Научная статья на тему 'Финансово-экономическое развитие Казахстана: реализация инвестиционных возможностей'

Финансово-экономическое развитие Казахстана: реализация инвестиционных возможностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1531
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / КАЗАХСТАН / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENT OPPORTUNITIES / KAZAKHSTAN / THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION / SOURCES OF FINANCING INVESTMENTS / ASTANA INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучукова Нуриля Кенжебековна, Талимова Ляззат Азимовна

Статья посвящена исследованию инвестиционных возможностей Казахстана для ускоренной технологической модернизации экономики, поскольку в условиях новой глобальной реальности инновационная индустриализация страны является важнейшим приоритетом новой модели экономического роста. В статье анализируется проблема отсутствия достаточных финансовых средств для качественного обновления основных фондов промышленности. Для Республики Казахстан наиболее привлекательными источниками финансирования индустриально-инновационной деятельности являются иностранные инвестиции, а также расширение возможностей банковского кредитования на основе синдицированных кредитов и венчурного инвестирования. Важным условием привлечения в страну наряду с прямыми иностранными инвестициями портфельных инвестиций является развитие фондового рынка, в частности Международного финансового центра «Астана», который будет способствовать приходу на казахстанский рынок капитала крупных институциональных и частных инвесторов. Делается вывод о том, что для привлечения потенциальных инвесторов на казахстанский рынок необходимо также снизить налоги, т. к. в Казахстане высока совокупная норма налогообложения. Наряду с этим следует ввести стимулирующие льготы на инвестирование в сфере обрабатывающей промышленности, поскольку в настоящее время основная масса инвестиций приходится на добывающую отрасль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial and Economic Development of Kazakhstan: Implementation of Investment Opportunities

The article is devoted to the study of investment opportunities of Kazakhstan for accelerated technological modernization of the economy, since in the new global reality, active innovative industrialization of the country is the most important priority of the new model of economic growth in the framework of the fourth industrial revolution. The article discusses ways to solve the problem of the lack of sufficient financial resources for a quality update of fixed assets of the industry. For the Republic of Kazakhstan, the most attractive sources of financing for industrial and innovative activities are foreign investments, the development of a guarantee system that will expand the possibilities of bank lending, as well as the use of syndicated lending and venture investment mechanisms. In addition, an important way to attract portfolio foreign investment in the country along with direct foreign investment is to develop the stock market, in particular, the Astana International Financial Center, which will facilitate the entry of large institutional and private investors into the Kazakhstani market. It is concluded that in order to attract potential investors to the Kazakhstan market, it is necessary first of all to reduce taxes, because currently the total tax rate in Kazakhstan is high. Along with this, it is necessary to introduce incentive incentives specifically for investment in the manufacturing sector, since at present the bulk of investments are in the extractive industry.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическое развитие Казахстана: реализация инвестиционных возможностей»

DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-108-125

Финансово-экономическое развитие Казахстана: реализация инвестиционных возможностей

Нуриля Кенжебековна Кучукова, д. э. н., профессор Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева (г. Нур-Султан, Республика Казахстан) E-mail: [email protected]

Ляззат Азимовна Талимова, д. э. н., профессор, зав. кафедрой «Банковский менеджмент и финансовые рынки» Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза (г. Караганда, Республика Казахстан) E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена исследованию инвестиционных возможностей Казахстана для ускоренной технологической модернизации экономики, поскольку в условиях новой глобальной реальности инновационная индустриализация страны является важнейшим приоритетом новой модели экономического роста. В статье анализируется проблема отсутствия достаточных финансовых средств для качественного обновления основных фондов промышленности. Для Республики Казахстан наиболее привлекательными источниками финансирования индустриально-инновационной деятельности являются иностранные инвестиции, а также расширение возможностей банковского кредитования на основе синдицированных кредитов и венчурного инвестирования. Важным условием привлечения в страну наряду с прямыми иностранными инвестициями портфельных инвестиций является развитие фондового рынка, в частности Международного финансового центра «Астана», который будет способствовать приходу на казахстанский рынок капитала крупных институциональных и частных инвесторов. Делается вывод о том, что для привлечения потенциальных инвесторов на казахстанский рынок необходимо также снизить налоги, т. к. в Казахстане высока совокупная норма налогообложения. Наряду с этим следует ввести стимулирующие льготы на инвестирование в сфере обрабатывающей промышленности, поскольку в настоящее время основная масса инвестиций приходится на добывающую отрасль.

Ключевые слова: финансово-экономическое развитие, модернизация экономики, инвестиционные возможности, Казахстан, источники финансирования инвестиций, банковское кредитование, финансовый рынок

JEL: Н54

Для цитирования: Кучукова Н. К., Талимова Л. А. Финансово-экономическое развитие Казахстана: реализация инвестиционных возможностей // Финансовый журнал. 2019. № 6. С. 108-125. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-108-125.

ВВЕДЕНИЕ

Технологическая модернизация экономики Казахстана была определена стратегическими долгосрочными целями развития страны в трех важнейших посланиях президента народу Казахстана: Послания Президента РК от 14 декабря 2012 г. [Назарбаев Н. А., 2012], от 31 января 2017 г. [Назарбаев Н. А., 2017], от 10 января 2018 г. [Назарбаев Н. А., 2018]. В соответствии с этими документами стратегической целью Казахстана является вхождение к 2050 г. в число 30 наиболее развитых стран мира.

Для достижения этой цели Казахстан реализует в настоящее время масштабные задачи по созданию новой модели экономического роста путем ускоренной модернизации на основе автоматизации, роботизации, цифровизации производственных процессов в различных отраслях промышленности и сферах экономики в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности выпускаемой продукции и улучшения качества жизни казахстанцев, что требует в свою очередь колоссальных финансовых ресурсов.

Важную роль на этом пути играет привлечение и удержание прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Правительство Казахстана стремится привести свою инвестиционную и экономическую политику в соответствие с лучшей международной практикой и постоянно улучшать инвестиционный климат в Казахстане, чтобы страна могла предложить конкурентоспособные и привлекательные условия для иностранных инвесторов.

С помощью иностранных инвестиций можно:

— реально улучшить производственную структуру экономики Казахстана;

— создать новые высокотехнологичные производства;

— модернизировать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия;

— подготовить высококвалифицированных специалистов и рабочих;

— наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

Последние годы в мире наблюдается благоприятная тенденция растущей привлекательности развивающихся рынков для инвесторов. Как ожидается, эта тенденция сохранится и в ближайшие годы. Перспективы ПИИ выглядят умеренно позитивными в большинстве регионов, за исключением Латинской Америки и Карибского бассейна. По оценкам ЮНКТАД, их прирост в группе развивающихся стран составит порядка 10 %. Это произойдет, в частности, благодаря ощутимому росту инвестиций в развивающиеся страны Азии, где улучшение прогнозов по экономическому росту крупнейших стран будет способствовать укреплению доверия инвесторов [UNCTAD, 2017].

Глобальный экономический «центр тяжести» продолжает сдвигаться в сторону Азии с ее устойчивым ростом и развитием потребительских рынков, и инвесторы стремятся войти в этот регион для диверсификации портфелей активов. Ожидается, что экономики стран Азии продолжат расти благодаря дальнейшей индустриализации и развитию инфраструктуры, увеличению прослойки потребителей среднего класса, наращиванию объемов производства и экспорту природных ресурсов.

При выполнении данных условий Азия будет развиваться быстрее (прогноз роста 6 %+), чем Латинская Америка и Карибский регион (прогноз роста 2 %). Бразилия лишь начинает медленно выходить из глубокой рецессии. В Черной Африке, на Ближнем Востоке и в Северной Африке также прогнозируется сохранение медленных темпов роста — 3,2 % и 3 % соответственно1.

1 World Bank Clobal Economic Prospects, 2018.

По оценке Азиатского банка развития (ADB), в 2018 г. перспективы региона улучшились после нескольких лет замедления темпов экономического роста. Этому способствовали стабильные цены на нефть и увеличение поступлений в бюджет. Прогноз роста ВВП для региона Центральной Азии на 2018 г. осенью был скорректирован в сторону увеличения (4,1 % вместо 3,9 % годом ранее). Улучшен и прогноз по Казахстану (3,7 % в 2018 г. и 3,95 % в 2019 г.) [ADB, 2018]. За восемь месяцев 2019 г. рост ВВП республики ускорился и составил 4,3 %. На этом фоне международные рейтинговые агентства подтвердили суверенный кредитный рейтинг Казахстана на уровне инвестиционной привлекательности. Главными факторами роста экономики стали инвестиционная активность и увеличение производства в реальном секторе. Рост инвестиций за январь-август 2019 г. составил 10,7 %. Наибольшее увеличение отмечается в сельском хозяйстве, строительстве, торговле и промышленности2.

Экономический рост Казахстана сопровождается успешным социальным развитием. По данным Программы развития ООН, Казахстан занимает 58-е место среди 189 стран в Индексе человеческого развития (Human Development Index)3, что выше среднего уровня стран Европы и Центральной Азии. Молодая растущая и квалифицированная рабочая сила — один из основных факторов быстрого экономического развития Казахстана. Население республики составляет 18 млн жителей, в последние годы ежегодный прирост составлял 1,5 %. В будущем ожидается продолжение роста (совокупный годовой рост около 1 %), и к 2030 г. численность населения может достигнуть 20,3 млн человек [BCG, 2018].

Стране требуется новое качество развития. Ключевое условие успеха индустриальной политики — это ее финансирование. Между тем Казахстан пока отстает по производительности труда в два раза от стран ОЭСР, высока также степень износа основных средств в промышленности (около 40 %), все еще низка инновационная активность предприятий. Технологическое развитие казахстанских предприятий сдерживается отсутствием достаточных финансовых средств для качественного обновления основных фондов промышленности, поиска и внедрения новых технологий.

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАЗАХСТАНА ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ СТРАНЫ

Новые вызовы XXI века, экономические императивы глобализации диктуют необходимость реализации новой инновационной модели развития национальных экономик. Снижение мировых цен на основные экспортные статьи нашей страны — нефть, газ, цветные и черные металлы — приводит к снижению экспортных доходов и, как следствие, к сокращению доходной части государственного бюджета и ухудшению платежного баланса Казахстана. Негативное влияние оказывает санкционная политика против России, нестабильность мировых фондовых рынков, девальвация валют соседних стран — России и Китая.

На сегодняшний день в структуре экономики Казахстана промышленный сектор занимает почти треть (табл. 1). При этом, несмотря на ежегодный рост ВВП, доля обрабатывающей промышленности в ВВП за последние пять лет остается на уровне 10-11 %, и только в 2017 г. произошло ее увеличение до 12 %. Данный показатель уступает доле горнодобывающей промышленности в ВВП — 13 %.

2 Из доклада министра национальной экономики Руслана Даленова на заседании Правительства РК по итогам социально-экономического развития страны и исполнения республиканского бюджета за январь-август 2019 г / Казахстанская правда. 11 сентября 2019 г С. 3.

3 Индекс человеческого развития (HDI), 2018 — совокупный показатель средних достижений по ключевым параметрам: продолжительность жизни, образование, доход на душу населения.

Таблица 1

Доля горнодобывающего и обрабатывающего секторов в ВВП Республики Казахстан за 2012-2017 гг. / The share of the mining and manufacturing sectors in the GDP of Kazakhstan in 2012-2017

Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

ВВП, трлн тенге 31,0 36,0 39,7 40,9 47,0 51,5

Рост ВВП, % 4,8 6 4,2 1,2 1 4

Доля горнодобывающей промышленности в ВВП, % 17 15 15 13 13 13

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП, % 11 11 10 10 11 12

Источник: составлено авторами на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК. URL: http://stat.gov. kz/ official/industry/11/statistic/6 / Source: compiled by the authors based on the data of the Statistics Committee of the MNE of the Republic of Kazakhstan.

Проведенный нами анализ динамики и структуры источников финансирования основного капитала по Республике Казахстан за 2012-2017 гг. (табл. 2) показал, что в 2017 г. по сравнению с 2012 г. валовые инвестиции в основной капитал возросли в 1,6 раза, или более чем на 3 трлн тенге — с 5,5 трлн тенге в 2012 г. до 8,7 трлн тенге в 2017 г., а ежегодный темп прироста инвестиций превысил 9 %. При этом львиную долю (68,7 %) составляли собственные средства предприятий, которые за шесть лет увеличились в два раза и превысили 6 трлн тенге в 2017 г.

Второе место среди источников финансирования основного капитала занимают бюджетные средства, на долю которых в 2017 г. приходилось 16,0 % от общего объема инвестиций, или 1,4 трлн тенге, что выше уровня 2012 г. на 23 %, при этом возросла роль местных региональных бюджетов в финансировании инвестиционных проектов. В 2013 и в 2015 гг. доля выделяемых из бюджета средств уменьшилась и составляла, соответственно, 16,9 % и 18,5 % в структуре общего объема инвестиций в основной капитал (табл. 2), что объясняется ухудшением макроэкономической среды в стране в связи с падением мировых цен на нефть с 111 долл. за баррель в 2012 г. до 35 долл. за баррель в 2015 г., что повлекло за собой снижение доходов государственного бюджета Республики Казахстан.

Таблица 2

Динамика и структура источников финансирования инвестиций в основной капитал Республики Казахстан за 2012-2017 гг., млрд тенге / Dynamics and structure of financing sources of investments in fixed capital of the Republic of Kazakhstan in 2012-2017, billion tenge

Источники финансирования 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Динамика, 2017 г. в % к 2012 г.

Всего: 5474,0 6073,0 6591,0 7024,7 7762,3 8749,3 159,8

уд. вес, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Бюджетные средства: 1138,0 1024,0 1338,0 1301,0 1326,3 1400,3 123,0

уд. вес, % 20,8 16,9 20,3 18,5 17,1 16,0

из республ. бюджета: 868,0 760,0 945,0 951,6 948,2 784,3 90,4

уд. вес, % 15,9 12,5 14,3 13,5 12,2 9,0

из местного бюджета: 270,0 264,0 393,0 349,5 378,1 616,0 228,0

уд. вес, % 4,9 4,3 6,0 4,9 4,9 7,0

Собственные средства: 2901,0 3140,0 3747,0 4048,7 4571,1 6007,3 207,0

уд. вес, % 53,0 51,7 56,9 57,6 58,9 68,7

Заемные средства: 673,0 706,0 645,0 440,2 446,2 648,4 96,3

уд. вес, % 12,3 11,6 9,8 6,3 5,7 7,4

Источники финансирования 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Динамика, 2017 г. в % к 2012 г.

Иностранные инвестиции: 762,0 1204,0 861,0 1234,7 1418,7 693,2 90,9

уд. вес, % 13,9 19,8 13,1 17,6 18,3 7,9

Источник: составлено авторами на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК. URL: http://stat.gov. kz/ official/industry/16/statistic/6 / Source: compiled by the authors based on the data of the Statistics Committee of the MNE of the Republic of Kazakhstan.

Вместе с тем наблюдается неблагоприятная тенденция снижения доли заемных средств и иностранных инвестиций в структуре источников финансирования основного капитала в среднем на 5-6 % за последние шесть лет. Так, их доля в 2017 г. составила 7,4 % и 7,9 % соответственно. Снижение объемов заемных средств обусловлено недостаточностью их тенговой ликвидности, а также нежеланием банков второго уровня предоставлять предприятиям кредиты на долгосрочной основе ввиду их закредитованности и наличия проблемных кредитов.

Проведенный нами анализ показал, что в 2017 г. объемы иностранных инвестиций в экономику республики снизились по сравнению с предыдущими годами, что объясняется ухудшением макроэкономической среды, связанной с конъюнктурой мирового рынка, а также с общемировой тенденцией оттока капиталов из развивающихся стран в развитые в связи с укреплением курса доллара.

Некоторое увеличение объемов привлекаемых иностранных инвестиций в страну в 2015-2016 гг. было обусловлено, во-первых, запуском новой государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 гг. и привлечением ведущих ТНК для ее реализации; во-вторых, проводимой в стране активной политикой по улучшению инвестиционного климата в целях привлечения значительных иностранных инвестиций, а вместе с ними и новых технологий для модернизации и диверсификации национальной экономики; в-третьих, принятыми мерами по снижению административных барьеров, введению упрощенного визового режима для инвесторов и др.

В 2018 г. объем бюджетных средств, направленных на инвестиции в основной капитал, составил 1 трлн 395 млрд тенге. Больше всего из республиканского и местных бюджетов получила логистическая отрасль. В транспорт и складирование вложено 459,5 млрд тенге (32,6 % от всех инвестиций по этому направлению). Значительное финансирование идет и на коммунальные секторы:

— инвестиции в водоснабжение, канализационные системы, сбор и распределение отходов составили 231,1 млрд тенге — 79 % вложений обеспечило государство;

— в электроснабжение, подачу газа и пара, а также воздушное кондиционирование из бюджетов инвестировано 187,6 млрд тенге — 35,8 % от общего объема.

Самая высокая доля бюджетных инвестиций — в государственном управлении, обороне и обязательном соцобеспечении — 92,3 %. В образовании этот показатель составляет 67,8 %, в здравоохранении — 59,4 %, а в искусстве, развлечении и отдыхе — 50,9 %. Инвестиции в экологические проекты выросли в 2,5 раза. Если говорить о конкретных направлениях инвестирования, обращает на себя внимание значительный рост вложений в мероприятия, направленные на охрану окружающей среды (общий объем около 80,2 млрд тенге). В 2017 г. объем инвестиций по данному направлению составлял всего лишь 32,5 млрд тенге. Таким образом, масштабная система мер поддержки экономического развития страны через правительственные инфраструктурные программы, такие как ГПФИИР, «Нурлы жол», «Нурлы жер» и др., способствовала росту экономики за счет увеличения инвестиционной активности, прежде всего за счет государственных средств. Государство в кризисные годы стало драйвером инвестиций и экономического роста.

Однако экономическая политика, направленная на расширение внутреннего спроса только с использованием средств государства, имеет ряд ограничений. Постепенный отход государства от роли ключевого драйвера экономического роста будет происходить с определенным временным лагом и потребует оптимальных внешних и внутренних условий.

Согласно прогнозам международных финансовых организаций, рост глобальной экономики в дальнейшем будет ускоряться. Так, по прогнозу МВФ в 2018 и 2019 гг. мировая экономика вырастет на 3,9 %. Устойчивый рост внешнего спроса поддержит экономический рост Казахстана. Наряду с этим формируется позитивная ситуация и в экономике страны. Казахстанский бизнес и домохозяйства после девальвационного шока 2014-2015 гг. адаптировались к новым параметрам экономики. Рост ВВП Казахстана в 2018 г. составил 4,1 %, а за восемь месяцев 2019 г. он ускорился и достиг 4,3 % к соответствующему периоду предыдущего года4.

Кроме того, проведенный нами анализ показал, что наибольшую долю в структуре инвестиций в основной капитал, почти две трети, занимают собственные средства предприятий. Промышленные предприятия могут восполнять свои финансовые средства с помощью таких инструментов, как амортизация, выпуск акций, вклады акционеров, нераспределенная прибыль. Большинство промышленных предприятий по результатам исследования, проведенного Министерством по инвестициям и развитию, находятся на уровне Индустрии 2.0, в то время как сегодня государством выбран курс на Индустрию 4.0. При этом некоторые компании уже вышли на новый технологический уровень — шесть крупнейших предприятий в горно-металлургическом комплексе реализуют 14 проектов по цифровизации5.

В настоящее время собственных средств предприятий недостаточно для ускоренной технологической модернизации, и поэтому они должны выходить на фондовые рынки за дополнительными финансовыми ресурсами для инвестиций. Одним из инструментов увеличения акционерного капитала компаний является выпуск акций, производимый через специализированные фондовые биржи. В Казахстане на данный момент функционирует фондовая биржа KASE. Фондовый рынок, выступая составной частью финансовой системы государства, оказывает значительное воздействие на всю экономику, являясь основным механизмом перераспределения капиталов между различными секторами и хозяйствующими субъектами. На сегодняшний день развитие фондового рынка в Казахстане остается на низком уровне. Это обуславливается небольшим количеством эмитентов на бирже. Всего, по данным KASE, на начало 2018 г. функционировало 154 эмитента, что свидетельствует о том, что немногим компаниям удается выйти на фондовый рынок. Только крупные и успешно развивающиеся компании, соответствующие всем требованиям биржи, могут участвовать в листинге. Немногочисленность эмитентов говорит о небольшом количестве операций на фондовом рынке.

Инвестиции в основной капитал по итогам 2018 г. в Республике Казахстан составили 11 трлн 130,2 млрд тенге, что на 17,2 % больше, чем в 2017 г. Абсолютным лидером по привлечению финансирования остается горнодобывающая промышленность (рис. 1).

В горнодобывающую отрасль вложено более 40 % всех привлеченных средств. В разведку и оценку запасов полезных ископаемых инвестируется больше, чем в образование, здравоохранение и социальные услуги вместе взятые. Две трети всех инвестиций связаны с добычей нефти и ее переработкой, еще около 10 % — с добычей металлических руд и производством металлов. Все остальные отрасли промышленности для инвесторов малопривлекательны, а потому вложения во многие из них по итогам 2018 г. сократились. Благодаря масштабным проектам на западе республики инвестиции в горнодобывающую

4 https://inbusiness.kz/ru/last/rost-vvp-za-yanvar-avgust-2019g-sostavil-4-3-minnacekonomiki.

5 Большинству предприятий недоступна Индустрия 4.0. URL: http://kidi.gov.kz/novosti/kazahstanskie/1503.

промышленность и разработку карьеров в 2018 г. составили 4 трлн 499,6 млрд тенге (рост на 40,4 % по сравнению с 2017 г.). В обрабатывающую промышленность вложено в 3,6 раза меньше (менее 1,25 трлн тенге). На добычу полезных ископаемых по-прежнему тратится гораздо больше средств, чем на их обработку.

Рисунок 1

Объем инвестиций по отраслям в 2018 г. в РК, млрд тенге / The volume of investments by sector in 2018 in the Republic of Kazakhstan, billion tenge

Горнодобывающая промышленность

Операции с недвижимым имуществом

Транспорт и складирование

Обрабатывающая промышленность Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование Сельское, лесное и рыбное хозяйство

Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов Образование

Услуги по проживанию и питанию

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания Здравоохранение и социальные услуги

Строительство

Искусство, развлечения и отдых

Информация и связь

Финансовая и страховая деятельность Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение Профессиональная, научная и техническая деятельность Предоставление прочих видов услуг

0 1000 2000 3000 4000 5000

Источник: составлено авторами на основе статистических данных Комитета по статистике МНЭ РК. URL: http:// stat.gov.kz/official/industry/11/statistic/6 / Source: compiled by the authors based on the data of the Statistics Committee of the MNE of the Republic of Kazakhstan.

Значительные инвестиции в 2018 г. вложены в недвижимость и логистические проекты — в обоих случаях их объем превысил 1,4 трлн тенге. Роль обрабатывающей промышленности несколько меньше добывающей отрасли, хотя общий объем инвестиций в эту отрасль вырос в 2018 г. на 20,5 % по сравнению с 2017 г.

Таким образом, в добычу и переработку нефти в 2018 г. инвестировано в общей сложности более 4,4 трлн тенге — 67,1 % от всех инвестиций в промышленность республики. В добычу металлических руд и металлургическую промышленность — 706,7 млрд тенге (10,8 % от общего объема). Все, что в Казахстане не связано с нефтью и металлами, инвесторов интересует мало. Меньше всего инвестиций в основной капитал сделано по категории «Профессиональная, научная и техническая деятельность» — 43,2 млрд тенге за 2018 г. — для сравнения, в горнодобывающую отрасль инвестируется вдвое больше средств за одну неделю. Добывающая отрасль лидирует не только по объему привлеченных инвестиций, но и по темпам роста. В 2018 г. в этот сектор вложено на 40,4 % больше средств, чем в 2017 г. (рис. 2).

Темпы роста в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве — отраслях, которые должны стать драйверами роста экономики республики, — гораздо ниже: 20,5 % и 14,2 % соответственно. При этом в Казахстане достаточно направлений, привлекательность которых для инвесторов снизилась. По итогам 2018 г. снизились вложения:

— в профессиональную, научную и техническую деятельность;

— в образование;

4499,

1424,2

1408,9

^^■523,5 395,6 M 292,4 ■ 216,0 ■ 204,9 ■ 158,5 ■ 137,2 ■ 122,2 ■ 116,5 ■ 105,1 I 92,5 1 65,0 1 54,3 1 43,2 23,5 1247,2

— в электроснабжение, подачу пара и газа, воздушное кондиционирование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в государственное управление и оборону, обязательное соцобеспечение;

— в административное и вспомогательное обслуживание;

— в розничную и оптовую торговлю, ремонт автомобилей и мотоциклов;

— в водоснабжение, канализацию, сбор и управление отходами;

— в финансовую и страховую деятельности. рисун0к 2

Темпы роста инвестиций по отраслям в 2018 г. в РК, % к 2017 г. / The growth rate of investments by sector in 2018 in the Republic of Kazakhstan, % by 2017

Горнодобывающая промышленность Искусство, развлечения и отдых Здравоохранение и социальные услуги Строительство Обрабатывающая промышленность Операции с недвижимым имуществом Сельское, лесное и рыбное хозяйство Услуги по проживанию и питанию Информация и связь Транспорт и складирование Предоставление прочих видов услуг

Финансовая и страховая деятельность

Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование Образование

0 20 40 60 80 100 120 140 160

Источник: составлено авторами на основе статистических данных Комитета по статистике МНЭ РК. URL: http:// stat.gov.kz/official/industry/11/statistic/6 / Source: compiled by the authors based on the data of the Statistics Committee of the MNE of the Republic of Kazakhstan.

В Казахстане объем инвестиций в основной капитал в январе-июле 2019 г. составил 6347,9 млрд тенге, что на 11,3 % больше, чем в аналогичном периоде 2018 г. Преобладающими источниками инвестиций в этом периоде остаются собственные средства хозяйствующих субъектов, объем которых составил около 4 трлн тенге. Наблюдалось увеличение на 26,2 % инвестиционных вложений, направленных на прочие затраты в общем объеме инвестиций в основной капитал. Значительная доля инвестиций в основной капитал в январе-июле 2019 г. приходилась на горнодобывающую промышленность и разработку карьеров (50,8 %), операции с недвижимым имуществом (13,8 %), на транспорт и складирование (7,6 %). Объем инвестиционных вложений крупных предприятий достиг 3 трлн тенге.

Анализ структуры и динамики инвестиций позволяет сделать вывод о том, что Казахстан нуждается в привлечении значительных финансовых ресурсов для решения масштабных стратегических задач. Каковы же факторы, способствующие привлечению инвестиций?

К факторам, влияющим на инвестиционную привлекательность страны, следует отнести:

— комфортный бизнес-климат страны;

— благоприятное инвестиционное законодательство;

— привлекательные меры господдержки инвестиций;

— экономическую и политическую стабильность;

140,4 ,2

120,6 120,5 120,1 L4,2 3,1 L,4

99,9 98,5 6,1 ,9 2

5,8

— наличие богатых природных и минеральных ресурсов6;

— выгодное географическое положение Казахстана, предоставляющее инвесторам возможность выхода на потребительский рынок с численностью населения почти 1 млрд человек.

О наличии благоприятного инвестиционного климата в Казахстане свидетельствует большое количество иностранных компаний, особенно крупных ТНК, инвестировавших в различные отрасли казахстанской экономики, которые приведены в табл. 3.

Таблица 3

ТНК по отраслям, привлеченные за последние десять лет / TNCs by sector, attracted over the past 10 years

Отрасль Привлеченные ТНК

Производство нефтепродуктов Corporation Repsol YPF, Idemitsu Kosan, British Gas Group, SASOL, ExxonMobil, Total, Royal Dutch Shell, BP, CNPC, Chevron

Металлургия и производство метал. изделий Vedanta Resources, Alcoa, Norsk Hydro, Rio Tinto Group, Techint, Alcan, ArcelorMit, POSCO, Thyssen Krupp, Rusal

Химия Air LiquideGroup, AkzoNobel, BASF, Royal Dutch Shell, Dow Chemical, BP, Mitsubishi Corp, SABIC, Total, Bayer

АПК Heineken, Charoen Pokphand Group, PepsiCo, Altria Group, SABMiller, Diageo, Cargill, Smithfield foods, Coca Cola, Nestle

Машины и оборудование Liebherr, Sandvik, Danieli, Siemens, Caterpillar, ABB, Deere & Co, Komatsu

Производство резины и пластмасс Michelin, Bridgestone, Pirelli, Continental, Goodyear, Yokohama Rubber, SABIC, Sumitomo Group, GE, Bayer

Углеводород, энергетика E.On, RWE, Vattenfall's, GDF SUEZ, ESB, OMV, AES, Enel, Sumitomo Group, EDF

Легкая промышленность Inditex, H&M, Mango, Adidas, LVMH Group, VF Corporation, New Yorker, Geox, Marks & Spencer, C&A

Источник: составлено авторами по данным сайта Казахстанского центра индустрии и экспорта. URL: http:// kidi.gov. kz / Source: compiled by the authors based on the data of the Kazakhstan Center for Industry and Export.

Между тем проблемы привлечения иностранных инвестиций и эффективного их использования приобретают особую актуальность для развивающихся стран в условиях новой глобальной реальности в связи с нарастанием в кризисные годы неблагоприятной тенденции оттока капиталов из развивающихся стран в развитые.

Следует иметь в виду, что прямые иностранные инвестиции гораздо дешевле и они могут быть привлечены на более длительные сроки — 5-20 лет. Значительным их преимуществом является и то, что в различные сферы экономики Казахстана вместе с деньгами придут новые технологии и инновации. Это очень важно с точки зрения повышения эффективности и результативности инвестиций.

Инвестиционные возможности любой страны зависят от уровня развития институциональной среды, определяющей инвестиционный климат и качество государственного управления. Казахстан постоянно улучшает инвестиционный климат. В частности, были устранены бюрократические препоны, разработаны ускоренные процедуры для запуска стартапов, снижены минимальные требования по капиталу и упрощены процедуры регистрации собственности и получения разрешений на строительство. Самые недавние улучшения были достигнуты в рамках реализации «Стратегии развития Казахстана до 2050 г.», которая ставит семь экономических, социальных и политических задач, включая «всестороннюю поддержку предпринимательства». Эти улучшения инвестиционного климата нашли отражение и в международных рейтингах: Казахстан занял 28-е место среди 190 стран в рейтинге Doing Business 2019, существенно улучшив свои позиции по сравнению с 77-м местом в 2015 г. Также за последние десять лет Казахстан четыре раза попадал

6 Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов.

в топ-10 государств-реформаторов рейтинга Doing Business, что является рекордом для сравниваемых в отчете стран7.

Ограниченный доступ к финансированию мешает развитию частного сектора, сдерживая процесс диверсификации и модернизации казахстанской экономики. Низкий уровень развития финансовых посреднических услуг создает финансовые ограничения для МСБ в сфере инвестиций в передовые, в том числе инновационные технологии.

В 2015-2016 гг. наблюдалась стагнация банковского сектора и тенденция снижения его вклада в экономический рост. В связи с этим государство поддержало банковский сектор по трем каналам:

— вливание средств Национального фонда для поддержки системообразующих и социально значимых банков;

— субсидирование процентной ставки приоритетных инвестиционных проектов бизнеса в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020»;

— значительная часть корпоративных депозитов банков обеспечивается средствами квазигосударственного сектора, что опосредованно усиливает роль государства в финансовом секторе.

Проведенный нами анализ динамики кредитов, выданных банками второго уровня в Республики Казахстан в разрезе отраслей (табл. 4), позволяет сделать вывод, что объем выданных кредитов ежегодно растет, а именно: рост в 2017 г. по сравнению с 2012 г. составил 28 %. Положительную динамику имеет объем кредитов, направленных в промышленный сектор экономики, темп прироста за последние шесть лет составил 66 %.

Таблица 4

Анализ динамики кредитов, выданных банками второго уровня Республики Казахстан в разрезе отраслей экономики за 2012-2017 гг., млрд тенге / Analysis of the dynamics of loans issued by second-tier banks of the Republic of Kazakhstan by sectors of the economy in 2012-2017, billion tenge

Отрасли 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Динамика, 2017 г. в % к 2012 г.

Всего по республике 9958,0 11 291,5 12 105,7 12 6 74,2 12 708,3 12 705,3 128,0

Промышленность 1193,7 1282,6 1369,2 1698,6 1811,6 1981,5 166,0

Сельское хозяйство 322,0 375,4 485,0 653,0 674,6 695,2 216,0

Строительство 1397,0 1383,3 1143,1 991,7 955,5 915,0 65,0

Транспорт 423,8 395,5 434,3 609,1 561,0 572,7 135,0

Связь 78,3 89,9 96,9 136,7 147,5 98,7 126,0

Торговля 1998,6 2207,3 2419, 8 2645, 6 2 6 74, 4 2019, 6 101,0

Другие отрасли 4544,3 5557,3 6157, 1 5938, 6 5883, 5 6422, 4 141,0

Источник: составлено авторами на основе данных Национального банка Казахстана / Source: compiled by the authors based on data from the National Bank of Kazakhstan.

В 2018 г. наблюдается тенденция увеличения кредитования экономики банками второго уровня. В целом за 2018 г. банками было выдано кредитов на общую сумму 13,5 трлн тенге, что превышает уровень 2017 г. (12,7 трлн тенге). Больше всего кредитов за 2018 г. было направлено в сектор оптовой и розничной торговли, ремонт автомобилей и мотоциклов — 4,7 трлн тенге. Увеличилось также кредитование промышленного сектора экономики — с 1,9 трлн тенге в 2017 г. до 2,1 трлн тенге в 2018-м. Отрадно отметить, что значительная часть (около двух третей) всех выданных кредитов промышленности в 2018 г.

7 https://www. doingbusiness. org/en/rankings.

пришлась на обрабатывающую промышленность — 1,5 трлн тенге, а сумма кредитов для горнодобывающей отрасли составила лишь 466,7 млрд тенге. Возросли также объемы кредитов, направленные в секторы строительства, сектор транспорта и складирования, информации и связи. Объем кредитов в сельское хозяйство несколько снизился по сравнению с 2017 г. По итогам 2018 г. 45,5 % всех кредитов приходится на долгосрочные займы, их сумма составила 6,1 трлн тенге8.

ФАКТОРЫ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАЗАХСТАНА

В рамках исполнения поручения Президента Республики Казахстан, данного в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», совместно со Всемирным банком была разработана «Национальная инвестиционная стратегия на 2018-2022 гг.», которая утверждена 22 августа 2017 г. Постановлением Правительства Республики Казахстан № 408. Основной акцент в ней сделан на привлечение прямых иностранных инвестиций в несырьевые секторы, ориентированные на экспорт. По существу, принята новая стратегия повышения привлекательности для ПИИ, включающая проведение реформы инвестиционного климата, реализацию программ привлечения инвестиций на международной арене и приватизации.

За пятилетний период (2005-2009 гг.) до начала реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг. (ГПФИИР) было привлечено всего 82,1 млрд долл. США, а за период 2010-2014 гг. было привлечено 149,5 млрд долл. США (рост в 1,5 раза), что подтверждает повышение интереса зарубежных инвесторов к экономике страны. Вместе с тем за период с 2005 по 2016 г. валовой отток прямых инвестиций из Республики Казахстан за рубеж составил 60,2 млрд долл. США.

В «Национальной инвестиционной стратегии» поставлена задача увеличения инвестиций к 2022 г. (по сравнению с базовым 2016 г.). Предусмотрены следующие целевые индикаторы:

— валовой приток ПИИ в Республику Казахстан — увеличение до 126 %;

— доля валового объема ПИИ — до 19 %;

— приток ПИИ в обрабатывающую промышленность — до 150 %;

— объем инвестиций в основной капитал несырьевого сектора (за исключением государственного бюджета) — до 146 %;

— объем внешних инвестиций в основной капитал несырьевого сектора экономики — в 1,46 раза9.

Вместе с тем проведенный Группой Всемирного банка анализ показал, что инвестиционные контракты пока не стали реальным инструментом в привлечении инвестиций в приоритетные секторы экономики Казахстана. Был выявлен ряд регуляторных и административных барьеров, препятствующих привлечению и удержанию инвестиций в стране.

В целях улучшения инвестиционного климата в настоящее время предпринимаются усилия по совершенствованию законодательства в сфере предпринимательской деятельности, в том числе в налоговой сфере. Уже принятые меры по совершенствованию визового режима и выдаче разрешений на работу иностранным гражданам открыли дополнительные возможности для бизнес-сообщества страны по налаживанию международного сотрудничества и облегчили контакты казахстанских граждан с иностранными партнерами в различных сферах деятельности.

8 Кредитование экономики страны продолжает рост URL: https://www.zakon.kz/4985295-kreditovanie-ekonomiki-strany.html.

9 Программа по привлечению инвестиций «Национальная инвестиционная стратегия», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2017 г. № 408.

Опыт развитых и развивающихся стран показывает, что одной из эффективных форм стимулирования инвестиционной активности на уровне регионов является создание специальных экономических зон (далее СЭЗ). На сегодняшний день в Казахстане создано десять СЭЗ в сфере обрабатывающей промышленности. В развитие инфраструктуры СЭЗ вложено 275 млрд тенге, в пяти СЭЗ создание инфраструктуры полностью завершено. На территории СЭЗ запущено 157 проектов (32 из них с иностранным участием), инвестиции в которые составили 651 млрд тенге. Особый правовой режим СЭЗ в Республике Казахстан предусматривает таможенные льготы, различные льготы по налогам, упрощенный порядок привлечения иностранной рабочей силы10.

Для участников всех СЭЗ предусмотрены следующие преференции: освобождение от корпоративного подоходного налога; земельного налога; налога на имущество; налога на добавленную стоимость при реализации на территории СЭЗ товаров, полностью потребляемых в процессе производства.

В то же время развитие инфраструктуры СЭЗ осуществляется довольно медленно, например, в Казахстане средний срок строительства инфраструктуры превышает пять лет, в то время как в мировой практике он составляет в среднем два-три года; невелика эффективность работы органов управления в регионах, поскольку сегодня на территории всех СЭЗ имеется 1417 га доступных (свободных) земельных участков с готовой инфраструктурой; есть также проблемы с применением льгот СЭЗ по причине сложного администрирования и др.

Совместно с Всемирным банком для Казахстана были выбраны приоритетные отрасли, ориентированные на повышение эффективности, которые можно разделить на две группы: «отрасли с действующим потенциалом», такие как пищевая промышленность, глубокая переработка нефти, газа и полезных ископаемых, а также машиностроение, и «перспективные отрасли», такие как ИКТ, туризм и финансы11.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в Стратегии рассматривается как один из основных инструментов для привлечения ПИИ, особенно в капиталоемкие инфраструктурные и социальные проекты. Особое внимание также уделяется поддержке действующих инвесторов и стимулированию реинвестиций.

С учетом экономических возможностей было определено 36 потенциальных стран мира, из которых 11 являются для Казахстана приоритетными (Великобритания, Германия, Италия, КНР, ОАЭ, Российская Федерация, США, Турция, Франция, Южная Корея, Япония). Для работы с каждой из стран совместно с МИДом будет разработан индивидуальный подход и конкретный план действий.

В рамках Стратегии работа будет проводиться по двум направлениям:

1. Улучшение инвестиционного климата Казахстана: повышение прозрачности и предсказуемости инвестиционной политики, реализация мер по совершенствованию визового и миграционного режимов, совершенствование законодательства в сфере защиты прав инвесторов.

2. Реализация эффективных операционных мер и внедрение новых подходов для привлечения инвестиций. Для этого создана специализированная национальная компания по инвестициям tozakh Invest с сетью зарубежных представителей и региональных филиалов, которая работает с инвесторами по принципу «одного окна». Также tozakh Invest разработала информационно-мониторинговую систему инвестпроектов CRM, которая полностью исключит «выпадение» каких-либо проектов без качественного и полноценного их анализа до начала реализации. Планируется создание карты инвестпроектов с интеграцией в информационно-мониторинговую систему, реализация механизма взаимодействия с МИДом, загранучреждениями, отраслевыми министерствами, национальными

10 Программа по привлечению инвестиций «Национальная инвестиционная стратегия».

11 Там же.

компаниями и акиматами (региональными органами управления) с четко определенным регламентом и зонами ответственности12.

Одной из важных мер по привлечению иностранных инвестиций является создание Международного финансового центра «Астана» (МФЦА)13. Для успешного развития МФЦА ему был придан особый правовой статус и выделена отдельная территория, включающая высокотехнологичную инфраструктуру «ЭКСПО-2017». Специальный статус МФЦА законодательно закреплен Конституционным законом Республики Казахстан. Так, на площадке МФЦА предусмотрен ряд привилегий для создания благоприятных условий по привлечению инвестиций:

— особый правовой режим. В МФЦА функционирует специальная юрисдикция с собственным коммерческим и гражданским правом, основанным на принципах английского права. Основной институт разрешения споров между участниками МФЦА — суд МФЦА, обеспеченный высококвалифицированными судьями с опытом практической деятельности в странах с юрисдикцией английского права. В МФЦА действует также Международный арбитражный центр, предоставляющий альтернативный способ разрешения споров;

— специальный налоговый режим. В МФЦА предусмотрены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты корпоративного и индивидуального подоходного налога до конца 2065 года;

— создание благоприятной деловой среды. По аналогии с передовым зарубежным опытом МФЦА внедряет систему «единого окна», упрощенный режим выдачи виз, регистрации, получения разрешений на работу и других регистрационных процедур;

— официальный язык. Английский язык является официальным языком МФЦА на его территории (акты МФЦА, документация, судопроизводство, сделки, а также во всех регулируемых МФЦА сферах общественных отношений).

Все эти меры, безусловно, будут способствовать развитию казахстанского фондового рынка, который в настоящее время не способен полностью удовлетворить потребности реального сектора экономики в финансовых ресурсах. Так, капитализация зарегистрированных на бирже отечественных компаний в 2017 г. составляла всего 28,6 % ВВП Казахстана. Для дальнейшего развития фондового рынка считаем необходимым:

— во-первых, увеличить количество участников фондового рынка через привлечение крупных компаний при проведении IPO;

— во-вторых, задействовать Международный финансовый центр «Астана», выпуская на нем инфраструктурные и индустриальные облигации для привлечения средств инвесторов в целях развития индустриально-инновационной деятельности в Казахстане (рис. 3).

Рисунок 3

Схема выпуска и обращения индустриальных и инфраструктурных облигаций / The scheme of issue and circulation of industry and infrastructure bonds

Источник: составлено авторами/ Source: compiled by the authors.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 https://ru. invest.gov. kz/about-us/.

13 https://aifc.kz/ru.

В целом эти меры будут способствовать оживлению как всего индустриального комплекса страны, так и банковского сектора, и фондового рынка. Таким образом, развитие МФЦА позволит позитивно повлиять на рост иностранных инвестиций, привлечение зарубежных финансовых институтов и высококвалифицированных кадров в экономику страны.

Во многих странах наряду с активной государственной политикой поддержки деятельности высокотехнологичных инновационных компаний внедрена практика льготного налогообложения доходов венчурных инвесторов. Кроме того, государства участвуют в создании венчурных фондов на основе государственно-частного партнерства [Алигожин Б., 2016]. Хотя в Казахстане венчурный способ финансирования инновационных проектов находится на начальном этапе своего развития, венчурный капитал может стать одним из главных источников долгосрочных инвестиций для активизации инновационной деятельности. Процесс становления системы венчурного финансирования в Казахстане требует наличия профессиональных участников венчурных инвестиций и их эффективного взаимодействия с субъектами инновационного сектора.

Стабилизация бюджетной системы Казахстана является еще одним важнейшим фактором повышения его инвестиционных возможностей. В свою очередь улучшение макроэкономической среды в 2018-2019 гг. положительно повлияло на увеличение доходов бюджета страны. В частности, в начале 2018 г. наблюдался некоторый рост мировых цен на нефть (до 70 долл. за баррель), произошло также снижение темпов инфляции в стране (до 7 %), активизация процессов дальнейшей децентрализации фискальной политики государства и др. Все эти факторы, безусловно, повышают уровень поступления доходов в государственный бюджет, а следовательно, и его инвестиционные возможности. Наряду с этим необходима оптимизация бюджетных расходов, а также исключение из бюджета неэффективных расходов. В целях стабилизации бюджетной системы в 2018 г. осуществлялось сокращение на 16 % расходов государственного бюджета по сравнению с 2017 г. В процентах к ВВП расходы госбюджета уменьшились с 24,9 % в 2017 г. до 19,4 % в 2018 г. — почти на 2 трлн тенге14.

В 2019 г. наблюдаются положительные тенденции увеличения доходов государственного бюджета страны. По данным первого заместителя премьер-министра — министра финансов РК Алихана Смаилова15, доходы государственного бюджета за январь-август 2019 года исполнены на 102,8 % — в казну поступило 8 трлн 407 млрд тенге. Расходы за этот период исполнены на 8 трлн 910 млрд тенге, или на 98,3 % от запланированных. Более половины из них, или 4 трлн 856 млрд тенге, были направлены на социальную сферу. Дефицит бюджета составил 503 млрд тенге, или 0,7 % от ВВП. План по доходам за этот период (без учета трансфертов) перевыполнен на всех уровнях бюджетной системы Казахстана. Доходы государственного бюджета выросли на 114,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В республиканский бюджет поступило за январь-август 2019 г. 4 трлн 363 млрд тенге доходов. Поступления в республиканский бюджет за этот период увеличились на 118,1 %, или на 660 млрд тенге, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Они были сформированы в основном за счет налогов. К увеличению объема привели совершенствование налогового и таможенного администрирования и рост экономики. В целом эти факторы способствуют улучшению инвестиционных возможностей Казахстана и окажут положительное влияние на экономический рост страны.

Для пополнения доходной базы бюджета важно использовать мировой опыт. В частности, следует обратить внимание на оптимизацию деятельности по сбору налогов. Так,

14 Прогноз социально-экономического развития РК на 2018-2022 годы. Министерство национальной экономики РК, протокол № 34 от 29 августа 2017 г

15 Из доклада первого заместителя премьер-министра — министра финансов РК Алихана Смаилова на заседании правительства / Казахстанская правда, 11 сентября 2019 г

на «цифровой основе» эффективно работают налоговые органы многих стран, прежде всего скандинавских — Швеции, Дании, Норвегии, что значительно снижает расходы на налоговое администрирование.

В последние годы наблюдается неблагоприятная тенденция снижения доли заемных средств в структуре источников финансирования основного капитала, что обусловлено недостаточностью у банков второго уровня тенговой ликвидности, а также их нежеланием предоставлять предприятиям кредиты на долгосрочной основе ввиду их закредитованно-сти и наличия проблемных кредитов. В связи с кризисными явлениями и ухудшением макроэкономической среды в 2014-2016 гг. наблюдалась стагнация банковского сектора и тенденция снижения его вклада в экономический рост. Между тем ограниченный доступ к финансированию мешает развитию частного сектора. Банковское кредитование — ключевой источник финансирования для компаний, однако отношение внутреннего кредитования частного сектора к ВВП остается относительно низким (27 %). В связи с этим необходимо консолидировать усилия коммерческих банков для увеличения объемов их собственного капитала в целях выдачи синдицированных среднесрочных и долгосрочных кредитов экономике. Однако, как было отмечено выше, с 2018 г. наметилась тенденция увеличения кредитования экономики Казахстана банками второго уровня, что должно положительно сказаться на темпах экономического развития страны.

Кроме того, для улучшения возможностей банковского кредитования модернизации казахстанской экономики и внедрения инноваций необходимо шире использовать систему гарантий. Зарубежный опыт свидетельствует, что гарантийные механизмы появились для расширения потоков капитала в реальный сектор экономики, особенно в инновационной сфере. Можно отметить следующие преимущества такой системы: уменьшается необходимость прямых бюджетных ассигнований для кредитования инновационных предприятий, оценку потенциального заемщика проводят либо финансовая организация и гарантийный фонд, либо сама финансовая организация. Предоставление гарантий по кредитам, выдаваемым инновационным предприятиям банками второго уровня и другими кредитными организациями, значительно увеличивает количество проектов, получающих необходимую финансово-кредитную поддержку.

Опираясь на опыт стран с развитыми финансово-кредитными механизмами, можно выделить два варианта:

— гарантии по банковским кредитам обеспечивает региональный фонд поддержки предпринимательства;

— гарантии по кредитам обеспечивает государство через создание гарантийного фонда, если предприятие работает в социально значимых приоритетных отраслях экономики.

Создание гарантийного фонда расширит доступ субъектов инновационной деятельности к финансовым ресурсам посредством предоставления гарантий (поручительств) организациям, кредитующим инновационные предприятия, обеспечит возмещение потерь по невозвращенным в установленный срок кредитам, компенсацию разницы в процентных ставках кредиторам [Аксенов В. С., Тараруева А. А., 2010].

Для реализации всего инвестиционного потенциала Казахстана необходимы и другие реформы, поскольку проблемы с обеспечением верховенства права и коррупцией остаются двумя главными ограничениями для бизнеса в стране. Непрозрачное применение законодательства является главной проблемой и препятствием для наращивания объемов торговли и инвестиций. Иностранные инвесторы жалуются на отсутствие единых стандартов. Хотя правительство республики приняло несколько имеющих позитивный эффект прогрессивных законов (в частности, был повышен уровень независимости судебной системы), местные власти зачастую могут толковать правила по своему усмотрению. Кроме того, в индексе восприятия коррупции Казахстан занимает 122-е место среди 180 стран. План нации «100 конкретных шагов», реализация которого была начата в 2015 г., стал первой попыткой преодолеть эти системные проблемы с помощью конкретных мер

(формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов власти). Правительство сделало искоренение коррупции стратегическим приоритетом и принимает все меры для ее снижения, включая выработку антикоррупционной политики, повышение заработной платы госслужащих и институциональные реформы [BCG, 2018].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом по результатам исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации для реализации инвестиционных возможностей Казахстана и активизации финансового рынка в целях ускорения финансирования темпов технологической модернизации экономики.

1. В целях дальнейшего развития недобывающих отраслей экономики Казахстан принял новую «Национальную инвестиционную стратегию на 2018-2022 гг.», включающую реформу инвестиционного климата, привлечение инвестиций на международной арене и программу приватизации. При этом создание Международного финансового центра «Астана» рассматривается как одна из мер по развитию финансового рынка страны для привлечения иностранных инвестиций. Средства накопительных пенсионных фондов, страховых компаний, паевых инвестиционных и других фондов также должны работать на подъем и развитие отечественной промышленности.

2. Необходимо повысить качество разработки Государственной программы индустриально-инновационного развития страны на 2020-2024 гг., уделив особое внимание переходу казахстанской экономики на Индустрию 4.0.

3. Реализация третьего этапа индустриализации Казахстана предполагает мероприятия по привлечению ТНК в обрабатывающий сектор для выпуска экспортных товаров и выхода Казахстана на мировые рынки. Следует создавать совместные предприятия с «якорными инвесторами» — международными стратегическими партнерами [Сатыбалдин А. А., 2016]. Принимаемые в республике меры по созданию благоприятных условий для инвесторов уже способствуют притоку значительного объема иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. Сегодня в нее вкладывают свои финансовые ресурсы более 40 стран мира.

4. Банковская система Казахстана испытывает определенные трудности с привлечением дополнительных долгосрочных источников финансирования для кредитования экономики. В связи с этим необходимо консолидировать усилия коммерческих банков для увеличения объемов их собственного капитала в целях выдачи синдицированных среднесрочных и долгосрочных кредитов экономике.

5. В настоящее время основную долю в источниках финансирования основного капитала занимают собственные средства предприятий. Однако этих средств недостаточно для коренной модернизации казахстанской экономики. Второе место среди источников финансирования основного капитала занимают бюджетные средства. Считаем, что «для улучшения инвестиционных возможностей государства необходимо продолжить работу по пересмотру всей системы государственных доходов, прежде всего следует расширить доходную базу бюджета, отменить все неэффективные налоговые льготы, оптимизировать налоговые режимы, повысить прозрачность налоговой сферы и обеспечить эффективность налогового администрирования, только тогда каждый субъект экономики будет заинтересован в том, чтобы платить налоги в полном объеме» [Кучукова Н. и др., 2018].

Все эти меры дадут мощный импульс развитию инвестиционных возможностей страны для реализации масштабных стратегических задач по ускоренной технологической модернизации и цифровизации экономики Казахстана, что позволит в конечном счете повысить производительность труда и конкурентоспособность страны на мировом рынке и обеспечит качественное улучшение жизни всех казахстанцев.

Список источников

Аксенов В. С., Тараруева А. А. Финансово-кредитный механизм региональной поддержки малого бизнеса // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2010. № 1. С. 121-131.

Алигожин Б. Венчурный капитал как фактор активизации инновационной деятельности // Экономика и статистика. 2016. № 4. C. 83-89.

Кучукова Н., Шаяхметова К. О., Тюлюндиева Н. М. Инвестиционные возможности Казахстана // Реформы. 2018. № 3 (79). C. 16-31.

Назарбаев Н. А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства. Астана, 14 декабря 2012 г. URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=31305418.

Назарбаев Н. А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность. Астана, 31 января 2017 г. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=35676318.

Назарбаев Н. А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции. Астана, 10 января 2018 г. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=38416707.

Сатыбалдин А. А. Стратегические направления развития экономики Казахстана в условиях глобальной нестабильности // Наука и мир. 2016. № 2. С. 71-74.

Инвестиции в Центральную Азию: Один регион — множество возможностей / BCG, 2018.

Asian Development Outlook 2018 Update: Maintaining Stability Amid Heightened Uncertainty / ADB, 2018.

World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy / UNCTAD, 2017.

Поступила в редакцию 29 июня 2019 г.

Принята к публикации 12 декабря 2019 г.

DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-108-125

Financial and Economic Development of Kazakhstan: Implementation of Investment Opportunities

Nurilya K. Kuchukova1 (e-mail: [email protected])

1 L. N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan 010008, Republic of Kazakhstan Lyazzat A. Talimova2 (e-mail: [email protected])

2 Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz, Karaganda 100009, Republic of Kazakhstan Abstract

The article is devoted to the study of investment opportunities of Kazakhstan for accelerated technological modernization of the economy, since in the new global reality, active innovative industrialization of the country is the most important priority of the new model of economic growth in the framework of the fourth industrial revolution. The article discusses ways to solve the problem of the lack of sufficient financial resources for a quality update of fixed assets of the industry. For the Republic of Kazakhstan, the most attractive sources of financing for industrial and innovative activities are foreign investments, the development of a guarantee system that will expand the possibilities of bank lending, as well as the use of syndicated lending and venture investment mechanisms. In addition, an important way to attract portfolio foreign investment in the country along with direct foreign investment is to develop the stock market, in particular, the Astana International Financial Center, which will facilitate the entry of large institutional and private investors into the Kazakhstani market. It is concluded that in order to attract potential investors to the Kazakhstan market, it is necessary first of all to reduce taxes, because currently the total tax rate in Kazakhstan is high. Along with this, it is necessary to introduce incentive incentives specifically for investment in the manufacturing sector, since at present the bulk of investments are in the extractive industry.

Keywords: financial and economic development, investment opportunities, Kazakhstan, the fourth industrial revolution, sources of financing investments, Astana International Financial Center, digital technologies

JEL: H54

For citation: Kuchukova N.K., Talimova L.A. Financial and Economic Development of Kazakhstan: Implementation of Investment Opportunities. Financial Journal, 2019, no. 6, pp. 108-125 (In Russ.). DOI: 10.31107/ 2075-1990-2019-6-108-125.

References

ADB (2018). Asian Development Outlook 2018 Update: Maintaining Stability Amid Heightened Uncertainty. Aligozhin B. (2016). Venture Capital as a Factor in the Intensification of Innovative Activity. Ekonomika i statistika — Economics and Statistics, no 4. pp. 83-89 (In Russ.).

Aksenov V.S., Tararueva A.A. (2010). Financial Credit System of Small Business Regional Support. Bulletin of the Russian State University for the Humanities. "Economics. Management. Law" Serie, no. 1, pp. 121-131 (In Russ.). BCG (2018). Investing in Central Asia: One Region, Plenty of Opportunities (In Russ.).

Kuchukova N., Shayakhmetova K.O., Tiuliundieva N.M. (2018). Investment Opportunities in Kazakhstan. Reforma — Reforms, no. 3 (79), pp. 16-31 (In Russ.).

Nazarbayev N. (2012). State of the Nation Address of President of the Republic of Kazakhstan. Strategy "Kazakhstan-2050". The New Political Course of the Successful State, Astana, December 14 (In Russ.). Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31305418.

Nazarbayev N. (2017). State of the Nation Address of President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev. The Third Modernization of Kazakhstan: Global Competitiveness, January 31, Astana (In Russ.). Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35676318.

Nazarbayev N. (2018). State of the Nation Address of President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev. New Development Opportunities in the Context of the Fourth Industrial Revolution, January 10, Astana (In Russ.). Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38416707.

Satybaldin A.A. (2016). Strategic Growth Priorities of Kazakhstan Economy Under the Conditions of Global Unsteadiness. Nauka i mir — Science and World, no. 2, pp. 71-74 (In Russ.).

UNCTAD (2017). World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy.

Received 29.06.2019 Accepted for publication 12.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.