закончилось и ты просто плывешь по течению и делишься

знаниями через книжку или научный журнал, это может и полезно для тех, кто пойдет в сферу точных наук, но душа человечества все-таки лежит в ином. Этого нужно ждать от учителей.

Мария Шахова

Журналист, преподаватель, телеведущая, член Российской ассоциации по связям с общественностью, основатель коммуникационного агентства полного цикла MSRP, ведущая авторского проекта «Мы и они» и передачи «Дайте сказать».

Мне кажется, у преподавателя должны гореть глаза. Когда преподаватель любит то, что делает, когда нравится отдавать, тогда и ученикам хочется брать. Когда у человека горят глаза - он искрится, лучится. И ученикам, которые смотрят жадно, им рассказывать хочется. Можно много пере-

числить качеств, но пока не льется энергия, ничего не получится.

Андрей Кузнецов

Преподаватель русского языка кафедры РКИ Московского государственного Лингвистического университета.

Финалист премии «Знание».

Если вы преподаете, вы в какой-то мере знаете свой предмет. Но это далеко не педагогическое искусство. Искусство - это когда вы умеете показать материал так, чтобы он был интересен слушателям. Нужно четко понимать, как выстроить процесс взаимодействия со студентами, сразу обсудить организационные вопросы. Вот, элементарный вопрос - в какое время они могут присылать задания. Это поможет избежать курьезных ситуаций, когда студенты присылают задания в последний день или утром перед занятием.

СПРАВКА:

«Культурный диалог» - новый проект журнала. Автор и ведущая под-каста - Ольга Гулегина, выпускающий редактор журнала «MAGISTER", которая берет интервью у представителей научного сообщества, преподавателей школ и вузов, известных деятелей культуры, политических деятелей, философов и популярных блогеров. Разговор строится вокруг мировоззренческих вопросов, актуальных проблем культуры, воспитания и образования.

MAGISTER, 2023, №1 (5) | 23

Арсен Лазурский

Директор Центра развития профессиональных и жизненных навыков МГЛУ, ex-руководитель отдела переводов консалтинговой компании BCG, переводчик, преподаватель.

Процесс обучения должен быть в радость и удовольствие, причем как для обучающегося, так и для учителя. Я за то, чтобы человек занимался любимым делом. Заме-

чательно, если это приносит радость и тебе, и твоим учащимся.

Нужно по-настоящему любить свое дело и уметь объяснить, почему это важно именно тебе. Если ты можешь своей любовью к предмету заразить студентов, тогда они будут учиться сами.

Педагогика,на мой взгляд, немного трансформируется со временем. Раньше надо было дать знания, обучать специальности. Мир был таков, что мы получали специальность и последующие 30-40 лет могли спокойно себя прокормить, занимаясь одним и тем же. Сейчас специальности появляются и исчезают, поэтому гораздо важнее стало учить учиться, прививать любознательность, умение осваивать новые знания, умения и навыки. Наверно, самое главное для хорошего педагога сейчас - это уметь заразить своей любознательностью и научить учиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.