Научная статья на тему 'РАЗВИВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ В АДЪЮНКТУРЕ'

РАЗВИВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ В АДЪЮНКТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PEDAGOGICAL ABILITIES / MODELS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельдяжева Светлана Леонидовна

Подготовка преподавателя высшей военной школы в адъюнктуре проходит в несколько этапов. Основой педагогической компетентности является наличие у адъюнктов педагогических способностей. Их развитие взаимосвязано с выбором стиля организации образовательных коммуникаций и модели профессиональной деятельности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельдяжева Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PEDAGOGICAL ABILITIES SOME ASPECTS OF TRAINING HIGHER MILITARY INSTITUTION LECTURER AT POSTGRADUATE STUDIES

Higher military institution lecturers are trained at postgraduate studies in several stages. The basis of pedagogical competence is the availability of pedagogical abilities among candidates. Their development is interconnected with the style of organisation of educational communications and the model of professional activity of a teacher.

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ В АДЪЮНКТУРЕ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

С.Л ЕМЕЛЬДЯЖЕВА

РАЗВИВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

DEVELOPING PEDAGOGICAL ABILITIES

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ

ШКОЛЫ В АДЪЮНКТУРЕ

SOME ASPECTS OF TRAINING HIGHER MILITARY INSTITUTION LECTURER

AT POSTGRADUATE STUDIES

Сведения об авторе. Емельдяжева Светлана Леонидовна - доцент кафедры Организации и методики образовательного процесса Военного учебно-научного центра ВМФ в Военно-морская академия имена Адмирала Флота Советского Союза HT. Кузнецова», подполковник в отставке, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. Подготовка преподавателя высшей военной школы в адъюнктуре проходит в несколько этапов. Основой педагогической компетентности является наличие у адъюнктов педагогических способностей. Их развитие взаимосвязано с выбором стиля организации образовательных коммуникаций и модели профессиональной деятельности преподавателя.

Ключевые слова: педагогические способности, модели профессиональной деятельности, образовательная коммуникация.

Information about the author. Svetlana Yemeldyazheva-Associate Professor of the Subdeparment of Organisation and Methodology of the Educational Process of the Navy's M ESC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov», Lieutenant-Colonel (ret.), Cand. Sc. (Ped.) (St. Petersburg).

Summary. Higher military institution lecturers are trained at postgraduate studies in several stages. The basis of pedagogical competence is the availability of pedagogical abilities among candidates. Their development is interconnected with the style of organisation of educational communications and the model of professional activity of a teacher.

Keywords: pedagogical abilities, models of professional activity, educational communication.

S.L. YEMELDYAZHEVA

Реализация образовательных программ нового поколения в системе военного образования поднимает ряд вопросов, связанных с формированием педагогической компетентности адъюнктов: Какие способности необходимо развивать адъюнкту, планирующему работать в области образования? Какие модели профессиональной деятельности может использовать начинающий педагог в учебном процессе? Существует ли взаимосвязь между видами образовательных коммуни-

каций и степенью развития педагогических способностей?

Кто же он такой, современный адъюнкт?

* Во- пер вы х, это взрослый человек, обладающий специфическими характеристиками сложившейся личности, имеющий за плечами послужной список, запас жизненного и профессионального опыта,

* Во-вторых, в адъюнктуру поступают военнослужащие, которые стремятся с помощью учебы достичь конкретных целей и решить жизненно важные пробле-

мы, связанные с бытовыми, профессиональными и социальными условиями. Этот обучающийся является активным субъектом учебной деятельности и воспринимает педагогические воздействия через свой внутренний мир, а, следовательно, по-разному относится к ним. В адъюнктуру поступают военнослужащие, имеющие различные специальности, культурный и социальный опыт. По наличию педагогического опыта поступивших в адъюнктуру военнослужащих можно ус-

Таблица 1

Разв итие педагогии еских способностей у а дъ юн кто в, и ме ю щи х ра з л и ч нь IИ с лу жеб ный о пыт

Педагогические способности Развитие педагогических способностей у адъюнктов

имеющих командирский и педагогический опыт имеющих педагогический опыт имеющих командирский опыт не имеющих ни того, ни другого

Общие

личностные 444 +++ +++ +?

организационные 444 +++ -Н-4 4?

коммуникативные -Н-4 +++ +++ 4?

Специальные педагогические

расположенность к работе с людьми -Н-4 +++ ++ 4?

самообладание -Н-4 +++ + +?

выдержка 444 +++ +1 +?

умение убеждать 444 +++ +++ 4?

культура языка 444 +++ +1 +?

тактичность 444 +++ +1 4?

ловно разделить на следующие категории:

- имеющие командирский и педагогический опыт;

- имеющие педагогический опыт;

- имеющие командирский опыт;

- не имеющие ни того, ни другого.

Те адъюнкты, которые имеют педагогический опыт, относятся к адъюнктуре, как возможности самореализоваться и продолжить службу (работу) в системе образования. Их самоидентификация связана именно с получением квалификации преподавателя-исследователя .

Остальные категории адъюнктов хотят определить свою дальнейшую деятельность в ходе обучения: стать либо исследователем, либо - педагогом. И освоение вариативной части программы адъюнктуры по педагогике может по-

мочь им сделать выбор в этом направлении.

Выбор педагогической деятельности связан с развитием качеств, необходимых преподавателю. Эти качества определяют высокий уровень коммуникабельности и интерактивности педагога, теоретическую рефлексию, способность признавать различные точки зрения на изучаемые процессы и явления, организовывать учебные дискуссии; решать возникающие разногласия педагогически целесообразными методами, добиваться взаимопонимания, обладать инновационной и интеллектуальной активностью и инициативой. Формирование перечисленных качеств зависит от развития педагогических способностей, которые, в соответствии с педагогической психологией, делятся на две группы: общие (личностные, организацион-

ные, коммуникативные) и специальные педагогические (расположенность к работе с людьми, самообладание, выдержка, умение убеждать, культура языка, тактичность и т.п.).

Для каждой категории адъюнктов сво1гетвенно наличие педагогических способностей в той или иной мере (см. таблицу 1).

Предпосылкой динамичного развития способностей является педагогическая направленность адъюнкта. Она проявляется в широком круге интересов не только к конкретной научной дисциплине, но и к другим областям знания и, прежде всего, к психологии, педагогике, а также к проблеме самосовершенствования своей личности. Вариативная часть программы адъюнктуры по педагогике запускает процесс формирования базовых умений педагогического труда:

м

■2018 № 5

- умение работать с информацией (дидактическая обработка, методы и средства использования и т.д.);

- педагогическая практики работы на кафедре - организация деятельности курсантов (слушателей);

- с учебной группой (организация совместной, коллективной деятельности, развитие и сплочение группы).

Б своем развитии педагогические способности проходят несколько уровней. Классическое представление педагогики высшей военной школы выделяет три уровня:

- первый-формирование специальных способностей (умственных, технических, математических и т.д.), необходимых для углубленного овладения преподаваемой научной дисциплиной, оптимизация

решаемых педагогических задач;

- второй - развитие собственно педагогических способностей, связанных с преподаваемой наукой, то есть сообщением знаний и использованием способов действий. У каждого преподавателя степень развития этих способностей не одинакова. Один - способен лишь пересказать учебный материал, показать, что умеет делать сам. Другой активно перестраивает материал с учетом способностей аудитории. В первом случае преподаватель выступает как передатчик готовой информации. Во втором уже проявляются дидактические перцептивные, речевые способности, позволяющие успешно вроводить перестроечную проектировочную работу

при подготовке и проведении занятий, педагогических мер воздействия, обучения слушателей работе над собой;

- третий - характеризуется использованием исследовательских способностей. Этот уровень включает ведение научно-педагогической творческой деятельности. Научно-исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. В то же время педагогические цели часто побуждают преподавателя к глубокому обобщению и систематизации изучаемого материала, к новому формулированию основных идей и выводов.

Уровень развития всех качеств личности адъюнкта определяет индивидуальный

Схема 1. Модели профессиональной деятельности преподавателя высшей школы

стиль его педагогической деятельности.

На основе выделенных уровней АЛ1. Эфендиев и Е.В. Решетникова предложили три модели профессиональной деятельности преподавателя; научно-педагогическую, научно-описательную и учебно-методическую. Различия между ними никак не связаны с наличием или отсутствием ученых степеней, званий и опыта работы в высшей школе (сл.схему 1 нас. 41).

Разумеется, успешное решение педагогических задач зависит от уровня развития способностей преподавателя. Чем выше этот уровень, тем результативнее деятельность педагога. Выпускник адъюнктуры, продолжающий и после защиты диссертации заниматься научно-исследовательской работой, имеет шанс достичь высших вершин педагогического мастерства.

В то же время заслуживает внимания точка зрения С.И, Поздеевой на взаимосвязь модели профессиональной деятельности преподавателя и вида образовательной коммуникации преподавателя с обучаемыми. При подготовке учебного занятия преподаватель продумывает предметную и коммуникативную составляющую: этапы, формы, способы организации взаимодействия участников. Это определяется выбором и реализацией модели организации совместной деятельности (по терминологии Г.Н. Прозументовой - ♦авторитарной*, «лидерской*, * партнерской*) таблицу 2),

В статье автора говорится о том, что существует взаимосвязь между моделями профессиональной деятельности преподавателя и моделями образовательной коммуникации. У преподавателя, реали-

зующего учебно-методическую модель, ведущим будет авторитарный способ организации совместной деятельности, так как он не владеет тем предметным материалом, который можно * развернуть»- в сторону пробчематизации или личностного диалога. Научно-описательная модель предполагает использование авторитарного и лидерского способов осуществления совместной деятельности. В этом случае педагог владеет информацией о современных исследованиях в своей области и может предложить курсантам (слушателям) для обсуждения во фронтальном и групповом режиме противоречивые факты, разные подходы, неоднозначную информацию, т.е. построить лидерскую модель. В рамках научно-педагогической модели педагог, используя результаты собственных исследований, инициируя

Таблица 2

Модели организации совместной деятельности преподавателя и курсанта (слушателя)

на учебном занятии

Критерии сравнения Авторитарная модель Лидерская модель Партнерская модель

позиции участников совместной деятельности преподаватель - руководитель, курсант - исполнитель, подчиненный преподаватель - лидер, курсант - соисполнитель преподаватель - партнер, курсант (слушатель) -значимый и влиятельный участник

предмет педагогической деятельности воспроизведение методических и дидактических требований, норм, алгоритмов, средств реконструирование известных способов, реализация дидактических средств создание новых приемов, методов и дидактических средств, их апробация

способы и формы организации деятельности монолог, односторонний контакт, дидактическое воздействие, трансляции, тради цио н ная лекция учебный диалог, дискуссия, семина ры, лаборатории, практикумы, интерактивная лекция исследование, проектирование, профессионально-личностный диалог, недидактическое взаимодействие

работа с информацией передача точной,однозначной информации передача разнообразной, противоречивой информации, обмен информацией рождение новой информации: ее понимание, систематизация, обобщение

образовательная среда регламентированная, жесткая, с «подиумом» преподавателя меняющаяся (подвижная) для разных способов coop га-низа ции участников {в том числе групповой работы) творческая, свободная, без «подиума» преподавателя, с возможностью выбора средств, способов работы

образовательный результат узко предметная осведомленность предметное знание, умения решать проблемы, строить групповое взаимодействие знания, компетенции, профессионально-личностные качества

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

'^ШЖ1-

бн о-м етоди че с ка я модель

Авторнгараый способ о |>IJ±h ■ IÏH.U.J m совместной деятельности

(S

* Науч но-£>л нсательная

модель

Авторитарный и лпдерсмиП способы совместной деятельности

* Научно-педл I»гмческа я модель

Разные способы коммуникации» стрем ление к партнерской модели

г:;г

Схема 2. Взаимосвязь мод ел ипрофессиональнойдеятельности преподавателя и модели организации совместной деятельности преподавателя и обучающегося

образовательные инновации, «вынужден» осваивать разные способы совместной деятель-

ности. Он стремится сделать курсантов (слушателей) активными и значимыми участниками образовательного процесса, сознательно стремится к организации партнерской модели коммуникации, в которой мало позволить обучаемому проявлять активность и самостоятельность - нужно особыми средствами, приемами и переформатированием учебного материала эту активность и самостоятельность «провоцировать*, поддерживать и развивать (сл. схему 2).

Несомненно, значительную роль играют перцептивно-рефлексивные способности преподавателя, объективное восприятие и осмысление конкретных ситуаций: как слушатели воспринимают информацию, каковы изменения в их учебной деятельности и поведении, какие достоинства и недостатки они подмечают в личности преподавателя, какова специфика взаимодействия между слушателями, а

также между ними и преподавателем. Анализ педагогических способностей привадит к выводу о том, что их ядром является психотехническая вооруженность адъюнкта; глубина и точность ощущений и восприятий, развитое воображение и мышление, объективность в оценке психических состояний, психологического климата в учебной группе, чувство меры и такта при воздействии на складывающиеся отношения между людьми, требовательность и самокритичность, ответственность за собственное поведение и за последствия предпринимаемых педагогических мер.

Когда преподаватель владеет способностями такого уровня, то он не только качественно преподает свой учебный предмет, ной профессионально действует во всех видах деятельности, выполняемых совместно со слушателями, является мастером своего дела.

Таким образом, под педагогическими способностями следует понимать систему навыкав, умений, привычек, ос-

новательных научных знании, обеспечивающих преподавателю творческую деятельность. На развитие педагогических способностей оказывает влияние научная организация труда преподавателя, активное самосовершенствование, благоприятный психологический климат во взаимоотношениях с обучающимися и коллегами по кафедре. Педагогические способности проходят несколько уровней развития, в связи с чем педагогический арсенал преподавателя пополняется различными возможностями в выборе инструментария дидактических средств.

Начинающий педагог в ходе обучения осваивает различные модели профессиональной деятельности: учебно-методическую, научно-описательную и научно-педагогическую. Выпускник адъюнктуры имеет опыт научно-исследовательской работы и, следовательно, может осознанно выбирать стиль руководства и организацию взаимодействия с обучаемыми и учебной группой во врем я занятия. "

ЛИТЕРАТУРА

1. Елисейкин М.М., Архипе нко H Л. и др. Технология профессионально- ориентированного обучения: учебник в 3-х частях. - СПб.: ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2015.

2. Педагогика высшей школы в учебных заведениях Федеральной службы безопасности России: научно-практическое пособие под ред. В.П. Давыдова. - М. : Академия ФСБ РФ. 2008.

3. Поздеева С Л. Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор? // Высшее образование в России, 2017. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Прозументова ГЛ. Педагог-участник и организатор совместной деятельности в школе / Прозументова Г.Н. // Управление шк., 2003. № 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.