Научная статья на тему 'В. А. КУЗЬМИН - ПЕРВЫЙ РЕКТОР ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА'

В. А. КУЗЬМИН - ПЕРВЫЙ РЕКТОР ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ КУЗЬМИН / ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА / РЕКТОР / ОРГАНИЗАТОР / ВУЗ / РЕКТОРАТ / УЧЁНЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонова Надежда Яковлевна

Статья посвящена памяти В. А. Кузьмина - первого ректора университета, талантливого организатора, способного решать проблемы развития периферийного вуза в условиях жёсткого дефицита финансовых, кадровых и иных ресурсов. Раскрывается его вклад в формирование структуры университета, создание учебно-материальной базы, открытие новых специальностей, подготовку кадров через аспирантуру. Акцентируется внимание на социальной политике университета, защите прав и свобод всех категорий работников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артамонова Надежда Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. A. KUZMIN IS THE FIRST RECTOR OF THE KHAKASS STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N. F. KATANOV

The article is dedicated to the memory of V. A. Kuzmin, the first rector of the university, a talented organizer who was capable of solving a peripheral university's problems in the face of a severe shortage of financial, human and other resources. His contribution to the structure of education, educational and material, the opening of new specialties, training through postgraduate studies is revealed in the article. Attention is focused on the social policy of the population, the protection of the rights and freedom of all categories of workers and students.

Текст научной работы на тему «В. А. КУЗЬМИН - ПЕРВЫЙ РЕКТОР ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА»

УДК 378.113.1Кузьмин:378.4(571.513)

В. А. КУЗЬМИН - ПЕРВЫЙ РЕКТОР ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА

Артамонова Надежда Яковлевна,

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Статья посвящена памяти В. А. Кузьмина - первого ректора университета, талантливого организатора, способного решать проблемы развития периферийного вуза в условиях жёсткого дефицита финансовых, кадровых и иных ресурсов. Раскрывается его вклад в формирование структуры университета, создание учебно -материальной базы, открытие новых специальностей, подготовку кадров через аспирантуру. Акцентируется внимание на социальной политике университета, защите прав и свобод всех категорий работников и студентов.

Ключевые слова: Валентин Анатольевич Кузьмин, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, ректор, организатор, вуз, ректорат, Учёный совет.

V. A. KUZMIN IS THE FIRST RECTOR OF THE KHAKASS STATE UNIVERSITY NAMED

AFTER N. F. KATANOV

Artamonova Nadezhda Yakovlevna,

D. in History, Professor of the History Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article is dedicated to the memory of V. A. Kuzmin, the first rector of the university, a talented organizer who was capable of solving a peripheral university's problems in the face of a severe shortage offinancial, human and other resources. His contribution to the structure of education, educational and material, the opening of new specialties, training through postgraduate studies is revealed in the article. Attention is focused on the social policy of the population, the protection of the rights and freedom of all categories of workers and students.

Key words: Valentin Anatolievich Kuzmin, Khakass State University named after N. F. Katanov, rector, organizer, university, administration, Academic Council.

В первой половине 1990-х гг. стало очевидно, что сформировавшаяся в России система высшего образования уже не может в полной мере удовлетворять потребности страны в образовательных услугах. Руководство Абаканского государственного педагогического института (АГПИ), последний ректор вуза С. П. Ултургашев также понимали, что нужно создавать иную модель и концепцию высшей школы в Республике Хакасия, созвучную современным социально-политическим, экономическим условиям. Новой организационно -структурной формой высшего образования мог стать университет.

14 марта 1994 года конференция представителей трудового коллектива Абаканского пединститута высказалась за преобразование своего учебного заведения в классический уни-

верситет, что в целом соответствовало и интересам Республики Хакасия [1, с. 122]. Предложение коллектива АГПИ поддержали Президиум Верховного Совета и Совет Министров Республики Хакасия, Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию [1, с. 123].

По воспоминаниям В. А. Кузьмина, вопрос об открытии в Хакасии университета «начал всерьёз прорабатываться» ещё в 1991 году. В 1992 году уже обсуждался другой аспект: что это будет за университет [2, с. 10-11]. В 1993 году вопрос об открытии университета «перешёл совершенно в практическую плоскость», им пришлось заниматься Комитету науки и высшего образования, сформированному в Правительстве Республики Хакасия, но в большей степени его председателю —

В. А. Кузьмину. Позже он вспоминал: «Работа была изнурительная. В командировки ездили и по месяцу, и по два. Нужно было «убедить» восемь министерств. И Академию наук» [2, с. 11]. Наконец, 19 июня 1994 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 724 «О создании Хакасского государственного университета», в соответствии с которым Абаканский государственный педагогический институт, Абаканское педагогическое училище, Абаканское медицинское училище, Абаканское музыкальное училище, Хакасский сельскохозяйственный техникум, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории были преобразованы в структурные подразделения созданного университета. К нему перешли все имущественные права и обязанности прежних образовательных учреждений1. В августе 1994 года университету было присвоено имя Николая Фёдоровича Катанова.

Эффективность работы любого образовательного учреждения в первую очередь зависит от личности руководителя, опыта его административной работы, умения правильно и оперативно принимать решения и, безусловно, от определённых индивидуальных качеств руководителя. Таким руководителем созданного вуза стал Валентин Анатольевич Кузьмин. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуз России) от 08.07. 1994 за № 20/4 ректором Хакасского государственного университета сроком на один год был назначен доктор философских наук, доцент В. А. Кузьмин. К обязанностям ректора университета он приступил с 13 июля 1994 года. По истечении годичного срока следовало решить вопрос о замещении ректора в установленном порядке2.

Валентин Анатольевич Кузьмин (18 октября 1943 - 5 марта 2007) - выпускник физико-математического факультета Абаканского

1 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 656. Л. 62.

2 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 656. Л. 91.

пединститута (1965 г.). С 1966 по 1976 гг. его трудовая деятельность была связана с комсомольской работой. За десять лет он прошёл путь от первого секретаря Абаканского горкома комсомола до первого секретаря Красноярского крайкома ВЛКСМ. В последующие годы В. А. Кузьмин работал в АГПИ, учился в очной аспирантуре, затем в докторантуре Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, успешно защитил вначале кандидатскую, потом - докторскую диссертации с присуждением учёных степеней кандидата и доктора философских наук, соответственно. По окончании докторантуры Валентин Анатольевич занимал должность заведующего кафедрой философии и социологии Абаканского пединститута.

В. А. Кузьмин был опытным администратором и организатором, которого «не пугали нововведения и жёсткая конкуренция в сфере образования». Он не боялся рисковать и добивался необходимых результатов. Валентин Анатольевич отдавал себе отчёт в том, что «новый университет должен был «прорастать» в старых коллективах института, техникума, училищ, имевших свои многолетние традиции и обычаи. Их нельзя было ломать. Их можно было только развивать путём рационализации и обогащения их деятельности с тем, чтобы соответствовать целям науки, образования и духу времени» [цит. по: 3, с. 6].

1994-1995 учебный год - первый год функционирования вуза, был годом переходным, очень трудным. Надо было определиться с вопросами собственности, финансирования, построения структуры университета, перейти на новые учебные планы и программы, иное содержание учебной, научно-исследовательской, методической работы. Это были вопросы, которые требовали рассмотрения на заседании Учёного совета вуза. В соответствии с приказом Госкомвуза России от 31.08.1994 № 08-3682/08-255 начал работу временный Учёный совет (сроком на один год) в количестве

50 человек. Первому проректору ХГУ им. Н. Ф. Катанова (Тамаре Герасимовне Боргоя-ковой) надлежало составить план работы Учёного совета. На должность учёного секретаря по предложению председателя Учёного совета — ректора В. А. Кузьмина, был избран Юрий Степанович Свистунов. На первом заседании Учёного совета были рассмотрены документы В. А. Кузьмина к представлению учёного звания профессора по кафедре философии и со-циологии3. В ноябре 1994 года ему было присвоено это учёное звание.

В приказах по основной деятельности вуза за 1994 год в соответствии с решением Учёного совета от 01.12.1994 г. для организации работы по изучению спроса на специалистов с высшим образованием, проведению квалифицированной рекламы по основным и дополнительным услугам, оказываемым университетом, был создан Отдел маркетинга и рекламы4. Тогда же все факультеты, находившиеся в структуре АГПИ, были переименованы следующим образом:

— факультет иностранных языков — в факультет романо-германской филологии;

— филологический факультет — в факультет русской филологии;

— факультет национальных школ — в факультет национального образования и тюркологии;

— факультет начальных классов — в факультет начального образования;

— факультет дошкольного воспитания — в факультет дошкольного образования5.

Приказом по ХГУ им. Н. Ф. Катанова от 02.12.1994 г. были назначены директора средних профессиональных учебных заведений, вошедших в состав университета:

— Спивак Леопольд Абрамович — музыкального колледжа;

3 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 658. Л. 3; 5.

4 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 656. Л. 10.

5 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 656. Л. 18.

— Колесников Владимир Георгиевич — педагогического колледжа;

— Артёменко Николай Алексеевич — медицинского колледжа;

— Дурненков Владимир Георгиевич — сельскохозяйственного техникума .

Спустя год уже ни у кого не осталось сомнений в том, что произошло не механическое переименование пединститута с присоединением четырёх средних специальных учебных заведений, а появилось и развивается качественно новое учебное заведение нашей республики [3, с. 7]. В 1995 году началась подготовка университета к выборам ректора. Это был действительно жизненно важный, серьёзный вопрос — кому быть ректором. 16 мая 1995 года Учёный совет на должность ректора единогласно выдвинул кандидатуру Валентина Анатольевича Кузьмина и затем избрал его ректором. «Нам нужен локомотив, — отмечали члены Учёного совета, — который вытянет наш вуз из вчерашнего дня в сегодняшний и завтрашний» [цит. по: 3, с. 7].

Наиболее насыщенными в плане преобразований оказались первые годы существования университета. В это время были определены обязанности руководителей административного аппарата университета. Так, для заключения контрактов с вузом на должности ХГУ им. Н. Ф. Катанова были назначены:

— первым проректором — кандидат филологических наук, доцент Тамара Герасимовна Боргоякова (переводом из бывшего АГПИ);

— проректором по научной работе и научному росту кадров — доктор исторических наук Валентина Николаевна Тугужекова (переводом из Совета Министров Республики Хакасия);

— директором Института повышения квалификации и переподготовки кадров на правах проректора по учебной работе — кандидат физико-математических наук, доцент Геннадий

6 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 656. Л. 24-25

Станиславович Сурвилло (переводом из АГПИ);

- проректором по административно-хозяйственной и социальной работе - Владимир Иванович Кудрявцев7.

В 1994 году был создан факультет экономики и права с двумя кафедрами: кафедрой экономики и менеджмента и кафедрой право-ведения8; в 1995 году открыт аграрный факультет. В первый учебный университетский год был образован институт повышения квалификации и переподготовки кадров. В его составе начали функционировать филиал открытого Британского университета, филиал Российской Академии государственных служащих при Президенте Российской Федерации, Учебно-консультационный пункт Санкт-Петербургского госуниверситета (подобные пункты находились в городах Саяногорске и Минусинске) [3, с. 7].

В 1994-1995 учебном году состоялся первый набор в Хакасский государственный университет. В следующий учебный год был произведён первый выпуск студентов, в дипломах которых было записано, что они окончили Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.

Одно из основных направлений в деятельности университета и в первые годы его функционирования, и сегодня является развитие научно-педагогического потенциала. В связи с этим ХГУ им. Н. Ф. Катанова обратился к Госкомвузу России с просьбой открыть в университете аспирантуру по таким специальностям, как физика твёрдого тела, отечественная история, археология, этнология, теория и история

9

культуры .

Ректор В. А. Кузьмин совместно с ректоратом большое внимание уделял формированию профессорско-преподавательских кадров, соответствовавших университетскому уровню

преподавания. В 1995 году штатными преподавателями в университете трудились следующие доктора наук: Виктор Яковлевич Бута-наев, Гавриил Гаврилович Котожеков, Валентин Анатольевич Кузьмин, Валентина Николаевна Тугужекова, Виктор Юрьевич Чумаков. Появились преподаватели с учёным званием профессора, осуществлялась подготовка кадров через аспирантуру. Причём вопрос стоял не о количестве аспирантов, а о дифференцированном отборе в аспирантуру, поскольку в вузе были кафедры, в которых остепенённость преподавателей была весьма высокой (до 90 %); в то же время были и такие, где не было ни одного кандидата наук [3, с. 7]. На учёбу в другие высшие учебные заведения были направлены несколько десятков студентов-отличников, некоторые из них, окончив аспирантуры центральных вузов, стали работать в родном университете либо в других вузах страны.

В 1990-х гг. усилился процесс регионализации высшей школы как важнейшей социально-культурной, образовательной и научной структуры региона. Чтобы быть востребованным на рынке труда, высшее учебное заведение должно было обеспечивать предоставление более широкого и разнообразного круга научных, образовательных и просветительских услуг населению Республики Хакасия и сопредельных территорий. Одной из мер ХГУ им. Н. Ф. Катанова явилось создание в 1996 году Института саяно-алтайской тюркологии (ИСАТ) во главе с профессором Степаном Павловичем Ултургашевым на базе факультета национального образования и тюркологии [4, с. 86].

С. П. Ултургашев на основании Приказа Госкомвуза России за № 33/4 от 28.10.1994 г. был освобождён от должности ректора бывшего АГПИ в связи с переводом на научно-педагогическую работу и с 1994 по 1996 гг. он занимал должность заведующего кафедрой истории и политологии ХГУ им. Н. Ф. Катано-

7 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 656. Л.38.

8 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 656. Л. 18.

9 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 658. Л.5.

ва как избранный по конкурсу10. Будучи директором ИСАТ, он принялся за разработку стратегической программы развития этого института, в основе которой лежала «углублённая подготовка гуманитарных и педагогических национальных кадров как основы и перспективы сохранения и развития хакасского народа».

В 1999 году Хакасскому государственному университету им. Н. Ф. Катанова исполнилось пять лет, но в тот год вуз был занят не только приготовлениями к торжеству. В 1990-е гг. важнейшими компонентами контроля качества в системе высшей школы стали процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации. В 1999 году закончился срок лицензии, выданной университету. Встала задача пролонгировать право университета на образовательную деятельность, то есть право на своё существование. Ко времени аккредитации в университете состоялся выпуск по 15 специальностям и двум направлениям. Кроме того, 596 выпускников колледжей получили соответствующие квалификации по 18 специальностям среднего профессионального образования. Ректорат справился со своей задачей, университет прошёл процедуру переоформления лицензии и начал работать по новой лицензии, выданной Министерством образования Российской Федерации сроком на пять лет. В 2000 году В. А. Кузьмин конференцией коллектива университета был переизбран ректором и утверждён на этой должности Министерством образования Российской Федерации сроком на пять лет.

В апреле 2001 года В. А. Кузьмин возглавил Совет ректоров вузов Хакасско-Тывинского региона. В 2003 году опыт становления ХГУ им. Н. Ф. Катанова был одобрен Коллегией Министерства образования Российской Федерации. В этом же году ректор В. А. Кузьмин был награждён нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образо-

10 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 658. Л. 63.

вания Российской Федерации», ему присуждено почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Решающей стадией в подготовке университета к предстоящей аккредитации стал 2004 год. Университет разрабатывал программы подготовки к этому жизненно важному мероприятию. Это было очень ответственным делом, так как любая не прошедшая аттестацию специальность была бы просто закрыта.

Руководство университета беспокоили практически все проблемы в деятельности вуза: отсутствие целостной системы управления, взаимодействие вертикали «колледж — институт», результатом которого являлось внедрение сквозных образовательных программ. Поэтому ректорат ставил вопрос о переходе на информационную модель управления университетом, начиная с малого — перехода на электронный документооборот [3, с. 7—8]. В центре внимания руководства университета были и такие немаловажные вопросы, как социальная политика, защита прав и свобод всех категорий работников и студентов. И ректор, выступая перед коллективом вуза, с горечью говорил: «Вам трудно представить моё состояние, когда многотысячный коллектив оставался без заработной платы, стипендии, питания, жилища».

В первое десятилетие жизни университета изменилось содержание работы тех структурных подразделений, которые существовали ещё в педагогическом институте. Одним из первых в 1997 году к подготовке новой генерации специалистов-историков приступил исторический факультет. Приоритетным направлением подготовки кадров для республики стало открытие в университете специальности и направления «Юриспруденция». Наряду с преподавателями университета, к проведению занятий на истфаке приглашались известные учёные из других вузов страны и зарубежных государств: профессор института археологии РАН И. Л. Кызласов (Москва), профессор

Красноярского государственного педагогического университета Г. Ф. Быконя, доктора права В. Шмидт и Г. Манц (Фрайбург, Германия), заместитель председателя Высшего арбитражного суда РФ О. В. Бойков (Москва) и др. [4, с. 111].

В 1997-1998 гг. в университете началось укрупнение структурных подразделений с целью унификации управления и оптимизации учебного процесса и научно-

исследовательской деятельности. Тогда были образованы Институт искусств (директор Леонид Иванович Третьяков), Институт истории и права (Владимир Георгиевич Кичеев), Институт естественных наук и математики (Василий Васильевич Анюшин), Институт информатики и телематики (Сергей Викторович Швец), Институт филологии (Иван Иванович Кремих), Институт экономики и управления (Александр Евгеньевич Тюдишев). Значительный вклад в развитие экономического образования в республике и университете внесли профессора, доктора экономических наук Санкт-Петербургского университета С. Ф. Сутырин, П. Я. Октябрьский, В. В. Иванов, И. П. Бойко.

В 2002 году в университете был образован Медико-психолого-социальный институт во главе с директором Ольгой Владимировной Штыгашевой. Новому структурному подразделению была поручена реализация образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования прежде всего в области медицины. Тогда же был образован Институт непрерывного педагогического образования на базе психолого-педагогического факультета, возглавила который Людмила Анатольевна Миндибекова. В 2003 году создаётся Институт технологий сервиса и дизайна во главе с Эрной Герасимовной Горбачёвой.

Интенсивное развитие в университете гуманитарной составляющей позволило открыть в 2003 году Объединённый Диссертационный совет по защите диссертаций на соискание

учёной степени кандидата исторических наук - первого и единственного на территории национальных регионов Южной Сибири. В его состав вошли учёные из Горно-Алтайского, Томского, Тувинского государственных университетов, Красноярского педагогического университета. Первым председателем Совета стал доктор исторических наук, профессор Дмитрий Михайлович Карачаков, затем Дис-совет возглавила доктор исторических наук, профессор Надежда Яковлевна Артамонова.

В 2004 году в ХГУ им. Н. Ф. Катанова состоялись первые защиты диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук в новом Диссертационном совете. Через несколько лет в университете стал функционировать Объединённый Диссертационный совет по защите диссертаций на соискание учёных степеней кандидата и доктора филологических наук. Председателями этих Советов последовательно были доктора филологических наук, профессора Альбина Леонтьевна Кошелева и Ирина Владимировна Пекарская. В последние годы Диссовет по защите кандидатских диссертаций возглавляет И. В. Пекарская.

В настоящее время Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова остаётся основным центром подготовки высококвалифицированных кадров для Республики Хакасия и сопредельных территорий. Выпускники вуза, в числе которых есть учителя, государственные деятели, ведущие специалисты, руководители ведомств, учреждений и предприятий, представляют вуз во всех сферах профессиональной деятельности не только республики, но и за её пределами.

В фойе первого корпуса ХГУ им. Н. Ф. Ка-танова установлена мемориальная доска, по-свящённая основателю и первому ректору вуза Валентину Анатольевичу Кузьмину, приложившему много сил, здоровья, энергии для его создания, становления и развития.

Библиографический список

1. Ултургашев С. П. Был всегда нацелен на будущее. К 50-летию Абаканского государственного педагогического института им. Н. Ф. Катанова. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996. 152 с.

2. Ахпашева Н. М. Профессор В. А. Кузьмин: «Адская работа — делать университет» // Мы молоды: нам 20!: сборник публицистических материалов. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. С. 10—12.

3. Артамонова Н. Я. Мы молоды: нам 20, или университет вчера, сегодня, завтра... // Мы молоды: нам 20!: сборник публицистических материалов. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. С. 6—9.

4. Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (1994—2000). Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2000. 208 с.

© Артамонова Н. Я., 2022

УДК 27-184.35+ (571)

ФОНДЫ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО АРХИВА

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

Асочакова Валентина Нестеровна,

доктор исторических наук, профессор

Малыхина Анастасия Сергеевна,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье анализируется формирование фондов личного происхождения в Российской Федерации и Государственном казённом учреждении Республики Хакасия «Национальный архив». Рассмотрена история личных архивов в России с начала их формирования и до настоящего времени, изучена нормативная база формирования, учёта и хранения документов фондов личного происхождения, дан анализ эволюции этой нормативной базы в новейшее время. Выявлены основные проблемы упорядочения, хранения и использования фондов личного происхождения. Охарактеризованы фонды личного происхождения в Национальном архиве Республики Хакасия.

Ключевые слова: документы личного происхождения, архивный фонд Российской Федерации, фонд личного происхождения, нормативное регулирование, Республика Хакасия.

FUNDS OF PERSONAL ORIGIN: PROBLEMS OF FORMATION AND USE

(BY THE EXAMPLE OF THE NATIONAL ARCHIVE OF THE REPUBLIC OF KHAKASIA)

Asochakova Valentina Nesterovna,

D. in History, Professor

Malykhina Anastasia Sergeevna,

student

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article analyzes the formation of funds of personal origin in the Russian Federation and the State Treasury Institution of the Republic of Khakassia «National Archive». The history of personal archives in Russia from the beginning of their formation to the present time is considered, the regulatory framework for the formation, accounting and storage of documents of funds of personal origin is studied, and an analysis is made of the evolution of this regulatory framework in modern times. The main problems of formation, storage and use of funds of personal origin are revealed. The funds ofpersonal origin in the National Archive of the Republic of Khakassia are characterized.

Key words: documents ofpersonal origin, archival fund of the Russian Federation, fund ofpersonal origin, normative regulation, Republic of Khakassia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.