Научная статья на тему 'Дидактические затруднения студентов в процессе прохождения практики'

Дидактические затруднения студентов в процессе прохождения практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1867
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТУДЕНТ / УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОГРАММА / ЗАТРУДНЕНИЯ / TEACHING PRACTICUM / EDUCATIONAL INSTITUTION / STUDENT / TEACHER-MENTOR / DIDACTIC COMPETENCE / SYLLABUS / DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинова Мария Леонидовна, Загайнов Игорь Александрович

В статье излагается материал, связанный с практико-ориентированной направленностью учебного процесса в высшем учебном заведении. Представлены экспериментальные данные по изучению основных затруднений студентов-практикантов, будущих педагогов, связанных с дидактической компетентностью. Ключевую позицию занимает учитель-наставник, играющий важную роль в профессиональном развитии будущих педагогов. Он помогает правильно применять теоретические знания на практике, анализируя и корректируя возникающие трудности. В статье выделены затруднения студентов-практикантов, связанные с общепедагогическими знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинова Мария Леонидовна, Загайнов Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ DIDACTIC DIFFICULTIES IN THE COURSE OF PRACTICAL TRAINING

The article deals with the material concerning a practice-oriented learning process in a higher education institution. There are experimental data from the study of the main interns’ (future teachers) difficulties, which are connected with the didactic competence. A teacher-mentor plays the main role in professional development of future teachers. A teacher-mentor helps to put knowledge to use, analyzing and correcting incipient difficulties. The article states the interns’ difficulties, connecting with pedagogic knowledge.

Текст научной работы на тему «Дидактические затруднения студентов в процессе прохождения практики»

УДК 378

М. Л. Блинова, И. А. Загайнов

Дидактические затруднения студентов в процессе прохождения практики

В статье излагается материал, связанный с практико-ориентированной направленностью учебного процесса в высшем учебном заведении. Представлены экспериментальные данные по изучению основных затруднений студентов-практикантов, будущих педагогов, связанных с дидактической компетентностью. Ключевую позицию занимает учитель-наставник, играющий важную роль в профессиональном развитии будущих педагогов. Он помогает правильно применять теоретические знания на практике, анализируя и корректируя возникающие трудности. В статье выделены затруднения студентов-практикантов, связанные с общепедагогическими знаниями.

Ключевые слова: педагогическая практика, образовательная организация, студент, учитель-наставник, дидактическая компетентность, программа, затруднения.

M. L. Blinova, I. A. Zagainov

Students' Didactic Difficulties in the Course of Practical Training

The article deals with the material concerning a practice-oriented learning process in a higher education institution. There are experimental data from the study of the main interns' (future teachers) difficulties, which are connected with the didactic competence. A teacher-mentor plays the main role in professional development of future teachers. A teacher-mentor helps to put knowledge to use, analyzing and correcting incipient difficulties. The article states the interns' difficulties, connecting with pedagogic knowledge.

Keywords: teaching practicum, educational institution, a student, a teacher-mentor, didactic competence, a syllabus, difficulties.

Для получения качественного образования важное значение приобретает процесс прохождения практики студентами, когда происходит формирование практических умений и навыков. Практико-ориентированность в вузовской системе при подготовке педагога позволяет постоянно совершенствовать организацию педагогического процесса.

Рассматривая практику в целом, отметим, что она позволяет привить студентам любовь к профессии; помогает им понять все уровни системы образования, изучить возрастные психологические особенности детей, сформировать умения, способствующие положительной адаптации в первые годы работы в профессии. Важную роль в развитии профессиональной компетентности студентов играет учитель-наставник. Он помогает систематизировать знания по методике преподавания предмета, делать анализ собственной деятельности, формировать умения выделять и решать профессиональные проблемы, вести активную педагогическую деятельность, участвуя в различных мероприятиях.

Интересным представляется опыт английской высшей школы, когда со студентами применяется «кооперативное обучение»: работа в школе рассматривается как важная составляющая всего

учебного процесса и систематически чередуется с академическими занятиями в вузе. Создаются школы-лаборатории при высших образовательных организациях, центры педагогической подготовки, местные школы, в программу которых входят наблюдения, анализ процесса обучения, планирование и проведение урока, выставление оценок, управление классом. В местных школах подготавливают учителей-наставников, которые руководят практикой [8].

Учитель-наставник должен быть опытным руководителем, сильным методистом, который оказывает помощь как по дидактическим, так и по воспитательным направлениям.

В последние годы в системе образования активно используется понятие «тьютор» (от англ. tutorial - 'наставнический'). Мы рассматриваем понятия «учитель-наставник» и «тьютор» как синонимы.

Следует выделить курирующие

и диагностические функции тьютора по отношению к студенту-практиканту в разработке целей, содержания плана развития профессиональных навыков; в организации учебной работы; во взаимодействии со школьным тьютором, с администрацией, с учительским коллективом образовательной организации с целью диагности-

© Блинова М. Л., Загайнов И. А., 2017

рования практики студента и обозначения ее итоговой оценки [8].

П. Д. Кухарчик в вопросе по педагогической практике предлагал регулярно использовать тью-торскую систему; применять современные образовательные технологии; готовить будущих педагогов с помощью проектной технологии освоения педагогической культуры; совершенствовать содержательную и организационную составляющие в практике; привлекать студентов к участию в разработке проектов во время прохождения практики как части научно-исследовательской деятельности [5].

Тьютор в вузе сотрудничает с тьютором в школе - их объединяет цель проведения практики, достижению которой способствует совместное корректирование плана работы студента.

Ю. Г. Волков утверждает, что преподаватель-тьютор должен работать с культурной ситуацией, что способствует рождению мысли у студента, активизирует его познавательную самостоятельность [3].

Опыт британской системы непрерывного педагогического образования, который описывает Д. Р. Сабирова, показывает, что подготовка учителя-наставника считается главным звеном в реализации образовательных программ повышения квалификации молодых педагогов. Организованы программы профессионального развития учителей-наставников. Обучение проходит систематически, циклами, в процессе стажировки совершенствуется педагогическое мастерство педагогов-наставников. Подготовка включает помощь при адаптации учителя-наставника в новой должности, в развитии умений работать со взрослыми людьми [7].

Мы видим, что работа в качестве учителя-наставника выделяется как самостоятельная педагогическая профессия, которая также требует определенного уровня знаний и умений.

Выделим основные затруднения, с которыми сталкиваются студенты во время прохождения педагогической практики (дидактическая компетентность). Как правило, они определяются недостаточно развитым умением формулировать обучающие, воспитывающие, развивающие цели и задачи урока; подбирать в соответствии с поставленными целями содержание, формы, методы и средства обучения; применять дидактические средства обучения; организовать повторение учебного материала на уроке; объяснять учебный материал; организовать самостоятельную работу учащихся; осуществлять контроль и оценивать

знания учащихся; создавать ситуацию успеха, стимулировать учебные мотивы; активизировать познавательную деятельность учащихся; общаться с ними; обеспечивать дисциплинировать; применять нетрадиционные формы и методы обучения; осуществлять самоанализ урока; работать с учителем-наставником по предмету.

В результате выявилось, что у студентов-практикантов существуют дидактические затруднения при применении нетрадиционных форм и методов обучения (57 %); самоанализе урока (56 %); осуществлении контроля и оценивании знаний учащихся (51 %); организации сознательной дисциплины и обеспечении порядка на уроках (47 %); активизации познавательной деятельности учеников (46 %); при приведении в соответствие поставленным целям содержания, применяемых форм, методов и средств обучения (41 %); формулировке обучающих, воспитывающих, развивающих целей и задач урока (36 %); создании ситуации успеха, стимулировании учебных мотивов (32 %); организации самостоятельной работы учащихся (30 %); организации повторения учебного материала на уроке: текущего, тематического, итогового (27 %); применении дидактических средств обучения (29 %).

Затруднения размещены в порядке убывания, самыми проблематичными являются применение нетрадиционных форм и методов обучения (57 %); самоанализ урока (56 %); осуществление контроля и оценивания знаний учащихся (51 %). Далее идет дисциплина на уроке (47 %), когда студент-практикант не может контролировать класс и управлять им; не умеют активизировать познавательную деятельность учащихся 46 % студентов.

Но есть очень хорошие результаты диагностики, где у студентов сформированы умения общаться с учениками (94 %); объяснять учебный материал (86 %); организовывать повторение учебного материала (73 %); применять дидактические средства обучения (71 %); организовывать самостоятельную работу учащихся (70 %).

Выше сказано, что умело организованная система наставничества в вузе и в школе приводит к положительным результатам при прохождении студентами педагогической практики. В результате диагностики выявлено: 50 % учителей-наставников регулярно помогали студентам-практикантам; 61 % учителей помогали анализировать урок в результате его посещения.

Можно отметить случаи (20 %), когда учителя-наставники не оказывали студентам методиче-

Дидактические затруднения студентов в процессе прохождения практики

137

скую помощь в разработке плана-конспекта урока, с другой стороны - 56 % учителей всегда оказывали данную помощь.

Методическую помощь в анализе уроков оказывали большинство педагогов (65 %), но 10 % педагогов вовсе не анализировали уроки студентов-практикантов.

Правильно организованное вузовское обучение (прохождение педагогической практики) способствует овладению студентами базовыми педагогическими умениями и навыками (постановка цели, задач урока; планирование учебной деятельности; умение проводить анализ и самоанализ педагогической деятельности и др.).

Библиографический список

1. Блинова, М. Л. Роль педагога-наставника в профессиональном становлении молодого специалиста [Текст] / М. Л. Блинова // Вестник Межрегионального открытого социального института. - 2015. - № 1. - С. 91-94.

2. Блинова, М. Л., Загайнов, И. А. Преемственность в непрерывном педагогическом образовании [Текст] / М. Л. Блинова, И. А. Загайнов // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика : сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18 февраля 2013 года); под общ. ред. Л. М. Попова, Н. М. Швецова. - Йошкар-Ола, 2013. - С. 43-47.

3. Волков, Ю. Г. Послевузовское и профессиональное образование в России [Текст] / Ю. Г. Волков // Социологические исследования. -1997. - № 9. - С. 56-66.

4. Загайнов, И. А., Блинова, М. Л. Гендерное знание в практике профессиональной деятельности педагога [Текст] / И. А. Загайнов, М. Л. Блинова // Вестник Межрегионального открытого социального института. - 2015. - № 2 (2). - С. 38-44.

5. Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов [Текст] : учебно-методическое пособие / П. Д. Кухарчик. - Минск : БГПУУ 2008. - 195 с.

6. Проблемы содержания и организации стажировки выпускников педвуза [Текст] : международный сборник научных трудов. - Вологда, 1985. - 128 с.

7. Сабирова, Д. Р. Подготовка учителей-наставников в системе непрерывного педагогического

образования (опыт Великобритании) [Текст] / Д. Р. Сабирова // Воспитательный потенциал гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс : материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции : в 2-х ч. - Ч. 2. - Казань : ТГГПУ, 2005. - С. 295-298.

8. Цыркун, И. И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству [Текст] : пособие / И. И. Цыркун, Е. И. Карпович. -Минск : БГПУ 2006. - 311 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Blinova, M. L. Rol' pedagoga-nastavnika v profes-sional'nom stanovlenii molodogo specialista [Tekst] / M. L. Blinova // Vestnik Mezhregional'nogo otkrytogo social'nogo instituta. - 2015. - № 1. - S. 91-94.

2. Blinova, M. L., Zagajnov, I. A. Preemstvennost' v nepreryvnom pedagogicheskom obrazovanii [Tekst] / M. L. Blinova, I. A. Zagajnov // Psihologicheskoe znanie v kontekste sovremennosti: teorija i praktika : sbornik statej po materialam III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (18 fevralja 2013 goda); pod obshh. red. L. M. Popova, N. M. Shvecova. - Joshkar-Ola, 2013. - S. 43-47.

3. Volkov, Ju. G. Poslevuzovskoe i professional'noe obrazovanie v Rossii [Tekst] / Ju. G. Volkov // Sociolog-icheskie issledovanija. - 1997. - № 9. - S. 56-66.

4. Zagajnov, I. A., Blinova, M. L. Gendernoe znanie v praktike professional'noj dejatel'nosti pedagoga [Tekst] / I. A. Zagajnov, M. L. Blinova // Vestnik Mezhregion-al'nogo otkrytogo social'nogo instituta. - 2015. - № 2 (2). - S. 38-44.

5. Pedagogicheskoe obrazovanie v uslovijah trans-formacionnyh processov [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / P. D. Kuharchik. - Minsk : BGPU, 2008. - 195 s.

6. Problemy soderzhanija i organizacii stazhirovki vypusknikov pedvuza [Tekst] : mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh trudov. - Vologda, 1985. - 128 s.

7. Sabirova, D. R. Podgotovka uchitelej-nastavnikov v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija (opyt Velikobritanii) [Tekst] / D. R. Sabirova // Vospi-tatel'nyj potencial gumanitarnogo obrazovanija v uslovi-jah vhozhdenija Rossii v Bolonskij process : materialy Tret'ej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii : v 2-h ch. - Ch. 2. - Kazan' : TGGPU, 2005. - S. 295-298.

8. Cyrkun, I. I. Innovacionnoe obrazovanie pedagoga: na puti k professional'nomu tvorchestvu [Tekst] : posobie / I. I. Cyrkun, E. I. Karpovich. - Minsk : BGPU, 2006. - 311 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.