Научная статья на тему 'В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕГО ПОХОДА ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С КУРСАНТАМИ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕГО ПОХОДА НА УЧЕБНОМ КОРАБЛЕ'

В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕГО ПОХОДА ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С КУРСАНТАМИ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕГО ПОХОДА НА УЧЕБНОМ КОРАБЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ДАЛЬНИЙ ПОХОД / ШТУРМАНСКАЯ ПОДГОТОВКА В МОРЕ / АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В МОРЕ / ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К НЕСЕНИЮ ШТУРМАНСКОЙ ВАХТЫ / EDUCATIONAL PRACTICE / LONG HIKE / NAVIGATIONAL TRAINING AT SEA / ATRONOMICAL TRAINING AT SEA / PREPARATION OF NAVAL CADETS FOR NAVIGATIONAL WATCHKEEPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Килнас Марк Олегович, Закусило Андрей Михайлович, Улитенков Сергей Александрович

В статье рассмотрены особенности проведения учебной практики курсантов в условиях дальнего похода на учебном корабле

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Килнас Марк Олегович, Закусило Андрей Михайлович, Улитенков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN TERMS OF THE LONG VOYAGE FEATURES OF THE ORGANIZATION AND CONDUCTING OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH NAVAL CADETS IN THE CONDITIONS OF A LONG HIKE ON THE TRAINING SHIP

The article considers special aspects about conducting of educational practice with naval cadets in the conditions of a long hike on the training ship.

Текст научной работы на тему «В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕГО ПОХОДА ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С КУРСАНТАМИ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕГО ПОХОДА НА УЧЕБНОМ КОРАБЛЕ»

<ЯРЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

I

Ж

i1

М.О. КИ71НАС, A.M. ЗАКУСИ/10, С.А. УЛИТЕНКОВ

М.О. KILNAS, A.M. ZAKUSILO, S.A. ULITENKOV

В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕГО ПОХОДА

IN TERMS OF THE LONG VOYAGE

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С КУРСАНТАМИ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕГО ПОХОДА НА УЧЕБНОМ КОРАБЛЕ

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND CONDUCTING OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH NAVAL CADETS IN THE CONDITIONS OF A LONG HIKE

ON THE TRAINING SHIP

Сведения об авторах: Килнас Марк Олегович - доцент кафедры кораблевождения Военного института (военно-морского) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова», капитан 2-го ранга, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: marchelod@inbox. ru);

Закусило Андрей Михайлович - старший преподаватель кафедры кораблевождения Военного института (военно-морского) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова», капитан 2-го ранга (г. Санкт-Петербург. E-mail: zakusilo-am@mail. ru);

Улитенков Сергей Александрович - адъюнкт кафедры кораблевождения Военного института (военно-морского) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», капитан 3-го ранга (г. Санкт-Петербург. E-mail: sergey_u8787@mail. ru).

Аннотация. В статье рассмотрены особенности проведения учебной практики курсантов в условиях дальнего похода на учебном корабле.

Ключевые слова: учебная практика, дальний поход, штурманская подготовка в море, астрономическая подготовка в море, подготовка курсантов к несению штурманской вахты.

Information about the authors: Mark Kilnas - the Associate Professor of the Department of Ship Navigation of the Naval College of the Military Educational-and-Research Centre Naval Academy, captain the 2nd Rank (St. Petersburg. E-mail marchelod@inbox. ru);

Andrey Zakusilo - the senior teacher of the Department of Ship Navigation of the Naval College of the Military Educational-and-Research Centre Naval Academy, captain the 2nd Rank (St. Petersburg. E-mail zakusilo-am@mail. ru);

Sergey Ulitenkov - captain the 3nd Rank, the Post Graduate Officer of the Department of Ship Navigation of the Naval College of the Military Educational-and-Research Centre Naval Academy, captain the 3nd Rank (St. Petersburg. E-mail sergey_u8787@mail. ru ).

Summary. The article considers special aspects about conducting of educational practice with naval cadets in the conditions of a long hike on the training ship.

Keywords: educational practice, long hike, navigational training at sea, atronomical training at sea, preparation of naval cadets for navigational watchkeeping.

НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 2019 №6(21)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

В соответствии с учебным планом подготовки военных специалистов у курсантов высших военно-морских учебных заведений ежегодно проводится учебная практика в дальнем штурманском походе на учебном корабле. В ходе ее прохождения курсанты осваивают обязанности вахтенного штурмана и вахтенного офицера при плавании в различных условиях обстановки в дневное и ночное время.

Учебной целью практики является отработка практических навыков и умений по обеспечению навигационной безопасности плавания, решению сложных, нестандартных задач как на морской навигационной карте, так и на электронной картографической навигационной информационной системе (ЭКНИС).

По решению Главнокомандующего ВМФ с апреля по июнь прошлого года личным составом 2-го и 4-го курсов Военного института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» выполнен уникальный межфлотский переход на учебном корабле «Перекоп» из п. Севастополь в п. Владивосток.

За 63 суток похода пройдены проливы Босфор, Дарданеллы, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, пролив 8-го градуса (Ма-лику-Канду), Зондский, Ломбок, Торресов и Корейский проливы. Совершены заходы в порты Коломбо (Шри-Ланка), Джакарта (Индонезия) и Порт-Морсби (Папуа-Новая Гвинея). Корабль принял участие в международных военно-морских учениях «КС)МСЮ02018» в районе острова Ломбок (Индонезия). Всего было пройдено 14475 морских миль.

Контроль качества допуска на готовность к выходу в море проводился рабочей группой Главного командования ВМФ под руководством заместителя Главнокомандующего ВМФ вице-адмирала А. Н. Федотен-кова.

В ходе проверки и заслушивания решений на выполнение программы практики и организации штурманской подготовки главным штурманом ВМФ контр-адмиралом

Э.Э. Луйком были уточнены цели и задачи учебной практики, нормативные показатели по практической деятельности в море.

Качественное выполнение целей и задач учебной практики - дело непростое, поэтому и подготовка на кафедре кораблевождения Военного института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» началась заблаговременно с началом учебного года. Учитывались недостатки предыдущих походов, нюансы предстоящей практики, особенности тропических широт, проводилась соответствующая подготовка курсантов.

Важным этапом при подготовке являлось планирование и совершенствование методов обучения курсантов. В этом огромную помощь кафедре оказал главный штурман Военно-Морского Флота контр-ад-

мирал Э. Э. Луйк, под руководством которого была разработана методика отработки способов кораблевождения при различных видах плавания.

Особое внимание в методике уделяется оценке качества подготовки курсантов. С этой целью в походе от-

го и выходного контроля курсантов. Главной идеей было создание полной идентичности обоих видов контроля с целью проведения объективного анализа результатов достижения целей и реализации задач учебной практики. Для этого были созданы соответствующие условия и подобраны критерии. Пример приведен в таблице для курсантов штурманской специальности 4-го курса (см. таблицу).

Как следует из таблицы, условия и критерии оценки абсолютно

Таблица

Входной контроль Выходной контроль

Выход из п. Севастополь Выход из п. Порт-Морсби

Графическое ручное счисление по данным гирокомпаса и лага с учетом обсервации всеми имеющимися средствами коррекции Графическое ручное счисление по данным гирокомпаса и лага с учетом обсервации всеми имеющимися средствами коррекции

Отход от причала Отход от причала

Плавание в узкости Плавание в узкости

Плавание вблизи берега Плавание вблизи берега

Критерии оценки

количество обсерваций всеми имеющимися средствами коррекции количество обсерваций всеми имеющимися средствами коррекции

правильность опознавания навигационных ориентиров на местности правильность опознавания навигационных ориентиров на местности

правильность измерения навигационных параметров правильность измерения навигационных параметров

умение исправить навигационный параметр поправкой умение исправить навигационный параметр поправкой

точность нанесения обсервованного места на карту точность нанесения обсервованного места на карту

правильность выбранного условного обозначения обсервации правильность выбранного условного обозначения обсервации

временной интервал, умение курсанта определить обсервованное место корабля от момента снятия навигационных параметров до оформления навигационного журнала временной интервал, умение курсанта определить обсервованное место корабля от момента снятия навигационных параметров до оформления навигационного журнала

точность ведения графического ручного счисления точность ведения графического ручного счисления

правильность оформления навигационного журнала правильность оформления навигационного журнала

НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 2019 № 6 (21)

лтр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

,,

1 .ма <■:

I

идентичные за исключением первого элемента: разные пункты выхода корабля. Но этот недостаток компенсируется тем, что оба пункта для курсантов незнакомы, то есть они впервые обеспечивают навигационную безопасность плавания при выходе корабля в каждом из этих пунктов.

Для отработки практических навыков по решению навигационных задач кораблевождения в море на учебный корабль «Перекоп» установлен специализированный тренажерный комплекс (СТК) «Регель-УК». В верхнем и нижнем штурманском классах установлено по 15 комплектов автоматизированных рабочих мест (АРМ), что позволяет проводить практические занятия одновременно с 30 обучающимися.

Для проведения тренировок на СТК «Регель-УК» с курсантами в море был разработан ряд упражнений применительно к различным театрам плавания. При стоянке на якоре проводились тренировки по прохождению кораблем пролива Босфор, заходу в порт Владивосток.

Проведение таких тренировок было направлено на выработку соответствующих навыков и формирование определенных компетенций у обучаемых при отработке следующих элементов:

- выполнение предварительной прокладки маршрута («подъем» МНК, нанесение маршрута перехода, расчет дискретности обсерваций и др.);

- обеспечение навигационной безопасности плавания при форсировании кораблем узкости;

- ведение ручного графического счисления пути корабля с учетом обсерваций всеми имеющимися средствами коррекции;

- производство установленных докладов;

- правильное ведение навигационного журнала.

При проведении первичных навигационных тренировок курсанты выглядели недостаточно подготовленными. Однако при дальнейшей

отработке действия курсантов стали уверенными и правильными.

Серьезное внимание уделялось решению астрономических задач в открытом море.

Астрономическая подготовка курсантов является особым видом подготовки. Курсанты приобретают навыки определения места в условиях современных войн, когда под воздействием РЭБ противника отсутствует спутниковая навигация и мореходная астрономия становится одним из основных способов определения места положения корабля в море.

Поход в плане астрономической подготовки явился особенным. Курсанты приобрели навыки в определении места корабля астрономическим способом в северных, тропических и южных широтах.

Основной задачей, поставленной курсантам, являлось не только приобретение навыков в определении места корабля, но и выполнение флотских нормативов в соответствии с правилами штурманской подготовки ВМФ.

На различных этапах похода курсанты решали следующие задачи:

- определение координат места корабля по небесным светилам, каждый курсант должен был решить не менее 30 задач по одновременным и разновременным высотным линиям положения. (Как показывает опыт походов, именно такое количество задач позволяет курсантам добиться выполнения установленных как временных, так и точностных нормативов.);

- определение поправки курсо-указания по светилам различными способами;

- сдача нормативов по точности измерения высот светил навигационным секстаном;

- умение планировать наблюдения с использованием звездного глобуса и ориентироваться в аварийных условиях плавания.

Плавание в тропических широтах позволило курсантам освоить

определение места как прямым способом, так и способом соответствующих высот.

Прочувствовать на практике необходимость планирования астрономических обсерваций, когда время между измерениями высот солнца при определении места корабля по разновременным высотным линиям положения в тропиках неожиданно сократилось с привычных полутора-двух часов до 5-15 минут.

В целях повышения качества подготовки курсантов впервые было введено дежурство по службе времени и оценке астронавигационной обстановки. Каждый курсант заступал на сутки. В течении дежурства он знакомился с организацией службы времени на корабле. Самостоятельно проверял морские часы и хронометр в штурманском классе, вел необходимую документацию, производил оценку астронавигационной обстановки, планировал и производил определение места корабля три раза в сутки различными астрономическими способами под руководством преподавателей.

Такое дежурство позволило преподавателям выявить слабые места в подготовке каждого курсанта, провести с ними индивидуальные занятия и оценить уровень практической подготовленности курсантов.

Кроме того, каждый из курсантов отстоял такой наряд дважды: один раз - в начале и второй раз - на заключительном этапе похода. Это позволило оценить и достигнутый уровень практических навыков каждого.

За период длительного морского похода на учебном корабле «Перекоп» курсанты выполнили широкую программу учебной практики, отработав основные элементы несения штурманской вахты вахтенным штурманом и вахтенным офицером. Большинство курсантов 4-го курса получили зачеты на допуск к самостоятельному несению штурманской вахты.

НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 2019 №6(21)

г«1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.