Научная статья на тему 'Лекция в высшей школе'

Лекция в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
963
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЛЕКЦИЯ / ЛЕКТОР / СТУДЕНТЫ / HIGHER SCHOOL / LECTURE / LECTURER / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирон Н. И.

Статья посвящена мастерству чтения лекции в высшем учебном заведении. Особое внимание уделено творческому диалогу между лектором и студентами. Сделан акцент на педагогической этике и нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LECTURE AT THE HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the skill of reading lectures in higher education. Special attention is paid to creative dialogue between the lecturer and the students. Focuses on teaching ethics and morality.

Текст научной работы на тему «Лекция в высшей школе»

Раздел 13

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Редактор раздела:

НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА КУЛИКОВА - кандидат филологических наук, доцент Горно-Алтайского госуниверситета (г. Горно-Алтайск)

УДК 37.0

Miron N.I. LECTURE AT THE HIGHER SCHOOL. The article is devoted to the skill of reading lectures in higher education. Special attention is paid to creative dialogue between the lecturer and the students. Focuses on teaching ethics and morality.

Key words: higher school; lecture; lecturer; students.

Н.И. Мирон, проф. Горно-Алтайского гос. Университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: mnko@mail.ru

ЛЕКЦИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена мастерству чтения лекции в высшем учебном заведении. Особое внимание уделено творческому диалогу между лектором и студентами. Сделан акцент на педагогической этике и нравственности. Ключевые слова: высшая школа; лекция; лектор; студенты.

Poetae nascuntur, oratores fiunt.

Поэтами рождаются, ораторами становятся.

Цицерон

Лекция - одно из доминирующих звеньев учебного процесса в высшем учебном заведении - университете, академии, институте, колледже. Слово «лекция» происходит от латинского «lectio», что означает чтение. Лекция - это живое слово, которое не заменить никакой книгой, никакими техническими средствами обучения. Лекционное занятие - это передача творческой мысли из уст в уста. Это диалог прошлого с настоящим для будущего. На лекции важно соотнести то, чего хочется студентам, с тем, что им необходимо в предстоящей практической деятельности. Лекция, особенно проблемная, учит, воспитывает и развивает студентов: она формирует у них как общие, так и профессиональные компетенции. Открытая лекция - это кристалл, сквозь который просматривается творческий почерк лектора.

Показательная лекция - высший пилотаж риторики.

Главное наглядное пособие на лекции - сам лектор, автор и исполнитель лекции. Лекция есть интеллектуальный и нравственный автопортрет лектора. Каждое слово лектора должно не только учить, но и воспитывать. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем. Обучение и воспитание - параллели и меридианы педагогики. Эффективно учить и воспитывать на лекции - вот что требуется от лектора высшей школы.

• Лекция - это, прежде всего, приятная Встреча преподавателя со своими учениками, будущими коллегами по профессии. А предмет - потом.

• Великое таинство вузовской лекции в том, чтобы вызвать в душе студентов творческое состояние, причём non vi, sed arte (не усилием, а искусством).

• Когда готовишься к лекции, важно не только то, что скажешь студентам, но и как скажешь.

• Чем больше готовишься к лекции, тем сильнее желание говорить, слушать себя и невербальный (внутренний) голос студентов.

• Быть интересным - педагогическая обязанность каждого лектора.

Перед вербальным общением

• Коллега! Если на лекции Вы применяете принцип обучения «Aliis inserviendo consumor» (Светя другим, сгораю сам), то студенты всегда будут рады встрече с Вами.

• Если преподаватель охотно идёт к студентам на лекцию, как и они к нему - это же замечательно!

• Душа радуется, когда видишь, как опытный лектор уверенной и грациозной походкой направляется в аудиторию. И наоборот...

• Лектор должен входить в аудиторию, как хирург - в операционную: уверенно, спокойно и без малейшего сомнения в успехе.

• Направляясь к трибуне, лектор должен продемонстрировать энергию, готовность и желание сообщить студентам что-то важное, оригинальное, эксклюзивное. Плохо, если походка выдаёт его смущение, нерешительность, неуверенность.

• Имидж лектора - его невербальная характеристика.

• Войти к студентам на лекцию и обменяться с ними взглядами " искусство особого рода. Никогда не забывайте, что oculi sunt index animi (глаза - зеркало души).

• Глаза первыми вступают в диалог, слова - вторыми.

• Педагогическим взглядом можно не только многое сказать, но и многое сделать.

• У глаз функция не только зрительная, но и коммуникабельная.

• Впечатление о лекторе создаётся у студентов в момент появления его в аудитории.

• Воздействие лектора на студентов начинается с самого начала, когда ещё не произнесено ни одного слова.

• Студентам приятно, если лектор смотрит на них. Этим привлекается внимание и завоёвывается расположение к педагогу.

• Концентрация внимания на преподавателе создаёт психологическую общность, что способствует выбору оптимального приёма для активного диалога. Опытный лектор сразу опре-

деляет интеллектуальную готовность или неготовность студентов к вербальному общению. Уловить и правильно использовать этот момент - педагогическое искусство преподавателя.

• Подтверждением психологического контакта лектора со студенческой аудиторией является наступившая тишина.

• Одним из простых и эффективных средств установления психологического контакта на лекции является ритуал встречи -вставание студентов при входе преподавателя в аудиторию и обмен приветствиями. Это не только дань педагогической этике, но и настрой на восприятие новой научной информации.

• Ритуал встречи лектора со слушателями разрушается, если он входит в аудиторию вместе с юными коллегами, раньше или позже времени, как прозвенит звонок.

• Если молодой преподаватель или аспирант впервые будет выступать с лекцией, желательно, чтобы заведующий кафедрой или кто-то из опытных педагогов представил его аудитории. Это имеет воспитательное значение.

• Первая вузовская лекция - это не только людей посмотреть и себя показать, но ещё и уникальная возможность блеснуть гранями своего таланта.

• Многие начинающие лекторы проявляют удивительную память, красноречие и артистизм. Из них-то и выходят замечательные ораторы.

• Для начинающих преподавателей лекция - terra incognita (неизведанная земля). И эта проблема всегда будет новой для каждого, впервые выступающего в роли лектора. Это - особая аксиома, не имеющая альтернативы.

• Вопрос «Читать или говорить?» - вечный вопрос риторики от античности до наших дней. Поэтому каждый лектор решает его по-своему.

• Прекрасная лекция на бумаге необязательно будет такой же, когда лектор окажется tete-a-tete (наедине) со студентами.

• Чтение лекции с опорой на текст создаёт психологический барьер между оратором и аудиторией вследствие отсутствия визуального и эмоционального взаимодействия.

• Монолог лектора, занятого чтением с «листа», лишён экспромта и импровизации.

• У начинающего лектора всегда должны быть под рукой записи, как успокоительное средство на случай, если...

• Предварительная подготовка преподавателя к лекции, как хирурга - к операции, должна проходить в голове.

• Для того чтобы запечатлеть в сознании нужный материал, начинающему лектору полезно писать лекцию от руки и вербаль-но прочитывать текст, не заучивая наизусть. Важно мысленно видеть то, о чём будет говорить аудитории. Моторика руки, зрение, слух и образное мышление превращают обычное запоминание в «железное». Упорная работа над собой, коллега, сделает Вас мастером педагогической элоквенции.

• Как лучше читать лекцию: стоя или сидя? Разница между лекцией, читаемой «стоя» и лекцией, читаемой «сидя», - колоссальная. Читая лекцию сидя, Цицероном не станешь.

• Начало первой лекции носит необыкновенно сильный эмоциональный накал, справиться с которым - задача не из лёгких.

• Лектор, как спортивная лошадь перед стартом, нуждается в собранности перед встречей с аудиторией. Накопившаяся энергия действия требует выхода.

• Коллеги знайте, что мышечная мобилизация всегда опережает начало речевого воздействия на аудиторию. Поэтому в творческой готовности лектора большую роль играет телесная свобода (релаксация) и полное подчинение мышечного аппарата приказам воли (!).

• Эмоциональное напряжение лектора перед встречей с аудиторией сродни состоянию актёра перед выходом на сцену. Оно способствует большой концентрации внимания, собранности мыслей, более высокому тонусу всего организма. Без нужного эмоционального настроя интересная лекция вряд ли получится.

• Привлечь внимание студенческой аудитории - самый ответственный момент в лекции. От него напрямую зависит успех лекции.

Динамика лекции

• Любая лекция начинается с приветствия.

• Каждая лекция должна иметь своё неповторимое приветствие!

• Лекцию начинайте не с трибуны, не с доски и мела, и даже не с традиционного: «Здравствуйте!» - с улыбки!

• Легко, элегантно и с улыбкой на устах - так приветствует аудиторию опытный педагог.

• Педагогическая улыбка лектора для скучающей, не вошедшей ещё в состояние внимания, аудитории - будто солнце, проглянувшее сквозь густые облака.

• Изумительно, когда искренняя улыбка преподавателя озаряет студенческую аудиторию педагогической мудростью и интеллигентностью.

• Улыбка лектора говорит: «Вы мне нравитесь. Я рад вас видеть!».

• При улыбке в голосе лектора возникают приятные интонации, которые производят хорошее впечатление на студентов.

• Улыбка снимает напряжение лектора и успокаивает аудиторию.

• Улыбка педагога - чудотворное средство, нивелирующее настроение студентов, каким бы оно ни было.

• Улыбка для преподавателя - что палочка для дирижёра.

• Непосредственно перед вербальным (словесным) общением нужно мысленно поблагодарить студентов за то, что собрались в аудитории, подумать о них с педагогической любовью!

• Коллега! Если на лекции Вы думаете о студентах con amore (с любовью) - это значит, что успех в общении с ними будет достигнут.

• Начинать лекцию со слов: «Здравствуйте, коллеги!» или просто: «Здравствуйте» - далеко не одно и то же.

• Когда студенты чувствуют себя не только учениками, но и коллегами, расширяется сфера общения с ними.

• Для того чтобы сделать студентов коллегами по профессии, нужно обращаться с ними так, как будто они уже такие (!).

• Лектор! Если, войдя в аудиторию, Вы заметите, что студенты сосредоточенно смотрят на Вас, конспекты раскрыты, а ручки - наготове, то сердечно поблагодарите их за готовность к лекции и ex obrupto (без предисловий) приступайте к диалогу.

• Каждый лектор начинает лекцию со своего уровня эрудиции, компетентности, профессионализма и опыта.

• Цицерон советовал начинать речь спокойно, в меру громким голосом.

• Как актёр вживается в свою роль, так и лектор вживается в лекцию, отыскивает рациональные способы передачи нового материала, новой информации студентам.

• Язык лектора должен быть простым, точным и образным, чтобы студенты мысленно видели то, о чём он говорит.

• Слова опытного лектора отражаются в уме студентов, словно изображения на экране компьютера.

• Слово и визуальная образность при концентрации внимания стимулируют ассоциативное мышление и процесс познания.

• Лекцию следует читать так, чтобы излагаемая оратором словесная картина, была похожа на оригинал.

• Каждое слово лектора должно быть видимо и понимаемо студентом именно так, как видит и понимает он. Говорите глазу, а не уху - наставлял актёров К.С. Станиславский.

• Компасом в риторике лектора высшей школы должны служить слова Сократа, сказанные одному из новых учеников: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

• Успех лекции во многом зависит от внимания аудитории. Animadversio intellectum generat. Внимание рождает понимание.

• Студенты старших курсов с большим вниманием слушают и записывают лекции по хирургии, особенно когда речь идёт об операциях, в которых они участвовали или делали сами. В таких случаях лекционный диалог превращается в обмен реальным опытом, является профессионально интересным и максимально эффективным и для лектора, и для юных коллег.

• Замечательно, когда творческое «Я» лектора трансформируется в студенческое «Мы». Пример учителя - ученикам наука.

• Студенты не только воспринимают научную информацию лектора, но и хорошо запоминают её, если сосредоточили мысли, зрение и слух на чём-то интересном, волнующем.

• Академическую лекцию нужно читать не только рационально, но и эмоционально. Эмоциональное взаимодействие лектора с аудиторией сродни взаимодействию дирижёра с оркестром.

• Коллега! Если Вы читаете лекцию эмоционально, логично и профессионально, аудитория - Ваша!

• Если у лектора нет эмоциональной вспышки, его лекция вряд будет производить сильное впечатление.

• У великих педагогов чувства так же велики, как и дарования.

• От одарённого лектора исходит мощная энергетика, передающаяся аудитории.

• Эмоционально и творчески заряженная студенческая аудитория - активный соавтор лекции. Как это замечательно!

• Коллеги! Если вы будете читать лекцию так, как нужно студентам, они будут слушать вас, затаив дыхание.

• Педагогическая риторика - это способность говорить на языке тех, кого учишь и воспитываешь.

• Восхитительно, когда у лектора букет талантов, способных дарить студентам радость общения, силу творчества и энтузиазма!

• Приятно наблюдать, когда во время лекции студенты ловят каждое твоё слово, когда творческий диалог - в радость, а лекция нравится!

• Изумительно, когда на лекцию просится кто-то из бывших учеников. Надо видеть, как они слушают! Как рады встрече с а1та mater!

• Педагог, владеющий приёмами ораторского искусства, старается задеть клавиатуру души студентов.

• Слово лектора, проходящее сквозь линзу чувств, становится пафосным и даёт очаровывающий эффект.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Отрадно, когда лектор дарит студентам мощную духовную волну, которая приводит их в восторг.

• У блестящего лектора все студенты воодушевлены лекцией.

• При едином творческом настрое на лекцию все лица в аудитории - действующие. В ней нет ни первых, ни последних рядов.

• Слушать и регулировать свой голос на лекции и синхронно наблюдать за притихшими, занятыми мыслительной работой, студентами, - поучительный урок для любого преподавателя.

• Если во время лекции слышно шуршание пишущих ручек, то это означает, что аудитория и лектор трудятся с гарантией успеха.

• «Спасибо, коллеги, за творческую тишину!» - магические слова лектора, оказывающие на аудиторию фантастическое воздействие.

• Тишина необыкновенная! - Так бывает на лекциях педагогов-мастеров, у которых есть чему поучиться.

• Творческая тишина на лекции - как она многозначительна!

• Управление вниманием студентов во время лекции - педагогическое искусство, на которое должен ориентироваться каждый преподаватель.

• Речь лектора, в совершенстве владеющего ораторским искусством, струится, словно хрустально чистая вода в горном ручье - легко и свободно.

• Изысканная научная речь лектора воспринимается студентами как эталон риторики, достойный восхищения и даже подражания в нравственном отношении.

• Высокая культура речи лектора способствует интеллектуальному развитию студентов и обогащению их лексикона.

• Речь лектора есть зеркальное отражение его интеллекта, нравственности и интеллигентности.

• Если в речи лектора каждое слово будет расположено на своём месте (по правилам эвфонии), то студенты будут приходить на его лекции, как в театр.

• Последите, коллега, за Вашими интонациями, и Вы увидите, как сразу изменится отношение к Вам аудитории.

• Живая интонация, экспромт и импровизация завораживают студенческую аудиторию.

• Студенты с большим интересом вслушиваются в мелодику голоса своего учителя. Вот ради чего они с удовольствием ходят на лекции, вот отчего на экзаменах высокие баллы!

• Приятный голос педагога захватывает внимание и воображение студентов, и они готовы слушать его ещё и ещё.

• Изысканная речь лектора вызывает удивительное поведение слушателей.

• Мудрое слово лектора будит воображение студентов, и они не только слушают, но и думают ассоциациями.

• Литературный язык лектора способствует обогащению и развитию речи студентов.

• Слово лектора - это волшебная палочка, незаметно ударяющая по струнам души студентов.

• Лектор-мастер умудряется за время лекции создать у каждого студента впечатление, что он обращается именно к нему.

• В момент лекции слово лектора непременно должно обращаться то к уму, то к сердцу каждого студента.

• Когда лектор интересно читает лекцию, её содержание настолько завораживает студентов, что они не замечают ничего вокруг, и без особых усилий запоминают новый материал.

• Информация, не затрагивающая клавиатуру души студентов, забывается быстрее, чем эмоционально переживаемая.

• Если в течение лекции лектор не задел ни одной струны души студента, что это за лекция?

• В лекции, коллега, не только имейте, что сказать, но и желайте сказать это. Лекция должна потрясать аудиторию, иначе её и читать не стоит.

• Опытный педагог имеет обыкновение читать лекцию с вдохновением. Импульсы вдохновения незримо передаются студентам, и аудитория трансформируется в стройный ансамбль сотворчества.

• В момент вдохновения каждое слово лектора - плод работы ума и души, мысли и слова.

• Педагогическое вдохновение - тайна сия велика есть. Она - стремительный полёт мыслей и слов на крыльях подлинного творчества.

• Восхитительно, когда минуты педагогического вдохновения даются легко, без особого душевного напряжения.

• Великое очарование педагогической речи - ритм. Плавный ритм речи лектора - признак эрудиции и профессиональной уверенности в себе.

• Важно, чтобы лектор излагал материал не быстрее, чем успеют записать студенты.

• Слишком быстрый темп речи лектора негативно влияет на восприятие, так как студенты не успевают усвоить смысл сказанного.

• От слишком быстрой речи лектора аудитория устаёт и «отключается».

• Читая лекции, festínate lente (спешите медленно), и тогда аудитория будет довольна вами.

• Чем сложнее материал лекции, тем медленнее и выразительнее должна быть речь лектора. Короткие фразы запоминаются намного лучше, чем длинноты.

• Экспрессия при изложении лекционного материала делает речь педагога приятной, понятной и запоминающейся.

• Как полезны в лекции замедления, повторы и паузы, поддерживающие и стимулирующие внимание студентов!

• Во время паузы увеличивается интерес аудитории к тому, что скажет лектор. Пауза " стимулятор внимания и интереса к лекции.

• Пауза между фразами " невербальный диалог между лектором и студентами. Она - момент взаимных раздумий.

• Пауза после фраз, содержащих важную научную информацию, позволяет студентам оценить их значимость и зафиксировать в сознании.

• Многие лекторы делают паузы артистически. Их паузы просто завораживают, и студенты уже чувствуют, что за паузой последует что-то интересное, важное и нужное для работы.

• Новые для студентов научные термины следует тут же интерпретировать и обязательно писать на доске, иначе они останутся вне восприятия. Этим грешат не только молодые педагоги...

• Оригинально выраженные научные истины заставляют аудиторию творчески думать.

• Слово лектора, отражающее тщательно продуманную мысль, запоминается прочно и надолго.

• Какова мысль лектора, таково и его слово. Сила мысли в силе слова.

• Только лекция с глубоким научным содержанием создаёт гармонию мысли, слова и восприятия.

• Лектор, умеющий доводить свои мысли до аудитории, чувствует уверенность в себе.

• Умению владеть студенческой аудиторией, как и всякому другому умению, надо постоянно учиться. Semper magister verus studens est. Настоящий преподаватель - всегда студент.

• В трудные моменты лекции, коллега, поищите среди студентов человека, который наклонился вперёд и одобрительно кивает головой. Этот внимательный студент, как палочка-выручалочка, поддержит Вас, и Вы будете продолжать читать лекцию с большей уверенностью, guasi re bene gesta (как ни в чём не бывало).

• Если во время лекции вдруг возникнет непредвиденная ситуация, не суетитесь, проявите выдержку. Она позволит вам принять единственно правильное решение и с достоинством выйти из затруднительного положения. В этом неоценимую помощь вам окажет психологический тренинг перед лекцией. Этому меня научила хирургия.

• Молодые коллеги! Если у вас есть великие желания в сочетании с сильной волей, то вы реально сможете развить в себе нужные ораторские способности. Дело за вами.

• Mens, voluntas, sensus - paidagogi trias aurea. Ум, воля, чувство - золотая триада педагога.

Конспектирование лекции

• Лектор интонациями и темпом руководит записями студентов.

• Студенты с удовольствием слушают и записывают лекции, если их не просто «включили», а профессионально «заинтересовали» (!).

• Multum interest inter verbis «audire» et «scribere» est. Большая разница между словами «слушать» и «писать».

• Лекцию нужно не просто записывать, а мысленно видеть её содержание.

• Есть лекции, которыми можно наслаждаться, не записывая их. Temen qui scribit, bene ricordat. Однако кто записывает, хорошо запоминает.

• Студент, который конспектирует лекцию, запоминает её информацию дважды: когда слышит, и когда делает запись.

• Искусство мыслить и искусство записывать дополняют друг друга. Писать пером - синхронно мыслить и действовать.

• Calamus docet. Перо учит.

• Физический процесс письма связан с физиологией мышления. Пишущая, как и оперирующая, рука стимулирует восприятие и запоминание.

• Тот студент, который при освоении любой науки, любого учебного процесса использует триаду запоминания - зрение (visus), движение (kinesis) и слух (auditus), со временем обретает мощный интеллект, позволяющий занять достойное место в своей профессии и жизни

• Когда студенты записывают лекцию, пользуясь двумя ручками: с красной и синей пастой, то такая лекция отражает высокий уровень лекторского мастерства преподавателя и желание студентов пополнить свои профессиональные знания. Синяя паста - текст, а красная - для подчёркивания самого важного, что есть в лекции. Как не любить таких учеников!

• Какая прелесть - студенческие конспекты! Чего в них только нет: всевозможные рисунки, пометки на полях, любовная лирика, научные идеи, номера телефонов... Удивительно, что всё это делается параллельно с записью самой лекции. Творческая фантазия студентов не поддаётся никакой логике: ей нет ни конца, ни края. Так было, так есть и так будет всегда. Тем и прекрасно Студенчество!

• Studentium conspecti sua fata habent. Конспекты студентов имеют свою судьбу.

Ели аудитория устала...

• На лекции, как и на занятии, преподаватель ведущий и ведомый одновременно.

• В момент чтения лекции лектор, как маэстро в оркестре, внимательно следит за работой и поведением студентов.

• Опытный лектор читает не только лекцию, но и аудиторию: учитывает психологическое восприятие и эмоциональный настрой студентов.

• По поведению студентов можно точно определить, удачно или неудачно читаешь лекцию. Аудитория - барометр ораторского искусства.

• Эмоциональное отношение студентов к лекции: нравится - слушают, не нравится - не слушают.

• Студенческую аудиторию нужно не только видеть и понимать, но ещё и чувствовать.

• Лицо аудитории труднее разглядеть, чем лица студентов.

• Выражение глаз и лиц студентов на лекции - зеркало, отражающее уровень мастерства лектора.

• Самоконтроль лектора - это умение взглянуть на себя сквозь интерпретацию настроения и поведения студентов.

• Снижение уровня внимания аудитории наблюдается при выраженном утомлении (после занятий физкультурой), недостатке кислорода (непроветренном помещении), болезненном состоянии (простуде), уменьшении интереса к лекции (речи лектора на одной ноте).

• Мысленно отсутствующие на лекции студенты - «путешественники», которых легко «вернуть» в состояние внимания, применив оригинальный педагогический приём, действующий на всех и сразу.

• Если внимание студентов изменилось, необходимо переключить его на другую, более легкую и приятную для восприятия информацию.

• Нравственная остановка на лекции - и как эмоциональная разрядка, и как заряд.

• Стоит лектору привести интересный пример из своей практики, и аудитория тут же встрепенётся, оживится.

• Юмор на лекции уместен при условии, что он, как лекарство, будет дозированным и нести в себе зёрна разумного, доброго и вечного.

• «Лирические отступления» во время ослабления внимания оправданы, и прибегать к ним лектору - просто необходимо. Лучше, если лирика будет близка к теме лекции.

• Лирической эмоциональной вставкой на лекции может быть что-то захватывающее, поучительное или необыкновенное, связанное с предстоящей профессиональной деятельностью студентов.

Музыкальная пауза на лекции

• Усталость внимания на лекции как рукой снимает... минутная музыкальная пауза. Приятный звуковой фон повышает работоспособность, стимулирует настроение и творческое воображение не только студентов, но и преподавателя.

Всего одну минуту раздаются чарующие мелодии классической музыки: гениальной, задушу берущей. И эта «потерянная» минута - ни с чем не сравнимое педагогическое обретение. Испытайте, коллега, и Вы убедитесь!

• Musica lingua deorum est. Музыка - язык богов.

• Regina musicae melodia. Царица музыки - мелодия.

• Музыка, написанная душой, прекрасна.

• В душе каждого человека есть замок, открывающийся волшебным скрипичным ключом.

• Нет студента, душа которого не была бы предрасположена к музыке.

• Через музыку идёт чудесное воспитание души (В.Ф. Хохолков).

• Вдохновенная музыка доставляет нам необычайную радость и душевный комфорт, что положительно сказывается на настроении и общем состоянии организма.

• Хорошая музыка вдохновляет и воодушевляет лектора и студентов, вызывая у них целую гамму положительных эмоций. Разве можно оставаться равнодушным слушая, например, «Серенаду» Франца Шуберта, пушкинскую «Метель» Георгия Свиридова или «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штра-уса-младшего?

• Музыка, как и мудрое слово, благотворно действует на струны души, активизирует мышление и внимание студенческой аудитории.

• Музыка - изумительный стимулятор творческого мышления студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• После прослушивания чудесной классической музыки лектор и студенты обретают новый творческий импульс оттого, что даже на академической лекции (!) прикоснулись к великому иску сству.

Окончание лекции

• Эмоционально окрашенный творческий подъём и обаятельная улыбка педагога - лучшее окончание лекции.

• Под конец лекции полезно оставить несколько минут для ответов на вопросы для мини-беседы с профессионально заинтересованными студентами.

• Конец лекции, как в музыке последний аккорд, должен быть таким, чтобы студенты почувствовали, что finis coronat opus (конец - делу венец).

• Глаза и поведение студентов точно угадывают, когда должен прозвенеть звонок.

• In lectione sancta sanctorum campanello. На лекции святая святых - звонок! Звонок - невидимая временная черта, которую, как линию в секторе для прыжков, нельзя переступать.

• Интересная лекция - это когда не замечаешь, как раздаётся звонок.

• При творческом подъёме лектора и внимательной аудитории часы лекции кажутся минутами.

• Изумительно, когда аудитория на твоей стороне и эстетический резонанс лекции достигнут.

• Удачная лекция - душой исполненный полёт творческой мысли педагога.

• Если каждый студент пропустил через себя каждое слово лектора, то лекция прочитана lege artis oratorientis (по правилам ораторского искусства).

• Выступление с лекцией перед студенческой аудиторией позволяет преподавателю почувствовать, что он чего-то стоит.

• Лучшее окончание лекции - это сказать несколько слов, положительно воздействующих на эмоции слушателей.

• После классно прочитанной лекции студенты аплодируют и с интересом ждут следующего «раза».

• Аплодисменты на лекции - благородный жест, ответ студенческой аудитории на артистизм и профессионализм преподавателя.

• Заканчивать лекцию под аплодисменты студентов - мечта каждого педагога высшей школы.

• Если лекция проходила в обстановке сотворчества, то после звонка и студенты, и лектор выходят из аудитории профессионально и нравственно обогащёнными.

Библиографический список

• Если студент пришёл на лекцию одним человеком, а вышел другим - вот это лекция!

• Как приятно, когда по окончании лекции студенты, один за другим, не спеша, выходят из аудитории и обращаются к лектору со словами: «До свидания!». В таком случае каждому персонально (! ), с искренностью и благодарностью отвечаю так, чтобы вызвать мажорное настроение. При этом непременно говорю: «Спасибо, коллега! Спасибо, доктор! Спасибо, хирург!». После таких слов глаза и лица студентов сияют гордостью за избранную профессию врача ветеринарной медицины. Сказать человеку: «Спасибо!» - всё равно, что услышать то же в свой адрес.

Слово «спасибо» обладает воспитывающим действием, оставляющим светлый след в душе у того, кому оно адресовано, и у того, кто его произносит. Дорогие педагоги! Никогда не скупитесь произносить это волшебное слово! Пусть «спасибо» всегда и везде будет в орбите ваших благородных деяний!

Multa gratia, lectio finita! Большое спасибо, лекция окончена!

1. Логика и риторика. Хрестоматия /сост. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. - Минск, 1997.

2. Мирон, Н.И. Педагогические афоризмы о студентах и преподавателях // Актуальные проблемы ветеринарии: материалы Международной научной конф. - Барнаул, 1995.

3. Мирон, Н.И. О свободном посещении лекций студентами // Актуальные проблемы ветеринарии: материалы Международной научной конф. - Барнаул, 1995.

4. Мирон, Н.И. Педагогические и хирургические афоризмы // Кан-Алтай. - 1998. - № 1.

5. Мирон, Н.И. Педагогические афоризмы о высшей школе // Актуальные проблемы ветеринарного образования: материалы научно-практич. конф. - Барнаул, 1998.

6. Мирон, Н.И. Вузовская лекция в афоризмах // Наука, культура, образование. - 2002. - № 12.

7. Мирон, Н.И. Могущество знания // Современный мир, природа и человек: сб. научных трудов. - Томск, 2009.

8. Мирон, Н.И. Афоризмы об образовании // Фундаментальные науки и практика: сб. научных трудов 1-й Международной научной телеконференции «Фундаментальные медико-биологические науки и практическое здравоохранение. - Томск, 2010.

9. Мирон, Н.И. Афоризмы о студентах // Фундаментальные науки и практика: сб. научных трудов. - Томск, 2010. - № 3. - Т. 1.

10. Мирон, Н.И. Педагогические афоризмы профессора Н.И. Мирона // Актуальные проблемы современной науки: сб. научных трудов. -Томск, 2012. - № 3. - Т. 1.

11. Мирон, Н.И. Золотые педагогические афоризмы // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1.

12. Мирон, Н.И. Из опыта преподавания ветеринарной хирургии // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3.

13. Мирон, Н.И. Приглашение в чудесный мир хирургии // Актуальные проблемы современной науки: труды 10-й Международной телеконференции. - Томск, 2013. - № 1. - Т. 2.

14. Мирон, Н.И. Психологический тренинг хирурга перед операцией // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. -2014. - № 7.

15. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве. - М., 2000.

16. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой в творческом переживании. Дневник ученика. - СПб., 2008.

Bibliography

1. Logika i ritorika. Khrestomatiya /sost. V.F. Berkov, Ya.S. Yaskevich. - Minsk, 1997.

2. Miron, N.I. Pedagogicheskie aforizmih o studentakh i prepodavatelyakh // Aktualjnihe problemih veterinarii: materialih Mezhdunarodnoyj nauchnoyj konf. - Barnaul, 1995.

3. Miron, N.I. O svobodnom posethenii lekciyj studentami // Aktualjnihe problemih veterinarii: materialih Mezhdunarodnoyj nauchnoyj konf. -Barnaul, 1995.

4. Miron, N.I. Pedagogicheskie i khirurgicheskie aforizmih // Kan-Altayj. - 1998. - № 1.

5. Miron, N.I. Pedagogicheskie aforizmih o vihssheyj shkole // Aktualjnihe problemih veterinarnogo obrazovaniya: materialih nauchno-praktich. konf. - Barnaul, 1998.

6. Miron, N.I. Vuzovskaya lekciya v aforizmakh // Nauka, kuljtura, obrazovanie. - 2002. - № 12.

7. Miron, N.I. Moguthestvo znaniya // Sovremennihyj mir, priroda i chelovek: sb. nauchnihkh trudov. - Tomsk, 2009.

8. Miron, N.I. Aforizmih ob obrazovanii // Fundamentaljnihe nauki i praktika: sb. nauchnihkh trudov 1-yj Mezhdunarodnoyj nauchnoyj telekonferencii «Fundamentaljnihe mediko-biologicheskie nauki i prakticheskoe zdravookhranenie. - Tomsk, 2010.

9. Miron, N.I. Aforizmih o studentakh // Fundamentaljnihe nauki i praktika: sb. nauchnihkh trudov. - Tomsk, 2010. - № 3. - T. 1.

10. Miron, N.I. Pedagogicheskie aforizmih professora N.I. Mirona // Aktualjnihe problemih sovremennoyj nauki: sb. nauchnihkh trudov. - Tomsk, 2012. - № 3. - T. 1.

11. Miron, N.I. Zolotihe pedagogicheskie aforizmih // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 1.

12. Miron, N.I. Iz opihta prepodavaniya veterinarnoyj khirurgii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3.

13. Miron, N.I. Priglashenie v chudesnihyj mir khirurgii // Aktualjnihe problemih sovremennoyj nauki: trudih 10-yj Mezhdunarodnoyj telekonferencii. - Tomsk, 2013. - № 1. - T. 2.

14. Miron, N.I. Psikhologicheskiyj trening khirurga pered operacieyj // Sovremennaya nauka: aktualjnihe problemih i puti ikh resheniya. - 2014. -№ 7.

15. Stanislavskiyj, K.S. Moya zhiznj v iskusstve. - M., 2000.

16. Stanislavskiyj, K.S. Rabota aktyora nad soboyj v tvorcheskom perezhivanii. Dnevnik uchenika. - SPb., 2008.

Статья поступила в редакцию 12.06.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.