Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РОЛЕВОЙ СЕМИНАР КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ВОЕННО-МОРСКИХ ВУЗАХ'

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РОЛЕВОЙ СЕМИНАР КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ВОЕННО-МОРСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ / ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / РОЛЕВАЯ ИНСТРУМЕНТОВКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / INTERACTIVE / MAIN RULES OF INTERACTIVE EDUCATION ORGANIZATION / INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF STUDYING / A ROLE INSTRUMENTATION OF A PRACTICAL STUDY / REFLACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиева Рита Алексеевна, Лосев Евгений Федорович

В статье описаны методика разработки и внедрения в учебный процесс ролевого семинара как формы интерактивного обучения при изучении высшей математики в военно-морских вузах, методические рекомендации по реализации ролевой инструментовки таких организационных форм обучения математике, как практические занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганиева Рита Алексеевна, Лосев Евгений Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS AND METHODS OF TEACHING ROLE-PLAYING WORKSHOP AS A FORM OF INTERACTIVE LEARNING IN THE STUDY OF MATHEMATICS IN THE NAVAL UNIVERSITIES

The methology of development and using the role method as a form of an iteractiveeducation in a higher mathe studying in nowal institutione, methodic reconondation of a role instrumentation realisation in such forme of education as practical knowledge are described in this article.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РОЛЕВОЙ СЕМИНАР КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ВОЕННО-МОРСКИХ ВУЗАХ»

P.A. ГАНИЕВА, Е.Ф. ЛОСЕВ

R.A. GAN I EVA, E.F. LOSEV

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

MODERN FORMS AND METHODS OF TEACHING

РОЛЕВОЙ СЕМИНАР КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ВОЕННО-МОРСКИХ ВУЗАХ

ROLE-PLAYING WORKSHOP AS A FORM OF INTERACTIVE LEARNING IN THE STUDY OF MATHEAAATICS IN THE NAVAL UNIVERSITIES

Сведения об авторах: Ганиева Рита Алексеевна — заведующая кафедрой математики филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат педагогических наук, доцент (г. Калининград);

Лосев Евгений Федорович — профессор кафедры «Артиллерийское вооружение» филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», действительный член Академии военных наук, доктор военных наук, профессор ( г. Калининград ).

Аннотация. В статье описаны методика разработки и внедрения в учебный процесс ролевого семинара как формы интерактивного обучения при изучении высшей математики в военно-морских вузах, методические рекомендации по реализации ролевой инструментовки таких организационных форм обучения математике, как практические занятия.

Ключевые слова: интерактивный, основные правила организации интерактивного обучения, интерактивные технологии обучения, ролевая инструментовка практического занятия, рефлексия.

Information about the authors: Rita Ganieva — head of the Department of mathematics of the branch of the VUNTS of the Navy «Naval Academy», candidate of pedagogical Sciences, associate Professor ( Kaliningrad );

Evgeny Losev — Professor of the Department «Artillery weapons» branch of the VUNTS Navy «Naval Academy», full member of the Academy of military Sciences, doctor of military Sciences, Professor (Kaliningrad).

Summary. The methology of development and using the role method as a form of an iteractiveeducation in a higher mathe studying in nowal institutione, methodic reconondation of a role instrumentation realisation in such forme of education as practical knowledge are described in this article.

Keywords: interactive, main rules of interactive education organization, interactive technologies of studying, a role instrumentation of a practical study, reflaction.

Несмотря на интенсивное реформирование системы отечественного высшего образования, внедрение современных форм и методов обучения, реальный процесс обучения высшей математике остается в значительной мере кон-

сервативным. Приоритетными формами, к сожалению, по-прежнему остаются традиционные: лекции и практические занятия. Основной используемый метод обучения на лекциях — объяснительно-иллюстративный. Анализ методик про-

ведения практических занятий по высшей математике в военно-морских вузах показал, что большая их часть строится в соответствии со следующим алгоритмом:

— опрос по пройденному материалу;

решение типовых задач у до-

ски;

— решение задач самостоятельно;

— подведение итогов.

Теоретические исследования

и практический опыт показывают, что усвоение субъективно новой информации более эффективно в процессе общения, то есть в интерактивной форме.

Период обучения высшей математике в военно-морских вузах командно-инженерного профиля — первый, второй курсы. Общеизвестный факт, что большую часть отчисленных составляют курсанты младших курсов. К одной из причин их отчисляемости следует отнести низкую адаптивность, связанную с ломкой прежних стереотипов. Это может на первых порах обусловить сравнительно низкую успеваемость и трудности в коммуникации. К одному из способов повышения адаптивности курсантов младших курсов, повышения их успеваемости, формирования навыков коммуникации в новых условиях, навыков преодоления сложившихся стереотипов относится интерактивное обучение. На основе анализа научного и практического знания в этой области (1—4) были выявлены основные правила организации такого его обучения, формы и условия организации.

Основные правила организации интерактивного обучения.

1. Особое внимание уделяется отбору содержания.

2. В работу должны быть вовлечены все участники. С этой целью необходимо использовать соответствующие методы.

3. Участники занятия должны быть психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы.

4. Ограниченное количество участников занятия. Ориентировочно оптимальное число не должно превышать 25.

5. Предварительная разработка правил и регламента проведения занятия.

6. Участники должны быть ознакомлены с регламентом, правилами, выполнение которых обязательно.

7. Участники занятия делятся на группы. Деление на группы может строится либо на основе добровольности, либо случайным образом.

Среди различных форм интерактивного обучения нами была выделена менее всего применимая при изучении высшей математики — ролевые игры.

Условия организации интерактивного обучения.

1. Доверительные, позитивные отношения на основе сотрудничества между субъектами образовательного процесса (обучающий, обучаемый).

2. Демократический стиль общения между всеми участниками занятия.

3. Обязательное выполнение регламента.

4. Обязательное выполнение правил.

5. Организация рефлексии в конце занятия.

Авторами была разработана и апробирована интерактивная форма проведения обобщающих занятий при изучении дисциплины «Математика» в военно-морских вузах с ролевой инструментовкой.

Первое и, пожалуй, доминантное правило организации интерактивного обучения — это отбор содержания занятия. Но при проведении любого вида обучения предварительно должна быть сконструирована педагогическая система, системообразующим фактором которой всегда являются педагогические цели. В связи с тем, что идея была проводить занятия обобщающего характера и в интерактивной форме, то в номенклатуру педагогических целей были включены не только дидактические, но и когнитивные цели. Ниже приводятся их номенклатуры.

Номенклатура дидактических целей.

1. Систематизация и обобщение теоретических знаний по изученному разделу (теме) дисциплины.

2. Закрепление пропедевтических знаний.

Термин «пропедевтические знания» следует понимать в контексте этимологии слова «пропедевтика». Пропедевтика — сообщение предварительных знаний о чем-нибудь.

Номенклатура когнитивных целей.

1. Развитие таких качеств мышления, как гибкость, критичность, ассоциативность, системность.

2. Формирование навыков коммуникации, самостоятельного принятия решения, работы в команде.

Основу содержания могут составлять задачи комплексного характера, направленные на повтор и отработку теоретических математических положений, терминологического и понятийного аппарата, имеющего пропедевтическое назначение не только с профессионально-ориентированной точки зрения, задания, имеющие не один способ решения и для решения которых потребовалась бы максимально широкая система пропедевтических знаний. Например, задачи из раздела «Векторный анализ и теория поля» на вычисление циркуляции векторного поля (плоского, пространственного) вдоль некоторого контура всеми возможными способами.

В качестве организационной формы занятия использовалась ролевая инструментовка (в форме ролевой игры). Предусмотрены следующие роли: преподаватель, докладчики и их оппоненты, эксперты, играющий тренер.

Роль играющего тренера отводится преподавателю, роль преподавателя — курсанту с высоким уровнем математической подготовки, роль докладчика — курсанту, решающему задачу, роль оппонента — курсанту, выполняющему либо функцию помощника, либо функцию критика. Первая функция реализуется в помощи докладчику, вторая — в противопоставлении докладчику. Какую функцию выполнять, оппонент определяет самостоятельно. Главное: оба игрока должны получить совместный результат — решенную

задачу. Для ее решения другим способом преподаватель определяет нового докладчика и оппонента и так далее. Работой докладчиков и оппонентов руководит преподаватель. Функция группы экспертов заключается в оценивании работы отдельных игроков, курсантов по отдельности и класса в целом. Преподаватель может либо соглашаться, либо незначительно повлиять на изменение оценки в сторону повышения (понижения). Экспертов оценивает преподаватель. Преподавателя оценивает играющий тренер. В случае затруднений преподаватель и эксперты в любой момент могут приостановить игру и прибегнуть к помощи играющего тренера, находящегося в аудитории среди курсантов.

Перед занятием в форме ролевой игры необходимо организовать пропедевтическое занятие (прозанятие) с целью ознакомления курсантов со сценарием, распределения ролей, совместной выработки регламента, правил поведения участников занятия. Курсант, получивший роль преподавателя, знакомится с содержанием занятия. У него есть возможность, при условии сохранения конфиденциальности, предварительно прорешать предложенные для занятия задачи. Обсудить их решение с играющим тренером. Роль преподавателя может определить играющий тренер. Совместно с экспертами преподаватель разрабатывает критерии оценки, без участия класса, но с участием играющего тренера. После проведения занятия играющий тренер совместно с преподавателем вносит необходимые коррективы.

Как показал практический опыт вышеописанной формы организации интерактивного обучения, оптимальное время занятия — часы самоподготовки. В конце занятия обязательно проводится рефлексия в форме анкетирования. Зачем? Рефлексия предполагает направленность внимания субъекта обучения на свою деятельность, а также зрелость субъекта. У детей она не развита и у взрослого не разовьется,

если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.

Примерные вопросы для проведения рефлексии.

1. Ваши ощущения после занятия?

2. Была ли ситуация, которая удивила вас в процессе занятия?

3. Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

4. Учитывалось ли вами мнение других участников группы?

5. Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

6. Что бы вы хотели изменить в организации подобных занятий?

По результатам внедрения интерактивного обучения высшей математике в военно-морском вузе на практике были выработаны методические рекомендации, которых следует придерживаться при разработке сценария практических занятий обобщающего характера с ролевой инструментовкой.

Методические рекомендации.

1. Практическое занятие должно носить обобщающий характер.

2. Выбор раздела дисциплины производится экспертным путем на основе практического образовательного опыта и применительно к текущей ситуации.

3. Содержание занятия должно составлять либо комплексный характер, либо теоретические задания, либо направленные, специально подобранные задачи, имеющие не один способ решения (для решения которых необходима обширная система знаний и умений из других разделов дисциплины).

4. Метод организации учебно-познавательной деятельности курсантов на занятии — ролевой.

5. Перед занятием проводится «прозанятие», цель которого — знакомство курсантов со сценарием предстоящего практического занятия, распределения ролей, выработки регламента, правил поведения курсантов на занятии.

6. Время проведения — часы самоподготовки.

7. В зависимости от уровня математической подготовки курсантов, темпа их учебно-познавательной деятельности занятие может быть проведено в несколько этапов. Логика разбиения на этапы определяется экспертным путем.

Внедрение интерактивного обучения в реальный образовательный процесс высшей математики в военно-морском вузе у курсантов способствует развитию интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Ролевая инструментовка практических занятий влияет на развитие коммуникативных умений и навыков курсантов, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей, способствует улучшению адаптации курсантов младших курсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия».— Ростов-на-Дону; Феникс, 1998.544 с.

2. Привалова, Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 3; URL: https://science-education. ru/ru/article/ (дата обращения: 30.03.17).

3. Руководство по организации и учету образовательной и методической деятельности ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».— СПб.: ВУНЦ ВМФ «BMA», 2016. 456 с.

4. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Хорвест. - М.: ACT, 2001. С. 568.

5. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: Дом, XXI век, Рипол Классик, 2010.512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.