К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ
УЗБЕКИСТАНА
1 2 Ахунова Ш.Н. , Толибов И.Ш.
1Ахунова Шохистахон Номанжановна - кандидат экономических наук, доцент;
2Толибов Исломбек Шухратжон угли - студент, кафедра экономики, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье проведен анализ современного состояния привлечения инвестиций в национальную экономику Республики Узбекистан. Авторами выявлены некоторые типичные проблемы в повышении эффективности привлечения иностранных инвестиций в экономику. Авторы предлагают ряд вариантов в повышении эффективности привлечения иностранного капитала в различные отрасли экономики страны.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный процесс, инвестиционный климат, модернизация экономики, экономика Узбекистана.
Одной из важнейших предпосылок для развития и модернизации экономики является создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего деловые круги к масштабным капиталовложениям в отрасли обрабатывающей промышленности, наукоемкие и высокотехнологичные производства.
Инвестиции являются одной из наиболее сложных и динамичных сфер с точки зрения правового регулирования в современной экономике. В частности, правовое обеспечение инвестиционной деятельности в регионах Республики Узбекистан имеет большое значение для создания условия их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения. В целях для дальнейшего развития и формирования привлекательного инвестиционного климата был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» [1]. Помимо этого, в целях повышения эффективности деятельности по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику республики, информирования иностранных инвесторов о возможностях и потенциале страны было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику республики» [2]. В целях обеспечения широкого привлечения иностранных инвестиций и повышения эффективности организации работы по развитию внешнеторговой деятельности республики было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан» [3]. Вместе с этим действующий закон «Об иностранных инвестициях». определяет правовые основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан. Основными задачами этого нормативного акта являются: содействие развитию экономики Республики Узбекистан и ее интеграции в мировую экономическую систему путем стимулирования притока иностранных инвестиций и привлечение, и рациональное использование иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов, современных зарубежных технологий и управленческого опыта [4].
Проведем анализ некоторых показателей эффективности принятых нормативно -правовых актов для экономики страны. Так, объем инвестиций в основной капитал в 2017 голу составил 60 719,2 млрд.сум или 107,1% к соответствующему периоду прошлого года. Если рассмотреть данный показатель по источникам финансирования,
то в 2017 голу большая часть освоенных инвестиций в основной капитал приходиться на долю привлеченных средств — 34 057,3 млрд.сум или 56 % от общего объема освоенных инвестиций в основной капитал, а за счет собственных средств предприятий и населения освоено 26 673,5 млрд.сум или 44% от общего объема освоенных инвестиций в основной капитал. В 2018 году было освоено 107 333,0 млрд. сум инвестиций в основной капитал, из них 60,7%, или 65 142,4 млрд. сум составили привлеченные средства, а также 39,3 %, или 42 190,6 млрд. сум - собственные средства предприятий и организаций [5]. Схематично это показано на рис. 1.
Рис. 1. Инвестиции в основной капитал
Основными факторами достижения высоких темпов роста иностранных инвестиций и кредитов под государственную гарантию Республики Узбекистан на протяжении всего текущего года явились следующие проекты:
строительство Шуртанского ГХК по производству синтетического жидкого топлива на базе очищенного метана; расширение со строительством второй парогазовой установки мощностью 450МВт в Навоийской ТЭС; строительство новой тепловой электростанции общей мощностью 900 МВт в составе двух блоков парогазовых установок мощностью по 450 МВт в Туракурганском районе Наманганской области; строительство комплекса производств поливинилхлорида (ПВХ), каустической соды и метанола в АО «Навоиазот»; организация производства конвейерных лент, сельскохозяйственных и автомобильных шин, СИЗ «Ангрен» II этап; электрификация железнодорожных участков: Пап-Наманган-Андижан, Карши-Термез; строительство электрифицированной железнодорожной линии Ангрен-Пап с электрификацией участка Пап-Коканд-Андижан; модернизация с доведением проектной мощности до 900 тыс. т каменного угля в год АО «Шаргунькумир»;
реконструкция очистных сооружений и канализационных систем в городах Бухара и Самарканд; реабилитация магистральных оросительных каналов Ташасакинской системы в Хорезмской области и др.[5, 6].
Как показывает анализ, наиболее высокие темпы инвестирования наблюдались в топливно-энергетическом и химическом комплексах национальной экономики Узбекистана.
Однако несмотря на это, следует отметить ряд проблем, которые мешают эффективному привлечению иностранного капитала в страну:
■ Низкое качество бюрократии;
■ Достаточно непростой доступ к экономическим ресурсам;
■ Зарегулированность внешнеэкономических отношений;
■ Проблемы, связанными с использованием инфраструктуры (вода, природный газ и электричество);
■ Относительное неудобное географическая положения страны, отсутствие оптимального транспортного коридора;
■ Несовершенство банковской сферы внутри республики;
■ Нехватка высоко квалификационных рабочих кадров;
■ Не соответствие правовой-нормативной базы к требованиям современной рыночной экономики;
■ Недостаточный уровень правовых знаний и бизнес-навыков у предпринимателей, в том числе опыта работы с инвестиционными проектами;
■ Пассивное участие органов местной власти в обеспечении иностранных инвесторов полной информацией об инвестиционном потенциале и инвестиционном климате территорий;
■ Слабые позиции республики в международных экономических рейтингах, в частности, в рейтинге Doing Business 2019, в частности, рейтинг Республики Узбекистан снизился с 74 до 76 позиций среди 190 стран [7,8].
Для решения выявленных проблем авторами предлагаются следующие мероприятия:
> Расширение практики разработки и принятия законов прямого действия, в которых прописаны все нормы, регулирующие деятельность органов исполнительной власти в той или иной сфере и устанавливающие её ответственность [9]. Принятие таких законов будет ограничивать нормотворческие рамки органов исполнительной власти, что является важным с точки зрения недопущения установления ими подзаконных актов с преобладанием внутриведомственных интересов;
> Усиление контрольно-аналитической работы парламента, в первую очередь, связанную с проведением оценок регулятивного воздействия государства и экономической эффективности принимаемых законов;
> Упрощение и усовершенствование условий ведения бизнеса по вопросам сельского хозяйства, государственного таможенного, санитарного и ветеринарного контроля, телекоммуникаций, инфраструктуры, строительства, пожарной безопасности, медицинского обслуживания, ценового регулирования, земельных отношений и налогообложения [10];
> Активное использование возможности Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при парламенте для периодического проведения социологических обследований мнения отечественных предпринимателей и т.п.[11];
> создание условий для расширения деятельности конкурентоспособных и экспортоориентированных предприятий [12];
> обеспечение стабильности, согласованности и экономической эффективности правовой системы [13,14];
> разработка программы, предусматривающей полное внедрение механизмов аудио- и видео фиксации судебных заседаний, а также публикации на веб-сайтах принятых решений судов, направленной на обеспечение прозрачности и объективности, надежной судебной защиты прав предпринимателей;
> дальнейшее совершенствование механизма межведомственного обмена информацией для эффективной работы системы оказания государственных услуг по принципу «одно окно» [15];
> создание интегрированного с ЕПИГУ единого веб-сайта о деятельности центров «одно окно»;
> поэтапного интегрирования через межведомственную интеграционную платформу комплексов информационных систем «Солик» и «Божхона», с возможностью прохождения всех процедур, предоставления государственных услуг и осуществления оплаты за транзакционные услуги в электронной форме по принципу «одно окно».
В заключении необходимо отметить, что только целенаправленные усилия правительства по дальнейшему устранению административных барьеров при привлечении иностранных инвестиций смогут кардинально изменить ситуацию и помочь иностранным партнерам занять свое достойное место на национальном рынке Узбекистана.
Список литературы
1. О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан. Указ Президента Узбекистана № УП-5495 1 августа 2018.
2. О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику республики. Постановление президента Узбекистана № ПП-4300 29 апреля 2019.
3. Об организации деятельности Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан. Постановление Президента Узбекистана. № ПП-4135 28 января 2019.
4. Об иностранных инвестициях. Закон Республики Узбекистан // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998. № 5-6, Ст. 91; 1999. № 9. Ст. 229.
5. Инвестиции в основной капитал за январь-декабрь 2018 года. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. Т., 2019.
6. Инвестиции в основной капитал за январь-март 2019 года. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. Т.:,2019.
7. Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования: монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. 264 с.
8. Курпаяниди К.И., Абдуллаев А.М., Толибов И.Ш. Actual issues of activization of financial factors development of entrepreneurship in Uzbekistan // Kazakhstan Science Journal, 2019. № 3 (4). С. 10-15.
9. Курпаяниди К.И, Акромов З.Х, Толибов И.Ш. Некоторые особенности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Узбекистане // Economics, 2019. № 2 (40).
10. Kurpayanidi K.I «Doing Business 2018: reforming to create jobs» that you need small business in Uzbekistan // ISJ Theoretical & Applied Science, 2018. № 3 (59). С.43-53.
11. Курпаяниди К.И., Толибов И.Ш. К вопросу оценки состояния и эффективности инфраструктуры предпринимательства в регионах Узбекистана // Экономика и бизнес: теория и практика, 2019. № 1.
12. Курпаяниди К.И. Пути активизации внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан в условиях глобализации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2018. № 6 (32).
13. Курпаяниди К.И. Оценка эффективности развития предпринимательства в Узбекистане. Монография / International Book Market Service Ltd., member of OmniScriptum Publishing Group. Germany, 2018.
14. Kurpayanidi K.I. The typology of factors of increasing the innovative activity of enterprise entrepreneurs in the industry // ISJ Theoretical & Applied Science, 2018. № 10 (66). С. 1-11.
15. Курпаяниди К. И., Ашуров М.С. Узбекистонда тадбиркорлик му^итининг замонавий полати ва уни самарали ривожлантириш муаммоларини ба^олаш. Монографиия. / GlobeEdit Academic Publishing, European Union, 2019. 214 б.
TO THE QUESTION OF SCIENCE APPROACH TO THE CONSTRUCTION OF OUTSOURCING BUSINESS MODEL OF MODERN ENTERPRISE STRUCTURE Kurpayanidi K.I.1, Mamatova Z.M.2, Tolibov I.Sh.3, Nishonov F.M.4
1Kurpayanidi Konstantin Ivanovic - PhD, Docent, Professor of the Russian Academy of Natural
Sciences;
2Mamatova Zarnigorkhan Matqulbek qizi - Student,
FACULTY OF CHEMICAL TECHNOLOGY, DEPARTMENT OF CHEMICAL TECHNOLOGY; 3Tolibov Islombek Shuhratjon ogli - Student, FACULTY OF PRODUCTION MANAGEMENT, DEPARTMENT OF ECONOMICS;
4Nishonov Farkhod Musajonovichv - Teacher of Mathematics, ACADEMIC LYCEUM, FERGANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this paper analyzes the different approaches to the definition of business model development business structures. The author substantiates the need for outsourcing business model as an effective tool to improve business competitiveness, the intensification of business on the acquisition, retention and development of competitive advantages. Keywords: outsourcing, model, business model, infrastructure, scientific analysis, entrepreneurship micro business.
In view of the escalation in the domestic market of Uzbekistan, the competitive struggle for customers and resources, actualizarea the problem of creating local entrepreneurs effective models of business development.
Many entrepreneurs have gone the way of copying best practices applied in the developed markets. As this practice describes outsourcing as the instrument of increasing of competitiveness of the enterprise. Without going into a detailed description of the outsourcing process, we will note that the fundamentals of its origin are linked to global shifts, characteristic for the period of the scientific-technological revolutions. In the 60-ies of the last century were actively engaged in computer technology, including qualitative transformation of communications and content employees. Business structures needed in technical-technological conversion production base. Not less important was the question of staffing to implement these processes in production.
In this regard outsourcing as outside experts, was caused, on the one hand, the needs for specialized professionals in the field of information technology and, on the other hand, information itself has provided the technological possibility of creation and the development