Научная статья на тему 'В Багдаде не все спокойно'

В Багдаде не все спокойно Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Емельянов Валерий

"НГ-религии", М., 30 октября 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В Багдаде не все спокойно»

Поэтому война за дешевую нефть необходима именно США. По прогнозам большинства экспертов, для того чтобы запустить снова “мотор” конъюнктуры, Америке нужен баррель дешевле 22 долл. Но что произойдет потом, когда экономика США, использовав передышку, выйдет на новые энергосберегающие технологии?

“Итоги”, М., 8 октября 2002 г., с. 26-28.

Валерий Емельянов,

историк

В БАГДАДЕ НЕ ВСЕ СПОКОЙНО

Ирак крайне условно можно определить как “мусульманское” (где подавляющее большинство населения мусульмане), а не “исламское” государство (т.е. такое, где государственное право основывается на законах шариата). По вероисповеданию население страны делится следующим образом: 97% составляют мусульмане (из них шииты — 6065%, сунниты — 32-37%), 3% приходится на христиан и представителей других религий. Большинство христиан Ирака ассирийцы, принадлежащие к так называемой халдейской Сиро-католической церкви. На северо-западе Ирака проживают курды-йезиды (около 170 тыс. человек), исповедующие синкретическую религию с элементами древнеиранских культов. Они признают боговдохновенными книгами Библию и Коран, верят в божественность Иисуса Христа. На юге страны в нескольких деревнях живут арабы-сабии (приблизительно 65 тыс.), или, как их еще иногда называют, “последователи Яхьи” (Иоанна Крестителя). Для сабейского исповедания характерны элементы иудейской и христианской практики, а также развитый культ воды, восходящий, видимо, к особой очищающей роли крещения.

У нынешней политической элиты страны отношение к религии весьма неоднозначно. С одной стороны, известно, что Саддам Хусейн время от времени публично подчеркивает свою приверженность исламу. По телевидению часто показывают кадры с президентом, совершающим молитву-намаз, на национальном флаге страны помещены слова “Аллах акбар” (“Аллах превыше всего”). С другой — многие поступки и действия Хусейна не всегда согласуются с исламскими постулатами. Например, написание им сур Корана собственной кровью многими авторитетными суннитскими богословами расценивается как действие недозволительное, поскольку в мусульманском Священном Писании

использование крови не по прямому назначению трактуется как оскверняющее действие. Не очень согласуются с суннитской доктриной и бесчисленные изображения и изваяния лидера.

Кроме того, есть сведения, что для решения своих жизненных проблем представители клана Хусейна обращаются не только к исламу. Так, еще в 1979 г. двоюродный брат Саддама Аднан Харилла попросил монахов существующего в Ираке древнего христианского монастыря помолиться о сохранении ребенка у своей жены, тяжело переносившей беременность. Для роженицы все окончилось благополучно, о чем было сообщено президенту. После этого Саддам дважды посетил монастырь, в 1980 и 1981 гг.

Известное напряжение в религиозную ситуацию в стране вносит культ личности Саддама. Он, в частности, выражается в том, что вместе с именем лидера страны мусульманам необходимо постоянно произносить формулу “Да сохранит и сбережет его Аллах”, в чем многие верующие видят аналогию со словами почтения, относящимися исключительно к пророку Мохаммеду (“Да благословит его Аллах и приветствует”). Кромe того, местные христиане (даже несмотря на то, что правая рука Хусейна, премьер Тарик Азиз — христианин) испытывают весьма жесткий прессинг со стороны властей и спецслужб. В частности, от сирохалдейских священников требуют перевода богослужений с традиционного литургического арамейского языка на современный арабский. Помимо этого, христианам практически запрещена какая-либо социально-благотворительная деятельность. Понятно, что подобного рода обстоятельства усиливают (пусть и скрытое) внутреннее недовольство режимом.

И еще одно, несколько парадоксальное обстоятельство. Война цивилизаций на иракском участке ее фронта может оказаться столкновением ислама... с исламом. Как уже отмечалось, большинство мусульман Ирака шииты, хотя при этом абсолютная власть принадлежит суннитскому клану Хусейна. Именно это обстоятельство часто служило одной из причин многих проблем, возникавших внутри и вокруг страны. В частности, одним из лозунгов восьмилетней ирано-иракской войны была необходимость помощи со стороны Тегерана угнетаемым единоверцам-шиитам. Именно в Ираке расположены основные духовные и богословские центры шиитов — Кербала, Неджеф, Куф. Здесь находятся могилы почитаемых шиитами имама Али, зятя пророка Мохаммеда, его сыновей-мучеников Хасана и Хусейна. Да и наибольшим

авторитетом среди шиитов пользовались именно иракские богословские школы.

Сегодня в своем стремлении установить демократию в Ираке Вашингтон пытается, и, по имеющимся сведениям, небезуспешно, опереться на шиитское большинство. Так, в августе этого года представители американской администрации имели конфиденциальную встречу с влиятельным шиитским лидером Ирака Мохаммадом Бакиром аль-Хакимом, председателем Высшей ассамблеи исламской революции в Ираке, находящейся в Тегеране.

Следует отметить, что шииты Ирака и Ирана отличаются не только тем, что первые — арабы, а вторые — персы. В Ираке распространено шиитское течение акбари, в Иране — узали. Принципиальное различие между ними состоит в политических взглядах. Иранские шииты-узали считают, что духовный лидер должен обладать и всей полнотой политической власти в стране, в то время как, по мнению акбари, имамы должны сосредоточиться исключительно на духовно-религиозных вопросах. Поэтому иракские шииты отвергали хомейнистскую концепцию, предусматривавшую абсолютную светскую власть верховного имама, и на протяжении ирано-иракского конфликта сохраняли лояльность Багдаду.

Однако в 90-х годах начались проблемы. В Ираке произошли шиитские восстания, во время одного из них был взят в плен старший сын президента Кусэй. В 1998 г. убили одного из шиитских лидеров страны аятоллу аль-Садра и его сына, а в прошлом году при таинственных обстоятельствах погиб другой влиятельный шиит Хусейн Бахр аль-Улум.

Политическая ставка на шиитов обусловлена прежде всего тем, что в случае установления парламентской демократии в стране эта община будет представлять собой стабильное большинство. Возможно также и некоторое смещение акцентов в международных отношениях в регионе. Например, Иран наверняка утратит роль страны — духовного центра шиитов мира, которая перейдет к Ираку. Возможная смена нынешнего багдадского режима серьезно смягчит все еще существующее в Иране напряженное отношение к Ираку в плане религиозно-политическом. Все это резко ослабит позиции религиозных консерваторов в Тегеране, усилив соответственно влияние реформистского крыла политиков, что, возможно, позитивно повлияет на обстановку в регионе.

Итак, в религиозно-духовном смысле нынешний иракский режим скорее определяет себя как наследник Древней Вавилонии с ее

имперской претенциозностью и помпезностью, а не как часть исламской цивилизации. В качестве гипотезы можно предположить, что на смену Хусейну придет либерально-исламский режим местных шиитов. Но это не более чем гипотеза, поскольку предсказать новые повороты в иракском вопросе вряд ли сегодня возможно, в том числе и в религиозном аспекте.

“НГ-религии”, М., 30 октября 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.