Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ – ЭТО ДАНКО С ГОРЯЩИМ СЕРДЦЕМ'

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ – ЭТО ДАНКО С ГОРЯЩИМ СЕРДЦЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишин Андрей Валентинович, Ермакова Екатерина Николаевна

В России 2023 год объявлен годом педагога и наставника. В указе, подписанном президентом России Владимиром Путиным, подчеркивается важность признания особого статуса педагогических работников, в том числе ведущих наставническую деятельность. Немногие обладают удивительным даром быть учителем учителей, мастером, наставником, и среди таких немногих – учитель английского языка Андрей Валентинович Мишин, чье имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ – ЭТО ДАНКО С ГОРЯЩИМ СЕРДЦЕМ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ, ОПЫТ ЭКСПЕРТА И ЕГО ЛИЧНОСТЬ - ВАЖНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕРВЬЮ СО ЗНАКОВЫМИ ПЕРСОНАМИ

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ -ЭТО ДАНКО С ГОРЯЩИМ СЕРДЦЕМ

В России 2023 год объявлен годом педагога и наставника. В указе, подписанном президентом России Владимиром Путиным, подчеркивается важность признания особого статуса педагогических работников, в том числе ведущих наставническую деятельность. Немногие обладают удивительным даром быть учителем учителей, мастером, наставником, и среди таких немногих - учитель английского языка Андрей Валентинович Мишин, чье имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России».

- Андрей Валентинович, я знаю, что одно из важных направлений вашей деятельности - это поддержка молодых учителей. Расскажите об этом подробнее.

- Да, под эгидой Министерства образования Тверской области и издательства «Просвещение» на базе гимназии №12 в Твери работает региональный инновационный центр «Современные образовательные технологии в обучении иностранным языкам», которым я руковожу.

Наш центр создан как раз с целью помочь учителю, дать hands on experience (с англ. «практический опыт», - прим. ред.), потому что практика - это самая сложная часть. И одновременно я разработал собственные авторские курсы для магистрантов, то есть для будущих учителей. Так у меня появились мастерские, на которых магистранты могут непрерывно работать и

Г Я ¡у.

■■Jkv -^i ЯЕ ТАPyF ^fjr ШЧ i

Г Ж4» Т"'д1 г ЛР г i аХЧ Л- Fj

совершенствовать практические навыки в преподавании.

- Можно ли утверждать, что учителя гимназии №12 становятся наставниками и берут под свое крыло студентов и молодых учителей?

- Да, конечно. Причем слово «наставничество» не является для нас чем-то новым. Как любая хорошая школа с традициями, мы всегда понимали: когда к нам приходит новый учитель - ему нужно помогать, как на производстве. Для нас наставничество -неотъемлемая часть работы.

Молодые учителя в тверских школах пока есть, но хотелось бы больше. Рядом

с нами Москва, а она умеет перетягивать к себе кадры.

Мы пытаемся удержать молодых учителей, в том числе через городские и гимназические надбавки. Но главное, стараемся сделать так, чтобы молодой учитель, который приходит в школу, чувствовал, что он здесь нужен. И даже если что-то не доучил в вузе - в школе он обретет наставника и со временем сможет сам идти вперед. Это как раз смысл девиза «United we stand!» - «Вместе мы сила!».

- Но ведь не только молодые учителя нуждаются в поддержке?

- На самом деле любой учитель может быть «молодым» с точки зрения новых технологий, новых понятий, обмена опытом. Именно поэтому у нас возникла мысль создать региональную ассоциацию TverELTA - для обмена методическими находками и совместного разбора проблем, которые возникают у коллег.

Внутри ассоциации мы вместе решаем задачи, которые ставит Министерство просвещения РФ. Например, пришел указ, что каждый регион должен выпустить сборник с методическими разработками. Мы сразу объединились, привлекли к созданию сборника наших коллег. Или конкурс «Символы Победы», посвященный 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Мы собрались с учителями и решили не просто написать о тех временах и памятных местах Тверской области, а собрать уникальный материал. Мы попросили школьников поговорить со своими бабушками и дедушками и перевести их рассказы на английский, немецкий и французский языки.

- Что вы думаете о роли учителя в современном мире? Как эта роль изменилась с появлением новых технологий?

- Сегодня поток информации и знаний настолько огромный, что невозможно представить учителя в роли транслятора или лектора.

Главная задача,

В Средневековье учителем считался человек, который что-то выучил сам и может это передавать. Но это как книга, прикованная к кому-то цепью. Сегодня же книги ни к кому не прикованы: ученик может сам войти в информационный поток, отсечь лишнее, найти ответы на вопросы.

В современном мире возникает другая проблема: как сопроводить «серфинг» по информационному потоку, как научить анализировать, как различать фейковые новости. В силу возраста и небольшого опыта ребенок и подросток не могут самостоятельно с этим справиться, и тут возникает новая роль учителя - роль помощ-ника-фасилитатора (человек, который во время встреч или обсуждений помогает группе людей лучше работать вместе, помогает понимать общие цели и планировать, с которой мы всегда ассоциировали как достичь этих це-

роль учителя, - «давать знания», - лей, - прим. ред.). При

уходит в прошлое этом учитель становит-

ся модератором-менеджером в учебном процессе, управляет им, чтобы в школе не было хаоса.

Плюс, учитель - это тьютор, он работает с разными группами детей, которых надо сопровождать, будь то одаренные дети, дети с трудностями в обучении, дети с ограниченными возможностями здоровья. Например, в силу нехватки педагогических кадров в Тверской области, мы с коллегами объединяемся и делаем дистанционные курсы для ребятишек из сельских школ. Так что учитель-тьютор сегодня становится multi-tasker (с англ. «человек многозадачный», -прим. ред.).

Получается, главная задача, с которой мы всегда ассоциировали роль учителя, - «давать знания», - уходит в прошлое. Конечно, мы даем знания, но этого маловато. Важнее учить работать с информацией, применять знания на практике. Да, мы изрядно истрепали слова «деятельностный подход» и «компетентностный подход», но по сути лично я в своей практике как раз этим и занимаюсь. И даже горжусь, что мой предмет - практичный и прагматичный, down to

80 | MAGISTER, 2022, №2

earth subject: я с ним «по земле хожу», а не витаю в облаках теории.

- Раскройте, пожалуйста, что для вас означает практико-ориентированное обучение.

- Я всегда коллегам, учителям иностранного языка говорю: молитесь, чтобы нам в ОГЭ или ЕГЭ не придумали теоретическую часть, она нам не нужна. Наоборот, нам нужна практика, мы хотим показать, что через изучение языка можно общаться, учиться сотрудничать, решать проблемы, думать критически и креативно.

Я как учитель готов давать знания в понимании английского языка (обучать грамматике, лексике и так далее), но в первую очередь хочу помочь ребенку сориентироваться в знаменитых soft skills (с англ. «мягкие, надпрофессиональные навыки», - прим. ред.), которые начинаются с английской «С». Ведь успех в современном мире невозможен без коммуникации (communication), без сотрудничества (collaboration) и работы в команде, без критического мышления (critical thinking) и креативности (creativity). Также не обойтись

без понимания культурного кода взаимодействия (cultural awareness), ведь погружаясь в культуру чужой страны начинаешь лучше понимать свою, и наоборот.

Я вижу учителя как проводника, медиатора, модератора, фасилитатора, тьютора и, естественно, наставника. И для меня это не избитые слова. Учитель стоит чуть в стороне, но при этом организует круглый стол.

Пусть мы не рыцари Круглого стола короля Артура, но даем ребенку понимание, что мир устроен вот так: если хочешь обсудить проблему - садись за круглый стол. Именно школа это показывает.

Еще я никогда не понимал фразу «мы учим для жизни». Жизнь у ребенка происходит сейчас, она у него одна, уникальная, и в школе он должен получать свой опыт. В школе мы задаем детям разные ситуации (кейсы) - и решаем их вместе. И на уроках на первый план часто выходят какие-то глобальные жизненные вещи, а тренировочные задания по лексике и грамматике дети могут самостоятельно доделать дома.

Современный учитель - это Данко с горящим сердцем. Неважно, онлайн или офлайн, но ты должен гореть, чтобы ученик, хоть за тысячу километров, хоть в метре от тебя, понимал, что его мир интересен учителю. Когда я закрываю за собой дверь кабинета, все меняется: я чувствую этот драйв, наполняюсь энергией. И это несмотря на 33 года педагогической практики.

- Получается, к учителю предъявляются высокие требования, которым он должен соответствовать, причем не только профессиональные...

- Безусловно, в моральном плане ты не можешь себе позволить то же, что средне статистический человек. Каждый раз, когда что-то пишу или выставляю в интернете, -я понимаю, что меня будут читать ученики. И для них я все равно paragon - «образец», модель определенного поведения.

Как модель, ты влияешь на детей, и отсюда возникает высокое требование к мо-

Я вижу учителя как проводника, медиатора, модератора, фасилитатора, тьютора и, естественно, наставника

ральным устоям учителя. Как ты можешь растить патриота, если сам в социальных сетях обливаешь грязью свою страну, если тебе «стыдно быть русским»?.. Я лично сказал своим ребятам: «У нас с вами критическое мышление - давайте почитаем, сравним, поищем». Как учитель, ты должен вовремя остановиться и сказать, например: «А сегодня мы займемся грамматикой». Особенно сейчас, когда дети перенасыщены информацией. И как обратную связь, я часто получаю от родителей сообщения типа: «Спасибо, что создаете спокойную атмосферу, не политизируете ситуацию».

Как учителю, тебе важно понимать, что детям сейчас непросто, на них свалилось много информации, да и фейковые новости никто не отменял, много ложного - и важно распознавать.

- Андрей Валентинович, в продолжении разговора о современных детях... Как вы считаете, есть ли сейчас ученики, способные воспринимать и запоминать информацию с листа?

- Дети могут быть совершенно разные, но многое зависит от учителя. Если ты хочешь продолжать стоять у доски с мелом в руках - твое право, ты можешь остановить процесс цифровизации, сказать: «Нет, мне так неудобно». Ребенок может смириться и подстроиться. Только, на мой взгляд, ничего хорошего из этого не выйдет.

Как модель, ты влияешь на детей, и отсюда возникает

высокое требование к моральным устоям учителя

Не нужно ничего резко запрещать -сначала посмотри на ситуацию. Если вам неудобно, чтобы на уроке присутствовал смартфон, - значит, ищите свои варианты.

Когда смартфоны только появились, дети превратили их в игрушки. Для меня это стало проблемой, и я начал ее решать: предлагал полезные ссылки, электронные словари, создавал онлайн-задания, группы в социальных сетях... И постепенно превратил телефоны и другие гаджеты из своих врагов в друзей.

На качественно выстроенном уроке, в том числе с использованием цифровых технологий, детям некогда отдыхать и заниматься посторонними вещами. Да, они «сидят в телефоне», но для того, чтобы общаться со мной, друг другом, чтобы получать информацию и ее обрабатывать. Я сам сейчас владею массой цифровых инструментов - например, использую платформу «Зум». В этом вопросе я давно стал раЗУМным учителем.

А как по-другому? Бросая нам вызовы, жизнь заставляет находить и применять что-то новое. Яркий тому пример - пандемия. Но лично у меня состояние депрессии длилось ровно час. Потом я просто начал делать по-новому. И через три года мне кажется, что всю жизнь сижу в зуме или на каких-то других платформах, общаюсь с коллегами и детьми. А как география расширилась! Появились ученики из разных часовых поясов России, из других стран. Мы начали работать с крымскими учителями и выстроили целую систему взаимодействия. Вот время бы только на все найти. Бывает, что в 22:00 мск еще идет урок.

Или вот классный журнал. Для меня это была «больная тема» - «охотиться» за бумажным журналом (потому что делим классы на группы), записать, посчитать. А теперь я открываю электронный журнал сидя где-нибудь в поезде или самолете - быстро все отметил и закрыл.

Поэтому я - за цифровизацию, которая идет умеренно и грамотно.

82 | М^^ТЕ^ 2022, №2

- Предметный кабинет, где каждая деталь говорит о социокультурной связи и стране, говорящей на языке, совсем потерял свою роль? Или все же остается важным элементом в процессе обучения?

- Лично я не представляю обучения без «рыцарского» круглого стола в своем кабинете, да и без тематического кабинета как такового.

На мой взгляд, мелочей не бывает - вся наша жизнь состоит из этих little things, small things, trifles (с англ., синонимы «маленькие вещи, пустяки, мелочи», - прим. ред.). И учителя как раз из этих тоненьких нитей, из маленьких мелочей делают красивый, интересный процесс. Каждый элемент действительно важный и дополняет урок.

Я был в школах, «упакованных по последнему слову техники», но стало жалко учеников таких школ. Все кабинеты одинаковые, бело-серые - и не поймешь, то ли ты в кабинете физики, то ли в кабинете химии, то ли английского языка... Все шесть уроков в одинаковой обстановке - каково это?

На мой взгляд, приходя на урок английского, ученик должен погрузиться в атмосферу другой страны. Когда на литературу пришел - у нас в гимназии, например, литературный салон в кабинете сделан. А у учителя физики и астрономии - звездное небо на потолке. Тверская гимназия №12 большая, в ней 50 разных кабинетов. Это гимназия 1936 года постройки, далеко не «упакованная», не ультрасовременная, но здесь есть душа. Понимаете?

Кабинет - это душа предмета. Поэтому в пандемию учителя сильно переживали, когда пришлось оставить свои кабинеты.

- Андрей Валентинович, бумажные учебники или электронные?

- Лучше и то и другое. Все вещи вместе создают мощный, красивый, современный урок, делают роль учителя важной. Не сможет робот, придуманный образ или голограмма заменить человека, потому что урок -

Я - за цифровизацию, которая идет умеренно и грамотно

это живой процесс, филигранно сотканный из самых разных лоскутков, мелочей.

Я настаиваю: нельзя отрицать старое в угоду новому. Я за happy mean - за «золотую середину». В этом смысле я благодарен советской школе, которую застал как ученик и даже как учитель, благодарен годам перестройки, из хаоса которых тоже что-то важное извлек. Моя задача как учителя - отовсюду получать опыт, накапливать, систематизировать и анализировать. Когда спрашивают, есть ли у меня какая-то своя технология, то каждый раз с улыбкой отвечаю: «Не знаю, по системе Мишина, пожалуй, работаю». Да, вначале ты можешь скопировать чей-то урок, чью-то технологию или методику, но со временем будешь выбирать эклектично то, что тебе понятно.

- Каким образом вы рекомендуете перенимать опыт коллег?

- Никогда не понимал, зачем, например, публиковать свой урок: да, вы посмотрели, но ведь не сделаете так же, как я. И конечно, я не сделаю так же, как вы.

Или вот ко мне часто просятся: «Можно к вам на урок прийти, чтобы поучиться?». Да, конечно приходите, только не ждите, что у вас получится реплика урока под копирку. Сразу говорю, не получится. Ну либо это будет ужасная реплика, потому что, наблюдая за коллегой, ты видишь только верхушку айсберга...

В этой связи важно смело признаваться себе, что чего-то не знаешь, не понимаешь, -и найти возможность получить у коллег необходимое.

Поэтому, на мой взгляд, куда более полезно - обменяться опытом, спросить, уточнить, поделиться лайфхаками, находками, техниками. На таких открытых площадках как журнал «Magister», например.

- Вот как раз о публикациях нашего журнала... Тема этого номера - гуманитарное образование в эпоху технологий. Как, на ваш взгляд, меняется роль гуманитарного образования в XXI веке?

НАСТАВНИК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

1 июля 2022 Андрей Валентинович Мишин отметил 50-летний юбилей. Поздравляем Вас! Пусть Ваша жизнь продолжит быть интересной и творческой, согретой теплом, любовью и признанием. Желаем нам, учителям и методистам, новых возможностей поучиться у Вас!

33 года из 50 лет жизни Андрей Валентинович отдал образованию, начав работать в школе с 17 лет.

Кажется, сейчас в России нет ни одного учителя английского языка, который не был бы с ним знаком. Мое знакомство с Андреем Валентиновичем началось с его пособий по подготовке к экзаменам, с его семинаров и вебинаров. Каждый раз в его словах я нахожу поддержку и уверенность, восхищаюсь его позитивом и открытостью. Андрей Валентинович активно делится своими мыслями, жизненным опытом и путевыми заметками в социальных сетях,

создавая вокруг себя сообщество единомышленников, учителей и преподавателей, которые, как и он, находятся в постоянном поиске.

В ноябре 2019 года мне посчастливилось побывать на одном из семинаров в гимназии №12 города Твери, где работает Андрей Валентинович. Тема семинара представляла для меня профессиональный интерес, но гораздо важнее было увидеть мастера в его стихии, окруженного друзьями и соратниками. Я наблюдала и думала, как же им повезло, что рядом - учитель-наставник, труженик и человек большой души.

Высокие результаты учеников Андрея Валентиновича за последние десять лет говорят сами за себя:

• 150 учащихся - победители и призеры муниципального, регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку;

• 200 обучающихся 10-го лингвистического класса - обладатели международного языкового сертификата Кембриджского университета;

• 20 учащихся - победители и призеры научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Список его профессиональных достижений впечатляет: 33 года служения образованию, народный учитель России, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, почетный работник науки и образования Тверской области, трижды победитель конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Кроме этого, эксперт-консультант кафедры английского языка Тверского госуниверситета, руководитель регионального инновационного центра «Современные образовательные технологии в обучении иностранным языкам», автор большого количества пособий по английскому языку, соавтор федерального УМК «Английский язык», руководитель региональной стажерской площадки повышения квалификации учителей английского языка в Тверской области, возглавляет тверскую региональную ассоциацию учителей и преподавателей английского языка (Т/егЕиТД).

Автор: Екатерина Николаевна Ермакова, руководитель образовательной программы школы «Унисон», учитель английского языка

84 | М^^ТЕ^ 2022, №2

- В эпоху технологий действительно важно поднять инженерное образование, технические и прикладные предметы. Но я за то, чтобы этот подъем шел рука об руку с развитием метапредметных навыков, с развитием умения общаться и взаимодействовать. А это во многом про гуманитарные дисциплины.

Если мы будем растить «зашоренного», сугубо узкого специалиста - это будет неинтересный человек. Развитие личности требует социализации, духовности, обычных человеческих эмоций, радости. Даже «технарь» должен быть человеком, уметь сопереживать, общаться, понимать, что не может решить инженерную проблему без творческого подхода, работы в команде, без анализа информации.

Кто его научит с работать текстом, как не учитель языка? А через текст он поймет и многое другое. Тем более что сейчас мы живем в глобальном мире, где английский остается языком международного общения. Что это означает? Инженер должен уметь извлечь информацию из источников на иностранном языке - посмотреть, что и как делают другие, чтобы не изобрести пятое колесо.

Гуманитарная составляющая позволят человеку не закрыться, не стать обособленным, неинтересным «сухарем», запертым в своей конторе.

Ведь только когда новаторы начинают доносить до людей суть своих изобретений, начинают показывать и общаться - только тогда открытие «оживает». А так - можно просто похоронить свои 315 патентов и миллион изобретений...

Я уверен, что человеку нужно всестороннее образование: ученик не должен быть физиком, лириком, гуманитарием - он должен быть человеком.

- Подводя итог нашего общения, хочется задать простой человеческий вопрос. Андрей Валентинович, что для вас счастье?

- Для меня счастье - конечно, самые простые человеческие вещи, которые окру-

жают. Но вместе с тем счастье - это и моя работа. Реально, без пафоса или чего-то надуманного.

Когда утром иду в гимназию, часто ловлю себя на том, что иду с желанием, работа дает мне мотивацию двигаться дальше.

Счастьем для человека будет то, что зажигает внутри огонь, без которого - никуда. Для кого-то это работа, для кого-то семья, любимый человек, чтение книг. Каждый назовет счастьем что-то свое, но в этом «счастье» должна быть какая-то универсальная составляющая, которая дает драйв и желание жить. Так вот, в этом смысле быть учителем, заходить в класс с ребятами для меня - настоящее счастье.

- Спасибо, что согласились на интервью для журнала «Magister», несмотря на огромную занятость, - как вы любите говорить, as busy as a bee.

- Вы правы, «работаем, как пчелки»: подготовка к Кембриджским экзаменам, ОГЭ и ЕГЭ. Надеялся, что будет поменьше работы в конце года, но так не получается.

- Готовитесь даже в условиях неизвестности, будет ли возможность сдать на сертификат Кембриджа?

- Если честно, мне не хочется ломать систему, потому что мы привыкли в ней работать. Даже если не будет Кембриджских экзаменов, мы все равно продолжим следовать этой системе, она меня устраивает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, когда ребята достигают серьезного уровня В2 по Кембриджской линейке, хочется, чтобы они получили официальный сертификат, подтверждающий их уровень владения английским. Будучи incurable optimist (с англ. «неисправимый оптимист», «оптимист по жизни», - прим. ред.), я надеюсь и верю, что все обязательно получится и сложится благоприятно.

Интервью подготовила Екатерина Николаевна Ермакова, руководитель образовательной программы СОО ОАНО «Школа «Унисон», учитель английского языка, эксперт ЕГЭ, имеет квалификацию CELTA (Chicago, US, 2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.