Научная статья на тему 'Из опыта преподавания ветеринарной хирургии'

Из опыта преподавания ветеринарной хирургии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
234
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРИНАРНАЯ ХИРУРГИЯ / ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / VETERINARY SURGERY / EXPERIENCE IN TEACHING CLINICAL DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирон Н. И.

В предлагаемой статье автор в емкой, афористичной форме раскрывает специфику ветеринарной хирургии как клинической дисциплины, делится с коллегами опытом преподавания ветеринарной хирургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF TEACHING OF VETERINARY SURGERY

In this article the author in aphoristic form reveals the specifics of veterinary surgery clinical disciplines, shares his experience of teaching of veterinary surgery.

Текст научной работы на тему «Из опыта преподавания ветеринарной хирургии»

Раздел 10 ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Редактор раздела:

НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА КУЛИКОВА - кандидат филологических наук, доцент Горно-Алтайского Госуниверситета (г. Горно-Алтайск)

УДК 37 Miron N.I. FROM THE EXPERIENCE OF TEACHING OF VETERINARY SURGERY. In this article the author in aphoristic form reveals the specifics of veterinary surgery clinical disciplines, shares his experience of teaching of veterinary surgery.

Key words: veterinary surgery, experience in teaching clinical discipline.

Н.И. Мирон, проф., Горно-Алтайский гос. университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ ХИРУРГИИ

В предлагаемой статье автор в емкой, афористичной форме раскрывает специфику ветеринарной хирургии как клинической дисциплины, делится с коллегами опытом преподавания ветеринарной хирургии.

Ключевые слова: ветеринарная хирургия, опыт преподавания клинической дисциплины.

Chirurgia divina medicina est (Хирургия - божественная медицина)

Н.И. Мирон

Обучение в университете предусматривает профессиональную подготовку специалиста с высшим образованием, высшей культурой и высшей нравственностью. Каждый предмет имеет свою специфику, в соответствии с которой должно вестись его преподавание. Это относится и к хирургии - одной из тех клинических дисциплин, которые формируют врача как профессионала. Хирургия учит, воспитывает и развивает всех, кто испытал на себе её магическое воздействие. Хирурги преобразуют хирургию, хирургия преобразует хирургов. В хирургии, как известно, всё самое-самое.

В данной публикации автор на основании личного педагогического опыта делится некоторыми особенностями преподавания ветеринарной хирургии в высшей школе. Надеемся, что изложенный материал окажется интересным и в чём-то полезным для тех, кто имеет, или будет иметь отношение к хирургии.

Хирургия - ты прекрасна!

Среди всех наук на свете

Нет прекрасней, чем одна -

Королевой Хирургией

Называется она.

• СЫги^а Ье11а et necessaria. Хирургия прекрасна и необходима.

• Хирургия! Что же это такое? Наука? Искусство? Врачебное ремесло? Хирургия - это наука, хирургия - это искусство, хирургия - это ремесло в лучшем смысле этого слова. Хирургия

- это ещё и философия, призвание, и образ жизни подданных Её Величества.

• Философия - искусство мысли, литература - искусство слова, хирургия - искусство действия.

• Хирургия сродни философии.

• Величественную пальму хирургии питают золотые корни философии.

• РЬл^орЫа magistra сЫги^ае est. Философия - учительница хирургии.

• Основное в хирургии - диалектика: хирург - пациенту, пациент - хирургу. Непрерывное развитие.

• Без диалектической логики, клинического мышления и деонтологии в хирургии не обойтись.

• Между хирургией и философией общего намного больше, чем кажется.

• Было бы странным: постигать хирургию, не пользуясь энергетикой философской мысли.

• Философия учит хирургов логично мыслить, рассуждать, делать выводы и принимать решения.

• Хирургия - золотой венец всех врачебных искусств.

• Chirurgia est regina medicinae. Хирургия - царица медицины.

• Хирургия есть передний край медицины как гуманитарной, так и ветеринарной

• Хирургия - это и наука, и искусство: нужны и знания, и умения, и талант. Она - удел смелых, мыслящих неординарно личностей, труд которых полон стрессов и парадоксов.

• Женщина-хирург - сплав мужества, нежности и благородства. Она - самый красивый цветок в дивном саду хирургии.

• Жизнь хирурга созвучна известному латинскому изречению «Aliis inserviendo consumor». Светя другим, сгораю сам.

• Главный инструмент в хирургии - пальцы хирурга. В них аккумулируется осязательная память, хранитель которой - мозг.

• В хирургии золотые руки.

• Скальпель - король хирургических инструментов.

• In mano chirurgum scalpellum medicamentum est. В руках хирурга скальпель - лекарство.

• Scalpellum morbum vincit. Скальпель побеждает болезнь.

• Скальпель для хирурга - всё равно, что для скульптора резец, а для художника - кисть.

• Ключевое слово в хирургии - «операция». Вот уж без чего невозможно представить хирургию, так это без операций.

• Хирургия и операция - формула вечности.

• Operationes - perpetuum mobile chirurgiae sunt. Операции

- вечный двигатель хирургии.

• Operatio anima chirurgiae est. Операция - душа хирургии.

• Как художник создаёт картину, так хирург создаёт операцию. Создаёт!

• Chirurgiam ab operationum ornant. Хирургию украшают операции.

• Хирургия - это профессиональная романтика, помноженная на персональную ответственность хирурга за производство и исход оперативного вмешательства.

• Хирургия - уникальная наука, в ней всё переплетено: и теоретическое, и экспериментальное, и клиническое.

• Хирургия - это особая наука, требующая от врача высокого профессионализма, большой эрудиции и гуманности.

• Хирург и врач - не совсем одно и то же. Хирург - врач обязательно. Врач - хирург не всегда.

• Быть врачом - это много, но быть хирургом - ещё больше.

• Хирургом становится лишь тот врач, в котором присутствует дух исследователя.

• Poetis nascuntur, chirurgis fiunt. Поэтами рождаются, хирургами становятся.

• Хирурги - творцы и герои своих операций.

• Все хирурги начинают одинаково - с первой операции. Дальше у каждого своя судьба.

Обучение хирургии

• Путь в чудесный мир хирургии начинается с мечты, интереса и склонности к ней.

• Интерес к хирургии, творящей чудеса во все времена, огромен.

• Интерес к хирургии - ключ к её познанию.

• Для того чтобы склонность к хирургии проявилась, иногда достаточно незначительного эмоционального импульса - от увиденного или услышанного.

• Стремление к хирургии определяется волей, принудить которую невозможно.

• Выбор хирургии - это поступок, на который способен решиться далеко не каждый.

• Между словами «хочу стать хирургом» и «я - хирург» большое расстояние во времени и пространстве.

• Преподаватель хирургии - живой учебник хирургии. Его творчество, талант и опыт - лучшее учебное руководство для студентов.

• Преподаватель хирургии должен быть «трижды» воспитанным: во-первых, как просто образованный и интеллигентный человек, во-вторых, как педагог, обладающий педагогической этикой, и, в-третьих, как хирург-профессионал.

• Учитель хирургии должен обладать двойным мышлением: оригинальным педагогическим и неординарным клиническим.

• Хирург-преподаватель должен располагать такими качествами, какие хочет видеть в своих учениках.

• Большую ответственность за подготовку учеников чувствовал Н.И. Пирогов: «Пусть учится только тот, кто хочет учиться -это его дело. Но кто хочет у меня учится, тот должен чему-нибудь научиться - это моё дело. Так должен думать каждый совестливый преподаватель.

• Воспитать хирурга может только хирург.

• Главное в жизни студента - учёба. Знания цветут в саду учения.

• Sol scientiarum viam ad stellas felicitatis monstrat. Солнце знаний показывает путь к звёздам.

• Все студенты могут быть отличниками: у одних - золотая голова, у других - золотые руки.

• От хорошего студента до хорошего хирурга рукой подать.

• Студент учится в зависимости от того, как он относится к своему учителю. Предмет - дело вторичное.

• С первого дня обучения на кафедре студентов нужно ориентировать на то, что хирург - это прежде всего врач, а потом уж хирург. Что настоящий хирург - оперирующий терапевт.

• Доминирующим в обучении студентов хирургии должно быть рациональное сочетание теории с практикой.

• Преподавание хирургии можно сравнить с преподаванием музыки. Если на занятиях только вести разговор о музыке, а музыка не звучит, то никакого музыкального воспитания не будет. Так и в операциях, если обучать им, что называется, на пальцах.

• Развитие технических навыков необходимо будущему хирургу, как знание букв для свободного начертания письменных знаков.

• Коллеги! Если хотите, чтобы ваши студенты превзошли вас, дайте им возможность зажечь от вашего солнца знаний, свои факелы.

В обучении хирургическому искусству самый эффективный метод убеждения - пример преподавателя, демонстрирующего свой профессионализм, что называется, на глазах у своих учеников. Высшую познавательную активность студентов обеспечивает принцип обучения: «Делайте, как я, делайте вместе со мной, делайте лучше меня!». Сочетание рассказа и показа в обучении хирургии - просто необходимо. Первое без второго -имитация продуктивного обучения.

• Studentes amplius oculis, quam auribus credunt. Студенты больше верят глазам, чем ушам.

• In chirurgia factiones sunt potentiora verbis. В хирургии действия сильнее слов.

• Один час операции научит больше, чем один день объяснений.

• Операция - это впечатляющая и запоминающаяся зрелищность, которую не заменит никакая актёрская имитация.

• Пример учителя - ученикам наука.

• Положительный пример приобретает обучающую и воспитательную силу в том случае, если он органически связан с подлинным профессионализмом и высокими нравственными качествами преподавателя.

• Личный пример преподавателя хирургии - великая сила, и в обучении студентов оперативной технике не может сравниться ни с каким другим педагогическим приёмом.

• Magister docet studentes bene operare. Преподаватель учит студентов хорошо оперировать.

• Operare operando discimus. Мы учимся оперировать, оперируя.

• Играя на скрипке, становятся скрипачами, оперируя - хирургами.

• Познание в хирургии начитается с восторга, удивления и восхищения.

• Многие студенты, увидев операцию, понимают, что хирургия - это искусство, которому стоит учиться.

Обучаясь во Львовской высшей ветеринарной школе и увидев, как виртуозно и изящно оперировал профессор Лев Заяц, я ощутил: хирургия - моя стихия. Оказалось - навсегда. Коллеги! Предоставьте каждому (!) студенту ощутить и пережить радость открытия, чувство успеха, удовлетворённости от познавательного процесса в операциях, чтобы он почувствовал себя настоящим хирургом. Когда студент оперирует, его учитель должен быть предельно тактичным, доброжелательным и снисходительным. О резкости, неудовлетворённости или раздражённости с его стороны не может быть и речи. Поменьше - критики, побольше - нравственности, коллеги!

• Уникальные операции учителей-хирургов помнит не одно поколение студентов.

• Каждая учебная операция - по-своему запоминающаяся.

• Передать всю красоту хирургической операции словами невозможно, её нужно видеть!

• Классно выполняемой операцией можно любоваться, как произведением искусства.

• Со стороны операция кажется такой простой и одновременно такой сложной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• В обучении хирургическому искусству важно, чтобы студент ощутил окрыляющую силу успеха от лично выполненной операции.

• Операция - это тот случай, когда студент может блеснуть своими дарованиями и превзойти самого себя.

• Студентам нравится демонстрировать факт реализации своих способностей.

• Операция позволяет студенту ощутить значительность своего «Я».

• Когда студент приступает к первой операции, у него случается стресс. Преподаватель не должен допустить перерастания обычного, рабочего стресса, в суперстресс. Очень важно «переключить» студента на проявление сильных сторон его характера и воли.

• Magistri chirurgiae! Cum studentibus nil nisi bene! Преподаватели хирургии! Со студентами ничего, кроме хорошего!

• Каждое слово преподавателя должно не только учить, но и воспитывать.

Поведение преподавателя хирургии в отношении студентов должно быть безупречным. Он не вправе забывать, что он для -студентов, а не студенты - для него. Ведь именно от преподавателя зависит то, чему научатся его ученики во время освоения хирургии. Если во время операции студент медлит, не надо

его торопить. У него вырабатываются своя манера и свой темп работы с инструментами.

• Хирурга-педагога радует чертёжная чёткость разреза тканей, выполняемая талантливым студентом.

• Первая хирургическая операция - это первый шаг к хирургическому Олимпу.

• Нигде так не раскрывается личность студента, как при первой операции.

• Операция своей бесспорной наглядностью способствует развитию образного мышления и творчества студентов.

• Chirurgia docet recte operare et cogitare. Хирургия учит правильно оперировать и мыслить.

• Во время выполнения операции наступает момент, когда в студенте что-то как будто «включается», и он - уже не тот, что был раньше.

• Выполняя операцию, студенты удивляют своей изобретательностью, своими, раскрывающимися словно цветок способностями и дарованиями.

• Иногда в первой же операции студент каким-то непостижимым образом способен заявить о себе как о хирурге больших потенциальных возможностей.

• Учить студентов принимать решения и нести личную ответственность за операцию - важная составная подготовки хирургов.

• Переживания в процессе операции развивают эмоциональную память, взаимодействующую с органами чувств.

• Чем сильнее эмоции, тем сильнее они врезаются в память.

• Активизация памяти, ассоциативного мышления и чувств студента - всё это даёт хирургическая операция

• Необычайно красиво сияют глаза и лицо студента, ощутившего прелесть победы над самим собой в момент операции.

• Преодолев себя, студент вознаграждается восторгом и гордостью от самостоятельно сделанной операции.

• Операции - замечательная школа воспитания характера и воли. Они учат студентов твёрдости и стойкости в отношении самих себя.

• Первая операция по своей эмоциональной насыщенности не может сравниться ни с каким другим врачебным пособием.

• Впервые самостоятельно выполнив операцию, студент чувствует себя хирургом. Ещё бы: ведь он создал операции.

• Поздравление студента с первой операцией - выше всяких похвал и запоминается юному хирургу на всю жизнь.

• Сказать студенту: «Поздравляю Вас, коллега! Операция прошла блестяще» - что-то да значит.

• Похвала оказывает на студента чудотворное действие.

• Педагогически важно поощрять любую попытку студента что-то усовершенствовать, улучшить, изменить в операциях. Эти творческие искры - признак таланта. Их надо видеть и всячески стимулировать.

• В первых самостоятельных операциях студента брезжит восходящая звезда хирургии.

• Каждая операция - это самоутверждение студента как хирурга.

• С каждой лично выполненной операцией у студента усиливается чувство собственного достоинства, уверенности в себе и гордость за избранную профессию врача.

• Много оперируя, студент развивает хирургические рефлексы, обретает умения и навыки и, что весьма важно, - бесценный личный опыт.

• Хирургическая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира студента.

• Хирургическое великолепие студентов - результат творческой работы многих педагогов, рационально использующих межпредметные связи.

• Студенты с интересом изучают и хорошо знают хирургию по той простой причине, что в момент выполнения операций у них ad maximum (максимально) напряжены мышление и органы чувств (! ).

Из опыта преподавания стало понятно, что студенты «железно» запоминают только ту научную информацию, в добывании которой участвуют: зрение - visus, движение - kinesis, слух - auditus. Идеально, если есть возможность ощутить ещё вкус - gustus и запах - odor. Студенты старших курсов с боль-

шим вниманием слушают лекции об операциях, в которых они участвовали или делали сами. В таких случаях лекционный диалог превращается в обмен опытом, является профессионально интересным и эффективным, как для лектора, так и для его юных коллег.

• Обучение «от проблемы - к знаниям» имеет то преимущество над обучением «от знаний - к проблеме», что оно проходит на фоне максимального напряжения мышления и органов чувств обучаемых.

• Знания, обретённые при эмоциональном напряжении более ценны, чем преподнесённые только вербально.

• Нет студента, который бы не заметил, как прочно запоминается то, что связано с переживанием во время хирургической операции. Вот почему информация, не затрагивающая клавиатуру чувств студентов, забывается быстрее, чем эмоционально переживаемая.

• В момент операции руки студента работают в пользу ума. Здесь, если и не хочешь, так запомнишь. Это связано с тем, что панорама операции, наглядность её процесса создаётся на глазах у студентов, при их непосредственном участии.

• Чувственное запоминание - лучшее запоминание.

• В голове студентов удерживаются в первую очередь те знания, которые применялись ими на практике. Операции -тому подтверждение.

• Клиническая хирургия наполняет душу студентов особой, ни с чем не сравнимой творческой энергетикой.

• Участвуя в операциях, студенты познают себя: свои плюсы и минусы, свои способности и темперамент.

• Коллеги преподаватели! В операциях будьте щедры в разделении «лавров» со студентами: пусть они побольше оперируют и консультируют друг друга.

• Для того чтобы студент уверенно оперировал, надо дать ему право на ошибку, а в случае возникновения - помочь исправить её. Сознание этого раскрепощает юного хирурга, предупреждает развитие стресса.

• Оперирующий студент имеет право на ошибку, преподаватель - никогда.

• Хирург-педагог должен уметь смотреть на себя глазами студентов. И, если он в чём-то не прав или ошибся, то, как учил гениальный Пирогов, признать это сразу и решительно, сказав: «Mea culpa! Моя вина!». Ах, как это трудно сказать начинающему преподавателю!

• Когда преподаватель делится со студентами своими ошибками, то они ещё больше уважают его.

• В учебном процессе по хирургии преподаватель не только учит студентов, но и сам учится у них.

• Semper magister verus studens est. Настоящий преподаватель - всегда студент.

• Когда преподаватель что-то объясняет, то человеком, который в данный момент обучается с наибольшей интенсивностью, является именно он, а уж потом - студенты.

• In multo studens magister professoris est. Студент - во многом учитель преподавателя.

• Быть учеником своих учеников - подлинное педагогическое счастье.

• Студентов так нужно учить, чтобы было у кого учиться.

• Специфика педагогического процесса в хирургии состоит в том, что труд преподавателя и труд студентов в момент оперативного вмешательства сливается воедино, образуя профессиональное сотворчество.

• Есть операции, от которых студенты и преподаватель испытывают взаимный восторг.

• Вершина обучения - это когда преподаватель учит студентов, а студенты друг друга и преподавателя.

• Наблюдать за взаимообучением, взаимовоспитанием и взаимоуважением студентов в процессе обучения и быть в роли их консультанта - это воплощение в реальность мечты преподавателя. Это новое - соционика и не забытое старое -декурии Яна Амоса Коменского.

• Студенты, консультируя друг друга в момент операции и, работая на равных, взаимно обогащаются. Этим они вносят в занятие живую, естественную интонацию.

• Когда один студент учит другого, то это означает, что один алмаз полирует другой.

• Академические занятия по хирургии - это уроки вдохновения, творчества и энтузиазма, азарта, споров и вопросов.

• Те умения и способности, которые демонстрируют студенты при выполнении операций, являются показателем того, что они могут достигнуть в будущем.

• Уроки хирургии - уроки профессиональной жизни, этики и деонтологии.

• Помочь студентам профессионально и интеллектуально возвыситься до идеала и вместе с ними подняться на ту же высоту - педагогическое достижение, о котором мечтает каждый преподаватель высшей школы.

• К концу обучения хирургии студенты всё меньше нуждаются в помощи своего учителя.

• Отдельные студенты привлекают внимание преподавателей своими способностями и подлинным интересом к хирургии. Они-то в дальнейшем и пополняют ряды хирургов.

• У многих студентов есть мечта - стать настоящими хирургами. Да будет так!

• Врачу, желающему посвятить себя хирургии: начните с того, что Вы собой представляете, и что Вы знаете и умеете. Имейте в виду, что Вам придётся учиться на своём опыте и на своих ошибках.

• Via in chirurgiam magnam via aspera est. Дорога в хирургию

- трудная дорога.

• В хирургию врачи приходят не одной дорогой, а каждый своей.

• Приятно, когда в хирургию приходит много молодых людей, наделённых оригинальным мышлением, вызывающих изумление и восхищение.

• Стать учеником великого учёного-хирурга - мечта тех, что решил посвятить себя служению хирургии.

• В становлении хирурга большую роль играет школа и личность первого учителя.

• Учитель хирургии, которого можно назвать отцом, дважды учитель, дважды хирург.

• О, великий Пирогов,

Учитель всех хирургов!

Твоё Имя навсегда -Лучезарная звезда.

• Восходящие звёзды хирургии! Читайте Пирогова, учитесь у Пирогова, равняйтесь на Пирогова!

• Pirogov - noster magister, nostra gloria et nostrum sol est. Пирогов - наш учитель, наша слава и наше солнце.

ГИМН МОЛОДОМУ ХИРУРГУ

Хирург мой! трудна твоя дорога:

По ней тебе нелёгкий крест нести.

Тебе страдать придётся очень много,

Чтоб mirabile dictu1 обрести.

Но будь, как лев, в себе уверен:

Веди борьбу за жизнь всегда!

Какие б сложности ни встретил,

Не падай духом никогда.

С сердцем Данко, книгой и наукой Ты взойдёшь на светлый Эверест,

Если не разлучишься с азбукой:

Medicus medico amicus est2.

В чудных лучах солнца Пирогова Ты пройдёшь свой благородный путь.

В момент побед и огорчений Учителей и Школу не забудь!

Через много лет, коллега-сан,

Будете, как Листер и Бергман,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подарите восходящим звёздам:

Ave, Chirurgia3-талисман!

1 Достойное удивления.

2 Врач врачу - друг.

3 Здравствуй, Хирургия!

Статья поступила в редакцию 02.03.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.