Научная статья на тему '«Уважение к личности» как научная идея и жизненное кредо профессора А.С. Мордовца'

«Уважение к личности» как научная идея и жизненное кредо профессора А.С. Мордовца Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовой статус личности / уважение / права человека / равноправие / личная неприкосновенность / legal status of the individual / respect / human rights / equality / personal integrity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репьев Артём Григорьевич

Введение: в связи с 75-й годовщиной со дня рождения видного представителя саратовской юридической школы профессора Александра Сергеевича Мордовца автором предпринята попытка осмысления его фундаментальных работ, посвященных проблемам механизма обеспечения прав человека через призму концепции «уважение к личности». Изучается влияние взглядов А.С. Мордовца на юридическую доктрину правового и социального государства, упрочение естественно-правовых начал понимания отечественного законодательства. Цель — осмыслить научный вклад А.С. Мордовца в исследование центральных категорий правоведения: правовой статус личности, равенство, личная неприкосновенность в проекции к парадигме «уважение к личности»; уточнить общеправовое понимание данной парадигмы посредством соотнесения с современными тенденциями деформации правового статуса. Методологическая основа: общенаучные и частные методы исследования, совокупность диалектического и системного методов познания, формально-юридический подход, метод интерпретации. Результаты: выдвигается тезис, что А.С. Мордовец в числе первых предложил рассматривать идею уважения к личности в качестве принципа права, не абсолютизируя при этом элемент дозволений и указывая на важность гармоничного сочетания в правовом положении не только прав, но и обязанностей, а также юридической ответственности. Аргументируется положение, что кризис антропогуманизма стал следствием увлечения юридической доктриной человекоцентристского мировоззренческого подхода в ущерб патерналистской концепции. Выводы: констатируется необходимость активизации исследований проблем обеспечения прав и свобод человека через призму уважения к личности; подчеркивается значимость заслуг А.С. Мордовца в постановке проблемы познания государственно-правовых преобразований с опорой на концепцию «уважение к личности», проявляющейся посредством гарантирования личной неприкосновенности и равноправия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Репьев Артём Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Respect for the Individual” as a Scientific Idea and Life Credo of Professor A.S. Mordovets

Background: in the light of the 75th anniversary of the birth of a prominent representative of the Saratov Law School Professor Alexander Sergeevich Mordovets, the author attempted to comprehend his fundamental works on the problems of the mechanism for ensuring human rights through the prism of the concept of “respect for the individual.” The influence of the views of A.S. Mordovets on the legal doctrine of the legal and social state is being studied, the strengthening of the natural legal principles of understanding domestic legislation. Objective — to comprehend the scientific contribution of A.S. Mordovets to the study of the central categories of law: the legal status of the person, equality, personal inviolability in projection to the paradigm “respect for the person”; clarify the general legal understanding of this paradigm by correlating with modern trends in deformation of legal status. Methodology: general scientific and private research methods, a set of dialectical and systemic methods of cognition, a formal-legal approach, an interpretation method. Results: he thesis is put forward that A.S. Mordovets was among the first to propose to consider the idea of respect for the individual as a principle of law, without absolutizing the element of permissions and pointing out the importance of a harmonious combination of not only rights, but also duties and legal responsibility in the legal situation. It is argued that the crisis of anthropohumanism was a consequence of the legal doctrine’s preoccupation with the human-centered worldview approach, to the detriment of the paternalistic concept. Conclusions: the need to intensify research into the problems of ensuring human rights and freedoms through the prism of respect for the individual is stated; the significance of A.S. Mordovets’ merits in raising the problem of cognition of state-legal transformations with reliance on the concept of “respect for the individual”, manifested through the guarantee of personal inviolability and equality is emphasized.

Текст научной работы на тему ««Уважение к личности» как научная идея и жизненное кредо профессора А.С. Мордовца»

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

DOI 10.24412/2227-7315-2023-3-15-22 УДК 340.13; 34.03

А.Г. Репьев

«УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ»

КАК НАУЧНАЯ ИДЕЯ И ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО

ПРОФЕССОРА А.С. МОРДОВЦА

Введение: в связи с 75-й годовщиной со дня рождения видного представителя саратовской юридической школы профессора Александра Сергеевича Мордовца автором предпринята попытка осмысления его фундаментальных работ, посвященных проблемам механизма обеспечения прав человека через призму концепции «уважение к личности». Изучается влияние взглядов А.С. Мордовца на юридическую доктрину правового и социального государства, упрочение естественно-правовых начал понимания отечественного законодательства. Цель — осмыслить научный вклад А.С. Мордовца в исследование центральных категорий правоведения: правовой статус личности, равенство, личная неприкосновенность в проекции к парадигме «уважение к личности»; уточнить общеправовое понимание данной парадигмы посредством соотнесения с современными тенденциями деформации правового статуса. Методологическая основа: общенаучные и частные методы исследования, совокупность диалектического и системного методов познания, формально-юридический подход, метод интерпретации. Результаты: выдвигается тезис, что А.С. Мордовец в числе первых предложил рассматривать идею уважения к личности в качестве принципа права, не абсолютизируя при этом элемент дозволений и указывая на важность гармоничного сочетания в правовом положении не только прав, но и обязанностей, а также юридической ответственности. Аргументируется положение, что кризис антропогуманизма стал следствием увлечения юридической доктриной человекоцентристского мировоззренческого подхода в ущерб патерналистской концепции. Выводы: констатируется необходимость активизации исследований проблем обеспечения прав и свобод человека через призму уважения к личности; подчеркивается значимость заслуг А.С. Мордовца в постановке проблемы познания государственно-правовых преобразований с опорой на концепцию «уважение к личности», проявляющейся посредством гарантирования личной неприкосновенности и равноправия.

Ключевые слова: правовой статус личности, уважение, права человека, равноправие, личная неприкосновенность.

© Репьев Артём Григорьевич, 2023

Доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России); e-mail: repev-artem@yandex © Repyev Artem Grigoryevich, 2023

Doctor of Law, Professor of the Department of State and Legal Disciplines (Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs)

A.G. Repyev

"RESPECT FOR THE INDIVIDUAL" AS A SCIENTIFIC IDEA AND LIFE CREDO OF PROFESSOR A.S. MORDOVETS

Background: in the light of the 75th anniversary of the birth of a prominent representative of the Saratov Law School - Professor Alexander Sergeevich Mordovets, the author attempted to comprehend his fundamental works on the problems of the mechanism for ensuring human rights through the prism of the concept of "respect for the individual." The influence of the views of A.S. Mordovets on the legal doctrine of the legal and social state is being studied, the strengthening of the natural legal principles of understanding domestic legislation. Objective — to comprehend the scientific contribution of A.S. Mordovets to the study of the central categories of law: the legal status of the person, equality, personal inviolability in projection to the paradigm "respect for the person"; clarify the general legal understanding of this paradigm by correlating with modern trends in deformation of legal status. Methodology: general scientific and private research methods, a set of dialectical and systemic methods of cognition, a formal-legal approach, an interpretation method. Results: he thesis is put forward that A.S. Mordovets was among the first to propose to consider the idea of respect for the individual as a principle of law, without absolutizing the element of permissions and pointing out the importance of a harmonious combination of not only rights, but also duties and legal responsibility in the legal situation. It is argued that the crisis of anthropohumanism was a consequence of the legal doctrine's preoccupation with the human-centered worldview approach, to the detriment of the paternalistic concept. Conclusions: the need to intensify research into the problems of ensuring human rights and freedoms through the prism of respect for the individual is stated; the significance of A.S. Mordovets' merits in raising the problem of cognition of state-legal transformations with reliance on the concept of "respect for the individual", manifested through the guarantee of personal inviolability and equality is emphasized.

Keywords: legal status of the individual, respect, human rights, equality, personal integrity.

18 июня 2023 года могло бы исполниться 75 лет со дня рождения доктора юридических наук профессора Александра Сергеевича Мордовца. В год своего семидесятилетия выдающийся представитель отечественной теоретико-правовой науки скоропостижно скончался. Сказанное ни в коей мере не анонсирует попытку ученика только лишь вспомнить и дать возможность сделать это научной общественности. Отметим, что учитель — Александр Сергеевич — был в одинаковой степени талантливый юрист, педагог и сотрудник органов внутренних дел, оставивший после себя заметный след в науке и образовании. В рамках статьи постараемся подвергнуть современному общеправовому осмыслению его знаковые, фундаментальные работы по изучению проблем механизма обеспечения прав человека. Именно в этой области юриспруденции профессор А.С. Мордовец сделал себе имя всероссийского масштаба [1, с. 300-301]. Актуальность цели данной работы обусловлена не только наметившимися тенденциями в юридической науке по осмыслению новых подходов к пониманию значения прав человека (в условиях мирового финансового кризиса, последствий пандемии и пр.), но и практикой отечественного государственно-правового строительства, нередко

демонстрирующей дисбаланс в юридической конструкции правового положения личности, особенно применительно к сочетанию прав и обязанностей.

Сегодня многими учеными и практиками постулируется человеко-цен-тристский подход в мировоззрении, с которым соизмеряют не только преобразования общества и государства, но и все происходящее вокруг нас. В связи с этим остановимся на соотнесении идей человеческого измерения и уважения к личности, красной нитью проходящем в работах А.С. Мордовца, с кризисом антропогуманизма, деформациями правового статуса личности (имеется в виду суверенизация и отчуждение человека, расщепление национальной духовной идентичности и пр.) [2, с. 75-85].

Начнем с того, что саму идею уважения к личности А.С. Мордовец связывал с «первичностью интересов человека и гражданина в сравнении с государством» [3, с. 11]. Тезис Александра Сергеевича вполне можно представить как утверждение, что личность есть высшее мерило ценностей любой общности людей, в том числе образовавшейся в такую форму политико-территориальной организации власти, как государство. В подобной интерпретации точка зрения ученого, с одной стороны, не противоречит патерналистскому взгляду на права человека, скорее — открывает возможности для развития, упрочения гуманитарной общечеловеческой ценности категории «права и свободы человека». С другой стороны, сегодня в излишне рельефном позиционировании антропогумани-стической концепции мы видим определенные риски. Попробуем обосновать выдвинутый тезис.

Во-первых, лексический ряд «человек», «индивид», «гражданин», «личность» давно перестал выглядеть синонимичным, и в сцепке с уважением уместно, на наш взгляд, словосочетание только относительно гражданина и личности. Еще в работах советских авторов нередки были оговорки о недопустимости смешения статусов индивида, человека и личности. Так, подробно на разграничении не только общего понимания указанных терминов, но и на содержательном различии таких субъектов правоотношений останавливался как сам А.С. Мордовец, так и его соратники по службе и в науке С.А. Комаров, К.Б. Толкачев и другие ученые [4, с. 12; 5, с. 64-65; 6, с. 60]. Александр Сергеевич полагал, что употребление терминов «человек» и «личность» в синонимичном значении в советской литературе обусловлено «идеологической "зашоренностью"» [3, с. 21]. И действительно, наверное, не каждый человек должен быть уважаем как личность.

Уважение — дуалистичная категория правоведения, предполагающая взаимный процесс почтительного отношения к ценностям общества, самому себе и окружающим. Как думается, личностью можно признать только сознательного человека с устойчивой системой социально-положительных качеств, сформировавшейся вертикалью ценностей, в первую очередь — духовных. Хотя есть и такие нормативные положения с высшей юридической силой на территории конкретных государств, которые не признают различий между личностью и человеком1 или, напротив, целенаправленно устанавливают паритет между

1 См., например: раздел II «Человек и гражданин» Конституции Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. (с изм. и доп. от 17 сентября 2022 г.) // Доступ из информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Адилет». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ K950001000 (дата обращения: 22.06.2023). 17

статусами человека и личности. Например, в ст. 13 Конституции Японии говориться о том, что «все люди должны уважаться как личности»1.

Во-вторых, возможно, кто-то назовет это очередным зигзагом в науке, но так или иначе тяготение перестроечной российской юридической науки к естественной теории прав человека (а ключевой монографический труд Александра Сергеевича относится именно к этому периоду) сегодня, по нашему мнению, меняется на позитивное ее восприятие. Отчасти это обусловлено тем, что международное законодательство в области прав человека с его более чем двумя сотнями универсальных конвенций и договоров продемонстрировало свой дисфункционал. Результатом этого стала денонсация Российской Федерацией только в 2023 г. порядка десяти подобных соглашений2.

В чем причина такой эволюции представлений о ценности прав человека? Полагаем, одним из аргументов является утрата доверия к институтам публичной власти, в руках которых право подчас выступает не гарантом справедливости, гуманизма, а инструментом реализации конъюнктурных политических интересов, оружием манипулирования общечеловеческими ценностями. Например, указанный ранее Договор об обычных вооруженных силах в Европе обеспечивал открытость действий стран НАТО и бывших государств Варшавского договора. Процесс расширения НАТО на Восток подорвал принцип доверия к провозглашаемым государствами ценностям, направленным на демилитаризацию и соблюдение прав человека, но не реализуемым на практике. Наше государство, приняв решение о денонсации, лишь формально-юридически оформило и без того не реализуемые договоренности.

Полагаем, что уважение личности было заложено А.С. Мордовцом в основу достижения консенсуса между концепцией построения гражданского общества и необходимостью усиления государственных начал [3, с. 39-40]. На основе обозначенных постулатов он предлагал перейти к воплощению в жизнь социально-демократической и либеральной концепций строительства гражданского общества. Данный центристский подход, с одной стороны, базируется на идее признания равноправия и фундаментальных свобод, а с другой — на отражении роли государства, в том числе в защите демократии [3, с. 43]. Согласимся, что именно такая модель позволяет добиваться реального уважения личности, обеспечивать паритет интересов общества и государства. Интерес в этой ситуации представляет реальный механизм достижения обозначенной цели, и Александр Сергеевич его предлагал.

В частности, он связывал уважение человека с центральным принципом его прав и свобод. Понимание данного руководящего начала предлагается автором в нескольких плоскостях. Так, А.С. Мордовец пишет, что «уважение прав означа-

Ц 1 См.: Конституция Японии от 3 мая 1947 г. // Конституции государств Азии. Т. 3: Дальний

" Восток. М.: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ: Норма,

1 2010. С. 1021-1037.

ш 2 См.: Федеральный закон от 29 мая 2023 г. № 179-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией

Договора об обычных вооруженных силах в Европе» // Российская газета. 2023. 2 июня; Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 93-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств» // Российская газета. 2023. 6 апр.; Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. № 42-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной 18 ответственности за коррупцию» // Российская газета. 2023. 2 марта; и др.

ет: свободу, недопустимость произвола государственных органов и должностных лиц; приоритет закона; гарантии неприкосновенности личности, ее имущества; равенство перед законом; справедливость; гуманность» [7, с. 75]. К сожалению, формат научной публикации не позволяет детально проанализировать все обозначенные компоненты, но на наиболее интересных, с нашей точки зрения, мы остановимся.

В первую очередь речь идет о признании равенства как компонента уважения. В частности, изначально солидаризируясь с П.А. Кропоткиным, А.С. Мордовец через концепцию «уважение к личности» выходит на проблематику равенства как на одну из ключевых, системообразующих категорий права [3, с. 58]. Убедителен он относительно того, что необходимо различать равенство как общесоциальную категорию и равноправие как категорию юридическую [3, с. 59]. Однако с аргументацией данного тезиса мы позволим себе вступить в научную полемику. Так, вряд ли можно согласиться с тем, что равноправие понимается как равенство обязанностей, что «каждый член общества имеет равный правовой статус, ни один член общества не пользуется особыми правами, но и не несет особых обязанностей» [3, с. 60, 66].

Убеждены, что равенство вовсе не предполагает уравнивания правовых и социальных статусов субъектов правоотношений и тем более не может пониматься как одинаковые или стандартные права и обязанности. Думается, не нуждается в фундаментальной аргументации тезис, что лишь базовый правовой статус, закрепленный в Основном Законе государства, определяет идентичные права и обязанности для граждан государства (не упуская при этом необходимость дифференцировать их применительно к индивидуальным признакам человека: возрасту, полу, уровню образования и пр.) и, соответственно, нормативно закрепляет конституционное правовое положение субъекта.

Между тем разнообразие общественных отношений, в которые вступают субъекты, наличие у последних только им присущих личных и профессиональных качеств, предопределяет специализацию правовых положений. Иными словами, конкретный человек, обладающий, например, более развитыми интеллектуальными способностями либо невероятной физической силой, по природе не может обладать одинаковыми возможностями с иными людьми, соответственно, и равным социальным статусом. Это противоречит законам природы. Обозначенные и иные лучшие качества человека (развитые чувства ответственности, нравственного долга, справедливости и пр.) могут позволить ему впоследствии, скажем, поступить на государственную службу и обрести тем самым специальный правовой статус. Такому субъекту будут свойственны не только базовые права и обязанности, но и дополнительные возможности (правовые преимущества), более того — ограничения его правового положения: повышенная юридическая ответственность, запреты по службе, приоритетные обязанности и пр. Сказанное подтверждается как законодательством, нормативно закрепляющем различные виды специальных правовых статусов1, так и практикой его реализации2.

1 См., например: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от 18 марта 2023 г.) // Российская газета. 1992. 29 июля; 2023. 21 марта.

2 См., например: Постановление ВС РФ от 20 мая 1993 г. № 4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"» (в ред. от 16 апреля 2022 г.) // Российская газета. 1993. 8 июня; 2022. 19 апр. 19

По мнению А.С. Мордовца, в основе правового равенства лежит категория «личная неприкосновенность», понимаемая им максимально широко, фактически синонимично «свободе личности» [3, с. 71]. В этом видится уязвимость позиции учителя при всей логической стройности рассуждений. Полагаем, что «свобода» — категория более магистральная для правоведения, почти сакральная. Все-таки общесоциальный, философский смысл свободы заключается в возможности проявления субъектом своей воли в условиях адаптации (а часто и преодоления) объективных законов природы, социума. Неприкосновенность — категория формально-юридическая, облекающая в соответствующую нормативную оболочку свободу личности, но в понимании защиты участников правоотношений от мер принуждения гарантирующая возможность реализации ими своих прав и законных интересов [8, с. 57].

Характерно, что равноправие привлекало А.С. Мордовца не только как абстрактная категория, но еще и реальный механизм обеспечения прав, например национальных меньшинств. Автор пишет, что «какие бы сложности ни возникли в отношениях с национальными меньшинствами, они должны решаться исключительно мирными средствами и на основе взаимоприемлемых компромиссов» [3, с. 111].

Сегодня эти слова не только не потеряли в своей актуальности, но и приобрели новые очертания. Правда, за прошедшие 20 лет с момента выхода в свет монографии моего учителя мы не только не приблизились к идеализируемой им цели в деле уважения к личности, но и, пожалуй, отдалились. «Мы» употребляется в данном случае приминительно к человечеству, а конкретнее — отдельным институтам и формам организации политической власти (некоторым государствам и их лидерам). Недружественное поведение США и их сателлитов, которые на протяжении десяти лет затушевывали беспрецедентные факты нарушений основополагающих прав русскоязычного населения в Донецке, Луганске, Одессе и других точках земного шара, — яркий тому пример.

Особое место в социально-юридическом механизме обеспечения прав человека А.С. Мордовец отводил правоохранительным органам. Их деятельность в немалой степени он считал зависимой от реализации принципа уважения прав человека [3, с. 10-11]. Сегодня эти постулаты не потеряли своей актуальности. События, вошедшие в новейшую историю нашего государства как попытка военного мятежа, осуществленного военнослужащими негосударственным военным формированием «Вагнер», показали важность духовной скрепы общества, основывающейся на взаимном уважении, признании достоинства друг друга. Именно такую оценку незыблемости концепции «уважения личности» дал по прошествии указанных событий Президент РФ В.В. Путин [9].

Сказанное относительно осмысления вклада профессора А.С. Мордовца в исследование проблем обеспечения прав и свобод человека через призму уважения к личности высветило необходимость не только дальнейшего осмысления тематики, но и активизации данных процессов. Это всецело относится и к родовой категории «уважение», поскольку даже закрепление ее в качестве, например, отправного принципа деятельности государственных органов не приблизило юридическое сообщество к правильному пониманию этого сложного, многогранного феномена. Неоценимая заслуга в постановке проблемы познания государственно-правовых преобразований с опорой на концепцию «уважение

к личности», бесспорно, принадлежит профессору А.С. Мордовцу, для которого она была не просто научной идеей, а жизненным кредо.

Александр Сергеевич Мордовец ушел из жизни 23 октября 2018 г. Отечественная теоретико-правовая наука потеряла своего верного рыцаря, боровшегося за построение государства, понимающего ценность уважения к личности. Во многом виной тому стал его огромный темперамент, внутренний стержень, не знавший полумер и недооценок. Все обстоятельства служебной деятельности и личной жизни Александр Сергеевич пропускал через себя и пытался изменить в лучшую сторону благодаря своему светлому уму и воле. Среди адъюнктов и преподавателей кафедры государственно-правовых дисциплин Академии МВД СССР (сегодня — Академия управления МВД России), в коллективах профессорско-преподавательского состава Рязанской высшей школы МВД СССР (сейчас — Академия ФСИН России), Саратовского юридического института МВД России, Саратовской государственной академии права (ныне — Саратовская государственная юридическая академия) он всегда был в гуще событий. Его глубочайшая принципиальность, прямота и нетерпимость двуличия, исключительное благородство и порядочность позволили создать громадный авторитет в юридической науке.

Его жизнь была полна побед, а смерть наполнила горем сердца всех, кто его знал: от встречавшихся «по случаю» людей до учеников, каждый из которых становился членом не школы, а поистине научной семьи. Не станем говорить о его иных заслугах, как сотрудника органов внутренних дел, семьянина, учителя и старшего товарища, поскольку перечислить их все и тем более переоценить невозможно [10; 11]. ш

п

s

Библиографический СПИСОК п

1. Видные ученые-юристы России (вторая половина XX века): энциклопедический — словарь биографий / под ред. В.М. Сырых. М.: РАП, 2006. 548 с. к

2. Синюков В.Н. Личность в российской правовой системе: поиск новых подходов Г // Журнал российского права. 2023. Т. 27, № 5. С. 75-85. J

3. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека П

—I

и гражданина / под ред. Н.И. Матузова. Саратов: СВШ МВД России, 1996. 228 с. н

4. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека ° и гражданина (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. | Саратов, 1997. 38 с. Ч

5. Комаров С.А. Советское общенародное государство и личность: политико-право- О вые аспекты. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. 136 с. а

к

6. Толкачев К.Б. Теоретико-методологические основания реализации личных кон- е ституционных прав и свобод человека и гражданина: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., | 1998. 360 с. №

ю

7. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: курс лекций 31 / под ред. А.С. Мордовца. Саратов: Сарат. юрид. ин-т МВД России, 2007. 248 с. й

8. Репьев А.Г. Категория «иммунитет» в системе правовых преимуществ: теория, 0 методология, практика / под ред. А.С. Мордовца. М.: Перо, 2013. 232 с. ш

9. Герейханова А., Замахина Т. Вы фактически остановили гражданскую войну: Владимир Путин выступил перед военными и силовиками, которые защищали Россию в день мятежа // Российская газета. 2023. 27 июня.

10. Репьев А.Г. Взгляд на равноправие и преимущества в законодательстве с позиции ценностного подхода и человеческого измерения (перечитывая профессора А.С. Мордовца) // Алтайский юридический вестник. 2018. № 2(18). С. 58-63. 21

11. Репьев А.Г., Воробьев С.М. Категории «неприкосновенность», «свобода» и «равенство» в работах профессора Александра Сергеевича Мордовца (в память об учителе и наставнике) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 2. С. 23-34.

References

1. Prominent legal scholars of Russia (the second half of the XX century): encyclopedic Dictionary of biographies / edited by V.M. Syrykh. M.: RAP, 2006. 548 p.

2. Sinyukov V.N. Personality in the Russian Legal System: Search for New Approaches // Journal of Russian law. 2023. V. 27, No. 5. P. 75-85.

3. Mordovets A.S. Socio-Legal Mechanism of Ensuring Human and Citizen Rights / edited by N.I. Matuzov. Saratov: SVSH of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 1996. 228 p.

4. Mordovets A.S. Socio-Legal Mechanism of Ensuring Human and Civil Rights (theoretical and legal research): extended abstract diss. ... doc. of law. Saratov, 1997. 38 p.

5. Komarov S.A. The Soviet National State and Personality: Political and Legal Aspects. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk University Publishing House. 1986. 136 p.

6. Tolkachev K.B. Theoretical and Methodological Foundations for the Realization of Personal Constitutional Rights and Freedoms of Man and Citizen: dis. ... doc. of law. SPb., 1998. 360 p.

7. Ensuring Human Rights in the Activities of Internal Affairs Bodies: a course of lectures / ed. by A.S. Mordovets. Saratov: Saratov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. 248 p.

8. Repyev A.G. «Immunity» Category in the System of Legal Advantages: Theory, Methodology, Practice / edited by A.S. Mordovets. M.: Publishing house «Pero», 2013. 232 p.

g 9. Gereikhanova A., Zamakhina T. You actually stopped the civil war: Vladimir Putin

? spoke to the military and security forces who defended Russia on the day of the rebellion £ // Rossiyskaya Gazeta. 2023. June 27.

™ 10. Repyev A.G. A Value-Based and Human Dimension Perspective on Equity and Ben-

efits in Law (rereading Professor A.S. Mordovets) // Altai Legal Bulletin. 2018. No. 2(18). ¡ P. 58-63.

í 11. Repyev A.G., Vorobyev S.M. Categories of «Inviolability», «Freedom» and «Equality»

in the Works of Professor Alexander Sergeevich Mordovets (in memory of the teacher and ¡ mentor) // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2019. No. 2. Р. 23-34.

s

s a 2 5 S

0

1 i

ai

CO U

a

5S

о *

и CD О ira a

и ф

CD

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.