Научная статья на тему 'О реализации стандартов современного школьного образования'

О реализации стандартов современного школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова С. В., Егорова В. В., Иванова Т. А.

Учитель, согласно новым образовательным стандартам (ФГОС), дол­жен выполнять сегодня не только роль наставника, но и тьютора; должен спрогнозировать ожидаемый результат, учитывая метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) связи, ИКТ-компе­тентность и индивидуальную проектную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О реализации стандартов современного школьного образования»

ний между личностью и требованиями к конкретной профессиональной деятельности.

3. Процесс профессиональной адаптации студентов существенно обусловлен как возрастными особенностями, так и спецификой профессиональной подготовки в условиях ссуза. К возрастным особенностям студентов относится: активное профессиональное самоопределение, развитие самосознания, формирование готовности к личностному жизненному самоопределению, к новому типу ведущей деятельности.

4. Профессиональная адаптация студентов в условиях политехнических учебных заведений дает возможность изучения дополнительных профессиональных возможностей, а также формирования профессиональных качеств студента и его отношения к профессиональной деятельности.

В результате этого достигается основная цель - повышение качества среднего профессионального образования и уровня подготовки специалистов.

Список литературы:

1. Бозаджиев В.Л. Основы общей психологии. - Челябинск, 2007.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. - 240 с.

3. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Издательство политической литературы, 1982. - С. 148-156.

4. Буркова Н.Г., Додонова Л.А., Пимчев С.П. Образование для изменения качества жизни // Специалист. - 2003. - № 2. - С. 39-44.

5. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 2006. - С. 39-48.

О РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Егорова С.В.*, Егорова В.В.*, Иванова Т.А.*

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением экономики № 506, г. Москва Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1246, г. Москва Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики № 1360, г. Москва

Учитель, согласно новым образовательным стандартам (ФГОС), должен выполнять сегодня не только роль наставника, но и тьютора; дол-

* Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с углублённым изучением экономики № 506.

* Учитель немецкого языка ГБОУ СОШ с углублённым изучением английского языка № 1246.

* Учитель математики ГБОУ СОШ с углублённым изучением математики № 1360.

жен спрогнозировать ожидаемый результат, учитывая метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) связи, ИКТ-компе-тентность и индивидуальную проектную деятельность.

В процессе успешного обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Каждый учащийся как индивидуум требует создания вариативного компонента содержания образования непосредственно для удовлетворения его образовательных способностей и потребностей. Таким образом, работник образования постоянно участвует в творческой деятельности. Учитель, согласно новым образовательным стандартам (ФГОС), должен выполнять сегодня не только роль наставника, но и тьютора, который работает «навигатором», помогая выявлять слабые стороны на пути получения образования самим учеником; учит организовывать самоконтроль и оказывает ненавязчивую помощь.

Если исходить из того, что школа и современное образование стремятся дать учащемуся как можно большую свободу творческой самореализации в самых разных сферах, то механистический подход к построению и наполнению учебных программ должен быть замещен подходом, основанным на эмпатии и принятии человека человеком, учитывая, что в любой образовательной системе есть свои достоинства и недостатки. Мы полностью согласны с устоявшимся в методике мнением, что недостатки классноурочной системы состоят в сложности осуществления индивидуального подхода к учащимся; ограниченности возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности; трудностях получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижении в умственном развитии учащихся.

Сегодня учитель, составляя планирование, должен спрогнозировать ожидаемый результат, учитывая метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) связи, ИКТ-компетентность и индивидуальную проектную деятельность. Таким образом, опираясь на всем известные технологии, учитель по-новому использует методики в преподавании. Во-первых, используя словесные методы образования, учитель обязан не только уметь кратко и лаконично изложить материал, но доступно и интересно, чтобы ребенок, ухватившись за «соломинку» полученных знаний, самостоятельно смог удовлетворить все возникшие у него потребности в получении информации. Сегодня учитель русского языка может сотрудничать с любым учителем-предметником. Так литература и история всегда считались смежными предметами, но сегодня тексты для лингвистического анализа могут быть из разных областей знаний. Например, текст, содержащий информацию о Евклиде, Лобачевском, Ферма и др., способствует возникновению интереса к таким предметам как алгебра, геометрия, физика. Тексты естественнонаучные воспитывают интерес к предметам этого цикла (биология, география, химия).

Во-вторых, используя наглядные методы усвоения материала (иллюстрирование, демонстрирование), учитель литературы тесно сотрудничает с учите-

лем иностранных языков и математики. Ребенок с удовольствием сам выполняет работы по моделированию фигур, по схематизации теоретического материала и составления опорных конспектов. Так, на объемных фигурах можно разместить элементы построения предложения при изучении, например, немецкого языка. Обычно слабоуспевающие и плохо читающие дети хорошо разбираются с техникой, для них компьютер «второй друг». Такие ребята с удовольствием сделают вырезки из художественных фильмов по литературным произведениям как на родном (русском) языке, так и на иностранном.

Методы, включающие в себя технологии модульного обучения, коллективных способов обучения, основная цель которых поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе, ставят ребенка в положение исследователя, желающего объяснить и изменить окружающий мир с помощью знаний, а не просто зазубривать их ради оценки [2]. При использовании данной технологии нет необходимости заставлять ребенка внимательно слушать, насильно «вести за руку» при выполнении упражнений, решении задач. Ученик, знакомясь с заданиями, сам выбирает для себя не только последовательность выполнения, сложность, но и осознает необходимость приобретения этих знаний для себя лично. Эта технология привлекает тем, что ориентирована на активную учебную деятельность ученика, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению учебного материала. Если использовать такую технологию на каждом предмете, то достигается самая главная цель: совместить гибкое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.

При выполнении ФГОС нового поколения, конечно, не стоит забывать о практических методах. К сожалению, новое распределение часов уменьшает время закрепления нового материала и практически не дает часов на полноценное повторение. Поэтому метапредметность становится обязательной. Дети привыкли воспринимать предметы разрозненно, т.е. помнят про русский язык и грамотность только для учителя словесника, а выполняя работы по математике или делая переводы по иностранному языку, о соблюдении норм русского языка часто забывают. Сегодня все учителя-предметники должны тесно сотрудничать. Справочная информация по любому предмету часто располагается на форзацах учебника, важно правильно ставить ударение в этом слове, так как оно включено в список задания № 1 ЕГЭ по русскому языку.

Математика - точная наука, не терпящая лишних слов («наш треугольник», «отрезочек»), она требует от ученика точного и четкого пояснения при решении геометрических или текстовых задач; логические рассуждения, комментарии не должны сопровождаться «лишними» словами. Языковая готовность, которая вырабатывает умение быстро вспоминать нужные слова -это непосредственная работа по развитию речи. Поэтому учителя русского и иностранного языков на своих уроках обязательно включают упражнения на корректировку и быстроту реакции на слово, конструирование синонимичных предложений, игра «найди лишнее слово», «исправь чужую ошибку».

Еще один конкретный пример: учитель иностранного языка, проверив выполненный перевод иностранного текста, оценив его, предлагает ученику поработать с орфографическим словарем русского языка: найти и исправить ошибки. Ученик осознает, что при необходимости изучения английского языка, его родной язык требует внимания и более полного изучения. Поощрение обучающегося при таком подходе (отслеживании задействования учеником знаний, полученных на других предметах) обязательно, о нем можно договориться на методическом совете.

При получении образования для ребенка важно почувствовать свою значимость, а для этого и используются частично-поисковые и исследовательские методы. Методы стимулирования и мотивации как внешние побудители к деятельности, чтобы удовлетворить потребности личности, ярко проявляются в игровом подходе к организации учебной деятельности. Первоначальными навыками проектного исследования ребенок овладел уже в начальной школе. Его ИКТ-компетентность бывает очевидна, но важно, чтобы ребенок воспринимал компьютер не как игровой центр, а как помощник, вместе с которым можно бороздить по разным странам и континентам; слушать иностранную речь; изучать и учиться видеть объемность фигур; общаться на родном и иностранном языках; пользоваться справочными материалами. Создание на уроках иностранного языка коллективных тематических проектов типа «Моя семья», «Новый год» формируют у детей поисковые навыки и интерес.

Сегодня учитель обязан помнить о формах и функциях обучения, с обязательным сохранением и поддержанием Я-концепции. Не каждый материал поддается пошаговой обработке, сохраняется и дефицит общения и эмоций, существует и ограничение в умственном развитии. Но сегодня все образование направлено на объединение детей с разными возможностями, на формирование у них культуры общения и умение вычленять необходимое и нужное на текущий момент. Нашим помощником могут стать 37 видов ком-петентностей по Дж. Равену [1]. Приведем, на наш взгляд, самые главные: тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели; тенденция контролировать свою деятельность; вовлечение эмоций в процесс деятельности; готовность и способность обучаться самостоятельно; поиск и использование обратной связи; уверенность в себе; самоконтроль; адаптивность: отсутствие чувства беспомощности; склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию; внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; способность к совместной работе ради достижения цели; и др.

Современное образование должно быть направлено на подготовку интеллектуально и эмоционально зрелой личности, настроенной на успех. Ориентирование в таком обучении должно быть подчинено воспитанию человека, способного самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оптимальные средства и способы для их решения. Достижению этой цели способствует правильный выбор педагогических технологий. При этом учитель не

должен забывать о повышении собственной квалификации и овладении всем спектром самых современных идей.

Список литературы:

1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002.

2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001.

ОБУЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ УЧАЩИХСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

© Журикова Т.Л.*

Детская художественная школа № 5, г. Омск

В рамках исследования проблемы колористической подготовки учащихся художественной школы в статье рассматриваются особенности обучения живописи. Определяются условия развития колористических способностей учащихся, способствующие более эффективной колористической подготовке учащихся художественной школы.

Художественное образование - многоступенчатый процесс, основными составляющими которого являются детские художественные школы (школы искусств), средние и высшие профессиональные художественные учебные заведения. Детская художественная школа - начальный этап художественного образования, где закладываются основы профессиональной изобразительной грамотности, раскрывается творческий потенциал учащихся в сфере изобразительного искусства.

Одним из главных направлений детской художественной школы является подготовка учащихся к поступлению в художественные профессиональные заведения. Колористическая подготовка как необходимый компонент художественной подготовки занимает особое место в изобразительном творчестве. Высокие требования к уровню подготовки выпускников художественной школы и отсутствие методики колористической подготовки учащихся явились главной предпосылкой исследования проблемы колористической подготовки учащихся художественной школы.

Среди учебных дисциплин художественной школы живопись выполняет главную функцию по колористической подготовке учащихся. Отличие обучения живописи в художественной школе от обучения в общеобразовательной школе заключается в том, что если в общеобразовательной школе дети

* Преподаватель художественных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.