Увеличение налогового бремени -как фактор, оказывающий сдерживающее воздействие на развитие малого предпринимательства в России
Бачило Татьяна Георгиевна,
доцент кафедры «Управленческий и финансовый учет», Московский Государственный машиностроительный университет (МАМИ), Трубицина Наталья Владимировна, аспирант кафедры «Управленческий и финансовый учет», Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)
Статья подготовлена на основе материалов, собранных авторами в рамках исследования проблемы снижения привлекательности субъектов малого предпринимательства как объектов инвестиций, а также изучения вопроса влияния увеличения налогового пресса на развитие малого предпринимательства в России. В статье рассмотрена ситуации, при которой в условиях экономического кризиса в целях поддержки малого предпринимательства, де-юре налоговое давление на малый бизнес должно оставаться неизменным и даже снижаться, а де-факто происходит увеличение налоговой нагрузки и как следствие снижение инвестиционной привлекательности субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации и вызывающее тенденцию к снижению общего количества малых предприятий или же перевод бизнеса в сферу теневой экономики. В заключении предложены меры, призванные снизить уровень налогового давления на субъектов малого предпринимательства, что будет способствовать повышению уровня их инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: налоги и налогообложение, бухгалтерский учет, налоговая нагрузка, бизнес-барьер, субъекты малого предпринимательства, инвестиционная привлекательность, инвестиции, налогообложение доходов от долевого участия, торговый сбор, налог на имущество организаций, кадастровая стоимость.
Не секрет, что основой стабильной и процветающей экономики, особенно во временя сложной экономической ситуации, является малый бизнес. Малые предприятия способствуют формированию конкурентной среды путем внедрения инноваций, нивелированию социального неравенства [18]. У субъектов малого предпринимательства выше маневренность и возможность реагировать на довольно частые и подчас не предсказуемые изменения в экономической обстановке в стране. В странах Евросоюза вклад малых предприятий в ВВП составляет более 50%, в России порядка 20% [19]. К тому же геополитическая и экономическая ситуация последних лет усугубляет положение отечественного бизнеса. В в 2014 году был взят курс на поддержку малого бизнеса. По данным официальной статистики, публикуемой Росстатом, в 2014 году был зафиксирован рост числа предприятий, относящихся к сегменту малого и микробизнеса. Их номинальное количество выросло на 1,7% и приблизилось к 2,1 млн единиц. В то же время необходимо отметить, что прирост был обеспечен, главным образом, сегментом микропредприятий, тогда как число малых компаний выросло лишь на 0,5%. Численность занятых на малых и микропредприятиях выросла лишь на 0,14% и также только за счет роста в сегменте микробизнеса.
Что касается финансовых показателей деятельности, то в 2014 году оборот малого и микробизнеса номинально вырос на 6,4%, но в реальном выражении (с учетом инфляции) сократился на 6,6%. Объем инвестиций увеличился на 15,6%, с учетом инфляции — на 3,7%. [1]
Говоря о субъектах малого предпринимательства, необходимо определить критерии, по которым предприятия будут относиться к таковым. Такие критерии устанавливает Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.[2]
К субъектам малого предпринимательства относятся компании, которые одновременно отвечают следующим трем условиям:
1. размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 120 млн. руб. для микро предприятий и 800 млн. руб. для малых предприятий [16];
2. средняя численность работников не более 100 человек;
3. доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49 процентов. Ранее ограничение было 25 процентов, поэтому больше компаний с долей участия сторонних организаций теперь признаются малыми.
В таблице 1. Представлены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:
В России по состоянию на февраль 2016г. функционирует 5,6 млн. малых предприятий, то есть 95 процентов от общего числа коммерческих предприятий [19]. За последние 10 лет малый бизнес вырос более чем на 37%. Долгий период стагнации сильно
© £
Ю
5
2
сч со
s
Б
ей
2 е
сказался на экономике страны, и сейчас наступил тот момент, когда малый бизнес может изменить судьбу России.
Малый бизнес, прежде всего, имеет социальную основу, так как обеспечивает граждан материальными благами и рабочими местами. Более 30% всех предприятий малого бизнеса находятся в Центральном федеральном округе.
Согласно статистике, большая часть всех предприятий малого бизнеса - предприятия ремонта и торговли (39%) [20]. С учетом индивидуальных предпринимателей показатель еще более высокий. На втором месте предприятия сферы услуг, сферы операций с недвижимостью (20%). Предприятия сферы сельского хозяйства, строительства занимают высокие позиции, но год от года теряют долю. Так, сейчас строительство находится в рейтинге на третьем месте (доля около 12%).
Последние 5 лет малый бизнес сосредоточен на сфере услуг, на сфере общественного питания. Не так много бизнесменов, работающих в секторе производства и переработки. Катастрофически не хватает представителей малого бизнеса в сфере социальных услуг и медицины, в инновационной деятельности.
Высокий темп развития малого бизнеса в торговой отрасли свидетельствует о неэффективной политике государства. Правительство оказывает незначительную поддержку отраслей, вследствие чего мы видим низкую концентрацию малого бизнеса в производстве. Для развития малых предприятий промышленной сферы требуются большие первоначальные вложения, на которые закупается производственное оборудование, а привлечение оборотных средств становится все более и более дорогим. В сфере торговли капиталооборот осуществляется достаточно быстро, первоначальные вложения ниже, и риск банкротства, соответственно минимален.
Таблица 1.
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
Субъект малого и среднего предпринимательства Микром ре,1 (приятие Малое предприятие Среднее предприятие
Средняя численность работников предшествующий календарный год Не более 15 человек Не более 100 человек От 101 до 250 человек включительно
Выручка от реализации без учета НДС за предшествующий календарный год 120 млн рублей 800 млн рублей 2 млрд рублей
Доля сторонних организаций в уставном капитале компании 11е более 49% Не более 49% Не более 49%
Для реализации программ развития малого бизнеса во всех отраслях нужно не только закрепить механизмы оказания технической, информационной и финансовой помощи, но и также не чинить дополнительных препятствий, выражающихся в повышении налоговой нагрузки, увеличением общего уровня издержек производства в связи с удорожанием импортного сырья и повышением тарифов на электроэнергию, а также возросла стоимость коммерческих кредитов из-за повышения Центробанком процентной ставки рефинансирования.
На основании ежегодного доклада уполномоченного при президенте РФ нами представлены на диаграмме факторы, негативно влияющие на развитие малого предпринимательства России в 2015 году (см рис. 1).
Мы не будем акцентировать свое внимание на каждом из приведенных факторов, а сосредоточимся на тех, которые косвенно или напрямую связаны с налогообложение. Выделим среди них:
1. Высокий уровень налогообложения (рис. 2).
2. Высокий процент коммерческого кредита(рис. 3)
3. Высокие издержки на оплату труда (рис. 4).
В марте 2015г. на встрече с представителями бизнеса гла-
ва правительства Д.А. Медведев еще раз подчеркнул важность стабильности правил игры, как одного из ключевых условий спокойной работы биз-неса.[3] Это касается, в том числе понятной и предсказуемой политики государства в налоговой сфере. Д.А. Медведев еще раз заверил, правительство не собирается вводить новые налоги и сборы, равно как и повышать ставки по существующим налогам и сборам. При этом он напомнил о необходимости дальнейшего совершенствования налогового законодательства и администрирования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Также хотелось бы напомнить, что в 2011 г. Президент РФ в Бюджетном послании Федеральному собранию обратил внимание на создание максимально благоприятныхусловий для развития малого и среднего предпринимательства [4], на практику многочисленных фрагментарных изменений налогового законодательства и невозможность ухода от них. В Бюджетном послании 2011 г., что даже если речь идет об улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности, то это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения коррективов в планы финансовой деятельно-
Рис. 1
Рис. 3
сти, что безусловно вызывает дополнительные затраты,осо-бенно у субъектов малого и среднего предпринимательства. И нельзя не отметить тот факт, что постоянное ожидание таких изменений не только мешает, но и препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине непредсказуемости налоговых издержек при разработке биз-
нес-планов.
Однако, не смотря на все заверения о стабильной налоговой политике, хочется отметить происходящие изменения, которые оказывают сдерживающие влияние на малый бизнес. Выделим, на наш взгляд, наиболее важные:
■ Вступление в силу с 01 января 2013г. Федерального закона от 06 декабря № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете» в соответствии, с которым субъекты малого предпринимательства обязаны вести бухгалтерский учет.
■ Внесение изменений в главы 26.2,26.3 и 30 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения де-факто лишились льготы по налогу на имущество организаций.
■ Внесение изменений в главу 23 Налогового кодекса РФ в части повышения налоговой ставки по налогу на доходы от долевого участия в деятельности организаций, получающих физическими лицами -налоговыми резидентами.
■ Вступление в силу новый главы 33 налогового кодекса РФ - Торговый сбор.
Ниже более подробно рассмотрим каждое из перечисленных изменений и влияние, которое оно оказывает на малый бизнес.
Первоенаиболее давнее, но из года в год становящееся все более актуальным, связанное с вступлением в силу нового закона «О бухгалтерском учете» [5], который обязал субъекты малого предпринимательства вести бухгалтерский учет. Исключение согласно ст. № 402-ФЗ составляют индивидуальные предприниматели либо лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответ-
© £
Ю
I
2
сч со £
б
а
2 о
ствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения, либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, а также находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Организовать ведение бухучета на малом предприятии надо по общим правилам. То есть организация ведения бухгалтерского учета возлагается на руководителя субъекта малого предпринимательства. При этом руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо. Кроме того, руководитель вправе заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией или может принять ведение бухучета на себя. Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Надо отметить, что малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным формам [6]. Кроме того, микропредприятия вправе вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи [7].
Но нельзя не согласится, что бизнесмен, не имеющий бухгалтерского образования,вряд ли сможет грамотно составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность и вести бухгалтерский учет, даже если это будет в упрощенной форме или по про-
Рис. 3
стой системе. Ведь в бухгалтерском учете существует множество нюансов, которые необходимо знать и учитывать в текущей деятельности, а также при составлении бухгалтерской отчетности. Для того, чтобы выполнить требования законодательства предпринимателю будет необходимо или самостоятельно пройти обучение азам бухгалтерского учета и постоянно отслеживать происходящие изменения в области бухгалтерского учета, которые происходят также часто, как в области налогообложения, или ввести в штат должность бухгалтера, что неизменно повлечет за собой дополнительные финансовые издержки в виде оплаты труда вновь принятого работника. Помимо этого необходимо помнить, что в соответствии с действующим законодательством при выплате заработной платы работнику необходимо производить начисление и отчисление страховых пенсионных и социальных взносов в различные государственные фонды. Величина этих взносов в базовой ставке составляет 30% от фонда оплаты труда. Учитывая, что по данным рекру-тинговых агентств [17], средняя заработная плата бухгалтера в г. Москва составляет 50 000 рублей, то вместе с обязательным взносами ежемесячные дополнительные издержки предпринимателя составят 50 000*1,3 = 65 000,00 в месяц или 780 000,00 рублей в год. Таким образом, финансовые
расходы предпринимателя существенно возрастают.
Второе по порядку, но не по значимости нами выделено изменение, касающиеся порядка исчисления налога на имущество организаций предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения и теме, кто уплачивает единый налог на вмененный доход.
До вступления в силу изменений, которые внес Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ предприятия на УСН и ЕНВД освобождались от обязанности по уплате налога на имущество организаций. С 01 января 2015г. в отношении предприятий на ЕНВД изменения, внесенные указанным выше законом, вступили в силу, и появилась обязанность уплачивать налог на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ. Такие же изменения произошли и для предприятий на УСН с 01 июля 2015г.
Налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса РФ.
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в
пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Кадастровая стоимость -это установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определённая методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности [8].
Виды недвижимого имущества, признаваемые объектом налогообложения указаны в ст.378.2 Налогового кодекса РФ, в частности это:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Поскольку налог на имущество организаций относится к законам субъекта, то для введения на территории субъекта указанного налога должны быть приняты соответствующие нор-
мативно-правовые акты. По состоянию на март 2016г. подавляющее большинство субъектов Российской Федерации указанные нормативные акты приняли. В Москве это Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 (ред. от 25.11.2015) «О налоге на имущество организаций» [9]. После принятия закона, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Для примера возьмем здание магазина, расположенное на окраина г. Москвы, в северовосточном административном округе. Его кадастровая стоимость по состоянию на март 2016г. согласно сведениям публичной кадастровой карты [10] стоимость здания составляет 41 953458,68 рублей, декларированная площадь: 1 266.70 кв. м.
Поскольку указанная стоимость здания не превышает максимально возможную величину стоимости основных средств для применения упрощенной системы налогообложения, указанной в ст. 346.12 НК РФ, то субъект малого предпринимательства, владеющий такой недвижимостью имеет право применять УСН и при этом не платить налог на имущество организаций. С внесением поправок в главу 26.2 Налогового кодекса РФ и после прохождения государственной кадастровой оценки у такого предпринимателя возникла обязанность по уплате налога на имущество организаций с 01 июля 2015г. или с момента постановки недвижимости на кадастровый учет.
В соответствии с Законом г. Москвы налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах:
3) 1,3 процента - в 2016 году;
4) 1,4 процента - в 2017 году;
5) 1,5 процента - в 2018 году.
До 01 января 2017г. указанная недвижимость общей пло-
щадью до 2000 кв. метров не подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, однако уже с 01 января 2017г., критерии площади будут снижены в 2 раза, и недвижимость общей площадью более 1000 кв. метров будет подлежать налогообложению [11].
Исходя из нашего примера дополнительная налоговая нагрузка, возлагаемая на предпринимателя с 01 января 2017г. составит 41 953 458.68 * 1.4%= 587 348,00, если указанное здание будет соответствовать критериям, установленным п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы № 64, то предусмотрен понижающий коэффициент в размере 0,1, и тогда сумма налога составит 58 744,00 рублей в год.
Третий момент, который мы хотели бы осветить в данной статье - это повышение с 01 января 2015 года ставки налога на доходы физических лиц в части налогообложения доходов от долевого участия в деятельности организаций,полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации,с 9 до 13 процентов. Такое изменение оказало не сильное влияние на такую форму организации бизнеса как индивидуальное предпринимательство, однако на хозяйственные общества с наиболее распространенной формой - общество с ограниченной ответственностью такое изменение стало существенным. Напомним, что согласно закону «Об обществах с ограниченной» [12] - Участники общества вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Чистая прибыль — это часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет [13], т.е. сумма с которой уже определенная сумма налогов уплачена в бюджет. До повышения нало-
© £
ю
I
2
сч со £
Б
а
о
говой ставки налога на доходы от долевого участия в деятельности организаций, ставка налога при выплате дивидендов составляла 9 процентов, с 01 января 2015г. она возросла и сравнялась со стандартной ставкой налога на доходы в размере 13 процентов, что вызвало серьезное недовольство и подтолкнуло предпринимателей пользоваться услугами обналичивания денежных средств, так как комиссия удерживаемая такими «агентствами» ниже установленной ставки налога. По данным, полученным во время проведенного исследования комиссия «черных агентств» за свои услуги составляет от 10 процентов, что ниже установленной ставки налога. Согласимся, что 3% от суммы в 10 000 рублей может быть не серьезная при решении вопроса о распределении дивидендов, а вот 3%, скажем от 20 000 000, это уже ощутимо.
Также в свете налогообложения доходов от долевого участия, хотелось бы обратить внимание на тот момент, когда налоговая политика государства не мотивирует своих граждан инвестировать в развитие малых предприятий, а толкает к пассивному накоплению или хотя бы сбережению денежных средств, путем их размещения на депозитах в банках. Дело в том, что как было описано ранее инвестор, размещая деньги путем предоставления займа под определенный процент или же становясь соучастником хозяйственного общества, при получении дохода в виде процентов по займу или в виде дивидендов обязан уплатить налог в размере 13%, а при размещении денежных средств на банковских счетах сумма процентов по депозитам равная ставке рефинансирования Центрального банка, увеличенная на 5 процентных пунктов, налогом на доходы физических лиц не облагается, то есть, размещая свои средства под 16% годовых, физическое лицо при получении процентного дохода не обязано уплачивать подоход-
Таблица 2.
Вид размещения БаНКОВСКИЙ ВКЛаД Заём юридическому лицу
Сумма инвестиции I 500 000,00 1 500 000.00
(вклада) в рублях
Ставка дохода 16 % годовых 16% годовых
Срок (в днях) 365 365
Сумма дохода (в рублях) 240 000,00 240 000,00
до налогообложения
Ставка налога на доходы Не облагается (n.2 ci 13% (п. ] ст. 224 I1K РФ)
физических лиц 214.2 НК РФ)
Сумма удержанного - 31 200
налога
Итого чистый доход (в 240 000.00 208 800,00
рублях)
ный налог. Приведем пример:
Гражданин решает инвестировать 1,5 млн. рублей, рассматривая варианты размещения на банковских счетах или вложение в малый бизнес, посредством предоставления займа. Результаты представлены в таблице 2.
При прочих равных условиях инвестору будет более привлекательно разместить свободные денежные средства на банковских депозитах, а не инвестировать в создание или в развитие бизнеса. Но, стоит отметить, что в примере указаны идеальные сопоставимые условия. Если же провести анализ предложений по банковским вкладам для физических лиц в наиболее крупных кредитных организаций [21] , таких как Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк и т.д., то предложенные ставки по депозитам будут варьироваться от 8 до 13% годовых, что значительно меньше, указанных в нашем примере. А в свою очередь предприниматели, нуждающиеся в дополнительных оборотных средствах, будут вынуждены привлекать их в кредитных организациях под более высокие проценты, которые могут достигать 22% годовых и выше [22].
Последнее, но не менее важное, на что хотелось бы обратить внимание - это введение в условиях сложной экономической ситуации и острой нехватки оборотных средств, а также стремительного снижения покупательной способности населения, в налоговый кодекс Российской Федерации новой 33 главы «Торговый сбор», кото-
рая возложила дополнительную налоговую нагрузку на предприятия торговли [14], в числе которых существенную долю занимают именно субъекты малого предпринимательства.
Подводя итоги вышесказанного, хотим отметить, что все указанные изменения повлекли за собой дополнительную налоговую нагрузку на малый бизнес. В связи с чем, многие предприниматели были вынуждены повысить цены на свои услуги и производимые, а также продаваемые товары, тем самым значительно снижая свою конкурентоспособность. По данным социологического опроса ВЦИОМ, проведенного в марте 2015 года теневая экономика составляет уже около половины российского ВВП. Рос-стат, в свою очередь, приводит более скромные данные (около 15%) Все больше предпринимателей работает нелегально, и не регистрирует многие операции. Так, 28% опрошенных сотрудников заявили, что получают часть зарплаты или даже всю зарплату в конверте, а 20% экономически активного населения по данным Министерства труда не зарегистрированы в системе социального страхования и не платят взносы в пенсионный фонд, иными словами большая часть из них работает «в тени» [15].
В свою очередь ситуация, сложившаяся на рынке в связи с введением экономических санкций рядом иностранных государств и ответными контрмерами Российской Федера-
ции, которые значительно ограничили количество зарубежных конкурентов создает благоприятную атмосферу для развития и процветания Российского бизнеса, но такой положительный эффект в значительной мере нивелируется постоянно увеличивающимся налоговым давлением на бизнес.
По нашему мнению, в ближайшее время необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство для снижения нарастающего налогового давления и для стимулирования предпринимательской активности в сфере малого предпринимательства.
Прежде всего, речь идет о внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» в части обязанности ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рассмотреть возможность возврата положений, которые были предусмотрены пунктом 3 статьи 4 ранее действующего федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», то есть организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, а также, применяющие иные специальные режимы, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, но с оговоркой - если организация намерена распределять прибыль, оставшуюся после налогообложения на дивиденды, то ведение бухгалтерского учета обязательно.
Далее, предлагаем внести поправки в Главу 23 Налогового кодекса РФ и предусмотреть освобождение от налогообложения доходов, полученных от осуществления инвестиционных вложений, а равно предоставление займов, субъектам малого предпринимательства. Возможность контроля, в части проверки получателя инвестиций и оценки его отнесения к субъектам СМП, будет возможна благодаря созданию единого реестра субъектов СМП России. Реестр будет создан 1 августа 2016 года и размещен в открытом доступе на офици-
альном Интернет-сайте ФНС России. [23]. То есть у инвестора при получении дохода, в частности процентного дохода по предоставленным заёмным средствам или дохода, от участия в деятельности организаций, у субъекта, зарегистрированного в едином реестре СМП России, не будет возникать обязанности по уплате налога на доходы физических лиц. Такая поправка сделает инвестирование в субъекты малого предпринимательства более привлекательным и будет способствовать притоку инвестиций в малый бизнес.
Еще раз, обращаясь к Бюджетному посланию 2011г. Президента РФ, отмечаем важность понятной и предсказуемой политики налогообложения, необходимости выстраивать единую четкую линию налоговой политики, а еще более важно придерживаться выбранного курса, создания максимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, что будет способствовать реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Опасаемся, что проводимые в настоящее налоговые реформы помимо быстрого положительного эффекта в виде дополнительных поступлений в бюджетную систему страны могут в долгосрочной перспективе привести к негативным последствиям в виде сокращения числа предпринимателей и росту безработицы или, что еще хуже, приведут к переходу бизнеса в теневой сектор экономики, чего допускать нельзя.
Литература
1. Доклад АО «МСП Банк» «Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году». Аналитический центр, Москва 2015г.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего в Российской Федерации».
3. Российская газета -RG.RU, март 2015г.
4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29 июня 2011 г. // Парламентская газета. 2011. N 32.
5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от
04.11.2014) «О бухгалтерском учете».
6. Трубицина Н.В. «Маленький баланс» с большими вопросами, Известия МГТУ МАМИ 4(18) 2013 т.1 с.122-126
7. Информация Минфина России от 03.06.2015 № ПЗ-3/ 2015
8. Федеральный закон № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
9. Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 (ред. от
25.11.2015) «О налоге на имущество организаций»
10. http://maps.rosreestr.ru/
11. Закон г. Москвы от 18.11.2015 N 60 «О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций»
12. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью»
13. http://ekslovar.ru/slovar/ ch-/chistyiy-dohod-chistaya-pribyil.html
14. Бачило Т.Г., Трубицина Н.В. «Торговый сбор: актуальность введения и возможные экономические последствия в современных реалиях», Перспективы науки. 2015. № 1 (64). С. 119-123
15. Ь^У/ХП — b1ae2adf4f.xn—p1ai/analytics/ research/26820-chto-meshaet-pazvivatysya-possiyskomu-biznesu-v-2015-godu.html
16. Постановление Правительства от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
17. http://www.superjob.ru/ research/articles/1 1 1663/ glavnyj-buhgalter/
sounoe=emai&utm medium=newз-
© £
Ю
5
2
subscriptions&utm_campaign=339-blue_button
18. Мандрощенко О.В. Автореферат «Концепция налогообложения инвестиционной деятельности малых предприятий» Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Москва 2010.
19. http://economy.gov.ru/ minec/press/interview/20160224
20. Росстат, статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство России 2015».
21. http://www.banki.ru/ banks/ratings/
22. http://www.rosbank.ru/ru/ mb/credits/detail/kredity-msb/ Kredit/
23. http://economy.gov.ru/ minec/about/structure/depmb/ 20151225
Increasing the tax burden - a factor that has a chilling effect on the development of small business in Russia Bachilo T.G., Trubitsina N.V. Moscow State University of Mechanical
Engineering (MAMI) This article was prepared on the basis of material collected by the authors in the study, the problem of reducing the attractiveness of small businesses as investment objects, as well as examine the effects of increase in tax pressure on small business development in Russia The article describes the situation in which under conditions of economic crisis in order to support
small business, the de jure tax burden on small business must remain unchanged and even decrease, but de facto there is an increase in the tax burden and, as consequence, reduction of investment attractiveness of small businesses operating in the Russian Federation and causing a tendency to decrease in the total number of small enterprises or transfer of business into the sphere of shadow economy. In conclusion, the proposed measures to reduce the tax burden on small businesses, which will contribute to the improvement of their investment attractiveness. Keywords: taxes and taxation, accounting, tax burden, business barrier, small businesses, investment attractiveness, investments, taxation of income from equity participation, sales tax, property tax organizations, the cadastral value. References
1. The report of «SME Bank», «Financial
and expectations of small and medium-sized businesses in 2015». Analytical Center, Moscow 2015.
2. The federal law from 24.07.2007 N
209-FZ (ed. Of 12.29.2015) «On the development of small and medium-sized in the Russian Federation.»
3. The Russian newspaper - RG.RU,
March 2015.
4. The budget message of the President
of the Russian Federation Federal Assembly on June 29, 201 1 // Parliamentary newspaper. 2011. N 32.
5. The Federal Law of 06.12.2011 N 402-
FZ (ed. From 04.1 1.2014) «On Accounting».
6. Trubitsina NV «Small Balance» with
the big issues, Izvestiya MSTU MAMI 4 (18) 2013 v.1 s.122-126
7. Information Russian Ministry of Finance dated 3.6.2015 number PZ-3/2015
8. Federal Law № 135-FZ of July 29,
1998 «On appraisal activities in the Russian Federation»
9. Law of Moscow of 05.11.2003 N 64
(ed. Of 11.25.2015) «On the property tax of organizations»
10. http://maps.rosreestr.ru/
11. Law of Moscow of 11/18/2015 N 60 «On Amendments to Articles 1.1 and 2 of the city of Moscow on November 5, 2003 N 64» On the property tax of organizations «
12. The federal law from 08.02.1998 N 14-FZ (ed. Of 12.29.2015) «On Limited Liability Companies»
13. http://ekslovar.ru/slovar/ch-/ chistyiy-dohod-chistaya-pribyil.html
14. Bachilo TG Trubitsina NV «Trading Fee: relevance of the introduction and the possible economic consequences in today's realities,» Prospects of science. Number 1, 2015. (64). pp 119-123
15. http://xn—b1ae2adf4f.xn—p1ai/ analytics/research/26820-chto-meshaet-pazvivatysya-possiyskomu-biznesu-v-2015-godu.html
16. Government Decree of 13.07.2015 number 702 «On the limit values ??of the proceeds from the sale of goods (works, services) for each category of small and medium-sized businesses»
17. http://www.superjob.ru/research/ articles/111663/glavnyj-buhgalter/ ?utm_source=email&utm_medium=news-subscriptions&utm_campaign=339-blue_button
18. Mandroschenko OV Abstract of «Investment activity of small enterprises concept of taxation» The thesis for the degree of Doctor of Economics, Moscow 2010.
19. http://economy.gov.ru/minec/ press/interview/20160224
20. Rosstat statistical compilation «Small and medium enterprises Russia 2015».
21. http://www.banki.ru/banks/ ratings/
22. http://www.rosbank.ru/ru/mb/ credits/detail/kredity-msb/Kredit/
23. http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/depmb/20151225
СЧ c«j £
6
2 ©