Научная статья на тему 'УВЕРЕННОСТЬ С ПЕРВОГО ШАГА ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ»'

УВЕРЕННОСТЬ С ПЕРВОГО ШАГА ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧИНАЮЩИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудяков Александр Юрьевич, Личман Юрий Сергеевич

Осознание собственной принадлежности к определённой профессиональной группе складывается только в процессе профессиональной деятельности. Начинающий преподаватель, преподаватель с небольшим опытом вступает в определённое профессиональное поле, где уже действуют сложившиеся нормы, отношения, ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудяков Александр Юрьевич, Личман Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFIDENCE FROM THE FIRST STEP FEATURES OF THE FORMATION OF NOVICE TEACHERS OF THE VUNC NAVY «NAVAL ACADEMY»

Awareness of one's own belonging to a certain professional group develops only in the course of professional activity. A novice teacher, a teacher with little experience, enters a certain professional field, where established norms, attitudes, and values already apply.

Текст научной работы на тему «УВЕРЕННОСТЬ С ПЕРВОГО ШАГА ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ»»

А.Ю. РУДЯКОВ, Ю.С. ЛИЧМАН

A.YU. RUDYAKOV, YU.S. LICHMAN

УВЕРЕННОСТЬ С ПЕРВОГО ШАГА

CONFIDENCE FROM THE FIRST STEP

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ»

FEATURES OF THE FORMATION OF NOVICE TEACHERS OF THE VUNC NAVY «NAVAL ACADEMY»

О

Сведения об авторах: Рудяков Александр Юрьевич - начальник методического отдела учебно-методического центра ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», полковник, кандидат военных наук (г. Санкт-Петербург);

Личман Юрий Сергеевич - доцент кафедры эксплуатации кораблей (и обеспечения технической готовности) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», капитан 1 ранга, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. Осознание собственной принадлежности к определённой профессиональной группе складывается только в процессе профессиональной деятельности. Начинающий преподаватель, преподаватель с небольшим опытом вступает в определённое профессиональное поле, где уже действуют сложившиеся нормы, отношения, ценности.

Ключевые слова: начинающий преподаватель, наставничество, профессиональная адаптация.

Information about the authors: Aleksander Rudyakov - Head of the methodological department of the training and methodological center of the VUNC Navy «Naval Academy», Colonel, Candidate of Military Sciences (St. Petersburg);

Yurij Lichman - Associate Professor of the Department of Ship Operation (and Technical Readiness) VUNTS of the Navy «Naval Academy», captain of the 1st rank, Candidate of Technical Sciences, associate Professor (St. Petersburg).

Summary. Awareness of one's own belonging to a certain professional group develops only in the course of professional activity. A novice teacher, a teacher with little experience, enters a certain professional field, where established norms, attitudes, and values already apply.

Keywords: novice teacher, mentoring, professional adaptation.

Подготовка преподавателей ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» к профессиональной педагогической деятельности тесно увязана с развитием системы военного образования, которое наблюдается в последние годы. Во многом от их успешной деятельности зависят качество, уровень компетентности и готовности военно-управленческих ка-

дров, обеспечивающих военную безопасность страны на морских направлениях, предотвращение войн и вооружённых конфликтов, а также совершенствование видов обеспечения сил флота с качеством, соответствующим самым высоким требованиям. Именно этот аспект будущей деятельности начинающих преподавателей и обеспечивает самое пристальное

внимание со стороны командования и педагогического коллектива академии.

Несмотря на активизацию научных исследований в этом направлении, многие вопросы педагогической деятельности преподавателя военного вуза остаются открытыми. В числе таких вопросов - профессионально-педагогическая адаптация начинающего

преподавателя, обусловленная консервативностью системы педагогической подготовки преподавательских кадров для высшей школы.

Динамика профессионального становления начинающих преподавателей по мере перехода от одного уровня к следующему характеризуется изменениями в характере связей между его компонентами, происходящими по мере накопления опыта вузовской работы, изменениями в профессионально значимых личностных качествах. Достижение каждого уровня профессионального становления осуществляется начинающими преподавателями поэтапно:

1. Первый этап - диагностический. Анализ начинающими преподавателями существующего уровня своего профессионального становления, актуализация цели и задач его совершенствования.

2. Второй этап - практический. Приобретение и углубление начинающими преподавателями специальных и психолого-педагогических знаний о специфике педагогической деятельности, её структуре; усвоение и реализация знаний и умений осуществлять педагогическую деятельность; создание условий для перевода существующего уровня профессионального становления в неустойчивое состояние с целью перехода от одного уровня к другому.

3. Третий этап - оценочно-корректировочный. Анализ складывающегося уровня профессионального становления начинающих преподавателей, постановка новых задач для перехода от одного уровня к другому.

Естественно, для улучшения системы подготовки начинающего преподавателя важно на каждом этапе проводить анализ достигнутых результатов и определять соответствие полученных значений уровням педагогической культуры преподавателя (репродуктивному, творческому или инновационному).

Начальным уровнем является «репродуктивный», характеризующийся наличием базовых предметных и психолого-педагогических знаний, передаваемых начинающему преподавателю на специализированных курсах переподготовки к новому виду деятельности в области педагогики высшей школы. Однако преподаватель относится к ним индифферентно, не осознавая их значимости для своей профессиональной деятельности. Методические и дидактические умения такого педагога ориентированы на воспроизводство и передачу информации слушателям; совокупность используемых средств и технологий обучения представляется достаточной для парадигмы образования в плане «знать», однако она не отличается разнообразием и направленностью на личностно-ориентированное обучение.

Следующим является «творческий» уровень, при котором ценности образования рассматриваются начинающим преподавателем как личностно значимые и определяющие его поведение, организацию учебного процесса. Такой педагог не довольствуется воспроизводством знаний, он стремится к активизации мыслительной деятельности слушателей, воспитанию у них стремления к постоянному обновлению знаний и совершенствованию своей личности. С этой целью преподаватель не только сам увлечённо занимается научно-исследовательской работой, но и привлекает к ней слушателей. Его занятия характеризуются логичностью, научной глубиной, связью теории и практики, использованием разнообразных методов, технологий, средств обучения, в том числе и современных информационных технологий. К этому уровню начинающий преподаватель может подойти уже к концу первого года своего становления в должности.

Наиболее высоким уровнем сформированности педагогиче-

ской культуры можно считать «инновационный», для которого характерно соответствие системы личностных ценностей социально значимым нравственным ориентирам, постоянное стремление к приобщению слушателей (курсантов) к ценностям отечественной культуры. Его занятия проводятся в ключе гуманистической этики, сотрудничества и заинтересованности в развитии личности каждого слушателя (курсанта). Он владеет современными компьютерными технологиями и эти знания активно использует в учебной работе. Осознавая себя носителем, транслятором и творцом отечественной культуры, он вносит посильный вклад в развитие патриотических чувств слушателей (курсантов), создание новых элементов национальной культуры. Его педагогическое поведение отличается артистизмом, верой в силы и способности слушателей (курсантов), корректностью и толерантностью по отношению к окружающим. При этом преподаватель критично оценивает результаты своей профессиональной деятельности, вносит необходимые коррективы, стремится к повышению квалификации и личностному совершенствованию. Он постоянно заботится о своём психическом и физическом здоровье, в чём является образцом для подражания окружающих.

Сформированная в академии система подготовки педагогических кадров имеет ряд недостатков вследствие игнорирования психологического обследования будущих преподавателей на предмет профессиональной пригодности. Ряд психолого-педагогических исследований на основе анкетирования профессорско-преподавательского состава выявил проблемы, оказывающие действенное влияние на профессиональную деятельность начинающего преподавателя академии.

1. Проблемы, связанные с завышенным уровнем самооценки

офицерами индивидуального педагогического мастерства, отсутствием у начинающих преподавателей педагогической подготовки, проявляющейся в недостаточных знаниях и умениях его приобретения; отсутствием педагогической техники и ограниченным временем на её приобретение, непризнанием необходимости педагогической корректировки педагогических умений и навыков.

Зачастую преподаватель, назначенный с флота, считает, что ему есть, чему научить слушателей, основываясь исключительно на своём практическом опыте и сроке службы. Однако практика показывает, что «знаний» данных педагогов хватает лишь на примеры, которые можно и нужно представлять на учебном занятии, подтверждая часть высказывания теоретического характера, и абсолютно недостаточно для полноценного формирования компетенций.

2. Проблемы, связанные с современными высокими требованиями к индивидуальному качеству профессиональной деятельности, с большими затратами интеллектуального и физического труда для достижения устойчивого педагогического мастерства.

3. Проблемы, связанные с поверхностным учётом руководителями образовательных подразделений профессиональных потребностей начинающих преподавателей.

Начинающий преподаватель каждый день находится в стрессовой ситуации - это объективно существующая реальность, обусловленная новым видом деятельности, которому ещё необходимо научиться. А если учесть обстоятельство, что в большинстве своём начинающий преподаватель - это уже сформированный специалист в области своей профессиональной деятельности, и встречаться ему необходимо с такими же сформировавшимися специалистами в той

же сфере, этот стресс удваивается, от понимания цены какого-либо промаха или ошибки на учебном занятии.

Априори принято думать, что военный специалист, прибывший в качестве педагога в академию, самостоятельно способен обеспечить своё становление в этой профессии, тем более, если принять во внимание тот факт, что на флоте данные офицеры могли занимать довольно высокие должности. Отсюда и недостаточно внимательное отношение к деятельности начинающего педагога со стороны устоявшегося педагогического коллектива кафедры. Конечно при необходимости каждый состоявшийся педагог готов помочь начинающему преподавателю, но это приводит к снижению способности преподавателя к восприятию его как человека, способного к самосовершенствованию. А это обязательное условие успешной педагогической деятельности. Данные трудности связываются с пробелами в подготовке педагога, отождествляются с неумением владеть элементами педагогической деятельности.

Очень важно для начинающего преподавателя регламентировать свою деятельность в течение дня. Личная организованность - это, прежде всего, умение проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность, умение ценить время, обязательность, самодисциплина, способность жить и работать по системе. Процесс преподавания не может быть эффективным сам по себе, чтобы он был эффективным, его надо уметь планировать. Может быть на начальном этапе составлять перечень мероприятий и «неотложных» дел, который должен каждый вечер подвергаться анализу для определения причин невыполнения чего-либо с целью их учёта при дальнейшем планировании.

В начале своего пути начинающий преподаватель состав-

ляет план своего становления в педагогической должности, затрагивающий различные виды деятельности. В связи с осуществлением различных видов деятельности (учебная, методическая, научная, воспитательная, профессионально-должностная) преподаватель может пробовать формализовать процесс перехода (совмещения) различных видов деятельности.

В разработанном плане период профессионального становления определён как время, в течение которого осваивается курс преподаваемых дисциплин, основы педагогики и психологии, завершается формирование основ методического мастерства, приобретается практический опыт, необходимый для самостоятельной организации учебной, методической, научной и воспитательной работы. Так вот курс дисциплин очень проблематично освоить без теоретических занятий в форме лекций. Невозможно логически правильно и обоснованно выстроить подготовку слушателя, проводя только практические занятия. Начинающий преподаватель не может читать лекции самостоятельно, но должен это делать под руководством своего наставника. Это придаёт ему значимости в вопросе самооценки, предоставляет возможность опираться на теоретические обоснования в лекции при проведении практических видов занятий и семинаров. Лекционные занятия являются наиболее тяжёлым, но вместе с тем и максимально творческим видом, где начинающему преподавателю приходится, в первую очередь, думать над целевой установкой, содержанием и структурой занятия, подбором иллюстраций, над языковым его оформлением и над другими сторонами методического сопровождения. Именно на лекции раскрываются суть и значимость дидактики, закладывается одна из составляющих для формирования определённой компетенции,

и лишать преподавателя этой части было бы неправильно.

Учебные цели при формировании знаний и умений слушателей по внутреннему содержанию и направленности не должны различаться в пределах одной дидактики темы дисциплины при проведении лекций и практики. Единство цели должно быть обеспечено на протяжении всего цикла обучения.

Подготавливая весь комплекс занятий, начинающий преподаватель вынужден осмысливать место каждой темы в учебной дисциплине и взаимосвязь занятий в теме. Он может готовить необходимую для этих занятий дидактическую и методическую документацию, совершенствовать или хотя бы критически осмысливать, с учётом изученных научных основ, сложившуюся на кафедре методику преподавания дисциплины и имеющиеся средства обучения. Обсуждение сделанных им разработок с наставником, начальником кафедры или на заседании предметно-методической комиссии помогает устранить недостатки подготовки и оценивать фактическую готовность к проведению занятий. Перед проведением аудиторных занятий осуществляется проведение фрагментов всех видов учебных занятий в методическом кабинете.

Такая организация подготовки позволяет начинающему преподавателю обрести уверенность в себе, а кафедре убедиться в качестве подготавливаемых и проводимых им занятий, а также организовать ему при необходимости конкретную помощь.

И несколько строк о роли наставника для начинающего преподавателя. В академии действует локальный нормативный акт «Положение о наставничестве», который регламентирует функции наставника и формирует ряд требований к его деятельности на этом посту. В данном документе сформулированы цель, содержа-

ние и организация наставничества, основные функции педагога-наставника и других должностных лиц в вопросах становления начинающего преподавателя.

Как правило, наставник имеет практический опыт в воспитании и формировании компетенций у слушателей, является одним из лучших методистов на кафедре, постоянно совершенствует педагогическое мастерство. Данному типу преподавателя соответствуют профессоры и доценты, а также командный состав кафедры. Именно они являются основным ресурсом помощи начинающему преподавателю в начале его педагогической деятельности.

В этой связи на современном этапе развития «научно-технического», «социального», «информационного» общества могут возникать некоторые противоречия между опытом, читай-мудро-стью и владением современными методами и средствами обучения и коммуникации. Что имеется в виду: как показывает практика, поколение людей, объединённое общими взглядами и пронизанное «эпохальным» консерватизмом, не в полной мере может приспосабливаться к быстроменяющимся условиям современного мира, появлению и овладению навыками работы на новых технических средствах. Профессоры и доценты кафедр, при всём уважении к их заслугам, хоть и владеют современными средствами коммуникации, но уровень этого владения недостаточен. Становление преподавателя не ограничивается выборочным контролем выполнения мероприятий плана, эта деятельность выходит за пределы межличностного общения внутри образовательной организации.

Следовательно, при выборе наставника необходимо руководствоваться не только и не столько багажом знаний и умений «по-Ушинскому», но и умениями в области использования всех возможностей современной информа-

ционно-образовательной среды. В этой связи существует потребность в разработке внутреннего стандарта организации, где внештатная школа начинающего преподавателя сможет сформулировать основные требования как к наставнику, так и к учебно-материальной базе организации.

Таким образом, в работе с начинающими преподавателями в академии существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать в соответствии с современным состоянием информационно-образовательной среды, направленностью её формирования, внешними условиями, оказывающими воздействие на восприятие и усвоение преподаваемой тематики.

Создание условий для эффективного становления начинающего преподавателя является одной из основных задач образовательной организации, а формы и способы достижения наибольшей эффективности в этом становлении необходимо сочетать не только с его уровнем подготовленности и развития, но и с достижениями в психологической педагогике, педагогической культуре и в общественно-коммуникативной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Резник, С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: учебник. - Пенза: ПГУАС, 2014. 355 с.

2. Мусихин, ИА. Курс практической педагогики и психологии для начинающих преподавателей: учебное пособие: РИО СГГА, 1997. 230 с.

3. Левитов, Н.Д. Психология и педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие по III Госстандарту / Н. Д. Левитов.-М.: Перспектива, 2014. 174 с.

4. Бегун, В.И. Новые подходы в работе куратора учебной группы // Морской сборник, 2019. № 1. С. 45-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.