Научная статья на тему 'УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ - НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ'

УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ - НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ / ПОДНАДЗОРНЫЕ ЛИЦА / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Днепров Сергей Антонович, Хилюк Софья Олеговна

Рассматриваются проблемы подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации - будущих участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних к реабилитационной деятельности среди лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел. Приводятся результаты экспериментального исследования отношения будущих сотрудников полиции к социально-педагогической реабилитационной работе с гражданами, состоящими на учете в полиции. Проводится анализ того, как положительный профессиональный опыт влияет на формирование уверенности будущих работников органов внутренних дел в своих силах при работе с поднадзорных. Предлагаются меры по улучшению подготовки к этой работе на основе современных учебно-методических материалов. В качестве конкретного примера таких материалов приводится пособие «Кейс-стади для подготовки сотрудников правоохранительных органов к осуществлению социально-педагогической реабилитационной работы с поднадзорными гражданами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Днепров Сергей Антонович, Хилюк Софья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONFIDENCE AS AN ESSENTIAL COMPONENT OF GAINING EXPERIENCE IN SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABLLITATION ACTIVITIES OF A DISTRICT POLICE OFFICER

The article deals with the problems of training cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation - future district commissioners and inspectors for minors for rehabilitation activities among persons registered in the internal affairs bodies. The results of an experimental study of the attitude of future police officers to social and pedagogical rehabilitation work with citizens registered with the police are presented. The analysis of how positive professional experience affects the formation of confidence of future employees of the internal affairs bodies in their abilities when working with supervised persons is carried out. Measures are proposed to improve the preparation for this work on the basis of modern educational and methodological materials. As a concrete example of such materials, "Case studies for training law enforcement officers to carry out socio-pedagogical rehabilitation work with supervised citizens" are given.

Текст научной работы на тему «УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ - НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ»

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГ111 llll'llli ii||| щ

ЭО!: 10.25586^Ми.НЕТ.21.04.Р.49 УДК 378:159.9

С.А. Днепров,

Российский государственный профессионально-педагогический университет С. О. Хилюк,

Уральский юридический институт МВД России

Уверенность в своих силах -необходимый компонент формирования опыта социально-педагогической реабилитационной деятельности участкового уполномоченного полиции

В Российской Федерации проводится огромная работа по укреплению законности и правопорядка во всех сферах жизни общества. Однако несмотря на усилия правоохранительных органов сохраняется тенденция к росту числа рецидивных преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и ранее судимыми лицами.

В сложившейся ситуации на помощь гражданам, которые становятся жертвами преступлений, должно приходить государство в лице сотрудников правоохранительных органов, и прежде всего -участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних. Чтобы профилактическими мерами остановить рост числа, изощренности и жестокости преступлений, которые совершают ранее судимые граждане и подростки, необходимо существенное повышение социально-педагогической компетентности сотрудников правоохранительных органов. Особого внимания требует подготовка будущих полицейских к осуществлению профилактической работы.

Однако для предотвращения рецидивных преступлений и асоциальных форм поведения одной лишь профилактики недостаточ-

© Днепров С.А., Хилюк С.О., 2021

Уральский юридический институт МВД России

но. Сотрудники полиции должны быть подготовлены к осуществлению целого комплекса социально-педагогических реабилитационных мероприятий. К ним относятся:

1) активное участие в решении социально-бытовых проблем лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел, в том числе и их обеспечение предметами первой необходимости;

2) вовлечение лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел, в

полезную, социально одобряемую учебную, профессиональную и творческую созидательную деятельность;

3) одобрение и поощрение всех достижений этих лиц;

4) завоевание сотрудником полиции доверия и авторитета среди лиц, состоящих на учете, а также среди членов их семей, что даст возможность организовать совместную продуктивную социально-педагогическую реабилитацию;

СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ ДНЕПРОВ

Российская Федерация, г. Екатеринбург

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета. Сфера научных интересов: профессионально-педагогическое образование. Автор 146 опубликованных научных работ. Электронная почта: dneprovsergey@gmail.com

SERGEY A. DNEPROV Yekaterinburg, Russian Federation

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Professional Pedagogy and Psychology of the Russian State Professional Pedagogical University. Research interests: professional and pedagogical education. Author of 146 published scientific papers. Email address: dneprovsergey@gmail.com

СОФЬЯ ОЛЕГОВНА ХИЛЮК Российская Федерация, г. Екатеринбург

преподаватель кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин Уральского юридического института МВД России. Сфера научных интересов: профессиональная подготовка курсантов и слушателей к социально-педагогической реабилитационной деятельности, улучшение качества профессионального образования будущих сотрудников полиции. Автор 45 опубликованных научных работ. Электронная почта: S_khilyuk@mail.ru

SOFYA O. KHILYUK Yekaterinburg, Russian Federation

Teacher of the Department of General Psychology and Humanities of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Research interests professional training of cadets and trainees for social and pedagogical rehabilitation activities, improving the quality of professional education of future police officers. Author of 45 unpublished scientific papers. Email address: S_khilyuk@mail.ru

Рассматриваются проблемы подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации - будущих участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних к реабилитационной деятельности среди лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел. Приводятся результаты экспериментального исследования отношения будущих сотрудников полиции к социально-педагогической реабилитационной работе с гражданами, состоящими на учете в полиции. Проводится анализ того, как положительный профессиональный опыт влияет на формирование уверенности будущих работников органов внутренних дел в своих силах при работе с поднадзорных. Предлагаются меры по улучшению подготовки к этой работе на основе современных учебно-методических материалов. В качестве конкретного примера таких материалов приводится пособие «Кейс-стади для подготовки сотрудников правоохранительных органов к осуществлению социально-педагогической реабилитационной работы с поднадзорными гражданами».

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, сотрудник полиции, профессиональный опыт, уверенность в своих силах, поднадзорные лица, рецидивная преступность, асоциальное поведение несовершеннолетних.

The article deals with the problems of training cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation - future district commissioners and inspectors for minors for rehabilitation activities among persons registered in the internal affairs bodies. The results of an experimental study of the attitude of future police officers to social and pedagogical rehabilitation work with citizens registered with the police are presented. The analysis of how positive professional experience affects the formation of confidence of future employees of the internal affairs bodies in their abilities when working with supervised persons is carried out. Measures are proposed to improve the preparation for this work on the basis of modern educational and methodological materials. As a concrete example of such materials, "Case studies for training law enforcement officers to carry out socio-pedagogical rehabilitation work with supervised citizens" are given.

Key words: social and pedagogical rehabilitation, police officer, professional experience, self-confidence, supervised persons, recidivism, antisocial behavior of minors.

5) поощрение проявления социально одобряемых интересов, активности и инициативы в решении любых социально-значимых проблем;

6) вовлечение реабилитируемых в процесс социально-педагогической реабилитации своих сверстников, ведущих асоциальный образ жизни, оказание им помощи и поддержки;

7) постепенное снижение вовлеченности в жизни реабилитируемого, что позволит по мере увеличения его внутреннего реабилитационного потенциала, построить собственную «резильентность», то есть развить способность добиваться значительного успеха при низких стартовых возможностях [2, с. 40-50].

По нашему мнению, уровень педагогической и психологической подготовки полицейских, а также опыт, приобретаемый ими за период обучения в вузе, по этим направлениям пока недостаточны.

О.В. Соловьева, А.А. Папура отмечают, что уверенность в способности осуществлять ту или иную деятельность основывается прежде всего на опыте и знаниях человека [14, с. 63]. Очевидно, что опыт профессиональной социально-педагогической реабилитационной работы будет формироваться у курсантов и слушателей только в том случае, если они будут выполнять свои профессиональные обязанности, будучи уверенными в правильности и законности своих действий.

Порядок прохождения практики курсантов и слушателей в органах внутренних дел регламентируется приказом МВД РФ от 7 апреля 1993 года № 158 «Об утверждении Типового положения об организации и проведении учебной практики курсантов и слушателей учебных заведений МВД Российской Федерации в органах внутренних дел» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 года № 1383 «Об утверждении Положения о практике обу-

ПСИХОЛОГ111 ИИ'ИП ii||| щ

Таблица 1

Уверенность в своих силах, подтвержденная формирующимся профессиональным опытом

Утверждения Ответы-реакции обучающихся

да скорее да, чем нет скорее нет, чем да нет

№ 40: «На практике у меня появилась уверенность, что я правильно выбрал профессию» 64 (28%) 111 (48%) 41 (18%) 15 (6%)

№ 14: «Работа с надзорными дала мне социальный опыт, на основе которого я стал профессиональнее, чем мои товарищи» 48 (21%) 83 (36%) 46 (20%) 54 (23%)

№ 12: «Мне больше приносит удовлетворение работа с надзорными у них дома, нежели в отделе полиции» 9 (4%) 30 (13%) 86 (37%) 106 (46%)

№ 27: «В нашем обществе разные люди, в том числе и преступники, но я, занимаясь социально-педагогической реабилитационной деятельностью с лицами, находящимися под надзором, ощущаю себя частью этого общества» 35 (15%) 63 (27%) 55 (24%) 78 (34%)

чающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования».

В приказах говорится о том, что обучающиеся обязаны изучать нормативно-правовые акты, активно участвовать в жизни коллектива, проявлять бдительность, организованность, инициативность [10, 11]. Однако они не определяют порядок обучения курсантов и слушателей практическим основам осуществления профилактической работы и социально-педагогической реабилитационной деятельности с гражданами, находящимися на учете в органах внутренних дел.

В силу этого и других обстоятельств будущие полицейские часто не уверены в своей способности осуществлять реабилитационную работу, так как не обладают необходимыми для ее проведения психолого-педагогическими знаниями, опытом и заинтересованностью. Об этом свидетельствуют и результаты констатирующего педагогического эксперимента, проведенного нами в Уральском юридическом институте Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2019 году.

В эксперименте принял участие 231 обучающийся четвертого и пятого курсов этого вуза в возрасте от 20 до 23 лет. Все испытуемые прошли практику в отделах полиции. Обучающимся было предло-

жено реагировать на утверждения разработанной нами анкеты «Социально-реабилитационная работа в структуре профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов».

Проведенный опрос позволил выявить проблемы в отношениях курсантов и слушателей к службе в органах внутренних дел, в особенности к проведению социально-педагогических реабилитационных мероприятий с поднадзорными (см.: [3, с. 4-14]). Одной из наиболее остро стоящих проблем, препятствующих успешному осуществлению социально-педагогической реабилитации, является отсутствие у курсантов и слушателей уверенности в своих силах.

Факторный анализ ответов испытуемых позволил выявить восемь утверждений, отражающих уверенность обучающихся в своей способности служить в полиции и осуществлять социально-педагогическую реабилитацию поднадзорных граждан (табл. 1 и 2).

Уверенность в правильном выборе профессии после прохождения практики появилась всего у 28% курсантов и слушателей, которые выбрали вариант ответа «да» на утверждение № 40 «На практике у меня появилась уверенность, что я правильно выбрал профессию».

Обращает на себя внимание, что реакция 48% опрошенных на утверждение № 40 была «скорее да, чем нет». Обучающиеся затрудни-

лись уверенно заявить о правильности выбора профессии из-за того, что их представления о работе в полиции не в полной мере совпали с теми служебными обязанностями и задачами, которые им пришлось выполнять в период практики.

После прохождения практики обучающиеся отмечают, что нравственный образ полицейского, который сложился у них за период обучения в образовательной организации МВД России, не соответствует нравственному облику тех реальных сотрудников полиции, с которыми курсанты и слушатели встретились на практике. В рассматриваемой связи необходимо отметить, что вместе с опытом сотрудники полиции приобретают еще и черты профессионально-нравственной деформации, которая может проявляться как в безответственном отношении к работе, так и в халатном исполнении своих служебных обязанностей.

Т. С. Еремеева и А. С. Чебарева отмечают, что среди сотрудников полиции, имеющих большой профессиональный опыт и стаж службы, нередко встречаются и те, кто подвержен призонизации (от фр. le prison - «тюрьма») - крайней степени деформации (профессиональной деградации), которая выражается в нарушениях закона, аморальности, асоциальном поведении (см.: [6, с. 100-109]).

Формирование нравственного идеала у обучающихся образовательных организаций системы МВД России и так достаточно затруднено из-за того, что в образовательно-воспитательном процессе и обыденном сознании не представлена фигура конкретного полицейского, наделенного хотя бы некоторыми чертами идеального образа. Наоборот, современная массовая культура и средства массовой информации навязывают деструктивный образ полицейского [8]. На наш взгляд, именно из-за этого 18% обучающихся ответили, что скорее не уверены в выбранной профессии. А 6% курсантов и слушателей относительно утверждения № 40 указали, что после практики у них появилась уверенность, что они неверно выбрали профессию.

Что касается утверждения № 14: «Работа с надзорными дала мне социальный опыт, на основе которого я стал профессиональнее, чем мои товарищи», то 21% обучающихся согласились с ним («да») и отметили, что получили социальный опыт после работы с поднадзорными категориями граждан. Это те курсанты и слушатели, которым в период прохождения практики удалось провести социально-педагогическую реабилитационную работу с лицами, состоящими на учете в органах внутренних дел, или наблюдать за тем, как ее осуществляют их коллеги. В числе испытуемых 36% выбрали ответ-реакцию («скорее да»), согласно которому они получили социальный опыт работы с поднадзорными.

Однако не все обучающиеся в период прохождения практики осуществляли профилактическую работу с поднадзорными, так как данное направление работы предполагает общение с лицами, ранее судимыми, которые склонны к конфликтному и агрессивному поведению. Обучающиеся не готовы к урегулированию подобных ситуаций, поскольку не чувствуют уверенности, что могут успешно их преодолеть.

Как отмечает О. В. Плешакова, ранее судимые склонны к нападению на сотрудников полиции, так как они являются социально незрелыми членами общества, поэтому их поведение невозможно предсказать. Кроме того, многие из них злоупотребляют спиртными напитками, что также может послужить причиной агрессивного поведения в общении с полицейскими [9].

Среди опрошенных 29% выбрали в качестве ответа-реакции на утверждение № 14 «скорее нет, чем

да». Чем это объясняется? Дело в том, что после прохождения практики обучающиеся рассказывают о том, что социально-педагогическая реабилитационная работа в отделах полиции ограничивается встречами участкового уполномоченного полиции и поднадзорного с целью сбора информации для рапорта. Некоторые сотрудники полиции вовсе формально относятся к данному направлению работы, считая его малоэффективным. Из-за этого 23% обучающихся подтвердили, что не получили никакого опыта в процессе общения с поднадзорными. Между тем в соответствии с прика-

зом от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» участковые уполномоченные полиции обязаны осуществлять профилактическую работу с гражданами, состоящим на учете в полиции; данное направления работы является не менее значимым, чем пресечение или раскрытие преступлений [1].

В качестве ответа-реакции на утверждение № 12 «Мне больше приносит удовлетворение работа с над-

зорными у них дома, нежели в отделе полиции» вариант «да» выбрали всего 4% опрошенных. В соответствии с Федеральным законом № 64 от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» сотрудники полиции обязаны посещать поднадзорных граждан по месту жительства, проверять условия их проживания, беседовать с родственниками и соседями ранее судимых. Однако обучающиеся не уверены в том, что смогут самостоятельно проводить профилактическую работу с лицами, ранее судимыми, по месту их жительства,

Инспектор по делам несовершеннолетних призван играть ведущую роль в предотвращении детской преступности и асоциального поведения подростков. Поэтому ему требуется солидная психолого-педагогическая подготовка

ПСИХОЛОГ111 ИИ'ИП м||| Щ

Таблица 2

Сомнение в своей профессиональной компетентности

Утверждения Ответы обучающихся

да скорее да, чем нет скорее нет, чем да нет

№ 52: «Я не уверен, что смогу работать для социально-педагогической реабилитации ранее судимых и несовершеннолетних состоящих на учете» 24 (10%) 44 (19%) 77 (33%) 86 (37%)

№ 10: «Я допускаю, что "надзорные" будут продолжать совершать правонарушения даже после проведения мной с ними воспитательных бесед» 61 (26%) 107 (46%) 47 (20%) 17 (7%)

№ 41: «Я пока не знаю, как проводить социально-реабилитационную работу с "надзорными", но мне бы это понравилось» 23 (9%) 96 (41%) 67 (29%) 45 (19%)

№ 7: «Я не уверен, что смогу найти общий язык с несовершеннолетними, состоящими на учете, мне бы это не понравилось» 17 (7%) 38 (16%) 83 (36%) 93 (40%)

так как не обладают психолого-педагогическими знаниями для осуществления социально-педагогической реабилитации поднадзорных граждан. Отсутствие уверенности в своих силах приводит к тому, что в профессиональной деятельности будущие сотрудники полиции будут формально подходить к своим обязанностям по осуществлению социально-педагогической реабилитации граждан, следствием чего станет рост рецидивов.

На утверждение № 12 36% обучающихся ответили «скорее да, чем нет», так как понимают, что в обязанности участковых уполномоченных полиции входит обязательное посещение лиц, находящихся на учете в органах внутренних дел по месту жительства. О неготовности курсантов и слушателей осуществлять данное направление работы свидетельствуют выбранные 37% обучающихся варианты ответов «скорее нет, чем да» и вариант ответа «нет», который предпочли 46% опрошенных.

Такое число обучающихся, не готовых осуществлять работу с поднадзорными у них дома, подтверждает необходимость их профессиональной подготовки к социально-педагогической реабилитационной деятельности, в рамках которой у них будут сформированы практические навыки, а также психолого-педагогические, виктимо-логические, юридические знания в области социально-педагогиче-

ской реабилитации. Это повысит уверенность обучающихся в области осуществления профилактической и реабилитационной работы с поднадзорными.

В качестве ответа-реакции на ут-верждение№ 27 «В нашем обществе разные люди, в том числе и преступники, но я, занимаясь социально-педагогической реабилитационной деятельностью с лицами, находящимися под надзором, ощущаю себя частью этого общества» 15% опрошенных выбрали вариант «да». Приходится констатировать, что мотивацией к поступлению на службу в полицию не всегда выступает желание служить закону и народу своей страны. Иногда причинами поступления в юридические институты МВД России становится ожидаемая стабильность заработной платы, социальные льготы, властные полномочия и желание самоутвердиться.

Курсанты и слушатели ощущают ответственность за своих поднадзорных перед обществом. Осуществляя социально-педагогическую реабилитационную работу, они тем самым обеспечивают профилактику преступности и асоциального поведения. Среди обучающихся 27% скорее согласны с тем, что они ощущают себя частью общества, где есть преступники, с которыми они проводят социально-педагогическую реабилитационную работу. В данном случае курсанты и слушатели разграничивают за-

конопослушное общество, частью которого они себя считают, и преступное сообщество, с членами которого они должны осуществлять социально-педагогическую реабилитационную деятельность во благо законопослушных граждан.

Но 24% обучающихся восприняли данное утверждение так, словно они представляют собой часть преступного общества, поскольку осуществляют социально-профилактическую работу с преступниками, и поэтому ответили, что скорее всего не ощущают себя частью этого общества. Более трети опрошенных -34% также ответили, что не считают себя частью общества, где есть преступники, определяя их в отдельную категорию граждан, совершивших преступные деяния.

Вместе с реакцией относительно утверждений, подразумевающих уверенность респондентов в своих силах и приобретение ими профессионального опыта, весьма значительный интерес представляют ответы-реакции, выявляющие неуверенность курсантов в своей профессиональной компетентности (см. табл. 2).

Неуверенность в своих силах и отсутствие знаний и умений для осуществления социально-педагогической реабилитационной деятельности поднадзорных привели к тому, что с утверждением № 52 «Я не уверен, что смогу работать для социально-педагогической реабилитации ранее судимых и несовер-

Участковый уполномоченный - центральная фигура органов внутренних дел. Именно на нем лежит львиная доля обязанностей в области профилактики правонарушений

шеннолетних состоящих на учете» согласились 10% опрошенных. Вариант ответа «скорее да, чем нет» предпочли 19% курсантов и слушателей. Видимо, в процессе обучения в образовательных организациях системы МВД России недостаточно внимания уделяется как теоретическим вопросам подготовки обучающихся к социально-педагогической реабилитационной деятельности, так и практической отработки ее навыков.

В процессе изучения приказов, регламентирующих служебные задачи, обучающиеся узнают о том, что в их обязанности будет входить работа с поднадзорными, но разъяснения о том, как именно должно быть организовано это направление работы, они не получают. В учебном плане по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» всего около 5% дисциплин имеют психолого-педагогическую направленность, причем некоторые из них относятся к дисциплинам по выбору. Это означает, что не все дисциплины психолого-педагогического цикла изучаются курсантами и слушателями.

Однако в профессии полицейского психолого-педагогические знания нужны не только для успешного осуществления социально-педагогической реабилитации, но и для проведения оперативной деятельности, следственных действий и в общении с различными категориями граждан. Среди обучающихся 33% на утверждение № 52 ответили, что, скорее всего, смогут осуществлять социально-педагогическую реабилитационную деятельность поднадзорных граждан, но при этом они признаются, что не уверены в своих умениях и способности проводить социально-педагогические реабилитационные мероприятия, а также в том, что смогут найти общий язык с поднадзорными. В то же время они осознают неизбежность того, что им придется реализовывать данное направление работы и отвечать за

него, поэтому и высказывают свою готовность к работе с поднадзорными лицами несмотря на неуверенность в своих знаниях.

В числе опрошенных обучающихся 37% уверены, что смогут работать в сфере социально-педагогической реабилитации ранее судимых и несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел. Уверенность в своих силах обрели те обучающиеся, которые в процессе практики сталкивались с осуществлением социально-педагогической реабилитационной деятельности. Положительный практический опыт сформировался только благодаря тому, что обучающиеся дополнительно интересовались данным вопросом, готовили по данной теме научные статьи, принимали уча-

стие в научных конференциях и круглых столах по проблеме профилактики подростковой и рецидивной преступности.

Тем не менее доля обучающихся, готовых осуществлять социально-педагогическую реабилитацию поднадзорных, составила всего 37%. Но и их готовность проводить данную работу, к сожалению, не подкреплена практическими знаниями о том, как ее необходимо осуществлять.

Относительно утверждения № 10: «Я допускаю, что поднадзорные лица будут продолжать совершать правонарушения даже после проведения мной с ними воспитательных бесед» 26% опрошенных обучающихся выбрали вариант ответа «да». Дело в том, что участникам нашего исследования известно, что,

ПСИХОЛОГ111 ЛИЧНО III щ

например, в 2019 году в Свердловской области наблюдался рост подростковой преступности, так как в области проживает большое количество неблагополучных семей, а также лиц, ранее судимых, которые оказывают негативное влияние на подростков и вовлекают их в совершение противоправных действий [12]. Ссылаясь на статистические данные, 46% опрошенных выбрали вариант ответа «скорее да, чем нет».

Ответы-реакции обучающихся на утверждения анкеты очень важны для нас, так как свидетельствуют о том, что курсанты и слушатели не уверены в результативности социально-педагогической реабилитационной работы с поднадзорными из-за того, что пока не знают, как ее необходимо проводить. Подобное отношение к этой работе может впоследствии привести к тому, что курсанты и слушатели будут осуществлять ее формально, а это создаст предпосылки для дальнейшего роста рецидивной и подростковой преступности.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что у обучающихся не сформировано ценностное отношение к социально-педагогической реабилитационной деятельности. Многие из них уверены, что она отвлечет их от решения более важных проблем, таких, например, как работа по заявлениям потерпевших. Поэтому одной из задач профессиональной подготовки обучающихся к социально-педагогической реабилитации поднадзорных лиц является формирование у курсантов и слушателей ценностного отношения к профилактической работе с лицами, состоящими на учете в органах внутренних дел. Важно показать, как социально-педагогическая реабилитация поднадзорных может способствовать снижению рецидивной и подростковой преступности за счет существенного улучшения качества их жизни путем освоения нравственных, культурных, духовных ценностей.

Отсутствие желания и интереса качественно осуществлять социально-педагогическую реабилитацию с поднадзорными обусловливает и слабая мотивация обучающихся к поступлению на службу в полицию. Недостаточность собственной мотивации к обучению в образовательной организации системы МВД России, как отмечают В.В. Симонова и Н.Н. Егорова, может повлечь равнодушное или попустительское отношение к своим обязанностям, в том числе и в отношении работы с поднадзорными [5, с. 73].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наше исследование показало, что всего 7% курсантов и слушателей полностью уверены в том, что после проведения социально-педагогической реабилитации лица, состоящие на учете в органах внутренних дел, не будут совершать противоправные деяния. Еще 20% обучающихся скорее уверены в том, что после осуществления реабилитационной работы поднадзорные не станут совершать правонарушения и преступления. Эти опрошенные отметили, что им интересно узнавать о сущности, структуре и содержании такого направления работы, как социально-педагогическая реабилитация. Однако их познания пока ограничиваются представлениями о том, как нужно проводить воспитательные беседы и осуществлять сбор информации для составления рапорта о проверке поднадзорного по месту жительства, но они готовы и желают расширять свои знания.

Относительно утверждения № 41 «Я пока не знаю, как проводить социально-реабилитационную работу с "надзорными", но мне бы это понравилось» всего 9% опрошенных выбрали вариант ответа «да», а 41% опрошенных выразили свою неуверенность в необходимости получать знания и опыт в области социально-педагогической реабилитации, выбрав вариант ответа «скорее да, чем нет».

Осуществление социально-педагогической реабилитации - это

длительный и трудоемкий процесс, который требует постоянной вовлеченности сотрудника полиции в образ жизни поднадзорного. В первую очередь необходимо установить с ним доверительные отношения, что требует от полицейского дополнительных знаний в области психологии общения, педагогики, психологии личности и возрастной психологии. Впоследствии после знакомства с поднадзорными и установления с ними доверительных отношений важно постоянно участвовать в их жизни, а не время от времени заходить и проверять их поведение по месту жительства. К сожалению, обучающиеся, прошедшие практику. отмечают, что высокая загруженность участковых уполномоченных полиции, вызванная многофункциональностью их подразделений и постоянным дефицитом личного состава приводит к тому, что мероприятия по социально-педагогической реабилитации проводится время от времени, что снижает ее эффективность до полного отсутствия положительных сдвигов в поведении и образе жизни поднадзорных. По этой же причине 29% опрошенных курсантов и слушателей отмечают, что осуществление социально-педагогической реабилитационной работы, скорее всего, им бы не понравилось.

Практика в отделах полиции наглядно показала обучающимся, какое большое число служебных задач необходимо выполнять участковым уполномоченным полиции за сравнительно небольшой промежуток времени. Значимость раскрытия преступлений и правонарушений по «горячим следам», а также сроки принятия решения по заявлениям граждан, установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ, делают эти направления работы участковых инспекторов первоочередными, отодвигая профилактическую работу на второй план. Данные обстоятельства приводят к существенному снижению

интереса у обучающихся к проведению социально-педагогической реабилитационной работы с поднадзорными.

С утверждением № 41 не согласились 19% опрошенных. Обучающиеся сообщают о том, что им не понравилось проводить социально-педагогическую работу с поднадзорными, так как они считают, что на нее уходит очень много времени, а ее эффективность зависит не только от них, но еще и от сознательности и социальной зрелости поднадзорных. К сожалению, не все подучетные обладают достаточными внешними и внутренними ресурсами для полного восстановления способности к нормальной жизни [13]. У них возникают проблемы с трудоустройством, разрушаются семьи. Они теряют друзей. Им сложно возобновить те социальные контакты, которые у них были до судимости. Что же касается несовершеннолетних правонарушителей, то

это подростки, которые в силу возраста еще не способны в полной мере осознавать совершаемые ими преступные деяния. Кроме того, они зачастую подвержены влиянию криминальных авторитетов и также не имеют возможности выйти из-под этого влияния. Отсутствие внешних ресурсов выражено в отсутствии поддержки семьи. Большее число поднадзорных подростков воспитываются в неблагополучных семьях.

Социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков требует от сотрудников полиции особого внимания. О. А. Тере-гулова отмечает, что начальными источниками делинквентного поведения несовершеннолетних можно считать прогулы в школе, снижение интереса к обучению, агрессивное поведение, присвоение чужих денег и личных вещей, физическое насилие над более слабыми, сквернословие, а также низкий уровень ответственности за свои поступки

(см.: [15, с. 78-85]). Поэтому учителя обязаны выявлять и сообщать о подобных проявлениях школьников родителям, а в случае неисправления ситуации - в органы внутренних дел.

Не все курсанты и слушатели уверены в том, что они смогу справиться с подростковой агрессией и безответственностью. Об этом свидетельствуют ответы-реакции опрошенных на утверждение № 7: «Я не уверен, что смогу найти общий язык с несовершеннолетними, состоящими на учете, мне бы это не понравилось». С данным утверждением согласилось 7% обучающихся, а вариант ответа «скорее да, чем нет» предпочли выбрать 16% курсантов и слушателей. Данные показатели обусловлены тем, что не все обучающиеся даже после прохождения практики в органах внутренних дел имеют полностью сформированное представление о сущности социально-педагогической реабилитационной рабо-

На церемонии вручения дипломов выпускникам Уральского юридического института МВД России

ПСИХОЛОГИ II ЛИЧНО III щ

ты с подростками. Среди опрошенных курантов и слушателей есть и те, у которых сложилось неверное представление о данном виде работ, так как их наставники на глазах курсантов проявляли грубость в отношении подростков, вступали с ними в конфликты, не могли разрешить элементарные спорные ситуации и справиться с агрессией несовершеннолетних. Полученный на практике негативный опыт профилактической работы полицейских-наставников с поднадзорными сформировал у обучающихся боязнь и нежелание работать с подростками, состоящими на учете в полиции. Для нас данные показатели очень важны, так как в процессе обучения курсантов и слушателей осуществлению социально-педагогической реабилитации поднадзорных мы смогли сформировать у них новый положительный опыт осуществления данного направления работы, а отрицательный пример, который они усвоили на практике, пополнит их профессиональный опыт.

Относительно утверждения № 7 36% обучающихся ответили, что, скорее всего, они смогут найти общий язык с несовершеннолетними и им бы работа с подростками понравилась. По мнению Е. А. Кле-щарь и М. А. Клещарь, сотрудник полиции для осуществления социально-педагогической реабилитации поднадзорных подростков должен обладать развитым психологическим потенциалом. Под психологическим потенциалом подразумеваются психические возможности человека во всем их спектре, начиная с психических свойств и заканчивая профессиональными умениями, а также личностными психофизиологическими ресурсами. Структура психологического потенциала личности включает в себе мотивационный, идейный, нравственный, квалификационный, интеллектуальный, творческий, эмоционально-волевой и коммуникативный потенциалы [7].

Обучающиеся образовательных организаций системы МВД России в течении пяти лет обучения развивают свой психологический потенциал, что позволяет некоторым курсантам и слушателям быть уверенными в том, что они смогут общаться с поднадзорными подростками, даже если они еще не знают, как правильно проводить социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних.

Готовность перенимать профессиональный опыт коллег в области осуществления социально-педагогических реабилитационных мер с поднадзорными подростками показали 40% опрошенных курсантов и слушателей, так как они уверены, что смогут найти общий язык с поднадзорными и данное направление работы им бы понравилось. Положительный момент заключается в том, что эти 40% курсантов и слушателей отмечают, что готовы продолжать учиться и после окончания вуза МВД России с целью обогащения знаний и своего профессионального опыта в области осуществления социально-педагогической реабилитации.

Для того чтобы существенно повысить долю обучающихся, уверенных в своей способности осуществлять социально-педагогическую реабилитацию поднадзорных граждан, а значит, успешно осуществлять профилактику преступности среди подростков и лиц, ранее судимых, нами было разработано и применено в учебном процессе Уральского юридического института МВД России учебное пособие «Кейс-стади для подготовки сотрудников правоохранительных органов к осуществлению социально-педагогической реабилитационной работы с поднадзорными гражданами» [4].

Для формирования знаний, умений, навыков, профессионального опыта и уверенности в области осуществления социально-педагогической реабилитации в данном учебном пособии размещены предназначенные для анализа курсатами

ситуации, отражающие профессиональный опыт социально-педагогической реабилитации поднадзорных граждан реальных сотрудников служб участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних. В числе социально-педагогических реабилитационных мероприятий, которые должны проводить сотрудники полиции с надзорными, в пособии отражены:

- оказание помощи в решении социально-бытовых проблем (привлечение волонтеров и социальных служб для оказания благотворительной помощи; консультации по повышению правовой грамотности надзорного);

- вовлечение в трудовую и социально одобряемую деятельность (оказание помощи в трудоустройстве; привлечение к волонтерской работе);

- стимулирование к участию в культурно-массовых и спортивных мероприятиях (привлечение поднадзорных к участию в творческих коллективах, спортивных секциях);

- организация для поднадзорных подростков дней здоровья, спортивных, патриотических, культурно-исторических мероприятий;

- поощрение инициативы и достижений поднадзорных, постоянное участие в их жизнедеятельности.

В качестве основного вывода, вытекающего из настоящей статьи, предложим следующее положение. Профессиональное обучение будущих участковых уполномоченных полиции, организованное с применением современных учебно-методических материалов, обеспечивает кардинальное улучшение их подготовки к социально-педагогической реабилитации лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел. В частности, использование в учебном процессе пособия «Кейс-стади для подготовки сотрудников правоохранительных органов к осуществлению социально-педагогической реабилитационной работы с поднад-

зорными гражданами» позволяет курсантам и слушателям:

1) усвоить опыт российских полицейских;

2) узнать и при необходимости успешно применять в своей деятельности опыт, изложенный в работах зарубежных авторов;

3) активизировать опытно-поисковую работу, изучить дополни-

тельную нормативно-правовую и психолого-педагогическую литературу, что существенно пополнит их знания об осуществлении социально-педагогической реабилитации;

4) на практических занятиях в процессе обсуждения вопросов, предложенных к каждой кейс-стади, сформировать навыки ведения пе-

реговоров, споров, диспутов и дискуссий, научиться разрешать конфликтные ситуации, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

5) сформировать уверенность и готовность успешно осуществлять социально-педагогическую реабилитационную деятельность в своей будущей практической работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции (с изменениями и дополнениями): приказ МВД Российской Федерации от 31 декабря 2012 года № 1166.

2. Днепров С.А., Хилюк С.О. Генезис представлений отечественных педагогов о сущности социально-педагогической реабилитации педагогически запущенных обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2020. № 3 (72). С. 40-50.

3. Днепров С.А., Хилюк С.О. Факторный анализ отношения курсантов образовательных организаций системы МВД России к социально-педагогической реабилитации поднадзорных граждан // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 5 (68). С. 4-14.

4. Днепров С.А., Хилюк С.О. Кейс-стади для подготовки сотрудников правоохранительных органов к осуществлению социально-педагогической реабилитационной работы с поднадзорными гражданами: учеб. пособие. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет; Уральский юридический институт МВД России, 2019. 93 с.

5. Егорова Н.Н., Симонова В.С. Предпосылки возникновения кризиса профессиональной идентичности у обучающихся образовательных организаций МВД России // Студенческая наука XXI века. 2016. № 3 (10). С. 73-75.

6. Еремеева Т.С., Чебарева А.С. Анализ особенностей профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел // Основные парадигмы современного социально-гуманитарного знания: сб. материалов заочной межрегиональной научно-практической конференции. Под ред. Т.С. Еремеева. Благовещенск, 2013. С. 100-109.

7. Клещарь Е.А., Клещарь М.А. Профессионально значимые личностные качества сотрудника полиции и методика их развития // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки: сб. материалов. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Алушта, 27-30 апреля 2015 года) в 3 т. Ставрополь: Ставропольский университет, 2015. С. 212-215.

8. Маюров Н.П., Миронов И.Л. К вопросу о профессионально-нравственном воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 4. С. 202-205.

9. Плешакова О.В. Личность преступника, совершающего преступные посягательства в отношении сотрудников органов внутренних дел // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. № 3. С. 149-156.

10. Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 года № 1383.

11. Об утверждении Типового положения об организации и проведении учебной практики курсантов и слушателей учебных заведений МВД Российской Федерации в органах внутренних дел: приказ МВД Российской Федерации от 7 апреля 1993 года № 158.

12. Свердловская область возглавила антирейтинг регионов по детской преступности. URL: https://news.rambl.er.ru/ other/42921422-sverdl.ovskaya-obl.ast-vozgl.avil.a-antireyting-regionov-po-detskoy-prestupnosti/ (дата обращения: 01.12.2019).

13. Селиванова О.А. Актуализация жизненного опыта несовершеннолетних в процессе создания безопасной социальной среды // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 3. С. 47-51.

14. Соловьева О.В., Папура А.А. Феномен уверенности: понятие, подходы, составляющие // Сибирский психологический журнал. 2010. № 38. С. 63-65.

15. Терегулова О.А. К вопросу о психологических особенностях формирования делинквентного поведения несовершеннолетнего // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4 (49). С. 78-85.

ncnxoionil iimmumi in j

REFERENCES

1. Voprosy' organizacii deyatel'nosti uchastkovy'x upolnomochenny'x poLicii (s izmeneniyami i dopolneniyami): prikaz MVD Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2012 goda № 1166. (In Russian).

2. Dneprov S.A., Xilyuk S.O. (2020) Genezis predstavlenij otechestvenny'x pedagogov o sushhnosti social'no-pedagogicheskoj reabilitacii pedagogicheski zapushhenny'x obuchayushhixsya [Genesis of representations of domestic teachers about the essence of socio-pedagogical rehabilitation of pedagogically neglected students]. Municipal education: innovations and experiment. No. 3 (72). Pp. 40-50. (In Russian).

3. Dneprov S.A., Xilyuk S.O. (2019) Faktorny'j analiz otnosheniya kursantov obrazovatel'ny'x organizacij sistemy' MVD Rossii k social'no-pedagogicheskoj reabilitacii podnadzorny'x grazhdan [Factor Analysis of the attitude of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the socio-pedagogical rehabilitation of supervised citizens]. Municipal education: innovations and experiment. No. 5 (68). Pp. 4-14. (In Russian).

4. Dneprov S.A., Xilyuk S. O. (2019) Kejs-stadi dlya podgotovki sotrudnikov pravooxranitel 'ny'x organov k osushhestvleniyu social'no-pedagogicheskoj reabilitacionnoj raboty's podnadzorny'mi grazhdanami [Case-study for the training of law enforcement officers for the implementation of socio-pedagogical rehabilitation work with supervised citizens]. Yekaterinburg: Russian State Vocational and Pedagogical University; Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 93 p. (In Russian).

5. Egorova N.N., Simonova V.S. (2016) Predposy'Lki vozniknoveniya krizisa professional'noj identichnosti u obuchayushhixsya obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii [Prerequisites for the emergence of a crisis of professional identity among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Student science of the XXI century. No. 3 (10). Pp. 73-75. (In Russian).

6. Eremeeva T.S., Chebareva A.S. (2013) Analiz osobennostej professional'noj deformacii sotrudnikov organov vnutrennix del [Analysis of the features of professional deformation of employees of internal affairs bodies]. Blagoveshchensk. Pp. 100109. (In Russian).

7. KLeshhar' E. A., KLeshhar' M. A. (2015) Professional'no-znachimy'e Lichnostny'e kachestva sotrudnika policii i metodika ix razvitiya [Professionally significant personal qualities of a police officer and methods of their development]. Actual problems of modern science (Alushta, April 27-30, 2015). Stavropol: Stavropol University. Pp. 212-215. (In Russian).

8. Mayurov N.P., Mironov I.L. (2012) K voprosu o professional'no-nravstvennom vospitanii kursantov i slushatelej vuzov MVD Rossii [To the question of professional and moral education of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia]. Vestnik of Saint Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 4. Pp. 202-205. (In Russian).

9. Pleshakova O.V. (2019) Lichnost' prestupnika, sovershayushhego prestupny'e posyagatel'stva v otnoshenii sotrudnikov organov vnutrennix del [The identity of the offender, committing criminal assault against employees of internal affairs bodies]. Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 3. Pp. 149-156. (In Russian).

10. Ob utverzhdenii Polozheniya o praktike obuchayushhixsya, osvaivayushhix osnovny'e professional'ny'e obrazovatel'ny'e programmy' vy'sshego obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 27 noyabrya 2015 goda № 1383. (In Russian).

11. Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya ob organizacii i provedenii uchebnoj praktiki kursantov i slushatelej uchebny'x zavedenij MVD Rossijskoj Federacii v organax vnutrennix del: prikaz MVD Rossijskoj Federacii ot 7 aprelya 1993 goda № 158. (In Russian).

12. Sverdlovskaya oblast'vozglavila antirejting regionov po detskoj prestupnosti. (2019) [Sverdlovsk region headed the rating of the regions by juvenile crime]. URL: https://news.rambler.ru/other/42921422-sverdLovskaya-obLast-vozgLavila-antireyting-regionov-po-detskoy-prestupnosti/ (accessed: 01.12.2019). (In Russian).

13. Selivanova O.A. (2014) Aktualizaciya zhiznennogo opy'ta nesovershennoletnix v processe sozdaniya bezopasnoj social'noj sredy [Actualization of the Life experience of minors in the process of creating a safe social environment]. Innovative projects and programs in education. No. 3. Pp. 47-51. (In Russian).

14. Solov'eva O.V., Papura A.A. (2010) Fenomen uverennosti: ponyatie, podxody', sostavlyayushhie [The phenomenon of confidence: concept, approaches, components]. Siberian Psychological Journal. No. 38. Pp. 63-65. (In Russian).

15. Teregulova O.A. (2019) K voprosu o psixologicheskix osobennostyax formirovaniya delinkventnogo povedeniya nesovershennoletnego [To the question about psychological peculiarities of the formation of delinquent behaviour of minors]. Journal of Applied legal psychology. No. 4 (49). Pp. 78-85. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.