Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СООРГАНИЗАЦИЯ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ, СПОСОБОВ И СРЕДСТВ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СООРГАНИЗАЦИЯ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ, СПОСОБОВ И СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MAGISTRACY / METHODOLOGICAL ACTIVITIES / ORGANIZATION METHODS / TRAINING SESSION / INTERACTION MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздеева Светлана Ивановна

Введение. Освещается проблема организации методической деятельности школьного учителя и вузовского преподавателя. Методическая деятельность является важнейшей составляющей профессиональной деятельности преподавателя, поэтому важно понимать, какими способами она может быть организована. Данный аспект важен не только для преподавателей частных методик, но и для любого преподавателя высшей школы, так как он является методистом организатором усвоения учебного материала студентами. При подготовке магистрантов как потенциальных преподавателей важно учить их разным способам организации методической деятельности. Материалы и методы. Статья написана на основе обобщения автором опыта преподавания курса для магистрантов «Методика преподавания коммуникативных дисциплин», а также многолетнего опыта преподавания курса методики обучения русскому языку будущим учителям начальной школы. Студенты магистратуры не только знакомились с данными способами на лекциях, но и активно обсуждали их в режиме тьюториала. Использован сравнительно-сопоставительный анализ репродуктивного, конструктивного, исследовательского способов организации деятельности. Результаты и обсуждение. Дана характеристика разных способов организации методической деятельности: репродуктивного, конструктивного, исследовательского (классификация Л. А. Никитиной). Использованы следующие критерии сравнения: позиции участников совместной образовательной деятельности, предмет методической деятельности, методические средства, особенности работы с учебной информацией, организация образовательной среды, результат. Реализация каждого способа предполагает владение преподавателем определенной моделью профессиональной деятельности (учебно-методической, научно-описательной и научно-педагогической) и моделями взаимодействия между преподавателями и студентами. Заключение. В качестве основного принципа организации методической деятельности предлагается соорганизация и взаимная дополнительность разных способов. Способы соотносятся с разными моделями организации совместной деятельности преподавателя и учащихся и представляют собой методическую надстройку над общепедагогическим и коммуникативным базисом преподавателя высшей школы. Владение ими обогащает методический инструментарий и кругозор педагога и позволяет реализовывать разные методические сценарии учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TOOLS OF ORGANIZING TEACHER’S METHODICAL ACTIVITY

Introduction. The article is devoted to the problem of organizing the methodological activities of a school teacher and university teacher. Methodological activity is the most important component of a teacher’s professional activity, therefore it is important to understand in what ways it can be organized. This aspect is important not only for teachers of private methods, but also for any teacher of higher education, as he is a methodologist the organizer of the assimilation of educational material by students. When preparing undergraduates as potential teachers, it is important to teach them different ways of organizing methodological activities. Materials and methods. The article was written on the basis of the author’s generalization of the teaching experience for undergraduates “Methods of Teaching Communicative Disciplines”, as well as many years of experience in teaching a course in teaching Russian to future elementary school teachers. Master students not only got acquainted with these methods at lectures, but also actively discussed them in tutorial mode. A comparative analysis of reproductive, constructive, research methods of organizing activities is used. Results and discussion. The characteristic of different ways of organizing methodological activities is given: reproductive, constructive, research. Тhe following comparison criteria were used: positions of participants in joint educational activities, subject of methodological activities, methodological tools, features of working with educational information, organization of the educational environment, result. Conclusion. As a basic principle of organizing methodological activities, co-organization and mutual complementarity of different methods are proposed. The methods are correlated with different models of the organization of joint activities of the teacher and students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СООРГАНИЗАЦИЯ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ, СПОСОБОВ И СРЕДСТВ»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378. 14

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2020-1-56-60

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СООРГАНИЗАЦИЯ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ, СПОСОБОВ И СРЕДСТВ

С. И. Поздеева

Томский государственный педагогический университет, Томск

Введение. Освещается проблема организации методической деятельности школьного учителя и вузовского преподавателя. Методическая деятельность является важнейшей составляющей профессиональной деятельности преподавателя, поэтому важно понимать, какими способами она может быть организована. Данный аспект важен не только для преподавателей частных методик, но и для любого преподавателя высшей школы, так как он является методистом - организатором усвоения учебного материала студентами. При подготовке магистрантов как потенциальных преподавателей важно учить их разным способам организации методической деятельности.

Материалы и методы. Статья написана на основе обобщения автором опыта преподавания курса для магистрантов «Методика преподавания коммуникативных дисциплин», а также многолетнего опыта преподавания курса методики обучения русскому языку будущим учителям начальной школы. Студенты магистратуры не только знакомились с данными способами на лекциях, но и активно обсуждали их в режиме тьюториала. Использован сравнительно-сопоставительный анализ репродуктивного, конструктивного, исследовательского способов организации деятельности.

Результаты и обсуждение. Дана характеристика разных способов организации методической деятельности: репродуктивного, конструктивного, исследовательского (классификация Л. А. Никитиной). Использованы следующие критерии сравнения: позиции участников совместной образовательной деятельности, предмет методической деятельности, методические средства, особенности работы с учебной информацией, организация образовательной среды, результат. Реализация каждого способа предполагает владение преподавателем определенной моделью профессиональной деятельности (учебно-методической, научно-описательной и научно-педагогической) и моделями взаимодействия между преподавателями и студентами.

Заключение. В качестве основного принципа организации методической деятельности предлагается соорга-низация и взаимная дополнительность разных способов. Способы соотносятся с разными моделями организации совместной деятельности преподавателя и учащихся и представляют собой методическую надстройку над общепедагогическим и коммуникативным базисом преподавателя высшей школы. Владение ими обогащает методический инструментарий и кругозор педагога и позволяет реализовывать разные методические сценарии учебных занятий.

Ключевые слова: преподаватель, методическая деятельность, способы организации, модели взаимодействия.

Введение

Преподаватель высшей школы, независимо от содержания учебных дисциплин, которые он читает студентам, изначально является методистом, так как должен методически оформить и организовать тот учебный материал, который ему важно донести до бакалавров и магистрантов. Нередки случаи, когда преподаватель владеет уникальным материалом, но не может его методически организовать и преподнести студентам, в результате чего эти сведения учащимися не усваиваются. Как написал один из студентов магистратуры, вспоминая свой опыт обучения в бакалавриате, о преподавателе, который очень интересно рассказывал о русской литературе XIX века: «его хотелось слушать, но писать за ним не хотелось и не моглось».

Методическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в сфере конкретной учебной дисциплины по подготовке, проведению и анализу учебных занятий со студентами. По мнению Г. П. Щедровицкого [1], «это особая педагогическая деятельность, совокупность „процедур обучающей деятельности", функция которой - обслуживать практику обучения». Если сравнить методическую деятельность школьного учителя и вузовского преподавателя, то различия будут состоять в следующем. Во-первых, предмет методической деятельности для учителя - это процесс овладения детьми учебным предметом, т. е. основными предметными действиями и метапредметными результатами в виде универсальных учебных действий с

Поздеева С. И. Методическая деятельность преподавателя.

учетом специфики данной образовательной области. Предметом методической деятельности для преподавателя вуза становится организация совместной деятельности в сфере учебной дисциплины, направленной на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Во-вторых, главной целью учителя как методиста является познавательное, социальное и коммуникативное развитие ученика средствами и ресурсами конкретного учебного предмета, а для преподавателя педагогического университета - подготовка к профессиональной деятельности будущего учителя-предметника (другими словами, методист готовит будущего методиста).

В связи с вышеизложенным важно понять, как может быть организована методическая деятельность преподавателя, в каких моделях и какими способами она может осуществляться, есть ли какой-то универсальный способ организации или нужны разные способы в зависимости от сложности, глубины учебного материала и степени подготовленности целевой аудитории.

Материалы и методы

Основной метод исследования, которым мы воспользовались, - это сравнительно-сопоставительный анализ разных способов организации методической деятельности. Для методиста главное - владеть не одним, а разными способами организации методической деятельности, а основным принципом построения методической деятельности является принцип соорганизации (взаимодополняемости, взаимосвязи) разных способов [2, 3]. Современный школьный учитель и преподаватель вуза попадает в образовательное пространство, где уживается много разного: разные УМК, технологии, средства обучения [4]. Поэтому важно научиться действовать в таком пространстве и выбирать в каждом конкретном случае нужный способ. При характеристике разных способов учитывались специфика учебной информации, методические средства, особенности образовательной среды, позиции участников совместной деятельности, результат.

Результаты и обсуждение

В репродуктивном способе предметом методической деятельности является воспроизведение педагогом методических требований (канонов, норм, алгоритмов, образцов). Для преподавателя важно выдержать некую схему, единообразие и через директивный монолог донести до учащихся полезную информацию. В зарубежной образовательной традиции это называется метод прямого обучения; считаеся, что данный метод по-прежнему значим в плане учебной успешности студентов. Исполнительская позиция студента в репродуктивном спо-

собе проявляется в их осознанных воспроизводящих действиях с опорой на образцы и алгоритмы, точном и полном воспроизведении учебной информации. Если таким способом готовить будущих преподавателей, то у них происходит накопление информационной составляющей методической деятельности, которое является базой для других, более сложных профессиональных действий: проектирования, конструирования, исследования.

В деятельностном (конструктивном) способе преподавателю становится интересным не только учебный материал, но и учебно-познавательная деятельность обучающихся, которым он дает возможность иногда проявлять свою учебную активность и субъектность. Преподаватель начинает реконструировать, перестраивать методические средства, обращаясь к интерактивным методам обучения, использует вариативные учебные стратегии и сценарии. Например, на основе одного художественного текста студенты конструируют разные варианты урока литературного чтения с учетом особенностей разных УМК, разных видов анализа художественного произведения, с учетом разных стратегий организации смыслового чтения. Именно методическая вариативность становится ключевой особенностью данного способа. Благодаря этому у студентов формируется позиционное мышление: они учатся формулировать свое видение, прогнозировать другие мнения и выражать свое отношение к ним. Очень уместно в данном случае использование проблемного обучения: это проблемные вопросы, задания, ситуации, их совместное обсуждение и решение на учебных занятиях.

Исследовательский способ означает создание на занятии ситуаций незаданности, неопределенности, интеллектуального разрыва (конфликта), когда студентов инициируют на открытие нового способа (приема, средства) или на применение известного способа в новых, нестандартных условиях. Это может быть исследование (анализ, изучение, описание) собственного методического опыта, его рефлексия, выделение в нем эффективных методических средств. По Г. П. Щедровицкому [1], рефлексия - это сравнение и анализ уже произведенных деятельно-стей, чтобы выбрать из них (или сконструировать из их элементов) наиболее современные и эффективные средства. Исследовательский способ реализуется через так называемый активный диалог, при котором будет происходить «коллизия коммуникативных интересов», в том числе благодаря тому, что участники выбирают темы для обсуждения, готовы к любым поворотам в дискуссии, способны «артикулировать свои собственные пристрастия посредством непрямых комментариев...» [5, с. 147].

Представим в виде таблице сравнительную характеристику всех трех способов [2].

Способы организации методической деятельности в преподавании

Критерии сравнения Репродуктивный Деятельностный Исследовательский

Позиции участников совместной деятельности, модель взаимодействия Авторитарная модель: преподаватель - руководитель, студент - подчиненный Лидерская модель: преподаватель - лидер, студенты -соисполнители Партнерская модель: преподаватель - организатор - участник, студенты - значимые и влиятельные участники

Предмет методической деятельности Воспроизведение методических требований, норм, алгоритмов, средств Реконструирование известных способов, реализация дидактических средств Создание новых методов и дидактических средств через рефлексию опыта деятельности

Методические средства Монолог, односторонний контакт, дидактическое взаимодействие, трансляция, лекция Учебный диалог, дискуссия, интеракция, семинары, лаборатории, практикумы Исследования, проектирование, профессионально-личностный диалог, недидактическое взаимодействие

Работа с информацией Передача точной, однозначной информации Передача разнообразной, противоречивой информации, обмен информацией между участниками Рождение новой информации: ее понимание, систематизация, обобщение

Образовательная среда Регламентированная, жесткая, с «подиумом» преподавателя Меняющаяся (подвижная) для разных способов соорганиза-ции участников Творческая, свободная, без «подиума» преподавателя

Результат Методическая осведомленность Методическое знание, умения, групповое взаимодействие Знания, компетенции, личностные качества, исследовательская позиция

Подчеркнем, что нет «хороших» и «плохих» способов организации методической деятельности. Будущий преподаватель должен владеть всеми способами, мобильно переключаться с одного способа на другой с учетом реальных условий. Разные способы организации методической деятельности - это и разные типы образовательной коммуникации преподавателя и студентов: закрытая по передаче готовой, однозначной информации, обращенная по передаче противоречивой (неоднозначной) информации и открытая, при которой новая информация рождается здесь и сейчас благодаря взаимообмену и взаимообогащению [6, 7].

Пропорция в использовании трех способов организации методической деятельности в учебном процессе вуза может определяться, во-первых, ступенью обучения, например, в бакалавриате ведущим будет репродуктивный способ, а в магистратуре - деятель-ностный и исследовательский; во-вторых, объемом (трудоемкостью) и сложностью учебной дисциплины: чем меньше объем в часах и сложнее материал, тем больше будет вес репродуктивного способа; в-третьих, профилизацией учебной дисциплины: если дисциплины являются «ядровыми» в подготовке учителя (педагогика, психология, частные методики), нужен разумный компромисс между разными моделями, так как не получив опыта учения в деятельност-ном и исследовательском способе в педагогическом вузе, молодой специалист не сможет организовать обучение школьников в деятельностном ключе и использовать методы активного обучения.

Заключение

Таким образом, методическая деятельность современного школьного учителя и преподавателя вуза видится нам как соорганизация разных способов преподавания, каждый из которых можно соотнести с разной моделью организации совместной деятельности педагога и учащихся [8, 9]: репродуктивный способ - авторитарная модель, конструктивный способ - лидерская модель, исследовательский -партнерская модель взаимодействия. Используя разные способы и модели взаимодействия, преподаватель расширяет свой методический инструментарий, а учащийся получает опыт участия в разных видах деятельности: репродуктивной, конструктивной, творческой. Владение разными моделями организации совместной деятельности и разными способами организации методической деятельности необходимо, потому что современный выпускник вуза в рамках любой профессиональной деятельности должен уметь быть и исполнителем, и соисполнителем, и инициаторм. Если при обучении в вузе он не получит соответствующий опыт, он не сможет осуществлять разные позиции в самостоятельной профессиональной деятельности. Кроме того, владение преподавателями разными моделями и способами организации образовательной деятельности позволит отойти от тотального использования объяснительно-иллюстративного метода в системе среднего и высшего профессионального образования в направлении применения образовательных технологий деятельностной направленности [10].

Список литературы

1. Щедровицкий Г . П . Система педагогических исследований (Методологический анализ) // Педагогика и логика . М . : Касталь, 1992 . С . 16-200 .

Поздеева С. И. Методическая деятельность преподавателя...

2 . Поздеева С .И .Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор? // Высшее образование в России .2017 .№ 3 .С .52-58.

3 . Никитина Л . А. Влияние исследовательской компетентности на качество методической подготовки педагога . Барнаул: АлтГПА, 2009 . 205 с .

4 . Поздеева С . И . Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ре-

бенка . Томск, 2013, С . 90-104.

5 . Познер Р . Рациональный дискурс и поэтическая коммуникация: методы лингвистического, литературного и философского анализа /

науч . ред . И . П . Кужелева-Саган; пер . с англ . С . С . Носовой . Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. 296 с.

6 . Plotnikova N . N . , Pozdeeva S . I . Forms of organizing collective educational activity in primary school // Procedia - Social and Behavioral

Sciences. 2015 .Vol .214 .P. 51-58 .

7 . Pozdeeva S . I . The collaborative teacher pupil activity as a condition of children communicative competence development // Procedia - Social

and Behavioral Sciences . 2015 . Vol . 206 . Р. 333-336 .

8 . Прозументова Г . Н . Школа совместной деятельности . Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности пе-

дагогов школы . Томск, 1994. 41 с .

9 . Никитина Л . А. , Поздеева С . И . Педагогическое наследие Г . Н . Прозументовой как ориентир для педагогической науки и практики //

Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 4 (10) . С . 7-14 .

10 . Петерсон Л . Г . Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...» / Построение непрерывной сферы образо-

вания . М . : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2007 . 448 с .

Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический

университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: svetapozd@mail.ru

Материал поступил в редакцию 19.11.2019.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2020-1-56-60

METHODS AND TOOLS OF ORGANIZING TEACHER'S METHODICAL ACTIVITY

S. I. Pozdeeva

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

Introduction. The article is devoted to the problem of organizing the methodological activities of a school teacher and university teacher. Methodological activity is the most important component of a teacher's professional activity, therefore it is important to understand in what ways it can be organized. This aspect is important not only for teachers of private methods, but also for any teacher of higher education, as he is a methodologist - the organizer of the assimilation of educational material by students. When preparing undergraduates as potential teachers, it is important to teach them different ways of organizing methodological activities.

Materials and methods. The article was written on the basis of the author's generalization of the teaching experience for undergraduates "Methods of Teaching Communicative Disciplines", as well as many years of experience in teaching a course in teaching Russian to future elementary school teachers. Master students not only got acquainted with these methods at lectures, but also actively discussed them in tutorial mode. A comparative analysis of reproductive, constructive, research methods of organizing activities is used.

Results and discussion. The characteristic of different ways of organizing methodological activities is given: reproductive, constructive, research. The following comparison criteria were used: positions of participants in joint educational activities, subject of methodological activities, methodological tools, features of working with educational information, organization of the educational environment, result.

Conclusion. As a basic principle of organizing methodological activities, co-organization and mutual complementarity of different methods are proposed. The methods are correlated with different models of the organization of joint activities of the teacher and students.

Keywords: magistracy, methodological activities, organization methods, training session, interaction models.

References

1. Shchedrovitskiy G . P. Sistema pedagogicheskikh issledovaniy (Metodologicheskiy analiz) [The system of pedagogical research: (Methodological

analysis)] . Pedagogika i logika [Pedagogy and logic] . Moscow, Kastal' Publ . , 1992 . Pp . 16-200 (in Russian) .

2 . Pozdeeva S . I . Prepodavatel' vysshey shkoly: metodist, issledovatel', novator? [Higher school teacher: methodologist, researcher, innovator?] .

Vyssheye obrazovaniye v Rossii- Higher Education in Russia, 2017, no . 3, pp . 52-58 (in Russian) .

3 . Nikitina L . A. Vliyaniye issledovatel'skoy kompetentnosti na kachestvo metodicheskoy podgotovki pedagoga [The influence of research

competence on the quality of teacher training] . Barnaul, AltSPU Publ . , 2009 . 205 p . (in Russian) .

4 . Pozdeeva S . I . Innovatsionnoye razvitiye sovremennoy nachal'noy shkoly: postroyeniye otkrytogo sovmestnogo deystviya pedagoga i rebenka

[Innovative development of modern elementary school: creation of open joint action of the teacher and child] . Tomsk, 2013. 168 p . (in Russian) .

5 . Pozner R . Ratsional'nyy diskurs i poeticheskaya kommunikatsiya: metody lingvisticheskogo, literaturnogo i filosofskogo analiza. Nauch . red .

I . P. Kuzheleva-Sagan; per. s angl . S . S . Nosovoy [Rational discourse and poetic communication: methods of linguistic, literary, and philosophical

analysis. Scientific editor I . P. Kuzheleva-Sagan; translation from English S . S . Nosova] . Tomsk, TSU Publ . , 2015. 296 p . (in Russian) .

Вестник imY (TSPUBulletin). 2020. 1 (207)

6 . Plotnikova N . N ., Pozdeeva S . I . Forms of organizing collective educational activity in primary school . Procedia - Social and Behavioral Sciences,

2015, vol .214, pp . 51-58 .

7 . Pozdeeva S . I . The collaborative teacher pupil activity as a condition of children communicative competence development . Procedia - Social and

Behavioral Sciences, 2015, vol . 206 (2015), pp . 333-336 .

8 . Prozumentova G . N . Shkola sovmestnoy deyatel'nosti. Eksperiment: razvitiye tseli vospitaniya i issledovatel'skoy deyatel'nosti pedagogov shkoly

[School of joint activities . Experiment: the development objectives of education and research activities of school teachers] . Tomsk, 1994. 41 p . (in Russian) .

9 . Nikitina L . A. , Pozdeyeva S . I . Pedagogicheskoye naslediye G . N . Prozumentovoy kak oriyentir dlya pedagogicheskoy nauki i praktiki [The

pedagogical heritage of G . N . Prozumentova as a benchmark for science and educational practice] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2015, vol . 4 (10), pp . 7-14 (in Russian) .

10 . Peterson L . G . Deyatel'nostnyy metod obucheniya: obrazovatel'naya sistema «Shkola 2000...» [Activity educational approach: educational

system "School 2000."] . Postroyeniye nepreryvnoy sfery obrazovaniya [Building a continuing education sector] . Moscow, APK I PPRO, UMTs "Shkola 2000 . . ." Publ . , 2007 . 448 p . (in Russian) .

Pozdeeva S. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: svetapozd@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.