Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ШТУРМАНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ (ВОЕННО-МОРСКОМ) ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ»'

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ШТУРМАНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ (ВОЕННО-МОРСКОМ) ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТРЕНАЖЁРЫ / ПОРТАТИВНЫЕ УСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасов Олег Александрович, Хорошайлов Валерий Георгиевич

Совершенствование процесса обучения должно быть направлено не только на изменение содержания программ подготовки, но и на изменение подходов к методикам преподавания, и главное на активизацию познавательной деятельности курсантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Некрасов Олег Александрович, Хорошайлов Валерий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TRAINING INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR TRAINING CADETS OF NAVIGATOR'S SPECIALTY IN THE MILITARY INSTITUTE (NAVAL) OF THE MILITARY EDUCATIONAL AND RESEARCH CENTER OF THE NAVY «NAVAL ACADEMY»

Improving the learning process should be aimed not only at changing the content of training programs, but also at changing approaches to teaching methods, and most importantly, at activating the cognitive activity of cadets. One of the conditions for solving this problem is the use of innovative technologies in all areas of educational activity

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ШТУРМАНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ (ВОЕННО-МОРСКОМ) ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ»»

О.А. НЕКРАСОВ, В.Г. ХОРОШАЙЛОВ

O.A. NEKRASOV, V.G. KHOROSHAILOV

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

INTERACTIVE TRAINING

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ШТУРМАНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ (ВОЕННО-МОРСКОМ) ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ» INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR TRAINING CADETS OF NAVIGATOR'S SPECIALTY IN THE MILITARY INSTITUTE (NAVAL) OF THE MILITARY EDUCATIONAL AND RESEARCH CENTER OF THE NAVY «NAVAL ACADEMY»

Сведения об авторах: Некрасов Олег Александрович - преподаватель кафедры «Технических средств кораблевождения» Военного института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», капитан 2ранга (г. Санкт-Петербург);

Хорошайлов Валерий Георгиевич - профессор кафедры «Технических средств кораблевождения» Военного института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», капитан 1 ранга в отставке, кандидат военных наук, доцент (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. Совершенствование процесса обучения должно быть направлено не только на изменение содержания программ подготовки, но и на изменение подходов к методикам преподавания, и главное на активизацию познавательной деятельности курсантов.

Ключевые слова: информационно-образовательные технологии, электронный образовательный ресурс, интерактивное обучение, специализированные тренажёры, портативные устройства.

Information about the authors: Oleg Nekrasov - is a teacher of the Navigation Technical Means Department in the Military Institute (Naval ) of the Military Educational And Research Center of the Navy «Naval Academy», captain 2nd rank (St. Petersburg);

Valery Khoroshailov - is a professor of the Navigation Technical Means Department in the Military Institute (Naval) of the Military Educational And Research Center of the Navy «Naval Academy», captain 1st rank retired, candidate of Military Sciences, associate professor (St. Petersburg).

Summary. Improving the learning process should be aimed not only at changing the content of training programs, but also at changing approaches to teaching methods, and most importantly, at activating the cognitive activity of cadets. One of the conditions for solving this problem is the use of innovative technologies in all areas of educational activity.

Keywords: information and educational technologies, electronic educational resource, interactive training, specialized simulators, portable devices.

В настоящее время проблемы военного обучения неразрывно связаны с созданием и совершенствованием современных комплексов вооружений и техники, темпы развития которых опере-

жают разработку новых методов подготовки военных специалистов. В связи с этим совершенствование процесса обучения должно быть направлено не только на изменение содержания программ подготовки,

но и на изменение подходов к методикам преподавания, и главное на активизацию познавательной деятельности курсантов. В этих условиях апробированная система образования и подготовки утра-

чивает свои качества. В первую очередь это связано с усложнением систем и переходом на интегрированные принципы построения систем вооружений. Установленное в них функциональное программное обеспечение поднято до уровня, абсолютно недоступного для понимания специалистами корабельной службы. Функционирование систем идёт по заранее отработанным программным алгоритмам, которые порой являются интеллектуальной собственностью предприятий-изготовителей, и знания по ним можно получить только у разработчиков этих систем или из проектно-конструкторской документации. Недоступность получения фундаментальных технических знаний о сложных комплексах, с одной стороны, так и исключение какого-либо вмешательства в процесс функционирования, помимо предписанных инструкциями по обслуживанию, по сути снимают ответственность с корабельных специалистов за безотказную работу техники. Поскольку данную задачу в любом случае необходимо решать, а это значит, что развитие инновационных методов подготовки специалистов по обслуживанию сложных комплексов вооружения является в настоящее время наиболее актуальной.

Одним из условий решения данной проблемы является использование инновационных технологий во всех сферах образовательной деятельности по следующим направлениям:

- совершенствование и массовое распространение современных информационных образовательных технологий на базе электронного образовательного ресурса;

- интеграция информационных образовательных технологий в процесс подготовки специалистов.

Интеграция информационных образовательных технологий предполагает использование интерактивных методов обучения, представляющих цифровой контент,

дистанционных, имитационных, информационных, коммуникационных и других программ подготовки специалистов.

Конечной целью обучения курсантов является формирование компетенций, которые позволят выполнять служебные обязанности при дефиците знаний по устройству и функционированию высокотехнологичных аппаратно-программных систем вооружения кораблей четвёртого и пятого поколений. В процессе подготовки обучающийся должен быть «погружён» в ту имитационную среду, в которой будет осуществляться сама служебная деятельность специалиста и содержать в себе конкретные цели, задачи и возможные трудности. Инновационные технологии позволяют формировать знания, умения и навыки путём вовлечения курсантов в активную учебно-познавательную деятельность с использованием интерактивных методов обучения. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это происходит в атмосфере взаимопонимания

и взаимной поддержки, что позволяет курсантам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Обучение с использованием инновационных технологий вообще и по специальным военным дисциплинам, в частности, приносит положительные результаты, при этом обеспечивается вовлечённость обучающихся (участие в процессе обучения активное, а не пассивное) и осуществляется обратная связь от курсанта к преподавателю.

По сравнению с традиционным обучением при интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и курсанта: активность педагога уступает место активности обучающегося, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивное обучение на базе электронного образовательного ресурса предполагает процесс взаимодействия между обучающимся и базой знаний, сформированной в определённой аппаратно-программной среде. База знаний может быть представлена в виде автома-

Фото 1. Компьютерный тренажёр «Солярис»

Фото 2. Шлем виртуальной реальности

тизированного учебного курса, разработанного с использованием стандартных оболочек обучающих программ. Аппаратно-программная среда в конкретном случае базируется на персональных компьютерах (ПК) и гаджетах, объединённых в локальную вычислительную сеть.

При интерактивном обучении осуществляется двухсторонняя связь между:

- ПК - автоматизированным рабочим местом преподавателя, пультом руководителя обучения (ПРО) с «загруженным» программным обеспечением (базой знаний);

- ПК - автоматизированным рабочим местом обучающегося (РМО) с интерфейсом обмена под конкретный гаджет или портативное устройство.

Подготовка к интерактивному обучению начинается с разработки методических материалов по данной дисциплине. На этом этапе преподаватель должен определить, какие виды интерактивных занятий проводить с использованием электронно-образовательного ресурса для изучения конкретного комплекса военной техники. В учебном процессе интерактивные методы обучения позволяют преподавателю создавать особую учебную среду, творчески конструировать учебную ситуацию, добиваясь повышения активности курсантов в овладении

знаниями и умениями и тем самым улучшая качество обучения. Существенно повышается мотивация процесса обучения, в дело вступают такие стимулы, как качественные и количественные характеристики результатов, публичность оценки, стремление проявить качества лидера, добиться личного признания не только у преподавателя, но и у группы курсантов. В результате усиливается личностная компонента, процесс обучения приобретает целенаправленный характер.

Подготовка курсантов штурманской специальности осуществляется на кафедре «Технических средств кораблевождения», кото-

рая оснащена уникальными учебно-тренировочными средствами. В состав этих средств входят: комплексные специализированные тренажёры, аппаратно-программные и программные имитаторы, которые являются аналогами различных систем штурманского вооружения современных кораблей ВМФ России. Применяя методы интерактивного обучения, курсанты получают уверенные знания, навыки и умения по эксплуатации навигационных комплексов, используя специализированный тренажёрный комплекс «Солярис» (см. фото 1).

Основным назначением тренажёра «Солярис» является отработка навыков личного состава штурманских боевых частей подводных лодок по использованию современных навигационных комплексов четвёртого поколения. Компьютерный тренажёр «Солярис» представляет собой расположенную в одной аудитории локальную компьютерную сеть, состоящую из сервера (пульта руководителя обучения), клиентских компьютеров (рабочие места обучающихся). Функциональное программное обеспечение моделирует работу современных навигационных комплексов.

Необходимо отметить, что, помимо вышеизложенного, тренажёр «Солярис» имеет обширную базу

данных, предназначенную для теоретического изучения принципов действия и основ построения систем навигационного комплекса.

Использование интерактивного обучения в образовательном процессе на базе аппаратно-программного тренажёра «Солярис» позволяет повысить его эффективность, открывая для подготовки специалистов новые горизонты и возможность адаптации к реальным условиям эксплуатации современных комплексов вооружений.

При создании современных комплексов вооружений по сути перед разработчиками систем не ставится задача разрабатывать документацию, по которой можно было бы изучать и осваивать системы. В то же время решение данной проблемы заключается в следующем: использование современных автоматизированных обучающих систем, интеграция инновационных обучающих технологий (интерактивных, дистанционных, имитационных и других программ обучения) и включение этих программ в учебный процесс.

Интегрированные автоматизированные обучающие системы, построенные на базе специализированных тренажёрных комплексов, могут использовать в своём составе ноутбуки, электронные книги, смартфоны и другие гаджеты, которые обеспечивают проведение занятий с выходом на действующие тренажёры. При этом определённые виды занятий позволяют использовать самый широкий круг современных учебных портативных устройств (виртуальные очки, шлемы, перчатки искусственного тактильного очувствления и пр.). Специалисты провели ряд исследований и пришли к выводу, что результативность обучения при применении гаджетов возрастает в разы. Возможности новых портативных устройств позволяют использовать в процессе обучения компьютерные приложения и вести с ними работу, писать и рисовать, использовать для

этого специальные электронные маркеры, а также сохранять все полученные результаты своей работы на компьютере или на любом носителе.

Шлем виртуальной реальности (см. фото 2) можно использовать преимущественно при обучении с использованием тренажёра при демонстрации мультимедийных файлов или симуляторов работы различных систем. Полупрозрачный экран данного устройства находится лишь перед глазами военнослужащего, на нём можно увидеть двухмерное изображение

со многими параметрами различных устройств. Шлем оснащён также модулем GPS, возможностью производить видео- и фотосъёмку, переговариваться между боевыми постами и командными пунктами в штурманской боевой части, а также вести видеофиксацию событий с радиусом 360 градусов. Последнее позволяет оператору видеть, что происходит вокруг него без необходимости поворачивать голову.

Очки виртуальной реальности (см. фото 3) могут демонстрировать наглядное воплощение процессов, которые происходят на значительном удалении в реальном масштабе времени, операторы видят в окулярах данного устройства изображение с камер, которые находятся даже на расстоянии от них.

В очках vrAse (см. фото 4) отсутствует экран, вместо него в очках находится рамка, куда пользователь должен вставить смартфон. В комплекте с данным устройством идёт набор специальных линз, приближающих или отдаляющих изображение на экране телефона для того, чтобы откалибровать его под нужды пользователя и развести картинку на два глаза. В очках угАве совершенно отсутствует экран. Вместо него в очках находится рамка, куда пользователь должен вставить смартфон. В комплекте с данным устройством идёт

набор специальных линз, приближающих или отдаляющих изображение на экране телефона для того, чтобы откалибровать его под нужды пользователя и развести картинку на два глаза.

Составление контента и разработка учебно-методических материалов для обеспечения учебного процесса - это напряжённый творческий процесс преподавателя. Функциональная составляющая подготовки курсантов штурманской специальности должна строго соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по вопросам эксплуатации навигационных комплексов подводных лодок и надводных кораблей ВМФ Российской Федерации. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.