Научная статья на тему 'Научная жизнь ЧГАКИ'

Научная жизнь ЧГАКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная жизнь ЧГАКИ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ЧГАКИ

НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ

СЛУЖЕНИЕ ВЫСОКИМ ИДЕАЛАМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (к юбилею В. С. Русановой)

Знакомство с профессией начинается для студентов со встречи с педагогами, осуществляющими миссию путе-вождения по лабиринтам знаний.

Силой своего таланта, отношением к профессии педагог способен заразить своих учеников, увлечь их трудом постижения выбранного дела, направить в нужное русло их интересы, вселить в них веру в свои силы. К числу таких педагогов, несомненно, относится профессор, кандидат педагогических наук, почетный профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств Валентина Сергеевна Русанова.

Смыслонаполненность жизни, яркая индивидуальность, сила личностных качеств создают портрет В. С. Русановой -настоящего педагога, вызывающей восхищение женщины.

Валентина Сергеевна прошла школу комсомола, от-кристаллизовавшую такие ее качества, как готовность к борьбе за свои убеждения, решительность, ответственность, принципиальность, преданность делу, которые образуют стержень ее личности. Основную цель воспитания студентов она видит в формировании у них нравственного отношения к труду. Среди направлений ее деятельности обучение технологиям работы с различными возрастными группами, но дети и подростки занимают приоритетное место как наиболее нуждающиеся в деликатной помощи, в друге, которому доверяешь, в создании ситуации успеха, наращивающей крылья, - таковы гуманистические позиции педагога В. С. Русановой.

Свою педагогическую деятельность в Челябинском государственном институте культуры Валентина Сергеевна начала в 1972 г., а в 1982 г. получила ученое звание до-

цента. И уже через пять лет ученый совет вуза избрал Валентину Сергеевну на должность заведующей кафедрой методики и организации культурно-досуговой деятельности, которой она руководила в течение 23 лет. За это время кафедра обрела новый качественный уровень, завоевала подлинный авторитет среди коллег из других вузов культуры и искусства. В 1988 г. В. С. Русанова за многолетний самоотверженный труд награждена медалью «Ветеран труда».

Особая заслуга принадлежит Валентине Сергеевне в том, что в сложные 1990-е гг. годы коллектив кафедры под ее руководством не сдал своих профессиональных позиций. В. С. Русанова совместно с кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующим кафедрой теории и методики воспитательной работы ЧГПИ А. З. Иоголевичем разработала учебный план и программу подготовки специалистов с квалификацией «Педагог-организатор детского досуга». Этот документ получил высокую оценку на Первом съезде внешкольных работников Челябинской области (1991 г.). При активном содействии В. С. Русановой в Челябинском областном колледже культуры в 1993 г. была открыта кафедра педагогики досуга. Сразу после этого началась реализация программы «Колледж -вуз»: выпускники колледжа могли обучаться в институте культуры по сокращенной программе.

В 1999 г. кафедра под ее руководством получила диплом I степени и стала лауреатом премии им. В. П. Поля-ничко. В этом же году Валентина Сергеевна награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

С 1989 г. и по настоящее время при кафедре под руководством В. С. Русановой функционирует научно-практическая лаборатория «Культура детства», открытие лаборатории позволило в 2003, 2004, 2005 гг. провести региональные научно-практические конференции с приглашением ведущих ученых: Б. А. Титова, доктора педагогических наук, профессора, декана Санкт-Петербургского университета культуры и искусств; В. Л. Бенина, доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой культурологии Уфимского государственного педагогического университета; В. Е. Новаторова, доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой социально-культурной деятельности Омского государственного университета. С 2003 г. под научной редакцией В. С. Русановой издается периодический сборник научно-методических трудов «Актуальные проблемы современной культуры детства». В настоящее время готовится к печати уже пятый выпуск.

Научные интересы В. С. Русановой связаны с исследованием культуры детства, художественно-эстетическим вос-

131

питанием подрастающего поколения. Но Валентина Сергеевна не только сама успешно ведет научную деятельность, но и стимулирует к этому своих учеников. Под руководством

B. С. Русановой осуществили диссертационные исследования

C. В. Богдан («Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы», 1999), Н. В. Погорелова («Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших подростков», 2000), И. Г. Галянт («Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности», 2006).

В 2001 г. В. С. Русановой присвоено ученое звание профессора.

С 2002 г. начался, как определяет сама Валентина Сергеевна, качественно новый этап своей профессиональной деятельности. В это время наш вуз возглавил профессор, доктор исторических наук В. Я. Рушанин. Его заинтересованность, вдумчивая поддержка помогала успешно реализовать важные инновационные начинания, повысить качество подготовки специалистов социально-культурной сферы. Были разработаны и плодотворно внедрены учебные планы нового поколения. Кафедра первой на факультете стала вести бакалавров и магистров по направлению «Социально-культурная деятельность».

За годы научно-педагогической деятельности Валентина Сергеевна опубликовала более семидесяти научных и учебно-методических работ. В 2005 г. В. С. Русановой при-

своено звание «Почетный профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств», в 2007 г. - «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

У Валентины Сергеевны много преданных учеников, которые работают в самых разных учреждениях культуры и образования: заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор детского дворца культуры «Данко» Г. Денисова; ее сын А. Денисов - директор детского оздоровительного лагеря «Уральская березка»; Л. Пивоварова -заведующая кафедрой педагогики досуга, магистр; М. Пирожкова - преподаватель, магистрант ЧГАКИ (Челябинский колледж культуры). Вместе с В. С. Русановой на кафедре работают бывшие студенты, а теперь доценты, кандидаты педагогических наук С. Б. Богдан, Т. П. Степанова, С. Г. Рубцов. В 2010 г. Валентина Сергеевна передала эстафету руководства кафедрой своей ученице - кандидату педагогических наук, доценту Н. В. Погореловой.

В 2011 г. в Челябинской государственной академии культуры и искусств выпущен биобиблиографический указатель. Издание отражает все значительные труды В. С. Русановой, опубликованные в 1970-2011 гг., содержит биографический и автобиографический материал.

Все коллеги Валентины Сергеевны отмечают ее жизненный принцип - беззаветное служение высоким идеалам духовной культуры. Виват юбиляр!

Материал подготовлен Н. В. Погореловой, Т. П. Степановой

М. Г. ШАРОНИНА: ЧЕРТЫ «БОЛЬШОГО СТИЛЯ» (творческий портрет в размышлениях и диалогах)

Каждый режиссер - целая Вселенная, каждый создает свой мир - уникальный и в то же время легко узнаваемый по характерным чертам и краскам. Режиссеры праздников, в отличие от кино- и театральных творцов, попадают в фокус внимания журналистов гораздо реже. А между тем именно этот вид искусства наиболее близок к народу и его повседневности, к реальным пространствам города - площадям, стадионам, проспектам, наполнен злободневной реально-

стью, и сам в значительной мере способен создавать настрой, отношение людей друг к другу, к городу, к истории.

Вселенная режиссера праздников, педагога, декана факультета театра, кино и телевидения Марии Германовны Шарониной отличается прежде всего ярким жизненным и авторским стилем. В нем нет мелочей, каждая деталь, каждый нюанс работают на главную мысль, цель, идею. И здесь, думается, будет вполне уместно определение большой стиль. Он проявляется во всем - и в административной, и в педагогической, и в творческой режиссерской работе.

Авторский стиль кристаллизуется постепенно - его во многом определяют характер, особое видение мира, уникальный практический опыт. Опыт М. Г. Шарониной неразрывно связан с академией и Челябинском. В 1974 г., окончив Челябинский государственный институт культуры, она осталась работать в альма матер ассистентом, затем старшим преподавателем, через двенадцать лет защитила кандидатскую диссертацию по педагогике, а в 1999 г. стала деканом театрального факультета. Сегодня это уже факультет театра, кино и телевидения.

Мария Германовна, какой вы видите роль декана в современном творческом вузе?

Для меня это не административная должность. Думаю, для декана главное - знание студенческой жизни абсолютно во всех планах: учебном, досуговом, творческом и даже в некотором роде личном. Все это у студента должно быть объединено главной целью: ты выбрал профессию, и значит, должен учиться, не подводить

132

педагогов, родителей, а главное - уважать и ценить свой собственный выбор. Для меня очень важна такая черта характера, как преданность профессии. Грустно бывает наблюдать: отчислили студента за неуспеваемость - и он тут же пошел на другую специальность. Но есть и иные случаи: отчислили - а он второй раз поступает к нам, уже на платной основе. Да, отношение негативное в какой-то мере остается, но что-то в нем зацепило, и студент сам хочет доказать, что он не тот человек, за которого его принимали.

Уважаю студентов, которые спорят, отстаивают свою точку зрения, и если доказательства справедливы - я готова признать свою неправоту или незнание и извиниться перед студентом. В этой работе надо очень любить людей - и преподавателей, и студентов. Важно воспринимать человека целиком, даже если в нем много негатива - постарайся понять, откуда этот негатив. Наш вуз творческий, и мы боремся за каждого студента -порой даже с ним самим, с его ленью и безответственностью. Помогаем и подсказываем, и бывает, что он все-таки не делает выводов... Но на справедливые меры не обижаются, даже если эти меры жестоки. Большую роль здесь играет и коллегиальное руководство: при назначении на стипендию у нас, например, имеют слово старосты курсов, кураторы и даже мастера групп.

Моя дочь училась в другом вузе - там с деканом общались трижды: при поступлении, в конфликтной ситуации, возникшей на курсе, и при вручении дипломов. У нас по-другому. Однажды даже в Новый год мне позвонила мама студента и спросила: «Вы не подскажете, где мой сын? С кем он мог уехать? Дайте телефоны ребят из группы...» С одной стороны, это, конечно, переходит все границы, но с другой - я вижу степень доверия к нам...

Одна из самых примечательных черт характера Шаро-ниной - верность выбранному однажды делу. «Быть в профессии» - одно из любимых ее выражений, и в ее устах это звучит как одна из самых лестных характеристик выпускников, которых у нее очень много. А что нужно, чтобы быть, оставаться в профессии режиссера? В ответе на этот вопрос у Шарониной нет мелочей - высокая успеваемость на факультете, качество подготовки специалистов позволили создать эффективную систему распределения выпускников в профессиональные театры, учреждения культуры и искусств.

Сказать, что студенты любят Марию Германовну -значит не сказать ничего. И деканская суровость, и режиссерский профессионализм, и личное обаяние - все это ученики воспринимают одновременно и цельно. В отношении к своему мастеру, педагогу, декану несколько ярких эмоциональных нот. Это и трепет - как воспримет творческую работу Мария Германовна? что она скажет? Это и восхищение -ведь многие студенты впервые пробуют свои силы на сцене, участвуя в мероприятиях, которые Шаронина проводит для города и области, и видят ее профессионализм на практике. Это и радость созданного вместе праздника...

Мы являемся свидетелями серьезных изменений в системе высшего образования. А изменился ли сам студент? Ведь перед Вашими глазами с середины 1970-х гг прошло много студенческих поколений.

Мне самой не хочется в это верить, но, к сожалению, у большинства исчезла установка на учебу. Раньше сту-

денты буквально добывали знания, и это подкупало. Когда знания добываешь - ценишь их и самого себя за этот труд! Я начинала преподавать на заочном отделении, и в первой моей группе четыре студента были ровесниками моих родителей, четверо были кадровыми офицерами, но все они вместе со мной стремились познавать мастерство режиссуры. Мы в студенчестве прошли закалку у нашего мастера В. Н. Кирьянова. Он никогда не ставил спектакль по написанному, всегда додумывал зачин, переходы, перемещал действие в зал, и часто говорил нам: «Я вам даю невыполнимые задания, а вы их выполняете...» Технические возможности были намного ниже, например, вручную приходилось клеить ракорды фонограмм, но была тщательность во всех мелочах. Сейчас студенты часто позволяют себе делать абы как, а ведь работа на сцене должна быть чистой. И у студентов, и у родителей появилось потребительское отношение к учебе. Ну и очень тревожно, что год от года падает уровень школьной подготовки. Готовность студента добывать знания - одно из главных условий будущего профессионального успеха.

Театральный факультет сегодня превратился в факультет театра, кино и телевидения Челябинской академии культуры, и в открытии новых специальностей роль Марии Германовны, ее труд и заботу сложно переоценить. Факультет активно развивается, и кафедра режиссуры кино и телевидения, еще недавно бывшая мечтой, сегодня делает первые выпуски молодых специалистов, а выпускники уже зарекомендовали себя в телекомпаниях области. Открытие новых специальностей всегда связано с необходимостью чувствовать развитие логики профессии, прогнозировать потребность в кадрах, знать, кто из мастеров-практиков готов пройти со студентами путь от азов до убедительной творческой удачи.

Какие новые специальности планируется открыть на факультете? Чем подкреплены эти планы на практике?

Специальность режиссуры кино и телевидения мы открыли в провинции третьими. Я всегда стараюсь довести дело до уверенной победы, не надеясь на случай. Мы приехали в Москву на консультацию, но оказались подготовлены до такой степени основательно, что получили лицензию на эту новую специальность. А потом была проверка факультета, и оказалось, что у нас вовремя разработаны все учебные программы, работают все заявленные мастера-практики. В ближайшее время мы планируем открыть специальность «звукорежиссер культурно-массовых и концертных программ» и готовить продюсеров исполнительских искусств и телерадиопрограмм. А в перспективе - открытие дополнительного профессионального образования по специальности «литературное творчество» для сценаристов. Очень помогает в решении этих сложных вопросов единодушие педагогов факультета, руководства академии.

Событийный календарь академии давно уже стал в полном смысле чередой ярких городских праздников, и Мария Германовна - главный смотритель этого необычного календаря. Красными датами в нем обозначены День знаний, посвящение в студенты, слет отличников, вручение премий имени первого ректора П. В. Сапронова лучшим выпускникам разных лет, вручение дипломов выпускникам академии

133

на Театральной площади города и мн. др. Недавно на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников вышел сборник сценариев «Академия от А до Я», объединивший пять лет работы педагогов и студентов над знаковыми академическими событиями. А на режиссерском счету Шарониной еще и торжественные собрания и церемониалы в Дни города, областной Фестиваль национально-культурных центров, городская церемония «Человек года», областные мероприятия, посвященные Дню Победы, Дни работников культуры, церемонии вручения премии «Светлое прошлое» в Челябинске и Екатеринбурге и многие другие праздники.

Наверное, не только интересно, но и одновременно необычайно сложно создавать каждый очередной праздник вместе со студентами, совмещая творческую и педагогическую работу...

Это можно сказать не только о нашем, но и о хореографическом факультете. Ректор Владимир Яковлевич Ру-шанин доверяет нам праздники академии, и мы очень ценим его доверие. Входя буквально с первых курсов в праздничную культуру Челябинска, ребята получают большой практический опыт, который дает им возможность уверенно чувствовать себя в профессии, воспитывает ответственность в учебе и в работе. Но мы несколько упускаем позиции в организации региональных и всероссийских фестивалей и конкурсов, и здесь огромное поле работы.

Работая со студентами, нужно прислушиваться и уметь подводить их к выбору, чтобы человек почувствовал, что это замысел его. Чтобы он сам прошел путь и решил задачу. Когда путь пройден, результат становится намного дороже.

Юбилейный год преподнес Шарониной достойный подарок - ее учебное пособие «"Зримая песня": теория, методика, практика постановки», вышедшее в свет в 2010 г., стало лауреатом конкурса на лучшую научную книгу России. И в этом тоже угадываются черты «большого стиля» характера и судьбы - актуальная тема «зримой песни» слабо разработана в учебной литературе, и юбилейная, знаковая победа нового пособия в престижном научном конкурсе, проводимом Фондом развития отечественного образования, вполне закономерна. Почетный работник высшего профессионального образования, заслуженный работник культуры Российской Федерации М. Г. Шаронина никогда не забывает о главном - что нужно сохранять в душе и характере через годы, чтобы творческая энергия не растрачивалась, а обогащалась новым опытом.

Какое качество личности вы считаете главным, из чего в конечном итоге, по-вашему, вырастает режиссер праздников?

Я не определяла свой стиль. Все сложилось так, как сложилось. Многие удивляются, видя меня сейчас в режиссуре. Ведь в восьмом классе я была лучшим математиком школы. Напротив нашего дома был клуб, я пришла в драмкружок - да там и осталась, в то время как мой брат перепробовал все кружки. Потом театр-студия на Алом поле... Я была девочкой, которая «не высовывалась», и полтора года режиссер «ломал» меня, воспитывая инициативность, умение делать сознательный выбор: сама я выбирала роли проходные, почти без слов. И всегда была

верна патриотической теме. Я вообще воспитана патриотически, у меня дед прошел две войны... Но режиссер заставлял раскрываться, заниматься и другими темами. И я своей постановкой впервые открыла для Челябинска Дмитрия Холендро... Помню, вся Публичка искала для меня его адрес, ведь если автор жив - мы обязательно старались с ним связаться. Я все время была в ситуации, когда твое решение не принимают, а ты должен доказать свое... Характер и работоспособность - они оказались очень востребованы в ситуациях, когда нужно подчинить своей режиссерской воле, убедить в своей правоте 200-300 человек - участников массового действа.

Главными своими учителями Мария Германовна считает в первую очередь родителей. Война не дала возможности ее маме доучиться в школе, она так всю жизнь и писала с ошибками, и читала медленно - но это был человек, всегда, в любую минуту готовый проявить сочувствие и помочь, не считаясь с собственными интересами. Эта черта перешла к Марии Германовне по наследству. В чем-то она переняла и жесткий характер отца, его стремление к аккуратности и порядку. С благодарностью Шаронина вспоминает руководителя театральной студии «Юность» Зою Арсеньевну Александрову, декана родного института культуры Давида Борисовича Перчика, заведующих кафедрой РТПП Льва Яковлевича Рахлиса и Николая Петровича Шилова...

И все-таки, Мария Германовна, из чего в режиссуре праздника вырастает «большой стиль»?

Не знаю, «большой» ли это стиль, я думаю, вы мне льстите, но я считаю, что в режиссерской работе не должно быть мелочей. Каждая деталь должна быть настоящей, настоящими должны быть и реквизит, и действия, и сами чувства, достойной - настоящей в высоком смысле слова - должна быть идея праздника, и все должно на нее работать. Любая мелочь - это наполненный смыслом эпизод, убеждающий в главном. Но еще очень важен и коллектив единомышленников, умение его создать.

Иногда берешь в работу праздник, даже не представляя «масштабов бедствия». Но не надо бояться того, что ты еще не делал, надо уметь рисковать. Бывает и страшно, что не получится, но сила воли, умение собраться, испытать свои силы оказываются решающими. Режиссер должен видеть всю панораму праздника и подчинять исполнителей логике общего хода, не взирая на титул и звания. На одной из церемоний мы попросили известного, любимого публикой певца исполнить только три песни в общей программе. Но он решил добавить «от себя» еще и вокализ - и ушел со сцены почти в полной тишине: в общем действии он явно злоупотребил зрительским вниманием. Надо отдать должное - сам исполнитель почувствовал это и подошел к нам за кулисами: «Ну что, я вас продвел?»

Ее любимые праздники - День Победы и Новый год, любимые цветы - гвоздики, и это помнят выпускники Ша-рониной на Урале, в Сибири, в России и за рубежом. И надо видеть, с какой гордостью в разговоре с ней они произносят: «Я в профессии»!

Материал подготовлен Н. А. Ягодинцевой

134

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ

Диссертационный совет ДМ 210.020.01.

30 сентября 2011 г. состоялось два заседания объединенного диссертационного совета ДМ 210.020.01 в связи с защитой кандидатской диссертации А. А. Дыдрова «Человек будущего в утопиях и дистопиях: философско-антрополо-гическая интерпретация» (специальность 09.00.13 Философская антропология, философия культуры) и докторской диссертации доцента академии С. Г. Фатыхова «Материнский феномен в культурогенезе (гипотетическое моделирование и осмысление первоначал)» (специальность 24.00.01 Теория и история культуры).

27 октября 2011 г. были представлены кандидатские диссертации Е. П. Емченко «Жизненный мир повседневности человека в контексте современной телевизионной рекламы», А. Ю. Исмаилова «Человек добросовестный: взаимодействие морального и правового аспектов индивидуального бытия» (обе работы по специальности 09.00.13 Философская антропология, философия культуры).

15 декабря защитила кандидатскую диссертацию О. Н. Зайкова («Усыновление как социокультурное явление», специальность 24.00.01 Теория и история культуры).

16 декабря прошло два заседания диссертационного совета ДМ 210.020.01. в связи с защитой кандидатских диссертаций (специальность 24.00.01 Теория и история культуры) И. Е. Иноземцевой «Всемирные универсальные выставки как явление культуры, Ф. Д. Фахрутдиновой «Народный костюм как отражение взаимодействия русской и татарской культур на юге Тюменской области в XIX - начале ХХ века».

Диссертационный совет Д 210.020.02

19 октября 2011 года состоялось два заседания диссертационного совета Д 210.020.02 в связи с защитой докторских диссертаций Т. П. Степановой «Диверсификация досугового общения: методология, теория, технологии» (специальность 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности), В. П. Кре-стьянова «Развитие национальной системы культурно-досуговой деятельности в советской Киргизии: историко-педагогический аспект (специальность 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности).

30 ноября 2011 г. состоялись два заседания диссертационного совета Д 210.020.02 в связи с защитой кандидатских диссертаций И. В. Жук «Социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссёрских специальностей (специальность 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности), А. С. Ильиной «Социально-культурная деятельность как средство адаптации студентов-мигрантов (специальность 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности).

Темы всех исследований вызвали интерес своей актуальностью; при обсуждении работ состоялись дискуссии. Результаты голосования показали, что защиты прошли успешно.

Материал подготовлен Ю. Б. Тарасовой,

З. В. Руссак

КОНФЕРЕНЦИИ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ КНИЖНОГО ДЕЛА В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

Идея проведения научной конференции, посвященной региональным проблемам истории книжного дела, родилась три года назад. Выбор тематической направленности не случаен: это исследовательское направление является приоритетным для многих преподавателей и аспирантов кафедры книжного бизнеса Челябинской государственной академии культуры и искусств. Важную роль сыграло то обстоятельство, что руководитель нашего вуза - доктор исторических наук, профессор В. Я. Рушанин, как историк, краевед и библиофил со стажем, не просто поддержал идею проведения конференции и возглавил ее организационный комитет, но и оказал кафедре самую разнообразную поддержку в ее начинаниях.

Успешное проведение I Всероссийской научной конференции (2009), заинтересованность коллег требовали продолжения, и 25-26 октября 2011 г. в Челябинске состоялась II Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Региональные проблемы истории книжного дела». Ее организаторами вновь выступили ректорат и кафедра книжного бизнеса академии, а соучредителем -Челябинская областная универсальная научная библиотека.

Конференция собрала 85 ученых и специалистов не только из российских городов (Санкт-Петербург, Челябинск, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Оренбург, Пермь и др.), но и стран ближнего и дальнего зарубежья: Болгарии, Украины, Казахстана. К началу конференции был издан сборник статей1.

Открыл конференцию ректор академии доктор исторических наук, профессор В. Я. Рушанин.

На двух пленарных заседаниях были заслушаны доклады доктора исторических наук, профессора лаборатории книговедения Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук С. Н. Лютова (Новосибирск); кандидата технических наук, доцента кафедры «Книга и общество» Софийского государственного университета библиотекове-

1 Региональные проблемы истории книжного дела: материалы II Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. (Челябинск, 25-26 окт. 2011 г.) / Челяб. гос. акад. культуры и искусств»; Челяб. обл. универс. науч. б-ка.; ред. кол.: В. Я. Рушанин (предс.), Н. О. Александрова, М. В. Ермолаева и др. Челябинск, 2011. 301 с.

135

дения и информационных технологий Е. Ю. Павловской (София, Болгария); кандидата исторических наук, заведующей отделом редких книг Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского, руководителя Уральского регионального центра «Книжные памятники» Е. П. Пироговой (Екатеринбург); кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Российской национальной библиотеки Д. Н. Шилова (Санкт-Петербург); доктора исторических наук, заведующего лабораторией книговедения ГПНТБ СО РАН А. Л. Посадскова (Новосибирск); кандидата педагогических наук, доцента кафедры документо-ведения и музееведения Челябинской государственной академии культуры и искусств А. В. Штолера (Челябинск).

На конференции работало четыре секции.

Доклады на секции «Книжное дело в контексте истории региона» раскрыли малоисследованные и значимые проблемы истории книжной культуры регионов России. Участники секции обсудили развитие книжного дела в различные исторические периоды. Территориально доклады охватывали Уральский регион, Татарстан, Западную Сибирь.

Стоит отметить, что многие доклады на секции «Библиотечное дело региона: исторический опыт и актуальные проблемы развития» оказались тематически связаны: в том или ином аспекте они отражали участие церкви в развитии провинциального библиотечного дела и раскрывали деятельность учебных и народных библиотек Русской православной церкви. Эта страница истории библиотечного дела, пока еще недостаточно изученная, постепенно пополняется новыми данными и исследовательскими наблюдениями. Одинаково интересными для историков библиотечного дела и современных практиков были выступления, посвященные редким книгам и раскрывающие культурный и исторический потенциал книжных редкостей в практике работы библиотек. Нашла освещение в докладах и современная библиотечная проблематика.

Новое исследовательское направление работы академии отразилось в выделении самостоятельной секции «Мемориальные и личные библиотеки как ресурс изучения истории региона». В докладах преподавателей и сотрудников библиотек были раскрыты богатейшие потенциальные возможности частных и личных собраний ученых, общественных деятелей, в частности ведущего книговеда и библиографоведа доктора педагогических наук, профессора И. Г. Моргенштерна, в воссоздании истории региона.

На секции «Книжное дело: современные социокультурные практики» обсуждался ряд вопросов, раскрывающих текущую ситуацию и перспективы развития книгоиздания и книгораспространения:

- эволюция традиционной книжной культуры в условиях дигитализации и конвергенции медиатехнологий;

- проблемы взаимодействия автора, издателя и читателя в электронной форме, институциональной трансформации книжного дела, изменения содержания и структуры чтения;

- современная практика отечественного книгоиздания в различных аспектах (тематико-типологическом, редакторской подготовки, полиграфического исполнения);

- технологические и маркетинговые стратегии, реализуемые в книгораспространении;

- организация, содержание, технологии и учебно-методическое обеспечение высшего профессионального образования в области издательского дела в условиях его реформирования.

Программа конференции была насыщена разнообразными мероприятиями. Студенты - будущие издатели и книготорговцы, специалисты книготорговых предприятий и библиотек города с большим интересом познакомились с недавно вышедшим на русском языке в издательстве «Наука» учебником Елены Павловской «Электронная книготорговля» (М., 2011). Автор рассказала об опыте подготовки издателей и книгораспространителей в Болгарии, перспективах развития электронного бизнеса, объектом которого являются книги и информационные ресурсы; формах и моделях электронного книгораспространения и взаимодействия участников электронного книжного рынка.

В рамках конференции в музее книги академии прошла презентация выставки «Старый альбом: история в сафьяновом переплете», на которой были представлены уникальные семейные альбомы конца XIX - начала XX в. из личной коллекции В. Я. Рушанина.

При подведении итогов работы предложено:

- расширить тематику конференции за счет истории древнерусского книжно-рукописного искусства;

- активнее включать историко-книговедческую проблематику в тематику российских и региональных конкурсов научных проектов в области гуманитарных наук, в планы научно-исследовательской работы ведущих научных и библиотечных учреждений региона, высших учебных заведений соответствующего профиля;

- на следующем форуме организовать круглый стол с обсуждением актуальных историко-книговедческих и современных проблем;

- возродить уже забытую форму препринтов, что сделает последующую работу круглого стола более конкретной, действенной и результативной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книжное дело провинции уже много лет рассматривается на нескольких книжных форумах, в частности, на Павленковских (РНБ), Макушинских (ГПНТБ СО РАН) чтениях. Однако уральская тематика на них представлена эпизодически. По мнению участников конференции, у нашего историко-книговедческого форума есть все шансы стать регулярным и ожидаемым, а у академии - закрепить за собой изучение региональной историко-книжной проблематики. Все это послужит консолидации сил и активизации историко-книжных исследований на Урале.

Материал подготовлен Н. О. Александровой,

Т. Д. Рубановой

136

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Международный научно-творческий форум «Молодежь в науке и культуре XXI века»:

десятый, юбилейный... Взгляд очевидца

2-3 ноября состоялся десятый, юбилейный, уже долгожданный многими, «выросшими» вместе с ним, форум «Молодежь в науке и культуре XXI века». В юбилейный год и юбилейную информацию о виновнике торжества хочется подать по-особому, «по-чгаковски» творчески.

Рождение. Форум (тогда еще городская научная конференция) был задуман в 2002 г. Во многом благодаря научному предвидению и профессионализму профессора Н. Г. Апухтиной сразу удалось заложить те организационные, содержательные, методические основы и решения, которые оказались не только незыблемыми на протяжении десятилетия, но и поныне развиваются и приумножаются. Во-первых, форум стал стартовой площадкой для будущих ученых, местом апробации сил, умения выступать с докладом, участвовать в дискуссии, отвечать на блиц-вопросы. И сегодня он набрал силы до такой степени, что пестует уже докторантов, которым хочется оставаться молодыми и нужно все так же учиться аргументировать и доказывать -требования-то иные, на порядок выше. Форум смог осилить и другую высоту - научить молодых кандидатов наук формировать собственный секции, конференции, вести заседания, организовывать круглые столы, дебаты, одним словом, пробовать свои силы в роли организаторов науки. Форум помогает молодым докторам наук выступать в качестве научных руководителей аспирантов и кандидатов наук. Молодость стала визитной карточкой форума. Возможно, благодаря этому профессор А. В. Соколов (г. Санкт-Петербург), не раздумывая, принял приглашение интересного ученого и превосходного организатора Т. Ф. Берестовой приехать на юбилейный молодежный форум и выступить с пленарным докладом. Заявляем со всей ответственностью: Аркадий Васильевич все так же молод, оригинален, интересен идеями, книгами, проектами. Спасибо форуму за такое общение.

Во-вторых, в том же 2002 г. был выбран такой формат работы, как конференция, которая объединяла бы аспирантов и ведущих специалистов, ученых (педагогов, культурологов, социологов, философов, искусствоведов и др.), чтобы вторые могли поделиться с первыми опытом, воодушевляя их на дальнейшие исследования.

В качестве творческого организатора и вдохновителя форумов сформировалась заведующая аспирантурой доцент Е. В. Швачко. В тандеме с Т. Ф. Берестовой инициировала творческую составляющую форума - в результате с 2008 г. он (единственный в России) называется научно-творческим. Аспирантура расширила свои границы, начав подготовку по творческим специальностям, позволив соприкоснуться с прекрасным исполнительским и драматическим мастерством. И сегодня главным украшением (что эксклюзивно в России) пленарного заседания стали выступления аспирантов замечательных мастеров мирового и российского уровней Е. Левитана, А. Абдурахманова и др.

В это же время сборники материалов конференций становятся «писательской» школой для участников форума. В самый первый (Челябинск, 2002. 106 с.) вошли лишь 24 статьи специалистов Челябинской государственной

академии культуры и искусств. За десять прошедших лет 1 из этих начинающих авторов уже защитил докторскую диссертацию (Н. В. Суленева), 17 - кандидатские; среди последних - яркие докторанты, предпринимающие оригинальные научные исследования (М. П. Меняева), лауреаты престижных научных премий (А. Н. Терехов). Юбилейный сборник материалов форума2 - двухтомное издание (в таком объеме выходит в течение последних трех лет), вобравшее в себя 291 статью, содержащее действительно оригинальные идеи, достойные дальнейших разработок и продвижения в научном мире.

Развитие. Лишь за одно десятилетие городская научная конференция переросла в региональную (третья), затем -всероссийскую (четвертая), международную (шестая). С размахом территориального охвата менялся и статус: от конференции - к форуму, включавшему в 2008 г. две конференции (по педагогике и библиотечному делу), сегодня -уже четыре. Отрадно, что молодые ученые не замыкаются в предложенных рамках и формах работы, предлагают новые для реализации своего потенциала, а научные руководители с готовностью, оперативно откликаются на требования времени. Так, профессорами Н. Г. Апухтиной и В. С. Невелевой была инициирована конференция по современным проблемам философии, философии культуры и философской антропологии, профессорами В. Я Рушаниным и В. С. Толсти-ковым - по актуальным проблемам исторической науки, профессором Т. Ф. Берестовой - информационного общества и социальной информатики. Значимо, что конференции институциализируются в самостоятельные научные структуры: в академии созданы Региональный институт философских исследований (науч. рук. Н. Г. Апухтина) и Научно-образовательный центр «Информационное общество» (науч. рук. профессор Института проблем информатики РАН К. К. Колин). В сборниках материалов форума появились новые разделы: «Дискурсы в философии и культурологии XXI века», «Историческая наука в системе современных исследований», «Информационное общество».

Расцвет. Он еще будет продолжаться долгие годы, потому как все условия созданы: у руля - прекрасные, творческие руководители; проводятся четыре содержательные актуальные конференции; развивается творческая составляющая; сформированы и апробированы методические решения по сборнику материалов форума; творческие и научные начинания ученых поддерживаются ректором академии В. Я. Рушаниным.

Очень важно то, что форум, приняв новые формы работы, соответствующие развитию информационного общества, обеспечил себе широкое поле для развития. Нет препятствий для использования в работе вебинаров, презентаций, телемостов. Здесь слаженно работает информационно-вычислительный центр академии под руководством А. С. Крестникова, обеспечивая техническую поддержку во

2 Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы междунар. науч.-творч. форума, 2-3 нояб. 2011, Челябинск: в 2 ч. / сост. Е. В. Швачко; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2011. Ч. 1. 354 с.; Ч 2. 339 с.

137

время мероприятий форума. Важна информационная поддержка Форума на сайте академии chgaki.ru.

Кроме того, творческие факультеты с энтузиазмом поддерживают инициативы «прикладников». Так, в этом году стало возможным проведение удивительной презентации новой книги А. В. Соколова «Философия информации», в чем огромнейшая заслуга группы 103 ТИС - первокурсников, но так удивительно органично и ответственно вошедших не только в творческий, но и в научный мир академии, а также художественных руководителей этого

курса - заслуженной артистки Российской Федерации М. Ю. Аничковой и С. И. Чикурчикова.

А дальше от нас требуются дела: чтобы к нам продолжали приезжать и давать мастер-классы научного общения лучшие специалисты; чтобы наши мастера радовались научному руководству нами; и самое главное -чтобы форум оставался реальным, не превращался в виртуальный.

Росшая вместе с Форумом Ю. В. Гушул

«Танго с книгой»

Необычный проект по продвижению книги и чтения (авт. Ю. В. Гушул) был предложен профессиональной общественности в рамках международной конференции «Cycling for libraries» (международный велотур для библиотекарей, первая велосипедная неконференция, 28 мая -6 июня; Дания, г. Копенгаген), а также представлен на международной научной конференции «Китап. Уакыт. ^огам» - «Книга. Время. Общество» (25 ноября, 2011; Казахстан, г. Павлодар) и уже вызвал ряд положительных отзывов и интересных предложений.

В настоящее время все более активно используются в работе библиотек, образовательных учреждений разнообразные мероприятия по поддержке и продвижению чтения. Одни из них способствуют развитию читательской активности, другие - вызывают интерес к конкретной книге или автору, третьи - помогают наладить межличностную коммуникацию на основе обсуждения прочитанного. Иные редкие проекты привлекают внимание творческой самобытностью и непредсказуемостью идеи раскрытия традиционной, к сожалению, нередко «не в чести» темы библиотеки, библиотечной книги, библиотечного общения. Последние «изюминки» появляются в результате творческого единения разных начал: библиотечного, хореографического, драматургического, музыкального. Оригинальные проекты специалистов показывают библиотеку и книгу в необычном ракурсе, вызывающем интерес к ним. Об одном из таковых скажем особо.

Проект Челябинской государственной академии культуры и искусств объединяет усилия всех творческих факультетов по продвижению знания и чтения через обращение к библиотеке и книге. В таком подходе раскрывается и самобытность самого вуза, его особая специфика и атмосфера творческого преломления всего происходящего

вокруг. В рамках проекта реализованы две идеи: библиотека и драматургия, библиотека и танец.

Проект Ю. В. Гушул подготовлен при самом активном участии хореографического факультета Челябинской государственной академии культуры и искусств. Постановку чарующего танго среди книг осуществил заслуженный артист России В. И. Панферов, оригинальную идею мастера воплотили в жизнь солисты Анна Осинцева и Иван Кудашев. Особый вклад нашего режиссера Е. А. Евстигнеева, который одновременно с нами заразился проектом и предложил несколько оригинальных идей и, главное, так виртуозно смонтировал фильм. Получился необычный взгляд на библиотеку: с одной стороны она - храм, но в информационном обществе - не тишины и сосредоточенного отреченно-отвлеченного умствования, с другой -место встречи (благодаря книге), место зарождения чувств (и как образец таких, как в лирике А. Фета), место формирования отношений (к человеку ли, книге, чтению...). Конечно, не всегда и сами библиотекари воспринимают библиотеку таковой. За новый взгляд и новое прочтение огромная благодарность В. И. Панферову, его ученикам и единомышленникам.

Мы формируем новый коммуникационный язык -язык творчества, язык движения, язык тела, жестов, интонаций, способный передать содержание книги ярко и оригинально, доступно для будущего поколения специалистов информационного общества.

Посмотреть ролик «Tango with the book» можно на vimeo.com/33473823. Подробная информация на сайте НОЦ «Информационное общество» (http://noc.chgaki.ru/default.aspx)

Материал подготовлен Ю. В. Гушул

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.