Научная статья на тему 'Второй Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке»'

Второй Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Второй Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке»»

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ

Диссертационный совет Д 210.020.02

20 июня 2013 г. состоялось заседание диссертационного совета Д 210.020.02 по защите кандидатских диссертаций. На защиту были представлены диссертации Казымова Валерия Борисовича «Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования» и Русиновой Марии Павловны «Социокультурная деятельность Ураль -ского общества любителей естествознания по соуправлению развитием народного образования на Урале (1870-1917 гг.)» на соискание

В. Б. Мещеряков ДНИ КУЛЬТУРЫ ГЕРМАНИИ В ЧЕЛЯБИНСКЕ

В 2012/2013 г. в России проходит Год Германии, призванный укрепить партнерские отношения двух стран, предложить идеи для решения глобальных вопросов и открыть новые дороги в совместное будущее. Организаторами являются Гете -Институт, Министерство иностранных дел Германии, Восточный комитет германской экономики при поддержке Российско-Германской внешнеторговой палаты.

В рамках Года Германии и при финансовой поддержке фонда им. Роберта Боша 2-8 апреля 2013 г. в Челябинске в восьмой раз прошли Дни культуры Германии. Это совместный проект объединения «Германо-Российский мост дружбы Ванген - Челябинск» Челябинской государственной академии культуры и искусств и Челябинского государственного педагогического университета. В этом международном проекте принимала участие немецкая делегация из города Ванген в Альгое, руководителем которой явился почетный профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств господин Рудольф

ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

Диссертации вызвали интерес, и после выступления официальных оппонентов дискуссия была продолжена членами совета. Ответы соискателей были убедительны, они продемонстрировали глубокое знание темы и культуру ведения научной дискуссии. Голосование показало, что защита диссертаций прошла успешно.

Материал подготовлен З. В. Руссак

НАУЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Зигерист. Делегации был оказан теплый сердечный прием руководством академии.

Программа VIII Дней культуры Германии в Челябинске была очень насыщенной, включала в себя проведение двух международных научнопрактических конференций «Современные тенденции развития образования и культуры в общеевропейском контексте» и «Совершенствование подготовки специалистов эстрадно-джазового направления в сфере образования РФ (на примере Уральского региона)», концертов немецких музыкантов на различных площадках города Челябинска и области, встречи со студентами и преподавателями Челябинской государственной академии культуры и искусств и Челябинского государственного педагогического университета, чтение лекций и проведение занятий по немецкому языку со студентами академии и университета.

Культурный обмен между Челябинском и Вангеном длится более 10 лет. Дни культуры Германии в Челябинске проводятся с 2006 г., в них приняли участие более 120 жителей города Вангена в Альгое и региона Боденского озера (музыканты, деятели культуры, ученые, педагоги, археологи). С 2007 г. в Вангене в Альгое прошло 7 Международных фестивалей с участием творческих групп и музыкантов из

192

Аргентины, Кубы, Греции, Швейцарии, Таджикистана, России и Германии. Договор о творческом сотрудничестве между Народной высшей школой города Вангена в Альгое и Челябинской государственной академией культуры и искусств, срок действия которого был продлен в 2011 г. до 2016 г., охватывает различные стороны культурного сотрудничества; среди них обмен делегациями, проведение научно-практических конференций, мастер-классов и мастерских, занятий и лекций для студентов академии и университета, организация совместных концертов и т. д.

Развитию сотрудничества между Челябинском и Вангеном в течение 10 лет посвящена книга «Ванген - Челябинск: мост дружбы», представляющая собой хронологию всех событий культурного обмена между Германией и Россией с множеством иллюстраций. Авторами книги являются Елена Быстрай, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой немецкого языка Челябиского государственного педагогического университета и Владимир Мещеряков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Челябинской государственной академии культуры и искусств, координатор всех проектов между Вангеном и академией культуры. Презентация книги состоялась 5 апреля в академии.

Немецкая делегация отметила, что покидает Челябинск с яркими и незабываемыми впечатлениями от своего пребывания в России, которое было наполнено интересными встречами и событиями.

Ответный визит творческой группы Челябинска в Ванген планируется на август 2013 г.

И. Н. Морозова XI СЛАВЯНСКИЙ НАУЧНЫЙ СОБОР «УРАЛ. ПРАВОСЛАВИЕ. КУЛЬТУРА»

23-24 мая 2013 г. в Челябинской государственной академии культуры и искусств (при поддержке администрации г. Челябинска и правительства Челябинской области) в рамках XI Славянского научного собора «Урал. Право-

славие. Культура» состоялась ежегодная научно-практическая конференция с международным участием «Православное наследие в культуре России: история, актуальность диалога», посвященная 1150-летию славянской азбуки. Обретение письменности содружеством славянских народов с принятием православия, просветительской деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия -событие, значение которого трудно переоценить. Язык богослужебной письменности и литературы образовал духовное (равно как и материально-предметное, вещественное) основание культур многих стран и народов. В своем культурном значении славянская письменность выходит за рамки узконациональной, являясь универсальной (и в этом смысле глобальной) для всего мира.

На Славянский научный собор традиционно приезжают ученые, богословы из России, Украины, Болгарии, преподаватели вузов и сузов, специалисты учреждений культуры, представители общественных организаций, священство. Разнообразной и представительной является география участников конференции: Челябинск и города Челябинской области (Миасс, Магнитогорск, Троицк, Копейск), различные города Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Краснодар, Киров, Саратов, Оренбург, Екатеринбург, Пермь, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Улан-Уде, Якутск), ближнее и дальнее зарубежье (Украина, Болгария, Казахстан).

На пленарном заседании выступили известные ученые России - Л. Б. Зубанова, доктор культурологии, заведующая кафедрой культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств; Т. А. Исаченко, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела книги и чтения Российской государственной библиотеки.

Основные направления работы конференции были представлены следующими секциями и круглыми столами:

- Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания в работе современной библиотеки;

193

- Языковая картина мира: актуальные лингвокультурологические проблемы;

- Русский, древнерусский и старославянский языки в современной средней и высшей школах;

- Духовные традиции искусства в культурно-образовательном пространстве;

- Основы православной культуры: проблемы преподавания в школе;

- Родительство России как социальнокультурный проект;

- Святыни Православия на Урале: история, актуальные аспекты;

- Старообрядчество на Урале: вчера, сегодня, завтра.

В программу собора также входили:

- творческие встречи (встреча с Т. А. Исаченко; Русская православная церковь и СМИ: актуальные проблемы взаимодействия и диалога);

- психолого-педагогическая лаборатория «Пропедевтика духовно-нравственного здоровья личности и общества»;

- семинар «Возрождение православных храмов на Урале: актуальные проблемы».

Все желающие могли не только ознакомиться с интересными выставками декоративно-прикладного творчества, научных изданий, уникальных древних книг, шедевров отечественной словесности, но и увидеть каллиграфическое шоу с участием руководителя Школы исторической каллиграфии А. В. Санникова, кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка факультета теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва). Кроме того, студенты кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников (режиссер М. Г. Шаронина) и факультета декоративноприкладного творчества Челябинской государственной академии культуры и искусств (руководитель О. Ю. Зозуля) подготовили замечательное праздничное представление, показавшее важность и значимость славянской азбуки.

Традиция православной духовности, воспринятая участниками научно-практичес-

кой конференции (среди которых многие являются специалистами-практиками) в контексте живого ее содержания, остается источником для творческого развития и духовного совершенствования и в современной культуре. Реализованный в результате заинтересованного обсуждения (порой не свободного от пристрастных и эмоциональных оценок) системный подход историков Церкви, философов, социологов, филологов, литературоведов, журналистов, искусствоведов, преподавателей учреждений высшего и среднего образования, специалистов культуры, священства к проблеме культурного диалога православной традиции и современного российского общества, вновь подтверждает ценность того пути знания, узнавания, приобретения, духовных открытий, начало которому было положено основателями славянской письменности 1150 лет назад.

Культурный диалог (в том числе и на уровне концептов) в современной России возможен, поскольку существуют глубинные духовные «скрепы» в устной и письменной культурной традиции нашего Отечества, демонстрацией чему является и то обстоятельство, что в конференции приняли участие известные в России и мире ученые, специалисты-практики, молодое поколение исследователей (студенты, магистранты, аспиранты).

Ю. В. Гушул ЛЕТНЯЯ БИБЛИОГРАФОВЕДЧЕСКАЯ ШКОЛА (ЧЕЛЯБИНСК - ОМСК)

С 2010 г., с момента проведения совместного урало-сибирского научно-практического семинара «Человек в информационном обществе» в Омске, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского выступает соисполнителем многих научно-исследовательских проектов и образовательных инициатив Научно-образовательного центра «Информационное общество» Челябинской государственной академии культуры и искусств. Так,

194

осуществляется взаимное экспертирование учебных программ и рецензирование научных работ, изучаются современные проблемы информационного общества, проводятся обсуждения и апробации библиографоведческих идей и практик в форматах от международных фестивалей и круглых столов до видеомостов и вебинаров. В поле зрения челябинских и омских исследователей находятся различные вопросы и проблемы современного состояния наук документно-коммуникационного цикла: библиотека и гуманистическая функция библиотеки в информационном обществе, тенденции изменений региональных рынков информационных услуг, прогнозирование развития библиографоведения, ввод в научный оборот новых терминов, обновление и методическое обеспечение производства и предоставления информационных продуктов и услуг как результатов библиографической деятельности библиотек.

Конец мая - июнь 2013 г. - время проведения первой пилотной Летней библиографо-ведческой школы для специалистов вузов и студентов информационных специальностей. Как инновационная для академии взята такая форма работы, как Скайп-лаборатория, с обязательным участием библиографов Научной библиотеки. Данная форма избрана по европейской тенденции (описываемой в зарубежных публикациях и обсуждаемой на международных конференциях) определения вузовской библиотеки как учебного центра, виртуальной образовательной лаборатории (virtual learning laboratory) и одновременно как базы проведе -ния научно-исследовательских работ, основы стабильной научной деятельности (collaborating for sustainable scholarship), как места информационной поддержки «э-наук» (libraries in a date curation and e-science).

В рамках текущей Скайп-лаборатории Летней библиографоведческой школы -корпоративного проекта Научно-образовательного центра «Информационное общество», библиотеки Челябинской государственной академии культуры и искусств и Омского го -сударственного университета им. Ф. М. Дос-

тоевского - прошли четыре лаборатории. Во время работы первых двух были обсуждены методические решения подготовки библиографических продуктов XXI века - библиографического путеводителя и информационного дайджеста, основным отличием которых является работа по предоставлению пользователям вторично-семантической информации на основе ее экстрагирования. Третий лабораторный проект был направлен на выявление мотивационных стимулов для работников библиотек (настоящих и будущих) на основе исследования характера работы биб-лиографоведов. Последний - на констатацию тенденций развития информационного общества и на основе этих явных и скрытых тенденций - на определение прогноза развития библиографии (есть ли у библиографии будущее?) и библиографоведения в частности. Особо интересной виделась возможность сопоставления взглядов и мнений библиогра-фоведов российских регионов - Урала и Сибири. Среди прогнозных ряд тенденций был определен участниками одинаково (тенденции увеличения объемов информационного обслуживания и информационного обеспечения/сопровождения специалистов, их виртуализация, динамизация, содержательное усложнение и расширение ассортимента предоставляемых продуктов и услуг, причем предоставление услуг пользователю реальному/виртуальному было названо как приоритетное для субъекта информационнобиблиографической деятельности), ряд - вызвал несогласие, дискуссию и осознание необходимости продолжить разговор на более высоком уровне, для которого требуется еще большая подготовка и осмысление. Как перспективные для обсуждения в последующих Скайп-лабораториях названы такие предложенные участниками, показавшиеся им спорными тенденции будущего библиографии, как глобализация библиографии (корректно ли определено, возможна ли она?); выявление, удовлетворение и/или формирование информационных потребностей специалистами документно-информационной сферы; собствен-

195

но какие информационные потребности будут преобладающими в социуме информационного общества (поверхностные, потребительские, интеллектуальные...); располагают ли вероятные тенденции развития информационного общества и библиотечной практики к интеллектуализации читательской деятельности или к ее примитивизации (вслед за социумом) и уходу в досуговые практики с посетителями библиотеки (уже ярко наметившаяся тенденция); где место и в чем состоит роль библиографии и библиографа, чтобы избежать (наверное, уже невозможно) или минимизировать потери от реализации последнего сценария. Вот тот круг вопросов, вокруг которых будет вращаться работа ближайших - осенних (с сентября) - Скайп-лабораторий.

Активная работа специалистов во время Скайп-лабораторий Летней библиографической школы поддержана дипломами участников и сертификатами краткосрочного повышения квалификации Научно-образовательного центра «Информационное общество» (Челябинская государственная академия культуры и искуств). Впереди - большая научноисследовательская работа и еще больше вопросов, которые ставит перед специалистом информационное общество - гораздо быстрее, чем человек может осознать и, более того, осмыслить происходящие изменения.

В. Я. Аскарова ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ФОРУМ «ЧТЕНИЕ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ»

19-20 сентября 2013 г. в Челябинской государственной академии культуры и искусств планируется проведение Второго международного интеллектуального форума «Чтение на Евразийском перекрестке». Соучредителями и соорганизаторами мероприятия выступают на федеральном уровне Российская библиотечная ассоциация, комитет програм-

мы ЮНЕСКО «Информация для всех», на региональном - Министерство культуры Челябинской области, областные библиотеки. Форум поддерживается правительством Челябинской области.

Идея международного интеллектуального форума, впервые состоявшегося в академии в мае 2010 г., родилась как ответ на проблемную ситуацию, сложившуюся в сфере чтения и читателеведческой деятельности в Евразии. С целью постижения региональной специфики в последние годы на Урале также проводились разнообразные научные форумы, на которых обсуждались аспекты системы деятельности по поддержке и развитию чтения. В профессиональный диалог вовлечены практически все специалисты книжноинформационной отрасли и образования, осуществляется отработка взаимодействия на межведомственном пространстве; эта работа требует постоянного внимания, обсуждения, определения перспектив и стратегических приоритетов. В нынешних условиях необходимость форума, придание ему статуса научно-практического и общественного мероприятия на постоянной основе актуализируется и тем, что на Урале, как и на всем постсоветском пространстве, происходят

процессы переосмысления роли и функций чтения в жизни современного общества, изменения его модели в новых политических, экономических и информационно-коммуникационных условиях. Изменилась ситуация в библиотечной сфере, получили развитие инновационные формы стимулирования читательской активности, выросла роль информационных технологий в побуждении к чтению, все большее значение обретают электронные книги и различные технические устройства для чтения. Форум преследует цель объединения и усиления внимания профессионалов книжно-информационного дела к проблемам развития чтения и информационной культуры на Евразийском пространстве.

Обозначенные тенденции характерны для всего современного мира, однако на Урале, в Сибири, Башкортостане, Татарстане, Таджи-

196

кистане, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане и других странах и субъектах РФ с ярко выраженной евразийской спецификой названные процессы протекают с еще не выявленным в полной мере своеобразием. Отметим и такие проблемы евразийских территорий, как существенные различия в уровне развития книжного дела и его институтов, подготовке соответствующих специалистов, состоянии инфраструктуры поддержки и развития чтения, ярко выраженное цифровое неравенство, своеобразие опыта программно-практической деятельности по стимулированию читательской активности. Объединительная сущность форума реализуется посредством идеологии единства в многообразии, пронизывающей все аспекты планируемых к рассмотрению проблем чтения в контексте взаимообогащения культур, развития корпоративной солидарности и вовлечения в совместную профессиональную деятельность специалистов всех отраслей книжноинформационного дела.

Проведение форума подкрепляется рядом стратегически значимых документов, инициатив федерального уровня. Прежде всего это государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» (2013-2020); в одной из ее подпрограмм - Наследие - в качестве основной цели указывается сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа населения к культурным ценностям и информации. В числе основных мероприятий подпрограммы называется «пропаганда детского и юношеского чтения, включая проведение общенациональных и региональных программ, ежегодных книжно-читательских кампаний и акций, которые направлены на поддержание практики чтения и его общественной значимости, с участием библиотек, школ, вузов, издательств, редакций СМИ, предприятий по распространению печатных изданий»1. Требуют обсуждения и деятельного участия инициативы Президента РФ В. В. Пу-

1 Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» (2013-2020) [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://base.garant.ru/70291902/.

тина по подготовке нового специалиста для библиотечной сферы - педагога-библиотекаря, созданию списка ста лучших книг для молодежного чтения, которые в наибольшей степени способны сформировать вкусы, характер, представления о жизни и мире.

Основные формы работы форума - заседания, круглые столы, мастер-классы, книжная ярмарка, импровизированные выступления, различные мероприятия демонстрационного характера - предполагают участие в профессиональном диалоге представителей науки и практики, авторов и издателей, библиотекарей и читателей в удобном для них формате.

Ожидаемые результаты мероприятия -укрепление евразийского единства, формирование корпоративных устремлений специалистов инфраструктуры поддержки и развития чтения Урало-Сибирского региона и сопредельных стран на основе осознания евразийской специфики собственной деятельности и общности профессиональных интересов, всеобщей ответственности за развитие чтения на евразийском пространстве. Форум может стать важным этапом в осознании своеобразия развития библиотековедения, читателеведения, специфики книжного бизнеса и особенностей развития чтения в Урало-Сибирском регионе и на евразийском пространстве в целом.

197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.