Раздел 12 ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Редактор раздела:
НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА КУЛИКОВА - кандидат филологических наук, доцент Горно-Алтайского Госуниверситета (г. Горно-Алтайск)
НЕСТАНДАРТНЫЕ СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ (ОТ РЕДАКЦИИ]
Давайте вспомним, замечательную мысль, которую когда-то подарил нам Максим Горький: «В каждой душе человеческой есть колокольчик. И не звенит он, пока не сумеет кто-нибудь затронуть его. Так найдите же этот колокольчик, сумейте затронуть его». Мы хотим познакомить авторов нашего журнала с профессором кафедры ветеринарии Горно-Алтайского государственного университета Мироном Николаем Ивановичем, который, как лектор, сумел для себя найти такой «колокольчик» и способ «затронуть» его.
Редакция обратилась к профессору Н.И. Мирону с просьбой окунуть читателей нашего журнала в мир его стихии - афоризмов, которые в его преподавательской деятельности работают и приносят плоды образованности и коммуникативной ценности.
Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувств (Н.М. Карамзин). А не это ли свойство языка нужно для воспитания молодых людей в процессе обучения? Но для этого надо овладевать искусством использования языка в воспитательном процессе. Этим искусством виртуозно владеет профессор Мирон Николай Иванович. Это у него на учебных занятиях русский язык в своем самородном богатстве течет как гордая, величественная река афоризмов, журчит нежным потоком и незаметно вливается в душу слушателей.
Известно, что в одном афоризме, крылатой фразе порой кроется больше содержания, чем в целом литературном произведении. Поэтому у читателя, склонного к размышлениям, появляется «пища для ума» как для своего, так и для своих воспитанников. Афоризмы, используемые к месту и вовремя, могут стать вехой и опорой тому кто не просто принимает, а пытается по мере своих сил обогащать и развивать духовные ценности общества.
По определению афоризму присущи лаконичность, отточенность формы, и содержания, в нем наиболее ярко проявляются выразительность, сила, изящество и божественная энергия, являющаяся источником Мира, который создает человек. Именно в этом смысле можно понимать библейский афоризм: «Вначале было слово». Бог создал лишь «первую природу» и дал божественную силу человеку для создания «второй природы», которая наполнена «социальной душой» и всегда начинается со Слова. Именно через него человеческая мысль материализуется, создавая «вторую» и развивая «первую» природу
Афоризмы — это крылатые слова, потому что, по словам Гомера, они «летят к уху слушателя. Одни из них заставляют задуматься, другие заставляют улыбнуться». В системе воспитания нужны и те и другие.
Прикоснитесь к ним, и вы почувствуете, что по силе воздействия афоризмы сродни философии и поэзии, когда форма и содержание устремляются в одну строку Невольно вспоминаются слова удивительной и мудрой поэтессы — Лилии Юсуповой:
Стремилась я всегда к тому чтоб слог Весь мир в одну строку вместить бы мог:
Длинноты на поверхности листа Как дырки в сыре — только пустота.
Считаем, что данная публикация внесет в достаточно жесткий формат научного журнала живую струю в мир наших отношений, определяющих содержание и суть тех, за кого мы профессионально в ответе. Поэтому мы намерены и впредь публиковать подобные работы, отражающие опыт своей педагогической деятельности и открыть подобную рубрику в которой могут публиковать свои результаты творческой деятельности учителя и преподаватели.
Гпавный редактор, профессор,
академик ПАНИ А.В. Петров
Miron N.I. GOLDEN PEDAGOGICAL APHORISMS. This publication discusses the issues of education and upbringing of students. The main attention is given to the ethical aspects of the preparation of specialists in higher school, as well as the pedagogical skills and the creativity of the teachers.
Key words: high school education and upbringing, aphorisms, pedagogical ethics.
Н.И. Мирон, проф., Горно-Алтайского гос. Университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ЗОЛОТЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АФОРИЗМЫ
В данной публикации рассматриваются вопросы обучения и воспитания студентов. Основное внимание обращено на этические аспекты подготовки специалистов в высшей школе, а также на педагогическое мастерство и творчество преподавателей.
Ключевые слова: высшая школа, обучение и воспитание, афоризмы, педагогическая этика.
Когда увидеп ты,
что Мыспь тебя достойна,
Остановись пред ней, замри благопристойно!
Феано
Предложенные вербальные «сувениры» - отражение отдельных граней моего педагогического труда за время многолетней работы в высшей школе. Они составлены в логической последовательности так, что один вытекает из другого. Приятного чтения и размышления Вам, настоящие и будущие коллеги!
Каждый ребёнок рождается ангелом.
Человек рождён для учения, как всё живое для движения.
Все дороги детства ведут в школу.
В босоногім дитинстві Мене мати до школи вела Й кольоровий букварик На щастя, на долю дала.
• «Родное слово» - яркая звёздочка веры, надежды и любви для каждого ребёнка, впервые переступающего порог школы.
• Школа - это безбрежное море знаний и золотой берег восходящего солнца образования.
• В какую бы школу вы ни заглянули, главное в ней - человек и язык, на котором ведётся обучение и воспитание.
• Школа - это второй дом для тех, кто учит и учится.
• Самая прекрасная в мире страна детства - милая наша Школа.
• Школа - это такое же святое место, как церковь, погода, мечеть или синагога, где homo sapiens благодаря педагогическому искусству становится настоящим Человеком.
• Vita sine scholae nihil. Жизнь без школы - ничто.
• Учитель! Сколько лучей света и добра в этом прекрасном слове!
• Учитель - сеятель разумного, доброго и вечного на Богом данной педагогической ниве.
• Magistra prima mater secunda. Первая учительница - вторая мать.
• Учитель милостью Божьей - это не только мудрый педагог и блистательный актёр, но ещё и необыкновенно доброжелательный и простой, как правда, человек.
• Жизнь учителя, как и врача, созвучна известному латинскому изречению: «Aliis inserviendo consumor». Светя другим, сгораю сам.
• Свеча педагогической жизни сгорает одновременно с двух концов.
• К любимому учителю ученики поворачиваются словно цветы - к солнцу.
• Детей нужно учить так, чтобы они с радостью могли произнести: «Semper sol estos!». Пусть всегда будет солнце!
• Школьники с удовольствием учатся у тех учителей, у которых есть чему поучиться, и которых уважают и любят.
• Приобщение юных дарований в науке - старт к её высотам.
• Рациональные зёрна Науки прорастают на благословенной почве Школы.
• Знайте, что изобретения и открытия делаются не только корифеями от науки, но и юными исследователями - школьниками.
• Последний школьный звонок? Боже мой! Как быстро пролетели годы цветущего детства!
• Звук твой чудесный,
Звук твой прелестный,
Звук твой блаженный -Школьный звонок!
• Выпускники на последнем школьном балу со вздохом произносят слова Иоганна Вольфганга Гёте: «Verweile doch, du bist so sch^n!». Остановись, мгновенье, ты прекрасно!
• Выпускной бал озарён сиянием юных звёзд лазурных и лучистых.
• Вальс над милой школой привёт,
Приятный и нежный, как свет.
Именно этот вальс, друзья,
Нас не разлучит вовек.
• Момент вручения выпускникам аттестата зрелости - великая радость, окрашенная светлой грустью расставания с детством, любимыми учителями и родной школой.
• Cum Deo et spese, discipuli! С Богом и надеждой, ученики!
- Так во все времена учителя напутствуют своих учеников.
• O, schola! Quando ego te aspisiam? О, школа! Когда я увижу тебя?
• Gratia tibi, schola! Спасибо тебе, школа! Gratia nostri magistri! Спасибо наши учителя! Ave vita nova! Здравствуй новая жизнь!
• O, schola! Quando ego te aspiciam! О, школа! Когда я увижу тебя?
• Как бы далеко ни уходили школьные годы, а с ними и ученики, на какую бы высоту ни поднимала их жизнь, все они помнят учителей и школу, давшую путёвку в большую жизнь.
Ностальгический отзвук школьных лет автора этой публикации:
Рідна школо з вікнами в сад,
Де навкруг росте виноград,
Ти щойно приснилась мені На славній Шукшинській землі.
• Школьные годы промчатся навсегда,
Чем дальше будут, тем они дороже,
Но ваши имена, любимые учителя,
Мы не позабудем никогда!
С неизменной отрадой мы проносим через всю свою жизнь и как молитву повторяем слова из «Школьного вальса» Михаила Матусовского:
...Но где бы ни бывали мы,
Тебя не забываем мы,
Как мать не забывают сыновья.
Простая и сердечная,
Ты - юность наша вечная,
Учительница первая моя!
• Трудно расставаться с детством, но ведь впереди прекрасная и тоже неповторимая пора жизни - юность.
• В конце июня выпускникам предстоит выбор профессии, достойной и интересной работы и своего места в жизни. Как это важно!
• Окончив школу, выпускник живёт напряжённым ожиданием встречи с будущим. Каким оно будет?
• Всегда есть предощущение того, куда нам направляться и чем заниматься.
• Если при выборе профессии вы ощутите, что в вашей душе «однозвучно звучит колокольчик», то будьте уверены: ваше решение «стать.» - правильное.
• Если Вы, дорогой выпускник, почувствуете, что Ваш «час» настал, то наберитесь смелости и уверенно отправляйтесь в путь навстречу своей судьбе - поступайте в вуз Вашей мечты. Да помогут Вам Господь и напутствие А.С. Пушкина: «Пора, мой друг, пора!».
• Абитуриент - это альпинист, взбирающийся на вершину своей судьбы.
• Что самое общее для всех абитуриентов? - Надежда стать студентами.
• Fiat voluntas Tua (да будет воля Твоя) - с такими мыслями поступающий в высшую школу подаёт документы в приёмную комиссию.
• Перед вступительными экзаменами всяк абитуриент равен друг другу.
• На экзаменах в вуз для каждого абитуриента подбирают индивидуальный интеллектуальный ключ, чтобы случайно не проглядеть Ломоносовых, Пироговых, Менделеевых, Павловых, Сахаровых, Королёвых, Гагариных, Алфёровых. Отечеству нужны великие таланты и настоящие патриоты: лелейте и берегите их!
• Вступительные экзамены - это много риска, много адреналина и, наконец, - зачисление.
• Сообщение о поступлении в университет - ни с чем не сравнимая окрыляющая радость. Дай Бог, чтобы каждый человек испытал счастье называться студентом.
• Вчерашним абитуриентам есть чем гордиться, ведь они победили, взяв первую в своей жизни высоту.
• Посвящение в студенты - светлое и радостное событие в жизни первокурсников. В их честь произносятся напутственные речи ректора, преподавателей и гостей и исполняется гимн студенчества всего мира - «Gaudeamus». Радуйтесь! Восхищайтесь! Гордитесь! Nunc studentes veri estis. Теперь вы - настоящие студенты.
• O, alma mater! Hoc erat in vobis! О, альма-матер! Вот о чём я мечтал!
• Молодые люди, поступившие в высшую школу, теперь точно знают: их реальная мечта в собственных руках.
• Абитуриент - мир желаний, студент - мир возможностей, профессор - мир достижений.
• Все, кто поступил в университет пусть останется в нём до окончания обучения.
• Университетская жизнь - это оркестр, где каждый должен соблюдать положенные ему такты и паузы.
• Высшая школа наполнена студентами словно зрелый плод граната рубиновыми каплями.
• Бесценное богатство высшей школы - студенты.
• Как прекрасен этот мир, мир студентов - посмотри!
• Mundus studentium - mundus optimus est. Мир студентов -лучший из миров.
• Студент - это звучит гордо, возвышенно и романтично!
• Dulce etiam nomen studens. Приятно само слово «студент».
• В звании студента есть три блаженства: первая стипендия, первая пятёрка в зачётной книжке и выпускной вечер после получения из рук ректора диплома о высшем образовании.
• Студент - это ученик, дарованный преподавателям самой судьбой.
• Студент и преподаватель созданы друг для друга.
• Студент без преподавателя - что луна без солнца.
• Преподаватель и студент - две ноты, без одной из которых струны педагогической лиры не издают благозвучного аккорда.
• Золотой треугольник высшей школы - преподаватель, студент и предмет.
• Первая встреча со студентами всегда волнующая. Это не только новые для тебя люди, но и ещё и то новое, что они несут в себе - все вместе и каждый в отдельности.
• Все студенты потенциально способны и талантливы. Вопрос лишь в том, кто их учит, как учит и чему учит.
• В каждом студенте есть семена света и добра. И задача преподавателя - помочь этим семенам взойти.
• Обязанность преподавателя - разглядеть в каждом студенте творческую искру. Нужно не только увидеть её, но и не дать погаснуть.
• Талантливый педагог способен открыть и развить в студенте такие качества, о которых он даже не подозревал.
• Работа с одним студентом - путь ко всем.
• Ab uno studenti disce omnes. По одному студенту узнай
всех.
• Коллега! Какой бы вы учебный процесс ни проводили, войдя в аудиторию, мысленно поблагодарите студентов за то, что пришли на Встречу с Вами, подумайте о Них с педагогической любовью. Обязательно улыбнитесь, ведь улыбка - Ваш волшебный инструмент.
• Улыбка лектора говорит: «Вы мне нравитесь. Я рад вас видеть!».
• Педагогическая улыбка - чудотворное средство, нивелирующее настроение аудитории, каким бы оно ни было.
• Войти к студентам в аудиторию и обменяться с ними взглядами - искусство особого рода. Не забывайте, что oculi sunt index animi (глаза - зеркало души).
• У глаз функция не только зрительная, но и воздействующая. Встреча взглядами - одно из средств педагогической коммуникации.
• Воздействие лектора на аудиторию начинается с самого начала, когда ещё не произнесено ни одного слова.
• Лектору важно сосредоточиться и уловить момент желания, аудитории овладеть ею.
• Любая лекция начинается с приветствия, которое каждый раз должно быть разным и оригинальным.
• Начинать лекцию со слов: «Здравствуйте, коллеги!» или просто: «Здравствуйте!» - далеко не одно и то же. Когда студенты чувствуют себя не только учениками, но и коллегами, расширяется сфера общения с ними.
• Чтобы сделать студентов коллегами по профессии, нужно вести себя с ними так, как будто они уже такие.
• Если, войдя в аудиторию, вы заметите, что студенты сосредоточенно смотрят на вас, конспекты уже раскрыты, а ручки
- наготове, то сердечно поблагодарите их за готовность к лекции и ex obrupto (без предисловий) приступайте к творческому диалогу.
• Если во время лекции слышно шуршание пишущих ручек, то это означает, что аудитория и лектор трудятся с гарантией успеха.
• «Спасибо, коллеги, за творческую тишину!» - магические слова лектора, оказывающие на студенческую аудиторию фантастическое воздействие.
• Усталость внимания на лекции как рукой снимает, минутная музыкальная пауза. Всего одну минуту звучит приятная классическая музыка, но как она потенцирует настроение и творческое мышление студентов! «Потерянная» минута - ни с чем не сравнимое педагогическое обретение.
• Эмоционально окрашенный творческий подъём и обаятельная улыбка лектора - лучшее окончание лекции.
• Конец лекции, как в музыке последний аккорд, должен быть таким, чтобы студенты почувствовали, что finis coronat opus (конец - делу венец).
• Удачно прочитанная лекция - душой исполненный полёт творческой мысли лектора.
• Открытая лекция - это кристалл, сквозь который просматривается творческий почерк лектора.
• Если лабораторные занятия предшествуют лекциям, то последние становятся интересными и проходят в виде активного диалога и обмена обретённым опытом.
• На занятиях - не себя показать, а студентов посмотреть и в каждом увидеть Личность!
• На занятиях мало «рассказать», надо ещё и «показать». Первое без второго - имитация продуктивного обучения.
• Высшую познавательную активность студентов обеспечивает принцип обучения: «Делайте, как я, делайте вместе со мной, делайте лучше меня!».
• Наблюдать за взаимообучением, взаимовоспитанием и взаимоуважением студентов в момент учебного процесса и быть в роли их консультанта - это воплощение в реальность мечты преподавателя. Это новое в обучении - соционика и не забытое старое - декурии Яна Амоса Коменского.
• Когда один студент учит другого студента - это означает, что один алмаз полирует другой.
• Студенты «железно» запоминают только ту научную информацию, в добывании которой участвуют: зрение - visus, движение - kinesis, слух - auditus. Идеально, если есть возможность ощутить ещё вкус - gustus и запах - odor.
• Обучение «от проблемы - к знаниям» имеет то преимущество над обучением «от знаний - к проблеме», что оно проходит на фоне максимального напряжения внимания и органов чувств студентов. Знания, обретённые при эмоциональном напряжении более ценны, чем преподнесённые только вербально.
• Информация, не затрагивающая клавиатуру чувств учеников, забывается во много раз быстрее, чем эмоционально переживаемая.
• Для преподавателя важно, чтобы он видел своё лицо в действиях своих учеников, хотя они и совсем не похожи на него.
• Знать своих студентов и знать то, на что они способны все вместе и каждый в отдельности, - значит быть Учителем и Воспитателем.
• Чтобы чувствовать себя Преподавателем с большой буквы, нужно не один год походить в учениках у самого себя.
• Педагогическая мудрость приходит с годами, с сединой.
• Профессиональная установка преподавателя-энтузиаста: «Я для студентов, а не студенты - для меня.
• Надо любить не себя в педагогике, а педагогику - в себе.
• Преподаватель, наделённый педагогическим даром, - это особое состояние души, благородная миссия, а не только работа от звонка и до звонка.
• Коллеги! Если хотите, чтобы ваши студенты превзошли вас, дайте им возможность зажечь от вашего солнца знаний свои факелы.
• Sol scientiarum viam ad stellas felicitatis monstrat. Солнце знаний показывает путь к звёздам.
• Что нам, преподавателям, в сущности нужно? - Чтобы студенты хорошо учились. Ну, а если порой не учатся? - Значит, надо думать, что нужно им, чтобы учились.
• Каждый студент будет хорошо учиться, если правильно подобрать к его интеллектуальному замку дидактический ключ.
• Все студенты могут быть отличниками: у одних - золотая голова, у других - золотые руки.
• Студент учится в зависимости от того, как он относится к своему учителю. Предмет - дело вторичное.
• Нет студента, который не реагировал бы на мастерство своего учителя.
• Не может предельно трудиться душа студента, если недостаточно трудится душа преподавателя.
• Вершина обучения - это когда преподаватель учит студентов, а студенты - друг друга и преподавателя.
• Педагогический талант, как бриллиант, чем больше его шлифуешь, тем он прекраснее.
• Талантливый педагог пленяет учеников своей удивительной энергетикой, вдохновением и энтузиазмом. И, конечно же, профессионализмом, эрудицией и компетентностью.
• Суть педагогического мастерства в очаровании учеников словом, делом и примером.
• Пример учителя - ученикам наука.
• Ум, Воля, Чувство - золотая триада педагога.
• Педагогическое вдохновение - тайна сия велика есть. Она
- стремительный полёт слов и действий на восхитительных крыльях новых мыслей, новых идей, нового творчества.
• Помочь студентам интеллектуально возвыситься до идеала и вместе с ними подняться на ту же высоту - педагогическое достижение, о котором мечтает каждый преподаватель.
• Успех студента в учёбе - награда преподавателю.
• Педагоги! Радуйтесь успехам своих учеников. Ведь их успех - это и ваш успех.
• У каждого студента есть хотя бы одна черта, которой он превосходит своего учителя. Следовательно, у каждого студента есть чему поучиться.
• In multo studens magister suus professorum est. Студент -во многом учитель своих преподавателей.
• Когда преподаватель что-то объясняет, то человеком, который в данный момент обучается с наибольшей интенсивностью, является именно он, а уж потом - студенты.
• Semper magister verus studens est. Настоящий преподаватель - всегда студент.
• Обращение преподавателя к студенту на «ты» не относится к шедеврам педагогики.
• Collega! Cum studentibus nil nisi bene. Коллега! Со студентами ничего, кроме хорошего. Поменьше - критики, побольше -нравственности.
• Каждое слово преподавателя должно не только учить, но и воспитывать.
• Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем. Обучение и воспитание - параллели и меридианы педагогики.
• Одарённый педагог удивляет, очаровывает и воспитывает одновременно.
• Искусство воспитания студента начинается с удивительно простого: принять, понять и полюбить его таким, какой он есть.
• Чтобы вести студентов за собой, нужно идти за ними.
• Чтобы правильно понимать студентов, нужно общаться с ними на их, студенческом языке.
• Внимательно прислушайтесь к речи студентов: как приятна и мелодична эта речь!
• Какие это славные и замечательные люди - студенты!!!
• Студенческое братство: Один за всех и все за одного! Так было, так есть и так будет всегда.
• Студенты о дружбе: Что? Где? Когда? Ответ один: «В любом месте всегда вместе!».
• Среди студентов бывают не только «гении чистой красоты», но и «гадкие утята», увидеть лебедей (талантов) в которых дано лишь педагогам от Бога.
• Студенты - великие и неисправимые романтики всех времён и народов. Они умны, находчивы и потрясающе хитры. на экзаменах.
• Bene sit tibi! Удачи тебе! Традиционное пожелание студентов друг другу перед экзаменом.
• Экзамен - это дуэль умов, определяющая победителя и «побеждённого». Tertium non datur. Третьего не дано.
• Regina examinis - victoria. Царица экзамена - победа.
• На экзаменах студенты умеют блеснуть не только знаниями, но и своими актёрскими способностями.
• Выдающиеся студенты во время экзамена умудряются слушать ответ на свой билет. из уст экзаменатора.
• In examine silentium non est aurum. Молчание на экзамене
- не золото.
• Улыбка экзаменатора - бальзам для души экзаменующегося.
• Самые приятные слова на экзамене: для студента - «Отлично, коллега!», для преподавателя - «Спасибо, учитель!».
• Часто ли мы, преподаватели, благодарим студентов за блестящие ответы на экзаменах? О нет, далеко не часто. Гораздо реже, чем следовало бы. Всегда можно найти, за что похвалить студента.
• Из-за густых облаков экзаменационной сессии выглядывает солнце каникул.
• Examina - prosa, caniculae - poesia. Экзамены - проза, каникулы -поэзия.
• Райские дни в жизни студентов - каникулы в родных пенатах.
• На каникулах каждый день - воскресенье.
• Каникулярные дни пробегают почему-то быстрее, чем учебные.
• На каждом курсе есть студенты, которые легко превращают обычные каникулы в резиновые.
• Стипендия для студента - что зарплата для служащего.
• Плох тот студент, который отказывается от стипендии.
• В промежутках между стипендиями некоторые студенты устраивают себе «разгрузочные дни». И тогда их рацион состоит из чая без заварки марки «Белые ночи».
• Stipendium est fiesta cum grano felicitatis. Стипендия - это праздник с крупинкой счастья.
• В день получения стипендии студенты, живущие в спартанской простоте, чувствуют себя на высоте: утром - скромный завтрак, а вечером - королевский ужин (!).
• Стипендия - вот праздник, когда студент с уверенностью может сказать: «Не дай себе засохнуть!».
• Студенческое гостеприимство: сегодня - всё, а завтра -что Бог пошлёт.
• Студенческая вечеринка - неповторимое молодёжное веселье, на котором царят чудесные песни и зажигательные танцы.
• Ubi studentes, ibi amicitia, ibi gaudium et amor. Где студенты, там дружба, там радость и любовь.
• Все студенты, непременно, -
Любви возвышенной друзья.
• Влюблённые студенческие пары - голуби, неудержимо воркующие хоть на лекциях, хоть на занятиях. Для них любовь -имя существительное.
• Semper studentessа amans bella est. Влюблённая студентка всегда прекрасна.
• Все студентки - чьи-то невесты, чья-то любовь, чьё-то счастье.
• Anni studii in schola suprema sunt abdulescentiae tempus optimus. Годы учёбы в высшей школе - лучшее время юности.
• Юность студентов - это не только удивительный возраст, но и ни с чем не сравнимое состояние души.
• Годы студенчества - весна жизни, весна любви, весна надежды.
• Студенческие годы чудесные. Они - цветы, всю жизнь цветущие.
• Наш университет - храм науки, в котором куётся искусство обучения и воспитания тех, кому строить будущее Отечества.
• Любовь к человеку и любовь к своей благородной профессии - вот что должно доминировать в сознании и деятельности тех, кто носит высокое звание Учитель!
• Чувство любви к ученикам сам Господь вложил в душу каждого настоящего педагога.
• Величайшей вершиной педагогического искусства и нравственности было, есть и будет - Человеколюбие!
• Золотое правило нравственности преподавателей высшей школы гласит: «Относитесь к студентам так, как бы вы хотели, чтобы студенты относились к вам».
• Профессиональная установка преподавателя-мастера: «Я для студентов, а не студенты - для меня».
• Надо любить не себя в педагогике, а педагогику - в себе.
• Учитель милостью Божией сеет в душу своих учеников зёрна педагогической любви, плоды которой - изумительная нравственность.
• Факел нравственности студентов зажигается от пламени педагогической любви преподавателей.
• Любовь студентов к преподавателю - это эхо любви преподавателя к студентам.
• Не каждому преподавателю выпадает счастье срывать золотые плоды студенческой любви.
• Гордость и слава учителя - его ученики, с которыми он щедро делился своими знаниями, умениями и опытом.
• Педагогическое счастье - делать и видеть счастливыми своих учеников.
• Путеводная звезда профессионального счастья преподавателей может погаснуть, но её благородные лучи будут продолжать сиять в душе тех, кто были их учениками.
• Студенты и преподаватели приходят и уходят, а aльма-матер остаётся вечно молодой, восхитительной и величественной.
Пожелание студентам. Учиться, учиться и учиться, чтобы быть лучшими в своей профессии. Знайте: профессия - это не только работа, но и романтика.
Пожелание преподавателям. Для того чтобы стать Преподавателем с большой буквы, нужно очень любить не только то, что преподаёшь, но и тех, кому преподаёшь. Студентов мало любить, студентов мало хвалить, студентами нужно ещё восхищаться и гордиться. Любите студентов, коллеги! И они помогут вам осилить долгую дорогу времени, ведущую к золотым вершинам педагогического искусства!
Педагогика облагораживает человека, будит благородные мысли и мечты. Коллеги! Всегда действуйте так, как будто голубая мечта уже сбылась. И синяя птица счастья - в Ваших руках! В царстве педагогики никогда не заходит солнце. Gratia lectoribus sapientibus! Спасибо мудрым читателям!
Статья поступила в редакцию 10.01.13