Исламов Бахтиёр,
доктор экономических наук, профессор Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова и ТГЭУ;
Исламов Дониёр,
представитель «RB Partners» в Ташкенте
УЗБЕКИСТАН - СТРАНА НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
УДК 339.9
ИСЛАМОВ Б., ИСЛАМОВ Д. УЗБЕКИСТОН - ИНВЕСТОРЛАР УЧУН ЯНГИ ИМКОНИЯТЛАР МАМЛАКАТИ
Мак,ола Узбекистонда янги инвестицион мух,итни шакллантириш тах,лилига каратилган. Сунгги икки ярим йил мобайнида мамлакатимизда халк,аро экспертлар томонидан ижобий бах,оланадиган ва инвесторлар учун янги имкониятлар очадиган мух,им узгаришлар руй берди. Муаллифлар хори-жий инвестицияларни фаол жалб этиш чоралари тах,лилига алох,ида эътибор беришган.
Таянч иборалар: сармоявий мух,ит, хорижий инвестициялар, инвестицион салох,ият, жах,он сармоя бозоридаги ракобатбардошлик, Узбекистоннинг янги имижи.
ИСЛАМОВ Б., ИСЛАМОВ Д. УЗБЕКИСТАН - СТРАНА НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
В статье рассматриваются вопросы формирования нового инвестиционного климата в Узбекистане. Обосновывается, что за последние два с половиной года в стране произошли значительные сдвиги, которые положительно оцениваются международными экспертами и реально открывают новые возможности для инвесторов. Авторы уделяют особое внимание анализу необходимых мер для более активного привлечения иностранных инвестиций.
Ключевые слова: инвестиционный климат, иностранные инвестиции, инвестиционный потенциал, конкурентоспособность на глобальном рынке инвестиций, новый имидж Узбекистана.
ISLAMOV В., ISLAMOV D. UZBEKISTAN - A COUNTRY OF NEW OPPORTUNITIES FOR INVESTORS
The article deals with the study of a new investment climate formation in Uzbekistan. It substantiates that over the past two and a half years, significant changes have taken place in the country, which are positively assessed by international experts and really open up new opportunities for investors. The authors pay special attention to the analysis of measures for more active foreign investments attraction.
Keywords: investment climate, foreign investments, investment potential, competitiveness in the global investment markets, new image of Uzbekistan.
Актуальность темы исследования. В современных реалиях необходимым условием обеспечения устойчивого социально-экономического развития стран является умелая интеграция в мировое хозяйство и активное привлечение иностранных инвестиций. Повышение привлекательности деловой среды и инвестиционного климата является одним из наиболее актуальных и важных приоритетных направлений в «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах»1.
Не случайно поэтому Президент Ш.М.Мирзиёев в своём очередном Послании парламенту от 28 декабря 2018 года провозгласил 2019 год «Годом активных инвестиций и социального развития». В своем выступлении при этом он отметил, что «инвестиции - это драйвер экономики, образно говоря, ее сердце. Во все отрасли и сферы, во все регионы с инвестициями приходят новые технологии, передовой опыт, высококвалифицированные специалисты, ускоренно развивается предпринимательство»2.
Постановка проблемы. Узбекистан - страна с большим инвестиционным потенциалом, который однако, первые 25 лет после независимости не был в полной мере востребован. В связи с этим последние 2,5 года в качестве одной из основных проблем перед страной стоит вопрос о том, что нужно сделать, чтобы привлечь в страну столько инвестиций, которые бы соответствовали его потенциалу. Основным инструментом для решения этой проблемы, как показывает мировой опыт, является создание нового инвестиционного климата в Узбекистане. Именно научному анализу его состояния и перспективам формирования эффективной среды для привлечения иностранных инвестиций в Республику Узбекистан и посвящена данная статья.
Главная цель исследования - это выявление мер необходимых для более активного привлечения иностранных инвестиций в страну в целом и его регионы.
Методы исследования для тщательного и всестороннего изучения состояния и динамичных изменений, происходящих в Узбекистане за последние годы в области создания нового инвестиционного климата в Узбекистане, его
1 Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. № УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». // «Народное слово» от 8 февраля 2017 года.
2 Послание Президента Республики Узбекистан Шав-
ката Мирзиёева Олий Мажлису. // «Народное слово» от 29 декабря 2018 года.
состояния и перспективам, а также выявления мер необходимых для более активного привлечения иностранных инвестиций в страну в статье использованы методы системного подхода, качественного и количественного сравнительного анализа. Методологической основой являются труды и выступления президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева, монографии и статьи учёных, доклады и отчёты международных экономических и финансовых организаций, а также экспертов и консультантов из таких всемирно известных компаний, как BCG (Boston Consulting Group)3, Baker McKenzie, RB Partners и др.
Научная и практическая значимость статьи. Основные научные положения и практические предложения, сформулированные в данной статье, были апробированы в ходе их презентаций на пленарном заседании и кулуарах V Международного Форума выпускников МГИМО, который состоялся 18-19 мая 2019 г. в Ташкенте и в секционном заседании II Международной научно-практической конференции по Стратегии развития в ТГЭУ 27-28 мая 2019 г., которые были посвящены вопросам формирования нового инвестиционного климата в Узбекистане. Оживлённое обсуждение этой проблемы с участием В.Бутенко (BCG, Москва), Г. Марченко (бывшего председателя Центрального Банка Казахстана), И.Неъматова (1 -го зам. министра иностранных дел Узбекистана), А.Назирова (Председателя Агентства Республики Узбекистан по развитию рынка капитала), Х.Абдуллаева (Генерального директора СЭЗ «Навои»), М.Хиватари (профессора японского университета Хоккайдо) и других отечественных и зарубежных исследователей свидетельствует о большой научной и практической значимости изучения данной темы.
Основные результаты, выводы и предложения, связанные с анализом нового инвестиционного климата в Узбекистане и выявлением путей активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику страны по итогам конференций, в частности и те, которые обосновываются в данной статье, были доложены в соответствующие министерства Республики Узбекистан.
3 BCG имеет глобальную сеть из более 90 офисов в 50 странах. С 2017 г. BCG начала работать в Узбекистане и в настоящее время сотрудничает с крупнейшими государственными и коммерческими компаниями во всех отраслях и регионах страны в результате которых издала ряд аналитических отчётов по инвестиционному климату Узбекистана и других стран Центральной Азии.
Инвестиционный потенциал Узбекистана
Согласно всемирно признанному агентству Bloomberg: «Узбекистан относится к странам со значительным инвестиционным потенциалом». Это обуславливается следующими очевидными факторами.
Во-первых, Узбекистан располагает богатыми человеческими ресурсами. Известно, что это самая крупная страна в Центральной Азии (ЦА) с молодым и динамично растущим, предприимчивым и трудолюбивым населением. Сейчас в стране более 33 млн. человек (по сравнению с 1989 г. рост почти в 1,5 раза). Средний возраст населения около 25 лет. В Узбекистане более 20 млн. квалифицированной, образованной и при этом достаточно дешёвой рабочей силы, которая увеличивается каждый год на более чем 500 тысяч человек. Почти половина населения проживает в сельской местности и представляет собой хороший резерв для дальнейшего их привлечения к современной индустриализации и модернизации экономики в условиях перехода к рынку.
Во-вторых, Узбекистан богат и природными ресурсами. В недрах страны, по данным Госкомитета по геологии Узбекистана, выявлено более 2700 месторождений и разных полезных ископаемых, включающих около 100 видов минерального сырья, из которых более 60 уже вовлечены в производство. Общий минерально-сырьевой потенциал оценивается более чем в 3,3 триллионов долларов США. Разведано более 900 месторождений, подтвержденные запасы которых оцениваются в 970 млрд. долларов США. По подтвержденным запасам таких полезных ископаемых, как: уран, медь. золото, природный газ, вольфрам, фосфориты, калийные соли, каолины страна занимает ведущие места не только в СНГ, но и во всем мире. Так, по запасам золота республика занимает десятое место в мире, а по уровню его добычи девятое место в мире и второе - среди стран СНГ (после России). По запасам меди Узбекистан входит в первую десятку стран мира, а по добыче урана - седьмое, газа - тринадцатое место в мире. В настоящее время разведано 40 месторождений драгоценных металлов. В недрах республики имеются огромные залежи газа и нефти. Примерно 60% территории страны считаются перспективными для их добычи. Крупными районами природного газа являются Кашка-дарьинская и Бухарская области. Почти 3/4 добываемого в Узбекистане природного газа приходится именно на Кашкадарьинскую область.
В Узбекистане велики и многообразны природные ресурсы, которые создают благоприятные условия для развития не только промышленности, но и сельского хозяйства — обширные массивы плодородных земель, пастбищ, обилие солнечного тепла и света, немалые водные ресурсы, которые позволяют выращивать и собирать не только высокие урожаи качественного хлопка (7-место в мире), но и отменную по своим вкусовым качествам плоды, овощи, а также дыни и арбузы. По площади искусственно орошаемых земель страна на 11-м месте в мире. Они также создают благоприятные условия и в сфере туризма и отдыха - великолепные по красоте ландшафты, благоприятный климат, источники целебных минеральных вод и это в дополнение к уникальным историко-архитектурным памятникам.
В-третьих, выгодное географическое положение как серединной страны в Центральной Азии (ЦА), имеющий границы со всеми государствами данного региона. Наличие достаточно развитой производственной и транспортной инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные магистрали), современные системы телекоммуникаций, связывающие республику с другими государствами СНГ плюс развитие мульти-модального транспортного хаба в СЭЗ Навои, а также планируемое строительство железной дороги Андижан (Узбекистан) - Ош (Кыргызстан) - Кашгар (Китай) создают новые возможности для международной торговли. Тем более, что в настоящее время ЦА рассматривается, как важный регион в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» стоимостью в $900 млрд., который должен более эффективно соединить Китай с Европой и Ближним Востоком, включая быстрорастущий регион стран Персидского залива.
Кроме того, более полной реализации потенциала региона служит усиление сотрудничества Узбекистана со всеми сопредельными странами Центральной Азии, активизация двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках СНГ и ШОС особенно в таких приоритетных областях, как торговля, транспортная инфраструктура, энергетика, информационно-компьютерные телекоммуникации, а также привлечение инвестиций.
В-четвёртых, стабильная политическая и экономическая обстановка в стране служит существенным подспорьем для притока иностранного капитала, взаимовыгодного экономического сотрудничества. На протяжении более десяти лет Узбекистан развивался высокими темпами около
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)
8% в год, при этом поддерживалась достаточно прочная макроэкономическая стабильность за счет низкого уровня государственного долга и значительных золотовалютных резервов. За последние два с лишним года страна добилась существенных успехов в области реализации сложных отложенных реформ при сохранении стабильной политической и экономической обстановки.
Совершено, очевидно, что Узбекистан имеет высокий потенциал, обеспеченный необходимыми условиями (большой внутренний рынок, богатые природные ресурсы, диверсифицированная инфраструктура и экономика в целом), а также политическую и экономическую стабильность. Однако, чтобы реализовать этот имеющийся богатый природный, человеческий и политико-экономический потенциал требуется ещё формирование соответствующего современного инвестиционного климата и сильная государственная воля для продолжения реформ, которые, действительно, будут привлекать инвесторов со всего мира.
Формирование нового инвестиционного климата в Узбекистане
Известно, что с сентября 2016 г. новое руководство Узбекистана начало энергично, с невиданной в стране до этого скоростью проводить отложенные системные экономические реформы и стремится создать наиболее благоприятные условия для инвесторов путём проведения комплексных политических, экономических и правовых реформ, призванных сделать страну более конкурентоспособной и привлекательной.
Успех реформ в любой стране зависит в первую очередь от поддержки их всеми слоями общества. В этой связи необходимо восстановить прямые и обратные связи с народом как в центре, так и регионах страны.
В рамках налаживания диалога с народом в виртуальных приёмных президента, созданных в сентябре 2016 г., на конец марта 2019 г. рассмотрено 2,67 млн. обращений и приняты соответствующие срочные меры1. Дополнительно с мая 2019 г. появившиеся во всех регионах страны приёмные премьер-министра призваны и дальше углублять отношения с массами посредством прямого и регулярного общения с различными слоями населения и оказания им действенной помощи на местах в решении самых насущных для них вопросов. Это не может не сказываться
1 Узбекистан: окно возможностей. https://www.bcg.com/ еп-ш/регБрее1:меБ/221730
на настроении масс и уровне их доверия к руководству страны, что является важнейшим фактором для успешности проведения отложенных реформ.
Кроме того, конкретно в исследуемой нами области за короткие сроки проведены важнейшие реформы, направленные на преодоление барьеров в области законодательства, либерализации валютного рынка (сентябрь 2017 г.), налоговой и таможенной систем, отвода земельных участков и регулирования строительства, энергетики, двухлетний мораторий на проверки бизнеса, а также создания единого инвестиционного кодекса (январь, октябрь 2018 г.).
Особо следует отметить тот факт, что начиная с сентября 2017 года больше нет ограничений для развития частного бизнеса и потоков иностранных инвестиций. Если прежде Узбекистан ассоциировался со строгим контролем оттока валюты, то теперь это в корне изменилось. Экспортеры раньше были обязаны продавать часть своих валютных доходов правительству. Теперь, доходы, которые они заработают, являются полностью их доходом, и они могут их тратить как хотят и где хотят. Вывоз прибыли и объемы покупки иностранной валюты прежде были тоже ограничены, а сейчас можно покупать столько, сколько нужно по обменному курсу на свободном рынке. Обменный курс сума к доллару США раньше, на протяжении всего четверть векового периода после независимости, практически фиксировался правительством и вот уже 22 месяца как он определяется рынком.
Воссоздано в новом качестве Министерство инвестиций и внешней торговли (МИВТ) Республики Узбекистан. Оно является уполномоченным государственным органом, ответственным за реализацию единой государственной инвестиционной политики, координацию привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, сотрудничество с международными финансовыми институтами (офисы управляющего) и иностранными правительственными финансовыми организациями, а также формирование и координацию единой государственной политики в сфере внешней торговли и международного экономического сотрудничества.
В соответствующем Указе Президента Республики Узбекистан от 28 января 2019 г. № УП-5643 «О мерах по совершенствованию системы управления в сферах инвестиций и внешней торговли» среди основных направлений деятельности МИВТ) в качестве основных выделены:
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)
- привлечение иностранных инвестиций;
- содействие инвестициям в различные сектора экономики и регионального развития;
- дальнейшее улучшение инвестиционного климата Республики Узбекистан;
- оказание содействия в развитии компаний с привлечением ПИИ;
- организация инвестиционных форумов, конференций и семинаров в Узбекистане, а также за рубежом;
- участие в тендерных процедурах, связанных с импортными контрактами по инвестиционным проектам;
- координация деятельности научно-исследовательских и проектных институтов и подготовка технико-экономических обоснований инвестиционных проектов с иностранными инвестициями;
- разработка и реализация «дорожных карт» по дальнейшему совершенствованию правовой базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций и создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Узбекистане1.
Для улучшения бизнес-среды правительство Узбекистана в 2017 году внесло ряд законодательных изменений, в том числе:
• отмену с 1 января 2017 года внеплановых и, казалось бы, произвольных или карательных проверок предприятий;
• отмену требования о конвертации определенных процентов экспортных поступлений в твердой валюте по официальному (искусственно заниженному) обменному курсу;
• упрощение процедур регистрации предприятий; создание офиса бизнес-омбудсмена; и
• закон «О противодействии коррупции», который направлен на повышение прозрачности деятельности правительства Узбекистана.
Законодательство Республики Узбекистан в сфере инвестиций в связи с Указом Президента от 1 августа 2018 г. № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» стало одним из самых передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов,
1 Всё законодательство Узбекистана. Ы^://ппг1. uz/contentf?doc=577496_ukaz_prezidenta_respubliki_ uzbekistan_ot_28_01_2019_g_n_up5643_o_meпah_po_ soveпshenstvovaniyu_sistemy_upпavleniya_v_sfeпah_ investiciy_i_vneshney_toпgovli
предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие.
В частности, принято решение о снижении минимального размера доли иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями с 30 до 15 процентов; отмене требования по обязательному участию иностранного юридического лица в качестве участника предприятия с иностранными инвестициями; снижении минимального размера уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями с 600 миллионов сумов до 400 миллионов сумов; снижении размера государственной пошлины за государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями в три раза; определении минимального размера уставного фонда акционерного общества в 400 миллионов сумов; отмене обязательного порядка заключения экспортных контрактов на плодоовощную продукцию по ценам не ниже цен, опубликованных АО «Узагроэкспорт», а также таможенного оформления плодоовощной продукции, проводимого без заключения экспортного контракта, на основании инвойса, по ценам не ниже цен, указанных на официальном веб-сайте АО «Узагроэкспорт»2.
В Республике Узбекистан отсутствуют какие-либо ограничения относительно формы вложения инвестиций. Иностранные инвесторы могут создавать на территории республики предприятия в любой, допускаемой законодательством, организационно-правовой форме. На сегодняшний день потенциальные инвесторы имеют широкие возможности в самых разных формах вложения инвестиций: создание совместного предприятия; создание предприятия со 100 процентным иностранным капиталом; приобретение части либо полного пакета акций приватизируемых предприятий.
В результате осуществленных мер проведена либерализация валютного рынка, внешнеэкономической деятельности в целом, что значительно улучшило инвестиционную привлекательность страны, сокращено участие государства в экономике и повышена роль частного сектора. Осуществляются реформы в налоговой политике, направленные на снижение налогового бремени и упрощение системы налогообложения для инвесторов, поддержке здоровой конкуренции и гарантиях защиты прав инвесторов. Значительно упрощаются таможенные процедуры: снижены и
2 http://uza.uz/ru/documents/o-iTierakh-po-kaпdinalnomu-uluchsheniyu-investitsionnogo-klima-01-08-2018
Рис. 1. Динамика рейтинга Узбекистана по Doing business за 2017-2019 гг.1
упразднены отдельные ставки импортных таможенных пошлин на широкий круг товарных позиций по многим видам сырья, полуфабрикатов, материалов и комплектующих.
Вместе с тем, как показывает мировая практика, для привлечения иностранных инвестиций важно активно улучшать свой международный имидж в глазах представителей бизнес-сообщества, и особенно потенциальных инвесторов, которые в первую очередь ориентируются на данные международных рейтинговых агентств и журналов для оценки качества инвестиционного климата стран.
В Узбекистане за последние годы реализованы кардинальные реформы по улучшению институциональных основ ведения бизнеса и привлечения инвестиций.
В ежегодном исследовании Всемирного банка «Doing Business», оценивающем условия ведения бизнеса в 190 странах мира по 10 индикаторам, в 2018 году Узбекистан получил 74 место это хороший показатель по сравнению с 2013 году - 154 место из 185. Среди стран Европы и Центральной Азии - 19 из 24 (в 2013 году - 24 место из 24). Узбекистан за короткий период времени улучшил свои позиции на 90 пунктов, поднявшись со 166 места в 2012 г. до 76 места в 2019 г. (рис. 1).
К 2022 г. согласно установкам руководства страны Узбекистан должен войти в 20-ку лучших стран мира в рейтинге Всемирного банка «Doing Business». Позиция страны в этом авторитетном международном рейтинге отражает новый уровень деловой среды и является важным критерием при принятии инвестиционных решений в международном бизнес-сообществе.
1 Источник: составлено по «Doing Business, 2019», World Bank, Washington D.C., USA.
Можно видеть огромный рывок, сделанный страной за последние годы в улучшении деловой среды и инвестиционного климата. Этому способствовала масштабная работа по сокращению сроков оформления документов и их количества, сокращению затрат, связанных с этими процедурами, благодаря организации услуг «одно окно», переориентации деятельности кредитных учреждений на более полное удовлетворение потребностей малого и частного бизнеса, по либерализации валютного рынка, широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных органов управления и др.
За истекшие годы были ускорены процессы приватизации и разгосударствления имеющихся активов до сих пор входящих в государственный сектор. Так, только в 2017 г. было приватизировано 540 предприятий. В феврале 2018 г. правительство приняло закон о сокращении государственного участия в деятельности коммерческих предприятий. В октябре 2018 г. компания «Узбек-нефтегаз» уже выставила на публичные торги и начала продажу своих 156 непрофильных активов. Приватизация в основном затронет металлургическую и горнодобывающую отрасли, нефтегазовый сектор, химическую и другие отрасли промышленности2.
На декабрь 2018 г. портфель инвестиционных проектов в Узбекистане включает в себя 456 проектов в различных отраслях общей стоимостью 23 млрд. долларов США. Однако приток ПИИ в Узбекистан в основном сосредоточен на нефтегазовой отрасли - в последние 10 лет на нее приходилось более 40% всего объема ПИИ. Инвестиции в другие отрасли имеют критическое значение
2 Узбекистан: окно возможностей. https://www.bcg. com/en-ru/perspectives/221730
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)
для модернизации индустриальной базы и повышения ее производительности1.
Объективно оценивая реальные возможности на ближайшую перспективу старший партнёр и управляющий директор, председатель BCG в России В. Бутенко отметил: «В следующие десять лет инвестиционный потенциал Узбекистана составит $65 млрд., из которых на не сырьевые отрасли придется до $20 млрд. Для инвесторов важно не упустить время - ведь уже через пару лет ожидаемый возврат на инвестиции снизится, хотя и останется привлекательным»2. В результате активной внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности руководства и правительства страны в ходе переговоров в Ташкенте и зарубежных визитов в Россию, Китай, Республику Корея, США, Германию, Францию, Индию, Турцию, Казахстан, ОАЭ и другие страны были достигнуты договоренности о реализации нескольких сотен перспективных проектов на десятки миллиардов долларов. Уже сегодня здесь работает более 7500 компаний с иностранным капиталом.
Если посмотреть на структуру внешнеторгового оборота 2018 г., то это прежде всего Китай и Россия, на долю которых в последние годы приходится более 35%, при этом КНР с незначительным опережением выдвинулась в последние годы на 1 место. Далее идут Казахстан, Турция, Южная Корея, Германия, и др. Быстрыми темпами растёт торговля со всеми соседями, но также и с Японией и США.
что касается инвестиций, то здесь Россия, несомненно, является ведущим партнёром, за которой следует с достаточным отрывом Китай и Южная Корея. Кстати, по подписанным за два последние года инвестиционные соглашения с Узбекистаном в таком же порядке являются лидерами, за которыми следуют ОАЕ, США, Германия, Франция и др. Осенью 2019 г. предстоит визит президента Узбекистана в Японию. Ожидается, что будут подписаны много документов в разных сферах сотрудничества, включая инвестиционные соглашения между двумя дружественными странами.
1 Инвестиции в Центральную Азию: один регион, множество возможностей». BCG, декабрь 2018 г. https://www.bcg.com/Images/BCG-Investing-In-Central-Asia-report-ENG_tcm27-212857.pdf
2 Об утверждении Стратегии инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года. Invest to
Uzbekistan. http://invest-in-uzbekistan.org/novosti-uzbekistana/ob-utverzhdenii-strategii-investitsionnoj-politiki-respubliki-uzbekistan-do-2025-goda/13.5. 2019
Важную роль в развитии современной мировой экономики играют Свободные экономические зоны (СЭЗ), поскольку они являются мощным инструментом активизации внешнеэкономической деятельности, а также отличным стимулом для иностранных инвесторов. За последние годы в Узбекистане было создано семь особых экономических зон, которые предлагают налоговые льготы для инвесторов. Однако, как отметил Президент Республики Узбекистан «Не отвечает должным требованиям работа по привлечению иностранных инвестиций при создании новых производств во вновь созданных СЭЗ «Ургут», «Коканд», «Гиждуван» и «Хазарасп», а также во всех фармацевтических свободных экономических зонах. Наблюдаются проблемы в стабильном и своевременном обеспечении свободных экономических и малых промышленных зон электроэнергией, природным газом, водой, в целом инженерно-коммуникационными сетями». Самым шокирующим фактом было то что, льготы и преференции не действовали на практике. Следующая проблема является не менее важной, инфраструктура. Наиболее актуальная проблема для производителей — отсутствие гарантий по обеспечению бесперебойной поставки энергии и газа.
Кроме того, на данный момент объём прямых иностранных инвестиций в стране существенно ниже, чем в сопоставимых экономиках. В частности, в 2018 году валовое накопление основного капитала составило $13,3 млрд или 26% от ВВП республики. Показатель на душу населения составляет 20% от среднемирового уровня и 25% от уровня стран СНГ, среди которых Узбекистан занимает предпоследнее место, опережая лишь Киргизию. За указанный период было освоено $3,9 млрд иностранных инвестиций. При оптимальном уровне инвестиций 7-10% от ВВП в прошлом году показатель составил всего 3,6%. Для сравнения: в среднем в СНГ на душу населения приходится $100-120 иностранных инвестиций, в Узбекистане же - $77. Причем у республики есть всего два основных инвестора: Россия (74,5%) и Китай (11,5%), доля остальных стран не превышает 3%3.
В феврале 2019 г. Узбекистан разместил первые 5-летние и 10-летние еврооблигации на
3 Об утверждении Стратегии инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года. Invest to Uzbekistan. http://invest-in-uzbekistan.org/novosti-uz-bekistana/ob-utverzhdenii-strategii-investitsionnoj-poli-tiki-respubliki-uzbekistan-do-2025-goda/13.5. 2019
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)
Таблица 1. Кредитные рейтинги стран.1
Страна S&P Moody's Fitch
Азербайджан ВВВ- ВааЗ ВВВ-
Китай АА- АаЗ А+
Казахстан ВВВ+ Ваа2 ВВВ+
Турция вв Ва1 ВВВ-
Узбекистан вв- В1 вв-
В-третьих, Узбекистан - страна с ёмким и быстрорастущим рынком (за последние полвека население почти утроилось и в ближайшие 25-30 лет достигнет 40 млн. чел.). Проводится работа по его превращению в логистический хаб в самом центре Центральной Азии (с населением уже сегодня превышающим 70 млн., а с учётом Афганистана 106 млн. человек), в восточные ворота СНГ с его зоной свободной торговли (более 280 млн. потенциальных покупателей). Более того, в свете сопряжения проектов ЕАЭС и ШОС, реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь», он вновь может стать торговым перекрёстком на новом «Шёлковом пути» между Севером и Югом, Востоком и Западом Евразии с их огромным населения.
В-четвёртых, Узбекистан сегодня достаточно диверсифицированная экономика с быстро развивающейся новой инфраструктурой в соединении с политической и макроэкономической стабильностью, устойчивым ростом также становится всё более привлекательным для иностранных инвесторов. Всё это, дополненное новыми рыночными реформами открывает возможности в различных секторах экономики. Причём, не только в горнодобывающей, нефтегазовой, текстильной, сельскохозяйственной, но и в таких секторах экономики, как финансовые услуги, транспорт, строительство или туризм.
В-пятых, чем раньше инвесторы откроют для себя Узбекистан, тем больше у них возможности быть первыми на этом рынке, найти лучшее применение для своих капиталов не только в сырьевых отраслях, но и перерабатывающей промыш-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)
общую сумму в 1 млрд долларов. В конечном итоге заказы были распределены среди более чем 150 инвесторов из Англии, Европы, Америки и Азии. Это свидетельствует о растущем интересе инвесторов к стране. Вместе с тем, предстоит ещё большая работа по улучшению его кредитных рейтингов по Индексу экономической свободы, Индексу глобальной конкурентоспособности, Индексу коррупции, а также в рейтингах организаций Стандарт-энд-Пурс, Мудис, Фитч (табл. 1).
Меры по активизации привлечения инвестиций в Узбекистан.
Что необходимо сделать, чтобы в корне переломить это отношение инвесторов к Узбекистану, улучшить его кредитные и другие рейтинги и активизировать процесс привлечения инвестиций в страну?
Ответ на этот важный вопрос охватывает целый комплекс мер. Предлагается, во-первых, шире информировать и знакомить инвесторов с богатым природным потенциалом Узбекистана практически охватывающие все элементы из таблицы Менделеева. Дать больший доступ к ним на взаимовыгодных условиях.
Во-вторых, ещё более ценным представляется человеческий капитал (70% населения моложе 40 лет) и сравнительная дешевизна работников, из которых около половины всё ещё проживает в сельской местности. Инвестиции в трудоёмкие сектора экономики поэтому представляются перспективными.
1 Источник: составлено авторами, на основе данных сайта https://ru.tradingeconomics.com/country-list/ rating
ленности, а также в сфере банковско-финансовых, туристических услуг. Важно при этом иметь гибкую стратегию, чтобы оперативно реагировать на быстро меняющуюся обстановку и динамично развивающиеся реформы.
В-шестых, конечно, предстоит дальнейшая работа по укреплению региональных связей и сотрудничества, снижения возможностей конфликтных ситуаций с соседями по поводу границ, воды и энергии. Важным также является активно начатая работа по содействию установлению прочного мира и условий для устойчивого социально-экономического и человеческого развития в Афганистане. Разумеется, очень важно для инвестора снизить уровень коррупции и повысить степень транспарентности сделок по капитальным операциям. Всё это реально уменьшает возможные риски в глазах потенциальных инвесторов и повышает конкурентоспособность страны на мировом рынке капиталов.
Известно, что конкурентоспособность на глобальном рынке инвестиций страны кроме наличия богатых природных ресурсов (по уровню добычи и запасам) и трудовых ресурсов (дешёвой по уровню заработной платы, но высокой по дисциплинированности, квалификации, креативности, умению работать на современном оборудовании), доступом к рынку (внутреннему и внешнему), наличием инфраструктуры (производственной, социальной, транспортной, телекоммуникационной, инновационной), стабильностью (экономической, политической, правовой, стра-новой и региональной), наличием поставщиков в смежные отрасли, определяется ещё и следующими факторами: безопасностью (отсутствием чрезмерной преступности), наличием нормальных условий для работы и жизни (офисы, гостиницы, дома и квартиры для аренды и жилья иностранных специалистов). По всем этим параметрам в Узбекистане в настоящее время проводится большая работа. Строительство «Сити» в Ташкенте, во всех других городах и районах страны создаст ещё более благоприятную обстановку для привлечения инвесторов.
Кроме того, инвесторов ещё больше интересует полнота пакета стимулов, включающего налоговые (каникулы, вычеты, амортизация, снижение ставок), финансовые (возврат части инвестиционных средств, льготные кредиты, государственные гарантии, субсидии по найму и обучению персонала, гранты и займы на НИОКР), внешнеторговые
(льготные ставки на импорт-экспорт, упрощённый порядок таможенного оформления), земельные и инфраструктурные (льготные ставки аренды, бесплатное подключение к инфраструктуре, низкая стоимость коммунальных услуг). Очевидно, что в зависимости от важности и размера инвестиции этот пакет или его элементы необходимо использовать не только в свободных экономических зонах (СЭЗ).
Одним словом, нужно делами подкреплять новый имидж Узбекистана как страны имеющей не только огромный потенциал и динамично улучшающийся инвестиционный климат, но и страны открытой, предсказуемой, стабильной с сильным правовым государством и гражданским обществом, уважающим права на частную собственность и полностью соблюдающей требования к безопасности инвестиций. В обеспечении всесторонней работы по привлечению иностранных капиталов большую роль призвано играть Министерство инвестиций и внешней торговли Узбекистана, а также разработка и реализация Национальной стратегии по инвестициям в разрезе отраслей и регионов экономики.
Исходя из вышеуказанного, необходимо отметить, что иностранные инвестиции в сочетании с внутренними инвестиционными источниками могут обеспечить достаточно интенсивный экономический рост страны и регионов. Опыт наиболее успешных стран показывает, что управление иностранными инвестициями является важным инструментом экономической политики, поскольку именно оно позволяет направить поток иностранных инвестиций на решение конкретных задач социально-экономического развития территории с максимально возможной эффективностью и внедрением новейших технологий.
Заключение.
В заключении на основе проведённого анализа инвестиционного потенциала и изменений в инвестиционном климате можно прийти к выводу, что с учетом предпринимаемых крупномасштабных преобразований, начатых с осени 2016 г., экономические и политические перспективы развития Узбекистана выглядят позитивными, что, несомненно, в ближайшие годы будет способствовать активному привлечению иностранных инвестиций в страну.
Уже по состоянию на 1 октября 2018 года на территории Узбекистана зарегистрировано 7144 предприятий с иностранными инвестициями. За
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)
9 месяцев 2018 года в стране было вновь создано 1652 предприятий с участием иностранного капитала, что в 2,8 раза или на 1036 единиц больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Кроме того, динамично развивается сотрудничество с такими международными финансовыми институтами как МВФ, Всемирный банк, АБР, ИБР, ЕБРР, АБИИ и иностранных правительственных финансовых организаций, как японская ДЖАйКА, южнокорейская КОЙКА, турецкая ТИКА по реализации проектов, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие страны. В настоящее время в стадии реализации находятся 89 проектов общей стоимостью 25 млрд. долларов.
В соответствии с Постановлением Президента от 19 декабря 2018 г. № ПП-4067 «О мерах по реализации инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2019 год» создаются максимально эффективные методы по пути привлечению ПИИ и для реализации проекта, разработан «Инвестиционный портал Узбекистана» (https://invest. gov.uz/), где можно получить всю необходимую информацию об инвестиционном потенциале страны. Согласно Государственной программе разработан проект нормативного акта «О создании бесплатной круглосуточной телефонной связи для инвесторов» по бесплатной круглосуточной телефонной линии для иностранных и местных инвесторов (Call-центр) с обще-республиканским коротким номером «1147», а также для приема звонков из-за рубежа номером международного формата: «99871 205-15-39».
В 2019 году Узбекистан намерен освоить в общей сложности $7,83 млрд в рамках отраслевых инвестиционных проектов. Более всего -$4,15 млрд - потратят на строительство новых объектов, еще $1,45 млрд - на модернизацию и реконструкцию эксплуатируемых зданий и сооружений. При этом планируется получить $2,31 млрд прямых иностранных инвестиций и кредитов, а также $2,68 млрд в виде кредитов иностранных организаций, выданных под государственную гарантию1.
В свою очередь, можно согласиться с рекомендациями экспертов BCG, что международным инвесторам для достижения успеха в Узбекистане
1 Об утверждении Стратегии инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года. Invest to Uzbekistan. http://invest-in-uzbekistan.org/novosti-uz-bekistana/ob-utverzhdenii-strategii-investitsionnoj-poli-tiki-respubliki-uzbekistan-do-2025-goda/13.5. 2019
необходимо: (1) войти на рынок раньше, по возможности в числе первых; (2) использовать богатые местные знания и опыт; (3) разработать адаптивную стратегию, чтобы в быстроменяющихся условиях своевременно выявлять наиболее привлекательные сектора; (4) полагаться в большей степени на людей, чем на капитал, (5) видеть в Узбекистане часть более обширной системы2.
Все эти советы совпадают с мнением авторов, которые также считают, что в Узбекистане нужно больше вкладывать в трудоёмкие производства, привлекая дисциплинированную и трудолюбивую, но всё ещё дешёвую рабочую силу. Важно также рассматривать его как неотъемлемую сердцевинную часть Центральной Азии, так и важного участника всевозможных проектов, направленных на возрождение «Великого Шёлкового пути», а также в качестве полноправного члена таких крупных организаций, как ШОС и СНГ3.
Для повышения инвестиционного имиджа страны нужно наладить конструктивное взаимодействие с международными рейтинговыми агентствами. Необходимо вести систематическую работу, чтобы улучшить позиции Узбекистана в рейтингах не только Doing Business Мирового Банка, но и по Индексу экономической свободы, Индексу коррупции, Индексу глобальной конкурентоспособности, рейтингах организаций Фитч, Мудис, Стандарт-энд-Пурс. Для обеспечения объективной и правильной оценки Узбекистана в международных рейтингах следует активнее использовать общую систему распространения данных МВФ и других международных организаций, путём активного сотрудничества с ними Госкомитетом по статистике Узбекистана.
В целом, энергичные макроэкономические преобразования в Узбекистане и формирование прочных институциональных основ для улучшения инвестиционного климата в Узбекистане и имиджа страны как надёжного партнера и гаранта необратимости перемен служит хорошим сигналом для инвесторов и деловых кругов зарубежных стран.
2 Узбекистан: окно возможностей. https://www.bcg. com/en-ru/perspectives/221730
3 Исламов Б., Исламов Д. О формировании нового инвестиционного климата в Узбекистане. Статья в сборнике Республиканской научно-практической конференции на тему: «Актуальные проблемы гос. регулирования ВЭД в контексте инновационного развития экономики Узбекистана. - Т.: ТГЭУ, 2019. -С. 325-329.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)
-- 12 к. ИК.ТИСОДИЁТ НАЗАРИЯСИ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА А У
Список литературы:
1. Мирзиёев Ш.М. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». // «Народное слово» от 8 февраля 2017 г.
2. Инвестиции в Центральную Азию: один регион, множество возможностей. https://www.bcg.com/Images/BCG-Investing-In-Central-Asia-report-ENG_tcm27-212857.pdf
3. Узбекистан: окно возможностей. https://www.bcg.com/en-ru/perspectives/221730
4. Доклад о мировых инвестициях 2017. Инвестиции и цифровая экономика. Основные тенденции и общий обзор. - Женева, ООН, 2017.
5. Экономика Узбекистана. Информационно-аналитический бюллетень, выпуск 2017 за 2018 год.
6. Иностранные инвестиции и модернизация национальной экономики. / Под. ред. д.э.н., проф. А.Вахабова. - Т.: «Молия», 2017. -С. 122.
7. Исламов Б., Исламов Д. О формировании нового инвестиционного климата в Узбекистане. Статья в сборнике Республиканской научно-практической конференции на тему: «Актуальные проблемы государственного регулирования ВЭД в контексте инновационного развития экономики Узбекистана. - Т.: ТГЭУ, 2019. -С. 325-329.
8. Назаров Ш. Использовать инвестиционный потенциал. // «Экономическое обозрение», 2018 г., №7. -С.31.
9. Федяшева Г. Инвестиционный климат Узбекистана: международные рейтинги, региональный и отраслевой аспект. // БПК, 2018 г., №5. -С. 41-42.
10. «Doing Business, 2019», World Bank, Washington D.C., USA
11. Journal of Statistical Software publisher «The impact of FDI»: University of California, 2018.
12. Quarterly Journal of Economics, «Developing countries in gtobalisation» Publisher: Oxford University Press, 2018.
13. Все законодательство Узбекистана. https://nrm.uz/contentf?doc=577496_ukaz_prezidenta_ respubliki_uzbekistan_ot_28_01_2019_g_n_up5643_o_merah_po_sovershenstvovaniyu_sistemy_ upravleniya_v_sferah_investiciy_i_vneshney_torgovli
14. Об утверждении Стратегии инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года. Invest to Uzbekistan. http://invest-in-uzbekistan.org/novosti-uzbekistana/ob-utverzhdenii-strategii-investitsionnoj-politiki-respubliki-uzbekistan-do-2025-goda/13.5. 2019