EVENTS
события
УДК (57+61)+614.253+614.253.83+504.12+378.147
УВАЖЕНИЕ КУЛьТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЛ И ПЛЮРАЛИЗМА: ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БИОЭТИКИ В СПБГПМУ_
© Галина Львовна Микиртичан, Александр Зиновьевич Лихтшангоф
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2
Контактная информация: Александр Зиновьевич Лихтшангоф — к.м.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики. E-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кафедра биоэтики ЮНЕСКО; Всемирный день биоэтики; отчет о конференции; преподавание биоэтики; права человека; уважение культурного разнообразия и плюрализм; религиозность.
RESPECT FOR CULTURAL DIVERSITY AND PLURALISM: THE WORLD BIOETHICS DAY AT SPBSPMU_
© Galina L. Mikirtichan, Alexander Z. Likhtshangof
Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. Saint-Petersburg, Russia, 194100
Contact Information: Alexander Z. Likhtshangof — MD, PhD, Associate Professor, Department of Humanities and Bioethics. E-mail: [email protected]
KEY WORDS: UNESCO Chair in bioethics; The World Bioethics Day; conference report; the teaching of bioethics; human rights; respect for cultural diversity and pluralism; religiosity.
22 октября 2019 года кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики (подразделение Международной сети кафедры ЮНЕСКО по биоэтике) в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете уже в четвертый раз объединилась с другими подразделениями по всему миру, чтобы отметить Всемирный день биоэтики [3, 4]. Целью проведения ВДБ в СПбГПМУ стало привлечение внимания преподавателей и студентов к этическим проблемам, возникшим в связи с бурным развитием разных областей науки, в том числе медицины и биотехнологий, ибо без этического анализа и осмысления этих проблем и их последующего законодательного оформления возможно
нанесение огромного вреда достоинству и правам человека, а также человечеству в целом. В этом году в качестве темы всемирного дня биоэтики был выбран один из основополагающих принципов Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека (2005): «Уважение культурного разнообразия и плюрализма».
Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека принята 19 октября 2005 г. на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Декларация по биоэтике — это не первый международный документ в области биоэтики, но по сравнению с предыдущими он обладает некими новыми специфическими особенностями. Эти особенности связаны с тем, что этот документ,
□□БЫТИЯ
71
который готовился экспертами, представлявшими разные страны и регионы мира, мировое сообщество, отразил новое явление, суть которого состоит в том, что происходит сдвиг интересов в области биоэтики [6].
Впервые в истории биоэтики государства-члены и международное сообщество обязались уважать и реализовывать основополагающие принципы биоэтики, изложенные в едином документе. Декларация затрагивает этические вопросы, касающиеся медицины, наук о жизни и связанных с ними технологий применительно к человеку, и, как отражено в ее названии, основывается на тех принципах, которые она утверждает в нормах, обеспечивающих уважение человеческого достоинства, прав человека и основных свобод. Закрепляя биоэтику в международных нормах в области прав человека и обеспечивая уважение человеческой жизни, Декларация, тем самым, признает взаимосвязь между этикой и правами человека конкретно в сфере биоэтики [1].
Согласно статье 12 Декларации, следует уделять должное внимание важному значению культурного разнообразия и плюрализма. Вместе с тем эти соображения не должны использо-
ваться в качестве предлога для ущемления человеческого достоинства, прав человека и основных свобод, а также в ущерб принципам, изложенным в настоящей Декларации, и не должны ограничивать сферу применения этих принципов.
Созданная в 2001 г. кафедра ЮНЕСКО по биоэтике в Международном центре здравоохранения, права и этики Университета Хайфы (руководитель А. Карми) наделена полномочиями координировать и стимулировать создание международной сети институтов для подготовки специалистов в области преподавания медицинской этики, связи с высшими учебными заведениями и разработки современных учебных программ по медицинской этике, которые будут удовлетворять мировым требованиям медицинских вузов [7]. Международная сеть кафедр уже включает более 110 отделений (образовательных единиц) на пяти континентах; создан целый ряд учебных пособий. Число отделений по всему миру постоянно растет [5]. Их основными задачами являются: пропаганда принципов и подходов, сформулированных во Всеобщей декларации ЮНЕСКО по биоэтике и правам человека; продвижение совместных
"1 I
Открытие Всемирного дня биоэтики в СПГПМУ (в президиуме слева направо: д.м.н., проф. Г.Л. Микиртичан, д.м.н., проф. Ю.С. Александрович, д.м.н., проф. В.И. Орел)
проектов при соблюдении принципа открытости; повышение качества образования в данной области [2].
В конференции приняли участие специалисты по биоэтике, представители администрации вуза, все преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики СпбгпмУ, многие студенты СПбГПМУ (аудитория № 3 была заполнена до отказа), а также члены Этического комитета Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера. Вела заседание проф. Г.Л. Микиртичан.
Всемирный день биоэтики в СПбгПмУ открылся приветствиями проректоров СПбГПМУ проф. Ю.С. Александровича и проф. В.И. Орла, которые подчеркнули важность и непреходящую актуальность биоэтической проблематики в развитии медицинской науки и медицинского образования.
Исторические, философские и социальные аспекты реализации основополагающего принципа уважения культурного разнообразия и плюрализма были освещены в докладе проф. Г. Л. Микиртичан, заведующей кафедрой гуманитарных наук и биоэтики СПбГПМУ. Она подчеркнула, что культурное разнообразие является общим наследием человечества, поэтому оно должно быть признано и сохранено на благо нынешнего и будущих поколений. Политика, направленная на вовлечение всех культурных групп с их разнообразными и динамично развивающимися культурными особенностями в способность и желание жить вместе, является гарантией жизнеспособности, социального единства и мира. Плюрализм является подтверждением и признанием культурного разнообразия по широкому кругу вопросов: политика, наука, медицина, религия, философия, этика. Эти понятия особенно важны в современной медицинской практике. При изучении истории медицины часто отмечаются культурные и исторические особенности, влиявшие на развитие медицины: обычаи, традиции, религиозные верования и запреты, например, на проведение анатомических исследований; контакты с другими государствами, обладавшими более совершенными медицинскими знаниями, изменение отношения к телу и душе с течением времени.
Профессор О.И. Кубарь, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им. Л. Пастера, в своем докладе размышляла об уважении культурного разнообразия и плюрализма в историческом контексте развития передовых технологий в биологии и медицине. Обсуждая этические
вызовы XXI века как следствие развития современных биотехнологий, докладчик приходит к выводу, что медицина как отрасль человеческой деятельности занимает совершенно особое место именно потому, что в ней наука сочетается с этическими ценностями. В докладе были представлены такие актуальные ныне проблемы, как мотивации к развитию современных биотехнологий, этические риски пре-натальной и преимплантационной диагностики, этические риски когнитивных наук, специфические черты этических проблем генетики, формирование персональной и социальной ответственности ученого (исследовательская этика), обучение и тренинги по этике, независимая этическая экспертиза, открытость перед обществом и достижение доверия общества, междисциплинарный диалог и др.
Ольга Орехова, студентка 3-го курса СПбГПМУ, выступила с интересным докладом «Взгляды представителей различных конфессий на использование современных репродуктивных технологий». Она проанализировала отношение влиятельных конфессий (православие, католицизм, ислам, буддизм, иудаизм) к таким важным этическим проблемам использования современных репродуктивных технологий, как определение родительского статуса при использовании метода суррогатного материнства, угроза психическому и физическому здоровью ребенка, суррогатная мать и ребенок, выборочное сокращение имплантированных эмбрионов и гибель остальных; коммерциализация материнства, реализация прав ребенка на личную автономию, проблемы информирования ребенка о способе рождения и его генетическом происхождении, границы принципа конфиденциальности и т.д. Анализ показал, что категорического запрета на использование ВРТ ни в одной из религий нет; самыми либеральными в вопросах применения ВРТ являются иудаизм и буддизм, а самой консервативной религией — христианство.
Другой студент 3-го курса СПбГПМУ Данила Шайтор провел исследование взглядов ведущих религиозных конфессий по этическим вопросам, связанным с донорством органов. Он пришел к выводу, что все три крупнейшие мировые религии (христианство, ислам, буддизм) с тем или иным ограничением поддерживают трансплантацию органов как от живых, так и от мертвых доноров. В то же время, многие национальные религии имеют серьезные ограничения на трансплантацию органов, вплоть до полного запрета этих манипуляций. Однако в последние годы в большинстве из них постепенно
события
73
появляются молодые реформисты, которые стремятся пересмотреть данные положения в целях спасения большего количества жизней единоверцев и соплеменников.
Руководителем обеих студенческих научных работ была Т.В. Каурова, к.м.н., старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики СПбГПМУ.
Доклад студентки СПбГПМУ О. Ореховой
Конференция завершилась докладом доц. А.З. Лихтшангофа (кафедра гуманитарных наук и биоэтики) «Религиозность студентов СПбГПМУ: данные социологического опроса». В ходе исследования было опрошено 233 студента 1-го и 5-го курса СПбГПУ, а также 153 студента других вузов Санкт-Петербурга. Опрос показал, что уровень конфессиональной культуры студентов довольно низок. Среди современных студентов-медиков (и не только медиков) можно выделить следующие группы в зависимости от их отношения к Богу и религии: атеисты и агностики — около 25%, колеблющиеся — 25-30%, «номинально религиозные» — около 40% и «истинно религиозные» — 6-8%.
На общие вопросы по трём основным религиям, в среднем из верующих ответили верно лишь 28,1% (1 курс), 24,1% (5 курс), из неверующих ответили верно лишь 15,9% (1 курс) и 24,2% (5 курс). Из всех опрошенных только 12% первокурсников и 16,6% пятикурсников могут назвать все 10 заповедей, большинство же первокурсников знает лишь одну, а пятикурсников — пять. Лишь 52,2% студентов 1 курса и 46,5% — 5-го считают, что врач не должен быть суеверным человеком. Лишь 47,9% дали отрицательный ответ на вопрос: могут ли быть излечены некоторые болезни с помощью магии или воздействия на карму. 28,3% опрошенных студентов не считают, что между верой и нравственностью есть прямая связь. Негативно относятся к ЭКО 9,7% верующих и 8,8% неверующих. 15,8% студентов осуждают пассивную эвтаназию, а 43,4% — активную. Большинство учащихся не осуждает генную инженерию (55,8%), среди верующих ее не одобряют 13,8%, а неверующих — 10,3%.
Доклады сопровождались оживленной дискуссией. В рамках конференции прошла выставка плакатов на тему «Уважение культурного разнообразия и плюрализма», подготовленная студентами Педиатрического университета.
Можно заключить, что Всемирный день биоэтики в СПбГПМУ был успешным мероприятием и предоставил прекрасную возможность подчеркнуть важность формирования биоэтического мышления и продвижения принципов и правил биоэтики для защиты прав человека в современном мире, во всех сферах современной медицины, в том числе клинической практики и научных исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека. Принята резолюцией Генеральной конференции
ЮНЕСКО 19 октября 2005 г. Доступен по: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bioethics_ and_hr.shtml (дата обращения: 15.11.2019).
2. Кубарь О.И., ред. Состояние преподавания биоэтики в системе медицинского образования в государствах — участниках СНГ. СПб.: Институт Пастера;2010.
3. Лихтшангоф А.З. Равенство, справедливость и равноправие: Всемирный день биоэтики в СПбГПМУ Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2 (4): 44-48.
4. Микиртичан Г.Л., Лихтшангоф А.З. Всемирный день биоэтики в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете. Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2(1): 62-67.
5. Тен Хаве Х. Деятельность ЮНЕСКО в области биоэтики. Казанский медицинский журнал. 2008; 89(4): 377-383.
6. Mikirtichan G. Interview to Russia St.Petersburg's head of unit. Bioethical Voices: Newsletter of the UNESCO Chair in Bioethics. Dec. 2014. 1(2): 37-38.
7. UNESCO Chair in Bioethics, Haifa. Доступен по: http:// www.unesco-chair-bioethics.org. (дата обращения: 15.11.2019).
REFERENCES
1. Vseobshhaja deklaracija o biojetike i pravah chelove-ka. [Universal Declaration on Bioethics and Human Rights]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/bioethics_and_hr. shtml (accessed: 15.11.2019). (in Russian)
2. Kubar O.I., red. Sostoyanie prepodavaniya bioetiki v sisteme meditsinskogo obrazovaniya v gos-udarstvah — uchastnikah SNG. [The current state of bioethics education in the system of medical education in the CIS member countries: analytical review]. St. Petersburg: Pasteur Institute; 2010. (in Russian & English)
3. Likhtshangof A.Z. Ravenstvo, spravedlivost' i ravnopra-vie: Vsemirnyj den' biojetiki v SPbGPMU. [Equality, Justice and Equity: World Day of Bioethics in SPbSPMU]. Medicine and Health Care Organization. 2017; 2(4):44-48. (in Russian)
4. Mikirtichan GL, Likhtshangof A.Z. Vsemirnyj den' biojetiki v Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom pediatrich-eskom medicinskom universitete. [World Day of Bioeth-ics in St. Petersburg State Pediatric Medical University]. Medicine and Health Care Organization. 2017; 2(1): 6267. (in Russian)
5. ten Have H. Deyatelnost UNESCO v oblasti bioetiki. [uNESCO activities in the field of bioethics]. Kazanskiy med-itsinskiy zhurnal. 2008; 89(4): 377-383. (in Russian)
6. Mikirtichan G. Interview to Russia St.Petersburg's head of unit. Bioethical voices: Newsletter of the UNESCO Chair in Bioethics. Dec. 2014. 1(2): 37-38.
7. UNESCO Chair in Bioethics, Haifa. Available at: http:// www.unesco-chair-bioethics.org. (accessed: 15.11.2019).